Каталог :: Государство и право

Реферат: Теория государства

                                Ввeдение:                                
     ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Каждая наука ставит перед собой цель получить объективные, достоверные и
систематизированные данные об окружающей действительности. С точки зрения
предмета изучения все науки делятся на две большие группы - естественные и
общественные. Так, общественные науки изучают процессы, протекающие в
человеческом обществе.
В свою очередь общественные науки в зависимости опять таки от конкретного
предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию,
политологию и т.д.
К общественным наукам относятся и те, предметом которых являются
государственно-правовые институты и их функционирование. Такие науки
называются юридическими.
Юридические науки имеют свою сложную внутреннюю структуру, организованную в
зависимости от предмета изучения.
Эта структура в целом выглядит следующим образом:
1. Общетеоретические и исторические юридические науки. К ним относятся 
- теория государства и права, история государства и права, история политических
и правовых учений. Они выступают в качестве методологических по отношению к
другим юридическим наукам.
2. Отраслевые юридические науки. Это - науки конституционного,
гражданского, уголовного, трудового, административного права и т.д. Они
изучают нормы материального права по отраслям.
3. Науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности
государственных органов - суд, прокуратуру и т.д.
4. Науки, изучающие международное право - международное публичное право,
международное частное право, право международных договоров и т.д.
5. Прикладные юридические науки - судебная статистика, судебная
медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология и т.д.
Не следует смешивать название предмета науки и название самой науки. Так,
конституционное право - это отрасль права, а изучает ее наука
конституционного права. При этом, в каждой стране существует своя
совокупность юридических наук. Поэтому правильно использовать, например,
такие термины - "российская наука конституционного права", "американская
наука конституционного права" и т.д.
     Теория государства и права как самостоятельная юридическая наука имеет
свой собственный предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной, она 
выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и
функционирования государства и права. Поэтому, основные понятия, которыми
оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней
формулируются основные юридические термины, которые используются в других
юридически дисциплинах, в текстах законов. Поэтому начинающему юристу просто
необходимо в первую очередь усвоить положения науки теории государства и права,
прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.
Наука теории государства и права развивается во взаимодействии с другими
юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она,
вместе с тем, вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных другими
юридическими науками.
В науке теории государства и права используется широкий набор методов 
познания государственно-правовых явлений. Одним из таких методов является 
формально-логический. Наряду с ним используются сравнительный и
исторический методы. Для получения обобщенных представлений о государстве и
праве применяется метод абстрагирования. В исследуемых явлениях
выделяются только сущностные черты и опускается случайное, частное,
нехарактерное.
Современная российская наука теории государства развивается на основе
демократических и гуманистических традиций. Она выступает мощным средством
формирования нового юридического мировоззрения профессионалов-правоведов,
российского общества в целом, столь необходимого ему в условиях политических,
экономических и правовых реформ.
                            ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА                            
                        ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА                        
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его
исторических корней, того: в каких условиях оно возникло и развивалось.
Государство и право существовали не всегда. Они появились на известной
ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что человек
современного, кроманьонского типа (неонантроп) существует около сорока тысяч
лет. Между тем первые государственные образования появились около пяти тысяч
лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа,
неонантропы, существовали, не зная государства.
Самые ранние формы объединения предков современного человека - архоантропов и
палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми
связями. Это могли быть отдельные "семьи" или первобытные стада, использующие
самые примитивные орудия труда - необработанные палки, колья, камни.
Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более
совершенные орудия труда - обработанные каменные топоры, копья, скребки и
т.п., а также добывать огонь, строить примитивные жилища. Одновременно
возникли более устойчивые сообщества людей - первобытные родовые общины, где
все члены рода были связаны кровными узами.
Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками
первобытного человека. Установление экзогамии, т.е. брачных отношений только
между представителями разных родов и соответственно запрета на кровосмешение
внутри рода, явилось одним из важнейших завоеваний родового строя.
Кровнородственный принцип объединения первобытных людей в те времена был
единственно возможным. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее
достоверным, очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем
очаге возвышала роль женщины. Поэтому у многих предков современных народов
род строился на основе матриархата.
     Экономика родового строя была присваивающей (люди получали готовый
продукт от дикой природы путем охоты, собирательства, рыбной ловли). Полученный
продукт составлял общую собственность родовой общины. Прибавочного продукта
присваивающая экономика, как правило, не давала.
Таким образом, род (или первобытная родовая община) представлял собой
объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда,
общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих
условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и
сплоченность членов рода.
Отсюда вытекали соответствующие формы организации общественной власти и
управления. В управлении участвовали все взрослые члены рода - как мужчины,
так и женщины. Высшим органом власти было общее собрание, на котором
решались вопросы, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных
вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнь рода. Для
решения важных дел собирался совет старейшин, вождей. Но их власть
базировалась исключительно на авторитете, уважении старших членов рода,
храбрости охотников и воинов. Споры между членами рода разрешались теми, кого
они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, как правило, в
наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания было изгнание
из рода. Род защищал своих членов от внешних врагов как военной силой, так и
глубоко укоренившимся обычаем кровной мести.
Все эти функции общественной власти не требовали существования особого
аппарата управления и принуждения, выделенного из общества. Все эти функции
выполнялись самими членами рода.
Все это позволяло характеризовать общественную власть при родовом строе как
первобытную демократию. Она не знала ни имущественных, ни социальных различий,
ни государственно-политических форм. Такую неполитическую общественную
власть этнографы называют потестарной.
Порядок во внутриродовых отношениях обеспечивали обычаи. Они 
коренились в глубокой древности, складывались в процессе длительной практики,
передавались из поколения в поколение через пример, легенды, мифы. Обычаи 
включали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия,
устоявшиеся мифы и религиозные представления.
Обычаи соблюдались в силу прочной привычки, общности интересов членов рода,
равенства их положения, отсутствия между ними непримиримых противоречий.
В обычаях родового строя невозможно вычленить традиционные, нравственные,
религиозные и правовые нормы, как это имеет место в более развитых обществах. 
Обычаи носили слитный (синкретический) характер первоначальных императивов.
В современной исторической науке и этнографии они получили название 
"мононормы".
На поздних стадиях происходит отпочкование новых родовых общин от
первоначальной. Связь между ними сохранялась в виде более крупных образований
- фратрий (братств) и племен. Развитие племенных объединений совпадает с
началом разложения первобытно-общинного строя.
Племя, как правило, имело свою территорию, свое особое имя, язык или диалект,
общие религиозные и бытовые обряды. Организация власти в племени основывалась
на началах родовой демократии. Племенной совет состоял из верховных вождей
(старейшин) родов, входящих в состав племени. Избирался военный вождь
племени. По мере дальнейшего развития функции власти и регулирования
постепенно все больше перемещались к племенным органам.
Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне.
10 - 12 тысяч лет назад начался переход от присваивающей экономики 
(охота, рыболовство, собирание плодов) к производящей (скотоводство,
пахотное (плужное) земледелие). Человек научился выплавлять и использовать для
изготовления орудий труда металлы. Он получил название неолитической
революции, поскольку произошел в период позднего неолита.
Появление в руках древнего человека принципиально новых орудий труда повлекло
за собой серьезные общественные последствия. Появилось скотоводство, пахотное
земледелие. Это способствовало быстрому росту населения, развитию
производства, ремесел искусства, возникновению городов, письменности и т.д.
Главным следствием неолитической революции явился рост богатства. Земледелие
и скотоводство давали избыток продукта (прибавочный продукт). На этой основе
возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит
накопление богатства. Излишек продукта создавал также возможность привлечения
дополнительной рабочей силы, необходимой для содержания скота и обработки
полей. Такую рабочую силу у некоторых народов доставляла война.
Производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в
том числе классовой дифференциации, имущественному расслоению населения,
делению на богатых и бедных, рабов и господ, неравноправные касты. У
некоторых народов (древние Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные
полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом
тысячелетии н.э. разложение родового строя привело к феодализму.
Важным последствием неолитической революции явился переход от родовой к
соседской (крестьянской) общине. Общественная собственность материнского рода
постепенно переходит в частную собственность отдельных семей. Мужчина
становится главой семьи и собственником основных средств и продуктов
производства. Матриархат сменяется патриархатом.
С развитием производящего хозяйства территория родов и племен становится
ареной деятельности купцов, ремесленников. Здесь возникают города. В это же
время происходит переселение различных народов. Теперь на одной и той же
территории жили разноплеменные группы населения, отношения между которыми не
могли регулироваться обычаями родового строя. Новые условия требовали и
новой, территориальной организации, охватывающей все население.
Одним из факторов, ускоривших переход родового строя к государству, было
возросшее значение войн и военной организации у многих племен. Военная
организация постепенно превращалась в систему "военной демократии". Это вело к
укреплению единоличной власти военных вождей, претендовавших на передачу своей
власти по наследству, к доминированию власти военного вождя над властью
собрания племени, превратившегося в собрание военной дружины. У некоторых
народов (египтян, шумеров, скифов) в руках военного вождя сосредоточиваются
функции верховного жреца и верховного судьи. Военный быт способствовал
объединению родственных племен в единый народ.
Существенное влияние на процесс образования государства, объединение отдельных
родов и племен в единые народы, оказала религия. Династии новых
властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия
утверждала, что вожди получают власть от богов, оправдывала передачу ее по
наследству.
Таким образом, возникновение государства обусловлено действием как
объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т.п.)
факторов.
В современной науке выделяют следующие признаки государства, 
отличающие его от организации власти в родо-племенном строе.
1. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его
территорию, независимо от их принадлежности к какому- либо роду или племени.
Постоянное население, как правило, имеет устойчивую юридическую связь с
государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри
страны и за ее пределами. Т.е. государству присущ территориальный принцип
осуществления власти, а не кровно-родственный, характерный для родового
строя.
2. Для государства характерно наличие особой публичной власти,
выделенной из общества и не совпадающей с населением. Государство обладает
аппаратом управления и принуждения (полиция, суд и т.д.), состоящим из
профессиональных чиновников. При родовом строе власть осуществлялась
непосредственно членами родовой общины. Управление ее делами не было закреплено
за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Органы родового строя
(общее собрание, вожди, старейшины) не располагали специальным аппаратом
принуждения.
3. Для содержания государственного аппарата необходимы средства. Государство
собирает их с граждан в виде обязательных налогов. Родовой строй, не
знавший особого аппарата управления, не знал и налогов.
                     ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА                     
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это
обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения
государства.
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая 
теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства
является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим
учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому
государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители
действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые
законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся
литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии,
Китая нашла четкое выражение теологическая теория.
Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху средневековья и
имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной
власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория
двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча
- церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя
духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться
церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали,
что императоры получили свой меч непосредственно от бога.
Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную
власть вечной и незыблемой.
     Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат
исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например,
исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и
образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель
трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и
объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие
отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной
властью главы семьи.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал
государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а
отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от
старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во
всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это
принято в семье.
Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер (ХУII в.), который в своей
работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку
исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был
не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются
преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.
В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н.
Михайловский (1842 - 1904 гг.).
Данная теория получила современное звучание в идее государственного
патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и
подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни,
инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то,
что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни
все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это
возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения
общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в
государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость
объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего
несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной
стихии и окружения враждебными племенами.
Эта теория получила распространение в ХУII - ХУIII вв., и ее наиболее яркими
представителями были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.- Ж. Руссо, А.Н.
Радищев и др.
Представители договорной теории возникновения государства считали, что
договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и
государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое
обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не
божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной
образования государства.
Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует
естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными
учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех".
Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали
естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век"
человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное
неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом,
а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться
перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем
восстания.
     Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен
другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители
стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей
государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 -
1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя
победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем
принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или
подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными. Этой
концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.
     Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель
Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и
других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим
организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого
сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер
считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности
развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в
частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз
племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество
функционирует подобно человеческому организму.
Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам
теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы
государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство -
результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с
расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают
сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает
единения на основе государства, власти, иерархической организации.
В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения
государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса
"Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными
причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол
общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было
обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь,
привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое
общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего
социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть
начинает выражать интересы только одной части населения - экономически
господствующего класса, который становится и политически господствующим
классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания
в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства
обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда,
тюрем и др.).
     Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И.
Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми
свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску
авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в
повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не
материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми
психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий,
например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно
существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства.
Причиной возникновения государства является определенное состояние психики
людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей,
служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к
возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский
этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов,
М.М. Ковалевский.
     Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля.
В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства
необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных
районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии,
Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. 
В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как
поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять
воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля,
требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др.
Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных
регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения
ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было
первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие
и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение
государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов,
объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление
государственной организации.
                      ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА                      
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение,
предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями,
сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой
объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной
территории и подчиненных политической власти, способной применять
принуждение.
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической,
социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или
иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет
выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от
других организаций современного общества. К ним обычно относят:
     1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным
аппаратом управления и принуждения;
     2) государственный суверенитет;
     3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;
     4) взимание налогов.
     Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.
Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами
населения, государственная власть приобретает политический характер.
Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над
обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной
самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.
     Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный
аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в
государственном аппарате служит профессией.
     Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е.
ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и
внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. 
Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из
необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также -
международных договоров.
     Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных
полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять
или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных
актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к 
его соблюдению.
     Налогообложение также составляет один из основных признаков государства,
поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может
содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и
распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его
территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся
из общества политическая организация особой суверенной публичной власти,
выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также
обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство". 
Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет
требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою
деятельность в соответствии с правовыми установлениями.
Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю.
Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию
общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал
греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.).
Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке, поскольку
беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества. Значение разумных
и справедливых законов подчеркивал величайший философ античности Платон (427
- 347 гг. до н.э.). А основоположник античной политической науки Аристотель
(384 - 322 гг. до н.э.) обосновал идею господства права и правовой
законности, идею права как критерия справедливости.
Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат
немецкому философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию
естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для
государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих
действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в
законах государства, как обеспеченные государством естественные права и
свободы человека.
Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель,
которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, -
это сфера долженствования (как должно быть).
Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал правовое
государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал
право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые
законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно,
поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как
идею свободы и справедливости, как "царство реализованной свободы".
Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого
либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.
Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике 
правового государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их
гарантированность и реальность осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей.
     Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию
государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных
структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых
законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми,
основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека;
в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение
государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и
его органов.
     Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и
реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения перед
законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями
для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать
естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на
человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода
передвижения, свобода совести и др.
     Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство
и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают
взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от
личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед
личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать
возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его
обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования
действий и решений государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены
права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
     Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное
функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной,
исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов. 
Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла
узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и
противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство
ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов.
     Гражданское общество предпосылка и условие существования правового
государства. Гражданское общество - есть объединение частных личностей. В
нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи между
индивидами строятся по принципу - "пределы свободы личности, определяются
пределами свободы другой личности". Это независимая от государства относительно
самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные
группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального
и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей.
Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается общество
с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от собственности,
а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе
распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду. В
гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует
терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм
идеологий, взглядов, суждений.
Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к
законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна
быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе
вмешиваться.
Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам,
выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: "Не общество для
государства, а государство для общества".
Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны друг
с другом и предполагают друг друга.
                           ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА                           
Под функциями государства принято понимать основные направления его
деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением
задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.
Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика
государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом,
а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти,
поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может
осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их
развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую
направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики).
Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые, так
общесоциальные начала.
Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств. В
механизме государства образуются соответствующие органы, в государственном
бюджете выделяются необходимые средства, создается законодательная база для
регулирования конкретного направления деятельности.
Функции государства следует отличать от функции органов государства. Функции
органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным
актом о правовом статусе данного органа. А функции государства
определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью
общества.
Функции государства не застывший набор направлений его деятельности. С
развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться
новые, ранее неизвестные функции государства, например, природоохранительная
функция, освоение космоса и т.д.
Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым
распространенным является деление функций на внутренние и внешние.
Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны.
Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на
международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой,
дополняют друг друга.
Различают также постоянные и временные функции: 
постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и
государства, а временные функции связаны с решением задач, которые обусловлены
временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями
и т.д.).
Рассмотрим некоторые основные и постоянные внутренние и внешние функции
государства.
К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая;
социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности
и правопорядка.
К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую
экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по
глобальным проблемам.
Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета,
защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных
формах.
Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество
обществом с рыночной экономикой или с централизованной плановой экономикой.
В обществе с централизованной плановой экономикой государство является
собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует
экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах
всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования
торгового и бытового обслуживания населения.
В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится,
как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной
собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики,
пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав
потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует
экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.
Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату
деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного
населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в
государственной поддержке.
Социальная функция включает в себя государственную политику в области
образования, науки, культуры, здоровья граждан.
К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая
обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность
населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во
всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим
природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях,
проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.
К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод
граждан, обеспечение законности и правопорядка.
Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности
конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается
системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также
прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.
Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена
процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических
интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.
Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого
государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту
территориальной целостности государства. В настоящее время меняются ориентиры
в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы
взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных
конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной
безопасности.
Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению
мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и
иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной
обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.
В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких
сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом.
Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает
актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск
взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только
отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного
реагирования. К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая
заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических
или техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая
переросла территориальные пределы одного государства.
Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов
и глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется
производственной деятельностью человека.
     Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая
форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности
государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В
целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого
необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и
обеспечивает их защиту от нарушений.
                           . ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА                           
     Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно 
позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано
функционирование государственной власти, какими органами она представлена,
каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими
методами осуществляется государственная власть в стране.
Выделяют три основных элемента в форме государства: 
·        форму правления, 
·        форму территориального (государственного) устройства
     
·        политический (государственный) режим.
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной
власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между
собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная
власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают
монархическую и республиканскую формы правления.
     Монархия обладает следующими юридическими признаками:
1) это, как правило, единоличное правление;
2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и 
передается по наследству;
Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную 
(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой
иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения,
народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать
управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм
правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и
представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти
и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом
представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового
порядка.
В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в
Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в
Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:
1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо
должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это
означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут
передаваться по наследству.
2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за
невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта
ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента
и т.д.
Республиканская форма правления также относится к одной из древних.
Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе
(аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней
Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).
Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. 
Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования
правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к
дополнительным.
В президентской республике глава государства самостоятельно решает
вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может
уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав
правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий,
касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности
перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска
парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от
должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики
президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.
В парламентарной республике правительство формируется парламентом
(партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за
свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум
недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет
автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.
К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия,
Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция,
Финляндия и др.
В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются
редко. Широко используются смешанные формы, например, 
полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях
либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или,
напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике
устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай,
Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия,
который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного
кворума (например, ФРГ).
Понятие формы государственного устройства относится к характеристике
территориальной организации государства.
     Форма государственного устройства представляет собой
административно-территориальную и национально-государственную организацию
государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями
государства, в частности между центральными и местными органами.
Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и
федеративную.
     Унитарное государство имеет следующие признаки:
1) полное территориальное единство государства. Это означает, что
административно-территориальные единицы не обладают политической
самостоятельностью;
2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы
не имеют собственного гражданства;
3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства
, единая судебная система;
4) единая система законодательства для всего государства;
5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а
оттуда централизованно распределяются.
Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью
централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
     Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных
образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. 
Для федерации характерны следующие признаки:
1) существование общих для всего государства высших органов государственной
власти и управления и одновременно высших органов государственной
власти и управления в субъектах федерации;
2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин
каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта,
однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов
по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с
высшими судебными органами федерации;
5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с
общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных
государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство,
различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия,
Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации,
построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший
СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались
нежизнеспособными.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака
комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному,
так и по религиозно-этническому признаку.
Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию
. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства
государства, а международно-правовое объединение суверенных государств.
В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических,
оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены
конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права,
сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных
органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации 
создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых
объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат
утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация
может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как
правило, федерацию (Швейцария, США).
Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.
     Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов и
методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.
Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и
недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.
К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический,
тоталитарный, фашистский и авторитарный.
     Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в
управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение
подданных правителю.
     Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и
тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным.
Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего
захватническим, насильственным путем.
     Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее
всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для
характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима
в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР.
Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над
личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни
общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи
вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме
устанавливается государственный контроль за образованием, искусством,
литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой
информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная
власть.
     Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима.
Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство
всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство
одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной,
воинственной внешней политикой.
     Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством
руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером и
пользуется большими привилегиями и льготами.
     Демократический политический режим. Демократия означает народовластие,
поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое
или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ
избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии
государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в
той или иной мере исполнительную власть.
     Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно
признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным
источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое
избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается
плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности,
широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая
свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и
государства приоритет имеют интересы личности.
                           МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА                           
     Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле 
этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный
аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком
смысле государственный аппарат понимается как система
исполнительно-распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных
органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный
аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный
сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и
разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру,
полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и
действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства,
включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле
под государственным аппаратом понимаются только органы государства,
наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные
органы.
     Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют
отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,
задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим
законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых
случаях принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и
правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не
является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его
органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может
подвергнуться изменениям и структура органа.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма
правления и государственное устройство.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при
наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того,
органы государства должны располагать соответствующими материально-
техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них
функций - экономических, технических, информационных, идеологических,
организационных и т.д.
     Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е.
они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе
принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе
говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия,
которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
     Виды государственных органов различаются по разным классификационным
основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные
органы подразделяются на выборные (представительные органы -
Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые 
(Правительство, министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в
том числе выборными, органами - производные. Например, Счетная палата,
создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального
Собрания РФ.
Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются на 
законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и 
судебные (правоохранительные).
В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий
государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К
высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ,
Конституционный Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства,
государственные комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной
администрации.
В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют
государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и
на основе единоначалия (прокуратура).
В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном
масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов
федерации.
     К принципам, на основе которых функционируют государственные органы,
могут быть отнесены:
     1) законность;
2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;
3) разделение властей;
4) гласность. 
Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации
и деятельности государственных органов. Он получил конституционное
закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое
прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка.
Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш.
Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный и
аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения
властей - устранить злоупотребления государственной властью. При этом он
полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы
деятельности каждой из властей - законодательной, исполнительной и судебной,
но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким
образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием
политической свободы в обществе.
Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть
неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации
полномочий ветвей власти.
Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в
Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип
разделения властей и провозглашено, что органы законодательной,
исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в
ней сдержек и противовесов во многом напоминает американскую.
                      ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА                      
Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она
охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает
объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде
назначение политической системы можно определить как управление делами
общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное
практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении
социально-экономических и политических решений.
В науке существует множество различных понятий политической системы. Это
объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для
характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские
цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической
системы:
·        во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с
борьбой за государственную власть и ее осуществление; 
·        во-вторых, выражение политических интересов различных классов,
социальных слоев и групп;
·        в-третьих, наличие организационных форм выражения политических
интересов; 
·        в-четвертых, урегулированность отношений между институтами
политической системы правовыми, политическими нормами и политическими
традициями.
С учетом названных признаков политическую систему определяют как
совокупность государственных и негосударственных политических институтов,
выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их
участие в принятии политических решений государством. Составной частью
политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые,
политические нормы и политические традиции. 
     Структуру политической системы составляют организации, объединения,
имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической
деятельности.
Собственно политической организацией является прежде всего государство.
Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно
политическим организациям относятся также политические партии. Они
представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и
защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными
носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но
они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого
рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в
избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов;
2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики,
например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции
в парламенте используют право законодательной инициативы для правового
оформления своих интересов.
В структуру политической системы включают и политические движения, в
которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет
фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система
политических целей.
В структуру политической системы включает и такие организации, которые к
политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их
деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К
таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации.
Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по
вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие
возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в
разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в
урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в
осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.
     Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы
. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь
имеет право участия в политической жизни государства. В светском же
государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не
относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она
может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и
т.п., но церковь не может преследовать политических целей.
Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации
(СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют
в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности
государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той
или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они
разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли
можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы
общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов,
средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической
системы.
     Виды политических систем. Характер политической системы определяется
влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития
общества, его культура, традиции и т.д.
Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.
Для демократической политической системы характерны многопартийность,
политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других
политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.
В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех
вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В
политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная
общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на
эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.
В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее
государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-
государственной верхушки.
     Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и
место государства в политической системе определяется рядом особенностей
государства.
     Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех
без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно
обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для
исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое
целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев
населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.
Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше
универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают
никакие другие организации и элементы политической системы. Только
государство вправе регламентировать правовое положение политических партий,
общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой
информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в
политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации
могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или
участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций
ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия
данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть
только на членов данного объединения, а не на все общество.
                                ЛИТЕРАТУРА                                
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. 1, с. 7-40.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994, тема 1,
с. 3-29.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994, Тема 28,
с. 325-338.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 1, с. 7-17.
Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 1996. Гл. 2,
параграфы 1-4, с. 40-54.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 5.1,
с. 40-53.
Теория государства и права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова А. Б. М., 1993,
с 22-48.
Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М., 1995,
гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.
Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 11, параграфы 2-3,
с. 19-22.
Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.