Каталог :: Государство и право

Контрольная: Политическая система общества

            Понятие и элементы политической системы общества.            
                                      План.                                      
1.Понятие политической системы общества.
2.Основные функции и элементы политической системы.
3.Государство как основной институт политической системы.
4.Заключение.
Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые
происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи
между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности,
удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество
приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на
потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается
политической системой.
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального
организма. Благодаря действию политических институтов и структур,
политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни общества.
Действие механизмов политической системы основано на способности властным
путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению
определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая
система включает  в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного.
Таким образом, политическая система является характеристикой взаимоотношений
между государством и обществом.
В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы,
но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, так как невозможно
создать идеальную политическую организацию общества и расхождения по этому
вопросу просто неизбежны.
Термин политическая система был введен в 50 - 60 -х годах ХХ века. До
этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления",
"система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что
гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая
партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией
государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий
биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как
совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес
Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем:
экономической, политической, социальной и духовной. каждая из них выполняет
определенные функции.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая система”
получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической
науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных
позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система
общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в
конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами,
обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе
использования государственной власти.
Ïîëèòè÷åñêàÿ ñèñòåìà ëþáîãî îáùåñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ íàëè÷èåì îïðåäåëåííûõ ìåõàíèçìîâ, êîòîðûå ãàðàíòèðóþò åìó óñòîé÷èâîñòü è æèç­íåñïîñîáíîñòü. Ïðè ïîìîùè ýòèõ ìåõàíèçìîâ ðàçðåøàþòñÿ ñîöèàëüíûå ïðîòèâîðå÷èÿ è êîíôëèêòû, êîîðäèíèðóþòñÿ óñèëèÿ ðàçíûõ îáùåñòâåí­íûõ ãðóïï, îðãàíèçàöèé è äâèæåíèé, ãàðìîíèçèðóþòñÿ îáùåñòâåííûå îòíîøåíèÿ, äîñòèãàåòñÿ êîíñåíñóñ îòíîñèòåëüíî îñíîâíûõ öåííîñòåé, öåëåé è íàïðàâëåíèé îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она
взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической,
идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы
определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы
обязательны и реально исполняются.
Политическая система существует неразрывно с государством, так как
государство является едва ли не самым главным элементом политической системы.
Возникновение политической системы практически связано с возникновением
государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение
различных негосударственных образований. В жизни феодального общества важную
роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха.
Государство и негосударственные организации господствующих и угнетенных
классов в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного
классового общества. Однако политические организации того времени были далеко
несовершенны, и даже  современные системы еще далеки от идеальных, то есть от
таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.
Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы.
Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов,
позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на протяжении
веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки выходили из
двух: оно служит интересам общества и личности и выступает средством
подавления имущими классами неимущих.
Возникновение государства как социального института отразило процессы
усложнения общественной жизни. Преимуществом государства является высокая
специализация в разделении труда между правящими, владение современной армией
и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для
осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных
признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций
(партий, движений ):
§         Единая территориальная организация политической власти в масштабах
всей страны.
§         Государство представляет собой организацию политической власти,
обладающую специальными механизмами для управления обществом:
законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях
государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия,
органы безопасности).
§         Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права.
Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов,
имеющих общеобязательный характер.
§         Суверинитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и
независимости от любых других властей внутри страны.
§         Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с
населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.
Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них
отражает собой различные направления политической науки, послужившие основой
для разработки метода системного анализа и теории политической системы.
Согласно марксистскому представлению политическая система, подобно праву,
государству и другим политическим явлениям и институтам, представляет собой
объективное явление. Ее существование неразрывно связано с существованием и
функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется
вместе с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых
противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое
политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На
протяжении всего своего существования политическая система неизменно выражает
и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом
обществе она должна выражать волю и интересы народа.
Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому
воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает
на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи устанавливаются также
между политической системой общества и экономикой, всей материальной базой
общества, образующей определенную систему производственных отношений.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое
имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и
функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее
составных частей на разных уровнях политической организации общества.
Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но все же
относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что:
1)      Каждый из субъектов политической системы общества как ее системный
элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и
функционированием системы в целом.
2)      Политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а
система внутренне организованных ее элементов.
3)      Только системное изучение элементов политической системы общества
может дать объективную информацию обо всей политической системе общества.
4)      Существенные свойства государства, как и других элементов
политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех
элементов политической системы в целом.
В структуре политической системы выделяют такие ее подсистемы как:
     Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит
государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая
монополией на законное насилие государство обладает наибольшими возможностями
в воздействия на различные стороны общественной жизни. в свою очередь на
государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
     Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает
влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
     Функциональная подсистема. Она составляет основу политического
режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма
осуществления власти.
     Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как
внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.
     Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых
представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов
политической организации общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан
принимать участие в управлении. Основным ее назначением является как
осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию
этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции
политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее
подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения
между обществом и государством, характеризует протекание политических
процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической
деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер
политического участия, неинституциональных политических отношений.
Öåíòðàëüíûì ýëåìåíòîì, ñòåðæíåì ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû ÿâëÿåòñÿ ïîëèòè÷åñêàÿ âëàñòü. Ïîëèòè÷åñêàÿ âëàñòü â îñíîâå ñâîåé ãîñóäàðñòâåííàÿ. Ïîëèòè÷åñêàÿ âëàñòü îòëè÷àåòñÿ ðÿäîì îñîáåííîñòåé. Îíà çàòðàãèâàåò èíòåðåñû îãðîìíûõ ìàññ ëþäåé, âûðàæàåòñÿ â ðóêîâîäñòâå îáùåñòâîì ñî ñòîðîíû ñîöèàëüíûõ ãðóïï, çàíèìàþùèõ ãîñïîäñòâóþùèå ïîçèöèè â ýêîíîìè÷åñêîé æèçíè. Ýòî ðóêîâîäñòâî ïðîÿâëÿåò ñåáÿ êàê îáùåîáÿçàòåëüíîå è îñóùåñòâëÿåòñÿ êàê ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ó÷àñòèè äîìèíèðóþùèõ â îáùåñòâå ñîöèàëüíûõ ñèë, òàê è ÷åðåç ãîñóäàðñòâî, îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêèå îðãàíèçàöèè, ïîëèòè÷åñêèå ãðóïïû è èõ ëèäåðîâ.
Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования
отражаются в конституции государства, в законодательстве, которые регулируют
принципы формирования и деятельность органов государственной власти, права и
обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных
организаций.
Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является
его политическая организация. Любой вид политической деятельности
осуществляется в организованных формах - через совместные действия,
подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами,
принятыми в данной общности.
Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы
существования политической организации называется институциализацией. В ходе
нее происходит формирование политической организации общества. Процесс
деинституциализацию- разрушение политической организации, нарастание разрыва
между поведением людей и регулирующей его нормой. Все многообразие
политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад
негативно влияет на политику. Политическая организация общества - это
совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные
функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть
в данном обществе.
Каждый структурный элемент политической организации классового общества
должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру
организацией. Значит он непременно должен:
а) выражать политические интересы определенного класса или иной социальной
общности;
б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной
власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно
взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;
г) руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися
в недрах политической жизни той или иной страны.
Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные
организации и движения, средства массовой информации и церковь.
Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е.
они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме
или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное
в их деятельности.
Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической
власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы,
молодежные политические организации).
Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической
власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации).
Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны.
Функционирование политических организаций предполагает их систематическую
деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное
участие в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в
регистрации всех политических организаций и возможности государственных
органов осуществлять необходимый контроль за их деятельностью.
Кроме политических организаций, в состав политической системы общества входят
политические отношения -взаимодействие социальных групп, личностей,
социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В
зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.
Первая группа - отношения между классами, крупными социальными группами,
нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и
межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются
в функционировании соответствующих политических организаций и их
взаимоотношениях.
Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе
осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов
руководства и управления на социально-экономические, политические и
культурные процессы.
В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые
складываются между политическими организациями и учреждениями.
Существенным элементом политической системы являются политические и правовые
нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ
партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов.
Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга
политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм),
настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования
соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют
политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и
нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления
политической системы.
Через политические и правовые нормы получают официальное признание и
закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих
норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных
групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических
решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет
руководствоваться все участники политической жизни.
Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение
инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают
регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит
формирование политического сознания и поведения субъектов в политической
деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам
политической системы.
К числу элементов политической системы общества относятся также политическое
сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде
всего под влиянием конкретной социальной и политической практики,
представления, ценностные ориентации и установки участников политической
жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их
поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и
управления обществом важно учитывать политические настроение масс.
Âåëèêà
çíà÷èìîñòü
ïîëèòè÷åñêîé
èäåîë
îãèè,
êîòîðàÿ
çàíèìàåò â
ïîëèòè÷åñêîì
ñîçíàíèè
âåäóùåå
ìåñòî è
ñëóæèò
îïðåäåëÿþùèì
ôàêòîðîì
èçìåíåíèÿ 
è ðàçâèòèÿ
ñôåðû
ïîëèòè÷åñêîé
ïñèõîëîãèè.
Ïîëèòè÷åñêàÿ
èäåîëîãèÿ â
íàè
áîëåå
êîíöåíòðèðîâàííîì
âèäå
âûðàæàåò
êîðåííûå
èíòåðåñû
ñîöèàëüíûõ
îáùíîñòåé,
îáîñíîâûâàåò
èõ ìåñòî è
ðîëü â
îáùåñòâåííîì
ðàçâèòèè, â
ïîëèòè÷åñêîé
ñèñòåìå
îáùåñòâà â
÷àñòíîñòè.
Îíà ñëóæèò
êîíöåïòóàëüíîé
îñíîâîé
ïðîãðàììû
ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ
è
ïîëèòè÷åñêèõ
ïðåîáðàçîâàíèé,
ñ êîòîðîé
âûñòóïàþò
ñîîòâåòñòâóþùèå 
ñîöèàëüíûå 
ñèëû.
Îêàçûâàÿ â
ëèÿíèå 
íà âûáîð
ñòðàòå
ãè÷å
ñêîãî êóðñà,
ðàçðàáîòêó
è ïðèíÿò
èå ïîë
èòè÷åñêèõ
ðåøåíèé, 
íà
ïîëèòè÷åñêèå
âçãëÿäû è
ïîâåäå
íèå 
èíäèâèäîâ è
ñîöèàëüíûõ
îáùíîñòåé.
Äëÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû èñêëþ÷èòåëüíî áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò è õàðàêòåð äîìèíèðóþùåé â îáùåñòâå ïîëèòè÷åñêîé êóëüòóðû, ÿâëÿþùåéñÿ êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêîé âñåé ïîëèòè÷åñêîé æèçíè, ïîëèòè÷åñêèõ èíñòèòóòîâ, îòíîøåíèé è ïðîöåññîâ. Áåç åå óãëóáëåííîãî èçó÷åíèÿ íåâîçìîæíî ïîíÿòü ðåàëüíóþ ïîëèòè÷åñêóþ æèçíü ëþáîãî îáùåñòâà, â ÷àñòíîñòè ïîëèòè÷åñêèå îòíîøåíèÿ è ìåõàíèçì ïîëèòè÷åñêîé âëàñòè.
Ïîëèòè÷åñêàÿ êóëüòóðà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâîêóïíîñòü òèïè÷íûõ äëÿ äàííîãî îáùåñòâà èëè ñîöèàëüíîé ãðóïïû, óêîðåíèâøèõñÿ îáðàçöîâ (ñòåðåîòèïîâ) ïîëèòè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé, öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, óñòàíîâîê è ïîëèòè÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ. Çíà÷èìîñòü ïîëèòè÷åñêîé êóëüòóðû ñîñòîèò ïðåæäå âñåãî â òîì, ÷òî îíà ñïîñîáñòâóåò îáåñïå÷åíèþ ñòàáèëüíîñòè ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû. Õîòÿ â ñîöèàëüíî ðàçíîðîäíîì îáùåñòâå íåèçáåæíî ñóùåñòâîâàíèå è êîíòðêóëüòóðû, êîòîðàÿ íàïðàâëåíà ïðîòèâ ãîñïîäñòâóþùåé ñèñòåìû âëàñòè è èãðàåò äåñòàáèëèçèðóþùóþ, ðàçðóøèòåëüíóþ ðîëü.
Ïîëèòè÷åñêàÿ êóëüòóðà âûïîëíÿåò âåñüìà ñóùåñòâåííûå äëÿ ïîëèòè÷åñêîé æèçíè îáùåñòâà ôóíêöèè. Åå ðåãóëèðóþùàÿ ôóíêöèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â ïðÿìîì èëè êîñâåííîì âîçäåéñòâèè íà ïîâåäåíèå ëþäåé è èõ îðãàíèçàöèé íà âîñïðèÿòèå èìè ïîëèòè÷åñêèõ ñîáûòèé, îöåíêó ñóùåñòâîâàâøèõ è íûíå äåéñòâóþùèõ ïîëèòè÷åñêèõ ñèñòåì è èõ îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ. ïîëèòè÷åñêèõ äåÿòåëåé, äîëæíîñòíûõ ëèö àïïàðàòà óïðàâëåíèÿ, à òàêæå íà ïðîöåññ ïîäãîòîâêè è ïðèíÿòèÿ ïîëèòèêî-óïðàâëåí÷åñêèõ ðåøåíèé è ò.ï.
Âîñïè
òàòå
ëüíàÿ ôóíêö
èÿ ïðîÿâëÿ
åòñÿ â òîì,
÷òî
ïîëèòè÷åñêàÿ
êóëüòó
ðà 
ñïîñîáñòâóåò 
èíòåëëå
êòó
àëüíîìó 
ðàçâèò
èþ ëè
÷íîñòè,
ðàñøèðå
íèþ åå 
êðóãîçîðà 
'çà ñ÷å
ò óæå 
óñòîÿ
âøèõñÿ è â
íîâü
ïîëó÷åííûõ
ïîëèòè÷åñêèõ
çíàíèé.
Îñîáå
ííî ñè
ëüíîå 
âîñïèò
àòå
ëüíîå
âîçäåéñòâ
èå íà
ëè÷íîñòü
îêàçûâ
àåò ï
îëèòè÷å
ñêàÿ êóëüòóð
à è òîì
ñëó÷àå, å
ñëè óñâî
åíèå
çíàíèé
ñîïðÿæå
íî ñ
ôîðìèðîâàíèåì 
óñòîé÷èâîãî 
èíòåðåñà ê
ïîëèò
è÷åñêîé
æèçíè, 
âûðàáîòêîé 
îïðåäå
ëåííûõ
óñòàíîâîê
íà
îáùåñòâåííî-ïîëèòè÷åñêóþ
äå
ÿòåëüíîñòü è
íàõîäè
ò çàòåì
âûðàæåíèå â
ïîâûøåíèè
ñîöèàëüíîé
àêòèâíîñòè
ëè÷íîñòè,
îïðåä
åëåíèè
åþ ñâîåãî 
.ìåñòà è
àêòèâíîé
ðîëè â æèçíè
îáùåñòâà.
Политические партии являются аòðèáóòом
ëþáîé
ðàçâèòîé
ïîëèòè÷åñêîé
ñèñòåìû. Îíè
ÿâëÿþòñÿ
âûðàçèòåëÿìè
èíòåðåñîâ è
öåëåé
îïðåäåëåííûõ
êëàññîâ è
ñîöèàëüíûõ
ãðóïï,
ïðèíèìàþò
àêòèâíîå
ó÷àñòèå â
ôóíêöèîíèðîâàíèè
ïîëèòè÷åñêîé
âëàñòè ëèáî
îêàçûâàþò
íà íåå
îïîñðåäîâàííîå
âëèÿíèå.
Õàðàêòåðíûì
äëÿ
äåÿòåëüíîñòè
ïàðòèé
ÿâëÿåòñÿ èõ
ñòðåìëå
íèå
îáúåäèíèòü
ðàçëè÷íû
å 
ñîöèàëüíûå
ñèëû âîêðóã
ñâîèõ
èäåàëîâ è
ïðîãðàìì,
îêàçàòü
èäåîëîãè÷åñêîå
âîçäåéñò
âèå íà
íàñåëåíè
å, íà
ôîðìèðîâàíèå 
åãî
ïîëèòè÷åñêîãî
ñîçíàíèÿ.
Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты
реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться,
воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения
не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется,
что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической
системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как
правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах
политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих
целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение элементов в системе по
их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Устанавливаются также прямые
и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что
позволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.
Однако совокупность структурных элементов и определение функций политической
системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее зависит от
свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и взаимодействия, от
особенностей конкретной политической системы, ее природы, степени зрелости,
стабильности, динамичности и т. д.
Ñóùíîñòü ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû ïðîÿâëÿåòñÿ è â åå ôóíêöèÿõ.
§         Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к
политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам
политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.
§         Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных
находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их
обществу.
§         Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие
извне или изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к
изменяющимся условиям.
§         Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней
среды.
§         Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри
общества.
§         Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие
может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых
взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.
В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как
одно-порядковые явления, можно выделить следующие:
1.Существование и функционирование их лишь в рамках классового общества,
возникновение и развитие с появлением и развитием классов.
2. Охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах
той или иной страны.
3. Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем
в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему
характеру образований.
4. Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики,
социальной структуры и идеологии.
5. Выступление в качестве структурных элементов любой политической системы
различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих
в политической жизни той или иной страны.
Òàêèì îáðàçîì, ïîëèòè÷åñêàÿ ñèñòåìà ÿâëÿåòñÿ ñëîæíîé, ìíîãîãðàííîé ïîäñèñòåìîé îáùåñòâà. Åå îïòèìàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå èìååò èñêëþ÷èòåëüíî âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ æèçíåñïîñîáíîñòè è íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ êàê îáùåñòâà â öåëîì, òàê è ñîñòàâëÿþùèõ åãî ñîöèàëüíûõ ãðóïï è èíäèâèäîâ.
Заключение.
В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей
политические идеи, представления, политическое сознание не существуют
изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как
совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая
на основе определенных политических идей, политическая система того или иного
общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом,
оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.
Çíà÷èìîñòü çíàíèÿ è èçó÷åíèÿ ïîëèòè÷åñêîé ñèñòåìû ñîñòîèò â òîì, ÷òî èìåííî â íåé ïðîõîäèò стержень ñîöèàëüíîé, ýêîíîìè÷åñêîé è äóõîâíîé æèçíè îáùåñòâà, ÷òî èìåííî çäåñü ÷åðåç ñòîëêíîâåíèå è ñîãëàñîâàíèå âîëè ðàçëè÷íûõ îáùåñòâåííûõ ñèë ïðèíèìàþòñÿ ðåøåíèÿ, ñïîñîáíûå îêàçàòü âëèÿíèå íà ðàçíûå ñòîðîíû æèçíè îáùåñòâà.
Использованная литература:
1. «Правознавство» под редакцией М.Настюка Львов 1995
2. «Основи правознавства» О.Михайленко Киев 1997
3. «Теория государства и права» О.Скакун, М.Подберезский Харьков 1996
4. «Основы государства и права» под ред. А.Васильева Одесса 1997.