Каталог :: Государство и право

Курсовая: Теория конституции

                               Оглавление                                
Введение                                                                       3
1. Теория конституции                                                          4
1.1 Общие положения                                                            4
1.2 Формы и структуры Конституций.                                             5
1.3 Конституция и государство.                                                 6
1.4 Определение конституции и ее содержание.                                   8
1.5 Прямое действие конституции.                                              10
1.6 Виды конституций.                                                         10
1.7  Конституция в федеративном государстве.                                  11
2. Сравнительный анализ Основного закона РФ и конституций
Европейских  стран                                                            13
2.1 Основы конституционного строя.                                            13
2.2 Права и свободы человека и гражданина.                                    14
2.3 Федеративное устройство.                                                  15
2.4 Президент.                                                                16
2.5 Парламент.                                                                17
2.6 Правительство.                                                            19
2.7 Судебная власть.                                                          20
2.8 Местное самоуправление.                                                   21
2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.                         23
Заключение                                                                    25
Библиография                                                                  26
Приложение                                                                    27
                                                                              
     
                                 Введение                                 
     Актуальность темы исследования. Конституция нашей страны является самой
молодой, составлялась она на основе всех знаний и учений, выработанных в России
и других странах, поэтому хочется узнать соответствует ли данная Конституция
международному стандарту.
Россия в своем социально-экономическом и политическом развитии, почти всегда,
отставала от передовых стран Запада. «Окидывая взором, исторический путь
России, приходится констатировать, что слишком часто власть опаздывала с
реформами[1]». Поэтому целью 
работы, помимо уяснения основных положений теории конституции, является
сравнительный анализ Конституции РФ и Основных законов стран Европейского
союза. Такой анализ позволяет узнать, не отстаем ли мы опять.
     Задачами работы являются:
·        Исследование системы конституции
·        Анализ видов конституций
·        Сравнение основных черт Российской Конституции с конституциями стран
Европы.
     Объектом работы являются теоретические аспекты формирования конституции,
а предметом - общественные отношения, на которые оказывает действие
конституция.
     Анализ литературы. Хочется отметить удивительное сходство в точках зрения
отечественных правоведов на проблемы строения конституции. Объясняется это
ролью конституции в обеспечении демократии в обществе.
     Методы работы – сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, метод
функционального анализа.
     Структура работы. Исследование состоит из введения, Основной части,
заключения и приложения.
     
     
                          1. Теория конституции                          
                           1.1 Общие положения                           
Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы,
основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле,
общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом
государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы
права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.
Конституция демократического государства закрепляет суверенитет народа,
основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина,
форму государственного устройства, механизм реализации власти. Конституция –
это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права,
отрицание произвола власти и бесправие подвластных.
Так уж сложилось в мировой практике, что основным содержанием любой
конституции являются четыре блока проблем:
Ø                      Сущность общественного строя и форма правления.
Ø                      Основы правового положения личности в
государстве и обществе.
Ø                      Государственное устройство.
Ø                      Структура власти, в первую очередь верховной,
система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление,
устроение. Традиционно этим термином определяется основной закон государства,
обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и
экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности
органов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан
[2].
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего
взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для
того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы
граждан.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени:
каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это
закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства,
прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и
назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности.
Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования
во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с
человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую
юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его
честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже
Великобритания, в которой нет единого и кодифицированного основного закона,
располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и
“Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих
в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его
второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран,
включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это
продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими
в названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой
Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных
потребностей.
                    1.2 Формы и структуры Конституций.                    
На форму, т.е. способ организации заключенного в Конституции материала в
единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание
Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение формы.
Если категория «содержание» отвечает на вопрос что в Конституции заключено,
то «форма» дает представление о том, какова внутренняя организация этого
содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В Конституции это
преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие содержания и формы
Конституции имеет в известной мере условный характер. Конституция как явление
общественной жизни выступает в единстве формы и содержания.
Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру.
     Система Конституции – это обусловленная содержанием объекта
конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая
законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных
традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы,
разделов, глав, статей в тексте. Система Конституции дает представление о ее
организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность разделов,
глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Помимо других причин,
система Конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной
компактностью норм, доступностью для понимания широкими массами.
     Структура Конституции – это логическая связанность различных институтов
независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие
один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей
совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для
внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел
или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих
содержание конкретных институтов.
В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей –
преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как
определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных
норм, образующих эти институты.
                      1.3 Конституция и государство.                      
Первые конституционные акты, или конституции в современном смысле этого
слова, не случайно появились в XVII- XVIII вв. (Великобритания, США,
Франция), хотя государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество
осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость
обуздать государство, заставив его подчиняться каким - то заданным правилам.
Представления о Конституции были разработаны раньше (в частности,
Аристотелем), но они обращались в основном вокруг вопросов о рациональном
устройстве государственной власти в соответствии с понятием демократии и
справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании основные законы не
привились в древних государствах. Во времена римской империи этим термином
назывались императорские указы, а в средневековье - акты о феодальных
вольностях.
Демократические революции XVII- XVIII вв. были вызваны потребностью не просто
переустройства власти, а, главным образом, нахождения оптимального
соотношения между властью и свободой. Поэтому, как английская конституционная
система, так и писаные конституции США, Франции в первую очередь решали
именно эту задачу. В США это было сделано с определенной “ осечкой ”, ибо
создатели Конституции, принятой в 1787г., попытались обойтись без раздела о
правах и свободах граждан, посчитав достаточным английский принцип  “что не
запрещено, то дозволено”. Но народ быстро заставил законодателей поправить
положение, вследствие чего спустя два года был принят Билль о правах (первые
десять поправок к Конституции).
Таким образом, конституция является элементом определенной философии
государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не
ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека.
Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не
всякое государство, имеющее конституцию, может быть названо конституционным и
демократическим.
К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в
развитии государственности, тем самым конституция подчеркивает незыблемость
государственности, несмотря ни на какие революции, государственные перевороты
или перестройки. В нынешней российской Конституции эта функция выражена в
двух аспектах - в преамбуле говорится о сохранении исторически сложившегося
государственного единства  и о возрождении суверенной государственности
России.
В конституциях почти всегда подчеркивается, что они принимаются народом или
от имени народа. Российская Конституция заимствует этот подход - ее
преамбула, содержащая ряд принципиально важных положений, построена как
длинная, но единая грамматическая фраза:   “ Мы, многонациональный народ
Российской Федерации,. принимаем Конституцию Российской Федерации ”. Тем
самым подчеркивается главный источник учредительной конституционной власти -
народ, а Конституция как бы юридически связывает народ и государство,
выражает правомерность власти над людьми.
В XX в. конституции стали играть еще одну важную роль - противодействия
возросшему радикализму, планам революционного переустройства общества.
Демократическая конституционная законность призвана сдерживать притязания
левого и правого радикализма, обеспечивая обществу уверенность в прочности
гарантий свободы и равенства.
Есть еще одна важная функция конституции - препятствовать территориальному
распаду государства, обеспечивать его единство и неделимость. Возрастает
значение конституции как инструмента для достижения единства народов,
исторически соединенных в том или ином государстве.
               1.4 Определение конституции и ее содержание.               
Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности,
законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет
науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ,
ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические
отношения в обществе.
Под Конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую
силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие
правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и
взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления).
Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его
отношений с человеком и обществом. В мировой конституционно - правовой теории
нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют
собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их
принятия и уровня конституционного правосознания.
[3]
В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна
определенная унификация представлений о содержании современной конституции на
базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает
сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны
стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство
государственной власти может быть демократическим и эффективным только при
соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается
через представительную систему, формируемую на основе всеобщего
избирательного права, и т.д. Другими словами, мировое сообщество как бы
сложило определенную модель демократического государства, соответствующего
принципам современной цивилизации.
В демократическом  обществе создаваемый конституционный механизм власти - это
всегда компромисс, поскольку в общественной жизни участвуют или ведут борьбу
за власть различные политические силы. Этот компромисс,  хотя и вынужденный
для многих, но все же добровольный, выражает общую (за исключением
деструктивных сил) заинтересованность решать проблему власти и свободы на
основе закона, а не применения силы. Конституция поэтому не может действовать
в интересах только одного, пусть даже могущественного, класса, она воплощает
гражданское согласие и противостояние насилию.
Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно -
декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто
фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая
преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом,
нравственные основы конституции и т.д. - они как бы предопределяют дальнейшее
содержание конституции.
В Конституции Российской Федерации с формальной точки зрения преамбулы нет,
но содержится введение, состоящее из нескольких принципиальных положений. Они
объясняют причины и цели принятия Основного Закона. Среди них утверждение
права и свобод человека,  гражданского мира и согласия, сохранение
исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной
государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ,
обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также
общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным
принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков,
передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а
также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и
осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно - политические
воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной
Конституции.
В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке
изменения, подчас весьма важные.
Таким образом, структурный анализ конституции с элементами логического
анализа помогает уяснению воли законодателя.
                     1.5 Прямое действие конституции.                     
Конституция - это фундамент конституционного права, а, следовательно, только
часть его. Каждая норма основного закона обрастает другими нормами из
различных источников. Это неизбежно, но при этом возникает опасность, что
конституционные положения могут как бы раствориться в море конституционного
права, потерять свой приоритет
Чтобы этого не произошло, определенным нормам конституции или всей
конституции законодатель придает статус прямого или непосредственного
действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих
прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.
Такое прямое действие конституции наиболее важно для защиты прав и свобод
граждан. Даже в тех странах, где об этом нет упоминания в тексте конституции,
прямое действие давно признается судебной практикой. В России о
непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина говорится в ст.
18 Конституции, а  о прямом действии Конституции - в ст. 15 (ч.1).
                          1.6 Виды конституций.                          
Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического
развития, требует их классификации по каким - то существенным признакам.
Различаются, например, писаные и неписаные конституции.
Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные
(дарованные сверху) конституции - обычно так называют те основные законы,
которые были “ дарованы ” народу монархом     (Марокко, Непал, Саудовская
Аравия). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией
своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.
Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью
учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, была
принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787
г.), а также Италии (1947 г.), Индии (1948 г.), Болгарии (1990г.) и Румынии
(1991г.), а вторым – Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум)
стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли
принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого её иногда
выносили на референдум (Испания, 1978 г.).
По порядку изменения различаются конституции “гибкие” и  “жесткие”. Первые
изменения и дополнения - так  же, как обычные законы - таких теперь немного;
вторые - с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя
определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства,
обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т.е. создаются трудности
на пути внесения изменений и поправок. В США, например, за более чем
двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя
обсуждалось несколько тысяч. К числу “жестких” конституций следует отнести и
Конституцию РФ.  “Жесткий” порядок способствует большей стабильности
конституций, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.
               1.7  Конституция в федеративном государстве.               
Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из
федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация
является объединением государственных образований, которые обладают
определенными признаками государства, и, прежде всего, - правом принимать
свои конституции. Так, в США каждый штат имеет свою конституцию, в ФРГ -
каждая земля, в Швейцарии - каждый кантон и т. д.
Ныне в Российской Федерации также возникло положение, когда конституции ряда
ее субъектов (Республики Татарстан, Башкоторстан, Марий Эл) закрепили
суверенитет своего государства, а конституция самопровозглашенной Чеченской
Республики - Ичкерии объявило государство не только суверенным, но и
равноправным субъектом в системе мирового содружества наций. Однако, если
рассматривать такое положение не с политической, а с юридической точки
зрения, то станет ясным противоправный характер попыток обосновать суверенный
характер субъектов Российской Федерации. Ни один из них не имеет корней
государственной независимости и никогда не обладал правом выхода из
Российской Федерации. Конституции этих республик в данном случае закрепили
положение, которые в его полном значении нельзя квалифицировать иначе, как
юридически несостоятельное.
     
     
     2. Сравнительный анализ Основного закона РФ и конституций Европейских  стран
                    2.1 Основы конституционного строя.                    
Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства (ст.1),
устанавливают источник государственной власти и способы осуществления
народовластия (ст.3), определяют пространственные пределы действия
суверенитета РФ (ст.4). Формулируются также принципы федеративного устройства
России (ст.5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную (ст.10) и устанавливается круг органов,
осуществляющих государственную власть в РФ (ст.11). Особо выделяется в ранг
конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и
свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и
деятельности.
Очень важное указание содержится в ч.4 ст.15, где говорится, что общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются
составной частью ее правовой системы. Такое же положение содержится почти во
всех конституциях стран Европейского Союза. Например, Конституция Италии,
ст.10: «Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами
международного права»[4].
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая
важность категории «конституционное государство», обычно не пользуются
термином «основы конституционного строя». В конституциях некоторых
встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения»
(Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но, независимо от того, содержатся
или не содержатся в основном законе специальные глав об основах
конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к
понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах
конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во всех
цивилизованных странах.
Так, например, в Австрии, согласно Федеральному конституционному закону от 1920
года: «Австрия является демократической республикой. Её право исходит от
народа. Австрия является федеративным государством. Столицей Федерации и местом
нахождения верховных органов Федерации яв­ляется Вена. Для каждой земли
устанавливается своё гражданство. С гражданством земли приобретается и
гражданство Федерации. Все граждане Федерации равны перед законом. Привилегии в
зависимо­сти от происхождения, пола, положения, классовой принадлежности и
вероисповедания исключаются» (ст.1-7). Эти статьи находятся в первом разделе
данного закона, который называется «Общее положение». Этот раздел очень похож
на главу первую Конституции РФ. Такое же сравнение можно провести и с Основными
законами других стран. Как я уже говорил выше в Конституции Италии, глава,
закрепляющая основы конституционного строя, называется «Основные принципы». В
ней говорится: «Италия– демократическая республика, основывающаяся на труде.
Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах
Конституции. Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека. Все
граждане имеют одинаково общественное достоинство и равны перед законом»
(ст.1-3)[5]. Я думаю, хватит двух
примеров, чтобы понять, что существенных различий в этих главах нет, хотя они и
имеют разные наименования. Исключением здесь является лишь Великобритания, чья
конституция состоит из двух частей писанной и не писанной (т.е. не
зафиксированной в каких-либо юридических документах). В писаной части нет
отдельной главы, посвященной основам конституционного строя, а если и есть
некоторые положения, то они уже давно не соответствуют действительности и
находятся с ним в резком противоречии.
                2.2 Права и свободы человека и гражданина.                
Вторая глава Конституции РФ конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о
человеке, его правах и свободой как высшей ценности.
Содержание гл.2 Конституции соответствует в основном общепризнанному
демократическим сообществом перечню прав и свобод. В совокупности они
составляют систему гражданских, политических, социальных, экономических,
культурных, экологических прав.
Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает
человек, а только основные, или фундаментальные
[6]. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении
прав и свобод в заключении признают, что перечень не является исчерпывающим,
т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В
Конституции РФ по этому поводу говорится (ч.1 ст.55): «Перечисление в
Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или
умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». (См
Приложение.)
Схожесть этих прав и свобод объясняется тем, что во всех конституциях
демократических стран содержатся общепризнанные права и свободы, закрепленные
во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г[7].
                       2.3 Федеративное устройство.                       
В главе 3 Конституции РФ развивается ряд существенных положений, содержащихся
в гл.1, где, в частности, говорится, что наша страна является федерацией, что
и закреплено в ее названии. Эти положения необходимо учитывать при
рассмотрении гл.3. Но при этом надо иметь в виду, что некоторые вопросы,
имеющее прямое отношение к федеративному устройству нашей страны, рассмотрены
не только в главе 3, но и в последующих главах Конституции.
Эту главу, конечно же, надо сравнивать с конституциями стран, в которых тоже
федеративное устройство, я возьму для примера Федеративную Республику
Германии и Австрию. В Конституции ФРГ федеративному устройству посвящен
раздел II, который называется «Федерация и земли», но опять нельзя забывать,
что это не единственный раздел, многие его положения конкретизируются в
последующих главах. В Конституции Австрии федеративному устройству не
посвящена отдельная глава, но это не значит, что этих положений там вообще
нет, просто они не обособлены в отдельную главу.
Глава 3 Конституции РФ состоит из 15 статей. В первой из них перечисляются
все субъекты Федерации и, тем самым, констатируется их нахождение в составе
государства, их объединяющего. Такое же перечисление есть и в ст.23
Конституции ФРГ.
Как и во всякой федерации, в РФ разграничиваются предметы ведения и
полномочия между органами государственной власти Федерации и органами
государственной власти ее субъектов. В ст.71 закреплен круг вопросов, которые
относятся к ведению РФ, а в ст.72, – что относится к совместному ведению РФ и
ее субъектов. Предметы же ведения субъектов РФ в Конституции не перечислены.
Такого четкого разграничения нет ни в Конституции ФРГ, ни в Конституции
Австрии, полномочия Федерации и ее субъектов там перемешаны.
                              2.4 Президент.                              
В ст. 5, 10 и 11 гл.1 раскрыты значение и сущность принципов разделения
властей. Каждой из этих властей в Конституции РФ посвящена отдельная глава.
Логика построения Конституции соответствует принципу разделения властей.
Вместе с тем реализация принципа разделения властей в российской Конституции
также не означает многовластия. Власть изначально принадлежит
многонациональному народу РФ (ст.3). То, что главам, посвященным трем ветвям
власти, в Конституции предшествует гл.4 «Президент РФ», объясняется важностью
единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в
Конституции системы государственных органов РФ, что, помимо прочего,
объясняется также особым значением Президента в организации государственной
власти РФ.
Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое
положение. Конституция возлагает на него задачу обеспечения единства
государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и
судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он
непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в
частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской
Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и
гражданина», а также того, что Президент устанавливает основные направления
политики государства.
Согласно ст.80, Президент РФ является главой государства. Надо заметить, что
в конституциях многих стран, например Франции, ФРГ, термин «глава
государства» вообще не используется. Конкретно положение главы государства и
его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в
зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах
парламентарной монархии (Великобритания, Бельгия и др.), например, глава
государства «царствует, но не правит» и его функции внешне носят
представительский характер. Столь же слабо они выражены в республиках
парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип
президентской или полупрезидентской (Франция) республики, то оно идет на
создание сильной власти президента. Исходя из этого, можно сделать вывод, что
положение Президента России больше всего похоже на положение Президента
Франции.
                              2.5 Парламент.                              
Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента РФ. Согласно
ст.11 Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами РФ
осуществляет государственную власть в нашей стране.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета
Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и
соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, т.к. это не
установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из
аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов. В Совет
Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от
представительного и исполнительного органов государственной власти (ст.95.2).
Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст.95.3), которые избираются
народом. Такой же порядок образования парламента существует и в ФРГ,
ст.38(1)гласит: «Депутаты германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым,
свободным, равным и тайным голосованием
[8]». А в ст.51 говорится о составе верхней палаты: «Бундесрат состоит из
членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Земли могут быть
представлены также другими членами их правительств
[9]».
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания,
установленные Конституцией:
1.                 Относящиеся к исключительному ведению каждой из палат
Федерального Собрания. Эти полномочия закреплены в ст. 102-103. Не в одной
конституции стран Европейского Союза нет такого четкого разграничения
полномочий, это свидетельствует о высокой техники Конституции РФ.
2.                 Связанные с организацией деятельности палат (ст.101). Эта
группа полномочий есть практически в каждой конституции. Например, в
Конституции Греции этому посвящена целая глава, которая так и называется
«Организация и деятельность Палаты Депутатов», а в Основном законе Испании
хватило одной статьи, чтобы регламентировать организацию и деятельность палат
(ст.72.1).
3.                 Полномочия по принятию федеральных законов (ст.105-107). В
принципе, процедура принятия федеральных законов в России ничем не отличается
от процедуры принятия таких же законов в других федерациях. Согласно ч.1 ст.105
федеральные законы принимаются Государственной Думой. Такое же положение
содержится в ст.77 Конституции ФРГ. После принятия федерального закона
Государственной Думой, он, в течение 5 дней передается на рассмотрение верхней
палате парламента. Такая же процедура предусмотрена Конституцией ФРГ,
различается лишь срок передачи федерального закона. В ст.77 об этом сказано:
«По принятии федеральных законов, они немедленно передаются Бундесрату через
председателя Бундестага[10]». В
Конституции РФ говорится, что федеральный закон вступает в силу, когда он
принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, а затем подписан и
обнародован Президентом. Единственным отличием от этой процедуры в Основном
законе ФРГ является то, что федеральный закон не нуждается в подписи
Президента, и вступает в законную силу сразу же после одобрения Бундесратом
(ст.78).
Правом роспуска Государственной Думы обладает Президент РФ (ст.84.а). Это
новый конституционно-правовой институт. Основаниями роспуска, в соответствии
с ч.3 и 4 ст.117, являются: а) трехкратное отклонение представленных
кандидатур на должность Председателя правительства РФ; б) повторное выражение
Государственной Думой недоверия Правительству; в) выражение Государственной
Думой недоверия Правительству в случае, когда инициатором постановки вопроса
о доверии является Председатель Правительства. Этот институт есть и в других
странах, где сильна власть президента, например Франция.
                            2.6 Правительство.                            
Практически во всех конституциях после главы, посвященной законодательной власти
идет глава, в которой регламентируется деятельность органов исполнительной
власти. Согласно ст.110 Конституции РФ, исполнительную власть Российской
Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из
Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной
Думы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются
Президентом по представлению Председателя Правительства. Порядок организации и
состав Правительства РФ схож с порядком организации и составом Правительства
Италии. В ст.92 Конституции Италии говорится: «Правительство Республики состоит
из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров.
Президент Республики назначает Председателя Совета министров и, по его
предложению, министров[11]».
Такой же порядок предусмотрен Конституцией ФРГ, Франции и конституциями многих
других государств.
В ст.114 определяется круг основных полномочий Правительства: разработка и
обеспечение исполнения бюджета; обеспечение проведения в РФ единой
финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в РФ единой
государственной политики и т.д. Такими же полномочиями обладают и
соответствующие органы исполнительной власти других стран, но почему-то они,
в большинстве своем, не перечисляются в Основном законе так, как это сделано
в Конституции РФ.
Конституция РФ предусматривает различные основания отставки Правительства в
зависимости от того, кто был ее инициатором. Одно из них – заявление
Правительства об уходе. Другое основание – это инициатива Президента в
принятии такого решения. Третье основание отставки Правительства связано с
выражением недоверия ему палатой
Вотум недоверия (в других странах также резолюция порицания)– один из
наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Этот
институт есть во всех государствах современной Европы:
·                   Греция: «Правительство должно пользоваться доверием Палаты
депутатов. В течение 15 дней после принятия присяги премьер-министром
правительство обязано поставить вопрос о доверии перед Палатой; в последующем
оно может это делать в любой момент» (ст.84)
[12].
·                   Италия: «Каждая палата оказывает доверие или отказывает в
нем путем мотивированной резолюции, принятой поименным голосованием» (ст.94)
[13].
·                 Испания: «Правительство уходит в отставку по получении
результатов всеобщих выборов при потере парламентского доверия,
предусмотренного Конституцией, или уходе в отставку, или смерти Председателя»
(ст.101.1)[14].
·                 Франция: «Национальное собрание выражает Правительству
недоверие путем принятия резолюции порицания» (ст.49)
[15].
                           2.7 Судебная власть.                           
В гл.7 Конституции РФ утверждается понятие правового института судебной
власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым,
нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической
категории.
Используемый Конституцией термин «судебная власть» представляет собой краткое
выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения
властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в
системе государственного механизма.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов  различной
компетенции, действующих независимо от органов представительной и
исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной
власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения
отдельных функций субъектами иных ветвей власти.
Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной
власти как государственно-правового института позволяет выделить его
специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий,
позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные
перед ней законом государственные задачи.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность (ст.118.1)
и подзаконность (ст.120.1). Все эти качества нашли отражение в нормах
Конституции РФ. Эти же свойства можно проследить и в конституциях других
государств:
1.                Самостоятельность. Испания ст.117.3 «Право осуществления
функций судебной власти на любых стадиях и исполнение судебных решений
возлагаются исключительно на суды и трибуналы, созданные законом, в
соответствии с определенными им правилами о юрисдикции и юридической процедурой
[16]».
2.                Подзаконность. Италия ст.101 «Судьи подчиняются только закону
[17]».
                       2.8 Местное самоуправление.                       
В главе «Местное самоуправление» конкретизированы положения ст.12.
Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к
общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как
демократического института.
«Одним из признаков развития гражданского общества является система
институтов самоуправления. Эти институты позволяют придавать свободной
деятельности человека созидательный смысл, связывать с самоответственностью.
Именно поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской
самостоятельности и активности – местное самоуправление, определяя, что органы
местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют
самостоятельно и несут ответственность перед своим населением
[18]».
В ст.130 раскрывается смысл местного самоуправления, говорится о том, кто и
как осуществляет местное самоуправление. В следующей статье, этой же главы
определяются территориально-организационные основы. Ст.131 дает перечень
важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного
самоуправления.
В эпоху буржуазных революций и развития конституционного движения получает
«новое дыхание» местное самоуправление, теоретические основы учения, о
котором в первой половине XIX в. разрабатываются в трудах Токвиля, Гнейста,
Штейна, Лабанда и др.
А. Де Токвиль, например, писал: «Без общинных институтов нация может
сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не
приобретает[19]».
Если анализировать различные модели местного самоуправления, то это займет много
времени, поэтому выделим лишь – в силу значимости содержащихся  в ней
теоретических положений – Европейскую Хартию местного самоуправления, принятую
Советом Европы 15 мая 1990г[20].
Этот документ отражает современное видение местного самоуправления, включает в
себя главные параметры:
·                        местное самоуправление составляет одну из основ
любого демократического общества;
·                        право граждан участвовать в управлении
государственными делами может быть осуществлено именно на местном уровне;
·                        облеченные реальной властью органы местного
самоуправления представляют собой значительный вклад в развитие принципов
демократии и децентрализации власти;
·                        местное самоуправление, созданное демократическим
путем, пользуется широкой автономией, как в отношении своей компетенции, так
и порядка осуществления необходимых для этого средств;
·                        принцип местного самоуправления должен быть
закреплен в законодательстве и, по возможности, в Конституции каждой страны;
·                        понятие права местного самоуправления и его субъекты;
·                        сфера и пределы правового регулирования местного
самоуправления;
·                        принцип соответствия организационных структур и форм
местного самоуправления его целям и задачам;
·                        принцип свободного, т.е. независимого,
самостоятельного осуществления местным самоуправлением своих полномочий;
·                        принцип ограниченности рамок и пределов
административного контроля за местным самоуправлением;
·                        правовые гарантии местного самоуправления.
Этот документ является эталоном, к которому должно стремиться каждое
государство. Если провести анализ, то можно увидеть, что все эти положения
есть в Конституции РФ.
          2.9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.          
Конституции большинства государств мира предполагают более строгий порядок
изменения по сравнению с принятием обычным законов. Обычно конституционные
положения изменяются квалифицированным большинством в парламенте,
конституционные поправки принимаются особым видом законов или особым видом
правовых актов. Конституционная практика зарубежных стран предусматривает
самые различные юридические процедуры рассмотрения конституционных поправок:
референдум, рассмотрение поправок представительными органами субъектов
федерации, специальными органами - конвентами, двухкратное рассмотрение
парламентом. Во многих конституциях имеется дифференциация различных
конституционных норм по порядку изменения. Некоторые нормы (например, о
республиканской форме правления Франции) пересмотру не подлежат, некоторые
нормы пересматриваются в упрощённом порядке. В большинстве государств
конституционные поправки вносятся непосредственно в текст Конституции, но
есть и исключения (поправки к Конституции США не вносятся в её текст, а как
бы дописываются к ней).
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры
принятия поправок к Конституции. Положения глав 1, 2, 9 Конституции
Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации означает пересмотр
Конституции Российской Федерации, принятие новой Конституции Российской
Федерации. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции
Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа
членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (107 членов Совета
Федерации и 270 депутатов Государственной Думы),  в соответствии с
федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, оно
может или подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации, или
разработать проект новой Конституции Российской Федерации и принять его либо
вынести на всенародное голосование.
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются
Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном статьёй 108 Конституции
Российской Федерации для принятия федеральных конституционных законов, но
согласно толкованию Конституции Российской Федерации конституционные поправки
принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме
- в форме законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской
Федерации. Законы о конституционных поправках после их одобрения органами
законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов Российской
Федерации подписываются Президентом Российской Федерации, обнародуются и
вступают в силу. Представляется, что поправки к главам 3-8 Конституции
Российской Федерации не должны противоречить главам 1, 2, 9 Конституции
Российской Федерации.
Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает две особые,
упрощённые процедуры для изменения статьи 65 Конституции Российской
Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на
основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую
Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об
изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В
случае изменения наименования субъекта Росийской Федерации его новое
наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
                               Заключение                                
В настоящее время в развитии конституционного законодательства и
конституционной доктрины вообще главенствует принцип "естественных прав".
Провозглашая определенную совокупность или свод принципов, правил, прав,
ценностей, как продиктованную естественной природой человека, данная
концепция закрепляет независимость этих прав от конкретных социальных условий
и государства. Такая надклассовая концепция укрепляет статус человека и
гражданина вне зависимости от его пола, возраста, принадлежности к
определенной группе общества во всех признавших ее государствах. Определенные
виды прав, которыми не пользовались в полной мере некоторые категории
граждан, становятся всеобщими, а сами права получают сильную судебную защиту,
делая реальными гарантии свободного и беспрепятственного их осуществления.
Практически все западные политологи и правоведы отмечают произошедшую за
последние 30 лет перемену в соотношении ветвей властей. Наиболее ярко это
заметно при сравнении роли законодательной и испонительной ветви.
Значительное усиление исполнительных органов объясняется, прежде всего, их
способностью быстро и действенно принимать и приводить в жизнь решения,
необходимые в постоянно меняющихся условиях конца XX столетия. Даже в тех
странах, где традиционно сильны представительные органы, первенство в сфере
оперативных действий всецело принадлежит исполнительной ветви власти.
Являясь гарантом соблюдения прав человека и гражданина, Конституция играет
чрезвычайно важную роль в объединении общества, поскольку права,
провозглашаемые Конституцией, имеют всеобщий, не зависящий от социального
положения индивидуума характер. Таким образом, именно за Конституцией следует
признать основную заслугу в регулировании общественных отношений и
сглаживании социальной напряженности.
Основываясь на всех вышеизложенных тезисах, можно сказать, что именно от
детальной и полной разработки конституционного законодательства зависит
стабильность существования общества.
                              Библиография                               
               1.     Конституция Российской Федерации. М., 1997.               
2.     Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации.М.,1996.
3.     Габричидзе Б.Н. Советы: «работающие корпорации» или разделение
властей? // Народный депутат. 1991. №13.
4.     Государственное управление и развитие // Российские вести. 10.01.95.
5.     Ковалев. А.М. Современное состояние Конституции V республики во
Франции (проблемы реформы конституции). // Государство и право.
1997.№4.с.100-102.
6.     Ковачев Д.А. Конституции республики Италия – пятьдесят лет.// Право и
экономика. №1/1997.
7.     Комментарий к Конституции РФ.// под.ред.Л.А.Окунькова М.1996
8.     Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новая Конституция суверенной России. М., 1994.
9.     Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право России. М. 1998.
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию об укреплении российского
государства (Основные направления внутренней и внешней политики)// Российская
газета. 25.02.94.
11. Пантелеев П.К. Конституции буржуазных государств. М. 1982.
12. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М. 1990.
13. Современный словарь иностранных слов. М. 1992.
                                Приложение                                
     

Права и свободы

Россия

Испания

Италия

1. Право на жизнь.

Статья 20.1.

Каждый имеет право на жизнь.

Статья 15.

Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным на­казаниям.

2. Свобода и личная неприкосновенность.

Статья 22.1.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 17.1.

Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы ина­че, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом.

Статья 13.

Свобода личности ненарушима.

3. Неприкосновенность жилища.

Статья 25.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом.

Статья 19.1.

Испанцы имеют право свободно избирать свое местожительство и передвигаться по национальной террито­рии.

Статья 14.

Жилище неприкосновенно.


[1] Б.А. Страшун. Историко-правовой комментарий. Конституция РФ. М.1997.C.25. [2] Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С.302. [3] См. подробнее: Ковалев. А.М. Современное состояние Конституции V республики во Франции (проблемы реформы конституции). // Государство и право. 1997.№4.с.100-102. [4] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.125 [5] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.124 [6] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С.156 [7] Международная защита прав и свобод человека: Сб.документов.М.1990. [8] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.183 [9] Там же. С.186 [10] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.196. [11] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982. С.142 [12] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.382. [13] Там же. С.142. [14] Там же. С.302. [15] Там же. С.102. [16] П.К. Пантелеев. Конституции буржуазных государств. М., 1982.С.306. [17] Там же. С.144. [18] Послание Президента РФ Федеральному Собранию об укреплении российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)//Российская газета.25.02.94. [19] Де Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992.С.65. [20] Народный депутат.1993.№11.С.57.