Каталог :: Государство и право

Курсовая: Современная правовая система США

     МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР 
     ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ
     ФАКУЛЬТЕТ: “________________________________”
     ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ “____________________________________”
     КУРСОВАЯ РАБОТА
     ПО ПРЕДМЕТУ________________________________________________
     НА ТЕМУ:______________________________________________________
     ВЫПОЛНИЛ: 
                                           Студент__________________курса
                                            Группы_______________________
                                            Фамилия______________________
                                            Имя__________________________
                                           Отчество______________________
                                                         ПРОВЕРИЛ:
                                            Фамилия______________________
                                            Имя__________________________
                                           Отчество______________________
     г . ТРЁХГОРНЫЙ
     199__год
     
     
     План
Введение                                                                       2
     1 Основные понятия личных прав и свобод.        3 
·        право на жизнь
·        свобода и личная неприкосновенность
·        достоинство личности
·        свобода совести
·        неприкосновенность жилища
·        тайна переписки
·        свобода передвижения
     2 Краткая характеристика контитуции США.
     3 Конгресс в правовой системе США
·        общая характеристика принципов разделения властей
·        организационная форма работы конгресса
·        законадательный процесс 
·        вспомагательные органы конгресса
4 Президент США
·        вице-президент
·        исполнительное управление президента
·        кабинет министров
5 Судебная власть
·        судоустройство на федеральном уровне
·        судоустройство в штатах
     Список используемой литературы 
     
     
                                 Введение                                 
Правовая система – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный
объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно
воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими
для достижения своих целей.
Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что
каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых
явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее
рамках (правовая система в узком смысле).  Однако наряду с особенностями,
отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы
сходства, которые позволяют их группировать в “правовые семьи” (правовые
системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом
отношении стран.
Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем
различных государств.
1. Общность исторической судьбы и исторических корней. Иначе говоря,
системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые
корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же
правовых началах, принципах, нормах).
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. 
Имеется в виду внешняя форма права, то, где и как фиксируются его нормы (в
законах, договорах, судебных решениях, обычаях),  их роль, значение,
соотношение.
3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран,
входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного
построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение
на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на
макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала
(отраслей, суботраслей, институтов).
4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В
одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства,
объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала
(например, мусульманские страны), в третьих - социалистические,
национал-социалистические идеи  и т.п.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также
техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом
отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению
термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине
законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых
текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения
нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:
·        англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);
·        романо-германскую (страны континентальной Европы,
Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);
·        религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве
государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);
·        социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
·        систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
В фундамент современной правовой системы США положено три основных политико
правовых принципа - разделение властей, федерализм и  судебный
конституционный надзор.
Принцип разделения властей,  реализуемый через систему "сдержек и
противовесов", предполагает  организационную  независимость трех "ветвей"
государственной власти - законадательной,  исполнительной, судебной - и
разграничения между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три
"ветви" представлены конгрессом,  президентом и Верховным судом.
Федерализм - конституционный принцип, предполагающий относительно жестко
разграничение  сфер  компетенции  федеральных властей и властей штатов, при
этом значительная часть прав "суверенных" штатов  передана федеральному
правительству.
Судебный конституционный надзор - заключается  в  том,  что  суды имеют право
признать  не соответствующими конституции и тем самым недействительными
законы конгресса и акты исполнительной власти.
Высшим органом  конституционного  надзора  является Верховный суд США. Его
решения по вопросам толкования конституции  являются  окончательными и
обязательными для всех государственных органов.
                      Основные понятия личных прав и свобод                      
Личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей
мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится,
прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает,
что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным
участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в том числе
почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть,
однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия
часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия —
лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без
необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных.
Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновенность
, физическая и психическая.
Личная неприкосновенность означает, что временное лишение человека свободы
(арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на
определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом
процедур. Арест возможен при возбуждении уголовного дела с санкции судьи. Как
частный случай возмо­жен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на
гауп-твахте (мера наказания).
Среди личных прав конституции называют достоинство личности. 
Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда
развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека,
медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке
достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства
(например, при оскорблении в печати), возбуждения уголовного дела по обвинению
в клевете, диффамации. Гражданский иск в случае признания судом его
обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты
истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба.
Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная
церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашают свободу
совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков
мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными
представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести
пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного
социализма говорится не об иных, а об “антирелигиозных взглядах”). Никто не
обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах
тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической партии и
ее молодежной организации).
     Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в
жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин “жилище”
толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в
гостинице). Без такого разрешения вход в жили­ще, например для обыска, выемки
каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления
судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без
разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и
другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух поня­тых —
беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить про­исходящее и
подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.
Конституционным правом личности является тайна переписки, 
те­лефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и
т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки воз­можно с разрешения
судьи (имеется в виду переписка лиц, подозревае­мых в совершении преступления).
Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в
обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких
мер. Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих политичес­ких
противников избирательным штабом президента Никсона (о чем он знал) привело в
1974 г. впервые в истории США к отставке президента (под угрозой импичмента,
т.е. отрешения от должности парламентом путем особой процедуры, и последующего
уголовного процесса). Это
дело широко известно как “Уотергейт” (по названию местности, где
рас­полагался избирательный штаб демократической партии).
     Свобода передвижения по территории страны и выбор места
житель­ства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на
основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного
проживания в военные городки). Ограничения в целях обес­печения военной тайны
могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах
экологических бедствий, массовых заболева­ний, в условиях чрезвычайного
положения.
Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и
возвратиться в свою страну. Положения об этом особенно характерны для
постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма
такое право не признавалось. Однако существуют ограниче­ния на выезд из страны:
если лицо призвано на военную или альтернатив­ную службу, является обвиняемым,
осужденным, знает государствен­ную тайну, сообщило о себе ложные сведения при
оформлении докумен­тов на эмиграцию.
Многие конституционные права личности связаны с судебной сферой. Это право
свободного доступа к суду, право на получение квалифицированной юридической
помощи, презумпция невиновности, право об­виняемого на защиту и др.
                  Краткая характеристика контитуции США                  
Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования США,
исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых пра­вах
. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а
о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще
не говорится (за исключени­ем поправки V о гарантиях частной собственности).
Эти права не счита­ются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой
путем исков — защищаются лишь производные от них права, например, право на
оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного
регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о
нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50—60-е годы, о судебных
прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов
(многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые
из этих законов содержат новые конституционные положения, например право на
информацию, на здоро­вую окружающую среду.
Первым конституционным документом, в котором говорилось о пра­вах личности в
США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой
заявлялось о неотъемлемых правах человека —о праве на жизнь, свободу и
стремление к счастью. Здесь впервые было сформу­лировано и коллективное право
народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение
со стороны короны Великобри­тании).
Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в
общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций она
запрещает приостанавливать действие правила хабеас корпус, предписывает
рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей,
запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства)
и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских
прав чле­нов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену,
ис­ключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для заня­тия
какой-либо государственной должности.
Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэ­тому его
формулировки носят запретительный характер, так как запре­щают ограничивать
права и свободы, которые резюмируются. Это отно­сится и к политическим
правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы,
ограничивающие свободу слова, печати, собра­ний (мирных и без оружия), право
народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями.
Согласно Биллю о пра­вах, обеспечивается свобода совести, охрана личности,
бумаг (докумен­тов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд
присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории
граждан­ских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи
показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то
же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам,
налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.
Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые
касаются прав и свобод человека. Од­нако в целом Декларация независимости,
конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод,
который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации прав
человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека,
вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки хотя и не
полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, феде­ральными
законами, судебными прецедентами.
Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на
три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а
на характере их консти­туционного признания и юридической системе их защиты.
Пер­вая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи
с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед
законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст.
14). Вторая груп­па — права и обязанности граждан (секция 2 той же главы —
статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу
предпринимательской деятельности. Третья группа — права и свободы главным
образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе
первой части консти­туции "Об основных принципах социальной и экономической
политики". Первая группа прав и свобод действует непосред­ственно в отношении
граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой
процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд
(п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем, и первая, должна
регулироваться законами, эти права должны соблюдать­ся всеми государственными
властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль
Конституционного суда. Испол­нение и защита прав и свобод третьей группы
возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность
государственных властей. Последние могут ссыпаться только на решения судебной
власти, вынесенные в соответствии с законо­дательством, которое они
развивают.
                     Конгресс в правовой системе США                     
Также несомненно большую роль в современной правовой системе играет конгресс
США — высший представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат
— па­латы представителей и сената.
     Общая характеристика принципа разделения властей
В основу формирования правовой системы поло­жен принцип разделения властей.
Согласно этому принципу, законодательная власть принадлежит конгрессу,
исполни­тельная — президенту, судебная — Верховному и нижесто­ящим
федеральным судам.
По конституции, все три ветви власти формируются раз­личным образом. Конгресс
избирается непосредственно насе­лением, президент — коллегией выборщиков,
Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны сроки их
полномочий. Представители избираются на два, сенаторы — на шесть, президент —
на четыре года; федеральные судьи пребывают в должности пожизненно. По логике
Конститу­ции, подобный порядок формирования должен был закре­пить независимое
положение каждой из трех ветвей власти и утвердить за ними в определенных и
жестко очерченных рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако
развитие пошло по другому пути. В самой Консти­туции были заложены нормы,
трансформирующие традици­онную схему разделения властей. В дальнейшем они
были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, ко­торая
представлялась “отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности, так и
форм взаимоотношений трех вет­вей власти.
Собственно, в настоящее время не может идти речь о ка­ком-либо абсолютном
разделении властей либо о четком раз­делении их компетенции. Конгресс утратил
исключительное право законодательствовать. За президентом и многими
ве­домствами закреплено право на принятие нормотворческих актов. Оно
выводится либо из “присущих” президенту пол­номочий, либо делегируется самим
конгрессом.
По сути законотворческой является и деятельность судеб­ной власти. В правовую
систему конституционные и законодательные нормы преимущественно входят в виде
прецеден­тов — судебных решений, в которых дано толкование кон­ституционных и
законодательных норм и которым суды дол­жны следовать при разрешении сходных
дел.
Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности
исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы,
обязывающие администра­тивные органы выполнить либо воздержаться от
выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая
резолюции или частные билли (см. ниже), осуществляет в некоторой степени
функции управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не
подчиненных ему ор­ганов и лиц.
Подобное переплетение функций служит цели более пол­ного приспособления
механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые
поставлены развитием об­щества.
Функционирование системы разделения властей дополня­ется и во многом
определяется действием системы “сдержек и противовесов”, особых
конституционных методов и форм, позволяющих нейтрализовать либо сдержать
действия ка­кой-либо из ветвей власти. В руках конгресса наиболее
эф­фективным средством воздействия была “власть кошелька”. Президенту, в свою
очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть лишь
квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США был
наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его служило
нормативное, в виде прецедентов, тол­кование Конституции США, а средством
практической реа­лизации — право отказа в применении тех законодательных норм
(и федерации, и штатов), которые противоречили Кон­ституции США, так, как она
представлялась суду.
     
     
Организационные формы работы конгресса
     Сессионная форма работы конгресса, Первая сессия конгресса
начинается 3 января следующего после выборов года. В дальнейшем ход сессии
определяется самим конгрессом, но с той существенной оговоркой, что во время ее
проведения ни одна из палат не может без согласия другой отложить свои
заседания более чем на трехдневный срок либо проводить их в ином месте, чем то,
где заседают обе палаты (Конст., ст. 1, разд. 5). При чрезвычайном поло­жении
право созыва обеих палат или одной из них принад­лежит президенту США (Конст.,
ст. II, разд. 3).
Прерывается сессия принятием решения о переносе засе­даний на определенный
срок либо на неопределенное время. Последнее решение фактически означает
окончание сессии, является объявлением парламентских каникул.
     Заседания палат проводятся открыто, но допускается проведение закрытых
заседаний. Так, например, в сенате за­седания проводятся “за закрытыми дверями”
по решению большинства палаты, если предложение об этом внесено се­натором и
поддержано по крайней мере еще одним членом палаты. Заседания палат считаются
правомочными при наличии кворума, который составляет большинство членов па­латы
(Конст., ст. 1, разд. 5). При отсутствии кворума палаты могут принудительно
обеспечить явку отсутствующих чле­нов, отдав соответствующие распоряжения
приставам палат.
В залах палат оборудованы специальные галереи — от­дельно для публики и для
представителей прессы. Прямая трансляция из залов палат осуществляется по
каналам ка­бельного телевидения Си-Спэн и Си-Спэн-2. Общий объем вещания
около 2 тыс. часов в год.
Сессия палат складывается из законодательных дней со строго установленным
порядком их проведения. Согласно Постоянным правилам сената, каждодневный 
порядок ра­боты палаты состоит из следующих стадий. Заседание от­крывает
молитва капеллана сената. Вслед за этим предсе­дательствующий занимает свое
место и при условии нали­чия кворума приступает к чтению и исправлению
неточностей в записях журнала за прошедший законода­тельный день. По завершении
указанной процедуры сенат приступает к следующей стадии — “утренним вопросам”,
которые включают рассмотрение посланий президента, до­кладов и сообщений глав
департаментов (министерств) и иных сообщений сенату, а также тех
законопроектов, резо­люций и иных материалов, которые остались
нерассмот­ренными “на столе председателя” с предыдущего дня. За­вершает стадию
“утренних вопросов” внесение следующих документов: петиций и прошений, докладов
постоянных комитетов, законопроектов, совместных резолюций и иных резолюций
сената. Право представить их сенату в указан­ной выше очередности принадлежит
только сенаторам. Вслед за этим, после полудня, сенат переходит к послед­ней
стадии — рассмотрению повестки дня по “Календарю законопроектов и резолюций”
или по “Календарю вопро­сов, представленных в сенат на утверждение
исполнитель­ной властью”. Распорядок дня палаты представителей име­ет в целом
малозначительные отличия. Так, например, па­латой установлены особые дни
заседаний для обсуждения частных биллей и законопроектов по вопросам о
Федераль­ном округе Колумбия. Палата представителей имеет четы­ре календаря.
“Союзный календарь” включает публичные билли, прямо или косвенно связанные с
ассигнованиями. Они обладают привилегией быть поставленными на обсуж­дение
практически в любое время заседаний палаты. “Календарь палаты” содержит
публичные билли, не связанные с ассигнованиями. В “Частный календарь” заносятся
част­ные билли. “Календарь согласия” включает малозначитель­ные и не вызывающие
каких-либо возражений законопро­екты. Обсуждение их проходит по упрощенной
процедуре.
Формально законопроекты, резолюции и иные документы подлежат рассмотрению в
той очередности, в которой они были внесены в календарь. Однако на практике
она коррек­тируется правилами “Порядка предпочтительности”. Уста­новленные на
основе обычаев, прецедентов и некоторых по­ложений регламентов, они позволяют
руководству палат проводить необходимые и снимать с повестки неугодные
за­конопроекты.
Громоздкий порядок ведения дел предопределил особые формы его упрощения.
Например, в сенате используется ме­ханизм продления заседания на последующие
календарные дни. Тем самым законодательный день растягивается на не­сколько
дней, что позволяет сенату, в нарушение правил, продолжить рассмотрение
незаконченных дел. В этих же це­лях в палате представителей, как, впрочем, и
в сенате, при­меняется, с согласия двух третей депутатов, процедура
при­остановки действия правил. Она позволяет избежать потери времени на
обсуждение малозначительных вопросов и упро­стить порядок рассмотрения дел.
Многие процедурные пра­вила просто обходятся по “единодушному согласию”
сенато­ров и членов палаты представителей.
     Дебаты регламентируются правилами палат следующим образом. В сенате
сенатор, желающий выступить, должен встать и обратиться к председательствующему
за разреше­нием. Председатель предоставляет слово тому из сенаторов, кто первым
обратился к нему. В ходе дебатов без разреше­ния сената никто не вправе
выступать в течение календар­ного дня более двух раз. Правила сената фактически
не ог­раничивают продолжительность дебатов. Не требуют они и того, чтобы
выступления касались только обсуждаемого воп­роса. Выступающий может говорить
на любую тему, читать любой текст — из Библии, газет, журналов. Сенатор не
мо­жет быть лишен слова, если им не нарушен регламент. Пре­рвать ход дебатов
может решение о прекращении дебатов. Но процедура принятия его достаточно
сложна. Петиция о прекращении дебатов должна быть подписана не менее чем 16
сенаторами. На голосование она ставится через один календарный день. Для
принятия решения необходимо согла­сие по крайней мере трех пятых присутствующих
сенаторов (при полном составе — 60 из 100 сенаторов). Если предло­жение не
принято, время дебатов остается неограниченным. Вопрос, продолжая оставаться в
календаре, отодвигается об­суждением других дел. Если же решение о прекращении
де­батов вступило в силу, каждое выступление по обсуждаемо­му вопросу
ограничивается одним часом. Время дебатов рас­пределяется поровну между
партиями большинства и меньшинства в палате. По истечении 100 часов обсуждения
вопрос ставится на голосование.
В отличие от сената в палате представителей выступаю­щие в дебатах не могут
отклоняться от обсуждаемого вопро­са. Продолжительность их выступлений не
должна превы­шать одного часа по основному вопросу, при обсуждении по­правок
— 5 минут. Время дебатов распределяется поровну между партиями большинства и
меньшинства в палате. Де­баты прерываются, если палатой принято решение о
перехо­де к голосованию.
Прохождение законопроектов и резолюций завершается принятием решений по
существу. Решения принимаются простым большинством голосов, но в отдельных
случаях, предусмотренных Конституцией или правилами палат, не­обходимо
квалифицированное большинство в две трети или три пятых голосов депутатов. В
конгрессе применяются пять способов голосования. При голосовании
голосом ре­зультаты определяются председательствующим по силе вы­криков членов
палаты. При голосовании разделением чле­ны палаты поднимаются с мест и
пересчитываются, соот­ветственно, секретарем сената или клерком палаты
представителей. При голосовании счетчиками депутаты проходят между счетчиками,
назначенными из членов па­латы, и пересчитываются. Особые требования
установлены в отношении голосования посредством поименной пере­клички.
Проводится оно в случаях, предусмотренных Кон­ституцией или регламентом, а
также по требованию 1/5 присутствующих членов палаты. Голоса, поданные за
(“да”) или против (“нет”), заносятся в журнал палаты. Не­редко поименное
голосование проводится посредством элек­тронной системы подсчета голосов.
Тайное голосование (бюллетенями) проводится только в случае избрания
пре­зидента в порядке экстраординарной процедуры, при выборах лидеров
партийными фракциями и при выборах пред­седателей постоянных комитетов палат.
     Комитетская форма работы конгресса. Порядок деятельности постоянных
комитетов палат ре­гламентируется правилами сената и палаты представителей, а
также правилами самих комитетов.
Постоянные комитеты палат проводят заседания не реже одного раза в месяц.
Внеочередные заседания могут быть со­званы либо председателем комитета, либо
— в случае его возражений — в порядке особой процедуры. Так, например, в
сенате требование о проведении заседания может быть вы­двинуто по крайней
мере тремя членами комитета. Если в течение трех дней председатель не примет
решения о прове­дении заседания в оставшиеся семь дней со дня подачи
за­явления, сенаторы составляют извещение с указанием цели, дня и часа его
проведения. В том случае, если под ним будут собраны подписи большинства
членов комитета, заседание проводится в указанное в извещении время.
Заседания комитета правомочны при наличии кворума, который, по общему
правилу, составляют одна треть членов комитета.
Вопросы, поступившие в комитет, проходят три этапа. На первом комитет
рассматривает их предварительно, ус­танавливая степень важности и в связи с
этим порядок их рассмотрения. Затем, нередко после доклада подкомитета,
следует рассмотрение дела по существу, в ходе которого проводятся слушания.
Вызванные по повестке свидетели и лица, предлагающие свои экспертные оценки,
дают пока­зания. Комитет просматривает документацию, аудио- и ви­деозаписи,
имеющие отношение к обсуждаемому вопросу. В обеих палатах есть передвижные
видеосистемы, телемо­ниторы, которые могут быть установлены по первому
тре­бованию.
Как правило, слушания проводятся открыто. Нередко транслируются по
телевидению. В случаях, особо предусмот­ренных регламентами палат, слушания
проводятся “за за­крытыми дверями”. Так, например, в сенате закрытые
засе­дания комитетов проводятся при необходимости сохранения в тайне
информации, относящейся к государственной без­опасности; сведений, которые
могут нанести ущерб чести и достоинству лиц; данных, составляющих
коммерческую тай­ну и т.д. Последняя стадия — обсуждение, принятие решения по
существу и утверждение доклада комитета по обсуж­даемому вопросу.
В текст доклада комитета включаются мнения меньшин­ства, а также особые
мнения членов комитета. Помимо ре­комендации о принятии или отклонении
проекта доклад дол­жен содержать оценку возможных бюджетных расходов, об­щего
числа попадающих под его действие предприятий и лиц, экономического его
влияния и воздействия на непри­косновенность личной жизни (“прайвеси”).
Законодательный процесс
Процесс внесения законопроектов довольно прост. В па­лате представителей
текст законопроекта опускается в спе­циальный ящичек — “хоппер”, который
стоит на столе у клерка палаты. В сенате, с разрешения председателя пала­ты,
эта процедура во время “утреннего заседания” сопро­вождается краткой речью
сенатора. Не предлагая проекта закона по существу, сенаторы и конгрессмены
могут огра­ничиться внесением в палату петиции о рассмотрении
со­ответствующего законодательства. В этом случае разработ­ка законопроекта
поручается постоянному комитету либо свои услуги предоставляют всевозможные
лоббистские организации, заинтересованные в том или ином решении вопроса.
После официального внесения проекта он распечатывает­ся на специальном
типографском бланке, в котором указы­ваются порядковый номер и краткое
наименование законо­проекта, а также члены палаты, которые представили и
под­держали проект (в палате представителей их должно быть не более 25
человек). Текст печатается на листах, каждая строчка которых имеет порядковый
номер. Сделано это для того, чтобы облегчить процесс обсуждения и внесения в
про­ект поправок. Тексты законопроектов хранятся в комнатах хранения
документации. Информация о них публикуется в официальном вестнике конгресса —
“Конгрешнл рекорд”.
Все законопроекты должны пройти три чтения. Проводят­ся они в различные дни,
если только иной порядок не опре­делен палатой единогласно. При первом
чтении, как прави­ло, зачитывается только название проекта и решается вопрос
об отсылке его в комитет. Постоянный комитет при необхо­димости направляет
проект в подкомитет, определяя даль­нейший порядок его рассмотрения. На этой
стадии судьба проекта — всецело в руках комитета, так как палаты редко
используют право вернуть законопроект обратно в палату.
Законопроект докладывается палате председателем ли­бо, по его поручению,
членом комитета от большинства. Палата включает законопроект в
соответствующий кален­дарь, но при необходимости может рассмотреть его
неза­медлительно.
Перед обсуждением в палате проект зачитывается полно­стью (второе чтение). Во
время обсуждения (дебатов) депу­татам предоставлено право предлагать к
законопроекту по­правки.
Правила палат содержат отдельные требования, ограни­чивающие внесение
поправок, как “торпедирующих” зако­нопроекты, так и неоправданно
задерживающих по време­ни их рассмотрение. Так, например, в регламенте сената
установлен запрет на внесение поправок, противоречащих законопроекту в целом.
Право внести поправки в обеих палатах может быть предоставлено только членам
тех ко­митетов, которые обладают предметной компетенцией по законопроекту.
Поправка, по требованию председателя или члена пала­ты, должна быть
представлена в письменном виде. В случае, если она включает несколько
вопросов, ее обсуждение может проводиться раздельно по включенным в нее
вопро­сам.
Поправки включаются в текст проекта в случае одобре­ния их большинством
голосов присутствующих членов пала­ты. До голосования депутат, предложивший
поправку, мо­жет ее отозвать.
Когда законопроект назначается к третьему чтению, вне­сение поправок в текст
его не допускается, если только иное палата не установит единогласно. До
голосования по законо­проекту в целом он может быть вновь отослан в
постоянный комитет, который, как и при первом его рассмотрении, не вправе
вносить в его текст поправки (он может только их предложить). После
отпечатания и третьего чтения законо­проект ставится на голосование.
Рассмотренный порядок прохождения через палату за­конопроектов соблюдается
далеко не всегда. В целях его ускорения палаты нередко, в нарушение общих
правил, ог­раничивают чтения прочтением только названий законо­проектов,
упрощают процедуры обсуждения, внесения по­правок и голосования. Подобное,
как правило, происходит в конце сессии конгресса, когда за один, два дня
конгресс принимает десятки законопроектов, ставя их на голосова­ния без какой
бы то ни было повестки по мере их поступ­ления из комитетов.
Законопроект, одобренный одной палатой, направляется на рассмотрением другую
палату, где проходит те же стадии рассмотрения и обсуждения. Если в его текст
не внесены по­правки, то после подписания председателями палат (первым
подписывает спикер) он передается президенту. Если по­правки в него внесены,
то палата, представившая законопро­ект, может либо согласиться с ними, либо,
отклонив их, об­ратиться к другой палате с предложением созвать
согласи­тельный комитет. Решение комитета докладывается вначале той палате,
которая внесла поправки в проект. Принятый в идентичной форме законопроект
после его подписания на­правляется президенту.
Президент может отклонить представленные ему на под­пись законопроекты,
отсылая их со своими возражениями в ту из палат, которая выдвинула
законопроект (право вето). Для преодоления вето каждая палата (вначале та, в
которую возвращен законопроект) должна принять его повторно большинством в
две трети голосов. Голосование в этом слу­чае проводится поименно с
занесением в журнал палаты данных о том, как голосовали законодатели. В
случае успеш­ного результата голосования законопроект вступает в силу без
подписи президента. Вступает он в силу также тогда, когда президент не даст
своего заключения в течение 10, не считая воскресных, дней, если только в это
время конгресс не прервет свою сессию. В последнем случае законопроект
отвергается фактически и не подлежит пересмотру в указан­ном выше порядке.
Законы вступают в силу с момента подписания президен­том либо преодоления его
вето, если только в самом тексте закона не установлен иной срок вступления в
силу.
Непосредственно после вступления в силу законы публи­куются в серии “Паблик
ло” и имеют соответствующее циф­ровое обозначение. В первой его части
отмечается порядко­вый номер конгресса (в настоящее время 102-й конгресс). Во
второй — порядковый номер самого статута или резолюции.
В конце года все акты конгресса сводятся воедино и пуб­ликуются в
хронологическом порядке их принятия в “Пол­ном собрании статутов Соединенных
Штатов”.
Помимо указанных двух официальных изданий законода­тельство конгресса
публикуется в “Своде законов Соединен­ных штатов”, в котором законодательные
нормы (а не сами законы) сводятся по предметам их регулирования.
Инкорпо­рация законодательных норм осуществляется по 50 титулам (разделам)
Свода, которые, в свою очередь, делятся на главы и параграфы.
Структурно Свод представлен следующим образом: 1. Общие положения. 2.
Конгресс. 3. Президент. 4. Флаг и печать, место нахождения правительства и
штаты. 5. Пра­вительственные органы и государственные   служащие. 6.
Официально признанные и не признанные (незакон­ные) ценные бумаги.   7.
Сельское хозяйство. 8. Ино­странцы и гражданство.  9. Арбитраж.  10.
Вооруженные силы.   II. Банкротство.  12. Банки и банковское дело. 13.
Перепись. 14. Береговая охрана. 15. Коммерческие от­ношения и торговля. 16.
Консервация объектов природы. 17. Авторское право. 18. Преступления и
уголовный про­цесс. 19. Таможенные пошлины. 20. Образование. 21. Про­дукты
питания и медикаменты. 22. Международные отно­шения и связи. 23. Шоссейные
дороги. 24. Больницы, приюты и места погребения.   25. Индейцы. 26. Налоговый
кодекс. 27. Спиртные напитки. 28. Судебная власть и гражданский процесс. 29.
Труд. 30. Земли, полезные ис­копаемые и добыча полезных ископаемых. 31.
Денежное обращение и финансы. 32. Национальная гвардия. 33. На­вигация и
судоходные воды. 34. Флот. 35. Патенты. 36. Патриотические общества и
правила, применяемые в них. 37. Жалованье и денежные выплаты в вооруженных
силах и ряде иных служб. 38. Пенсии и льготы ветера­нам. 39. Почтовая служба.
40. Государственные здания, имущество и общественные работы. 41.
Государственные контракты. 42. Здравоохранение и благосостояние. 43.
Го­сударственные земли. 44. Государственное печатание и до­кументы. 45.
Железные дороги. 46. Судоходство. 47. Теле­граф, телефон и радиотелеграф. 48.
Территории и основ­ные владения. 49. Транспорт. 50. Война и национальная
оборона.
Инкорпорации не подвергнуты Конституция США и ряд предшествовавших ей актов —
Декларация независимости 1776 г., Статьи Конфедерации 1781 г. и Акт о Северо-
запад­ных территориях 1787 г. Но они публикуются в Своде в раз­деле
“Органические законы США”.
В целом, а это признают и сами американцы, подобная структура Свода законов
не в полной мере соответствует со­временному развитию американского права. Но
наличие по­добной систематизации при всех ее несовершенствах вместе с тем
имеет достоинства. Прежде всего — это удобство и до­ступность обращения с
законодательным материалом. Важно также то, то она позволяет выявлять
противоречия и пробе­лы в законодательном регулировании и немедленно их
уст­ранять.
Переиздается Свод законов раз в шесть лет. Последнее из­дание было в 1989 г.
Ежегодно публикуются “Дополнения к Своду”, в которых в тех же предметных
рамках фиксируются изменения, внесенные текущим законодательством за год.
     Вспомогательные органы конгресса
Конгресс США имеет разветвленную систему вспомога­тельных органов,
обеспечивающих реализацию контрольных функций конгресса, а также научно-
исследовательское и справочно-информационное обслуживание законодательной
деятельности.
     Генеральное отчетное управление (ГОУ) образовано в 1921 г. Возглавляет
его генеральный контролер, назначае­мый президентом на 15-летний срок. В штате
ГОУ — более 5 тыс. человек, в основном специалистов в области финан­сов,
экономики и права. В задачи управления входит финан­совый контроль за
деятельностью исполнительных органов власти и осуществлением утвержденных
конгрессом про­грамм. О результатах своих расследований управление
не­посредственно докладывает конгрессу. Помимо контрольных функций ГОУ ведет
исследовательские работы по оценке эф­фективности предлагаемых президентом и
принимаемых конгрессом программ.
     Управление технологических оценок (УТО) создано в 1972 г. Возглавляет его
совет, в который входят директор УТО, шесть сенаторов и шесть членов палаты
представите­лей. В штате управления около 200 человек, но ежегодно по договорам
к его работе привлекаются более 2 тыс. экспертов. В задачи УТО входит: оказание
помощи комитетам при раз­работке соответствующих законопроектов и финансируемых
из бюджета программ, проведение долговременных научно-исследовательских работ
по различным направлениям науки и техники.
     Бюджетное управление конгресса (БУК) создано в 1974 г. В штате управления
около 250 человек. В задачи БУК входит разработка ежегодных докладов по бюджету
бюджетным ко­митетам палат. Оно разрабатывает также 5-летние прогнозы
экономического воздействия разрабатываемых конгрессом финансовых биллей и
резолюций. В начале каждого финансо­вого года представляет 5-летний прогноз
поступлений налогов в бюджет и текущих расходов правительства. По требованию
бюджетных и иных комитетов конгресса управление осущест­вляет исследования и по
другим вопросам бюджетной полити­ки. О роли управления можно судить по
следующему факту. При разработке бюджета на 1983 финансовый год президент счел
необходимым в основу бюджета положить расчеты, вы­полненные БУК, а не
представленные подчиненным ему ап­паратом.
     Научно-исследовательская служба конгресса (НИСК) функционирует в рамках
Библиотеки конгресса с 1914 г. По поручению членов конгресса и постоянных
комитетов палат проводит следующие виды работ: аналитические справки,
консультации, заключения по законопроектам и переводы. Помимо этого, НИСК
оказывает содействие в проведении слушаний в конгрессе, проводит семинары для
членов конг­ресса и координирует программы научно-исследовательских работ.
Формируется она на непартийной основе (без учета партийной принадлежности, как,
впрочем, и все иные вспо­могательные органы конгресса). В 1989 г. в НИСК было
за­нято 896 человек, из них 860 — на полной ставке. Струк­турно служба состоит
из четырех подразделений: аналитиче­ских исследований в области политики;
документации и законодательных материалов; справочно-информационной службы;
административных служб. В 1987 финансовом году НИСК представил информацию на
443 400 запросов членов и комитетов конгресса.
В ряду вспомогательных органов конгресса следует ука­зать также 
Законодательный совет и Совет по законода­тельному пересмотру. В штате
первого — 52, второго — 18 человек. В функции этих органов входит сбор, анализ
и обобщение информации по правовым вопросам, разработка перспективных планов
законодательных работ, консульта­ции, разработка законопроектов и т.д.
В число вспомогательных органов конгресса входят так­же Библиотека конгресса
и Библиотека права конгресса. Библиотека конгресса создана в 1800 г. В
настоящее вре­мя она обладает крупнейшими библиотечными фондами мира.
Крупнейшей в мире является и Библиотека права конг­ресса. В ее фондах — 1 млн
900 тыс. единиц хранения. Биб­лиотека права обслуживает конгресс, Верховный
суд США, органы исполнительной власти. В 1987 финансовом году ее сотрудники
подготовили 825 исследований, переводов и биб­лиографических справочников
общим объемом 12825 стра­ниц. Представлена информация на 672165 запросов
членов и комитетов конгресса. В научно-исследовательской работе Библиотека
права конгресса ориентируется в основном на изучение зарубежного и
международного права. В штате — 102 человека.
В общей сложности численность служащих, занятых не­посредственно в конгрессе
либо в его вспомогательных орга­нах, превышает 30 тыс. человек. Размеры
выделяемых ассиг­нований на деятельность конгресса в настоящее время
до­стигли 2 млрд долл. в год.
     
     
                              Президент США                              
Высшим в стране должностным лицом, совмещающим полномочия главы государтва и
главы правительства, является президент США. Он избирается на 4 года с
возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок. Президентом США
может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на
территории США не менее 14 лет.
С 1800г. официальной резиденцией президента является Белый Дом, находящийся в
столице США Вашингтоне.
Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является
верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным
представителем США на международной арене. Президент с одобрения и согласия
сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и
высших должностных лиц аппарата исполнительной власти. Конституция
редоставляет президенту право созыва черезвычайных сессий конгресса и
переноса очередных сессий. При возникновении внутренних и внешних кризисных
ситуаций президент может располагать черезвычайными полномочиями.
Велика роль президента в законодательном процессе. Формулируя законодательную
программу администрации в серии посланий конгрессу, президент является
фактическим лидером законодательной политики.
     Вице-президент
Вместе с президентом на четырехлетний срок избирается вице-президент. По
конституции полномочия вице-президента ограничиваются председательством в
сенате.
Принятая в 1933г. XX поправка к конституции США укрепила статус вице-
президента, рассматривая его в качестве преемника главы исполнительной власти
в случае смерти или недееспособности последнего.
     Исполнительное управление президента
Не предусмотренным конституцией надведомственным органом при Белом доме
является Исполнительное управление президента (ИУП). Основанное в 1939г., ИУП
способствовало укреплению президентской власти, создав мощный аппарат,
координирующий и контролирующий важнейшие аспекты деятельности государства.
     
     
     Кабинет министров
Как совещательный орган при президенте, созданный помимо конституции,
функционирует кабинет министров.
В состав кабинета входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США
секретарями, и генеральный атторней (глава министерства юстиции).
В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета
на целевые межведомственные советы, что дало возможность обсуждать тот или
иной круг вопросов без привлечения всех членов кабинета.
                             СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ                             
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой,
общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные,
параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная
система.
Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов
предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам,
учреждаемым конгрессом.
     Судоустройство на федеральном уровне
Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные, специальные,
апелляционные и специальные апелляционные - во главе с Верховным судом.
Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по первой
инстанции рассматриваютвсе дела, основанные на федеральном законодательстве.
Специальные суды первой инстанции - претензионный суд США (рассматривает
денежно-имущественные претензии граждан к правительству США), суд США по
делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на основе федеральных
законов об импортных торговых операциях и таможенных правил), налоговый суд
США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных
налоговых ведомств).
К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по
федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда,
суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных
административных ведомств) и временный черезвычайный апелляционный суд;
решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.
Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию
между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом.
Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в
федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция.
В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские
преступления, а также все иные уголовные правонарушения, совершенные
военнослужащими во время прохождения ими действительной военной службы и
исключительно при исполнении служебных обязанностей.
     Судоустройство в штатах
Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие
сочтет нужным, однако сущесвуют типичные черты судоустройства, общие для всех
штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и специальной
юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы -
местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья
группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Конституции зарубежных государств. Учебное пособие.2-е изд., исправ. и
доп.-М:Издательство БЕК. – 586 с.
2.  Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.
3.  Жуков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.: 1985.
4.  Иностранное конституционное право. М.: Юристь, 1996.
5.  Мишин А.А. Государственное право США. М.: Наука, 1976.
6.  Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-право­вой
комментарий. М.: ЮЛ, 1985.
7.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Учебник.Отв.ред. Б.А.Страшун, БЕК,1995.
8.  Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.-М.: Юрист,1997.