Каталог :: Государство и право

Курсовая: Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

КУРСОВАЯ РАБОТА
                    по предмету “Теория государства и права”                    
                                    ТЕМА № 10                                    
“Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе”
                                г. Ростов-на-Дону                                
                                     1997г.                                     
                                  ПЛАН:                                  
Введение.
1.     Понятие правосознания, его структура и функции.
2.     Роль правосознания в правовой системе.
3.     Правовая культура: понятие и структура.
4.     Правовое воспитание как средство формирования правосознания.
5.     Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел.
Заключение.
Литература.
                                ВВЕДЕНИЕ.                                
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть
правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре
развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых
обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют
свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций
Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй,
феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в
системе права, правосознании, юридической науке.  На формирование и развитие
правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие
социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано
и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией,
философией, наукой.
                      1.    ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ,                       
                         ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.                         
Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций,
переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к
действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и
обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение
правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых
установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о
праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве,
т.е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство
воздействия на объект, на всю правовую систему государства.
Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений
людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное
правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития
мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном
уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал
политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан
служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно  связано
с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного сознания.
Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание.
Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в
следующем:
1.                  В правосознании отражаются лишь те явления, которые
составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания
правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем
получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны
пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых
идей и представлений.
2.                  Особенность правосознания выражается также в способе
отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни
общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и
категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение,
юридическая ответственность, законность.
В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой
идеологии и правовой психологии.
1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием
окружающей правовой действительности и является первой начальной эмпирической
ступенью правосознания. Правовая психология охватывает совокупность правовых
представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной
социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее
непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в
государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы,
группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы,
общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При
этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология
понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых
отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая
психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах,
переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их
оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.
2. Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический
концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовой
действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-чувственного
материала происходит окончательное оформление идеи представления о правовой
действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или
предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В
разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические
работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о
формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие
профессионалы.
Из всего этого видно отличие правовой идеологии от правовой психологии:
1). Правовая идеология отражает правовую реальность при помощи идей,
представлений, теорий, а правовая психология проявлений (нравов, чувств,
эмоций).
2). Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне
теоретического научного осознания, теоретических знаний и оценок правовой
действительности, а в правовой психологии – на уровне обыденного,
повседневного сознания.
Функции правосознания – основные направления претворения правосознания в жизнь:
1.                                Гносеологическая функция – характеризует
познание правовых явлений в объективной реальности.
2.                                Регулирующая функция – дает возможность
путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний
корректировать его.
3.                                Моделирующая функция – позволяет
моделировать соответствующую модель поведения.
               1.    РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ.               
Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой
жизни общества:
1. Правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь
прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности
правотворческих органах, определенные интересы и потребности людей проходят
через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество
правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно
связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает
правовые нормы.
2. Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной
реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан государства,
тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание
обеспечивает добровольное осуществление правовых требований, понимание их
правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к
нарушениям правопорядка.
Т. е. правосознание является важным фактором развития законодательства,
стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное
правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре
личности.
               3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.                
“Под правовой культурой – пишут Каминская В.И. и Рестинов А.Р., -
предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов,
относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении
людей”.
В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные
комплексы:
Ø     право как система норм, выражающих государственные веления;
Ø     правоотношения, т.е. система общественных отношений, ,
регулируемых правом;
Ø     правовые учреждения как система государственных органов и
общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и
исполнение права;
Ø     правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой
действительности;
Ø     правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и
противоправное.
К этому перечню, несмотря на его широту, надо, думается, добавить критерии
политической оценки права и правового поведения, правотворческую
деятельность, правовую науку.
Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное по
своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к
знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного
условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень
правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения
правопорядка и законности.
В заключении можно сказать, что наряду с обоснованно подчеркиваемой стороной
правовой культуры – знанием и соблюдением правовых норм – имеет важнейшее
значение ее содержательный аспект, заключающийся в том, что исполнение
правовой нормы служит охране и реализации объективно существующих классовых
интересов.
                         4. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ                          
                 КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ.                 
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание
индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и
государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время
законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи
деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания –
правовой инфантилизм – заключается в несформированности, недостаточности
правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой нигилизм, т.е.
осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный
умысел. И третья форма – феномен  и его перерождение, т.е. игнорирование
права, других социальных норм и общественной морали, другими словами –
“беспредел”.
Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших
составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной
апатии являются  меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правового
сознания в органической связи с началами нравственности, демократического
сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества,
человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.
Очень актуальными в настоящее время являются вопросы соотношения законности и
свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития
демократии. Очевидно, что демократия, законность права человека не совместимы
с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных
и правовых нормах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация
его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением
интересов других лиц, общества, государства.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных
ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со
сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о
нормально протекающих событиях и бытовых событиях и бытовых, социальных
конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются
правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В
правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе,
средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не
ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к
закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее
правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею,
основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном
соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в
непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих
прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является
составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания
выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на
формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере
жизнедеятельности:
1.                             ближайшая цель – формирование системы правовых
знаний;
2.                             промежуточная цель – формирование правовой
убежденности;
3.                             конечная цель – формирование мотивов и
привычек правомерного социально активного поведения.
Можно также сказать, что сутью правового воспитания  является формирование
установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и
ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства,
его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство
справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он
равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.
Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с
потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны
находить воплощение в нашей правовой системе.
     4.                            ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА     
                    РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.                    
Реализация прав личности  в обществе включает их охрану и защиту, необходимую
для наиболее полного и беспрепятственного осуществления политических,
социально-экономических и личных прав, свобод и обязанностей граждан.
Правоохранительные функции в обществе выполняют суд, прокуратура, органы
внутренних дел и другие органы, уполномоченные на то законом.
Правоохранительные органы способствуют укреплению законности и правопорядка,
предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и
свобод граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и законов.
Правовая культура должностных лиц правоохранительных органов отличается от
правовой культуры других граждан более полными правовыми знаниями, умением
применять их на практике.
Правовая культура работников органов внутренних дел означает:
1.                             знание действующего законодательства как
необходимое условие соблюдения законности, правильного использование
обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления работниками
этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;
2.                             уважение правовых требований, убеждение в
правильности и необходимости правовых предписаний;
3.                             привычное отношение к соблюдению закона, при
котором работник органов внутренних “не задумывается каждый раз над тем, надо
или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как
должное в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в
его внутреннюю потребность”.
Требования к деятельности работников органов внутренних дел, связанные с
необходимостью формирования их правовой культуры, повышается в настоящее
время, когда особенно возросла их ответственность за укрепление порядка и
дисциплины за защиту прав граждан, интересов государства.
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                               
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых
взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и
насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых
представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются
предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно
построить гражданское общество и правовое государство.