Каталог :: Государство и право

Реферат: Российское государство прошлое, настоящее, будущее

         1. Традиции российской государственности.         
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом
определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и
самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившееся в
обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные
установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-
культурное и на­циональное наследие, сохраняющееся в обществе длительное
время.
С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность)  исторически
сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ)
народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению
проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов.
Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не
только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и
будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые
без их учета, малоперспективны.
В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность,
державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость,
приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет)
народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить
необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще
противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали
противоречия, отчужденность между государством и человеком.
Общественное мнение справедливо считало государство политическим институтом,
объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир
в стране. Причем Российское государство исторически возник­ло и развивалось как 
русское государство, национальным стержнем которого был русский народ.
Именно русский на­род, всегда объединявший многонациональные народы стра­ны,
был носителем традиции сильного, активно функцио­нирующего государства. Именно
русский народ традицион­но играл в истории Российского государства великую роль
объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепля­ющего государство фактора.
Правда, по мнению Н. Бердяе­ва, двумя полюсами русской жизни всегда были
незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра. Пос­ледняя
особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что
это бросало тень на тради­ции державности и подтачивало основы российской
государ­ственности.
Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он
выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости
носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в нео­граниченном
произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.
В Российском монархическом государстве восточно-дес­потического типа
уважительного отношения к праву и зако­ну сложиться не могло, не было в нем и
условий для утвер­ждения демократической законности. И все же свежие ветры
перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном
сознании набирала силу идея установления в России конституционно-
демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем
что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное
строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра I и
дети большевиков в очередной раз решают проблему реорганизации
государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот
будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником
современной российской государственности является Советский Союз.
     2. Советское государство: его исторический путь и распад.
История Советского государства сложна, противоречива и поучительна. Она
вобрала в себя веру народа в идеалы социализма, их извращение властями и
трагические послед­ствия тоталитаризма, ее всестороннее исследование ста­нет,
надо полагать, важным предметом отечественной науки.
Трудный путь Советского государства можно смело назвать историческим
бездорожьем, ибо аналогов в мировой истории не было. Согласно марксистской
теории пролетар­ская революция ломает, разрушает старую государствен­ность и
устанавливает диктатуру пролетариата. Переходное к коммунизму государство
мыслилось создать по типу Парижской Коммуны, без специального аппарата и
чиновни­чества, без армии, без разделения властей. Основная цель его
заключалась в подавлении сопротивления свергнутого эксплуататорского класса;
по мере ее достижения государ­ство должно было начать отмирать.
Первым непродолжительным периодом в развитии мо­лодого Советского государства
был так называемый воен­ный коммунизм с примитивной уравниловкой, прямым
про­дуктообменом, трудовой армией, военным принуждением. По сути это было
государство военной диктатуры. В. И. Ленин в числе первых увидел и признал
ошибочность политики во­енного коммунизма. "Мы рассчитывали -- или, может
быть, вернее будет сказать: мы предполагали без достаточного расчета --
непосредственными велениями пролетарского государства наладить
государственное производство и государственное распределение продуктов по-
коммунистически в мелкокрестьянской стране, жизнь показала нашу ошиб­ку'".
Строительство коммунизма путем организации произ­водства методами
государственного принуждения и уравни­тельного государственного распределения
-- нонсенс, па­родия на коммунизм, его дискредитация.
На смену военному коммунизму пришел самый интерес­ный и богатый по содержанию
период в истории нашего об­щества и государства -- нэп. По сути, нэп -- это,
скорее всего, интуитивно движение страны по социал-демократи­ческим
ориентирам. Новые правила хозяйственной деятель­ности на основе многоукладной
экономики стимулировали предприимчивость, трудолюбие, повышали жизненный
уро­вень народа. В промышленности внедрялись хозяйственный расчет, оптовая
торговля, в сельском хозяйстве -- коопера­ция, взаимовыгодная смычка, обмен
товарами с городом, в обществе - гласность, дискуссии, правовые начала. В
1922 г. на добровольной договорной основе образуется СССР, в 1924 г.
принимается союзная Конституция, начинают ут­верждаться законность и
демократия. В эти годы предпри­нимаются эффективные меры по созданию четко
действу­ющего и подконтрольного народным массам государствен­ного аппарата.
Если бы нэп утвердился надолго и всерьез (как писал В. И. Ленин), наша страна
могла бы пойти по пути строительства справедливого социалистического
обще­ства.
Вместе с тем уже в конце 20-х гг. нэп был ликвидиро­ван, надвигались сумерки
тоталитаризма, или новый вари­ант военного коммунизма. Партийный и
государственный аппарат наводнили деклассированные элементы (люмпен-
выдвиженцы) -- люди без социальных корней, нравственно­го кодекса, готовые
нерассуждающе повиноваться сильно­му, т.е. обладающему в данный момент
реальной властью. Именно люмпен-выдвиженцы и новая партийно-государ­ственная
бюрократия превратились в основную опору ста­линского режима.
Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в
мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской
страны. Психология вождиз­ма, бюрократическое обожествление авторитета
послужи­ли питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг.
тоталитарный режим стал суровой политической ре­альностью. Его основные,
черты состояли в следующем.
Во-первых, неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в
руках диктатора, который осу­ществлял ее через принудительно-репрессивный,
милита­ризованный чиновничье-бюрократический аппарат.
Во-вторых, власть часто реализовалась неправовыми ме­тодами насилия,
массового жестокого террора, произвола и беззакония. Человеческая личность
оказалась ничем и никем не защищенной. И хотя Конституция СССР 1936 г.
закрепи­ла определенные права и свободы граждан, однако пик реп­рессий,
произвола и беззакония пришелся именно на 1937 г. Следовательно, тоталитарный
режим не считался не толь­ко с текущим законодательством, но и с Основным
законом страны.
В-третьих, официальные конституционные органы го­сударства -- система Советов
-- проводили в жизнь указа­ния диктатора и директивы партийной номенклатуры.
Де­мократические начала в их деятельности были во многом выхолощены.
Территориально-государственная власть осу­ществлялась по принципу строгого
сверхцентрализма.
В-четвертых, произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще
(тотально) контролировалось адми­нистративно-карательным аппаратом.
Политическая власть распространилась на экономику, на все народное хозяйство.
Экономические рычаги были сосредоточены в руках бюрок­ратического аппарата,
что обусловило доминирование мо­нопольной государственной собственности и
планово-команд­ных методов хозяйствования как материальной основы
тота­литарной диктатуры.
В-пятых, в стране существовала одна строго централи­зованная партия, верхушка
которой стояла над государством и обществом.
В-шестых, массированной культовой идеологии удалось убедить многих в том, что
происходящее необходимо и справедливо, что сталинский режим создает условия
для строи­тельства социализма, но поступательному движению к нему мешают
многочисленные враги и реакционеры, против ко­торых в силу их особой
опасности допустимы любые сред­ства борьбы. И люди в большинстве поддерживали
преступ­ный режим, самоотверженно трудились, отдавали все силы выполнению и
перевыполнению планов, рапортовали вождю о трудовых и творческих достижениях,
маршировали в праз­дничных колоннах, не только не сознавая, что служат
ма­рионетками в чудовищных манипуляциях десятками милли­онов человеческих
судеб, но искренне веря, что действуют для пользы общества, строят социализм.
В действительности тоталитаризм по своей сути ничего общего с социализмом не
имеет, чужд и враждебен социа­лизму. Он причинил огромный вред социализму,
полностью извратил, деформировал его, однако подорвать веру совет­ских людей
в идеалы нового строя так и не смог. Суровым экзаменом на верность этим
идеалам, на преданность Роди­не стала Великая Отечественная война. И в
трудные после­военные годы наша страна двигалась вперед по пути
эконо­мического, научно-технического прогресса, осваивала атом­ную энергию,
открыла эру освоения космоса и др. По масштабам народного образования, науки,
культуры она прочно занимала передовые позиции в мире. Чем определялись эти
несомненные успехи? В немалой степени тем, что реальная практика опиралась на
вековые российские традиции: кол­лективизм -- на общинность и соборность,
трудовой энтузи­азм -- на трудовую российскую мораль, укрепление госу­дарства
-- на державность и т.д. И делалось все это не бла­годаря сталинскому режиму,
а вопреки ему.
В послевоенное время общество стало все более насто­роженно воспринимать
факты беззакония и произвола, в общественном сознании зрела надежда на
перемены, осо­бенно усилившаяся после смерти Сталина.
Идущие от народа социальные, нравственные импуль­сы, ожидания и надежды не
могли остаться без ответа. Тре­бовались более гуманная политика,
экономические ре­формы и демократические перемены. Во второй половине 50-х
гг. такие преобразования, хотя и половинчатые, после­довали. Были разработаны
и проводились в жизнь программы подъема сельского хозяйства, технического
перевооружения промышленности, улучшения пенсионного обеспечения, повышалась
заработная плата низкооплачиваемых слоёв населения. Возглавил преобразования
Н. С. Хрущев. В этот период были осуждены произвол и беззаконие сталинского
режима, делались шаги по укреплению законности, разви­то демократии. В стране
была создана более или менее благоприятная обстановка для развития
юридической науки для активного совершенствования законодательства.
В нашей литературе утверждается, что после смерти Сталина крайности
тоталитарного режима были устранены, что тоталитарная сущность государства
осталась неизменной. Это утверждение нельзя признать бесспорным: неправо­вое
насилие, террор и беззаконие государственных органов заканчивались, народ
освобождался от гнетущей социальной и правовой незащищенности. По сути в
стране устано­вился другой, с элементами демократии и законности политический
режим -- режим авторитарный. Однако социальная база сталинизма оставалась
значительной. Кроме того, претерпевший существенных изменений, привыкший
восхвалять Сталина пропагандистский аппарат с неменьшим раз­махом и азартом,
чем Сталина, начал восхвалять Хрущева. На гигантской волне лжи и лести
разрастались субъективизм и хрущевские импровизации: непродуманные
реорганизации государственного аппарата, призывы догнать и перегнать США по
производству молока и мяса за два-три года, построить материально-техническую
базу коммунизма к 1980 г. и др.
Осенью 1964 г. во главе партии и страны оказался ставленник партийно-
государственной бюрократии и номенклатуры Л. И. Брежнев. Как раз в это время
появилась тяга к устоявшимся, проверенным централизованным командно-
административным методам государственного управления. Боязнь. нового,
нежелание менять существующее положение дел и обусловили догматизм и
консерватизм данных методов.
В 60-е и 70-е гг. во всем мире происходили большие изменения, бурно
развивался научно-технический прогресс. Советский же Союз находился в
состоянии застоя, посте­пенно ухудшалось экономическое положение в стране
не­померные военные расходы изматывали общество, множи­лись различные
диспропорции. В то же время безудержно усиливались восхваления Брежнева,
плодились ритуалы, замалчивалось все негативное, парадности и показухе с
не­изменностью сопутствовали приписки и очковтирательство. В стране
процветали лицемерие и ложь, порождающие об­щественную пассивность,
равнодушие, упадок нравственно­сти. На всех уровнях началось разложение
партийно-госу­дарственного аппарата, нарастающий кризис охватил все сферы
общества. Принятая в 1977 г. Конституция не внесла сколько-нибудь заметных
изменений в общественную жизнь, во внутреннюю и внешнюю политику государства.
Сама жизнь требовала проведения продуманных, научно выверенных и
последовательных преобразований, прежде всего в эконо­мике.
В 1985 г. экономические реформы начались. Их цели и суть определялись так:
добиться значительного ускорения экономического развития на базе научно-
технических дос­тижений, вести поиск новых форм управления и на этой основе
постепенно переходить к рыночным отношениям. Однако вскоре было решено
проводить глубокие экономи­ческие реформы одновременно с радикальным
реформиро­ванием всей политической системы, т.е. речь уже пошла о
революционной перестройке.
Сегодня перестройка (еще недавно -- сверхмодное сло­во) оценивается почти
однозначно негативно. Однако мень­ше внимания уделяется выяснению и анализу
причин, по­чему она не состоялась, не вывела общество из застоя и кризиса, а
углубила его. Причин провала перестройки, надо полагать, много, но (не без
оснований) в литературе на пер­вое место выдвигают субъективную: столь
крупномасштаб­ные преобразования возглавили совершенно не готовые и не
способные к этому выходцы из партийно-государствен­ной номенклатуры. Не
существовало научно обоснованного плана реформирования обществ, не были
определены при­оритеты, цели и последовательность преобразований.
Орга­низаторы перестройки плохо знали свое общество, его ис­торию, традиции
и, естественно, не опирались на них. Правда, на первых порах экономические
цели были понятны людям и поддерживались ими -- переход от экстенсивных
методов хозяйствования к интенсивным, ускоренное разви­тие экономики страны и
др. Но не было случая, чтобы оче­редные задачи ставились после выполнения
предыдущих.
Уже на ранних стадиях перестройка сместилась в поли­тическую сферу. Без
серьезных научных обоснований, в спеш­ке были созданы новые высшие органы
государственной власти — громоздкий, неповоротливый и плохо управляе­мый
Съезд народных депутатов СССР ("митинг под крышей") и постоянно действующий
Верховный Совет СССР. Законо­дательная власть оказалась в руках двух органов,
что поро­дило дублирование, параллелизм в работе, подрывало их
ответственность. Затем был учрежден (тоже без всяких се­рьезных обоснований)
пост президента страны.
Сложные политические нововведения и бури отодвину­ли на задний план проблемы
экономики, вызвали разрыв ее закономерных, взаимоподдерживающих связей с
политикой. Нарастающий груз экономических и политических ошибок становился
неподъемным. На таком фоне разрастались се­паратизм, национализм, вспыхнули
противоестественная "война законов" и "противоборство суверенитетов",
кото­рые разрушали основы многонационального государства. И хотя в марте 1991
г. на Всесоюзном референдуме народ высказался за сохранение СССР, его распад
вскоре стал свершившимся фактом, принесшим ни в чем не повинному народу
неисчислимые беды и страдания.
     3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления.
С обретением Россией самостоятельности у нее появи­лись реальные возможности
для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим
потребнос­тям страны курса общественных преобразований, гармони­зации
взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного
рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика
импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стра­тегия
обдуманных действий на опережение.
Напротив, усилились радикализм, революционность (ре­шительность) методов
проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией
и рефор­мой. Революция -- это переворот, быстрое изменение
поли­тических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества,
производимое с преодолением сопротив­ления социальных слоев, классов. Это
разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, ре­волюция
также разрушает и устраняет устаревшие, отжив­шие отношения и порядки. 
Реформа -- изменение, преобра­зование, бережно воспринимающее от прошлого
все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и обще­ственное
согласие, без разжигания конфликтов и противо­речий. Словом, реформы связаны с
эволюционным развити­ем общества.
Мировой опыт показывает, что результативные рефор­мы могут проводиться при
наличии целого комплекса усло­вий: научно обоснованных программ, понятных и
четких целей; высокопрофессионального управления преобразова­тельным
процессом, учитывающего приоритетность и пос­ледовательность проводимых
мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого
разъяс­нения сути, целей и последствий реформ для общества и личности,
вовлечения в процесс реформ как можно больше населения. Примерно по такой
схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их
высокая и устойчивая результативность.
Российские реформы были сориентированы на запад­ные общественные ценности.
Либерализация цен, привати­зация и другие крутые меры вконец разбалансировали
эко­номику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок,
вызвали обнищание подавляющей части на­селения и невиданно бурную
криминализацию общества. Однако не стоит искать причину этих последствий в
самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осозна­ния
населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто
невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо
эконо­мическая: сменить собственника, чтобы объекты бывшей го­сударственной
собственности лучше управлялись и эффективнее функционировали, чем до
приватизации. В нашей стране приватизация обернулась разграблением,
разбаза­риванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений
людей, неслыханным обогащением незначитель­ной части общества, породила целый
шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент
государства оказался основательно подорванным, в обще­стве нарастали
недовольство, напряженность, конфликты.
Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился
острый конфликт, качалась жесткая конфронтация законодательной и
исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у
опасной черты саморазрушения. После разрешения этого конфликта с помощью
военной силы последовали призывы к укрепле­нию Российского государства, но
реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне
еще больше подорвали престиж важнейших государствен­ных институтов -- армии,
МВД, органов государственной безопасности.
Сегодня укрепление Российского государства -- власт­ное веление времени,
неотложная необходимость. В укреп­лении государства объективно заинтересованы
все партии и политические движения, общественные организации и вет­ви власти.
Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную
реализацию интересов сво­их сторонников, а органы государства -- направить
свою энергию на его благо.
Сильное, активно функционирующее государство -- важнейшее условие выхода из
экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится
соци­ально ориентированный рынок, не могут быть надежно за­щищены все формы
собственности, не реализуют свои цен­ности демократия и самоуправление, не
возродятся россий­ская наука, культура, справедливость и нравственность.
Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью,
обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее
Российское государство -- самый надежный и реальный гарант стабильности на
всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособ­ности страны,
поддержания мира в мировом сообществе.
Для укрепления российской государственности необхо­димо, во-первых, вернуть
государству, его органам дове­рие народа; во-вторых, выяснить и устранить
причины, обус­ловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно
обоснованную концепцию его развития и укрепле­ния. При разработке последней
надо учитывать, что перво­основой российской государственности испокон веков
были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая
роль в укреплении государства, русского народа. Сегодня особую актуальность
приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных
лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государ­ства -- это его
эффективное функционирование в интере­сах общества и личности.
   4. Внутренние функции Российского государства.   
В драматический переходный период, который пережи­вает наша страна, на первый
план выдвигается экономичес­кая функция государства, ибо без
оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному
государству будут заблокированы.
Экономическим фундаментом отечественной государ­ственности должны быть
многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех
форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными ста­нут те из
них, которые на деле докажут свое преимуще­ство. Сейчас в стране нужно
производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству,
мировому рынку. Поэтому главное здесь -- приоритетная государствен­ная
поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики
-- демонополизация российского производства. Не может быть нормальной
экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует дру­гим своим
условия только потому, что оно единственное. В этом деле без антимонопольного
законодательства не обой­тись.
Новый экономический механизм (институт рыночного хо­зяйствования, системы
государственного управления, де­монополизации, налогообложения,
хозяйственного законо­дательства) еще только создается. Вот почему
формирова­ние системы государственно-правового регулирования ры­ночной
экономики есть не отказ назад, а движение вперед, развитие реформы,
укрепление Российского государства. В плохо управляемой рыночной экономике
никогда не бу­дет настоящего рыночного хозяйства.
Экономическая функция реализуется по двумя взаимосвязанным направлениям
деятельности государства: 1) уста­новления форм и методов воздействия на
различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех
существующих форм собственности.
Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов
хозяйствования. К государствен­ному сектору экономики государство должно
относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не
остановить разбазаривание государственной собственно­сти. Здесь возможны
методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении
кадровой полити­ки -- и административные методы. Однако главным и тут,
видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования.
Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества самоуправляемы.
Государство может воздейство­вать на них экономическими методами и правовыми
сред­ствами.
При многоукладной экономике государство обычно ре­гулирует экономические
процессы путем: установления го­сударственных цен на отдельные стратегические
и социаль­но значимые виды продукции; распределения квот на сы­рье, импорт;
установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в
инвестирования; государ­ственных субсидий и налогов.
Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою
экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников.
Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство,
направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество
работы правоохранительных органов.
Продолжением экономической функции в сфере распре­делительных отношений является
социальная функция. Глав­ное ее назначение -- обеспечить в стране
начала социаль­ной справедливости, создать для всех граждан равные воз­можности
в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко
выражается гуманистическая при­рода государства, его призвание разрешать или
смягчать социальные противоречия в обществе на началах справед­ливости,
обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный
объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства,
как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к по­требностям и нуждам
людей. Статья 7 Конституции Россий­ской Федерации гласит: "Российское
государство — соци­альное государство, политика которого направлена на
со­здание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие
человека".
Социальная цена издержек и ошибок в проведении ре­форм оказалась столь
внушительна, что ставит под сомне­ние необходимость самих реформ, вызывает у
многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассив­ное им 
сопротивление. Давно сказано и доказано, что даже самые лучшие планы, самые
необходимые и полезные ре­формы могут быть извращены, загублены плохим их
испол­нением. Однако сами реформы тут не при чем, виноваты реформаторы, их 
волюнтаризм, некомпетентность, безот­ветственность.
За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой
бедности. Среди них и люди преклонно­го возраста, и трудоспособные рабочие, и
крестьяне, и ин­теллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыноси­мы
условия жизни многих молодых семей. В обществе воз­никло вопиющее и уродливое
по своим исходным нравствен­ным началам неравенство. Баснословно богатыми
оказались не талантливые люди, не активные предприниматели,
то­варопроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, про­давал за рубеж
созданное многолетним трудом общенародное достояние, т.е. разбогател
криминальный капитал — главный источник роста преступности, обнищания и
деградации общества.
Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству
целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим
задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию
трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан;
осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более
рав­номерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между
различными группами населения; активно развивать социальное законодательство,
создать соци­альный кодекс Российской Федерации. Новой для социаль­ной
функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите
полностью или частично без­работных, во-вторых, государственная забота о
снижении уровня безработицы.
В условиях рыночной экономики значение основной по­лучает функция по
налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и
социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от
различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обяза­тельных платежей. Отсюда
принципиальное значение при-, обретают государственная политика
налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости
регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем про­грессивного
налогообложения. Впервые научные принципы налоговой системы, выдержавшие
испытание временем, обосновал и сформулировал в конце XVIII в. Адам Смит, суть
которых в следующем:
1. Налоги не должны быт чрезмерно обременительны.
2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сум­му и когда ему надлежит
платить и почему.
4. Налоги должны быть справедливыми.
Государство должно уметь собирать налоги, не расхо­дуя на это слишком больших
средств.
Сложная налоговая система Российской Федерации, за­конодательно закрепленная
в 1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни.
Принятый 16 июля 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый
Налоговый кодекс РФ (часть первая) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем
реализация упомянутых научных принципов остается приоритетной задачей по
даль­нейшему совершенствованию российского налогового зако­нодательства. При
этом налоговое бремя необходимо актив­нее переносить со сферы товарного
производства, работ и услуг в сферу разрастающегося посредничества и
спекуля­тивной торговли.
     Функция обеспечения прав и свобод граждан, законнос­ти и правопорядка --
тоже одна из важнейших в деятель­ности Российского государства. В Конституции
РФ говорит­ся, что Россия -- правовое государство. Следовательно,
пер­востепенная задача заключается в том, чтобы конституци­онные права и
свободы человека и гражданина стали реаль­ными, т. е. всесторонне
гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал
преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жи­лища и
другие права беззащитны перед преступниками, бю­рократами, коррупционерами.
Решать проблему безопаснос­ти гражданина необходимо с применением правовых,
орга­низационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и раз­витая и доступная
система юридической помощи населению
Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное
значение функции охраны при­роды и окружающей среды. Экологически
агрессивное про­мышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по
отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право
граждан на благоприятную ок­ружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому
кон­ституционной является обязанность всех органов государ­ства обеспечивать
условия, способствующие оздоровлению природы.
Главное внимание здесь должно быть уделено обеспе­чению экологически безопасного
устойчивого развития стра­ны в условиях рыночных отношений; охране окружающей
среды (в том числе выводу из кризисной экологической си­туации крупных городов
и промышленных центров, радиа­ционной безопасности населения); оздоровлению и
восста­новлению нарушенных экосистем России; участию в решении глобальных
(мировых) экологических проблем. Назрела острая потребность в научно
обоснованной концепции пере­вода Российской Федерации на модель устойчивого
развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и
экологических задач. Выход российской экономики из кризиса немыслим без
развития науки и техники, что и определяет важное значе­ние функции 
государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. 
Ослабление внимания го­сударства в последние годы к этому жизненно важному
направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда
мощном научно-техническом потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых
вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо
за рубежом. В то же время почти приостановился приток в науку свежих молодых
сил. Страна постепенно теряет современную техническую инфраструктуру, ценнейшие
(прежде всего наукоемкие) производства. Мы уже отстаем не только от мировых
достижений, но и от самих себя. Если ситуация не будет изменена, то у России не
будет шансов на достойное место среди государств мира в грядущем. XXI столетии.
Основная цель всех преобразований в организации науки -- создание
благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных
коллективов. Для этого не­обходимы бюджетное финансирование фундаментальных
научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.
        5. Внешние функции Российского государства.        
                                                                   
Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не
могли не отразиться на рос­сийской внешней политике. Но за последний период
неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более слож­ным и
непредсказуемым стал весь мир.
Основа внешнеполитического курса Российского госу­дарства -- общепризнанные
принципы и нормы междуна­родного права. Россия уважает суверенитет,
территориаль­ную целостность и независимость других государств и того же
требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет
защищать свои интересы, и если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое
уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защи­те прав
человека, его чести и достоинства.
Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ
международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию
торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация
ее требует, чтобы меры по либерализации экс­порта сопровождались установлением
строгого государствен­ного контроля над вывозом из страны стратегически важ­ных
сырьевых и энергетических ресурсов и валютного кон­троля. Цель такого контроля
и всей торгово-экономической деятельности государства -- не допустить
превращение Рос­сии в сырьевой придаток развитых капиталистических стран.
Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санк­ции против нарушителей,
незаконно укрывающих за грани­цей валютные средства. Рассматриваемая функция
предпо­лагает не только взаимовыгодную торговлю с другими госу­дарствами, но и
привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Не теряет актуальности и значения функция поддер­жания мира, оздоровления
международной обстановки. В данном направлении у Российского государства
есть чет­кие приоритеты в международной политике. Важнейший из них --
недопущение новой глобальной войны ("холодной" или "горючей"). Именно поэтому
Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия
массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип
обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые.
Российское государ­ство должно положить конец порочной практике односто­ронних
уступок.
Российское государство активно участвует в междуна­родных миротворческих
акциях по разрешению междуна­родных и межнациональных конфликтов. Современный
мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия
способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи.
     Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо
одним из важнейших аспектов укреп­ления государственности является обеспечение
военной бе­зопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска
России предназначены для: защиты сувере­нитета и территориальной целостности,
других жизненно важных интересов государства, в случаях агрессии против него и
его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам России
вооруженных конфликтов, любо­го противоправного вооруженного насилия в пределах
Рос­сии, на ее государственных границах, границах других го­сударств в
соответствии с договорными обязательствами; про­ведения операций с целью
поддержания мира по решения Совета Безопасности ООН или согласно международным
обя­зательствам России.
Растущая взаимосвязанность всех стран мира обуслов­ливает необходимость
сотрудничества Российского государ­ства со всеми государствами планеты в
решении мировых, глобальных проблем -- борьбы с международной преступно­стью,
предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения
благоприятного глобального климата.
                                                                   
   6. Механизм (аппарат) Российского государства.   
Проблемы укрепления Российского государства законо­мерно требуют, чтобы его
рабочая часть, т.е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.
Механизм Российского государства -- это система вза­имосвязанных объединенных
общими принципами государ­ственных органов (институтов), осуществляющих
государственную власть и функции государства, решающих его за­дачи.
Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей
(элементов), их тесное и деловое вза­имодействие, поскольку все органы
государства осуществ­ляют единую власть народа, опираются на одни и те же
принципы образования и деятельности -- демократизма, законности, разделения
властей, субординации и координа­ции, федерализма и профессионализма.
     Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты)
должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности,
отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности наро­ду,
Однако в жизни данные принципы зачастую дискреди­тируются и в массовом сознании
формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти,
отстаиваю­щей прежде всего свои корпоративные интересы. Россий­ское общество
пока не ощутило демократизма органов го­сударства, их прочной связи с народом.
Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип
назначения.
     Законность. В правовом государстве принцип законнос­ти обращен в первую
очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и
подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и
гарантировать права и свободы граждан -- важнейшая конституционная обязанность
органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц,
работни­ков государственных органов разлагающе действуют на ме­ханизм
государства, на общество.
     Разделение властей. Умелое использование этого прин­ципа обеспечивает
гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти,
предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом.
Кроме того, данный принцип повышает эффектив­ность работы государственного
механизма.
     Субординация и координация. Четкая, слаженная и вы­сокоэффективная работа
механизма государства невозмож­на без строгой государственной дисциплины, без
подчине­ния по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина
цементирует весь механизм государства, обес­печивает его целостность и
работоспособность.
     Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм
Российского государства. Ряд общефедераль­ных органов (например, Федеральное
Собрание) формиру­ется с участием представителей субъектов Федерации. На­ряду с
общефедеральными, создаются и действуют государ­ственные органы субъектов
Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.
     Профессионализм. От человеческого фактора, т.е. пер­сонала
государственного аппарата (профессионалы там тру­дятся или дилетанты), в
решающей степени зависит каче­ство его работы. Без персонала механизм
государства пред­ставляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой
профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В
государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он
самоуверен, агресси­вен и стремится вытеснить профессионализм. В практичес­ком
деле дилетантизм выражается в отсутствии необходи­мых знаний, в организационной
беспомощности, в неспособ­ности предвидеть результаты своих действий,
последствия принимаемых решений.
Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел "приобрести"
тяжелые и разрушительные бо­лезни. Он стремительно разбухает, растет армия
чиновни­ков, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключа­ется в том,
что уровень государственного управления обще­ственными делами падает ниже
низшего предела, а меха­низм государства бурно растет, усугубляя
сверхнапряжен­ное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы
коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чинов­ников, поразившие
определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня -- пропуск к
решению очень мно­гих проблем. Коррумпированному гниению государственного
аппарата могут противостоять: точное правовое определе­ние компетенции
каждого органа, должностного лица; дей­ственный контроль; строгая моральная и
юридическая от­ветственность; хорошо поставленные аттестация и
переат­тестация работников государственных органов.
На качественное совершенствование механизм Россий­ского государства направлен
Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 5
июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы
Российской Федерации, права, обязанности и от­ветственность государственных
служащих.
   7. Федеральные органы Российского государства.   
Согласно Конституции РФ государственную власть в Рос­сийской Федерации
осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент), Правительство, суды
Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа
разделения властей. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти
самостоятельны.
Президент Российской Федерации. Институт президен­тства возник в бывшем
Союзе в 19 90 г., не имея аналогов в отечественной истории. В России пост
Президента был вве­ден на основании референдумов 17 марта 1991 г. Первый
Президент РФ был избран 12 июня 1991 г.
По Конституции РФ Президент является главой госу­дарства, гарантом
Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и
федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней
политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной вла­сти, представляет Российскую
Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35
лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Избирается Президент на
четыре года на основе равного всеобщего и прямого избирательно­го права при
тайном голосовании.
Президент обладает широкими полномочиями -- пред­ставительскими,
правотворческими, управленческими, чрез­вычайными и т.д. в сфере внутренних и
международных отношении, государственной безопасности и обороны. Ему
подчинены силовые министерства. Он обладает правом зако­нодательной
инициативы и отлагательного вето в отноше­нии принятых законов, издает указы,
распоряжения, обра­щается к Федеральному Собранию с ежегодными послания­ми о
положении в стране, об основных направлениях внеш­ней и внутренней политики
государства.
Подобные полномочия Президента если и целесообраз­ны, то, видимо, лишь на
переходный период. Для их выпол­нения создан внушительный (около 2 тыс.
сотрудников) ап­парат. По сути, в стране действуют два аппарата
исполни­тельной власти -- президентский и правительственный, но это, к
сожалению, не делает их работу достаточно эффек­тивной.
Кроме того, Президент Российской Федерации есть но­ситель персонифицированной
ответственности за принимае­мые им решения и их социальные последствия. Он не
мо­жет переложить эту ответственность ни на своих помощни­ков, ни на свое
окружение.
Новый для нашей страны институт президентства, не­сомненно, будет
подвергаться критической оценке с точки зрения его полезности и необходимости
для народа, для страны.
     Федеральное Собрание -- парламент Российской Феде­рации -- является
представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из
двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Феде­рации
входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от
представительного и исполнитель­ного органа государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые работают на
профессио­нальной постоянной основе, не могут заниматься другой оп­лачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, на­учной или иной творческой
деятельности.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раз­дельно. Они образуют
комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские
слушания, прини­мают постановления.
Законодательная функция распределена между палата­ми неравномерно.
Федеральные законы принимает Государственная Дума. Совет Федерации лишь
одобряет или откло­няет их. Но если закон отклонен, Дума может провести
по­вторное голосование и принять его. В принятии федераль­ных конституционных
законов участвуют обе палаты.
Значительное место в компетенции парламента России занимают полномочия,
связанные с формированием высших органов государства. По представлению
Президента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционно­го,
Верховного. Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает
от должности Генерального про­курора России. Государственная Дума дает
согласие Прези­денту на назначение Председателя Правительства и др.
     Правительство Российской Федерации реализует испол­нительную власть. Без
сильной исполнительной власти са­мые необходимые и качественные законы могут
превратиться в нереализованные возможности. Однако круг обязанностей
современного правительства этим не исчерпывается. В него входит также
многообразная управленческая деятельность по реализации социального
предназначения государства, выполнению его функций.
По Конституции Правительство России является само­стоятельным государственным
органом. Оно обладает зако­нодательной инициативой, формирует и исполняет
федераль­ный бюджет, проводит единую финансовую, кредитную и денежную
политику, осуществляет управление федераль­ной собственностью, единую
государственную политику в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения, экологии, предпринимает меры по
обеспечению обороны страны, государственной безопас­ности, реализации внешней
политики, по укреплению законности, охраны прав и свобод граждан,
собственности и др.
Правительство Российской Федерации состоит из Пред­седателя, его заместителей
и министров. Председатель на­значается Президентом с согласия Государственной
Думы. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению
председателя. Правительство выполняет свои многочисленные задачи и функции
через подчиненные ему министерства и центральные ведомства с их
админист­ративным аппаратом. В пределах своей компетенции оно издает
постановления и распоряжения, обеспечивает их ис­полнение.
Россия больше, чем другая страна, нуждается в силь­ном и эффективно
действующем правительстве. Это обус­ловливает поиск путей повышения его
самостоятельности, ибо только обладающее самостоятельностью правительство
способно на инициативу, может нести ответственность за свою деятельность.
     Органы, правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в
Российской Федерации осуществляется толь­ко судом посредством конституционного,
гражданского, ад­министративного и уголовного судопроизводства. Судьями могут
быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж
работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и
подчиня­ются только Конституции и закону. Они несменяемы, не­прикосновенны.
Разбирательство дел во всех судах откры­тое. Слушание дел в закрытом заседании
допускается лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом.
Судопро­изводство осуществляется на основе состязательности и равноправия
сторон. В случаях, предусмотренных федераль­ным законом, оно ведется с участием
присяжных заседа­телей.
Судебную власть на уровне Федерации осуществляют Конституционный, Верховный,
Высший Арбитражный суды, полномочия и порядок образования и деятельности
которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
Если в государстве есть сильная судебная система, силь­но само государство,
так как законодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий
на выполне­ние принимаемых ими решений и лишаются соблазна дей­ствовать
неправовыми средствами. В целях формирования эффективной системы правосудия,
действующей на строгих правовых и демократических началах, в стране
проводится судебная реформа. Она должна обеспечить: универсальность судебной
защиты (возможность защиты от любых проявле­ний произвола и насилия);
доступность правосудия; опера­тивность судебной защиты прав и законных
интересов, бе­зусловность исполнения судебных решений.
     Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную
систему с подчинением нижестоящих про­куроров вышестоящим и Генеральному
прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и
осво­бождается от должности Советом Федерации по представ­лению Президента. Он
назначает прокуроров субъектов Фе­дерации по согласованию с последними и иных
прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокура­туры
определяются федеральным законом.
Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов
федерального значения, автоном­ной области, автономных округов создаются ими
самостоя­тельно в соответствии с основами конституционного строя России и
общими принципами организации представитель­ных и исполнительных органов
государственной власти, ус­тановленными федеральным законом.
Органы местного самоуправления в механизм государ­ства не входят, ибо не
являются государственными.
    8. Форма правления в Российском государстве.    
При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы
теории и практики государ­ственного строительства, в том числе о форме
правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или
парламентарная республика должна быть утверждена в на­шей стране. Однако
сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях
градации, сложив­шиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникно­вение
элементов различных форм правления, возникают смешанные, "гибридные" формы.
Данные процессы отража­ют новые тенденции современного политического
развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости
государства, придать большую самостоятель­ность и стабильность органам
исполнительной власти.
Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоот­ношений высших органов
государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-политических
сил, уров­ня правовой и политической культуры и т.д.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная
напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве
формы правления уста­новлена президентская республика, но обладающая по
срав­нению с традиционными президентскими республиками ря­дом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской респуб­лики (это, в частности,
контроль Президента за деятельно­стью Правительства) данная форма имеет
(правда, незначи­тельные) элементы парламентарной республики, состоящие в
том, что Государственная Дума может выразить недове­рие Правительству (хотя
решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью,
существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает необходимое
равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
Наконец, в-третьих, уникальность России как федера­ции не может не быть
отраженной в механизме государ­ственной власти, особенно с учетом того, что в
ряде ее республик также существует институт президентства.
     9. Форма государственного устройства Российской Федерации.
Территориальная организация государственной власти в России — одна из
острейших проблем государственного строительства. Она заключается в
нахождении и поддержа­нии оптимального соотношения между деятельностью
феде­ральной власти по обеспечению территориальной целостно­сти, единства
государства и стремлением регионов к боль­шей самостоятельности.
Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной
власти, неправомерность ее действий в данной сфере -- путь к централизму и
унитаризму. Ре­зультатом же безграничной самостоятельности регионов мо­гут
стать сепаратизм, ослабление и разрушение государ­ственности. Отсюда задача
науки и практики -- найти такую форму государственного устройства, при
которой естествен­ное стремление регионов к самостоятельности не будет
со­здавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны
при подготовке и принятии Федератив­ного договора и Конституции Российской
Федерации.
Российское государство -- самобытная, уникальная фе­дерация, построенная на
договорно-конституционном пра­вовом фундаменте. Механизмом регулирования и
самонаст­ройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между
органами федеральной власти и субъекта­ми Федерации (например, с Республикой
Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало
осо­бенностей и проблем порождает противоречивость двух из­начально
заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-
территориального (республики, автономная область, автономные округа) и
административ­но-территориального (края, области, города федерального
значения). Да и по количеству субъектов Российская Феде­рация занимает первое
место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому
качеству.
Необходимая децентрализация и растущая самостоятель­ность регионов
уравновешиваются заложенными в Консти­туции базовыми принципами, которые
гарантируют: незыб­лемость территориальной целостности государства;
равно­правие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным
органам государственной власти; единство основ государственного строя
(соблюдение каждым регио­ном таких основополагающих принципов, как
народовлас­тие, разделение властей, многопартийность, равные изби­рательные
права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации,
перемещения товаров и де­нег по всей территории государства; верховенство
федераль­ного законодательства; недопустимость действий, направ­ленных на
одностороннее изменение статусов членов Феде­рации.
Конституция разграничила предметы ведения и полно­мочия между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
ее субъек­тов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) пред­меты
ведения субъектов Федерации; 3) предметы совмест­ного ведения федерации и ее
субъектов.
Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального
согласия. В этих целях разра­батывается концепция государственной политики
России по предотвращению и урегулированию межнациональных кон­фликтов, в
основу которой будет положен принцип приори­тетности мирных политических
средств разрешения возни­кающих противоречий.
   10. Политический режим Российского государства.   
Политическая обстановка в России неустойчива, соци­альная напряженность в
обществе сохраняется. Иными сло­вами, условий для стабильного политического
режима в стра­не пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране
изменчива, подвижна, то и политический режим может раз­виваться по одному из
нескольких вариантов.
В последние годы политическим ориентиром реформато­ров первой волны был
праволиберальный (буржуазно-демок­ратический) политический режим. Его
социальной опорой обыч­но служит обширный средний класс, который в России
пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима,
похоже, немного. Во всяком случае, результаты пар­ламентских выборов 1993 и
1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как
"Демократический выбор России" и "Партия экономической свободы", не
пользуются поддержкой широких слоев населения.
Весьма перспективен в нашей стране социал-демокра­тический вариант
политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него
характерны широ­кая политическая демократия, демократические и правовые
методы осуществления власти, умеренные реформы и эво­люционный путь развития
общества. В социально-экономическом плане -- это многоукладная экономика,
первооче­редное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессив­ное
налогообложение, препятствующее резкому социально­му расслоению, весьма
привлекательные социальные про­граммы, социально ориентированный рынок.
Предпосылками для перехода к социал-демократичес­кому режиму служат
коллективно-общинные традиции Рос­сии, приверженность широких народных масс
идеалам со­циальной справедливости, высокая приспособленность эко­номики к
государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную
социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в
России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу про­грамм,
объединяющих идей и концепций, поэтому их воз­можности пока слабо
реализуются.
На основе взаимодействия социал-демократических и на­ционально-патриотических
движений могут возникнуть сме­шанные политические режимы. Их социальной базой
могут стать не только широкие слои населения, но и военнослу­жащие,
предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к
власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки
возро­дить административно-территориальное государственное устройство) может
ускорить процесс отсоединения от Рос­сии многих национально-государственных
образований, что приведет к неизбежному ее распаду.
Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала.
Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.
Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в
Российском государстве, покажут Время и степень мудрости россиян.
                                                                   
  11. Перспективы развития Российского государства.  
Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит ре­волюционных потрясений,
крутых реформ, волюнтарист­ского экспериментаторства, бездумного
заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые
возможности, исторические, социально-культурные и на­циональные традиции,
талантливый народ она может и дол­жна твердо встать на испытанный мировым
опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность,
преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это
построение общества, которое бы органич­но синтезировало бесспорные
преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально
ориенти­рованным рынком. В социально-политическом плане сказан­ное означает
курс на создание гражданского общества и демократического правового
социального государства.
Общество потому и называется гражданским, что глав­ным и постоянно
функционирующим его элементом, жи­вым его олицетворением является подлинно
свободный, уве­ренный в себе и своих правах, заботящийся о процветании
общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного
выполнения лежащих на нем обязаннос­тей, от соблюдения и исполнения правовых
норм, действу­ющих законов. Жизнедеятельность гражданского общества строится
на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично
сочетаются с ответствен­ностью и дисциплиной.
Исторический опыт показывает, что без развитого граж­данского общества
государственная власть приобретает то­талитарный характер. Благодаря же
гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на
службу человеку, на защиту его прав и свобод.
Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно
становлению гражданского общества со­здаются основы демократического
правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки
институтам гражданского общества, стремится активно по­могать тем из них, кто
способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной
власти. Гармо­низация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений
гражданского общества и правового государст­ва -- столбовая дорога мировой
цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.
               12. Использованная литература:               
     Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М.
Корельского и проф. В. Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.:
Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М), 2001. – 616 с.