Каталог :: Государство и право

Контрольная: Сущность государства

      Домашнее задание по Теории Государства и Права.      
                        План работы:                        
ü      Понятие сущности государства.
ü      Общесоциальная сущность государства.
ü      Классовая сущность государства.
ü      Список литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Сущность государства.
В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных госу­дарству, его
сущность рассматривается однозначно с классовых пози­ций — как орудие
неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных
теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент
примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего
общества.
     Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его
содержание, цели функционирование, т. е. власть, ее принадлежность.
Государство, как это было показано выше возникает тогда, когда развитие
экономики достигает определенного уровня, при котором су­ществовавшая на
протяжении многих тысячелетий система уравнитель­ного распределения
общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего
развития общества необходимо выделе­ние определенного элитарного слоя,
занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном»
обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе) Это привело
к социальному рас­слоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая
всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в
интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов
Однако зарождение социального неравенства, социальной неспра­ведливости
объективно носит прогрессивный характер в условиях еще крайне низкой
производительности труда появляется хотя бы у части людей возможность
освободиться от повседневною тяжелого физичес­кого труда Это приводит не
только к существенному улучшению соци­ального управления, но и к
возникновению науки и искусства, к замет ному росту экономического и военного
могущества такого общества
Итак возникновение государства всегда связано с изменением характера общинной
власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от
власти первобытного общества, в интересах главным образом привилегированной
части общества Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа
характера такой власти, для определения сущности государства
Однако характер государственной власти не всегда одинаков Так, в древних
Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает Власть
однозначно принадлежит классу рабовладельцев, ко­торые являются
собственниками и основных средств производства (зем­ли), и самих
производителей — рабов Последние не только не участву­ют в осуществлении
государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются
«говорящими орудиями» Аналогично положение власти и в феодальном обществе Она
находится в руках класса феодалов — земельных собственников Крестьяне не
имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридичес­ких прав и
нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов И в
рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное
неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти
Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве Формально все
люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется
юридически в декларациях и конституциях Фактичес­ки же в раннебуржуазном
обществе законы вопреки декларациям уста­навливают имущественный,
образовательный и иные цензы, ограни­чивающие избирательные права малоимущих
слоев населения Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти
экономически господствующему классу — буржуазии
В восточных государствах власть находилась в руках бюрократическою
чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки) При этом она также в
значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих
социальных групп, стоящих  власти Во многих случаях эти социальные группы
фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым
местом в системе распределения общественного продукта, присваивая
значительную его часть и особым отношением к средствам производства,
становясь фактически их реаль­ными собственниками, закабаляя и самих
производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя
формально они свободны и являются собственниками земли.
Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного)
аппарата может иметь место и в обществе с господству­ющей частной
собственностью на основные средства производства Государственный аппарат
приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во
многих случаях практически от об­щества независимым. Это может достигаться, в
частности, за счет балансирования между антагонистическими классами,
натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при
бонапартист­ском режиме в 50—60 х. гг. XIX в Но тот же результат нередко
получа­ется посредством осуществления жестких мер подавления любого
инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки Такое поло­жение было,
например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или
авторитарных режимов стран Латинской Америки
Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты
государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные проти­воречия Ведь во все
исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев
общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная
власть восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии.
Франции, Германии. Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и
т.п.
Тем не менее установление классового (сословного) характера госу­дарственной
власти не исчерпывает проблемы сущности государства и использование только
классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания
государства и политической власти
Во-первых, власть в государстве может находиться в руках срав­нительно
небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того
или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых
интересах (бонапартизм, тоталитарные бю­рократические режимы)
Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости,
нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных
классов не обладает достаточной силой и организо­ванностью, чтобы взять
власть. Поэтому при наличии там общенаци­ональных интересов (обретение
независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть
блока различных классов и не­классовых социальных групп, включающего
национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,
ремесленников, мелких торговцев и пр.
В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором
власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку
общенародные интересы станут преобладать над более узкими классовыми или
групповыми.
И наконец, самое важное! Общество всегда едино, несмотря на нередко
раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть
рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием
существования чиновничьего аппарата в «вос­точном» государстве является труд
общинников и т. д. Поэтому сто­ящий у власти класс (или социальная группа)
всегда вынужден забо­титься в какой-то мере об угнетенных классах, об
эксплуатируемых слоях населения.
Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осущест­вляет) обще
социальные функции, действовать в интересах всего общес­тва. И любое
государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-
то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является
средством его объединения, способом его интеграции.
Обшесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая
неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону
его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или
групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.
Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических
условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению
другой.
В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в
рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав,
возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующе­му классу.
Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях
жизни, принудительном характере труда, беззащит­ности от любого произвола,
видимо, преувеличено. Низкая производи­тельность труда неизбежно приводила к
тому, что число рабов много­кратно превышало число свободных. При этом раб,
занятый на сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда —
мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло
быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали
и иные методы воздействия: идеологические, в том числе религиозные,
разжигание национальной и социальной розни (по­ложение рабов не было
одинаковым. В Афинах, например, рабы выпол­няли обязанности полицейских), и,
несомненно, экономические мето­ды — материальная заинтересованность раба в
результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать
семью и т. п.). В оп­ределенной степени рабы были защищены юридически — как и
любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно счита­лось,
общесоциальную роль рабовладельческого государства.
Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по
мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к
капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном
обществе: высокие налоги на прибыль и, пред­принимателей, государственное
регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных
программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные
противоречия является необходимость в мерах подавления классовых противников,
кото­рых, естественно, становится меньше, повышается политическая
ста­бильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением со­циальной
составляющей государственной деятельности снижается доля его классового
содержания.
Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его
сущности, недостаточно только классового подхода, — следует ис­пользовать
положения и других теорий государства — элитарной, тех­нократической,
плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                   
             Список использованной литературы:             
ü      В.М. Корельский и В.Д. Перевалов, Теория
государства и права. Учебник. ИНФРА- М- НОРМА, М., 1997 г.
ü      Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и
сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993 г. № 7 с. 16.
ü      Гимплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47.