Каталог :: Государство и право

Реферат: Избирательный процесс

                                СОДЕРЖАНИЕ                                
                                 ВВЕДЕНИЕ                                 
     1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ
2
     2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
5
     2.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ  ИЗБИРАТЕЛЕЙ
5
     2.2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ  И УЧАСТКОВ                6
     2.3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
7
     2.4. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
     КОМИССИЙ
7
     2.5. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ.                                    10
     2.6. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ           11 
     3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ
12
     4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ
13
     5.ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВО НА УЧАСТИЕ 
     В РЕФЕРЕНДУ­МЕ.
15
     5.1ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.
15
     5.2 НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
16
     5.3 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.                                    18
     6. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ                       20
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
22 
                                 ВВЕДЕНИЕ                                 
Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если
народ ее не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав и,
так сказать, не внедряется в жизнь государственной машины.
                                                                        Бокль Т.
Всякий народ имеет то правительство,
какого заслуживает.
                                                                           Местр
Еще и дореволюционной России и середине XIX- начале XX и. и условиях
са­модержавия под воздействием ряда социально-политических и иных факторов
были первоначально учреждены выборные органы местного самоуправления, а затем
в механизм функционирования государственной власти введен выборный
представи­тельный орган - Государственная Дума при одновременном становлении
много­партийности, которая влияла на выборы. В результате начала складываться
новая область российского законодательства - избирательная. В Советской
России, а затем в СССР формирование законодательства о выборах долгое время
было неразрывно связано с однопартийной политической системой и включением
его в государственное право в качестве одного из его институтов. Советская
избирательная политика и зако­нодательство исходили из принципа
демократического централизма и максимальной унификации, которая но своей
природе вовсе не тождественна гармонизации изби­рательного процесса:
организация и проведение выборов осуществлялись на основе единого
законодательства, при едином цикличности избирательного процесса всех звеньев
системы Советов и организации выборов но мажоритарной избирательной системе
абсолютного большинства в два тура при отсутствии возможности досроч­ного
роспуска. При этом конституционно-правовая концепция местных Советов
исхо­дила из идеи непосредственного "вырастания" исполнительного органа из
недр пред­ставительного.
В конце 80-х годов в развитии советской модернизированной модели
представи­тельной демократии лежали уже взаимосвязанные процессы
реформирования систе­мы и структуры представительных органов государственной
власти, применения ряда инструментов механизма разделения властей, новых
моментов в организации выборов и новых источников избирательного
законодательства.
В начале 90-х годов, особенно после распада СССР и образования СНГ, вектор
реформирования избирательной системы существенно изменился и реформа в этой
области проводилась уже на основе "государственно-политический
демократизации" и создания условий для проведения выборов на новой политико-
правовой, федератив­ной, фактически многопартийной основе.
Новое развитие получает многоуровневый механизм правового регулирования
избирательных процессов, н ведущим элементом механизма станов­ления нового
варианта избирательной демократии является интенсивно развиваю­щийся процесс
формирования новой правовой базы организации и проведения вы­боров на
федеральном, региональном и местном уровнях. Выборы как форма
непо­средственной демократии и представительная система н совокупности
приобретают значение фундамента реформирования государственной власти,
создания необходи­мых условий для перехода от прежней единообразной модели
представительства к смешанной, охватывающей как представительные, так и
исполнительные органы, как органы государственной власти, так и местное
самоуправление, н на этой основе к более открытой государственно-общественной
модели с вектором развития, напра­вленным на обеспечение свободного
волеизъявления граждан в ходе периодического и нефальсифицированного
проведения выборов. Конституция 1993г. предопределяет не только новый подход
к выработке и реализации федеральном и региональной избирательной политики,
но и становление новых источников права с учетом феде­ративного характера
государства, субъектами которого стали области, края и города федерального
значения. В целом это связано с переходом от территориально-адми­нистративной
организации избирательного процесса и централизованной формы его правового
регулирования к федеративно-субъектной и децентрализованной при сохранении
государственной целостности и общественной интегрированности.
Вместе с тем этот переход порождает нестабильность в выработке и реализации
избирательной политики и законодательства о выборах и связи с их частыми и
серьез­ными изменениями, что ослабляет императивный характер института
выборов. Ста­новление нового избирательного права накладывает существенный
отпечаток на развитие выборных начал в государственном механизме с учетом
принципа разде­ления властей и характеризует иной подход к размежеванию
политических функции между обществом и государством: избирательное право
фиксирует политико-правовые основы их взаимодействия. прежде всего время
пребывания у власти тех или иных лиц и передачи ее но итогам очередных
свободных выборов. Эти и другие аспекты развития избирательного права и
избирательной политики оказывают прямое влияние на правовой статус
избирателей, иных субъектов избирательного процесса и реализацию статуса.
     
     
                    1. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ                    
Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные
органы местного самоуправления Российской Фе­дерации являются высшим
непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство
гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты
демократических принципов и норм избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с
целью принудить его к участию или неучас­тию в выборах, а также на его
свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей
полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон­сульские учреждения
Российской Федерации обязаны оказывать со­действие гражданину Российской
Федерации в реализации избиратель­ных прав, установленных законом.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе из­бирать, а по
достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации,  -
быть  избранным в органы государственной власти в выборные органы местного
самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран­ным независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан­ные судом
недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодатель­ных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения
гражданином Российской Федерации пассивного избира­тельного права, связанные
с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на
определенной территории Российс­кой Федерации (соответственно уровню
проводимых выборов). Уста­навливаемый минимальный возраст кандидата не может
превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы
го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах
главы исполнительного органа государственной власти (Пре­зидента) субъекта
Российской Федерации и 21 года при выборах гла­вы местного самоуправления;
сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать
одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью
находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, устанавливаются Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против
кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тай­ным, то есть
исключающим возможность какого-либо контроля за во­леизъявлением избирателя.
     
     
                         2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС                         
                  2.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ  ИЗБИРАТЕЛЕЙ                  
В списки избирателей включаются все граждане Российской Фе­дерации,
обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Список избирателей составляется участковой избирательной ко­миссией отдельно
по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по
установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков
зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по
состоянию на 1 ян­варя и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются
в со­ответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей
на конкретном избирательном участке является его проживание на территории
этого избирательного участка, опре­деляемое в соответствии с федеральным
законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской
Федерации.
Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только
на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков
избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах и
иных нормативных пра­вовых актах законодательных (представительных) органов
государс­твенной власти субъектов Российской Федерации.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем
за 20 дней до дня выборов.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избира­тельным правом,
вправе заявить в участковую избирательную комис­сию о не включении его в
список избирателей, а также о любой ошиб­ке или неточности в списке
избирателей. В течение 24 часов участ­ковая избирательная комиссия обязана
проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный
ответ с изложе­нием мотивов отклонения заявления. Решение участковой
избиратель­ной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную
комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые
обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов
избирателей запрещается.
            2.2 ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ  И УЧАСТКОВ            
Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных,
предоставляемых исполнительными органами госу­дарственной власти и органами
местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в
каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной
комиссией и ут­верждаются соответствующим представительным органом не позднее
чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны
образовываться при соблюдении следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым
отклонением от средней  нормы  представительства избирателей не более 10
процентов, а в труднодоступных и отдален­ных местностях - не более 15
процентов; при образовании избира­тельных округов на территориях компактного
проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы
представитель­ства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
ак­тами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более
чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в
федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами
устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного
округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный
округ составляет единую территорию: не допус­кается создание избирательного
округа из не граничащих между со­бой территорий, за исключением случаев,
установленных федеральны­ми законами, законами и иными нормативными правовыми
актами зако­нодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. При соблюдении указанных требований
образования избиратель­ных округов учитывается административно-
территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов
избирателей образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местной администра­ции по
согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и
иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из
расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 30
дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать
границ избиратель­ных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах вре­менного пребывания
избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в
день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться
избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее
чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в
избира­тельные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях
избирательные участки могут образовываться в слу­чаях, установленных
федеральными законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами
законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти субъектов
Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для
голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их
доверенным лицам.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адре­сов участковых
избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной
комиссией в местной печати не позд­нее чем за 25 дней до дня выборов.
                        2.3.ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ                        
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и
защиту избирательных прав граждан.
Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осу­ществляют:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В
пределах одной административно-территориальной едини­цы с большим количеством
избирателей создаются несколько террито­риальных избирательных комиссий;
участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные
органы государственной власти устанавлива­ются федеральными законами.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы
государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и в выборные органы
местного самоуправления устанавлива­ются законами и иными нормативными
правовыми актами законодатель­ных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей
компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного
самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компе­тенции,
установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов
государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений, предп­риятий,
учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижес­тоящих
(соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, из­бирательные
комиссии субъектов Российской Федерации являются юри­дическими лицами. Иные
избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии
с законами и иными нормативны­ми правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, об­щественные
объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой
информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным
комиссиям содействие в реализации их пол­номочий, в частности, предоставлять
необходимые помещения, транс­порт, средства связи, техническое оборудование,
сведения и мате­риалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в
срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативны­ми
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также предоставлять возможность для
размещения печатной информации из­бирательных комиссий в порядке,
установленном федеральными зако­нами, законами и иными нормативными правовыми
актами законода­тельных (представительных) органов государственной власти
субъек­тов Российской Федерации.
                  2.4.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ                  
                                 КОМИССИЙ                                 
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на
постоянной основе.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осу­ществляет
руководство деятельностью избирательных комиссий по вы­борам Президента
Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, в иные федераль­ные государственные органы,
предусмотренные Конституцией Российс­кой Федерации и избираемые
непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами, а также по про­ведению референдумов Российской Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российс­кой Федерации
четыре года.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сос­тоит из 15
членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
назначаются Государственной Думой Федераль­ного Собрания Российской Федерации
из числа кандидатур, предлага­емых депутатскими объединениями в
Государственной Думе. Пять чле­нов Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации наз­начаются Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Феде­рации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными
(предс­тавительными) и исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избира­тельной
комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.
Члены комиссии должны иметь высшее юриди­ческое образование либо ученую
степень в области права. Члены Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации избирают из своего состава тайным голосованием  Председателя,
заместителя
Председателя и секретаря.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сов­местно с
избирательными комиссиями субъектов Российской Федера­ции:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
организует общегосударственную систему регистрации избирате­лей;
разрабатывает стандарты технологического оборудования, необ­ходимого для
работы избирательных комиссий, и осуществляет конт­роль за их соблюдением;
осуществляет меры  по организации единообразной системы подведения итогов
голосования и установления результатов  выборов  в  Российской Федерации;
распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения выборов, контроли­рует их целевое
использование;
оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным
комиссиям.
Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в фе­деральные органы
государственной власти, а также по выборам в ор­ганы государственной власти
субъектов Российской Федерации опре­деляется соответственно федеральными
законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Фе­дерации
осуществляется законодательными (представительными) и ис­полнительными
органами государственной власти субъектов Российс­кой Федерации на основе
предложений общественных объединений, вы­борных органов местного
самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства. При этом не менее поло­вины членов избирательной комиссии
назначается законодательным (представительным) органом государственной власти
субъекта Рос­сийской Федерации.
Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного
самоуправления осуществляется на основе предложе­ний общественных
объединений, собраний избирателей по месту рабо­ты, службы, учебы и
жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и
уставами (положениями) о местном самоуправлении.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные
лица, супруги и близкие родственники кандидатов ли­бо лица, находящиеся у них
в непосредственном подчинении.
После регистрации кандидата избирательное объединение, выд­винувшее кандидата
(список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную
комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные
комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной
комиссии с правом со­вещательного голоса имеют право доступа ко всем
материалам и до­кументам соответствующей избирательной комиссии, должны
опове­щаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выс­тупать
на ее заседаниях.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло
участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с
правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов),
об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах
выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными
принимаются на заседаниях изби­рательных комиссий большинством голосов от
установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым
боль­шинством голосов от числа присутствующих членов избирательной ко­миссии
с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем
избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при­нятым комиссией,
вправе в письменной форме высказать особое мне­ние, которое должно быть
доведено председателем комиссии до све­дения вышестоящей избирательной
комиссии, не позднее чем в трехд­невных срок.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и
иным нормативным правовым актам законодатель­ных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации либо принятое
избирательной комиссией с пре­вышением установленных полномочий, подлежит
отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых
выбо­ров) или судом.
                2.5. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ.                
Право выдви­жения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит изби­рательным
объединениям и блокам, непосредственно изби­рателям, а также лицам в порядке
самовыдвижения.
Решения о выдвижении кандидатов (списков кандида­тов) от избирательных
объединений принимаются соответ­ственно уровню проводимых выборов на съездах
(конферен­циях) федеральных, региональных избирательных объеди­нений, на
собраниях местных отделений этих избиратель­ных объединений.
Эти объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательные блоки
пользуются правами избира­тельных объединений. Выдвижение кандидатов (списков
кан­дидатов) от избирательного блока проводится на съезде (кон­ференции)
представителей общественных объединений, вхо­дящих в избирательный блок.
Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же
выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в каче­стве
самостоятельных избирательных объединений.
Решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных
объединений и избирательных блоков при­нимаются тайным голосованием.
В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдви­нутых от избирательных
объединений и избирательных бло­ков, собираются подписи избирателей в порядке
и количест­ве, определяемых законодательством. Максимальное коли­чество
подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не
может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на
территории из­бирательного округа.
Российское избирательное законодательство для исключения слу­чайных
кандидатов полагается на установление большого числа подпи­сей избирателей,
необходимых для выдвижения кандидата (например для выдвижения на пост
Президента РФ требу­ется собрать не менее одного миллиона подписей
избирателей). Однако, как показала практика, проверка подлинности этих
подписей весьма затруднена и в избирательные бюлле­тени все же попадает много
малоизвестных и бесперспек­тивных кандидатов.
Выдвижение кандидата возможно и непосредственно избирателями. Тогда оно
проводится путем сбора .подписей . под заявлением кандидата о его выдвижении.
Законы субъ­ектов РФ не могут содержать такое требование к выдвиже­нию
кандидата (кандидатов) непосредственно избирателями, как необходимость
проведения собрания избирателей с оп­ределенным числом его участников.
Участие администрации предприятий, учреждений, организаций в сборе подписей,
равно как и принуждение в сборе подписей и вознагражде­ние избирателей за
внесение подписи не допускается. Запрещается сбор подписей в местах выдачи
заработной платы.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным
избирательным правом, в том изби­рательном округе, где осуществляется
выдвижение канди­датов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не
менее 45 дней при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в
иные федеральные государствен­ные органы, избрание в которые предусмотрено
Конститу­цией РФ, и не менее 30 дней - при выборах в органы госу­дарственной
власти субъектов РФ не менее 20 дней при вы­борах в органы местного
самоуправления, глав муниципаль­ных образований.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соот­ветствующей избирательной
комиссией по письменному за­явлению кандидата о самовыдвижении, а также по
представ­лению избирательных объединений и избирателей, выдви­нувших
кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться
по данному избирательному ок­ругу. Одновременно в соответствующую
избирательную ко­миссию представляется не менее установленного количества
подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кан­дидатов).
В случае если в установленные сроки в избирательном округе не будет
зарегистрирован ни один кандидат либо чис­ло зарегистрированных кандидатов
окажется меньше уста­новленного числа мандатов или равным ему, выборы в
дан­ном избирательном округе по решению соответствующей избирательной
комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного
выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных дейст­вий.
В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов)
соответствующая избирательная комиссия обя­зана в течение суток выдать
кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю
избирательного объединения копию решения комиссии с изложением моти­вов
отказа. Мотивом отказа может служить только невыпол­нение требований
законодательства о выборах.
Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гаран­тированным законом. Все
кандидаты обладают равными пра­вами и несут равные обязанности. Кандидаты,
находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также ра­ботающие
в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются
от выполнения служеб­ных обязанностей и не вправе использовать преимущества
своего служебного положения.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлени­ям освобождаются от работы,
военной службы, военных сбо­ров и учебы на время участия в выборах. В течение
этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств,
выделенных на организацию подготовки и проведе­ния выборов, выплачивает им
денежную компенсацию.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе
администрации (работодателя) уволены с ра­боты или без их согласия переведены
на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий
трудо­вой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации
кандидатом.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора
(соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или
подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном по­рядке.
При даче согласия прокурор обязан известить изби­рательную комиссию,
осуществившую регистрацию кан­дидата.
              2.6.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ              
В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или
бездействие) органов государственной власти, орга­нов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан, могут быть обжа­лованы в суд. Решение суда по
существу жалобы, заявления является окончательным.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных
лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо­гут быть обжалованы в
вышестоящую избирательную комиссию (соот­ветственно уровню проводимых
выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные
комиссии не является обяза­тельным условием для обращения в суд. Решения по
жалобам, посту­пившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в
день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жало­бах,
требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в
десятидневный срок. При этом вышестоящая избира­тельная комиссия вправе
принять самостоятельное решение по су­ществу жалобы.
                     3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ                     
Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных
дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
О времени и месте голосования участковые избирательные ко­миссии обязаны
оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через
средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи­тельно по тем или
иным причинам будет отсутствовать по месту сво­его жительства и не сможет
прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей,
должна быть предоставле­на возможность проголосовать досрочно, путем
заполнения избира­тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой
избира­тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе­чить
тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ­явления
избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле­теня и учет голоса
избирателя при установлении итогов голосова­ния.
Голосование производится путем нанесения избирателем в изби­рательном
бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от­носящемся к кандидату
(кандидатам) или списку кандидатов, в поль­зу которых сделан выбор, либо к
позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".
Каждый избиратель голосует лично,  голосование за других лиц не  допускается.
Избирательные  бюллетени  выдаются избирателям, включенным в список
избирателей,  по  предъявлению  паспорта  или иного документа,
удостоверяющего их личность. Участковая избира­тельная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том
числе лицам, которые по состоя­нию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут при­быть в помещение для голосования. В этих целях у
участковой изби­рательной комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной
из­бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
про­голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко­вой
избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис­сии, выезжающие
по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу заявлений. Коли­чество заявлений избирателей,
использованных и возвращенных изби­рательных бюллетеней отмечается в
отдельном акте. Данные об изби­рателях, проголосовавших вне помещения для
голосования, дополни­тельно вносятся в список. При проведении голосования вне
помеще­ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования должна исключать воз­можность
нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже­ние волеизъявления
избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных
кабине или комнате, в которых не допускается при­сутствие иных лиц.
Избиратель, не имеющий возможности самостоя­тельно заполнить бюллетень,
вправе воспользоваться для этого по­мощью другого лица, не являющегося членом
участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень
должен со­держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не
менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира­тель
удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные
ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой
избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии
немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из
помещения для го­лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются
пов­лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.
                        4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ                        
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко­вой избирательной
комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями
избирательных бюллетеней. При подсчете го­лосов избирателей участковая
избирательная комиссия признает не­действительными избирательные бюллетени,
по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также
избирательные бюл­летени неустановленной формы. Члены участковой
избирательной ко­миссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах
голосования следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно
внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби­рательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из­бирательном
участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими
досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими на
дому;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительны­ми;
число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во
всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов
(списков кандидатов)".
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным
участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины
его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех
членов участковой избира­тельной комиссии. Избирательные бюллетени
неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в
голосова­нии, из подсчета исключаются.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосо­вания подсчет
голосов избирателей начинается сразу после оконча­ния времени голосования и
проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны
быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также
наблюдатели, представ­ляющие кандидатов, избирательные объединения, и
иностранные (меж­дународные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия
заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо­вания. При подписании
протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не
согласные с его содержани­ем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к
протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя
участковая избирательная комиссия обязана предос­тавить им заверенную копию
протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой
избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми
присутствующими членами
участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не­медленно
направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
На основании подлинных протоколов участковых, территориаль­ных (районных,
городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них
данных окружная избирательная комис­сия в соответствии с федеральными
законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами законодательных
(представительных) ор­ганов государственной власти субъектов Российской
Федерации уста­навливает результаты выборов по избирательному округу. Члены
ок­ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанав­ливают
результаты выборов лично. О результатах выборов по избира­тельному округу
составляется протокол, который подписывается все­ми присутствующими членами
окружной избирательной комиссии с пра­вом решающего голоса. Окружная
избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при
проведении голосо­вания или установлении итогов голосования нарушения не
позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирате­лей.
По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя
окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с
протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной
избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной
комиссией.
Установление итогов голосования и результатов выборов в из­бирательных
комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей,
представляющих кандидатов и избирательные объедине­ния, а также иностранных
(международных) наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены окруж­ной избирательной
комиссии, не согласные с содержанием протокола,
вправе составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу, о чем в
протоколе делается соответствующая запись. Вся документация изби­рательных
комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в
течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законо­дательных (представительных) органов
государственной власти субъ­ектов Российской Федерации. При этом
устанавливаемые сроки хране­ния избирательных бюллетеней не могут быть менее
одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня
объ­явления даты следующих выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль­таты выборов по
избирательному округу в объеме данных, содержа­щихся в протоколе
соответствующей избирательной комиссии и непос­редственно нижестоящих
избирательных комиссий, должны предостав­ляться для ознакомления любому
избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой
информации.
     
     
         5.ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУ­МЕ.         
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования
утверждение (или неутвержде­ние) гражданами проекта какого-либо документа или
реше­ния, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента,
главы государства или правительства.
Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует
утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства
и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда
называют "контрольными". Встречаются и консуль­тативные референдумы, исход
которых не носит обязательного характера.
Разновидностью референдума является плебисцит, ко­торый применяется для
легитимизации того или иного госу­дарственного лидера или действий органов
власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-
либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем  не отличается от
референдума.
Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия конституционного закона
о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный
конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" Согласно этому
Закону, референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам,
действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум
наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением
власти народа. Референдум  регулируется также Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г.'
Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на
референдум в обязательном  порядке выносится вопрос о принятии новой
Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание при­нимает
решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции
Российской Федерации. Но оп­ределенные вопросы не могут выноситься на
референдум.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Феде­рации, не должны
ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и
гражданина и конституци­онные гарантии их реализации.
Референдум не проводится в условиях военного или чрез­вычайного положения,
введенного на всей территории Рос­сийской Федерации, а также в течение трех
месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный
референдум не проводится в течение года после дня офици­ального опубликования
(обнародования) результатов рефе­рендума с такой же по содержанию или по
смыслу форму­лировкой вопроса.
                   5.1 ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ.                   
При проведении ре­ферендума Российской Федерации действуют общие прин­ципы
избирательного права: всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном
голосовании. Практически об­щими являются основные гарантии избирательных
прав и прав на участие в референдуме — не случайно они закреп­лены в одном
федеральном законе. Каждый участник рефе­рендума обладает одним голосом и
голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за
волеизъяв­лением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может
быть принужден к выражению своих мне­ний и убеждений или отказу от них.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением рефе­рендума рассматриваются
избирательными комиссиями, ко­миссиями по проведению референдума Российской
Федера­ции, органами государственной власти и органами местного
самоуправления открыто и гласно.
В референдуме имеет право участвовать каждый граж­данин Российской Федерации,
достигший на день проведе­ния референдума Российской Федерации 18 лет.
Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения
референдума Российской Федерации за преде­лами территории Российской
Федерации, обладает всей пол­нотой прав на участие в референдуме. Не имеет
права уча­ствовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ,
признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по
приговору суда.
                        5.2 НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА                        
Инициатива проведения ре­ферендума Российской Федерации принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на
участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в
сово­купности за пределами территории Российской Федерации проживают не
более 10 процентов из них;
2) Конституционному Собранию в случае, предусмотрен­ном ч. 3 ст. 135
Конституции РФ.
Каждый гражданин или группа граждан РФ, имеющие право на участие в
референдуме, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого
предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти
и зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до
обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут
образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора
подписей в поддержку инициативы о про­ведении референдума.
Инициативная группа обращается в избирательную ко­миссию соответствующего
субъекта РФ, на территории ко­торого проживает большинство членов
инициативной груп­пы, с ходатайством о регистрации группы. Избирательная
комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы
и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного
закона, в те­чение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о
регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и
извещает об этом Централь­ную избирательную комиссию РФ и избирательные
комис­сии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указа­ла в
ходатайстве. Отказ в регистрации может быть обжало­ван в суд или в
Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в
регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной
груп­пой положений Конституции РФ и Федерального конститу­ционного закона "О
референдуме Российской Федерации".
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе
добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы
проведения ре­ферендума. Подписи собираются посредством внесения их в
подписные листы, содержащие формулировку вопроса, вы­носимого на референдум.
В случае вынесения на референ­дум законопроекта лицо, проводящее сбор
подписей, должно представлять гражданину по первому его требованию текст
этого законопроекта. Подписные листы передаются в изби­рательную комиссию
субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная
комиссия прове­ряет соблюдение требований Федерального конституционно­го
закона, принимает и в течение 15 дней направляет под­писные листы, экземпляр
итогового протокола инициатив­ной группы и копию своего постановления в
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия РФ, проверяет со­ответствие всех
поступивших документов требованиям Федерального конституционного закона и в
течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их
со своим заключением Президенту Российской Федера­ции, одновременно
информируя об этом палаты Федераль­ного Собрания Российской Федерации и
инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что
чис­ло действительных подписей не отвечает требованиям Фе­дерального
конституционного закона, выносится постановле­ние Центральной избирательной
комиссии об отказе в про­ведении референдума. В этом случае данная
инициативная группа не может выступать повторно с предложением о про­ведении
референдума Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на
референдум проект новой Кон­ституции РФ. Решение об этом принимается
большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в
соответствии с порядком, определенным Федеральным кон­ституционным законом о
Конституционном Собрании. Реше­ние Конституционного Собрания о проведении
референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации на­правляется
Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.
Референдум Российской Федерации назначает Прези­дент Российской Федерации. До
принятия такого решения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему
документов направляет их в Конституционный Суд Россий­ской Федерации с
соответствующим запросом. Конституци­онный Суд проверяет соблюдение
требований, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации, и в течение
месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит
незамедлительному опубликованию. В слу­чае признания Конституционным Судом
соблюдения требо­ваний, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обя­зан
назначить референдум не позднее 15 дней со дня посту­пления к нему решения
Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда
все проце­дуры, предусмотренные Федеральным конституционным за­коном,
прекращаются.
Президент РФ издает Указ о назначении референдума, в котором определяет дату
его проведения, при этом голосо­вание может быть назначено на любой выходной
день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа.  Проведение
выборов Президента РФ, федеральных органов  государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправ­ления одновременно с проведением референдума не допус­кается.
Решения и действия (бездействие) Центральной ко­миссии референдума Российской
Федерации и ее должност­ных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
Ре­шения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их
должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению
референдума иди в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по
проведению референдума могут быть отменены, а ее дейст­вия могут быть
приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом
вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе
принять самостоятельное решение по существу жалобы (за­явления).
Закон обязывает суды и органы прокуратуры организо­вывать свою работу (в том
числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное
рассмотрение жа­лоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением
ре­ферендума.
Для проведения голосования и подсчета голосов граж­дан, имеющих право на
участие в референдуме образуются участки референдума. Эти участки образует
глава местной администрации по согласованию с соответствующей
терри­ториальной комиссией по проведению референдума не позд­нее чем за 45
дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального
деления и местных ус­ловий в целях создания максимальных удобств для граждан,
имеющих право на участие в референдуме из расчета не более 3000 граждан на
каждый участок референдума. Спи­ски участков референдума с указанием их
границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению
референдума подлежат обязательному опубликованию (об­народованию) не позднее
чем за 35 дней до дня проведения референдума.
Список граждан, имеющих право на участие в референ­думе, по участку
референдума составляется участковой ко­миссией по проведению референдума на
основании данных, предоставляемых по установленной форме главой местной
администрации. Данные о гражданах, имеющих право на уча­стие в референдуме,
глава местной администрации направ­ляет в участковую комиссию по проведению
референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.
Предусмотрен особый порядок составления списков военнослужащих и других
граждан, находящихся ко времени про­ведения референдума вне территории своего
участка.
Списки граждан, имеющих право на участие в референ­думе представляются для
всеобщего ознакомления не позд­нее чем за 30 дней до дня проведения
референдума. Каждо­му гражданину Российской Федерации предоставляется право
заявить в участковую комиссию по проведению референду­ма о невключении его в
список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой
ошибке или неточ­ности в указанном списке. Участковая комиссия обязана
про­верить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем
через 24 часа выдать заявителю ответ в пись­менной форме с изложением мотивов
принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в
вышестоящую комиссию по проведению референдума или в суд, которые обязаны
рассмотреть жалобу (заявление) в трех­дневный срок, а за три дня до дня
проведения референдума и в день проведения референдума — немедленно. Вносить
изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской
Федерации, после начала подсчета голосов запрещается.
Граждане Российской Федерации, общественные объе­динения вправе в любых
допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести
агитацию за или против проведения референдума Российской Федера­ции, за или
против участия в нем, за или против законопро­екта, действующего закона или
иного вопроса, выносимого на референдум. Не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или ре­лигиозную
ненависть и вражду. Запрещается пропаганда со­циального, расового,
национального, религиозного или язы­кового превосходства.
Запрещается проводить агитацию, распространять лю­бые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, орга­нам государственной
власти субъектов РФ, органам местно­го самоуправления, а также их должностным
лицам при ис­полнении ими служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организа­циям;
3) благотворительным организациям и религиозным объ­единениям;
4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума
Российской Федерации.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному вре­мени накануне дня,
предшествующего дню проведения ре­ферендума Российской Федерации. В день
проведения ре­ферендума и в предшествующий ему день агитация запре­щается.
Запрещается также проведение агитации, сопрово­ждаемой предоставлением
гражданам бесплатно или на льгот­ных условиях товаров, услуг (за исключением
информаци­онных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Комиссии по проведению референдума, поставлен­ные в известность о
распространении анонимных или под­ложных агитационных материалов либо об иных
нарушени­ях установленного порядка проведения агитации, вправе об­ратиться в
соответствующие органы с представлением о пре­сечении противоправной
агитационной деятельности. Запре­щается вывешивание агитационных материалов
на памятни­ках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имею­щих
историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях
комиссий по проведению референду­ма. Средства массовой информации, одним из
учредителей которых являются государственные органы, предприятия, учреждения
и организации либо которые финансируются полностью или частично за счет
государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны
обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного
на референдум.
                5.3 ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.                
В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст
вынесенного на референдум вопроса и указываются вариан­ты волеизъявления
голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые
квадраты. Бюллетень для голосования на референдуме Российской Федерации
должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. При вы­несении на
референдум проекта закона Центральная комис­сия решает вопрос о
целесообразности приобщения к каждо­му бюллетеню для голосования текстов
выносимых на рефе­рендум проекта закона и действующего закона, который
пред­лагается отменить или изменить. Форма и текст бюллетеня для голосования
на референдуме Российской Федерации ут­верждаются Центральной комиссией
референдума не позд­нее чем за 28 дней до дня проведения референдума.
На основании протоколов комиссий субъектов Россий­ской Федерации по
проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по
соответствующему субъ­екту Федерации и протоколов об итогах голосования
участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации,,
образованных за пределами территории Россий­ской Федерации, путем
суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия референдума не
позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты
референдума. Центральная комиссия референ­дума признает референдум
состоявшимся, если в голосова­нии приняло участие более половины граждан,
имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает реше­ние принятым,
если за него в целом по Российской Федера­ции проголосовало более половины
граждан, принявших уча­стие в голосовании. Если на референдум выносились
альтер­нативные варианты вопросов и ни один из указанных вари­антов не
получил необходимого числа голосов, то все вариан­ты считаются отклоненными.
Постановлением Центральной комиссии результаты го­лосования в отдельных
субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений
Федераль­ного конституционного закона, существенно повлиявших на итоги
голосования. В этом случае Центральная комиссия впра­ве поручить
соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное
голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования
(обнародования) постановления Центральной комиссии.
Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской
Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной
комиссией не позднее трех дней после определения результатов референ­дума
Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает
(обнародует) для всеобщего сведе­ния итоги голосования по каждому субъекту
РФ.
Решение, принятое на референдуме Российской Феде­рации, является
общеобязательным и не нуждается в допол­нительном утверждении. Это решение
действует на всей тер­ритории Российской Федерации и может быть отменено или
изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской
Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется
издание до­полнительного правового акта, федеральный орган государ­ственной
власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со
дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок
подготовки дан­ного правового акта.
Лица, препятствующие свободному осуществлению гра­жданином РФ его права на
участие в референдуме путем подкупа, обмена, применения физического насилия
или уг­розы его применения, подлога документов референдума, за­ведомо
неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в
референдуме, или иным путем либо пре­пятствующие работе избирательных
комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных
ко­миссий, а также законной деятельности инициативной груп­пы, наблюдателей
или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения,
принятого на рефе­рендуме, несут административную или уголовную
ответст­венность в соответствии с федеральными законами.
            6. СИСТЕМА ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМЕ            
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную
правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от
создания изби­рательных комиссий и кончая объявлением результатов
го­лосования, таят опасность злоупотреблений, избежать кото­рых можно только
через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного
опыта проведения изби­рательных кампаний и необходимого доверия населения к
органам, организующим выборы. В ходе избирательных кам­паний возникает много
споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим
законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность
обращения в суд.
Избирательное право включает следующие правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации, закрепляющая основные принципы
избирательного права и порядок избра­ния Президента Российской Федерации и
депутатов Госу­дарственной Думы.
2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на
участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации" от 19 сентября 1997
года, включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку
организации выборов, составляющие основные гарантии из­бирательных прав
граждан.
3. Федеральные законы "О выборах Президента Россий­ской Федерации" от 17 мая
1995 г., "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. и "Об обеспечении конститу­ционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г.
4. Федеральный конституционный закон "О референду­ме" от 10 октября 1995 г.,
регулирующий порядок реализа­ции права граждан на участие в референдуме и
проведения референдума.
5. Другие федеральные избирательные законы, напри­мер "Об утверждении схемы
одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вто­рого
созыва" от 17 августа 1995 г.
6. Указы Президента Российской Федерации, которые издаются по вопросам
организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в
Государственную Думу и органы государственной власти в субъектах Федера­ции,
в которых нет собственных законоустановлений, и др.
7. Нормативные акты Центральной избирательной ко­миссии, постановления,
инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов
(например, о по­рядке составления участковой избирательной комиссии, о
порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.)
8. Конституции республик, уставы краев, областей, го­родов федерального
значения, автономной области, автоном­ных округов и принимаемые ими законы”
акты глав админи­страций и избирательных комиссий, регламентирующие по­рядок
избрания глав администраций (президентов) и депу­татов законодательных
органов субъектов Российской Феде­рации, а также в органы местного
самоуправления.
                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с
политичес­кой сферой функционирования государства и гражданского общества.
Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан
избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации
норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в
осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу
функционирования институтов системы представительной и выборной демо­кратии.
В избирательном процессе существенный мо­мент его содержания составляет
политическое (гражданское) доверие избирателей к государст­венным институтам
и органам, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Граждан­ское
доверие, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, определяет смысл
современ­ного избирательного процесса как механизма воспроизводства власти и
избирательного права как отрасли публичного права, регулирующего эту
важнейшую общественную функцию.
В ожидании  выборов 1999г. актуален вопрос активности избирателей и их правовой
грамотности. Если верить социологиче­ским опросам, только 6% наших
согра­ждан читают предвыборные програм­мы. Остальные делают выбор по прин­ципу
"нравится - не нравится". Но в том-то и дело, что нравится или не нра­вится им
не кандидат как таковой, а его образ. Избиратели голосуют  за брэнд, торговую
марку. Путин - это "сильная рука". Примаков - "стабильность", Зюганов -
"прекрасное прошлое". Именно это дает возможность манипулировать общественным
мнением. Для этого применяются различные предвыборные технологии которые
выливаются в информационные войны.
Однако и это не повышает активности избирателей и доверия к кандидатам.
Говоря языком психологии, -считает психо­лог А. Абель - мы имеем дело с
недостаточ­ной эмоциональной значимостью для большинства населения успехов и
не­удач политиков. Люди считают, что "все они одним миром мазаны", "кто бы ни
пришел, все равно будут воро­вать". Из-за этого поражение люби­мой футбольной
команды восприни­мается у нас куда горше, чем провал на выборах "своего"
блока или канди­дата.
Отсюда и растущее равнодушие к информационным войнам. По мере то­го как
компромат становится привыч­ным, избиратель приобретает к нему иммунитет. По
словам Д. Шушакова, психотерапевта из Новокузнецка, ко­личество избирателей,
на решение ко­торых можно повлиять предвыборны­ми технологиями, снизилось с
начала 90-х гг. на 40-60%. Теперь доверчивых осталось не более 15-20%.
Психологи счита­ют, что политическая реклама в боль­шом количестве работает
не на поль­зу, а во вред.
Есть мнение, что чем назойли­вее и грязнее политики ведут свою кампанию, тем
меньше людей придет к избирательным урнам. При явке от 40 до 60% в электорате
будут преобладать пенсионеры с их в основном левыми предпочтениями. В том же
случае, если к урнам придет менее 40%, исход вы­боров может быть
непредсказуем.
Для того, чтоб гражданин нес ответственность за государство в котором живет,
считаю, требуется уже в старших классах школы прививать правовую  культуру
,особенно в области избирательного права.
                   С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы                   
1.Конституция РФ
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.09.97 N 124-ФЗ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
3. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико правовые и технологические
аспекты.// Государство и право.-1997,№8
4.Баглай М.В. Конституционное право РФ М.1998
5.Лысенко В.И. Некоторые проблемы российского избирательного права.//
Государство
и право.-1995,№8