Каталог :: Государство и право

Контрольная: Принцип разделения властей

                     Курганский государственный университет                     
Специальность  - юриспруденция
Курс                    - III (второе высшее)
Группа                - 302
                             Контрольная работа № 1                             
                    по предмету "Теория государства и права"                    
                                   Вариант 2.                                   
Работу выполнила:              ЗАХАРОВА О.А.
Работу проверил:                 ШАБУРОВ А.С.
                                Курган, 1999 год.                                
Дайте теоретическую характеристику принципа разделения властей.
Проанализируйте практическую реализацию этого принципа в функционировании
Российского государства.
     Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной
власти в демократичес­ком государстве, при которой осуществляются гибкий
взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой
власти через систему сдержек и противовесов.
Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый
трудный вопрос за­ключается в том, как обеспечить контроль за деятель­ностью
высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то
контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В против­ном
случае они автоматически утратят качество выс­ших, превратятся в
подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.
Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ осуществляется
на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ
— принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой
развития демократичес­ких государств. Суть его в том, что демократический
политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения
Функций государственной власти между самостоятельными государ­ственными
органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти —
законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна
исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.
Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в
деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмер­ной
концентрации власти у этого органа, что создает возможность ус­тановления в
стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций
государственной власти, взаимодействует с другими государ­ственными органами.
В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема
взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она
представляет единственно возможную схе­му организации государственной власти
в демократическом государ­стве.
На федеральном уровне организации государственной власти в РФ система сдержек
и противовесов, согласно Кон­ституции, выглядит следующим образом:
·      Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает
законы, определяет норматив­ную базу деятельности всех органов государственной
власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти
(самый серьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверии
Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства,
судебных органов РФ.
·      Правительство РФ осуществляет исполнитель­ную власть: организует
исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс
(право законодательной инициа­тивы, обязательность заключения Правительства на
законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).
Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована воз­можностью
роспуска законодательного органа главой государства.
     Исполнительная власть, олицетворяемая президен­том и правительством,
должна быть подзаконной. Ее главное предназначение — исполнение законов, их
реализация. В подчинении исполнительной власти нахо­дится большая сила —
чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это составляет
объектив­ную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти
как раз органами исполнитель­ной власти.
·      Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная
власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он —
арбитр в спорах о праве.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право
законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции). Эти
суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами
которых являются другие федеральные органы государственной власти. В сис­теме
разделения властей на федеральном уровне особое место при­надлежит
Конституционному Суду РФ. Это про­является в следующих полномочиях,
закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции
федераль­ных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального
Собрания и Правительства РФ, разрешение спо­ров о компетенции между
федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст.
125).
Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех
ветвей власти. Выполняя задачи, воз­ложенные на него Конституцией, Президент
РФ обеспечивает необходимое согласование деятельности различных вет­вей
власти — законодательной, исполнительной и судебной, позво­ляющее
бесперебойно действовать всему государственному меха­низму.
Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к
многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в РФ едина, так как ее
единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является
многонациональный народ РФ. Никакой государственный орган в отдельности не
мо­жет претендовать на суверенное осуществление государственной влас­ти. Сама
по себе государственная власть не делится между государственными органами.
Осуществление государственной власти связа­но с разделением функций между
органами законодательной, испол­нительной и судебной власти. Эти органы
самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и
законами функций государственной власти.
Положение ст.10 Конституции РФ относится не только к организации
государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов
государ­ственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов
организации системы органов государственной власти в субъектах РФ отнесено
Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Поскольку в ст.10 Конституции РФ говорится о принципе разделения властей как
о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться
как принцип организации местного самоуп­равления в РФ. Согласно ст. 12
Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти.
Подведем итог вышесказанному: принцип разделения властей в той или иной мере
проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность
определяется многими факторами.
·      Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к
разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается
повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган
специ­ализируется на "своей" работе), создаются условия для роста
профессионализма их работников.
·      Во-вторых, дан­ный принцип позволяет решить сложнейшую
проблему — создать непрерывно действующий конституционный вза­имоконтроль
высших органов государства, чем преду­преждаются сосредоточение власти в руках
одного из органов и установление диктатуры.
·      В-третьих, умелое использование принципа разделения властей
взаимоусиливает высшие органы государства и повыша­ет их авторитет в обществе.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для
негативных последствий. Не­редко законодательные и исполнительные органы
стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в
работе, между ними возникают острые противоречия.