Каталог :: География

Доклад: Информация о городах Японии

                              Доклад подготовил: ученик 11А класса Мишин Николай
                              Города Японии                              
                                  Токио                                  
     Токио, столица Японии, главный экономический и культурный центр страны.
Один из крупнейших по численности населения и быстро растущих городов мира.
Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто, в месте
впадения рр. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив Тихого океана.
Климат субтропический, муссонный; самый холодный месяц - январь (средняя
температура 3,1 С), самый жаркий - август (средняя температура 25,6 С); осадков
в среднем 1343 мм в год; 2 дождевых сезона (июнь-июль и
сентябрь-октябрь), во время которых часты тайфуны. Город подвержен
землетрясениям.
Столичная префектура Токио (Токио-то), или Большой Токио, представляет собой в
высокой степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую? в
центральной части и неравномерно - по окраинам; площадь 2,141 тыс. км
2,население 11,7 млн. чел. (1975) (примерно EQ \f (1;10) 
всего населения Японии), плотность свыше 5 тыс. чел. на 1 км2
. В состав столичной префектуры входят собственно Токио [23 административных
района ("ку"), площадь 577 км2, население около 9 млн. чел.
(1970)], а также 26 городов ("си"), 24 поселения сельского и городского типа,
острова Идзу и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры -
Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют так называемую Токийскую агломерацию,
или Столичный район (Сютокэн). Численность населения собственно Токио быстро
росла сразу после 2-й мировой войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против
1945 (в 1955-60 прирост был равен 6%, в 1960-1970 он упал до 0,7%), ныне она
фактически стабилизировалась (см. табл. 1).
Из общего числа экономически активного населения столичной префектуры (5,8
млн. чел. в 1969) 41,5% занято в промышленности, строительстве и ремесле,
57,0% - в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% - в сельском,
лесном хозяйстве и рыболовстве.
     Городское управление осуществляет префектуральное собрание, избираемое
населением на 4 года; оно возглавляется губернатором (мэром), который также
избирается населением, практически представляет центральную власть. Полномочия
выборных органов формально достаточно широки, однако фактически их деятельность
в значительной мере контролируется центральной властью, находится "под
руководством и надзором" правительства. В районах Токио имеются выборные
районные собрания.
     Историческая справка. Основание Токио относится к середине 15 в. В 1457
был построен замок Эдо (дословно - "вход в залив"), вокруг которого росли
поселения ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу Токугава. На
протяжении всего периода правления сёгунов Токугава (1603-1867) Эдо являлся их
резиденцией (официальной столицей Японии до 1868 считался г. Киото - резиденция
императоров). В 18 в. Эдо стал одним из крупнейших городов мира (1368 тыс.
жителей в 1787). В 1869, с уничтожением сёгуната в результате революции
1867-68, сюда была перенесена резиденция императора, и город, переименованный в
Токио ("восточная столица"), стал столицей. Во 2-й половине 19 в. развивалась
шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, с конца 19 в. -
машиностроение и судостроение.
В 1897-98 в Токио появились первые профсоюзы. В 1918 происходили "рисовые
бунты", вспыхнувшие под влиянием Октябрьской революции 1917 в России. В
начале 20-х гг. в Токио и др. городах Японии возникли коммунистические кружки
и группы, на базе которых в 1922 основана Коммунистическая партия Японии
(КПЯ).
1 сентября 1923 почти половина города была уничтожена землетрясением и
вызванным им пожаром, повлекшими много человеческих жертв.
Во время 2-й мировой войны, в 1944-45, Токио подвергался многократным
бомбардировкам американской авиацией, значительная часть жилых кварталов была
уничтожена. В послевоенное время Токио - важнейший центр рабочего и
демократического движения. В 1964 в Токио состоялись 18-е Олимпийские игры.
     Экономика. Определяющая тенденция экономического развития столицы -
снижение удельного веса производственных функций в хозяйстве Токио и повышение
роли управленческих, торгово-распределительных, научно-информационных. В Токио
концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных
монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных
монополий, государственных и полугосударственных монополистических организаций,
главных банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк,
Центр, банк Японии и др.), представительств иностранных монополий. Большая
часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати,
Нихонбаси.
Вместе с тем Токио (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в
Японии индустриальных районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего
числа промышленных предприятий, 12% всех занятых. О структуре промышленности
Большого Токио см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена значительная
часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка
специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов,
электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-
механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве
железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном
машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической
промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство
медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в
частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна,
пластмассы и др.).
В Токио самая крупная в стране полиграфическая промышленность. Значительна
промышленность стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность
(пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли),
перерабатывающая главным образом привозное сырьё. Многочисленные отрасли лёгкой
промышленности, снабжающей преимущественно население Токио (текстильная,
швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий,
сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий-мелкие и средние с
числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше EQ \f (1;2) 
стоимости промышленной продукции). Промышленные предприятия размещаются большей
частью по берегам р. Аракава - в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На
территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведётся,
главным образом ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий
по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или
переводится в др. районы столичной префектуры или в соседние префектуры в
среднем до 3% от общего числа промышленных предприятий. Промышленность Токио
опирается на мощную энергетическую базу (ежегодно здесь потребляется около 25
млрд. квт×ч, 1970).
Токио - крупный торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового
оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся товарная и
фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм; общее
число национальных торговых компаний, магазинов оптовой и розничной торговли
превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий
оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет число крупных
универмагов и магазинов самообслуживания. Коммерческие районы - Тиёда, Тюо,
Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и
столовых, около 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс. гостиниц,
в том числе несколько десятков европейского типа, в 1970). Токио - главный
центр туризма в Японии (ежегодно около 800 тыс. иностранных туристов).
Токио - крупнейший транспортный узел страны. Узел морских и воздушных сообщений
международного значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая длина 13 
км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн. т в 1974 (на 7-м месте в
Японии). Токио связан скоростными авто- и железнодорожными магистралями со
многими городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная железнодорожная
магистраль Токио - Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города
монорельсовой железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год);
новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная городская железная
дорога, по которой перевозится основной поток пассажиров из пригородов,
метрополитен, обслуживающий преимущественно центральные кварталы, автобусное
сообщение: через город проходят автострады. Ежедневно всеми видами городского
транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75% - по городской железной
дороге, 20% - метрополитеном. В автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей,
40 тыс. такси. Токио переживает острый транспортный кризис; в собственно Токио
пользование наземными видами транспорта осложняется не только из-за увеличения
количества машин, но и из-за тесноты городской застройки (Токио выделяется
среди крупнейших городов мира наименьшей долей площади улиц в общей площади
города). Автостоянки, пешеходные пути, складские помещения, магазины
переносятся под землю. Воздух насыщен газами и гарью, вода в реках загрязнена.
Ежедневно собирается 18 тыс. т бытовых отходов, из них около EQ \f (
1;3) сжигается, остальное засыпают в мелководную часть
Токийского залива с целью осушения его (за 1960-70 освоено свыше 1.55 тыс. 
га).
     Архитектура. Для облика Токио характерны не многочисленность озеленённых
территорий, крупные каменные, кирпичные, железобетонные здания (в том числе
небоскрёбы) в центре и лёгкие деревянные (преимущественно жилые одноэтажные)
постройки, занимающие большую часть площади города; жилые районы дважды
возводились заново (после землетрясения 1923 и 2-й мировой войны 1939-45).
Исторический центр города - район Нихонбаси, где находится окруженный парком
комплекс императорского дворца, бывшей резиденции сёгунов рода Токугава (начат
около 1600, перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства обществ, сооружений
Токио конца 19 - начала 20 вв. преобладает эклектизм (дворец Акасака, 1909,
архитектор О. Ката-яма; парламент, 1915-36, архитектор Токио Охама и др.);
однако с 1910-х гг. появились и ранние образцы творческой переработки местных
архитектурных традиций в духе современного зодчества (отель "Импириал",
1916-22, архитектор Ф. Л. Райт, разобран в 1960-е гг.; центр, почтамт, 1934,
архитекторы Токио Иосида, М. Ямада). В 1964, в связи с Олимпиадой, предпринят
1-й этап реконструкции Токио (в жилых массивах проложены 22 автострады,
построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах). В 1960-70-е гг.
быстрыми темпами развиваются новые городские центры (Сибуя, Синдзюку,
Икебукуро, Тама), где ведётся интенсивное высотное и подземное строительство.
Для обеспечения свободного развития функциональных зон города предложены
проекты осушения и дальнейшего освоения акватории Токийского залива
(архитекторы К. Тангэ, К. Кукутакэ). Однако широкие градостроительные
мероприятия не привели к коренному видоизменению общей планировки города, в
целом отличающейся крайней хаотичностью. Среди примечательных построек середины
20 в. - Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960-61, архитектор К.
Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963-64), включающий Гимназиум (см. 
илл.); собор святой Марии (1964), оба - архитектор К. Тангэ: Токийская
телебашня и др.
     Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Токио находится
свыше 80 государственных, муниципальных и частных высших учебных заведений, в
том числе Токийский университет, Токийский муниципальный университет,
университеты с.-х., педагогики, изящных искусств и музыки, технологический
институт, крупнейшие частные университеты Васэда, Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и
др. Научные учреждения: Японская академия наук, Японская академия искусств,
свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при
университетах, около 40 - при министерствах и ведомствах, в том числе
Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр,
Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий,
научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных
ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная
парламентская библиотека, библиотеки университетов. Крупнейшие музеи: Токийский
национальный музей, музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный научный
музей, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного
искусства, Музей народных ремёсел, Музей каллиграфии.
В Токио имеются: театр, здания, где выступают ведущие труппы Японии -
"Кокурицу гэкидзё", "Кабукидза", "Тэйкоку гэкидзё", "Хайюдза", "Мэйдзидза";
концертные залы - "Уэно бунка кайкан", "Нитигакидзё" (для эстрадных
выступлений), "Кокусай гэкидзё", "Косэйненкин кайкан", "Тоёко хору"; зал
Всеяпонской радиовещательной корпорации; театр, музей при университете Васэда
"Васэда энгэки хакубуцукан".
                                  Киото                                  
     КИОТО - древняя столица Японии, ныне административный центр префектуры
Киото. Население - 1960 тыс. человек.
В октябре 794 г. император Камму и наследный принц въехали в новую столицу,
названную Хэйан(кё), что означает "город мира и спокойствия". До этого
столица находилась в городе Нагаока, но дворцовые интриги, в результате
которых было совершено политическое убийство, побудили двор поменять место
своего пребывания - император и его окружение посчитали, что город осквернен
пролитой кровью. Для строительства новой столицы была выбрана деревня Уда в
уезде Кадоно. Деревня располагалась в живописной долине среди гор,
строительные работы начались в 793 г. Японский императорский двор тогда во
всем следовал китайским образцам, и новую столицу построили на китайский
манер - улицы пересекались под прямым углом.
Город постепенно расширялся и застраивался дворцами, храмами, монастырями,
туда стекался и ремесленный люд. Предприимчивые торговцы открывали там свои
лавки и меняльные конторы.
Киото с древнейших времен являлся культурным центром страны, не утратил он
этой роли и сейчас. Будучи столицей страны, местом пребывания японского
императора и придворной аристократии, город стал средоточием талантов:
известнейшие художники, поэты, писатели, а также люди других творческих
профессий стремились поселиться здесь. В его истории выделяется XI в.,
который называют золотым: именно в то время написаны известные во всем мире
произведения японской классической литературы - "Повесть о Гэндзи" Мурасаки
Сикибу и "Записки у изголовья" Сэй Сёнагон.
С XIII в. город выступал и как религиозный центр, различные буддийские школы
имели свои главные храмы в Киото или в непосредственной близости от города.
В XIV=XVI вв. Киото был местом пребывания бакуфу, правительства сёгуна,
бурные события японской истории тех лет буквально огнем и мечом прошлись по
его улицам и постройкам. В период войны Онин (1467=1477) военные действия шли
прямо на улицах Киото, храмы, дворцы, жилища были разрушены до основания.
Бедствием Киото были и многочисленные пожары, которые не щадили деревянные
постройки, будь то дворец или дом простого горожанина, случались они и тогда,
когда в стране наступил долгожданный мир. Но город восстанавливался,
возрождаясь каждый раз из пепла, как птица Феникс.
Славу Киото принесли его искусные ремесленники, которые изготовляли мечи,
изделия из фарфора и керамики, музыкальные инструменты, кисти для письма,
принадлежности для чайной церемонии, поделки из золота и серебра,
высококачественные изделия из шелка, принадлежности для буддийских алтарей,
бумагу высокого качества для императора, придворной знати и высших слоев
самурайства. Киотоские товары имели высокую репутацию и свой особый
традиционный стиль; киотоское качество продолжает сохраняться и сегодня, хотя
много и ширпотреба, особенно среди сувениров.
Славился город и ткачеством, и высоким качеством окраски тканей. Киотоский
художник Миядзаки Юдзэн (1654=1736) изобрел особый способ крашения,
получивший его имя - юдзэн-дзомэ. Этот метод позволяет воспроизводить тонкие
графические рисунки на одежде и до сих пор является специфическим для Японии
видом крашения.
Современный Киото являет собой историческую книгу со множеством иллюстраций.
И нет, пожалуй, лучшего места для желающего подробно познакомиться не только
с историей Японии, но и с ее культурой, религией, традициями, ремеслом,
архитектурой. В Киото древние памятники как бы перемешаны с современными
сооружениями.
Самыми популярными достопримечательностями Киото являются храмы Киёмидзу,
Ясака, Хэйан, Золотой и Серебряный павильоны, сад камней при храме Рёандзи,
сёгунский замок Нидзё, старый императорский дворец Госё, загородный дворец
Кацура Рикю.
В 1868 г. столица Японии была перенесена из Киото в Токио. Но Киото сохранил
свою значимость как культурный центр страны, как сокровищница национальной
архитектуры и садово-паркового искусства.
                                  Осака                                  
     Осака, город в Японии, на прибрежной равнине Внутреннего Японского моря,
в дельте судоходной р. Иодо. Административный центр т. н. столичной префектуры
Осака (Осака-фу). Площадь города 206 км2. Население 2,9 млн.
чел. (1973).
Осака - второй после Токио по экономическому значению город страны. Вместе с
пригородами и городами-спутниками образует индустриальное ядро одного из
ведущих экономических районов Японии - Кансай. Осака- крупный
торгово-пассажирский порт (через Осака проходит свыше 40% экспорта страны по
стоимости), важный узел автомагистралей, ж. д. и авиалиний (аэропорт близ Итами
имеет международное значение). Важный финансово-банковский и торговый центр
Японии. Местонахождение фондовой, рисовой, хлопковой бирж, торгово-промышленных
палат, правлений акционерных обществ, а также отделений крупных коммерческих
банков страны. В городе сконцентрировано свыше 30 тыс. промышленных
предприятий. На Осака приходится 15% общеяпонской выплавки стали, 40% проката и
свыше 1/3 производства изделий из цветных металлов. В
1960-70-х гг. в структуре промышленности произошли изменения: ведущее место в
промышленном производстве заняла продукция тяжёлой индустрии. Преобладают виды
сложного, точного, высококвалифицированного машиностроения - судостроение,
энергетическое машиностроение, приборо-, станкостроение, производство
радиотехнического оборудования. Развита химическая (резиновые изделия,
синтетические материалы, лакокрасочные, фармацевтические изделия), текстильная
(тонкие шерстяные, хлопчато-бумажные ткани, трикотаж), полиграфическая,
кожно-обувная промышленность. Имеются также предприятия пищевой
(рыбоконсервной, мукомольной, сахарной и др.), цементной,
стекольно-керамической, деревообрабатывающей промышленности. Большинство
крупных предприятий расположено на прибрежной полосе в западной части портового
района или на берегах р. Подо. В Осака - многочисленные парки. Метрополитен.
В Осака - университет и др. вузы. Городской музей изящных искусств,
планетарий. В 1970 в Осака происходила всемирная выставка "ЭКСПО-70".
В древности на месте современной Осака находился населённый пункт Нанива,
наиболее ранние упоминания о котором относятся к 4-7 вв. В 15 в. Нанива стал
носить современное название Осака В 1583-86 Хидэёси Тоётоми (фактический
правитель Японии в 80-90-х гг. 16 в.) построил в Осака замок и сделал город
своей резиденцией. Вскоре Осака превратился в крупный город, ставший важным
торговым центром Японии. В 17-1-й половине 19 вв. в Осака неоднократно
вспыхивали восстания городской бедноты. В 1837 в Осака произошло под
руководством Хэйхатиро Осио крупное восстание против правительства Токугава.
С начала 20 в. О становится одним из центров рабочего движения.
Центр Осака, ограниченный кольцевой железной дорогой, имеет планировку,
близкую регулярной. Живописность городу придают многочисленные каналы (Осака
называют японской Венецией), соединённые с р. Йодо, а также парки Наканосима
и Теннодзи с ландшафтным садом Кейтакуен. Сохранились памятники средне-
вековой архитектуры: храм Ситеннодзи (основан в 6 в., перестроен в 1623),
синтоистский храм Теммангу (основан в 10 в., перестроен в 1901), замок Осака
(1586, разрушен и реконструирован в 17 в., реставрирован в железобетоне в
1931). В числе важнейших построек 20 в.: Новый театр кабуки (1958, архитектор
Мурано и Мори), административное здание Денцу (1960. архитектор К. Танго),
здание фармацевтической лаборатории (1961, архитектор Д. Сакакура),
университет искусств (1966), международный аэропорт (1968). В окрестностях
Осака - города-спутники Сенбоку (1964-70), Кори (1958-64), Сенри (1961-68).
                                 Хиросима                                 
     Хиросима, город в Японии, на Ю.-З. о. Хонсю, в дельте р.
Ота. Административный центр префектуры Хиросима. 787,6 тыс. жителей (1974).
Крупный индустриальный центр в экономическом районе Тюгоку. Машиностроение, в
том числе судостроение и судоремонт, станкоинструментальная промышленность, а
также текстильная, резинотехническая, деревообрабатывающая, бумажная, пищевая
промышленность. университет.
Город вырос вокруг замка феодального князя Мори, построенного в 1591. 6
августа 1945 США без всякой военной необходимости сбросили на город первую
атомную бомбу. Значительная часть города была разрушена, убито и ранено свыше
140 тыс. чел. Начиная с 1959 в Хиросима неоднократно проходили международные
конференции борцов против ядерного оружия.
С 1950-х гг. в Хиросима ведутся интенсивные восстановительные и
реконструктивные работы: новая застройка Хиросима принадлежит к наиболее
передовым образцам современного японского градостроительства. Важнейшим
памятником современной архитектуры в Хиросима является мемориальный центр
Мира (1949-56, архитектор К. Тангэ).
                                 Нагасаки                                 
     Нагасаки, город в Японии, на З. острова Кюсю, у залива Нагасаки.
Административный центр префектуры Нагасаки. 421,1 тыс. жителей (1973). Крупный
торгово-пассажирский порт; база морского рыболовства в южных водах Японии.
Крупный центр судостроения и судоремонта (производство судов водоизмещением
300-500 тыс. т). Наряду с машиностроением развиты пищевая (в том числе
рыбоконсервная), металлургическая, текстильная, нефтехимическая, лесопильная
промышленность. университет. Вблизи Нагасаки - каменноугольный бассейн.
     Город вырос на месте рыбачьего посёлка, известного с 12 в. В 
16-17 вв. в Нагасаки существовала португальская фактория, а в 
период так называемой изоляции Японии от внешнего мира (1636-1854)
Нагасаки был единственным портом, через который велась ограниченная торговля с
голландцами и китайцами. Нагасаки посетили русские посольства Нагасаки П.
Резанова (1804-05) и Е. В. Путятина (1853-54), которые вели переговоры об
открытии торговли России с Японией. С конца 19 в. центр военного судостроения.
В конце 2-й мировой войны 1939-45 9 августа 1945 на Нагасаки была сброшена
американская атомная бомба. От её взрыва была разрушена треть города, было
убито и ранено около 75 тыс. жителей. С 1956 в Нагасаки неоднократно
происходили международные конференции за запрещение атомного и водородного
оружия.
Нагасаки - свободный по планировке город с многочисленными садами и парками.
В числе сохранившихся памятников архитектуры: синтоистское святилище Сува (16
в.), буддийские храмовые ансамбли Софукудзи и Кофукудзи (оба - 17 в.), мост
Меганэбаси (1634), ряд католических церквей 19-20 вв. европейского типа.
Среди сооружений, возведённых после разрушений 9 августа 1945, - парк Мира со
зданием Международного культурного центра (1955, архитектор Такэо Сато и др.)
и монумент Мира (скульптор Китамура Сэйбо. 1955).
                                   Нара                                   
     Нара, город в Японии, на юге о. Хонсю. Административный центр префектуры
Нара. 208,3 тыс. жителей (1970). Город-музей, туристский центр международного
значения. Станкостроительная, электротехническая, пищевкусовая,
деревообрабатывающая, трикотажная промышленность. производство художественных
изделий из бамбука, шёлка, резных деревянных игрушек. Университет. Музеи: Ямато
Бункакан (произведение искусства Японии, Китая), художественный (произведения
японского, китайского и корейского декоративно-прикладного искусства),
Национальный.
Нара - один из древнейших городов Японии, первая столица страны в 710-784.
Имеет регулярную планировку. Среди сохранившихся средневековых памятников
Нара - деревянные монастырские комплексы: Якусидзи (построен в 680 в районе
резиденции Асука, в 718 перенесён в Нара), с 3-ярусной пагодой; Кофукудзи
(основан в 669, перенесён в Нара в 710; перестраивался в 12-13 вв.); Тодайдзи
(743-752; перестраивался в 12, 17 и 18 вв.), включающий залив Великого Будды
- Дайбуцудэн, сокровищницу Сёсоин и храм Хоккедо; Тосёдайдзи (основан в 759)
с главным храмом Кондо; Син-Якусидзи (основан в 747); храмы вышеназванных
монастырей включают скульптурные алтарные композиции (главным образом 8-12
вв.). Для современной застройки Нара характерны 1-2-этажные жилые дома и
немногочисленные административные здания (здание муниципалитета, конца 50-х -
начале 60-х гг.). Близ Нара - монастырский комплекс Хорюдзи (основан в 7 в.).