Каталог :: Государство и право

Реферат: Таможенно-правовые нормы, понятие и виды

                Таможенно-правовые нормы, понятие и виды.                
Вопрос о нормах таможенного права также исследован недостаточно. В связи с
этим целесообразно будет воспроиз­вести прежде всего общее определение
правовой нормы.
В общем виде правовая норма — это юридическое пра­вило, санкционированное и
закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных
законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий­ской
Федерации, актах министерств, государственных коми­тетов и других
государственных органов. В административ­но-правовой литературе норма
административного права оп­ределяется следующим образом.
Норма административного права есть установленное или санкционированное
государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере
государственного управле­ния и реализация которого, как и норм других
отраслей пра­ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой
государства.
Это установленные или санкционированные государст­вом правила, регулирующие
отношения в сфере государст­венного и муниципального управления, реализация
которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж­дением.
Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого
государством правила поведения, целью которого является регулирование
общественных от­ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере
необходимости) в сфере функционирования меха­низма исполнительной власти или
(в широком смысле) госу­дарственного управления.
Норма административного права выражает сущность регулируемого ею
общественного отношения, является кир­пичиком конкретного административно-
правового норматив­ного акта.
Отметим особо последнее определение. Такой подход к характеристике
административно-правовой нормы открыва­ет путь к разномерной и многоплановой
характеристике та­моженно-правовой нормы.
Нормы административного права при их классификации делятся на нормы
материального и нормы процессуального административного права. Такая
классификация может быть распространена и на нормы таможенного права. Четкое
де­ление таможенно-правовых норм на нормы материального таможенного права и
нормы процессуального таможенного права видно из содержания ТК. Например, ст.
8 содержит следующую норму: "Таможенное дело непосредственно осу­ществляют
таможенные органы Российской Федерации, яв­ляющиеся правоохранительными
органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный
таможенный комитет Российской Федерации; региональные таможенные управления
Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты
Российской Федерации". Данная статья — норма материального таможен­ного
права. А вот, например, ст. 289, предусматривающая введение производства по
делам о нарушениях таможенных правил и порядок их рассмотрения, а также
другие статьи, устанавливающие процедурно-процессуальные правила,
содержащиеся в ТК,— это нормы процессуального таможенного права. К ним,
помимо уже названной ст. 289, следует отнести ст. 290—305, 306—315, 332—352 и
другие статьи разд. Х ТК.
Все без исключения авторы, характеризуя правовые нормы различных отраслей
права, помимо перечисленных выше признаков, выделяют такие понятия, как
структура админи­стративно-правовых норм; действие правовых норм во вре­мени,
действие их в пространстве и по кругу лиц.
Так, структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции
и санкции. То же самое можно ска­зать о таможенно-правовой норме.
     Гипотеза содержит указание на фактические условия, при наличии которых
надо или можно действовать опреде­ленным образом.
     Диспозиция определяет само правило поведения, пред­писываемое,
дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
В санкции нормы указываются неблагоприятные послед­ствия, угрожающие
нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях
санкциями яв­ляются меры административной и дисциплинарной ответст­венности, а
также меры пресечения.
     Пределы действия указанных правовых норм во вре­мени определяются общими
правилами их вступления в силу и опубликования, определяемыми нормативными
актами Правительства Российской Федерации.
     Действие правовых норм в пространстве и по кругу лиц связано с положением
органа, издающего нормативный акт. В этой связи можно условно различать,
скажем, тамо­женно-правовые нормы, издаваемые ГТК России и регио­нальным
таможенным управлением, а также нормы общего характера и нормы отраслевого
характера.
Рассмотрим теперь особенности таможенно-правовой нормы. Поскольку таможенно-
правовые нормы регулируют отношения в весьма сложной, комплексной и
неоднородной по структуре сфере, они обладают определенной специфи­кой.
Прежде всего, как уже отмечалось, это могут быть ма­териальные таможенно-
правовые нормы и процессуальные таможенно-правовые нормы.
Но главная особенность таможенно-правовых норм иная; данными нормами
устанавливаются юридически обя­зательные правила, которые Действуют в
соответствующих "блоках", определенных частях структуры таможен­ного дела. В
самом общем виде таможенно-правовые нор­мы регулируют отношения в области
перемещения това­ров и транспортных средств; таможенных режимов; тамо­женных
платежей; таможенного оформления; таможенно­го контроля; таможенной статистики
и др. Таким образом, таможенно-правовая норма — это юридически
обязатель­ное правило, установленное и санкционированное госу­дарством в
соответствующих правовых актах, которое регулирует определенный "блок" (либо
его часть) в сфе­ре таможенного дела и неисполнение (нарушение) кото­рого
влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Таможенно-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах: в
Конституции Российской Фе­дерации, в федеральных законах, в актах ГТК России
и дру­гих центральных органов исполнительной власти. Например, в ст. 74
Конституции предусмотрено:
"1. На территории Российской Федерации не допускает­ся установление
таможенных границ, пошлин, сборов и ка­ких-либо иных препятствий для
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вво­диться в соответствии с
федеральным законом, если это не­обходимо для обеспечения безопасности,
защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".
В юридической литературе встречается довольно услов­ное деление таможенно-
правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
     Управомочивающие нормы в таможенном праве уста­навливают права субъектов
на совершение тех или иных действий. Например: "Создание, реорганизация и
ликвида­ция таможенных управлений и таможен осуществляется Го­сударственным
таможенным комитетом Российской Феде­рации" (ст. 8 ТК).
     Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать
определенные действия определенного содержа­ния. Пример — ст. 55 ТК "Требования
к владельцу магазина беспошлинной торговли":
"Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: исключить возможность
изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин
беспошлинной торговли и реализуемых им;
соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли и
выполнять требования таможен­ных органов Российской Федерации;
вести учет поступающих и реализуемых товаров и пред­ставлять таможенным
органам Российской Федерации от­четность об этих товарах в порядке,
определяемом Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации".
     Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъ­екта воздерживаться от
совершения действий определенно­го характера. Например, ст. 167 ТК
предусматривает:
"Полученная от отправителя товаров и документов на них информация,
составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а
также конфиденци­альная информация не должна разглашаться, использовать­ся
таможенным перевозчиком, и его работниками в собствен­ных целях, передаваться
третьим лицам, а также государст­венным органам (кроме таможенных органов
Российской федерации), за исключением случаев, предусмотренных
за­конодательными актами Российской Федерации".
Государственные служащие таможенных органов, а также учреждений, организаций
и предприятий в сфере таможенного дела
Важное место среди субъектов таможенного права за­нимают государственные
служащие, работающие как непо­средственно в таможенных органах, так и во
входящих в таможенную систему Российской Федерации учреждениях, на
предприятиях и в организациях.
Вначале хотелось бы высказать некоторые общие сооб­ражения относительно
современного понимания характера и содержания государственной службы. Это
необходимо для выявления основных черт и определения специфики служ­бы в
таможенных органах, учреждениях и организациях.
Б. М. Лазарев справедливо отмечает: "В любой системе социального управления,
непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и
к государ­ственному механизму. Без персонала он представлял бы со­бой
безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей". Это положение
в полной мере применимо к организации механизма управления таможенным делом.
Понятия "таможенная служба" и "служба в таможенных органах, учреждениях и
организациях" могут трактоваться по-разному — и как идентичные, и как
существенно отличающие­ся друг от друга. Это зависит, в свою очередь, от
трактовки термина "таможенная служба". Представляется, что есть осно­вания
понимать таможенную службу как определенную сово­купность таможенных органов,
учреждений и организаций, а также правовой статус должностных лиц таможенных
органов, порядок и условия прохождения службы в этих органах.
В настоящей главе речь идет о государственной службе и статусе
государственных служащих в таможенных орга­нах и учреждениях, о порядке
приема, прохождения, прекращения службы в них и о ряде других вопросов,
связанных со службой в них.
В литературе по поводу определения в целом понятия государственной службы нет
единства мнений. Предлагаются разные варианты этого понятия. Например, Б.М.
Лазарев по­лагает: "Государственная служба — это прежде всего служение
государству, т. е. выполнение по его поручению и за плату от него
деятельности по реализации задач и функций государства в государственных
органах, "силовых" структурах, в государственных социально-культурных
учреждениях, на го­сударственных предприятиях (в их администрации)". Это
оп­ределение вызывает некоторые вопросы. Разве так называемые силовые
структуры — это не государственные органы, не органы исполнительной власти?
Каков круг работников, вхо­дящих в администрацию предприятий? Ответы на эти
вопросы имеют определенное значение для понимания характера и содержания
государственной таможенной службы.   То, что служба в таможенных органах
(являющихся государственными органами) и в большинстве учреждений,
предприятий и организаций, подведомственных ГТК (и являющихся в своему
характеру также государственными), представляет собой разновидность
российской государственной службы, не вызывает сомнений.
     Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих
таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, -это
государственная таможенная служба.  Государственная служба в таможенных
органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами,
закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип:
"Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной служ­бе",
а в п. "т" ст. 71 предусмотрено, что федеральная госу­дарственная служба
находится в ведении Российской Феде­рации. Более развернуто принципы
государственной служ­бы сформулированы в других правовых актах. В научной и
учебной юридической литературе вопросу о принципах госу­дарственной службы
уделено немалое внимание. По мнению, например, Д.Н. Бахраха, к числу основных
принципов госу­дарственной службы относятся демократизм, профессиона­лизм,
социально-правовая защита служащих.
Названное можно считать и основными принципами го­сударственной таможенной
службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и
подотчетности служащих.
Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется,
В частности, в сменяемости тамо­женных служащих. Сменяемость кадров в
таможенных ор­ганах и учреждениях обеспечивается в процессе их естест­венного
обновления, в частности, связанного с уходом работ­ников по достижении
соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с
назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также
в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и
гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены
частич­но в ТК и других правовых актах, в том числе в норматив­ных актах по
вопросам приема и прекращения службы в та­моженных органах, издаваемых ГТК
России.
     0тветственность и подотчётность лиц, находящих­ся на службе в таможенных
органах и учреждениях, являет­ся важным принципом таможенной службы. Реализация
его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов
и их должностных лиц, характеризую­щегося, в частности, четко выраженной
вертикальной под­чиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием
юридически закрепленной подчиненности по горизонтали — органам представительной
и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, местного
самоуправления и мест­ной администрации.
Что касается ответственности рассматриваемой катего­рии служащих, то к ним
прямо относятся общедемократические требования и установки.
Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности
(дис­циплинарная, административная, уголовная, материальная) должностных лиц
таможенных органов.
Принцип профессионализма, компетентности является ве­дущим началом при
организации и функционировании госу­дарственной таможенной службы. Это не
только общедемокра­тическое условие формирования и деятельности корпуса
тамо­женных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без
выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в
таможенной сфере.
Остановимся вначале на самом понимании и содержа­нии принципа
профессионализма применительно к таможен­ной службе и к таможенным служащим.
Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно
подчерк­нуть обязательность как общей, так и специальной подготов­ки
служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь
это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений,
наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий,
региональных и иных служб и структур ГНИВЦ), без помо­щи которых деятельность
таможенных органов не может быть эффективной.
Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками
в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости
технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в
Соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об
административно-правовых и административно-процессуальных аспектах
регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и
уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфе­ре
таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная де­ятельность), а также о
некоторых положениях других пра­вовых отраслей — финансового, трудового,
налогового, бан­ковского права; валютного законодательства; международно-
правовых договоров, соглашений и норм в области сотруд­ничества государств в
сфере таможенного дела.
Словом, требования, предъявляемые к таможенным слу­жащим, достаточно высоки,
что объясняется необходимос­тью обеспечить подлинные профессионализм и
компетентность данной категории государственных служащих.
Некоторые аспекты принципа профессионализма закреп­лены в ТК. Так, в ст. 420
ТК среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов,
предусмот­рена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам,
уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи. В ст. 9
ТК говорится: "В целях ...подготовки кадров и повышения их квалификации в
систе­ме Государственного таможенного комитета ...действуют ...учебные
заведения профессионального и дополнительного образования".
Обеспечение профессионализма, компетентности при осуществлении таможенной
деятельности предусмотрено и в других статьях ТК. Так, согласно ст. 158,
чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в качестве тамо­женного
брокера, предприятие, обладающее правом юриди­ческого лица, должно иметь в
штате специалиста по тамо­женному оформлению, получившего квалификационный
ат­тестат. Статус специалиста по таможенному оформлению предусмотрен ст. 161
ТК, в которой помимо других предпи­саний содержится следующее положение: "В
случае суще­ственного изменения правового регулирования таможенного дела
специалист по таможенному оформлению должен в ме­сячный срок подтвердить
соответствие своих знаний новым требованиям к таким специалистам". Требования
професси­онализма и компетентности служащих зафиксированы в боль­шинстве
разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвя­щенных вопросам производства
и рассмотрения дел о нару­шениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др.
Принцип социальной защищенности таможенных слу­жащих в той или иной мере
отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в
частности в указах Президента и постановлениях Правительства Россий­ской
Федерации. Непосредственно проблемам социальной за­щищенности посвящена гл. 62
ТК "Оплата труда, матери­ально-бытовое обеспечение и социальная защита
должност­ных лиц таможенных органов Российской Федерации". С изменением
характера таможенного дела, расширением его масштабов началась, как отмечалось,
перестройка таможен­ной службы в России. Сейчас она особенно нуждается в
по­стоянной материально-технической, финансовой и социаль­ной поддержке со
стороны государства. Без этого таможен­ные органы будут просто не в состоянии
решать стоящие перед ними задачи, количество которых увеличивается, а характер
усложняется.
Поскольку таможенные органы и учреждения — это прежде всего работающие в них
должностные лица и иные категории государственных таможенных служащих,
постоль­ку их социальная защищенность, забота об оплате их труда и
материально-бытовом обеспечении в решающей степени определяют эффективность
функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности.
Поэтому закрепление в ТК достаточно подробных правовых предпи­саний в области
обеспечения социальной защиты должност­ных лиц таможенных органов имеет в
определенной мере и концептуальное значение, так как по существу формирует
сам подход к вопросу о социальной защите всех категорий таможенных служащих.
Выделим некоторые важнейшие нормы, касающиеся этой стороны статуса
должностных лиц таможенных органов. На­пример, в ст. 428 ТК говорится, что
государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально-
бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов в
целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими
лицами своих служебных обязанностей. В ст. 431—436 ТК юридичес­ки закреплены:
обязательное личное страхование этих лиц; дополнительные ежегодные
оплачиваемые отпуска; обеспе­чение их жилой площадью, телефоном; пенсионное
обеспе­чение данных лиц и их семей; положение о том, что обложе­ние налогом
доходов, полученных должностными лицами та­моженных органов в связи с
выполнением служебных обя­занностей, осуществляется применительно к условиям
и по­рядку, установленным законодательством Российской Феде­рации для
военнослужащих.
Перечисленные и иные правовые нормы, в которых во­площен принцип социальной
защиты таможенных служащих и, в частности, должностных лиц таможенных
органов, до­полняются, развиваются и конкретизируются в указах Пре­зидента и
постановлениях Правительства, в нормативных ак­тах ГТК, например в Указе
Президента Российской Федера­ции "О неотложных мерах по организации
таможенного контроля в Российской Федерации" от 18 июля 1992 г., в
поста­новлении Правительства Российской Федерации "О неотлож­ных мерах по
усилению таможенного контроля на государственной границе Российской
Федерации" от 24 мая 1993 г.
Более подробно о реализации рассмотренных принци­пов государственной
таможенной службы будет сказано в ходе характеристики статуса таможенных
служащих.
Прежде чем определить понятие "государственный служащий таможенного органа,
учреждения и организации", необходимо хотя бы кратко раскрыть содержание
терминов "служащий" и "должность".
Должность — это элемент любой управленческой струк­туры, в том числе
таможенных органов и учреждений. Приве­дем определение этого понятия, данное
В. М. Манохиным: "Го­сударственно-служебная должность — это часть
организаци­онной структуры государственного органа (организации),
обо­собленная и закрепленная в официальных документах (шта­тах, схемах
должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана
(организации), предоставленной лицу — государственному служащему в целях ее
практичес­кого осуществления." Требуется, правда, уточнение: должнос­ти
существуют не только в государственных органах и органи­зациях, но и в
общественных и кооперативных объединениях, частных и коммерческих
предприятиях, фирмах и т. д. Однако применительно к рассматриваемой здесь
теме речь, конечно, может идти только о государственных должностях.
Интерес­ное определение должности принадлежит ДЛ. Бахраху: "Долж­ность есть
юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Конкретные
лица, реализующие должност­ные полномочия, могут меняться, а их роли — нет".
Термин "служащий" также требует некоторых поясне­ний. В самом широком смысле
слова служащий — это лицо, гражданин, занимающий за плату определенную
должность в государственной организации или общественном объеди­нении,
коммерческом или Частном предприятии и т. р.." Госу­дарственный
таможенный служащий — это вид, во-первых, служащего в широком смысле и,
во-вторых, государственно­го служащего, имеющий некоторые особенности.
Учитывая, что таможенные органы отнесены к числу правоохранитель­ных, надо
подчеркнуть, что правила приема и прохождения в них службы во многом близки к
тем, которые применяют­ся, например, в органах внутренних дел, налоговой
полиции, а также пограничной службы.
Много общего с этой точки зрения обнаруживается в учреждениях и организациях
таможенной сферы и службы в гражданской авиации, на железнодорожном, морском
и речном транспорте. Эта общность во многом определяется спецификой названных
и ряда других отраслей, особенностя­ми их характера, организации руководства
и управления ими.
     Государственный таможенный служащий — лицо, за­нимающее за вознаграждение
должность в таможенных органах, учреждениях и организациях, участвующее в
осу­ществлении таможенного дела и обладающее определен­ным объемом (кругом)
прав и обязанностей.
Рассмотрим подробнее вопрос о классификации тамо­женных служащих. В
литературе выработаны различные критерии такой классификации и, соответственно,
различ­ные ее варианты. Достаточно распространенной является классификация
служащих в зависимости от видов государ­ственной деятельности; от характера
труда (т. е. по стар­шинству должностей); от юридических свойств должностей (т.
е. по характеру служебных полномочий). На этой основе может быть предложена
следующая классификация государ­ственных таможенных служащих. Отметим еще раз,
что это лица, занимающие должности и работающие в таможенных органах,
являющихся одним из видов органов исполнитель­ной власти, а также в
государственных таможенных учреж­дениях, предприятиях и организациях.
По характеру труда (старшинству должностей) таможен­ные служащие могут быть
подразделены на руководителей, специалистов и технических исполнителей.
К руководителям относятся Председатель, заместители Председателя, члены
Коллегии ГТК; начальники региональ­ных таможенных управлений и таможен,
таможенных по­стов; начальники управлений, отделов, других структурных
подразделений таможенных органов, их заместители; дирек­тора (начальники)
таможенных предприятий и организаций, учебных заведений и
научно-исследовательских учреждений. руководители таможенных органов и
учреждений играют большую роль в определении перспективных и текущих за­дач
возглавляемого органа, предприятия, учреждения, орга­низации, структурного
подразделения; в направлении и ко­ординации их деятельности, подборе и
расстановке кадров, принятии решений и контроле за их выполнением.
Руководители таможенных органов и их заместители могут иметь штат
сотрудников, помогающих им выполнять свои функции в соответствии с
распределением обязаннос­тей. В зависимости от уровня и места
соответствующего ор­гана в системе таможенных органов такой штат может
со­стоять из двух и более сотрудников. Условно его можно на­звать аппаратом
при руководстве. Например, Председатель ГТК имеет аппарат, в который входят
его советники, рефе­ренты и другие категории служащих.
К числу специалистов относятся служащие таможен­ных органов и
учреждений, предприятий и организаций, имеющие высшее или среднее специальное
образование, ко­торые выполняют работу, требующую специальных знаний и трудовых
навыков, но не являются руководителями. Спе­циалистами являются инспектора,
экономисты и юрискон­сульты, референты, бухгалтеры различных категорий,
това­роведы, инженеры, программисты, эксперты.
     Технические исполнители — лица, осуществляющие вспомогательную
деятельность: секретари, машинистки, де­лопроизводители, кассиры и другие
служащие, занятые под­готовкой и оформлением документов, хозяйственным
обслу­живанием, организационно-технической стороной учета и кон­троля, ведением
делопроизводства.
Нужно отметить, что деление служащих на руководите­лей, специалистов
(именуемых также основным составом) и технических исполнителей имело
юридическую основу в виде утвержденной в 1967 г. Государственным комитетом СМ
СССР по вопросам труда и заработной платы Единой номенклату­ры должностей
служащих. Этот документ стал нормативно-правовой базой для разработки
должностных характерис­тик, штатов, тарифно-квалификационных справочников и
схем должностных окладов. Предусмотренное Единой номен­клатурой должностей
деление служащих на три категории оставило также своеобразный фундамент для
рассмотрения вопросов классификации и описания каждой категории слу­жащих, в
частности, в учебниках по административному пра­ву. Такой подход,
апробированный практикой, может быть воспринят и для классификации таможенных
служащих.
Юридические свойства должностей, т. е. характер и объем имеющихся у них
полномочий, — один из наиболее важных и распространенных критериев
классификации служащих. Та­моженные служащие в соответствии с этим критерием
могут быть подразделены на должностных лиц и иных служащих.
Охарактеризуем правовой статус должностных лиц та­моженных органов с учетом
того, что этому посвящен целый раздел ТК — разд. XIV "Должностные лица
таможенных ор­ганов Российской Федерации", а также другие правовые акты.
Вначале о самом понятии "должностное лицо". В законо­дательстве и в
юридической литературе имеются различные варианты его определения. Главное,
что следует выделить при характеристике должностного лица, — право этой
категории служащих (и не только государственных) совершать юридически
значимые действуя.
В этом смысле удачным можно признать следующее оп­ределение: "Должностными
лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические
дейст­вия". Такие юридические действия влекут определенные юридические
последствия, и серьезное отличие должност­ных лиц от других категорий
служащих состоит в том, что первые могут действовать от имени организации
внутри нее или вовне; первые имеют властные (распорядительные) пол­номочия, а
вторые — нет.
По мнению Б.М. Лазарева, должностными лицами явля­ются те государственные
служащие, которые обладают рас­порядительными полномочиями: имеют подчиненных
им по службе сотрудников, вправе издавать акты управления, оп­ределяющие
поведение других людей, или акты администра­тивного распоряжения
материальными и денежными ресур­сами, либо осуществляют контроль. Это
определение более широкое, чем приведенные выше; содержащиеся в нем
ха­рактеристики должностного лица более подробно раскрыва­ют его понятие.
Разновидностью должностных лиц являются представи­тели власти. В
законодательстве нет четкого определения этого термина. Пленум Верховного
Суда СССР в постановле­нии от 30 марта 1990 г. дал разъяснение этого понятия.
К представителям власти были отнесены работники государ­ственных органов и
учреждений, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять
требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами
или предприятиями, учреждениями, организа­циями независимо от их
ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты,
председатели, их замес­тители и члены исполкомов Советов, судьи, прокуроры,
сле­дователи, арбитры, работники милиции, государственные инспектора и
контролеры и др.).
В литературе в качестве основного признака представи­телей власти выделяется
следующее положение: эти госу­дарственные служащие имеют право предъявлять
государ­ственно-властные требования (давать предписания, указания) от имени
государства и применять меры воздействия к органам и лицам, не находящимся в
их подчинении. Б.М. Лаза­рев также отмечает: "...представители власти
облечены го­сударственно-властными полномочиями по отношению к ли­цам, не
находящимся у них в служебном подчинении."
На основе высказанных выше общих соображений отно­сительно характера и
особенностей должностных лиц как разновидности государственных служащих
перейдем к ха­рактеристике специфики правового положения должностных лиц
таможенных органов, которое в основном урегулировано в ТК. Прежде всего надо
подчеркнуть, что серьезный отпе­чаток на организацию и прохождение службы в
таможенных органах и на статус их должностных лиц накладывает
пра­воохранительный характер этих органов.
Рассмотрим наиболее характерные черты и особенности правового статуса их
должностных лиц. Общие условиям требования, предъявляемые к должностным
лицам таможен­ных органов, определены в ТК. Должностными лицами ука­занных
органов могут быть только граждане России (т. е. ими не могут быть иностранные
граждане и лица без гражданст­ва), способные по своим деловым и моральным
качествам и уровню образования выполнять возложенные на таможен­ные органы
задачи. Граждане, не соответствующие этим тре­бованиям, не должны приниматься в
таможенные органы и проходить в них службу.
Деловые качества предполагают профессионализм и ком­петентность в сфере
прежде всего таможенного дела, деталь­ное знание лицом особенностей его
участков, на которых не­посредственно придется работать должностному лицу
тамо­женного органа, и смежных участков, а также организацион­ные способности
и навыки, необходимые для выполнения обязанностей и прав должностного лица. К
деловым качест­вам следует отнести также наличие практического опыта работы,
способность лица к его обобщению и использованию. Особенно внимательно должны
изучаться деловые качества вновь принимаемых работников. К числу деловых
качеств относятся также исполнительность и коммуникабельность, умение четко и
рационально организовать свою собственную работу и деятельность подчиненных
сотрудников, способность объединять их. для решения стоящих перед ними задач.
Игнорирование этих требований или невнимательное отношение к ним, учитывая
сложность и специфику таможенной деятельности, чреваты допущением промахов и
оши­бок в ходе этой деятельности, нанесением ущерба авторите­ту таможенных
органов и государственным интересам.
Моральные качества, необходимые должностным лицам для выполнения возложенных
на них обязанностей, — это честность, добросовестность, внимательное, четкое
и свое­временное реагирование на обращения и жалобы граждан, а также
юридических лиц, их надлежащее рассмотрение и решение; взаимопомощь в ходе
осуществления таможенной деятельности; верность служебному долгу и
обязанностям служащего таможенных органов и учреждений. Разумеется, это
только примерный перечень требований, предъявляемых к должностным лицам
таможенных органов.
Важным правовым требованием является принятие долж­ностным лицом присяги.
Текст присяги содержится в ТК: "Клянусь при осуществлении полномочий
должностного лица таможенного органа Российской Федерации неукоснительно
соблюдать Конституцию и законодательство Российской Фе­дерации, защищать ее
экономический суверенитет и безопас­ность, добросовестно выполнять свои
служебные обязаннос­ти и подчиняться требованиям дисциплины таможенной
служ­бы". Церемония принятия присяги утверждается ГТК.
Уровень образования является необходимым условием принятия на работу
гражданина в качестве должностного лица таможенного органа и последующего
успешного вы­полнения им своих служебных обязанностей. Требование наличия
общего и специального таможенного образования вытекает из характера задач и
функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. В связи с
ус­ложнением таких задач в сфере таможенного дела повыша­ется роль
экономической и правовой подготовки преобла­дающей части должностных лиц.
Опыт показывает, что без этого они просто не могут эффективно выполнять свои
функ­ции. Наличие специального образования необходимо для всех категорий
должностных лиц таможенных органов — от ру­ководителей ГТК и его основных
ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных
та­моженных управлений, таможен, их структурных подраз­делений и таможенных
постов. Следует особо подчеркнуть важность регулярного пополнения знаний и
повышения уров­ня образования для такой категории таможенных служа­щих, как
специалисты — экономисты, юрисконсульты, то­вароведы, бухгалтеры, инженеры,
эксперты, специалисты по таможенному оформлению.
В целях повышения квалификации и организации пере­подготовки таможенных
кадров в таможенной системе Рос­сийской Федерации создана постоянно
действующая на раз­ных уровнях — на федеральном уровне, в таможенных
реги­онах, на уровне таможен — система обучения и переподго­товки кадров. В
нее входят Институт повышения квалифи­кации и переподготовки работников
таможенных учрежде­ний ГТК, региональные курсы, семинары и иные формы
обу­чения и переподготовки указанных кадров. Однако в этой области развития
таможенного дела предстоит большая ор­ганизационная и методическая работа,
которая призвана су­щественно помочь делу образования и переподготовки
тамо­женных работников. В России необходимо создать хотя бы два-три высших
учебных заведения, которые занимались бы подготовкой квалифицированных
таможенных кадров с выс­шим образованием, а также разветвленную сеть средних
спе­циальных таможенных школ, училищ, колледжей, которые готовили бы кадры
для непосредственной работы в тамож­нях и таможенных постах.
Статьей 420 ТК предусмотрено, что должностные лица та­моженных органов должны
быть способны по состоянию здоро­вья выполнять возложенные на эти органы
задачи. Это условие относится ко всем категориям должностных лиц. Но особенно
важно его соблюдение теми из них, кто непосредственно осу­ществляет
таможенное дело, находится на оперативной рабо­те, связанной с перемещением
товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и таможенным
контролем, прове­дением дознания и оперативно-розыскной деятельности,
про­изводством по делам о нарушениях таможенных правил. Именно в сфере
деятельности, связанной с таможенными правонару­шениями (уголовными,
административными и др.), фактор креп­кого здоровья должностных лиц, которые
участвуют в борьбе с ними, особенно важен. Крепкое здоровье — необходимое
усло­вие наличия физической силы и умения применять ее, а также возможности
применять специальные средства и огнестрель­ное оружие. В гл. 61 ТК подробно
регламентированы условия и пределы применения физической силы, специальных
средств и огнестрельного оружия. Более конкретно эти вопросы будут
рассмотрены несколько ниже.
Рассмотрим другие общие вопросы статуса должност­ных лиц таможенных органов.
Прежде всего отметим: ТК предусматривает общие правила приема граждан России на
работу в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов на
контрактной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются
специальные звания. Эти звания и порядок их присвоения устанавливаются
Прези­дентом Российской Федерации. Присвоение специальных персональных званий
служит одной из форм аттестации должностных лиц таможенных органов. Указом
Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. утверждено Положение о
порядке присвоения персональных званий долж­ностным лицам таможенных органов и
организаций тамо­женной службы Российской Федерации. На основании на­званного
Положения должностным лицам таможенных орга­нов и организаций присваиваются 
персональные звания, со­ответствующие должностям:
а) в ГТК — действительный государственный советник таможенной службы —
Председатель ГТК; государственный советник таможенной службы I ранга —
заместители Пред­седателя ГТК; государственный советник таможенной служ­бы II
ранга — начальники управлений; государственный со­ветник таможенной службы
III ранга — заместители началь­ников управлений, начальники самостоятельных
отделов советник таможенной службы I, II рангов — начальники от­делов
управлений, их заместители, заместители начальни­ков самостоятельных отделов,
экономические советники и помощники Председателя ГТК, главные специалисты по
ос­новной деятельности, начальники секторов, консультанты' советник
таможенной службы II, III рангов — ведущие спе­циалисты по основной
деятельности; советник таможен­ной службы III ранга, инспектор таможенной
службы I, II рангов — специалисты I, II категорий, специалисты по основной
деятельности;
б) в региональных таможенных управлениях, а также в таможенных учреждениях,
подведомственных ГТК России (ГНИВЦ, таможенных лабораториях и специальных
высших и средних учебных заведениях): государственный советник таможенной
службы II, III рангов — начальники региональных таможенных управлений;
государственный советник таможенной службы III ранга, советник таможенной
службы I ранга — ректоры вузов, директор ГНИВЦ, начальник ЦТЛ заместители
начальников региональных таможенных управлений; советник таможенной службы I,
II рангов — проректоры вузов, директора средних специальных учебных
заведений, заместители директора ГНИВЦ, заместители начальника ЦТЛ,
начальники отделов (секторов) региональных таможенных управлений, начальники
таможенных лаборато­рий, ученые секретари; советник таможенной службы II, III
рангов — заместители директоров средних специальных учеб­ных заведений,
заместители директоров филиалов вузов и средних специальных учебных
заведений, деканы, заведую­щие кафедрами, заведующие лабораториями,
начальники отделов и их заместители, заместители начальников тамо­женных
лабораторий, главные специалисты, главные науч­ные сотрудники, профессора;
советник таможенной службы III ранга, инспектор таможенной службы I, II
рангов — заместители деканов, директора зональных курсов, доцен­ты, ведущие
специалисты, ведущие научные сотрудники, специалисты I категории, старшие
инспектора; инспектор та­моженной службы I, II, III рангов — старшие
преподава­тели, преподаватели, старшие научные сотрудники, старшие эксперты,
старшие методисты, специалисты II категории, инспектора, научные сотрудники,
младшие научные сотруд­ники, методисты I, II категорий, диспетчеры учебных
отде­лов, другие специалисты;
в) в таможнях: государственный советник таможенной службы II, III рангов,
советник таможенной службы I ран­га — начальники таможен; государственный
советник та­моженной службы III ранга, советник таможенной службы I, II, III
рангов — заместители начальников таможен; совет­ник таможенной службы I, II,
III рангов, инспектор тамо­женной службы I ранга — начальники таможенных
постов, начальники отделов таможен и таможенных постов, их замес­тители,
главные специалисты; советник таможенной службы III ранга, инспектор
таможенной службы I, II рангов — стар­шие инспектора, специалисты I
категории; инспектор тамо­женной службы I, II, III рангов — инспектора,
специалисты II категории, другие специалисты.
Персональные звания должностным лицам таможенных органов Российской Федерации
присваиваются при наличии положительной аттестации с учетом занимаемой
должности, образования и стажа работы в этих органах. Причем соот­ветствующие
новой должности знания присваиваются, как правило, по нижнему пределу.
Персональные звания действительного государственного советника таможенной
службы присваиваются Президен­том Российской Федерации, а государственного
советника I, II, III рангов — Правительством по представлению Предсе­дателя
ГТК. Другие персональные звания присваиваются Председателем ГТК.
Присвоение персональных званий должностным лицам таможенных органов
осуществляется в последовательном порядке по истечении установленного срока
выслуги в со­ответствии с занимаемой должностью и при наличии поло­жительной
аттестации. Установлены следующие сроки вы­слуги в персональном звании:
инспектор таможенной служ­бы III ранга — 2 года; II ранга — 3 года; I ранга — 3
года; советник таможенной службы III ранга — 4 года; II ранга — 4 года. Сроки
выслуги в отношении персональных званий дей­ствительного государственного
советника, государственного советника таможенной службы I, II, III рангов,
советника та­моженной службы I ранга не устанавливаются.
Предусмотрено также присвоение персональных званий без соблюдения
последовательности. Это право предоставле­но Председателю ГТК, который имеет
право за особые отли­чия при выполнении служебного долга присваивать
очеред­ное персональное звание до истечения установленного срока выслуги или
обращаться в Правительство с предложениями о присвоении персональных знаний
государственного совет­ника таможенной службы I, II, III рангов, не
предусмотрен­ных по должности; при выдвижении на более высокую долж­ность
присваивать работнику таможенной службы персональ­ное звание без соблюдения
очередности, но не более чем на два звания выше того, в котором он состоял до
выдвижения. Лицам, перешедшим на работу в таможенные органы, а так­же в
организации, подведомственные ГТК, из рядов Воору­женных Сил,
правоохранительных органов, других органи­заций и учреждений, персональные
звания присваиваются с учетом ранее занимаемых ими должностей, имеющих
воин­ских званий или классных чинов.
Для должностных лиц таможенных органов устанавли­вается ношение форменной
одежды. Форма одежды опреде­ляется Правительством, а правила ее ношения —
ГТК. Фор­менная одежда выдается бесплатно.
К числу других общих вопросов статуса должностных лиц таможенных органов
следует отнести также предусмотренные ТК положения о приеме на работу на
контрактной основе, о присвоении специальных персональных званий и о ношении
форменной одежды, касающиеся руководителей и специалистов таможенных
лабораторий, лиц профессорско-преподава­тельского состава, руководителей и
специалистов научно-ис­следовательских учреждений и учебных заведений ГТК.
Аттестация должностных лиц таможенных органов яв­ляется одним из способов
оценки и выявления служебного соответствия таможенных кадров возрастающим
профессиональ­ным и морально-этическим требованиям. Условия и процедура
аттестации регулируются Положением о порядке аттестации должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК от 16
марта 1992 г.
Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится в целях
совершенствования деятельности этих ор­ганов, улучшения подбора, расстановки
и воспитания кад­ров, оценки их работы, стимулирования повышения
квали­фикации и ответственности за охрану государственных ин­тересов России.
При аттестации оцениваются квалификация, компетент­ность, работоспособность,
добросовестность сотрудников, уро­вень их культуры, морально-нравственные
качества, способ­ность выполнять служебные обязанности в таможенной сис­теме.
По результатам этой оценки делаются выводы об их соответствии занимаемой
должности.
Аттестация проводится во всех таможенных органах, включая ГТК, РТУ, ГНИВЦ,
таможенные лаборатории, а так­же учебные заведения. Аттестация лиц
руководящего соста­ва номенклатуры ГТК проводится комиссией Комитета с
уче­том мнения таможенного органа.
Руководство аттестацией, контроль за организацией ра­боты по ее проведению в
таможенных органах осуществля­ются Управлением кадров и учебных заведений
ГТК.
Аттестация должностных лиц таможенных органов про­водится один раз в четыре
года вне зависимости от сроков присвоения персональных званий. Конкретные
сроки, а так­же график проведения аттестации утверждаются начальни­ком
соответствующего таможенного органа и доводятся до сведения аттестуемых
работников не менее чем за месяц до начала аттестации. В очередную аттестацию
не включаются должностные лица, проработавшие в занимаемой должности менее
одного года, молодые специалисты, беременные жен­щины. Женщины, находящиеся в
отпуске по уходу за ребен­ком, включаются в очередную аттестацию не ранее чем
че­рез год после выхода их на работу.
При выдвижении должностных лиц на более высокую должность, а также в случаях
снижения качества исполне­ния функциональных обязанностей или допущения
сущест­венных недостатков при их исполнении аттестация может быть проведена
досрочно.
Для проведения аттестации ГТК и другими таможенны­ми органами утверждаются
аттестационные комиссии в составе председателя, секретаря и членов комиссии
из числа наиболее опытных, авторитетных работников и представи­телей
профсоюзной организации.
Аттестационная комиссия является постоянно действу­ющим органом и строит свою
деятельность в соответствии с годовым планом, утверждаемым первым
заместителем или заместителем Председателя ГТК, начальником (заместите­лем
начальника) другого таможенного органа.
Аттестационная комиссия рассматривает также вопро­сы присвоения персональных
званий.
Аттестация должностных лиц руководящего состава, назначаемых на должности
приказами ГТК, проводится ко­миссией, возглавляемой первым заместителем
Председате­ля ГТК. Аттестация должностных лиц, назначаемых прика­зом других
таможенных органов, проводится комиссией, воз­главляемой начальником или
заместителем начальника со­ответствующего таможенного органа. Персональный
состав комиссии утверждается приказом начальника таможни.
Поведению аттестации предшествует необходимая под­готовительная работа. На
каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до
начала аттеста­ции представляется аттестационный лист, составной частью
которого является характеристика, подготовленная непосред­ственным
начальником аттестуемого. Характеристика долж­на содержать оценку
индивидуальных качеств работника. При последующих аттестациях в комиссию
представляется так­же аттестационный лист предыдущей аттестации.
Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до
аттестации, ознакомлен с представ­ленным на него аттестационным листом. В
случае несогла­сия аттестуемого с оценкой его деловых и моральных ка­честв им
могут быть представлены в комиссию мотивиро­ванные возражения.
Аттестация проводится в присутствии руководителя структурного подразделения,
в котором работает аттестуе­мый, либо лица, его заменяющего. Аттестационная
комиссия заслушивает сообщение аттестуемого о его работе и рассмат­ривает
представленные документы. Обсуждение отношения к своим обязанностям и личных
качеств аттестуемого долж­но проходить в обстановке требовательности,
принципиаль­ности, объективности и доброжелательности. При неявке работника
на заседание аттестационной комиссии без ува­жительных причин комиссия может
провести аттестацию в его отсутствие. Факт неявки по неуважительной причине
сотрудника таможенного органа на заседание аттестацион­ной комиссии должен
быть подтвержден соответствующим документом.
На основе всестороннего объективного рассмотрения де­ловых и нравственных
качеств работника, его отношения к выполнению служебных обязанностей
аттестационная комис­сия дает одну из следующих оценок его деятельности: а)
заслуживает выдвижения на более высокую должность; б) соответствует
занимаемой должности; в) соответствует занимаемой должности при условии
улуч­шения работы и выполнения рекомендаций комиссии с воз­можной повторной
аттестацией через шесть месяцев или год;
г) не соответствует занимаемой должности (с указанием оснований несоответствия).
Аттестационная комиссия по результатам аттестации может вносить рекомендации
о поощрении отдельных ра­ботников за достигнутые ими успехи, об изменении
долж­ностных окладов в пределах минимальных и максимальных размеров по
соответствующей должности, об установлении, изменении или отмене надбавок к
должностным окладам, о включении в резерв на выдвижение, о понижении в
долж­ности, а также высказывать предложения по повышению деловой
квалификации, улучшению служебной деятельнос­ти аттестуемых лиц (с указанием
мотивов, по которым дают­ся соответствующими рекомендации и предложения).
Оценка деятельности работника и рекомендации комис­сии принимаются открытым
голосованием в отсутствие ат­тестуемого. Аттестация и голосование проводятся
при нали­чии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттес­тационной
комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов от числа
присутствующих членов ко­миссии. При равенстве количества голосов аттестуемый
ра­ботник признается соответствующим занимаемой должнос­ти. При аттестации
работника, являющегося членом аттес­тационной комиссии, аттестуемый в
голосовании не участву­ет. Результаты аттестации сообщаются работнику сразу
же после голосования.
Результаты аттестации (оценка и рекомендации) зано­сятся в аттестационный
лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем,
секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в
голосовании.
Аттестационный лист и другие документы на работни­ка, прошедшего аттестацию,
хранятся в его личном деле.
Результаты аттестации с выводами и предложениями сообщаются в ГТК в недельный
срок после проведения ат­тестации работников таможенного органа.
По итогам аттестации издается приказ по таможенному органу, в котором
отражается принятое соответствующим руководителем с учетом оценок и
рекомендаций аттестацион­ной комиссии и при соблюдении действующего
законодатель­ства решение о материальном или моральном поощрении от­дельных
работников за достигнутые ими успехи, применении должностных окладов в
пределах минимальных и максималь­ных размеров по соответствующей должности,
установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам,
на­правлении на повышение деловой квалификации, повышении или понижении в
должности, об освобождении от занимаемой должности работника, признанного не
соответствующим за­нимаемой должности по результатам аттестации, или
обра­щается внимание аттестованных лиц на имеющиеся недостатки в исполнении
ими служебных обязанностей.
Указанные решения принимаются в срок не более двух месяцев со дня аттестации
работника. По истечении указан­ного срока понижение должностного оклада,
уменьшение или отмена надбавок к нему, перевод на ниже оплачиваемую
долж­ность, освобождение работника от должности по результа­там данной
аттестации не допускается. Время болезни ра­ботника в двухмесячный срок не
засчитывается.
Освобождение от занимаемой должности работника, при­знанного по результатам
аттестации не соответствующим занимаемой должности, производится на
основании, предус­мотренном п. 2 ст. 33 КЗоТ РСФСР (обнаружившееся
несоот­ветствие работника занимаемой должности или выполняе­мой работе
вследствие недостаточной квалификации либо со­стояния здоровья,
препятствующих продолжению данной ра­боты). Трудовые споры, связанные с
освобождением от долж­ности работников, признанных по результатам аттестации
не соответствующими занимаемой должности, рассматриваются в соответствии с
действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.
По итогам аттестации кадров администрацией таможен­ного органа с участием
профсоюзной организации разрабатываются мероприятия по выполнению
рекомендаций, вы­сказанных в ходе ее проведения, по устранению имеющихся
недостатков в профессиональной подготовке сотрудников, воспитательной работе
в коллективе и обеспечивается контроль за их исполнением. Управление кадров и
учебных заседаний ГТК осуществляет постоянный контроль за выпол­нением
требований рассмотренного Положения о порядке аттестации должностных лиц
таможенных органов, прини­мает меры по совершенствованию проведения
аттестации, повышению квалификации кадров, улучшению их воспита­ния, обобщает
и распространяет положительный опыт этой работы;
ТК предусматривает гарантии надлежащего исполне­ния должностными лицами
таможенных органов своих слу­жебных обязанностей. Установлено, что
должностные лица указанных органов при исполнении служебных обязаннос­тей
являются представителями власти и находятся под за­щитой государства. Таким
образом, должностные лица вы­деляются среди других категорий таможенных
служащих. Их правовой статус отличается определенной спецификой: как
представители власти при исполнении служебных обя­занностей должностные лица
таможенных органов в рамках своей компетенции имеют право предъявлять
государствен­но-властные требования, давать предписания, указания от имени
государства и применять меры воздействия к орга­нам, организациям и лицам, не
находящимся в их подчине­нии. Согласно ст. 422 ТК "Обязательность для
исполнения законных распоряжений или требований должностного лица таможенного
органа Российской Федерации" законные распо­ряжения или требования (т. е.
находящиеся в пределах ком­петенции и соответствующие действующему таможенному
за­конодательству) должностного лица таможенного органа обя­зательны для
исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными
органами и их должност­ными лицами и иными работниками, а также физическими
лицами. Применительно к таможенному делу и таможенной службе категории
"должностное лицо" и "представители влас­ти" совпадают, что отчетливо видно из
содержания ч. 1 ст. 421 ТК. Например, начальник таможни является не только
долж­ностным лицом, но и представителем власти. Мнение, что пред­ставителями
власти могут быть не только должностные лица, но и другие категории
государственных служащих (например, специалисты различных категорий, эксперты),
в отноше­нии таможенной службы представляется весьма спорным.
Существенным моментом для характеристики статуса должностных лиц является то,
что они находятся под защи­той государства. Соответствующая принципиально
важная правовая норма содержится в самом ТК.
В соответствии с законом должностные лица таможен­ных органов при исполнении
возложенных на них обязан­ностей руководствуются только законодательством и
иными правовыми актами Российской Федерации и международ­ными договорами. Это
одно из проявлений принципа закон­ности применительно к правовому статусу
указанных долж­ностных лиц.
Должностные лица таможенных органов подчиняются только непосредственному и
прямым начальникам. Это озна­чает, что должностное лицо подчиняется, во-
первых, своему непосредственному начальнику и, во-вторых, вышестояще­му
прямому начальнику. Это положение, как и ранее приве­денные, должно
рассматриваться во взаимосвязи со следую­щими правовыми предписаниями,
содержащимися в ст. 421 ТК. Приведем и кратко проанализируем их. Незаконное
воздействие или вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность
таможенных органов и их должностных лиц с целью повлиять на принимаемое
таможенным органом или его должностным лицом решение либо на осуществление
этим должностным лицом действия не допускается и влечет ответ­ственность,
устанавливаемую ТК. Никто не имеет права по­нуждать должностное лицо
таможенного органа выполнять обязанности, не возложенные на таможенные органы
законо­дательством Российской Федерации. При получении приказа или указания,
явно противоречащих законодательству, долж­ностное лицо таможенного органа
обязано руководствоваться положениями законодательства.
Особенно актуально первое из приведенных положений. Не секрет, что
встречаются попытки со стороны органов ис­полнительной власти субъектов
Федерации вмешиваться в деятельность таможенных органов или воздействовать
раз­ными путями и способами на принятие решений их долж­ностными лицами. Эти
попытки незаконны: таможенные ор­ганы характеризуются строго вертикальной
подчиненностью; они не подчинены никаким органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
К сожалению, иногда имеют место факты незаконного воздействия со стороны
вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц на принятие решений
нижестоящими органами. Это наносит ущерб авторитету первых и серьезно
осложняет деятельность вторых.
Упомянем еще одно предписание, содержащееся в ТК и имеющее отношение к
статусу должностных лиц. Речь идет о том, что создание и деятельность
политических партий и других общественных объединений, преследующих
полити­ческие цели, не допускаются в таможенных органах. Долж­ностные лица
этих органов в своей служебной деятельности не связаны решениями политических
партий и других обще­ственных объединений, преследующих политические цели.
Законодательством установлены определенные ограни­чения, касающиеся занятия
должностных лиц таможенных органов некоторыми иными видами деятельности. Эти
лица не имеют права заниматься предпринимательской деятель­ностью, в том
числе через посредников; быть поверенными у третьих лиц по таможенным
вопросам; выполнять какую-либо оплачиваемую работу на условиях
совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой; выполнять
связанные с таможенным делом работы по договорам граж­данско-правового
характера; оказывать с использованием своего служебного положения какое бы то
ни было не пред­усмотренное законодательством Российской Федерации
со­действие лицам и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;
самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении
хозяйствующими субъектами; органи­зовывать забастовки и участвовать в их
проведении.
К числу гарантий надлежащего исполнения должност­ными лицами таможенных
органов своих служебных обя­занностей относится возможность применения ими
физичес­кой силы, специальных средств и огнестрельного оружия. ТК и иными
правовыми актами Российской Федерации предус­мотрены случаи и порядок, при
которых должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Статьями 422—423 ТК предусмотрено, что должностные лица таможенных органов не
несут ответственности за мораль­ный, физический и имущественный вред,
причиненный право­нарушителю применением в предусмотренных ТК случаях
фи­зической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если
причиненный вред соразмерен силе оказываемого проти­водействия. В указанных
статьях регламентируются усло­вия и правила применения должностными лицами
физичес­кой силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При их применении должностное лицо обязано: предупре­дить о намерении
применения, предоставив при этом достаточ­но времени для выполнения своих
требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении
физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает
непо­средственную опасность его жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие
последствия, а также при внезапном или воору­женном нападении, нападении с
использованием боевой техни­ки и транспортных средств или при иных
обстоятельствах, когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является
не­уместным или невозможным; обеспечить лицам, получившим телесные
повреждения, предоставление до врачебной помощи и немедленно уведомить о
происшедшем начальника таможен­ного органа или лицо, его замещающее;
стремиться в зависи­мости от характера и степени опасности правонарушения и
лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодейст­вия к тому,
чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.
Начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, обязаны
незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения
тяжких телесных повреждений.
Должностные лица таможенных органов обязаны прохо­дить специальную
подготовку, а также периодическую про­верку на пригодность к действиям в
условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и
огне­стрельного оружия. Должностные лица таможенных органов имеют право
применять физическую силу для пресечения правонарушений, задержания лиц, их
совершивших, преодо­ления сопротивления, пресечения неповиновения законным
распоряжениям и требованиям, воспрепятствования доступу в помещения, на
территорию, к товарам и транспортным сред­ствам, находящимся под таможенные
контролем, иных дей­ствий, препятствующих выполнению возложенных на этих
должностных лиц обязанностей, если ненасильственные способы не обеспечивают
выполнение этих обязанностей.     Должностные лица таможенных органов имеют
право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые ве­щества,
устройства для вскрытия помещений, средства для принудительной остановки
транспорта, другие специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на работников таможенных органов или иных лиц;
2) для отражения нападения на здания, строения, соору­жения и транспортные
средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и
транспорт­ные средства, находящиеся под таможенным контролем, а равно для
освобождения названных объектов в случае их захвата;
3) для задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение
таможенного органа, если эти лица оказывают неповиновение, сопротивление,
иное противодей­ствие либо могут причинить вред окружающим или себе;
4) для пресечения оказываемого должностному лицу та­моженного органа
физического сопротивления;
5) для остановки транспортного средства, водитель ко­торого не выполнил
требование должностного лица таможен­ного органа остановиться;
6) в других случаях умышленного воспрепятствования осуществлению возложенных
на должностное лицо таможен­ного органа обязанностей.
Запрещается применять специальные средства в отно­шении женщин с видимыми
признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних,
кроме слу­чаев оказания ими вооруженного сопротивления, соверше­ния
группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей,
сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным
контролем.
В состоянии необходимой обороны или крайней необхо­димости должностное лицо
таможенного органа при отсутст­вии специальных средств вправе применять
огнестрельное оружие или использовать любые подручные средства.
Полный перечень специальных средств, используемых в таможенных органах,
определяется Правительством.
При исполнении служебных обязанностей отдельные категории должностных лиц
таможенных органов, опреде­ляемые ГТК, наделяются правом ношения, хранения
огне­стрельного оружия и пользования им.
Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, используемых в
таможенных органах, определяется Правительством Российской Федерации.
Отдельные категории должностных лиц таможенных органов имеют право применять
огнестрельное оружие в ка­честве крайней меры в следующих случаях:
1)      для отражения нападения на работников таможенных органов, когда их
жизнь или здоровье подвергаются опасности;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием должностных лиц
таможенных органов. Попытка лица, задерживаемого должностным лицом
таможенного органа, приблизиться к огнестрельному оружию путем сокра­щения
указанного этим должностным лицом расстояния или прикоснуться к такому оружию
рассматривается как попыт­ка завладения этим оружием;
3) для отражения группового или вооруженного нападе­ния на здания, строения,
сооружения и транспортные сред­ства, принадлежащие таможенным органам или
используе­мые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под
таможенным контролем;
4) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также
вооруженного лица, отказывающе­гося выполнить законное требование о сдаче
оружия.
Кроме того, огнестрельное оружие может быть исполь­зовано должностными лицами
таможенных органов в следу­ющих случаях:
1) для остановки транспортных средств путем их повреж­дения, если водитель
создает реальную опасность жизни и здоровью работников таможенных органов и
не подчиняется их неоднократным требованиям остановиться;
2) для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью работников
таможенных органов;
3) для предупреждения о намерении применить огнестрель­ное оружие, подачи
сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отно­шении женщин, лиц с явными
признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими
вооружен­ного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного
нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов, а
также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать
посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия должностное лицо таможенного
органа обязано незамедлительно письменно доложить начальнику таможенного
органа или лицу, его замещающему, которые сообщают об этом про­курору в
течение 24 часов с момента применения огнестрель­ного оружия.
В законодательстве четко и развернуто регламентиру­ются вопросы оплаты труда
должностных лиц таможен­ных органов, их материально-бытового обеспечения и
со­циальной защиты. Этим вопросам, решение которых явля­ется жизненно
важным для указанных лиц, посвящена спе­циальная глава ТК; и в той или иной
мере они решаются во многих статьях, помещенных в других главах этого
комплексного закона, а также в иных правовых актах. Выделим наиболее
существенные моменты, характеризующие рассматри­ваемую сторону правового
статуса должностных лиц.
Принципиальное значение имеет содержащееся в ст. 428 ТК положение:
"Государство гарантирует повышенные ус­ловия оплаты труда, уровень
материально-бытового обеспе­чения и социальную защиту должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации в целях создания матери­альных
предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных
обязанностей". Это очень важное общее положение раскрывается и
конкретизируется в ряде других статей ТК и в иных правовых актах. Оплата
труда должностных лиц таможенных органов состоит из должност­ных окладов,
окладов по специальным званиям, надбавок за знание иностранного языка, за
выслугу лет, иных надбавок. Условия оплаты труда должностных лиц таможенных
орга­нов устанавливаются в соответствии со статусом этих орга­нов как
правоохранительных.
За работу сверх установленной законодательством продолжительности рабочего
времени, а также за работу в ноч­ное время, выходные и праздничные дни
должностным ли­цам таможенных органов предоставляется компенсация в
со­ответствии с законодательством Российской Федерации о тру­де. Речь идет, в
частности, о ст. 42 КЗоТ о нормальной про­должительности рабочего времени; о
ст. 90 КЗоТ об оплате работы в ночное время; о ст. 89 КЗоТ об оплате работы в
праздничные дни и ст. 64 КЗоТ о компенсации за работу в выходной день.
ТК предусмотрена выплата пособий в случае гибели должностного лица
таможенного органа, получения им те­лесных повреждений и возмещения
материального ущерба. В случае гибели должностного лица таможенного органа в
связи с исполнением служебных обязанностей семье погиб­шего и его иждивенцам
выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного годового
денежного содер­жания погибшего по последней занимаемой им в таможен­ных
органах должности. Несовершеннолетним иждивенцам погибшего дополнительно
выплачивается ежемесячное посо­бие в размере среднемесячного заработка
погибшего по пос­ледней занимаемой им должности до наступления совершен­нолетия
или появления самостоятельного источника дохода, учащимся дневных отделений
высших или средних специ­альных учебных заведений — до окончания учебы. Иным
иждивенцам назначается пенсия по случаю потери кормиль­ца в размере
среднемесячного заработка погибшего.
При получении должностным лицом таможенного орга­на в связи с исполнением
служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность
в даль­нейшем заниматься профессиональной деятельностью, ука­занному лицу
выплачивается единовременное пособие в раз­мере пятикратного годового
денежного содержания по пос­ледней занимаемой им в таможенных органах
должности, а также в течение десяти лет — разница между размером его
среднемесячного заработка по последней занимаемой долж­ности и размером
пенсии.
При нанесении должностному лицу таможенного органа иных телесных повреждений
ему выплачивается единовре­менное пособие в размере пяти среднемесячных
заработков.
Ущерб, причиненный имуществу должностного лица та­моженного органа или его
близкого родственника в связи с исполнением этим должностным лицом служебных
обязан­ностей, возмещается в полном объеме. Выплата пособий и возмещение
ущерба, причиненного имуществу, производит­ься из средств федерального
бюджета с последующим взыс­канием этих сумм с виновных лиц.
Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту
работы потерпевшего на осно­вании приговора суда или постановления
следственных ор­ганов либо прокурора о прекращении уголовного дела или
приостановлении предварительного следствия.
Возмещение ущерба, причиненного имуществу, произ­водится по решению
(приговору) суда.
Годовое денежное содержание должностного лица тамо­женного органа,
используемое для исчисления размеров еди­новременных пособий, включает в себя
все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно было бы получить в
год гибели или причинения вреда его здоровью.
Среднемесячный заработок определяется в порядке, ус­тановленном
законодательством Российской Федерации для возмещения работодателями вреда,
причиненного работни­ками увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими тру­довых обязанностей.
Выплата пособий и сумм возмещения имущественного ущерба производится
таможенным органом, в котором ра­ботал потерпевший до момента гибели,
получения телесного повреждения или причинения ущерба имуществу, а в случае,
если этот орган реорганизован или ликвидирован, — его правопреемником или
вышестоящим органом.
Суммы пособий и возмещения имущественного ущерба налогами не облагаются.
ТК предусматривает обязательное государственное лич­ное страхование должностных
лиц таможенных органов.
Эти лица подлежат обязательному государственному лич­ному страхованию за счет
средств федерального бюджета. Страховая сумма выплачивается:
1) в случае гибели (смерти) застрахованного должност­ного лица в период
службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из
них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболева­ния,
полученных при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по
предъявлении свидетельства о праве на наследство) — в размере 12,5-кратного
годового денежного содержания;
2) при установлении застрахованному инвалидности в связи с исполнением
служебных обязанностей в период служ­бы до истечения одного года после
увольнения из таможен­ных органов:
инвалиду I группы — в размере 7,5-кратного годового денежного содержания;
инвалиду II группы — в размере 5-кратного годового денежного содержания;
инвалиду III группы — в размере 2,5-кратного годового денежного содержания;
3) в случае получения застрахованным в связи с испол­нением служебных
обязанностей тяжкого телесного повреж­дения — в размере годового денежного
содержания, а в слу­чае получения менее тяжкого телесного повреждения — в
размере полугодового денежного содержания.
Страховая сумма по данному виду страхования выпла­чивается независимо от
выплат по другим видам страхова­ния и выплат в порядке возмещения вреда.
Годовое денежное содержание должностного лица тамо­женного органа
определяется по последней занимаемой этим лицом должности в таможенном органе
и включает в себя все виды денежных выплат, которые указанное лицо должно
было бы получить в год наступления страхового случая.
Иные условия и порядок осуществления обязательного го­сударственного личного
страхования должностных лиц тамо­женных органов Российской Федерации
определяются догово­ром между ГТК и государственной страховой организацией.
     Обложение налогом доходов, полученных должностными лицами таможенных
органов в связи с исполнением слу­жебных обязанностей, осуществляется
применительно к ус­ловиям и порядку, установленным законодательством
Рос­сийской Федерации для военнослужащих.
     Отпуск должностного лица таможенного органа. Долж­ностному лицу
таможенного органа предоставляется ежегод­ный оплачиваемый отпуск
продолжительностью 30 кален­дарных дней без учета времени следования к месту
отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда.
Должностному лицу таможенного органа, работающему в местностях с тяжелыми и
неблагоприятными климатичес­кими условиями, предоставляется ежегодный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней.
Должностному лицу таможенного органа предоставля­ется дополнительный
ежегодный оплачиваемый отпуск сле­дующей продолжительности:
после 10 лет службы в этих органах — 5 календарных дней;
после 15 лет службы — 10 календарных дней; после 20 лет службы — 15 календарных
дней. Обеспечение должностных лиц таможенных органов жилой площадью,
телефоном и предоставление их детям мест в детских дошкольных учреждениях. 
Лицам, назна­ченным на должность в таможенных органах, жилая пло­щадь в виде
отдельной квартире или дома по установленным законодательством нормам
предоставляется органами мест­ного самоуправления в первоочередном порядке и не
позд­нее одного года с момента назначения на должность.
Таможенные органы могут иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке,
определяемом Правительством Рос­сийской Федерации.
При оплате жилой площади, коммунальных услуг, а так­же топлива должностным
лицам таможенных органов предо­ставляется скидка в размере 50 процентов.
Должностные лица таможенных органов имеют право на получением беспроцентных
ссуд на индивидуальное и ко­оперативное жилищное строительство с рассрочкой
на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет средств
федерального бюджета.
Органы местного самоуправления продают на льготных условиях жилье должностным
лицам таможенных органов в собственность с оплатой 50 процентов его
стоимости.
За должностными лицами, прослужившими в таможен­ных органах не менее 20 лет,
после увольнения на пенсию сохраняется право на льготное приобретение жилья и
опла­ту жилых помещений на льготных условиях.
В случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением
служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на получение
жилой площади на тех же условиях и основаниях, которые имели место на момент
гибели этого лица; жилая площадь в данном случае предоставляется не позднее
одного года со дня гибели долж­ностного лица таможенного органа.
Должностным лицам таможенных органов квартирные телефоны устанавливаются в
течение года со дня подачи заявления.
Места в детские дошкольные учреждения детям долж­ностных лиц таможенных
органов предоставляются органа­ми местного самоуправления в течение трех
месяцев со дня подачи заявления.
Регламентированы право, должностных лиц таможен­ных органов при проезде и
нахождении в служебных коман­дировках. Должностные лица таможенных органов
имеют право по предъявлении служебного удостоверения бесплат­но пользоваться на
всей территории Российской Федерация всеми видами общественного транспорта
городского, приго­родного и местного сообщения (кроме такси), а в сельской
местности — любым попутным транспортом. Должностным лицам таможенных органов,
использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная
компен­сация в установленных размерах.
Должностное лицо, направленное в служебную коман­дировку, пользуется правом
на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и
размеще­ние вне очереди в гостинице по служебному командировоч­ному
удостоверению.
     Пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов и их семей. 
Пенсионное обеспечение осуществляет­ся ГТК применительно к условиям, нормам и
порядку, уста­новленным законодательством Российской Федерации для лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внут­ренних дел, и их семей.
За должностными лицами таможенных органов после выхода на пенсию сохраняется
право медицинского обслу­живания в лечебных учреждениях, в которых они
состояли на учете.