Каталог :: Государство и право

Курсовая: Нормы

                                     П Л А Н                                     
Введение
1.    Нормы  права как составная часть общей системы социальных норм.
Нормативность социальных отношений.
2.     Понятие правовой нормы.   Юридические нормы как  ячейка права.
Нормативность права.
3.     Правовые   нормы  в   тоталитарном обществе.
4.  Признаки правовых норм
5.  Виды (классификация) правовых норм
6.  Структура правовых норм
7.  Внешнее выражение правовых норм
8.  Способы  изложения  элементов  правовых  норм  в  статьях
нормативно-правовых  актов.
9.  Реализация права
Заключение
Литература
Нормативно-правовые акты
Введение
На определённом этапе развития общества возникает потребность упорядочивания
существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без
регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей,
масштабов. На них и складываются, в результате многократного повторения,
нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.
Норма права, как общеобязательное правило лежит в самой основе конкретно-
регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность,
система определённых норм формирует определённый правовой институт,
подотрасль, отрасль права, право в целом.  Но и норма права имеет сложную
структуру, прежде всего – ядро, вокруг которого «вращаются» её элементы и
появляются ёё признаки.
Выделить  норму права из той оболочки, в которую она окутана в процессе
своего появления не так-то просто потому, что она (норма права) может
укрупняться, делиться и видоизменяться.
Задачей данной работы является определение роли правовых норм в общественной
жизни человека и их классификация, анализ их соотношения и взаимодействия.
     Социальное  регулирование  -  это упорядочение    поведения людей в
различных сферах жизнедеятельности с помощью технических и социальных норм.
Общество не может существовать без регулирования общественных отношений,
которое осуществляется с помощью технических и социальных норм.
     Техническая норма - правило обращения людей с орудиями труда и предметами
природы.
     Социальная норма - правило поведения, связанное с регулированием
общественных отношений.
К социальным нормам относятся:
-    правовые нормы;
-    моральные нормы;
-    религиозные нормы;
-    обычаи, традиции;
-    корпоративные нормы.
Особенностями социальных норм является то, что все они связаны с людьми и
регулируют отношения между ними. В системе социальных норм правовые нормы 
выступа­ют самыми универсальными, распространяющимися на все общество и
охватывающими все области обществен­ной жизни.
-          Правовая норма - это общеобязательное, формаль­но
определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и
направленное на урегу­лирование общественных отношений.
Правовые нормы тесно взаимосвязаны с другими социальными нормами. Правовые и
моральные нормы распространяются на все общество. Они имеют единый объект
регулирования - общественные отношения.
-           Моральные нормы - это правила поведения,
регу­лирующие -общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и
несправедливого и т. д.
Многие правовые нормы вытекают из моральных. В то же время они имеют
принципиальные различия:
1.    Мораль возникает вместе с обществом, а право - вместе с  государством;
2. Мораль содержится в сознании,  а правовые нормы выражены   в   нормативных
актах,  имеющих  письменную форму;
3.    Мораль регулирует большинство общественных от­ношений, а право - только
наиболее важные;
4.    Моральные нормы начинают действовать по мере их осознания, а правовые
нормы - в конкретно установленный срок;
5.    Моральные нормы обеспечиваются  мерами общественного воздействия,  а
правовые - мерами государ­ственного воздействия;
6.    Моральные нормы регулируют общественные отно­шения с позиции добра и
зла, справедливости и несправедливости, а правовые нормы - с позиции
правомерности и законности.
В современном демократическом государстве право­вые и религиозные нормы
взаимодействуют в процессе упорядочения общественных отношений. Зачастую
пра­вовые нормы вытекают из религиозных («не убий», «не укради» и пр.).
Корпоративные нормы по формальным признакам весьма схожи с правовыми.
     Корпоративные нормы - это правила поведения в организованных сообществах,
распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и
функционирования сообщества (профсоюзы, партии и т.д.).
Корпоративные нормы формально определены, прини­маются по определенной
процедуре, обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. В этом их
сходство с правовыми. Однако они не обладают об­щеобязательностью правовых
норм, не обеспечиваются государственным принуждением, что свойственно
право­вым нормам.
     1.       Нормы  права как составная часть общей системы социальных норм.
Нормативность социальных отношений.  
Нормативность является неотъемлемой частью  человеческого общества, она
выступает не только  формой объективно  необходимых связей и способов
взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений.
Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их
отношения  к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого
взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща
всему процессу исторического развития человечества. Нормативность - это также
свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.
В  процессе становления  общества  в современном его значении система
социальных норм постоянно усложнялась, постепенно подразделяясь на различные
группы, такие как нормы морали,  нормы обычаев, нормы традиций и ритуалов,
нормы общественных организаций, экономические, религиозные, эстетические
нормы и, наконец, нормы права,  являющиеся предметом данного исследования.
Система социальных норм соответствует  достигнутой   ступени экономического,
социально-политического и духовного развития  общества. В них  находят
отражение  качество жизни людей,  исторические и национальные  особенности
жизни страны. В этой системе заключается определенный стандарт поведения
установленный как постепенно - в процессе исторического развития  - так  и
(применительно к нормам права) при активном участии государства.
Правовые нормы -  одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм,
которая стала возможной только с развитием института государства, так как,
согласно одному из определений,  правовыми нормами являются  “ 
общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности
формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые
государством,  документально оформленные и обеспеченные различными формами
государственного воздействия и принуждения  “.
[1]  Здесь  необходимо отметить, что  такие формы  не обязательно
должны ограничиваться  силовым принуждением.  Однако на заре цивилизации, в
период первоначального  становления  предгосударственных образований, норм
права в современном их значении еще не существовало, так как их место
занимало (хотя и  постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат
многие древние  правовые   памятники .
В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с
прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое
взаимодействие имеет весьма разнообразные формы – взаимоподдержки,
солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от
конкретно-исторических  условий, соотношения социальных сил, состояния
общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовых и 
экономических норм  определяются  степенью вмешательства государства в
экономику  страны и показывают, что именно является  целью подобного
вмешательства: осуществление  регулирования экономической деятельности
населения  или же достижение полного господства государства в  данной сфере
общественной жизни, ( а это уже напрямую зависит от конкретной политической
доктрины государства ).
Соотношение  юридических  и  политических  норм в современном
демократическом обществе строится на принципе приоритета права над
государством, ограничения всевластия государства правами человека. Это,
несомненно, является величайшей общечеловеческой  ценностью.  Юридические нормы
приобретают первенство, сдерживая и обуздывая  органически  присущее
политической власти  стремление  утверждаться  внеправовыми  мерами.
Проблема  соотношения правовых и политических норм - это вопрос о характере
политического режима, сущность которого определяется тем, признается ли в
обществе господство правовых начал и принципов. Доминирование же политических
норм  порождает  насилие и создает почву для  тоталитарных режимов.
Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика не  имеет правовой опоры,
где право не  является ограничителем  политической власти,   где права
человека  не выступают  в  качестве   средства   контроля  за ее
осуществлением.
Из вышеизложенного, по-видимому, можно заключить, что  нормы права -  это,
по своей сути, основополагающая структура  в  системе  социальных  норм,
гарант ее эффективного функционирования.  Юридические  нормы  регламентируют
условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для
них правовую базу,  не допуская  тем  самым  чрезмерного усиления  одной
группы норм ( а также государственных органов ) за счет остальных,
обеспечивая  стабильное движение общества по демократическому пути  развития.
     2.                Понятие норм права.   Юридические нормы как  ячейка права. 
     Нормативность права.
С формальной точки зрения  право представляет собой не что иное, как
упорядоченную систему норм,  исходящих  от государства, то есть, из правовых
норм.  Поэтому справедливым  будет  утверждение  о том, что юридические
нормы  являются  первичной  единицей  права.
Однако из этого не следует, что понятия  “ право “  и  “ норма права “
равнозначны.  Они соотносятся между собой как целое и часть.
Правовая норма  является образцом, моделью типового общественного отношения,
которое устанавливается  государством. Она  определяет границы  возможного
или должного  поведения людей,  меру их  внутренней и внешней свободы во
внутренних взаимоотношениях.  Норма права  предусматривает свободу участников
регулируемых  общественных отношений в двояком смысле:
-  во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной
вариант поведения  ( внутренняя свобода );
-  во-вторых, как  возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять
определенные цели во внешнем мире ( внешняя свобода ).
Права человека являются составной частью свободы, которая, по общему мнению  -
один  из  наиболее  необходимых  факторов   человеческого бытия.  Однако,
например, право одного индивида на жизнь или собственность другого индивида
означает нарушение свободы последнего. Следовательно нормы права  выражают 
объективно обусловленную меру свободы.   Они выступают в качестве равного
масштаба, формы, измерителя свободы всех участников общественных отношений.
Правовые  нормы таким образом сочетают в себе  предоставление и одновременно
ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях.  Таким образом 
предоставительно-обязывающий  характер является одной из характерных черт
юридических  норм. Он  означает, что в определенных случаях права одного
индивида могут охраняться посредством некоторого  ограничения  прав другого
индивида ( например, прав на жизнь или собственность первого ).  По мнению Л.И.
Спиридонова, « право закрепляет условия, при  которых индивид в состоянии
удовлетворить свои  потребности, лишь удовлетворив потребность другого».
Данная точка зрения выглядит, однако, несколько категорично. Более
предпочтительным  представляется тезис о том, что  индивид не может
удовлетворить свои потребности, лишив, тем самым,  другого
возможности  удовлетворять свои.  В целом же, массовое несоблюдение
подобных условий  может привести к  разрушению баланса обменных связей - той
основы, на которой держится современная социальная система, и потому нормы, их
закрепляющие, общеобязательны, что является одним  из наиболее  характерных
свойств  юридических  норм.
Несмотря на то, что правовые нормы устанавливаются и охраняются государством,
последнее не всегда является единственным их источником.   Нормы
человеческого поведения   во многом зависят от национальных традиций,
естественноисторического пути развития каждой  конкретной страны    и
приобретают качество юридических  вследствие того, что объективно
способствуют функционированию социального целого. Определяя одинаковый для
всех  масштаб  поведения участников общественной жизни, они обеспечивают
взаимодействие их  как элементов единой социальной системы  и закрепляют
связи  множества отдельных индивидов в коллектив -  общество.
Юридическая  норма  - это такое правило  поведения, которое выражает
общественное требование, императив. В случае восприятия права только как
функции нормотворческой деятельности государственных органов весьма возможно
ошибочное  представление о  любой правовой норме лишь как о велении
государства. Данная точка зрения, разумеется, ошибочна в связи с тем, что  (
по определению  Л.И. Спиридонова )  государство и политический режим - это
не только совокупность конкретных административных институтов, но и
«отношения  между людьми по поводу государственной власти и  их
взаимодействие с этой властью...»  Глубинные  социально-экономические и
культурные основы  общества обусловливают характер государства,
запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании
политической системы.
Правовые нормы   представляют собой общие правила поведения; их общий
характер  проявляется во многих отношениях. Прежде всего правовая норма
опосредствует  не отдельный поведенческий акт, а типичные общественные
отношения, выражающиеся в повторяющихся  связях  между людьми и имеющие своим
содержанием их повторяющиеся поступки, и лишь формальная  определенность
нормы  придает  ей способность быть масштабом поведения,  мерой свободы
человека  и правомерности его требований  к другим субъектам.
Норма  права  рассчитана  на  регулирование  не  отдельного,  единичного
отношения,  а вида  отношений; этим  она  и отличается  от актов
применения права ( решений государственных  органов по  конкретным делам ),
договоров, индивидуальных  распоряжений. В  решении  по делу, представляющему
собой вывод   из  правовой  нормы   применительно  к индивидуальному случаю и
отношению,  всегда  обозначено  конкретное  лицо, содержание  его прав и
обязанностей.  В  целом,  правила  поведения,  содержащиеся в юридических
нормах,  выражены  в общей форме; в  общей  форме  определены и меры
принуждения,  применяемые к  нарушителям норм.
Уникальное, неповторимое, индивидуальное, случайное правом  не охватывается и
выпадает из поля его действия.
Мера ограничения свободы  какого-либо субъекта общественных отношений  задана
прежде всего тем, что в равной мере свободны и все остальные индивиды,  а
следовательно,  необходимость сообразовывать взаимное поведение становится
всеобщей необходимостью, отчего к контролю за соблюдением  соответствующих
правил призывается государство.  Юридическая  норма  и  есть тот способ,  при
помощи  которого  удовлетворяется  потребность  в обеспечении  условий
коллективного существования людей, а  следовательно,  и  самого общества.
Феномен   юридических норм  обладает значительным ( по масштабам  и силе
действия )   регулятивным  и демократическим потенциалом, потенциалом
гуманизма.  С их помощью в общественную жизнь вносятся  существенные
элементы  единства,  равенства,  принципиальной одинаковости: вводимый  и
поддерживаемый юридическими нормами  порядок распространяется   ( основываясь
на принципе равенства )  на всех  участников общественных отношений.  Отсюда
и  проистекает  значительный  не  только регулятивный, но и демократический,
гуманистический потенциал  законности; реальное, на практике, осуществление
действующих юридических норм в соответствии с требованием   равенства  всех
перед  законом уже есть  утверждение  гуманизма, демократических принципов в
общественной жизни.
В связи с необходимостью обеспечения  нормативных начал  общество и само
право  предстают в виде целостной  нормативной регулирующей системы,  имеющей
глубокое правовое  содержание  и построенной  на единых  правовых  принципах
и  общих  положениях.  В соответствии с ними  ключевым моментом  правового
регулирования является  общедозволительная  его направленность, а в самой
юридической материи - юридические дозволения, субъективные  права.
В  свете   вышеизложенного  следует еще раз подробнее остановиться  на  понятии  
нормативности права.  Значение ее не исчерпывается  заложенным в ней
регулятивным  и демократическим потенциалом,   характерным  для права  как
институционного  образования, его свойств. Нормативность применительно к праву
подразумевает нечто более юридически глубокое и более социально значимое,
непосредственно связанное с собственной ценностью права. Это означает, что
право  при помощи  общих  правил  реализует  потребность  общества  в
утверждении  нормативных начал  и поэтому  охватывает  все сферы  социальной
жизни, нуждающиеся в юридическом   регулировании.
Нормативность права  - это не просто общеобязательная нормативность. Она
неотделима  от социально-политического, нравственного, гуманистического
содержания права.  Следовательно, это такая нормативность, которая  в своем
действии  имеет  четкую  социально-политическую и  нравственную
направленность.
Таким образом,  юридические  нормы  представляют собой один из наиболее
жизненно необходимых  элементов  общественного регулирования.  Нормы права -
центральное, организующее  ядро  всей  системы правовых средств. Однако,
сами  по  себе нормы  -  вовсе не единственный компонент содержания права.
Наряду с нормами, на их основе материю права  образуют индивидуальные
предписания, санкции,  меры защиты, юридические  факты и некоторые другие
явления  правовой  действительности.  Содержание права при более детальном
анализе  оказывается  объемным,  многомерным, включающим в  себя  многие
правовые феномены,  из  которых  складывается  целостный  юридический
механизм.
Однако  все это ни в коей мере не должно принижать конститутивное значение
юридических норм.  По словам  С.С.  Алексеева  “ ...без норм, без свойства
нормативности права нет. “ [2]  С  их
помощью  разнообразные средства   воздействия,  защиты  и. т. д.  приобретают
правовой  характер. Нормы,  выраженные в  формально-определенных  писаных
правилах,  т.е. в нормативных  юридических  документах,  представляют собой
инструмент  институциализации  всей  системы правовых средств,  возведения их
на уровень  целостной   регулятивной  системы.
Итак,  очевидно,  что  юридические  нормы - это  основная  составляющая
права.  Однако не стоит полагать, что для существования последнего достаточно
наличия  определенного количества  этих норм. В развитых правовых системах
на общественную жизнь  воздействуют  не отдельно взятые,  изолированно
существующие  правовые нормы ( или иные правовые средства, хотя бы  и
возведенные  в устойчивые, институционализированные правовые  формы ), а  их
системы,  комплексы,   порой  довольно   сложные. Именно через систему
правовых средств  оказывается возможным   обеспечить  многостороннее
правовое  воздействие  на  общественные  отношения,  учесть  интересы
различных субъектов, в  полной  мере  реализовать  в юридическом  и
социальном  бытии  глубокие   правовые   начала,  надежно юридически
гарантировать  правовые  позиции  участников общественных отношений.
Комплексы  правовых   средств,  образующие типизированные модели
(построения),  соответствующие  своеобразной  разновидности  общественных
отношений,  закрепляясь  в кодифицированных   нормативных   документах,
превращаются   в  правовые  конструкции.  Определенное построение
юридического материала  выливается  в  такую  конструкцию  тогда,  когда  оно
в виде  комплекса   нормативных положений высокого  уровня  воплощается  в
соответствующем кодифицированном акте  или строится в органической связи  с
таким  актом  с  учетом  содержащихся  в  нем  нормативных обобщений. При
этом  принимаются во внимание  достижения  правовой культуры, в том числе и
мировой.
Итак,  при   помощи  юридических норм , в особенности  содержащихся в
кодифицированных правовых актах,  осуществляется  оптимальное системное  
действие  правовых средств,  объединение  их  в такие эффективные комплексы,
которые  дают возможность  всесторонне,  в сочетании  различных  компонентов
воздействовать на общественную  жизнь.  В рассматриваемом отношении
юридические нормы, прежде всего нормы  кодифицированных актов, представляют
собой   своего  рода   “ инструментальный цех “, который  обеспечивает правовую
систему  четкими и  отработанными  юридическими механизмами.
Следовательно,  становится  очевидным,  что нормативность,  как  бы
широко  ни  трактовалось  это  определяющее свойство права,  не может
выражаться  ни в чем ином,  кроме  как в нормах -  общих  формализованных  
писаных  правилах поведения.
Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права.
Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих
правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила
распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно
регламентированную ситуацию.
Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила
обращены к населению всей страны, всему обществу.
      Характер всеобщности отличает право от других норм социального
регулирования (морали, религии и т.п.).
Нормативность права носит общеобязательный характер, что также
выделяет право из других норм социального поведения.
Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в
утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.
     

Нормы права,

по С.С. Алексееву[3]:

Это центральное, организующее ядро всей системы средств

правового регулирования.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции, правовосстановительные меры и другие явления правовой действительности. Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.

С.С. Алексеев[4]

Право - это не только нормы, но без норм, без свойства

нормативности, нет права.

Определение юридической нормы

В. К. Бабаев[5]

Юридическая норма (норма права) –общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.
Представляется, что данное определение может создать впечатление об ограничении источников права только нормативными правовыми актами, исходящими от государства, и исключение других источников права (правовых обычаев, нормативных договоров и т.д.). Поэтому представляется более удачным определением определение авторов учебника «Общая теория права и государства» под редакцией В.В. Лазарева[6]: «Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать донам правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения».

С.А. Комаров[7]

Норма права - это общеобязательное, установленное

(санкционированное) и охраняемое государством правило

поведения, выражающее определяемые материальными

условиями жизни общества волю и интересы народа

(политических сил, стоящих у власти) активно воздействующее на общественные отношения.

Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с государством через его установление или его санкционирование, что подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и другие источники права, санкционированные государством. Дефиницию нормы права можно сформулировать более кратко и емко, включив в нее самые главные признаки: Норма права - это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества. 3. Правовые нормы в тоталитарном обществе. До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь при аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе, естественной чертой которого является политический, экономический и культурный плюрализм ( это, однако, не следует противопоставлять юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений перед законом ). В условиях же тоталитарных режимов ( когда о главенствующей роли права уже не может идти речи ), представление о системе формирования права, а следовательно - и юридических норм обычно подменялось тезисом о государстве как о единственном источнике права. Средства обеспечения выполнения правовых норм, как правило, ограничивались лишь мерами принудительного, насильственного воздействия. Данная так называемая “ нормативная “ теория права явилась попыткой официального оправдания государственного произвола. Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение юридических норм в отношении норм политических. В советском обществе, например, приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое распространение получила беспрецедентная форма регулирования - совместные акты партийных и государственных органов. Прямым результатом отрицания приоритета права над политической властью является государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена превратить насилие в единственное средство охраны политического режима. Еще одной особенностью тоталитарных режимов часто являются неадекватные меры воздействия за нарушение юридических норм. Объяснение этого явления, казалось бы, напрашивается само собой: если государство в состоянии обеспечить себе повиновение путем возбуждения мотивации к правомерному поведению угрозой к страданию, то для достижения наилучшего результата ему, по-видимому, остается только усиливать угрозу. Поднимая степень страдания, которым грозят нормы права в случае их нарушения, государство способно преодолеть все мотивы и обеспечить идеальное повиновение. Однако, как отмечается в теоретической литературе « этому выводу противоречит действительность, которая показывает, что чем культурнее государство, тем меньшими усилиями достигает оно наибольших результатов.» [8] 4. Признаки правовых норм Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из системы других социальных норм. 1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма. 2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные процессы, имеющие ценность для общества. 3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов права, исходя из интересов всего общества. 4. Общеобязательность. Общеобязательный характер норм права означает неукоснительное их соблюдение субъектами права, к которым норма права адресуется. Норма права предписывает правильный с точки зре­ния государства и потому обязательный образ поведения для каждого, кто оказывается в сфере ее действия; 5. Формальная определенность. Правовая норма внешне выражается в письменной форме в официальных документах. Внутренняя опреде­ленность нормы проявляется в содержании, в объеме прав и обязанностей, в указаниях на последствия ее нарушения; 6. Предоставительно-обязывающий характер. Правовая норма предоставляет, с одной стороны, пра­ва субъектам, а, с другой стороны, возлагает на них обя­занности, ибо нельзя реализовать право без обязаннос­тей и обязанности без прав. 7. Связь с государством и охраняемость. Норма права устанавливается государственными орга­нами и обеспечивается мерами государственного воз­действия - принуждением и стимулированием. 5. Виды (классификация) правовых норм Поскольку одной из характерных черт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкой систематизации и структурной классификации вполне очевидна. Право, являясь высшей инстанцией в регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированные группы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характерную внутреннюю структуру. Последняя показывает, из каких частей состоит та или иная норма и как эти части взаимосвязаны. Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять четыре основания классификации правовых норм. I. По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются: ∙ Исходные нормы - отправные, первичные, учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Они обладают высокой степенью абстрагирования и получают свое логическое развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут обладать прямым действием и применяются при обосновании выбора правового акта, а также для подтверждения решения и т.д. ∙ Общие нормы содержатся в общей части любой от­расли права и регулируют видовые общественные отношения; ∙ Специальные нормы присущи отраслям права и ре­гулируют родовые общественные отношения. Виды исходных норм: ∙ Нормы-начала – это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах. ∙ Нормы-принципы – это правовые нормы, выражающие и закрепляющие принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 Конституции РФ. ∙ Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их предмет, формы и средства правового регулирования. ∙ Нормы-дефинициисодержат определения правовых категорий, понятий, например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве, трудового договора – в трудовом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его применение. ∙ Нормы-правила поведения – это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Нормы- правила, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные, а также общие и специальные. II. По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права. III. По методу правового регулирования правовые нормы принято разделять на: ∙ Императивные нормы, строго обязательны, не допускающие никаких отступлений; ∙ Диспозитивные, предписывающие варианты поведения, предоставляющие право выбора в пределах закона; ∙ Рекомендательные нормы, которые устанавливают желательные варианты поведения, что широко применяется при заключении гражданско-правовых актов, сделок. IY. По форме выражения предписания нормы принято делить на: ∙ Управомачивающие - нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действии; ∙ Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права; ∙ Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность. В научной литературе выделяются и другие основания классификации правовых норм, например (по времени действия: постоянные и временные; по характеру правовой нормы: материальные и процессуальные; по способу изложения: прямого изложения, отсылочные, бланкетные), а также по субъектам правотворчества, по сфере действия правовых норм, кругу лиц, юридической силе. Представляется, что указанные основания более целесообразно применять в классификации нормативно- правовых актов. Необходимо подробнее, остановиться на анализе причин общеобязательности правовых норм, вернее, механизмов обеспечения их неукоснительного исполнения. Весьма подробное исследование этого вопроса можно найти в “ Общей теории права “ Г.Ф. Шершеневича. Нормы права могут подразделяться на несколько видов. Приказ, например, может быть выражен как в положительной, так и в отрицательной форме. Нормы права или требуют от лиц, к которым обращены, чтобы те или совершили определенные действия ( обязывающие нормы ) или же воздержались от каких-либо, определенных законом действий ( запрещающие нормы ). Прежде всего любая норма ( будь то моральная или правовая ) представляет собой приказ, повеление. “ Нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения “. Приказ может быть выражен в форме повелительного наклонения, но, будучи выражен в изъявительном наклонении, он перестает быть приказом. В современной теории права, которая во многом пользуется плодами юриспруденции прошлого, классификация юридических норм рассматривается, однако, не как их распределение по классам в зависимости от произвольно выбранного логического признака, а как объективно существующее подразделение по различным основаниям, в конечном счете обусловленным природой нормативного воздействия на поведение людей в обществе. Такими основаниями могут, например, являться отрасли права, функции, выполняемые юридическими нормами, характер содержащихся в них правил поведения и по степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов. Считается, что по характеру своего действия функционирующие в обществе юридические нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и дефинитивные. Регулятивные нормы непосредственно нормируют поведение ( свободу ) субъектов общественных отношений, опосредствуя принадлежащие им субъективные права и обязанности. Регулятивные нормы делятся многими теоретиками на запрещающие ( диспозиция подобной нормы содержит запрет, обязывающий воздерживаться от определенного рода действий ), управомочивающие (их диспозиция содержит дозволение, т. е. право на совершение тех или иных действий) и обязывающие ( их диспозиция содержит предписания, являющиеся своеобразным синтезом запрета и дозволения: субъект не только имеет право совершить предписанное, но и обязан сделать это; ему запрещено воздерживаться от того, на что он управомочен. Охранительные нормы регулируют отношения юридической ответственности, которые возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Целесообразность выделения охранительных норм в отечественной юридической литературе обосновывается спецификой задач, возникающих в правоприменительной сфере, и необходимостью при установлении государственно-принудительных мер учитывать многочисленные особенности правонарушений, определяющие вид и величину санкций. Появившиеся же в теории права еще в начале 50-х гг. прошлого века дефинитивные нормы прямо правил поведения не устанавливают, хотя такие правила в них, бесспорно, содержатся. Представляя собой полноценные правовые нормы, они дают определения понятий, категорий, явлений, имеющих юридическое значение ( например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособности, сделки, должностного лица ). Виды классификации норм права в наши дни порождают немало споров, так как, изучая данный вопрос, исследователь неизбежно встает перед проблемой условности подразделения юридических норм, поскольку большинство попыток систематизации в основном представляют собой лишь разные срезы анализа одного и того же феномена. Так, помимо вышеизложенного подразделения, некоторые авторы различают определенные и относительно определенные правовые нормы. [9] Такой подход призван определить степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления норм. Разная степень определенности может быть свойственна гипотезам ( если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям ( если указаны альтернативные варианты поведения ). С этим связано и деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные , характеризующие связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции ( быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, конкретизировать будущие права и обязанности ( каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом - нормы относятся к императивным. По существу диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления. Деление правовых норм на императивные и диспозитивные отражает степень детальности правовой регламентации различных общественных отношений, допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы усмотрения правоприменительных органов и выбора вариантов поведения участниками возникающих отношений. Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений ( особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с применением государственного принуждения ) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений. Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных ( сроки, размеры, периодичность доли, проценты и т.п. ) и качественных ( перечни видов имущества, описание действий ). Диспозитивность же обозначается как право ( возможность ) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием “ оценочных понятий “ и др. ( их содержание раскрывается в процессе реализации права. Однако по поводу четкой классификации юридических норм теоретические споры, начавшие свою историю еще в Древнем Риме, не прекращаются и по сей день. Так Геренний Модестин подразделял законы на повелевающие, запрещающие, дозволяющие и наказывающие. Возражая Модестину, Цицерон различал лишь нормы повелительные и запретительные. Подобной точки зрения придерживался и Г.Ф. Шершеневич. По его мнению нормы права не могут быть понимаемы иначе как « в виде повеления или запрещения». Согласно такому представлению, нормы, выраженные в дозволительной форме, в действительности содержат приказ. В качестве аргумента Шершеневич приводит следующие примеры: « Если ... новым законом гражданам дозволяется собираться для обсуждения своих дел, то этим самым законом приказывается полиции не препятствовать им в том, как она должна была делать при прежнем запрещении собрания. Если судебному следователю дозволяется принимать меры пресечения в отношении обвиняемого, то это значит, что следователю вменяется принимать законные меры к тому, чтобы обвиняемый не уклонился от суда». Однако такая точка зрения не вполне верна. Если подробно рассмотреть вышеизложенные примеры ( особенно второй ), то в них можно обнаружить определенные противоречия, даже подмену понятий. Действительно, пример с судебным следователем демонстрирует вовсе не управомочивающую, а типичную обязывающую норму. Принятие законных мер для обеспечения исполнения правосудия в отношении обвиняемого является непосредственной обязанностью судебного следователя, а условия применения мер пресечения строго определены законом и не подлежат пересмотру. К тому же следователь не имеет права применять какие-либо меры кроме тех, которые установлены действующим законодательством. Характерным же примером «дозволительной» нормы может служить такая ситуация, в которой индивид, будучи свидетелем правонарушения может попытаться пресечь его собственными силами. Однако это не будет являться его непосредственной обязанностью ( здесь не следует подменять правовые нормы моральными ). Таким образом, применительно к данному индивиду, подобная норма имеет характер управомочивающей. Повелевающей же эта норма становится тогда, когда речь идет о представителях правоохранительных органов, на которых лежит непосредственная ответственность за обеспечение исполнения юридических норм. Таким образом, классификация Модестина дошла в основном и до наших дней с одним, однако, уточнением: из нее были исключены нормы наказывающие. Немецкие юристы ( особенно Ф.К. Савиньи ) еще в прошлом веке доказали, что подобные нормы - лишь разновидность норм повелевающих. Но, как это видно из изложенной выше классификации юридических норм, точки зрения различных авторов на этот вопрос часто не совпадают или по крайней мере дополняют друг друга. Помимо абсолютно- и относительно определенных норм выделяют группу альтернативных юридических норм, которые предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения ее цены, либо безвозмездного устранения недостатков вещи ее продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности возместить причиненный вред. Теория права различает также поощрительные и рекомендательные нормы, которые занимают особое место в данной классификации. Поощрительные правовые нормы дают компетентным органам право при наступлении предусмотренных в гипотезах этих норм условий применить их к тем, кто заслуживает поощрения ( например, положения об орденах, медалях, почетных званиях и т. д. ). Однако компетентные органы вправе эту норму и не применять. «Поэтому, - отмечается в литературе, - невыполнение требований, указанных норм юридически безразлично, но отнюдь не неправомерно, как и, с другой стороны, выполнение тех же требований не только правомерно, но и служит основанием для поощрения. В этом и заключается специфика поощрительных норм» . [10] Рекомендательные нормы содержат в себе советы, предложения компетентных органов рассмотреть тот или иной вопрос и принять по нему определенное решение, заранее официально признавая его имеющим юридическую силу. Кроме того в составе группы императивных норм некоторые источники выделяют бланкетные нормы ( их не следует смешивать с нормами, содержащими оценочные понятия, как то: «при наличии достаточных доказательств...», «в случае производственной необходимости...» , «при наличии уважительных причин...» и т.д. ). Диспозиция бланкетных норм включает в себя меняющийся элемент - правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах ( правила движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др. ). При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету. Большинство юридических норм, предусматривающих санкции за правонарушения, применяется в особой процессуальной форме, обеспечивающей выяснение истины по делу, обоснованность и законность решения. Процессуальная форма применяется также в при реализации или охране ряда других правовых норм. В связи с этим различаются нормы материального права ( так принято называть нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений ) и нормы процессуального права ( определяющие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права ). Нормы материального права регулируют социальные, политические, имущественные отношения, лежащие в основе общества и государства. Они определяют права и обязанности, существенные для положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и управления. Материально-правовыми нормами определяются также структура, компетенция, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые нормы определяют порядок, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Материально-правовые нормы образуют как бы первый слой права, правовую основу общества и государства. Процессуально-правовые нормы, составляющие ( если пользоваться такой терминологией ) второй слой, определяют юридические способы охраны, защиты и восстановления первого слоя права и несут в себе, в сущности, основную нагрузку обеспечения режима законности в обществе и государстве. Наконец, классификация правовых норм иногда связывается с юридической силой нормативных актов, в которых содержатся эти нормы, и их элементы, с компетенцией государственных органов, издающих эти акты. При выявлении противоречий между установленными на разных законодательных уровнях условиями применения или определениями содержания нормы действуют следующие правила: во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных актов действуют определения законов; последующий нормативный акт того же ( или вышестоящего ) государственного органа вносит изменения в предыдущие. Применительно же к Российской Федерации в этой связи можно отметь, что определения норм, содержащихся в нормативных актах Федерации имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах ее субъектов. Как видно из всего сказанного, в современной теории права на сегодняшний день не существует пока ни одной классификации юридических норм, которая в полной мере отражала бы все свойства последних. Некоторые авторы могут, все же, придавать какому-либо способу классификации особое значение, однако в целом относительность, условность классификаций правовых норм несомненна. Предупреждая против преувеличения теоретической важности вопроса классификации норм права в юридической науке, эта условность отнюдь не исключает его вообще. Данный элемент теории отражает особенности структуры права, позволяет лучше понять этот социальный институт как сложное общественное образование и позволяет трактовать его как целостную систему. В условиях же различных правовых систем, как то романо- германской или англосаксонской, юридические нормы могут вести себя неодинаково. Вопрос взаимоотношений норм права внутри вышеназванных систем требует отдельного, подробного анализа, однако, в связи с ограниченностью допустимого объема представленного реферата это не представляется возможным. 6. Структура правовых норм Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений ( элементов, атрибутов ) правовой нормы образует ее структуру: «если - то – иначе». Правовые нормы имеют свою внутреннюю структуру. Структура нормы права - это способ внутренней взаимосвязи ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза

Это часть правовой нормы, указывающая на условия, при наличии которых действует данная правовая норма. Она может

содержаться в названии нормы права, раздела источника права и т.п.

Диспозиция

Это часть правовой нормы, содержащая само правило поведения (дозволения, обязывание, запреты).

Санкция

Это часть нормы права, предусматривающая вид и меру наказания за несоблюдение диспозиции или поощрение за надлежащее поведение. Она может содержаться в другой правовой норме.
Под гипотезой понимается часть юридической нормы, указывающая условия, при наступлении которых она подлежит применению. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при которых у лиц возникают юридические права и обязанности. В качестве примера ( по В. Н. Хропанюку ) можно взять статью 284 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица ( наймодателя ) и возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого ( нанимателя ) - право требовать исполнения этой обязанности. Гипотеза по своему строению бывает простой, сложной, альтернативной.

Гипотеза простая

Если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связано действие данной нормы. Например, п. 1 ст. 105 УК РФ[11] применяется при умышленном убийстве одного человека.

Гипотеза сложная

Если действие нормы ставится в зависимость от двух и более

условии. Например, ст. 344 УК РФ[12] устанавливает ответственность за насильственные действия в отношении начальника, нанесение побоев или иного насилия, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей.

Гипотеза альтернатив

ная

Ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких факторов. Например, п. 1 ст. 357 УК РФ[13] применяется при самовольном оставлении части, места службы, а равно при неявке в срок без уважительной причине на службу при увольнении из части, назначении и т.п. продолжительностью свыше 2-х суток, но не более десяти.

Гипотезы по наличию или отсутствию фактов, с которыми увязывается применение правовой нормы, бывают положительные или отрицательные. Примером положительной гипотезы, которая указывает на наличие факта, являются ст. 420 ГК РФ[14] , которая признает договором наличие соглашения двух или нескольких лиц. Примером отрицательной гипотезы, указывающей на отсутствие фактов, может быть гипотеза ст. 293 УК РФ [15] об ответственности за халатность, то есть невыполнение должностным лицом своих обязанностей. Элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может ( или должно ) быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой, называется диспозицией. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а наниматель, в случае неисполнения наймодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость этого ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением. Диспозиция правовой нормы бывает простой, описательной и ссылочной.

Диспозиция простая

Называет вариант поведения, но не раскрывает его содержания.
Например, ст. 59 Конституции РФ[16] гласит: "Защита является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", но не указывает, как ее осуществлять.

Диспозиция описательная

Описывает все существенные признаки правила поведения.
Например, часть 2 ст. 105 УК РФ[17] содержит свыше десяти способов совершения умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах.

Диспозиция ссылочная

Не излагает само правило поведения, а отсылает к другой норме, содержащей данное правило.
Например, часть 2 ст. 59[18] Конституции РФ указывает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть, ссылается на другой правовой акт. Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной диспозиции. Бланкетная диспозиция отсылает к правилам, инструкциям, техническим правилам и т.п. Примером таких диспозиций являются диспозиции ст. 340, 341, 342, 344 УК РФ [19], устанавливающих ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной и внутренней служб. Санкции подразделяются по форме изложения мер ответственности на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Санкции абсолютно – определенные

Указывают точно размер неблагоприятных последствий за

нарушение нормы права (только увольнение, только штраф и т.д.)

Санкции относительно – определенные

Указывают границы неблагоприятных последствий до

максимального или от минимального до максимального размера, например, лишение свободы до 5 лет предусмотрено за нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия.

Санкции альтернативные

Называют несколько видов неблагоприятных последствий, из

которых правоприменитель выбирает одно, например, за

нарушение правил несения пограничной службы, не повлекшее тяжких последствий, предусмотрены следующие виды наказаний: лишение свободы, ограничение по службе, содержание в дисциплинарной части.

Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, меры ответственности и меры предупредительного воздействия.

Мерызащиты

Направлены на восстановление, нарушенных прав (возмещение причиненного вреда, восстановление на работе, в прежней

должности и т.п.).

Меры ответственности

Носят карательный или штрафной характер (лишение свободы, лишение прав на определенную деятельность, денежный штраф и т.п.).

Меры предупредительного воздействия

Направлены на пресечение правонарушения или обеспечение предполагаемого решения (привод свидетеля, уклоняющегося от явки в суд, арест на имущество в обеспечение ущерба, задержание подозреваемого и т.п.).
Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия. В целом, по способу охраны правопорядка санкции подразделяются на два основных вида: право-восстановительные ( направленные на принудительное исполнение обязанностей, восстановление прав ) и штрафные, карательные ( предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание ). С помощью право-восстановительных санкций охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны ( либо размер их ограничен заранее известным пределом ); они применяются до восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей, ликвидации противоправного состояния ( отмена незаконного приказа об увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если оно не выполнено добровольно ). Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу, подлежащих применению принудительных мер ( например - исправительные работы или штраф ), либо их пределы ( лишение свободы на срок от двух до пяти лет ), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний. Относительная определенность штрафных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие особенности дела, как форма и степень вины, последствия правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др. Кроме того, при применении карательных санкций общим правилом является поглощение менее строгого наказания более строгим. Таким образом, в структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные, в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют ( в диспозиции ) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи и системности, которая является существенным качеством права: юридические нормы неразрывно связаны между собой и в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотез и санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. 7. Внешнее выражение правовых норм Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Внешняя система права – это выражение права в нормативно правовых актах, которые расположены в строгом подчинении друг другу (Конституция РФ –> Федеральные Конституционные законы –> Федеральные законы –> Федеральные подзаконные нормативные правовые акты –> уставы и конституции субъектов –> подзаконные нормативные правовые акты субъектов –> и др.) Внутренняя система права – это внутренняя структура права состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом, и содержащий правовые на то нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Нормативный правовой акт является наиболее распространённым, выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Характеризуется следующими признаками: а) Издаётся компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путём референдума. б) Содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их. в) Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством, для обеспечения правопорядка в стране. г) Имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами, что делает его доступным и понятным для граждан. д) Носит легитимный характер, для обеспечения законности. Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти; по юридической силе – на законодательные и подзаконные; по времени – постоянные и временные; по степени систематизации – простые и кодифицированные; по сфере действия – федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты. А так же, как внешняя форма выражения правовых норм, нормативные акты имеют структуру (пункты, параграфы, статьи, главы, разделы). Статья является основным структурным элементом нормативного акта. Необходимо обратить внимание на соотношение нормы права и статьи закона, оно – поливариантное, т.е. зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. 8. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов. Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов ( законам, актам исполнительной власти ), то при анализе мы не всегда обнаруживаем полностью все три элемента правовой нормы. Например, в ряде статей уголовных законов гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формируется в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают. Соотношение текста правовой нормы с текстом закона или другого нормативного акта 1. Норма права и статья закона совпадают – в одной статье закона или другого нормативного акта изложены все три ее элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) это наиболее распространенная форма для норм-правил (см. ст. 344 УК РФ[20] об ответственности за нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования). 2. В одну статью закона или другого нормативного акта включены несколько правовых норм (см. ст. 341 УК РФ[21] об ответственности за нарушение правил пограничной службы, содержащую три правовых нормы). 3. Одна правовая норма рассматривается в нескольких статьях закона или другого нормативного акта. Например, ст. 1 КЗОТ РФ [22] определяет, что данный кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, ст. 15 определяет стороны и основное содержание трудовых отношений, ст. 18 устанавливает порядок заключения трудового договора (контракта), а ст. 33 (п. п. 3,4,7,8) устанавливает основания увольнения работников, в том числе и как наказание за нарушения трудовой дисциплины. Ст.127 КЗОТ обязывает работника соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 135 устанавливает санкции за ее нарушение. Дело в том, что при несомненной необходимости соблюдения четких правил формирования норм права их составные части могут подчас находиться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта, а иногда и в разных нормативно-правовых актах. Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Существуют, однако некоторые правовые предписания, которые по содержанию в логической структуре ( « если - то – иначе» ) близки к правовой норме, но они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства; только в соединении с этими положениями такие предписания могут образовать полноценную юридическую норму. Другие правовые предписания в основном строятся по формуле «если – то»; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической. В целом, излагая норму права как правило поведения, законодатель может использовать несколько способов: Прямой способ изложения. Суть данного способа заключается в том, что законодатель включает в статью нормативно-правового акта все три элемента правовой нормы, т.е. и гипотезу, и диспозицию, и санкцию. В данном случае логическая структура нормы полностью совпадает со структурой того нормативно-правового акта, в котором она содержится. Такое совпадение в реальной жизни встречается не всегда, однако лица, применяющие норму права, в конечном счете смогли бы обнаружить все три необходимых ее элемента в статьях одного нормативного акта или актов. Только при их наличии данная норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений. Однако не все авторы считают прямой способ изложения правовых норм практически возможным. В курсе лекций МГУ, например, утверждается, что в одной статье нормативного акта ( и даже - в одном нормативном акте ) все элементы правовой нормы никогда не могут быть выражены в полном объеме. Следующим по общепринятой классификации является отсылочный способ изложения. В этом случае законодатель включает в статьи нормативно-правовых актов не все структурные элементы правовой нормы, а помещает отсылку к другим родственным статьям того же нормативного акта. Примером отсылочного способа изложения может являться статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации «Умышленное убийство» [23]. В данной статье наказание лишением свободы на срок от трех до десяти лет назначается за убийство без отягчающих обстоятельств. Перечень же признаков подобных обстоятельств находится в статье 102 данного кодекса. Таким образом очевидно, что в представленной статье диспозиция нормы не раскрывается: чтобы указать ее содержание, нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью и т.д. Следовательно, чтобы применить норму, содержащуюся в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться в отсутствии признаков, указанных в статье 102. Статья 103 отсылает нас к статье 102 и поэтому называется отсылочной. Способ изложения, при котором в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, называется бланкетным . Самих же охраняемых правил в этой статье не содержится. Бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда в данной статье имеется ссылка не на другую, конкретную статью, а на законодательство вообще. В тех статьях, нормативных актов, где применяется бланкетный способ, гипотеза подразумевается , четко излагается санкция, а сами правила поведения ( диспозиция ) только называются. Для того, чтобы четко определить санкцию компетентные органы должны обратиться к специальным правовым актам, в которых правила, соответствующие данной норме, закреплены отдельно. 9. Реализация права Реализация права – это осуществление юридически закреплённых и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации. Реализация права есть сложный процесс, протекающие во времени. В ней участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Выделяются четыре формы деятельности по реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение права. В чётком определении этих форм заключается научное завоевание теории права, т.к. анализ позволяет установить способы активной деятельности самих субъектов права в обществе, развитие правовой коммуникации, другие аспекты воплощение права в повседневное социальное бытие. Соблюдение права предполагает обычное рутинное, но очень важное для упорядоченности, стабильности общества поведение субъектов права. Соблюдение – это пассивная форма реализации права, осознанное или неосознанное поведение по привычке. Она не требует от субъекта каких-либо активных действий в правовой сфере. Просто соблюдаются известные принципы правового поведения – и этим соблюдается право. Соблюдение права становится попутной формой обычной жизнедеятельности людей в рамках установленных прав и обязанностей. Исполнение права предполагает активное выполнение обязанностей. Эти обязанности возникают из требований закона или условий договора. Поэтому их реализация определяется, как исполнение права. Эти обязанности, наряду со своей юридической формой, имеют и социальное содержание. Исполнение права предполагает существование механизма, принуждающего в случае необходимости к выполнению обязанностей. Использование права – это еще один активный способ воплощения права в жизнь, это форма активного, даже творческого обеспечения субъектом своих законных интересов. Использование права действительно предполагает активное, сознательное отношение к своим права и свободам – субъект имеет возможность осуществить выбор разных вариантов поведения. Он становится свободным, независимым гражданином, настоящим членом общества – и это ведь то, что и требуется на современном этапе общественного развития. Но с этим выбором, с интенсивностью использования своих прав органично связан и такой неожиданный юридический феномен, как злоупотребление правом. Злоупотребление правом может приобретать и такие извращенные формы социального поведения, когда оно становится даже уголовным преступлением. Злоупотребление права – это как раз тот случай, когда нарушается именно субъективное право – мера возможного поведения, нарушаются границы, устанавливаемые этой мерой. В ситуации со злоупотреблением свободы массовой информации происходят недопустимое самостоятельное расширение субъектов свободы массовой информации путём включения в эту свободу действий, в т.ч. информационных, агитационных или пропагандистских, которые сами являются противоправными – пропаганда войны, разрушение целостности государства, разжигание национальной вражды и т.п. Особой формой реализации права является - применение права. Применяют право органы государства, представители власти, т.е. те, кто наделён специальной компетенцией, либо те лица, чья работа связана с правоохранительной деятельностью. Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в чётко установленной процедурной форме. Последнее предполагает издание соответствующим государственным органом так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия. Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагивает иго права и свободы. Воплощение права в жизнь включает в себя юридические механизмы реализации права и формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую силу. Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы. В Романо-германской правовой системе для правореализации сначала возводится естественное право в закон, ему придаётся нормативная форма. Права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества, составляют ядро естественного права. Для их реализации необходимо законодательное и нормативное признание государством. Это будет означать: их конституционное закрепление и закрепление в текущем законодательстве. На следующем этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Эти механизмы многообразны: конкретизация закона в подзаконных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др.; в локальных нормативных актах; разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права, а так же подготовка и принятие правовых актов государственными органами. На заключительном этапе и происходит собственно реализация права. Именно здесь от субъекта зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах. В англо-саксонской правовой системе естественное право возводится в ранг обязательной нормы судом. Он, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. При этом ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу (прецедент) будет выступать как нормативное основание для решения дела. Механизм не требует предварительного законодательного закрепления, а, следовательно, он проще. Высшей судебной инстанцией в такой системе является Палата лордов, где всегда есть возможность обжаловать судебное решение. Роль и значение применения права столь велико в жизни права, что многие учёные выделяют эту форму реализации права в самостоятельную, полагая, что правоприменения, как и правотворчество, - это два особых направления функционирования правовой системы. Соответственно различают правоприменительные и правотворческие акты. Правотворчество – организованно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм, или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения. Заключение Таким образом, нормы права, как модели, правила поведения субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством, устанавливают определенные методы, способы правового регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования общественных отношений. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются по различным основаниям. Из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. В связи с раскрытием этой темы можно сказать, реализация норм права играет большую роль в развитии государства и права, и общества в целом. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Коль скоро такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм. Литература 1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. 2. Алексеев С.С. Теория права. М., Бек. 1995. Гл.4. с.87-98; гл.8. с.209- 239. 3. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. 1986. 4. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М.1996г. 5. Комаров «Теория государства и права» М.1996г. 6. Баранов В.М. Истинность норм советского права: Саратов. 1989 7. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие, Минск, 1999. 8. Нормы советского права. Проблемы теории/ под ред. Байтин М.М. и Бабаева В.К. Саратов, СГУ, 1987. 9. Кулаков В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987. 10. Якушев А.Н. Теория государства и права. Конспект леций в схемах, М., 2003. 11. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» М.1997г. 12. Л. И. Спиридонов. « Теория государства и права» М. 1996. с.24-29. 13. Иоффе, Шаргородский. Вопросы теории права. 1961. 14. Курс лекций МГУ по теории государства и права под ред. проф. М. Н. Марченко. М. 1996. 15. Г.Ф. Шершеневич. « Общая теория права». М. 1995. Т.1. Нормативно правовые акты 1. Конституция Российской Федерации, 1993, ст.59. 2. Уголовный кодекс РФ, ст.105, ст.293, ст.341-344, ст.357, 3. Гражданский кодекс РФ, ст.420. 4. Кодекс законов о труде РФ, ст.15, ст.18, ст.33, ст.127, ст.135.
[1] Л. И. Спиридонов. « Теория государства и права» М. 1996. с.24-29. [2] С.С. Алексеев. « Теория права» М. 1995, гл.4.с.91-97. [3] С.С. Алексеев. « Теория права» М. 1995, гл.4.с.87-91. [4] С.С. Алексеев. « Теория права» М. 1995, гл.4.с.91-97. [5] В.К. Бабаев. «Нормы советского права. Проблемы теории» Саратов.1987,с.193 [6] В.В. Лазарев «Общая теория права и государства» М. 1984, с.118-121 [7] С.А. Комаров «Теория государства и права» М. 1996, с.157. [8] Г.Ф. Шершеневич. “ Общая теория права “. М. 1995. Т.1. [9] Курс лекций МГУ по теории государства и права под ред. проф. М. Н. Марченко. М. 1996. [10] Иоффе О.С. Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1962. [11]п.1 ст.105 УК РФ [12] Ст.344 УК РФ [13] п.1 ст.357 УК РФ [14] ст.420 ГК РФ [15] ст.293 УК РФ [16] ст.59 Конституция РФ [17]ч.2.ст.105 УК РФ [18]ч.2 ст.59 Конституция РФ [19]ст.340-342, 344 УК РФ [20] ст. 34 УК РФ [21] ст.341УК РФ [22] Ст.1, 15, 18,.33, 127, 135 КЗОТ [23] ст.102-103 УК РФ