Каталог :: Государство и право

Курсовая: Понятие механизма современного государства

                  МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ                  
                                 Курсовая работа                                 
                    студента 1 курса Абрашина Олега Юрьевича                    
                     Дисциплина: Теория государства и права                     
               тема: «Понятие механизма современного государства».               
                                                       Преподаватель-консультант
                                                                   Кузьмин М. А.
Защищена
Оценка
<    >________________2004года
<<
>>
                                      План.                                      
Введение ......................................................................3
1 Понятие и структура механизма государства ...................................4
2 Принципы организации и деятельности механизма государства ...................6
3 Характеристика органов государственной власти ..............................11
3.1                      Органы исполнительной власти ........................11
3.1.1
Положение Президента в системе органов государственной власти
.............................................................................
...............................14
3.2                      Органы законодательной власти .......................15
3.3                      Органы судебной власти ..............................17
3.3.1
Прокуратура
.............................................................................
...............20
4 Местное самоуправление .....................................................21
Заключение ...................................................................25
Список использованной литературы .............................................27
                                Введение.                                
На определенном этапе развития общества возникает потребность в его
специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество
делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного
производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной
культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов,
появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании,
координации таких интересов, в регулировании отношений между различными
частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения
организации, основным предназначением кото­рого является обеспечение
единства, целостности общества. Такой органи­зацией и есть государство.
Государство – это организация политической власти доминирующей части
населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность,
осуществляется руководство и управление обще­ством.
Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность
специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами
общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие
коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе,
что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать
то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы
несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Таким образом, под механизмом государства понимают систему специ­альных
органов и учреждений, посредством которых осуществляются госу­дарственное
управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является
важнейшим составным элементом любого государства.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой
поли­тический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми
являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации,
должностные лица.
Целями и задачами данной работы являются:
1.   Дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства,
опре­делить его характерные признаки.
2.   Рассмотреть основные принципы организации и деятельности государства.
3.   Проанализировать классификацию органов государства.
4.   Положение местного самоуправления в механизмы государства.
     

1. Понятие механизма государства.

Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций, является механизм государства. Он, можно сказать, олицетворяет собой государство, представляет собой его материальное воплощение. Вне и без государственного механизма государства нет никогда не будет. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государ­ственные предприятия. Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, соци­альной, культурной и так далее. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйствен­ной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества. Аппарат государства – это система государственных органов, взаимосвя­занных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппа­ратом государства, представляющего собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государ­ственной власти. В свою очередь орган государства является первичным эле­ментом государственного аппарата. Орган государства это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полно­мочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образую­щими единое целое. Каждый государственный орган представляет собой отно­сительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго опреде­ленного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной дея­тельности органов государства по реализации норм права; правоохра­нительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм. Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства являются следующие: ● осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; ● обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государ­ственных учреждений и предприятий ● имеют определенную компетенцию, то есть закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий) ● характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют террито­риальный масштаб деятельности ● образуются в порядке, установленном законом Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государ­ственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учре­ждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характе­ризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обяза­тельные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры прину­ждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией. 2. Принципы организации и деятельности механизма государства. Принципы, о которых пойдет речь – это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, орга­низации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подраз­деляются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государ­ственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государ­ственного механизма. Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.). Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм госу­дарства в лице входящих в него органов. Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоя­тельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равно­правных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федераль­ными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятель­ности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформу­лированы следующие принципы: – верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно- правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; – приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; – обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина; – единство системы государственной власти, разграничение предметов веде­ния между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; – равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; – обязательность для государственных служащих решений, принятых выше­стоящими государственными органами и руководителями в пределах их полно­мочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; – единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; – профессионализм и компетентность государственных служащих; – гласность в осуществлении государственной службы; – ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; – вне партийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; – стабильность кадров государственных служащих в государственных органах. К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллеги­альности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выпол­нение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата. Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государ­ственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

3. Характеристика органов государственной власти.

3.1. Органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную опера­тивную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти). Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для испол­нения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоя­тельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регу­лированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в госу­дарственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство “руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны”. Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления государства. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае, правительство выступает как группа ближайших советников главы госу­дарства, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руко­водству всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руко­водство лишь отдельными отраслями государственного управления. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем госу­дарства, правительства, главами администраций. Они могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (мини­стерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства). В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, так как при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, управление федеральной собственностью, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны, реализации внешней политики и защите прав и свобод населения. Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти. Функции государственного управления в субъектах федерации принад­лежит различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства). Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной адми­нистрации), либо выборных органов местного самоуправления. Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях незави­симости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную необходимость. Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью. 3.1.1 Положение Президента в системе органов государственной власти. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосред­ственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии. Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главно­командующим Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения федеральный Закон “Об обороне” закрепил, что Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ. Некоторые полномочия, которыми наделен Президент РФ, он реализует сов­местно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц Российской Федерации). Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Институт президентства имеет место и в ряде республик в составе Российской Федерации. При этом правовой статус президента как главы госу­дарства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соот­ветствующей республики.

3.2. Органы законодательной власти.

Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что “парламент является высшим органом государственной власти”, но и на то, что он является “единственным законодательным органом государства” (Конституция Японии 1947 г., ст. 41). Конституции других государств в этих же целях обращают внимание на то, какие по характеру правила должны содержаться в прини­маемых парламентом законах. При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии, которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законо­дательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, между­народные дела, здравоохранение и другие. Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать феде­ральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации. Причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации предста­вительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ и имеют исключительное право на принятие законов. Парламент представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в России – Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее одно­родным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмот­рение и утверждение законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами Федерации; назначение выборов Президента; назна­чение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ. Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отно­шениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, котрые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воз­действия на политическую жизнь страны.

3.3. Органы судебной власти.

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуще­ствление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Подобно тому как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что “судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону”. В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что “судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель”. Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти опре­деляется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, адми­нистративной и других юрисдикций. Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, – это Верховный народный суд, местные народные суды, “военные суды и другие специальные народные суды”. В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает, что “судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст.3, разд 1). Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся. В большинстве конституций современных государств закреп­ляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разби­рательства. Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществле­нием конституционного надзора, конституционный суд имеет право толко­вания конституции. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судо­производства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответ­ствующие суды субъектов федерации. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по раз­решению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государ­ственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

3.3.1. Прокуратура.

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. В одних странах прокуратура является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера. Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран состав­ляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регули­рующих порядок организации и деятельности прокуратуры. В Росси сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура РФ не входит не в одну из ветвей власти. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назна­чаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ в статье 129, а также законом РФ от 1992года в редакции 2003 “О прокуратуре РФ”. Основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор. Помимо этого она осуществляет преследование лиц, совершивших преступления, а также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

4. Местное самоуправление.

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший струк­турный элемент устройства власти в большинстве стран мира. Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с пробле­мами публичной власти, которая существует в классовом обществе как госу­дарственная власть, осуществление которое доверено прежде всего общенациональным государственным органам и должностным лицам в соот­ветствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосред­ственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами. Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через форми­руемые ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества. Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может стано­виться основным субъектом управленческих, административно-правовых отно­шений, что является одной из характерных черт местного самоуправления. Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще. Обще­известно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне власти должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государ­ственного значения. В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому являются частью конституционного механизма государства. Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответ­ствии с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”. Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона предоставляют общинам статус исключительных обладателей “всех полномочий местного публичного управ­ления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти.”, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства. В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключи­тельными предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской республики (ст.72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управ­ляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом. Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принад­лежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользо­вания и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы продолжает их деятельность на местах. Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п.1) и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п.6). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного само­управления определяется населением самостоятельно. В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного само­управления, подконтрольные населению. Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в федеральном законе “Об общих принципах организации местного само­управления в РФ”. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых отсутство­вало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной службе, через право граждан обращаться в органы и к долж­ностным лицам местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления: 1) обеспечение участия населения в решении местных дел; 2) управление муниципальной собственностью; 3) обеспечение развития соответствующей территории; 4) охрана общественного порядка. К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов. В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправ­ления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ. Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. В системе органов, формируемых в муниципальном управлении ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представи­тельного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст.15, ч.3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).

Заключение.

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата (механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий основополагающий вывод. Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-полити­ческих, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государ­ственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполни­тельно- распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбеж­ностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руково­дящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно- правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особен­ности. Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государ­ственных органов и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно “чистых” форм своего осуществления.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Акалис, 1996. 2. Венгеров А. Б. “Теория государства и права”. Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998. 3. Бабаев В. К. “Теория государства и права”. Учебник. – М.: Юристъ, 2003. 4. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. “Конституционное прова Росии”. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. 5. Матузов Н. И., Малько А. В. “Теория государства и права”. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2001. 6. Комаров С. А. “Общая теория государства и права в схемах и определениях”. – М.: Юрайт, 1998. 7. Черданцев А. Ф. “Теория государства и права”. М.: Юрайт, 2001. 8. Баглай М. В. “Конституционное право Российской Федерации”. Учебник. – М.: Норма, 1998. 9. Лазарев В. В., Липень С. В. “Теория государства и права”. – М.: Спарк, 2000. 10. Чиркин В. Е. “Основы государственной власти”. – М.: Юристъ, 1996.