Каталог :: Государство и право

Реферат: Политическая система Франции

     ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ
     1. Историческая справка о развитии конституционного процесса во Франции после
II мировой войны
Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание
историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее
народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский
народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и
принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее
конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и
принятия Декларации прав человека и гражданина.
В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода:
первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй - с
момента принятия действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. был
вдохновлен общим демократическим подъемом после победы на
д гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны -мог
служить юридической базой для последующих социальных и политических преобра
зований. Конституция 1958 г. как результат
изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на рефе
рендуме 28 сентября и положила начало Пятой
Республике. Непосредственным поводом для ее принятия посл
ужил ультрап
равый мятеж в Алжире, в то время французской
колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были
единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменени
е ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за
передачу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю 
де Голлю. Одновременно Национальное собрание
указало принципы, на которых должна основываться новая Конституция. Эти
принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником
власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, 
ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть должна
быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с
колониальными народами.
Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де 
Голль согласился на установление парламентского режима и на разде
ление функций главы государства и главы правительства. Формальным условием
создания новой конституции было требование к правительству проводить
консультации с Конституционным советом консультативным комитетом, на две трети
состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После
разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом,
процедура разработки проекта была малодемократичной. Основной закон разра
батывался главным образом, экспертами, причем
специалисты по конституционному праву особенно не 
привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере
пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию
разработки актов избранными народом учредительными собраниями.
В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де 
Голля, высказанные им, главным образом, в речи в 
Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и
признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали
представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.
Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны
по объему. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики и
отношениям между Парламентом и Правительством.
Основной закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в
стране. Наверху пирамиды находится Конституция,
ниже - органические законы, еще ниже - обычные
законы. Несколько особняком “держатся” законы, принимаемые на референдуме,
международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.
Основной закон установил республиканск
ую Форму правления, 
имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской
республики (глава государства изби
рается без участия парламента, правительство
назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет
ответственность перед нижней палатой парламента). Неделимый характер францу
зского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая
уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются
действительными без согласия заинтересованного
населения". В случае отделения какой-либо француз
ской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания
соответствующего договора о выходе из Франции. В настоящее время неделимая
Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента
(Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две
территории с особым статусом (Майотта, 
Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские
территории (Новая Каледония, Полинизия, 
Уоллис и Футуна, Южные и антарктические
территории).
Демократический характер Республики говорит о существовании в стране
одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных
частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда
равное и тайное (ст.3), возможность существования
политических партий и группировок (ст.4).
Собственно Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее
значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с
ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и
гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г.,
главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное
законодательство включаются не только два упомянутых
акта, но и "основные принципы, призванные
законами Республики", к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.
Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее
структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не
содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени
принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г.,
и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно
демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк,
например, продолжает действовать даже такое 
экзотическое для
нашего времени прав
о, как правь на сопротивление угнетению. Оно было характерно для "золотого"
времени буржуазной государственности, наступившего
сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.
Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках
исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет 
"двухглавую" структуру: она включает Президента
Республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими
полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации чле
нов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления 
деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом,
возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной
власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций
Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным
собранием и уголовную перед обеими палатами парламента. Однако, юри
дическая иерархия исполнительной власти фактически не существу
ет на практике с самого начала существования Пятой Республики установился
обычай ответственности Правительства пе
ред Президентом страны, т.е. был введен монизм
исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и
Правительства - одно из проявлений 
конституционно-автоританой тенденции во французском государственном
механизме, которая всегда был ему присуща. 
Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент
находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя
формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время
существования Пятой Республики, поправка, установившая ныне действующий порядок
замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее
положение.
Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к
изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены ши
рокие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в
некоторых случаях для действий и "через голов
у" парламента, например, при проведении 
референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. - 
первая французская Конституция, закрепившая существование политических
партий.
Еще одна особенность Конституции 1958 г. -
учреждение Конституционного совета, органа, ранее
не известного французской истории.
Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем
любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов
непосредственной демократии, а именно о
референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для
пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде
предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на
референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения
референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 - при
изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения является
"особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов -
принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно
ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой
процедуре обе палаты Парламента - Национальное собрание и Сенат - находятся в
равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная 
ратификация, которая может быть осуществлена
двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на совместном
заседании парламентских палат большинством в 3/5
голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Р
еспублики. Однако для ратификации в Конгрессе
требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены
парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в
Конституцию незначительных поправок, когда проведение 
референдума нецелесообразно.
Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в течение
четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать все
меры законодательного характера, необходимые для применения Конституции.
Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако фактически некоторые
статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во Французской "конституционной
аллее". Положения раздела XIII практически не могут быть применены после
распада Сообщества.
В настоящее время в Конституцию Франции 1958 г. были внесены поправки, пожалуй
самые значительные после реформы 1962 г., изменившей способ избрания главы
государства и установившей новый способ избрания главы государства, а также
принципиально иную систему государственной власти в стране. Это закон
об изменении Конституции, принятый 4 августа 1995 г.
     II. Политическая система Франции
Во Франции всегда уважалось мнение народа и ей, как никакой другой стране был
характерен политический плюрализм.
Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает:
"Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием.
Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать
принципы национального суверенитета и "демократии". На политической
арене действует множество политических партий и движений, им свойственна 
мобильность. Они возникают, приходят в упадок,
исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В
Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня
1976 г., в котором свобода образования политических
партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами
Республики". Партии образуются свободно. Единственным условием является подача 
декларации в административные органы. Особое разрешение для образования
любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не
зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не
обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях
такая правоспособность может быть признана судебными органами.
Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической
жизни играют несколько наиболее значительных. Это - Франц
узская социалистическая партия (входит в 
Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых
радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов); Франц
узская Коммунистическая партия (500 тыс.
членов); Объединение в поддержку Республики
(буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала
Шарля де Голля -
насчитывает около 900 тыс. членов); Республиканская партия, образованная в 1966
г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и
крупной буржуазии; Центр социальных демократов - 
правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс.
членов); Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой 
ультраправую организацию. Имеются также и мелкие партии
, включающие партии Корсики и заморских департаментов.
Во Франции партии ограничения финансируются частными лицами. Государством
Финансируются те партии, которые выставили 
кандидатов по меньшей мере в 75 
избирательных округах.
В статье 2. Конституции Французской Республики 1958 г. (ныне действующей)
закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и
социальной республикой. Она обеспечивает
равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или
религии.
Ее принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти
положения вошли в действующую Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946
г. Во Франции республиканская форма правления 
является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому,
другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской
Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Респ
убликанская форма правления не может быть
предметом пересмотра". При этом Конституция
учреждает смешанную республиканскую форму. Это выражается в том, что 
глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а
Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного
органа. Таким образом, мы можем определить Французское государство как 
президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство
несет-ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным
собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой
Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во
Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.
Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной
нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5, 
53, 89 и др.). Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая
уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются
действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая
процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при
наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац).
Неделимость республики - константа 
Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость
государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами
Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как прест
упления против безопасности государствгГ—В
части толкования ст.53—5—согласии "заинтересованного населения", то в одном из
решений Конституционного совета эта часть статьи интерпретировалась как
возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность
путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого,
государства или присоединения к независимому государству (что можно
пронаблюдать на примере Алжира).'
Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения церкви
и государства. Несмотря на сильные католические традиции Франции,
официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания
. Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное
право на существование. И все же утверждение, что государство обеспечивает 
свободу совести еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений
с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри
Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей
с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со 
Святым престолом (Эльзас, 
Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа
отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в
соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие
обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.
Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы Франции является 
"демократическая республика". Этот термин впервые был включен в текст
Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного
права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3
ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное
право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".
Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная
республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее
положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом
ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента
опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой
стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение 
принципу применения норм международного права - договоры имеют 
незаконодательную силу.
Когда перед Европой встал вопрос об интеграции в 
Евросоюз, выяснилось, что наиболее приспособленной к ней оказалась
Конституция Франции. Этому подтверждение - ряд добровольных передач компетенции
на условиях взаимности в ведении Европейских сообществ.
     III. Конституция Франции
Ныне действующая Конституция Франции существует с
1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает
преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации
1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи.
Основной принцип - верховенство закона и норм международного права.
Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил основные девизы и при
нципы страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип: 
"Правление народа, по воле народа и для народа". Статья 3 определяет носителя 
национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в
области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано
отношение государства к политическим партиям.
Этот термин был включен в Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над
Германией он имел особое значение и, как мы помним, наиболее гуманные и
демократические изменения в конституционной политике страны приходились именно
на этот период. Для учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин
означал развитие политической, экономической и социальной демократии. А
преамбула Конституции сформулировала эти принципы как "особо необходимые в наше
время". Конституция 1958 г. подтвердила дальнейшее
развитие вышеуказанных принципов.
Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система -
"национальный суверенитет - как источник государственной власти". В 
ст.З действующей Конституции этот принцип сформулирован так: "Национальный
суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих
представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая
отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление".
Каждому демократическому государству свойственна в первую очередь приверженность
к взаимодействию с нормами меж
дународного права. В отличие от других государств, конституционно
закрепивших приоритет международного права, Французская Конституция в
статье 54 устанавливает механизм контроля за соответствием и взаимодействием,
позволяющим избегать противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы
существовали противоречия между международным правом и Основным законом страны.
Разработан полностью механизм устранения
противоречий, если они возникают в процессе ратификации международных
соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку
и процедуре его избрания. Раздел содержится в ст.5-19.
В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).
Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям
Парламента и Правительства. Продолжение изложения взаимоотношений Парламента и
Правительства содержится в отдельном разделе V, Система взаимоотношений
законодательной и исполнительной властей изложена в 
ст-34-51.
В разделе VI специально закреплены нормы "О международных договорах и
соглашениях", что особенно важно для современной Франции в условиях
интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).
В Конституции Франции в разделе VII регламентируется деятельность 
Конституционного совета. Это исключительно интересный орган, И пример 
Франции может быть достаточно назидательным для России. Так, в состав сверх
девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты
Республики. Таким образом, "отставные президенты"
не только не создают проблем Действующему
руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой
опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их
компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания
президента, депутатов, сенаторов и т.д., о чем будет сказано ниже более
подробно.
Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют в IX, 
Х разделах "Высокая палата правосудия" и "Об уголовной ответственности
членов Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность
Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает свое
заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по
законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение.
Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому
вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику или
Сообщество.
Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует
взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов, заморских
территорий. Так представители Правительства в департаментах и на территориях,
ответственные за обеспечение национальных интересов, осуществляют
административный контроль за соблюдением законов.
Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их
собственных интересов в общей совокупности с интересами 
Республики.
В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а
также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо
группируясь или порознь, государствами, - членами Сообщества.
Раздел XIII "О сообществе" утверждает, что все государства Сообщества
пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно
распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по
Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от
своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют
одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция
Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления Сообществом.
В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса Сообщества и др.
Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом,
Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого, светского,
демократического и социального государства с республиканской формой
правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции
Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об
ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.
Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейско
й комиссии по правам человека и Европейского с
уда.
     IV. Избирательное право и избирательная система Франции
Конституция и законодательство Французской Республики достаточно подробно 
регламентирует процесс формирования выборных органов.
Как и в каждом государстве имеется активное избирательное право и пассивное
избирательное право.
Во Франции активным избирательным правом обладают все французские граждане,
достигшие, к моменту выборов 18 лет, и обладающие гражданскими и политическими
правами. К избирателям применяются требования ценза оседлости (не менее
шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских граждан
устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным
Законом. Это означает, что каждый избиратель должен зарегистрироваться,
предъявив соответствующие документы. Однако это право, а не обязанность
избирателя. Во всяком случае никакой ответственности за неисполнение этой
обязанности не предусмотрено. Избирательный список является постоянным; он
составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно
пересматривается в течение довольно длительного времени с 1 сентября до
последнего дня февраля следующего года. Голосование осуществляется лично, один
избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на
референдуме могут принимать участие французские граждане, проживающие за
границей. В этих случаях голосование проходит в посольствах или в пр
играничных департаментах. На других выборах
избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в 
своих коммунах (коммуны по месту рождения, последнего места жительства), либо в
другой коммуне с населением более 30 тыс. жителей при условии, что число таких
избирателей не превышает 2% от общего числа избирателей, внесенных в списки в
этой коммуне. В этих условиях голосование 
осуществляется по доверенности (избиратель может дать доверенность любому
другому доверенному лицу на право голосовать от его имени).
Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в Парламент страны. В
нижнюю палату Национального собрания могут быть избраны граждане, достигшие 23
лет, а в верхнюю палату Сената могут быть избраны
граждане, достигшие 35 лет.
На всех выборах существу
ет избирательный залог. При выборах Президента сумма залога равна 10
тыс. франков, при избрании депутатов Национального
собрания - 1 тыс.франков с кандидата, а с сенаторов - 200 франков. Внесение
залога объясняется необходимостью хотя бы частично покрыть расходы на
избирательную кампанию и в некоторой степени воспрепятствовать выдвижению
кандидатов, выдвинувших свои кандидатуры не с целью избрания, а с другими
целями.
Кандидаты же на пост Президента страны должны представить в Конституционный
совет декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания -
обязательство, что это лицо обязуется представить новую декларацию перед
истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном органе
страны. В соответствии с действующим законодательством кандидатом в
представительные органы может быть любой французский избиратель, обладающий
необходимыми квалификациями.
Однако, фактически кандидатов в депутаты выдвигают
политические партии и организации, поскольку, лишь опираясь на политическую
партию, можно рассчитывать на избрание. Ни Конституция Франции, ни
законодательство о выборах, не устанавливают минимального возраста для
кандидатов на пост Президента. 
От Четвертой Республики был сохранен 7-летний ср
ок полномочий с той, однако, разницей, что в новой Конституции ничего не
говорилось о  невозможности переизбрания. Таким образом, 
презюмируется возможность  занимать пост п
резидента неограниченное число раз.
Для предоставления кандидатуры на пост президен
та Республики необходимо собрать 5 тыс. подписей
лиц, занимающих определенные выборные должности (чл
енов Парла
мента, 
генеральных Советов, совета 
Парижа, территориальных ассамблей и мэров), 
которые должны быть представлены в Конституционный совет. Все подписавшиеся под
заявлением о выдвижении кандидата в президенты
страны должны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий.
При этом имена подписавшихся публикуются. Избрание президента проводится по 
двухтуровой мажоритарной  системе. Если в первом туре ни один
из кандидатов не получит абсолютного  большинства голосов, то через две недели
проводится второй тур. В нем уже  участвуют два кандидата, набравшие наибольшее
число голосов в первом туре.  Избрание нового президента происходит не менее
чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока
полномочий действующего Президента. 
Парламент представляет собой также выборный орган.
Национальное собрание 
избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной маж
оритарной систе
ме. Это означает, что в первом туре для избрания нужно получить абсолютное
большинство поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не
получил большинства, то через неделю проводится второй тур. Для участия в нем
допускаются кандидаты, набравшие в первом туре как минимум 12,5% голосов от
числа избирателей,  включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно
получить относительное большинство голосов.
     Сенат формируется, в
основном, трехступенчатыми выборами. Сенаторы  избираются на 9 лет в коллегиях
в каждом из департаментов. Палата обновляется на
одну треть каждые три года. что приводит к
уменьшению влияния избирательного корпуса на состав сената и не позволяет ему
резко менять политический курс. Избирательная
коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более
3 тыс. региональных и генеральных советников и около 1
04 тыс. представителей муниципалитетов. Последние фактически и избирают Сенат
Франции.
Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум
системам. Пропорциональная система применяется в департаментах,
избирающих 5 и более членов палаты (их во Франции - 3), а число сенаторов от
них - 69. В остальных департаментах применяется 
двухтуровая мажоритарная система.
Муниципальные советы избираются по разным системам в зависимости от
численности населения коммуны. Обжалование результатов выборов подводится в
отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении других
членов представительных учреждений - в органы административной юстиции.
     V. Референдум
     Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять участие в
решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на национальном и на
местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным
видом непосредственной демократии. Его часто называют 
плебисцитом.
На национальном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается
трижды.
     Так, статья 89 Конституции предусматривает
проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Однако, по
смыслу Конституции такой референдум должен проводиться только в случае, когда
авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет,
исходит от Правительства, то выбор способа ратификации зависит от Президента.
Голосование на референдуме может проводиться по
следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о
Сообществе (этот пункт в связи с распадом С
ообщества в настоящее время утратил силу); 3) у
полномочие на ратификацию международного договора,
который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании
государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено
тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства
или по совместному предложению палат Парламента, а
не по инициативе Президента Республики; 2) если 
референдум проводится по предложению Правительства, 
то оно должно быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на
референдуме, то он должен быть промульгирован 
в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. правовой порядок исключил
какой-либо контроль за действиями Президента. Конституционная реформа,
проведенная в августе 1995 г. изменила некоторые положения статьи 11
Конституции. Была расширена сфера применения референдума, вынесен вопрос о
реформах в экономической и социальной политике, 
которого раньше не было. Таким образом, возможность
передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила
из круга полномочий Парламента способность разрешать эти вопросы большинством
голосов на его заседаниях.
Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным
проблемам. Как и для любой другой страны этот вопрос достаточно щепетилен и
рядом законов введены и действуют местные референдумы.
     VI. Правовое положение личности
В Конституции Французской Республики отсутствует специальный раздел о правах
и свободах. В самом тексте Конституции права и свободы содержатся только в
нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства перед
законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3
и 4 закрепляют плюрализм политических партий и необходимость уважения
демократических принципов. Кроме того, статья 34 относит к сфере закона
установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, а статья 53
наделяет народы, населяющие Францию правом на самоопределение; статьи 64 и 66
закрепляют независимость судебной власти, как гаранта прав и свобод граждан.
В целом, при определении правового положения личности во Франции следует
опираться на преамбулу Конституции, в которой приверженность французского
народа к соблюдению прав человека формулируется в точном соответствии с нормами
Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конститу
ции 1946 г.
Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и
гражданина, т.е. права, всегда присущие человеческому индивиду. В декларации
расшифрован принцип равенства: "Люди рождаются равными и остаются равными в
правах" (ст.2). Декларация включает некоторые общие правила, необходимые для
реализации прав и свобод. Так, статья 4 устанавливает, что: "Свобода состоит в
возможности делать все, что не наносит вреда другому. Таким образом,
осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые
обеспечивают другим членам общества пользованием этими же правами. Эти границы
могут быть установлены только законом". Статья 5 гласит: "Все. что не зап
рещено законом. тому нельзя ставить препятствия.
никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом
". В этой же Декларации закреплены и конкретные права и свободы (ст. 7-9):
права в судебной области, свобода мнений, свобода печати, права собственности.
Конституция 1946 г. (в области прав человека являющаяся неотъемлемой частью
ныне действующей Конституции) закрепила равенство прав мужчин и женщин, право
убежища, свободу мнений, право на получение образования. Так государству
вменена организация бесплатного светского образования. Здесь же
гарантируются: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и
свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое, однако,
осуществляется "в рамках законов, которые его регламентируют", участие
трудящихся в определении условий труда и в управлении предприятием и т.д.
Защита прав и свобод во Французской правовой доктрине имеет два аспекта: 1)
это защита от посягательств законодателя, 2) защита от посягательств органов
государства (чиновников), юридических лиц, а также физических лиц,
Поскольку права и свободы носят конституционный характер, то их защита
относится к ведению Конституционного совета. Что касается административных
актов, могущих содержать нормы, нарушающие конституционные права и свободы,
то высший орган административной юстиции - Государственный совет -
рассматривает такие акты с точки зрения их соответствия Конституции.
По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому
посреднику, который, хотя и не обладает возможностями самому решить вопрос, а
может лишь обратить внимание на таковые
соответствующих государственных органов.
Кроме того, защита прав личности во Франции может осуществляться и на
международном уровне, в частности, в рамках ООН, поскольку Франция
ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966
г., а также факультативный протокол к первому из них.
Франция - участник европейской системы защиты прав человека
. Она ратифицировала в 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950
г., признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам
человека.
В любом случае любой человек, проживающий во Франции, не добившись защиты
своих прав и свобод, может обращаться в соответствующие органы Совета Европы.
     VII. Центральные органы государственной власти
Особенностью управления французским государством при четком 
в соответствии принципу разделения власти
является некоторый приоритет исполнительной власти
перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть
представлена Президентом и Правительством.
Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии
со статьей 5 Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он
обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных
властей, а также преемственность государства.
Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности,
соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Таким образом,
Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу
страны.
Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения
статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации,
целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств
оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное
функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент
Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после
официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с
Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании. Из
приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на росп
уск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии
со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание
в период осуществления чрезвычайных полномочий; 
во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального 
собрания в тече
ние года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, вр
еменным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно
исполняет председатель Сената).
Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11
Конституции является право проводить национальный референдум (об этом
подробно указывалось в разделе о референдуме).
Роль Президента значительно возрастает, когда на основании статьи 16
Конституции, он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Указанная
норма, закрепленная в Конституции позволяет Президенту ввести настоящую
единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры,
которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами.
Из текста Конституции не ясно, достаточно ли серьезными являются меры контроля
за деятельностью Президента, поскольку не контролируется сам момент введения
чрезвычайного положения. В Конституции фигурируют ни к чему не обязывающие
фразы, что глава государства лишь должен получить "официальную консультацию" у
Премьер-министра, председателей парламентский палат
и Конституционного совета. Полученные "мнения" этих лиц не обязательно
исполнять.
В соответствии с Конституцией, Президент практически
полностью формирует исполнительную власть. Он
назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные
служащие назначаются декретами министров).
Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и
комитетах национальной обороны.
Хотя Конституция не содержит права Президента вводить в действие стратегические
ядерные силы. это право было предусмотрено
декретом от 14 января 1964 г.
Президент заключает и ратифицирует международные договоры (за
исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом). В части
осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования. 
Статья 64 Конституции наделяет Президента особыми полномочиями как гаранта
независимости судебной власти.
Являясь центральным органом исполнительной власти, во взаимоотношениях с
Правительством (также элементом центральной власти), Пре
зидент председательствует в Совете Министров, подписывает декреты и 
ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов
Правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов
и чрезвычайных посланников в иностранных государствах,
Широта полномочий Президента во многом зависит и от личности Президента.
Многие положения Конституций и создавались под определенную "сильную
личность". На практике Президенты иногда очень широко толкуют положения
Конституции, регламентирующие их полномочия. Достаточно осмыслить статью 13
Конституции, чтобы сделать вывод о неограниченных возможностях использовать
ряд ее положений для расширения роли и значения Президента.
Президент в своей повседневной деятельности пользуется услугами личного 
аппарата, состоящего порой не из одной сотни человек. В состав аппарата
входят: кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников
для особых поручений. Все сотрудники этих служб назначаются Президентом лично.
Центральным коллегиальным органом Исполнительной власти во Франции является П
равительство. В состав Правительства входят Премьер-министр и министры.
Конституция различает два понятия:
Совет министров - как собрание министров под
представительством Президента Республики
, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством 
Премьер-министра.
Совет министров осуществляет полномочия,
принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого
органа, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать в
Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных
полномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.
Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции. Хотя выше
было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции,
статья 20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет: 
"Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении
находятся администрация и вооруженные силы".
В статье 21 Конституции 
говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит
деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону.
Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он
осуществляет регламентарные полномочия и на
значает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он
замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и
комитетов, упомянутых в статье 15".
"В исключительных случаях он может замещать Пре
зидента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по
определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня".
Из текста Конституции можно сделать следующие выводы о роли Премьер-министра.
Его полномочия как координатора работы министерств достаточно широки.
Премьер-министр контролирует работу министров, дает указания о составлении
важнейших актов (бюджет, экономические планы и т.д.).
Премьер-министр обладает значительными правами в отношении Парламента. Часть
этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом.
В соответствии со статьей 29 Конституции по требованию Премьер-министра может
быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом
законодательной инициативы, лично участвует в работе парламентских комиссий и
в палатах парламента. В любое время Премьер-министр может выступить в любой
из палат Парламента.
В разделе Конституции "Об отношениях между Парламентом и Правительством", в
статье 34 ограничена законодательная компетенция
Парламента. Вместе с тем, Премьер-министр наделяется более широкими правами в
части отмены или изменения законов и ордонансов, действовавших до издания
нынешней Конституции 1958 г. Фактически Премьер-министр выступает как
законодатель.
У Премьер-министра, также как и у Президента, имеется достаточно
многочисленный аппарат. Он состоит из собственного комитета Премьер-министра,
генерального секретариата планирования, генерального секретариата
национальной обороны, юридической и технической службы и др. Также в
распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства
с его многочисленными службами.
Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает
кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр
подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает.
Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и
осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает
совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого 
парламентского мандата, с любой должностью профессионального
представительства общенационального характера, с государственной службой или
профессиональной деятельностью. Органический закон устанавливает
порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или
должностями,
Высшим законодательным органом Франции является Парламент. Его компете
нция закреплена в разделе IV Конституции. Парламент состоит из двух палат: 
Национальное собрание и Сенат. Своеобразие французского Парламента состоит в
том, что согласно статье 24 Конституции: "Депутаты Национального собрания
избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования.
Он обеспечивает представительство территориальных коллективов 
Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате".
Национальное собрание - нижняя палата, а Сенат - верхняя палата Парламента.
Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается в первый рабочий
день октября и заканчивается в последний день июня. Сессия должна длиться не
более 120 дней. Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного
положения и сессия может собраться помимо обычного регламента после
переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не
приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с
определенной повесткой дня либо по требованию Премьер-министра, либо
большинства членов Национального собрания.
Председатель Национального собрания избирается на продолжительность 
легистратуры, т.е. всего времени, на которое избраны члены палаты, а
Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.
Открытие и закрытие сессий осуществляется декретом Президента Республики.
Законы принимаются Парламентом (статья 34 Конституции). Любой законопроект или 
законодательное предложение последовательно рассматриваются в обеих палатах
Парламента для того, чтобы был принят 
идентичный текст.
Во французском Конституционном праве существует различие между 
законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся
Правительством Франции, а законодательные предложения - членами 
Парламента.
Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное
предложение не было принято после двух чтений в каждой палате или, если
правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в
каждой из палат Премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной
паритетной комиссии, уполномоченной предложить акт, касающийся положений,
по которым остаются разногласия.
Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством
на одобрение обеих палат. Ни одна поправка к нему не может быть принята
без согласия правительства.
Парламент принимает проекты финансовых законов. Если Национальное собрание не
приняло решения по проекту в первом чтении в течение сорока дней после его
внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который
должен принять решение в течение пятнадцатидневного срока.
Конституция очень подробно регламентирует все случаи отклонений
законопроектов и законодательных предложений, однако даже без подробного
изложения в настоящем пособии видно, что законодательная власть во Франции
более ограничена, чем исполнительная. И все же права члена Парламента
достаточно защищены Конституцией (статья 26).
Член Парламента обладает правом депутатской неприкосновенности
(иммунитетом). Это означает, что ни один член Парламента не может
подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанные
мнения или за голосование при исполнении им своих функций.
Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или
аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он
входит, за исключением случаев задержания на месте преступления.
Парламент сам вправе учреждать комиссии по расследованию и контролю и особые
комиссии (по снятию парламентской неприкосновенности и т.д.).
Правовое положение членов Парламента существенно не отличается от избранных
представителей других стран.
Они рассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на
основе представительного, а не императивного мандата, который в
соответствии со статьей 27 Конституции является недействительным.
Для того, чтобы сделать окончательный вывод о полномочиях Парламента, достаточно
ознакомиться с перечнем законодательных актов
, которые им принимаются (эти законы перечислены в статье 
34 конституции). Все области, находящиеся за
пределами упомянутых в этой статье
, отнесены к ведению исполнительных органов власти.
Центральными органами конституционного контроля во Франции являются:
Конституционный совет и Государственный совет.
Конституционность актов, исходящих от государственных органов,
рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным советом,
от органов исполнительной власти - Государственным советом.
Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает жалобы,
связанные с правильностью избрания членов Парламента, вопросы неизбираемости и
несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Па
рламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для
проверки их соответствия Конституции.
Конституционный совет обладает широкой компетенцией относительно выборов
Президента (участвует в подготовке выборов, в производстве операций по
выборам и в объявлении их результатов). Совет дает консультации Правительству
по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в
Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения
кандидатов, публикует составленный им список. На практике Конституционный
совет рассматривает жалобы, участвует при введении в стране чрезвычайного
положения (статья 16 Конституции) наблюдает за проведением референдума и
объявляет его результаты,
Основная же функция Конституционного совета - рассмотрение соответствия
законодательных и иных нормативных актов Конституции страны, а также контроль
за соответствием международных договоров Основному закону.
Кроме того, на Конституционный совет возложены обязанности по разрешению споров
о распределении компетенции между законодательной и
исполнительной властью.
Конституционный совет выносит решения на основе
статьи 41 Конституции, если во время обсуждения зак
онопроекта в какой-либо палате Парламента выявится, что какая-либо поправка не
входит в область законодательства или противоречат '
полномочиям, представленным в соответствии со статьей 38, т.е. в порядке 
делегированного законодательства и по этому поводу возникли разногласия
между правительством и председателем соответствующей 
палаты.
     Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции
и как консультативный орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет
контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также
обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных
административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной
палаты, Суда бюджетной дисциплины и т.д.
В соответствии со ст. 38 и ст. 39 Конституции он дает предварительные
заключения по законопроектам Правительства. Совет консультирует Правительство
и министров по юридическим вопросам.
     Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам
французских судей и прокуроров. Обеспечивает независимость судебной власти.
     VIII. РЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Вся система местных органов Франции строится в соответствии с 
административно-территориальным делением. Они представлены коммунами)
департаментами и регионами, где являются выборными органами. Основу
территориальной организации составляют коммуны. Коммуна насчитывает
приблизительно 36 тыс. человек, управляется
муниципальным советом и мэром, который является органом исполнительной
власти. Совет управляет делами коммуны. Он принимает решения по вопросам,
затрагивающим интересы ее граждан по всем социальным проблемам: распоряжается
имуществом, создает необходимые службы (больницы, рынки, дороги, музеи, школы и
т.д.).
Основной единицей административно-территориального деления Франции являются 
департаменты. В стране они представлены в числе 96 внутренних и так
называемых заморских департаментов. К ведению департаментского Совета относится
принятие местного бюджета и контроль за его исполнением, организация
департаментских служб, управление имуществом депар
тамента. Исполнительным органом департамента
является председатель генерального совета (ранее это называлось службой 
префекта). Председатель подготавливает и исполняет решения Совета, несет
ответственность за управление департаментом, является распорядителем
кредитов, а также главой административных и технических служб департамента.
Самой крупной единицей в административном делении
Франции является регион. Регионы имеются и в заморских территориях.
Образование регионов вызывалось необходимостью преодоления препятствий в
экономическом и социальном развитии вследствие существовавших узких
административно-территориальных единиц. Небольшие размеры этих единиц перестали 
. способствовать использованию природных, экономических и людских ресурсов.
В принципе, регион похож на департамент. У них
примерно одни и те же органы власти и управления. 
Однако в отличие от департамента в каждом регионе учреждены экономические и
социальные комитеты и региональный комитет по займам. В регионе действует своя
счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который
является исполнительной властью в регионе.
Французское местное и региональное управление строится на основе сочетания 
управления и самоуправления. Управление. 
осуществляют назначаемые чиновники (комиссары Р
еспублики, супрефекты и др.). Самоуправление
предоставлено выборным ор
ганам. Комиссар Республики назнач
ается в каждый департамент Советом министров. В регионе комиссар Республики
наиболее значительного департамента является комиссаром региона. Комиссар
Республики представляет "каждого из министров" и "несет ответственность за
национальные интересы, за соблюдение законов и поддержание общественного
порядка", (статья 34 Закона от 2 марта 1982 г.).
Финансовый контроль осуществляет региональная счетная палата. Она проверяет
счета местных коллективов, их законность и "надлежащее использование кредитов,
фондов и ценностей".
В Париже государство представлено двумя должностными лицами - Комиссаром
Республики и Префектом полиции. Париж одновременно представляет и коммуну, и
департамент, а его органом является Совет Парижа.
     IX. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ
Судебная система Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О
судебной власти".
Как уже указывалось выше, Президент страны в
соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной
власти. "Статус судей устанавливается органическим законом". "Судьи
несменяемы".
Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако,
исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом
гарантий (несменяемость не распространяет
ся на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что 
расходы на осуществление правос
удия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на
государство. Это правило не распространяется на уголовную—юстицию. Доступность
правосудия - это еще один из показателей
демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите
имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно
справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное
за преступление лицо
само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и
отдельным лицам.
Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием и нейтральность 
судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела (в
первой и апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также
возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за
исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в
одном судебном учреждении.
Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две
ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще
и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей
юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале
рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько 
магистратов (это судьи триб
унала большой инстанции, командируемые в с
уды низших звеньев на три года). Трибунал малой
инстанции рассматривает дела незначительные с суммой иска до 20 тыс. франков.
Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.
При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции.
Трибунал большой инстанции приходится один на департамент (в больших
департаментах их бывает несколько).
Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд.
Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая
часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным
делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной
палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной
полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата
жандармерии по делам несовершеннолетних.
В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных входят три
члена, а его председатель обязательно является членом Апелляционного суда.
Кроме судей в суде присяжных присутствуют присяжные заседатели. Их
девять. Их подбирают по спискам избирателей.
Во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды,
военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и др.).
На вершине судебной системы находится кассационный суд. Во Франции отдельно
существует ветвь административной юстиции. Прокуратура представлена
прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями
находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает
генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей. Все прокуроры
подчинены министру юстиции.