Каталог :: Государство и право

Шпора: Шпоры по теории ГП

     23) Нормативно - правовой акт - это письменный акт-документ, со­держанщий
нормы права.
Основные признаки нормативного акта:
- имеет форму письменного документа;
- имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты
(название, дата принятия, подпись и т.д.)
- принимается, как правило, компетентным органом (органами) госу­дарства;
- публикуется в официальных печатных изданиях;
- официальный текст представляет его публикация на государственном языке;
- содержит нормы права;
- обладает юридической силой;
- вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодатель­ством:
- действует во времени, -в пространстве, в отношении определённого круга лиц;
- регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного
государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов.
Виды: по юр-й силе на законы и подзаконные акты
     6. Форма государственного правленияэто способ организации выс,шеи
государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов,
порядке и. образования, характере их взаимоотношения между собой (распределение
между ними компетенции) и с населением (степень участия населения в их
формировании) Ядро «правящих» органов состав­ляют; глава государства
(олицетворяющий единство государственной вла­сти). парламент (законодательный
орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов).
Форма государственного прав­ления по существу выражает структуру распределения
государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме
госу­дарства.
По форме государственного правления государства подразделяются на
монархии и республики
     В монархии высшая государственная власть, обычно передаваемая по
наследству, осуществляется полностью (абсолютная монархия) или час­тично
(ограниченная монархия) одним лицом.
В ограниченной («конституционной») монархии власть монарха огра­ничена
парламентом. Это ограничение закреплено утверждаемой парла­ментом конституцией,
которую монарх не в праве изменить ( - парламентская монархия — 
в ней состав правительства формирует­ся парламентом, без участия в этом процессе
главы государства (монарха), в дальнейшем правительство подотчетно только
парламенту. Подобная форма правления наблюдается, например, в современной
Англии, Японии; - дуалистическая монархия — в ней состав правительства
формирует глава государства (монарх), без участия в этом процессе парламента, в
дальнейшем правительство подотчетно только монарху, который руково­дит им
лично, либо через назначаемого им премьер-министра.)
     В республике верховная государственная власть осуществляется из­бранными
населением на определенный срок органами (парламентом, пре­зидентом). (- 
парламентарная- состав правительства формирует только парла­мент и оно
подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.); - президентская— глава
государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней
палаты парламента) форми­рует состав правительства, руководит им, определяет
его политику (США, Иран, Ирак и др.); - смешанная 
(президентско-парламентская или парламентско-президентская, иногда в юридической
литературе вместо термина «сме­шанная» используется термин «полупрезиденте
коя >;)— предлагаемый пре­зидентом состав правительства (премьер-министр
и др.) подлежат обяза­тельному утверждению всем парламентом (Франция, Финляндия
и др.); Форма государственного устройства — это способ организации
властно-территориальной целостности государства, проявляющийся в делении
государства на составные части и распределении власти между ними и его
управляющим центром. По форме государственного устройства государство
может быть: 1) простым (унитарным); 2) сложным. Для 
простого (унитарного) государства характерно его деление на
административно-территориальные единицы и наличие в нём единых, об­щих для всей
страны высших органов власти и управления (Франция, Италия и др.).
     5) Функции государства - —это основные направления его
деятельно­сти по управлению обществом. Общепринятой является классификация,
различающая внутренние и внешние функции государства.
     Основные внутренние функции украинского государства: 1. Политическая— 
государство регулирует сферу политических от­ношений, определяет "правила игры"
субъектов политической системы общества, контролирует их соблюдение;
обеспечивает народовластие, на­пример^ через проведение референдумов,
деятельность представительных органов государства (Верховная Рада Украины),
органов местного само­управления. 2. Экономическая — государство
регулирует сферу экономических отношений, но вмешательство государства в
рыночную экономику, разви­вающуюся на основе саморегулирования, ограничено,
оно, в частности, проявляется • в создании казенных предприятий (не подлежащих
приватизации) и регулировании их деятельности; • в демонополизации экономики; •
в защите прав производителя (например, от недобросовестной кон­куренции); • в
лицензировании тех видов предпринимательской деятельности, ко­торые
непосредственно влияют на здоровье человека, окружающую среду, безопасность
государства; • в защите прав потребителей:
     3. Социальная— государство обеспечивает социальную защищен­ность
личности, его деятельность направлена на снятие и смягчение соци­альных
противоречий путем финансовой, материальной, программной и иной поддержки
нуждающихся в социальной защите: инвалидов, безра­ботных, беженцев, многодетных
семей и т.д. 4. Культурно-воспитательная— государство занимается
организа­цией образования, воспитания, поддержкой и развитием науки, культуры. 
5. Экологическая — государство обеспечивает экологическую безо­пасность
личности, издает и проводит в жизнь соответствующие природо­охранные законы. 
6. Охраны правопорядка — государство обеспечивает охрану и вос­становление
нарушенного правопорядка как результата государственно-правового регулирования
общественных отношений (деятельность органов внутренних дел, прокуратуры,
правосудия и др.) 7. Финансового контроля— государство контролирует
легальность доходов физических и юридических лиц, часть которых в виде налогов
подлежит изъятию и направлению в бюджет (местный, общегосударствен­ный) для
удовлетворения общесоциальных интересов, содержания государ­ственного аппарата,
расходование налогов также является объектом контроля соответствующих
государственных органов.
     30) Виды правосознания: Различают:
• По субъектам - индивидуальное, групповое, общественное. Ни один из этих
видов правосознания не существует сам по себе, обособленно от других.
• По уровню глубины отражения правовой действительности - 'обы­денное
(эмпирическое), научное (теоретическое), профессиональное.
• Обыденное правосознание - это правосознание не юристов. Оно
складывается стихийно как результат осмысления людьми своего житей­ского
юридического «опыта», оценки фактов, относящихся к правовой дей­ствительности.
с точки зрения здравого смысла.
• Научное правосознание — это правосознание ученых-юристов. Оно
складывается на основе целенаправленных исследований, применения спе­
циальных методов познания, предполагающих установление истины в ре­зультате
систематизации, обобщения накопленных, неискаженных фактов, относящихся к
правовой действительности. Востребованное научное пра­восознание реализуется
в правотворчестве, служит совершенствованию юридической практики.
• Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков,
получивших юридическое образование, которое предполагает обладание
систематизированными знаниями, умениями и навыками, необ­ходимыми для успешного
выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя,
судьи, прокурора и т.д. Профессио­нальное правосознание юристов-практиков,
применяющих право, находит свое выражение в процессе решения ими юридических
дел.
     11. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО:  СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ФУНКЦИИ.  Правовое
государство это такое гос-во в котором обеспечивается господство права,
верховенство закона, равенство, приоритет прав и свобод человека перед
государством приоритет норм международного права перед национальным
законодательством. Принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы,
чести и достоинства личности. Конкретными критериями развития общества явл.:
независимое, гуманное правосудие, приоритет прав и свобод личности над
интересами государства, возможность реализации творческих способностей и
религиозных воззрений каждого человека, особое содержание действующего
законодательства основ на принц справедливости с мерами принуждения и высоким
уровнем развития нац культуры. Юридические признаки: - верховенство закона во
всех сферах общественной жизни; - разделение властей здержек и противовесов; -
развитое гражданское общество (это самос правовой институт отношений который
обеспечивает условия для реализации частных интересов и потребностях в соц,
культурных, духовных и др сфер жизни или гр общество структура общ отношений
которые характериз наличием развитых экономических, соц, и культурных отношений
сущ независимо от государства.
     28) Законность- неукоснительное исполнение законов и иных пр-х актов
всеми субъектами права, зак-ть самостоятельное общ-но-пол-е явление, позволяет
охар-ть данную правовую систему, увидеть связь зак-ти с соц стр-й, пол-м
режимом. Право, гос-во, демократия и зак-ть являются элементами единой системы
и тесно взаимосвязаны др-г с др-м.
Черты зак-ти: 1) Общеобязательность – зак-ть сущ-т тогда когд само право
реально и фактически пров-ся в жизнь. 2) Сама идея зак-ти – формир-ся в
сознании народа.  3)_Зак-ть как особое общ-е явление склад-ся в особом режиме
общ-но пол-й жизни.
ПРИНЦ-ПЫ: 1)Всеобщность зак-ти – для всех. 2) Единство зак-ти – распр-е
требований зак-ти на территорию страны. Состоит в ее единообразном пони-мании
на территории всей страны. 3) Верхов-во зак-на: А) все зак-ны и деят-ть по
созд. Соотв-т конст-ии. Б) Подзак-е акты – соотв-т зак-м. В) Акты право-
применения  соотв-т зак-м и подзак-м актам. Г) Акты инд-го применения соотв-
ть Б, В. 4) Неотвратимость реал-ии зак-ти – присечение любых наруше-ний зак-
на. 5) Связъ зак-ти и культурности – чем выше ур-нь культ-ти тем выш зак-ть.
ТРЕБ-Я: 1) Издание норм-но правовых актов лишь полномочными органами и в
пределах компетенции. 2) Обеспечение прав и свобод гр-на и чел-ка про-возгл-ми
межд-ми актами. 3)Контроль за точным и неукоснительным соблю-дением зак-в.
Законность непосредственно связана с правопорядком Соотносятся они как причина
и следствие. Правопорядок - это состояние фактической упорядоченности
обществениых отношении, которое является результатом действия законности Ст. 19
Конституции Украины указывает: правопорядок в Украине основывается на том, что
никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено
-законодательством. Органы государственной власти, местного самоуправления, их
должностные лица обязаны действовать только на основании, в границах полномочий
и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
     22.Виды правовых норм.
Норма права- это общеобязательное, формально определённое правило поведения,
установленное и обеспечиваемое гос-вом и направленное на урегулирование
общественных отношений. Выделяют следующие основные виды правовых норм:1)в
зависимости от функциональной роли они разделяются на :  - исходные нормы,
кот. определяют основы правового регулирования общественных отношений, его
цели, задачи, пределы( наприм., декларативные, провозглашающие принципы); -
общие нормы, кот. присуще общей части той или иной отрасли права и
распространяются на большую часть институтов соответствующей отрасли; -
специальные нормы, кот.относятся к отдельным институтам той или иной отрасли
и регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с
учётом присущих им особенностей и т.д.(они детализируют общие, корректируют
способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от
предмета правового регулирования(по отраслевой принадлежности)они разделяются
на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. д.;  3) в
зависимости от их характера - на материальные(уголовные, аграрные,
экологические и пр.); 4) в зависимости от методов правового регулирования на
: а) императивные (содержащие властные предписания); б) диспозитивные(
содержащие  свободу усмотрения); в) поощрительные(стимулирующие социально
полезное поведение);г) рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для
гос-ва и об-ва вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия- на
постоянные(содержащиеся в законах) и временные( содержащиеся например в Указе
президента о введении чрезвычайного положения в районе в связи со стихийным
бедствием).
     21) Право – (наука о добром и справедливом) совокупность
признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов
равенства и справедливости, регулирующих боръбу и согласие свободных воль в их
взаимоотношении друг с другом.
     Функции права — это направления его воздействия на обществен­ные отношения.
Внешние: а) информационная (право - источник знаний о государственно 
орга­низованном обществе и правовом статусе личности, воле законодателя, 
выраженной в юридический нормах и т. д.); б) ориентационная (право —
источник знаний о механизме государ­ства, о дозволяемых или запрещаемых формах
поведения); в) оценочная (право — критерий оценки поведения как
правомерного или противоправного); г) воспитательная (право — фактор,
влияющий на формирование поведенческих установок личности).
Внутренние: 1) регулятивные (направления правового воздействия,
нацеленные на упорядочение общественных отношении, введение их в 
определенные рам­ки), которые в свою очередь подразделяются на: а) 
регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных
отношений); б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии
определенных общественных отношений);
2) охранительная (выражается в охране определенных общественных
отношений, обеспечении их неприкосновенности и одновременном вытес­нении
отношений противостоящих охраняемым)
     ПРИНЦ-ПЫ – специально юридические: – социально-экономические,
идеологические, этические, религиозные и др. перевед-е на яз-к права: -
общеобязательности норм права, приоритет над соц-ми нормами; -
непротиворечивость норм составляющих действующ-ю правовую систему, приоритет
закона над другими правовыми актами; -подразделение правовой системы гос-ва на
публичное и частное право на самостоятельные институты права; -соответствие
объективного и субъективного права; - принцип социальной свободы выр-й в сис-ме
субъективных прав субъектов соц отношений; -недопустимость обратной силы
законов.
Общие – распространяются на всю систему права и определ-т хар-р этой системы:
-справедливости, -гуманизма, равноправия, законности.
     25) Система праваэто упорядоченное множество всех
действующих нормативно-правовых актов данного государства. В системе
законодательства тех или иных государств можно разли­чать, например: — 
отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями пра­ва.
совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное.
трудовое и т д.;
— комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы
различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского,
например, экологическое законодательство;
— общефедеральное законодательство и законодательство субъектов 
федерациифедерациях):
— законодательство автономии (если высший представительный ор­ган
автономии вправе принимать законы);
—конституционное и иное законодательство,законы и подзаконные акты (по юридической силе). Структура системы
законодательства — это внутреннее подраз­деление законодательства на
относительно обособленные группы нор­мативно-правовых актов.
     Структура системы законодательства (ее внутреннее строение): 
—отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство 
(трудовое, гражданское, уголовное .и т. д. законодательство ),т.е. в системе
законодательства подсистемы нормативных актов различаются по пред­мету
правового регулирования (например, предмет регулирования трудо­вого
законодательства - трудовые отношения, а также отношения . тесно связанные с
трудовыми); —иерархическая («вертикальная») - законы и
подзаконные акты, т.е в системе законодательства подсистемы нормативных
актов (законы, под­законные акты) различаются по юридической силе. 
Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура
законодательства в федеративном государстве, т.н. «федера­тивная структура
законодательства» - федеральное законодательст­во и законодательство
субъектов федерации.
     29) Правовые отнош-я – общественные отношения имеют
идеологический, волевой хар-р. Возникает индивидуальная связь м-ду субъектами
права на онове юр-х фактов и эта связь в виде юр-х прав и обяз-й, которые
отвечают или не противоречат действующ-м прав-м актам.
     ПРИЗ-КИ: 1) Имеют волевой, идеологический хар-р, возникают и проявляются
в виде воли их субъектов. 2) Уч-ми являются не все индивиды, как в мор-х
отношениях, а кто в соответствии с зак-м, является дееспособным и
правоспособным. 3) Спецефич-е отношения в форме юр-х прав и обяз-й. 4) Воб-х и
гос-х где существует форма только писаного права приз-ся правоотнош-я соответ-е
зак-ву. 5)В основе правоотношения лежит юр-й факт.
СТРУК-РА: 1)Субъекты – участники. 2) Объекты. 3)Содержание пр-х отношений,
которое выражается в субъективных правах и юр-х обязанностях.
24) Толкование норм права: понятие, виды, способы.
     Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся
способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом
исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч.
гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в
процессуальн. нормах).
Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр.
квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние). 3)
Толкование. Оно м.б. 3 видов: 1.по S-ту (кто м. толковать) – а)аутетическое
толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт. б)нормативное – осущ.
гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное (казус – случай) – осущ.
суды и администрация. г)доктринальное (осущ. учеными-юристами и норм. силы не
имеют, Ех – комментарии к з-ну) 2.по V-му – прав. норма в пр-ссе толк-я м.
исп-ся буквально, т.е. не выходя за рамки буквы з-на (ограничит. толк-е), а м.
шире. 3.по способам толкования. Способы: а)соц.-эк. (исходя из соц.-эк.
ситуации в дан. момент) б)историч. в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта
(Ех – приговор суда). 5)Реал-ция правоприменит. акта.
     31) Действие н.а. во времени. Действие н.а. во времени определяется
моментом вступления н.а. в юр силу и моментом , когда он прекращает свое
действие. В соотв-вии со ст15 КРФ законы подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные  законы не применяются.Другие подлежат соц. опубликованию,
если они затрагивают права граждан или организаций. Официальной опубликацией
считается публикация полного текста н.а. в  соответ. печатном издании. Порядок
вступления н.а. в юр силу:1) если в самом н.а. указан  срок введения  его в
действие, то он вступает в юр силу с указанного срока. 2) после истечения
определенного срока со дня офиц. опубликования.3) если н.а. не подлежит офиц.
опубликованию , рассылаются в соотв. Организации, тот они вступают  в силу со
дня получения организацией н.а. 4) со дня принятия или офиц  опубликования.
Обратная сила закона. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е.
действие н.а. распростаняется  только на те обществен. отннош-я , которые
возникли после вступления этого н.а. в юр силу. Искл. 1) если в самом н.а.
указана, что он распространяется на общ.отн-я, возникшие до его принятия. 2)
когда н.а. отменяет или смягчает угол. ответ-ть.
     Действие н.а. в пространстве-тер-рия на которую распро-страняется  н.а. В
зависимости от того каким органом принят  н.а. его действие может
распространяться на всю тер-рию гос-ва либо на тер-рию админ-тер-ных едениц.
Тер-рия гос-ва включает: земельную тер-рию внутри  гос-ва, ендры, внутренние и
территориальные воды, воздушное пространство, тер-рии  посольств, тер-рии
военных кораблей, тер-рии других кораблей в открытом море.
     Действие н.а. по кругу лиц: все лица , находящиеся на тер-ри гос-ва.
Искл: 1) спец. н.а. – распростр. На строго определен круг лиц ( военнослужащие,
семейные) 2)т некоторые права и обязанности не распространяются по иностранным
гражданам и лиц без гр-ва. 3) на предста-вителей иностр. гос-ва : главы гос-в и
правительств, ди-пломатные представители не распростр. нормы уг, адм . отв-ти .
Пользуются  дипломатическим иммунитетом. Вопрос об их ответственности решается
дипломатиче-ским путем.
     14.Понятия и признаки гос. органов.
Гос.орган-это структурно обособленнсе звено,относитель-
но самостоятельная часть гос. аппарата. ОНА:
-Осущес-т от имени гос-ва его задачи и ф-ции
-Имеет опред-ную компетенцию
-Обладает властными полномочиями
-Хар-тся опред-ной структурой
-Имеет территор-ный масштаб деятельности
-Обращается в порядке, установленном  законом
-Устанавливает правовые связи личного состава.
     4)  Механизм гос-ва и его структура.
1.Механизм гос-ва-это система органов гос-ва с помощью
которых осуществляется гос. власть и выполняются ф-ции
гос-ва.В механизм гос-ва входят гос аппарат. Гос. аппарат
это та часть механизма гос-ва представл. Собой
совокупность гос. органов наделённых властными
полномочиями, для реализации гос. власти. Гос предприятия
и учреждения. Они не обладают властн. Полномочиями. А
выполняют общесоц. Ф-ции в сфере эк-ки, науки,культуры.
Гос. служащие- лица которые работают в гос. органах за плату.
Они делятся на тех кто наделён властн. Полномочиями
(должн. Лица) и тех кто не наделён. По характеру труда гос.
служащие делятся на специалистов, руководителей и технич.
исполнителей.
     1. Методология ТГиП.
Сущ. неск. подходов к пониманию методологии. Некот. полагают ,что методол-я – не
только совок-ть методов, но и наука, примен. в действит-ти. Методы: 1.
дедуктивный – знания вывод-ся из уже имеющихся сведений. 2.
Позитивистский – получ. знаний из самого О-та, его изуч-я.               Вся
совок-ть методов м.б. разбита на 3 гр.: I.Общефилософский (то же что
диалектич. логика): 1)З-ны: a)единства и борьбы противопол-тей (мир –
всегда в движ-и, но в круговом – по Аристотелю) b)переход кол-ва в кач-во
c)отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2
)Содерж-я и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание –
формировано). 3)Сущ-ть и явл-е (в кажд. из явл-й м. выдел. сущ-ть, опр.
з-номер-ти) 4)Общее и единичное. Вот эти эл-ты примен. при изуч. гос. и
правовой с-мы. II.Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1
)Теория с-м или с-мный анализ: a)э-ты и стр-ра (всякая с-ма сост. из эл-тов,
наход-ся в стр-ре), где эл-т – наименьшая дробная часть целого, сохр-щая
качеств. признаки целого (прав. норма, гос. институт) b)динамич. устойч-ть и
надежн-ть; они наход-ся в обратной завис-ти. Дин. уст-ть – спос-ть с-мы
приспосабл-ся к изм-ям среды, а надеж-ть хар-ет спос-ть с-мы выдержи. пиковые
нагрузки. c)управл-я и самоупр-я. Упр-е – поддерж. с-мы в задан. сост.
Самоупр-е - мех-м приспос-я с-мы к среде 2)Сравнительного правоведения,
кот. нужно для сравн-я положит. правового опыта других стран и выявл-е их
сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучш-ю, а вторая
задача: постепен. сближ. правовых с-м разных стран (после подписания договора
об общем рынке в 54 году) III.Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть
автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр. норм.
     7. Форма гос. устр-ва.
Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: 
I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.
режима. II – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает
хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос.
упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц,
кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. Также
единое з-нод-во, конст-я, гражд-во ,единые органы власти). б)федеративн.
(добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во,
терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов ,кот. м. иметь свои конст-и, органы
власти, но верховная власть – федеральн.). в)конфедерация (временный юр. союз
суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод.,
исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).
     26) Правовые с-мы современности.
Правовая карта мира вкл. мн-во нац. прав. с-м, кажд. из кот. интегрирует всю
прав. действит-ть конкр. гос-ва (доктрину, стр-ру, ист-ки, ведущие институты
и отрасли, традиции, правосознание, правопор-к, прав. культуру и т.д.)
Выдел. 3 прав. семьи: романо-германская (рецепция римск. права на базе кодиф.
Юстиниана – FR, I, SPA, D – главн. ист-к права – закон), англо-саксонская
(англо-американская, или “общего права” - в основе своей явл. прецедентным
правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия, Нов. Зеландия) и социалистич.
(советская прав. с-ма, прав. с-мы соц. гос-в Европы, стран Азии и Респ-ки
Куба. – много общего, но есть и различия). Также сущ. семья религиозно-
традиционного права (мусульм., индусы)
2.Понятие и сущ.гос-ва.
Гос-во- организ.п олитич. власти,  содействующая осуществлению конкретных
интересов (классовых, религиозных, общечеловеческих) в пределах определённой
территории. При рассмотрении сущности важны 2 момента:1)любое гос-во есть
организация политич. власти (формальная сторона); 2)чьим интересам служит
данная организация (содержательная). Выделяют 2 подхода к сущности гос-ва:
классовый, в рамках которого гос-во можно определить как организацию
политич.власти эконом.господствующего класса, узкое значение как средство для
удовлетворения интересов господствующего класса,это вызывает сопротивление
других классов, для подавления нужна диктатура, насилие; общесоциальный, в
рамках кот.гос-во организац.политич .власти, создающая условия для
компромисса различ.классов и социальн.групп, гос-во используется в широком
смысле для обеспечения общественных интересов, большинства населения страны,
основной метод-компромисс. Наряду с этим можно выделить религиозный,
национальный, расовый и другие подходы к сущности, соответственно религ.
национал. расовые интересы будут преобладать в политике конкретного гос-ва.
19.Соотношение права и морали.
Мораль-это система норм и принципов,регулирующих поведение людей с позиций
добра и зла,справедливого и несправедливого. Право-система общеобязательных,
формально определённых юр.норм, выражающих общественную волю,устанавливаемых
и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование общественных
отношений. Единство между правом и моралью:1)они выступают
универсальными,распространяются на всё об-во;2)у них единый объект
регулирования-обществ.отношения;3)исходят в конечном счёте от об-ва.
Различия:1)по происхождению(мораль возникает вместе с об-вом, право- с гос-
вом);2)по форме выражения(мораль содержится в обществ. сознании, право в
нормативных актах,в письменном виде);3)по сфере действия(мораль регулирует
почти все обществ. отношения, право только наиболее важные,кот. в состоянии
упорядочить);4)по времени введения в действие(моральные нормы-по мере их
осознания,право-в конкретно установленные сроки);5)по способу обеспечения
(мораль- мерами обществен. воздействия, право- мерами гос.воздействия);6) по
критериям оценки(мораль- с точки зрения добра и зла,справедливого и
несправедливого; право-законного и незаконного, правомерного и
неправомерного).Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе
упорядочения обществен. отношений.Их требования совпадают: то, что осуждает и
поощряет право,то же как правило осуждает и поощряет мораль.Но есть и
противоречия: одно и тоже может регулиролваться по-разному со стороны права и
морали.Причины как объективные(существующие различия между ними),и
субъективные(право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется).
     18,20.Соотнош.эконом.полит.права.
Эконом.-совокупность производст. отношений, способ производства конкретного
об-ва. Политика-искусство управления обществом, кот.характерезует отношения
по поводу власти между классами, партиями; между гос-вом и народом. Право--
система общеобязательных, формально определённых юр.норм, устанавливаемых и
обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ.отношений. К
соотношению данных понятий есть 2 подхода:1)нет какого либо приоритетного.
Первичными факторами развития и функционирования общест.отношений выступают
интересы людей. Бывает, что сначала принимаются законы, а затем на их базе
формируются новые экономич. отношения. Так было в эпоху буржуазных революций
в Европе. В этом случае можно говорить о приоритете права перед эконом. Но
бывает и наоборот- интересы людей сначала претворяются в новые производ.
отношения, а затем создаются з-ны. Здесь приоритет экономики перед правом.
Политика выступает посредником между ними. 2)экономика определяет политику и
право. Политика и право зависят от базиса(способа производства).Однако эта
главная роль экономики  проявляется лишь в конечном счёте, т.к политика и
право ,опираясь на экономику могут оказывать и обратное воздействие на неё,
стимулировать или сдерживать развитие производ. отношений. Политика здесь
тоже выступает посредником. Соотношение между политикой и правом
двояко:1)определяющим фактором выступает политика; 2)определяющим фактором
выступает право.
     34.Правотворчество в РФ.(ПР).
ПР-это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и отмене
юр.норм. Субъектами ПР выступают гос.органы, негосуд. структуры (местные
органы, ,профсоюзы  и др.),  наделённые соответствующими полномочиями, а
также народ при принятии законов на референдуме. ПР
характеризуется:1)представляет деятельность активную, творческую,
государственную.2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных
актах (договорах,правовых обычаях, юр. прецедентах).3) важнейшее средство
управления об-вом. 4) качество нормативных актов,уровень и культура ПР-
показатель цивилизованности и демократии об-ва. Принципы: 1)научность (для
принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь
общества). 2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и
др.)3)законность(ПР осуществляется в рамках Конст.) ; 4) демократизм
(харак.степень участия граждан;5) гласность(открытость, прозрачность); 6)
оперативность (своевременное издание норм.актов).Виды ПР в зависимости от
субъектов:1)непосредственное народа на
референдумах;.2)гос.органов(Дума,правительство);3)отдельных должностных лиц
(Президент, министр); 4)органов местного самоуправления.5)локальное(на
предприятиях);  6)общественных организаций(профсоюзы). В зависимости от
значимости: 1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти); 2)
делегированное ПР (органами исполнительной власти, осуществляемое по
поручению парламента); 3) подзаконное ПР(структуры не относящиеся к высшим
представительным органам президентом.правительством, министерствами и др.)
     25.Понятие системы права.
Система права- это внутренняя структура права, состоящая из
взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системная
организация права имеет важное значение как для законодателя (новый акт
должен вписываться в старые нормы), так и для правоприменителя(позволяет
правильно истолковывать и применять норму права).Существенно влияние
системности права и на процесс систематизации законодательства. Черты системы
права:1)первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в
более крупные образования -институты, подотрасли, отрасли.2) её элементы
внутренне согласованны, взаимоувязаны, что придаёт ей целостность и
единство.3)обусловлена социально-эконом., полит, религиозными и др.
факторами.4) имеет объективный характер,зависит от объективно существующих
отношений, не может создаваться по субъективному усмотрению людей. Понятие
«система права» не равно понятию «правовая система».Последнее шире, включает
кроме системы права, юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким
образом эти понятия соотносятся как часть и целое.
     33.Право и дееспособность субъектов права. Провосубъектность.
Субъект правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие
соответствующими субъективными правами и юр. обязанностями. Чтобы стать
субъектом надо быть право- и дееспособным. Правоспособность-это способность
индивида иметь права и обязанности. Дееспособность-это способность лица
своими действиями осуществлять права и обязанности, связана с психическими и
возрастными свойствами и зависит от них.» Вида: полная дееспособность(с 18
лет); частичная( с 14 до 18 лет). Но если в 16 лет человек работает, то по
согласованию с органами опеки может быть признан полностью дееспособным
(ст.27 ГК РФ эмансипация); при этом ни родители ,ни попечители не несут
ответственности по обязательствам эмансипированного. Правоспособность и
дееспособность неразделимы и наступают одновременно. Но в гражданском праве
есть разрыв между правоспособностью и дееспособностью, т.к.:1) имущественные
права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;
2)в области имущественных отношений вместо правоспособного, но
недееспособного  лица  может выступать его законный представитель.
Дееспособность может быть ограничена, если это надо для защиты
конституционного строя, нравственности, защиты прав и свобод других лиц
(ст.55 Констит.),а также если вследствие злоупотребления алкоголем или
наркотическими средствами, ставится в тяжелое материальное положение семья
суд может ограничить дееспособность(ст.30 ГК РФ) Правосубъективность это
правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно
как субъекта права.
     17. Типология государства: формационный подход.
Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории
государства и права. Выделяют два основных подхода к типоло­гии государства: 
формационный и цивилизационный.
До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве
единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к
вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства
основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены
общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существования
классов соответствует определен­ный тип государства. Тип государства означает
конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и
социального назначения.  Другим подходом к типологии государства является 
цивилизационный. Соглас­но этой теории, все общества по экономическому
развитию можно от­нести к одной из пяти стадий: традиционное общество;
переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний; общество,
переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и общество, достигшее
высокого уровня народного по­требления.
К первой относится общество, основанное на доньютоновской науке и технике и
на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это период трансформации
«тради­ционного общества» в более развитый период закладывания основ для
«сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия — «сдвиг»,
«взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском
хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на
основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе
ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода
достигается устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения. И,
наконец, пятая ста­дия — это период «высокого уровня массового потребления»,
в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов
потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает
общество, которое можно назвать «госу­дарством всеобщего благоденствия». На
данной стадии, по мне­нию Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые
капиталистические государства, тогда как Советский Союз толь­ко вступал в
стадию «зрелости».
     8. Политический режим: понятие и классификация.
С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого в
жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,
изменение политического режима (даже если форма правления и форма
государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому
изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что
политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее
содержанием.
Политический режим — это методы осуществления по­литической власти, итоговое
политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате
взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования
всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или
антидемократизмом.
Приведенное определение позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена.
1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в
государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения,
согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое
принуждение, то налицо прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на
первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим
реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной
степени сочетаются оба начала.
2. В каждой стране политический режим определяется. соотношением, раскладом
политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических
сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого
согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут
то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа,
власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами.
Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и
защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда
власть переходит в ;)уки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими,
насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем
не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.
     10. Тоталитарное государство 
Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские
государства, социалистические госу­дарства периодов «культа личности».
Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного режима.
Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и
всепроникающая власть.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной
идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением,
политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, в
большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим допускает только одну правящую пар­тию, а все другие, даже
ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить, уничтожить.
Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки
рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает бразды
государственного управления: происхо­дит сращивание партийного и
государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением
одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого
не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые
указания лиц, занимающих партийные посты. В государственном управлении
тоталитарный режим характе­ризуется крайним централизмом. Практически
управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива
фактически отнюдь не поощряется,  а строго наказывантся. Местые органы власти
и управления становятся простыми передатчиками команд.
Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к
населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не
становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное
условие для укреп­ления и осуществления власти.
При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни
общества. Государство стремится «слить» общество с собой, полностью его
огосударствить. В эконо­мической жизни происходит процесс огосударствления
тех или форм собственности.
     9. Место и роль гос-ва в полит. сист. общества.
Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской
Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной
(через выборные государственные законодательные органы) так и путем
непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в
референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти
права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные
общественные организации. К ним относятся политические партии,
профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые
разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ,
можно определить, что политическая система – это совокупность организационных
форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само
государство рассматривается как форма организации политической деятельности
народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству
имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными
средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность
участия для всех граждан в управлении делами общества и государства,
способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной
жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества
определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство
– основной элемент системы.
     32. Правовой нигилизм.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновид­ностях, или формах —
теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место
теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые,
философы, политологи доказывают (думается, впол­не искренне), что есть
гораздо более важные ценности (на­пример, мировая пролетарская революция),
чем право во­обще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае
происходит реализация указанных взглядов и уче­ний на практике, что часто
выливается в террор государ­ства против своего народа, в многомиллионные
жертвы среди населения, в превращении правящей элиты в конечном сче­те в
преступную клику (вот почему становится закономер­ной и легкой опора
государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности,
тюремной админист­рации и т.д., в проведении государственной политики на
уго­ловные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим
государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно
воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди на­селения,
поскольку под правом неверно понимаются тот по­рядок, те предписания, которые
устанавливаются закона­ми и ведомственными нормативными актами. И тогда в
об­ществе складывается широко распространенный среди населения обыденный,
массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством
предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и
должностными лицами, чему тоже находятся соответству­ющие объяснения и
оправдания (" в интересах народа", "для выполнения плана" и т.д.). В
последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.
     27. Правовая культура
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным,
политическим и экономичес­ким строем качественное состояние правовой жизни
об­щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,
юридических актов, правосозна­ния и в целом в уровне правового развития
субъекта (че­ловека, различных групп, всего населения), а также степе­ни
гарантированное государством и гражданским обще­ством свобод и прав человека.
Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового
сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие
правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой
процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., нисколько
информировано в правовом отношении населе­ние, его социальные, возрастные,
профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к
закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и
процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых
предписаний и это первый элемент правовой культуры.
Уровень развития правового сознания может быть за­фиксирован лишь в реальной
правовой деятельности, в правилах поведении, которые имеют и самостоятельные
характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является 
уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической —
деятельность 'юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей
юридических школ, вузов и т.д. и практической — правотворческой и
правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.
     39. Государственный орган: классификация.
     Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства,
участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого
властными полно­мочиями.
Органы государства классифицируются по различным основаниям  По способу
возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные
органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо возника­ют
в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по
установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей
(представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами,
которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся
исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. По объему
властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и
местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например,
органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее полно
олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего
государства. Ме­стные органы государства функционируют в административ­ных
единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их
полномочия распространяются только на эти регионы.
     По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной
компетенции. Органы общей ком­петенции правомочны решать широкий круг вопросов.
На­пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении
всех функций государства. Органы специ­альной (отраслевой) компетенции
специализируются на вы­полнении какой-то одной функции одного вида
деятельнос­ти (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.
На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное
вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.