Каталог :: География

Реферат: Франция

                         Центр образования № 109                         
                           Реферат по географии России                           
                                      Тема:                                      
     
Исполнитель: ученица 10 ”Б” класса Попова Надя Москва, 2000 г. Содержание 1. Введение 3 2. Экономико-географическое положение 3 3. Историческая справка 4 4. Природные условия 6 5. Промышленность 7 6. Сельское хозяйство 10 7. Население 11 8. Париж 12 9. Лион 13 10. Административное деление 14 11. Транспортная система и порты 15 12. Франция в системе международного хозяйства 16 13. Французская кухня 18 14. Заключение 18 15. Карта Франции 20 16. Список использованной литературы 21 Введение Прекрасная, пленительная, велико­лепная... Именно такие слова слы­шишь чаще всего, когда речь заходит о Франции. И действительно, эта страна на протяжении многих веков привлекает весь мир своей неповто­римой историей и культурой. Во всем мире известны имена государственных деятелей, литераторов, философов, ученых, деятелей искусства. Это Наполеон Бонапарт и «король- солнце» Людовик XIV; Мольер, Оноре де Бальзак, А. Дюма и Ж. Сартр; Руссо, Монтень, Сен-Симон и Фурье; Луи Пастер, Гей-Люссак, Пьер и Мари Кюри; П. Роден, А. Ватто и Жак-Луи Давид. Франция привлекла меня также тем, что в этом государстве говорят на изучаемом мною языке – французском. В настоящее время насчитывается 105 млн. человек, пользующихся французским языком как основным, и еще 55 млн., для которых это второй язык. По числу говорящих на нем французский язык стоит на девятом месте в мире. Его изучают в системах образования всех регионов мира. О Франции часто говорят как об образце государства-нации весьма редкой в мире исторической и географической завершенности, когда три главных компонентов, определяющих облик страны, - территория, государство и народ – составляют единое целое. Это еще одна особенность Франции. В настоящее время защита прав человека обрела всеобщее признание, но для Франции она имеет особое историческое значение. Французская традиция приверженности правам человека восходит еще к в. – веку Просвещения, и Франция была одним их первых государств, провозгласивших эти права, приняв 26 августа 1789 г. Декларацию прав человека и гражданина. В 1948 г. в Париже, во Дворце Шайо, где тогда проходила сессия Генеральной Ассамблеи ООН, была принята Всеобщая декларация прав человека. Одним из ее создателей был крупнейший французский юрист Рене Кассен, который впоследствии занимал пост председателя Европейского суда по правам человека и был удостоен за свою деятельность Нобелевской премии мира.

Экономико-географическое положение

Очертания Франции, которая нахо­дится на крайнем западе Европы, напоминают правильный пяти­угольник со сторонами примерно по 600 км каждая. Более половины периметра составляют морские границы, омываемые Северным мо­рем, проливом Ла-Манш (отделя­ющим континент от Британских ост­ровов), Атлантическим океаном и Средиземным морем. Франция - одна из крупнейших капиталистических стран; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м). Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой. Историческая справка Самые ранние следы пребывания че­ловека на территории Франции вос­ходят к каменному веку. В конце II тысячелетия до н. э. эти земли на­чали заселять племена кельтов. К се­редине I тысячелетия до н. э. они сме­шались с местным населением и заняли всю территорию современной Франции. Во II тысячелетии в области Древней Франции стали проникать римляне, говорившие на латинском языке. Кельтов они называли галлами, а их страну — Галлией. Римское владычество над Галлией длилось более пяти столетий. Кельтские наречия, не имевшие развитой письменности, были вытеснены латынью. V-VIII вв. н. э. ознаменовались вторжением в Галлию германских племён. Всю её южную и юго-запад­ную части заняли вестготы. С восто­ка и юго-востока пришли бургунды; с севера и северо-востока — франки, которые вскоре захватили земли бургундов и вестготов. Уже к началу VI в. было создано Франкское государство, охватившее территорию всей Гал­лии. На несколько веков в стране установилось двуязычие — герман­ские языки соседствовали с латынью. В середине VIII в. на территории Галлии и за её пределами была обра­зована мощная империя Каролингов. Франки окончательно слились с галло-римлянами, а народная латынь по­глотила германские наречия и легла в основу будущего французского язы­ка. В эпоху Каролингов начала скла­дываться французская народность. Однако первоначально сформирова­лись две различные этнические общ­ности. Одна возникла на юге, где пре­обладало галло-римское население с глубоким знанием латинского языка, другая — на севере страны, где насе­ление меньше ощущало романское культурное влияние. В Х в., после распада империи Каролингов, вся страна оказалась раз­делённой на отдельные княжества. В каждом из них говорили на своём диалекте. Северные диалекты перво­начально оставались лишь разговор­ными. На юге в XI в. начал склады­ваться литературный французский язык. Самое яркое выражение он на­шёл в изысканной лирической по­эзии трубадуров. Несмотря на раздробленность, территория франкских владений всё чаще стала называться Францией. В конце Х в. французская корона пе­решла к династии Каролингов, перво­начально правившей лишь в области Иль-де-Франс — центральной части страны со столицей Париж. Однако короли новой династии начали энер­гично присоединять к своим владе­ниям близлежащие земли. Объедине­ние Франции осложнялось тем, что часть её областей — Нормандию и низовья реки Луары на западе и Ак­витанию на юго-западе — захватили англичане. За французские области Гиень, Нормандию и Анжу между Францией и Англией началась Столетняя война (1337—1453 гг.). Она шла с перемен­ным успехом и способствовала спло­чению французов против общего врага. Жанна д'Арк, возглавившая войну на заключительном, победо­носном для французов этапе, стала национальной героиней Франции и символом патриотизм. Но во второй половине XVI столе­тия единство Франции было под­вергнуто серьёзным испытаниям в ходе гражданских религиозных войн. В это время в Западной Европе стало популярно новое религиозное тече­ние — протестантизм, которое про­тивопоставило себя официальной ка­толической религии. Французские протестанты — гугеноты — преобла­дали в Южной Франции, тогда как на севере по-прежнему господствовали католики. Вооружённые столкнове­ния между гугенотами и католиками переросли в религиозные войны, длившиеся более 30 лет. Они закон­чились победой католиков в самом конце XVI в. и воцарением на французском престоле Генриха IV, основателя новой династии Бурбонов.­ В XVII в. в основном завершился процесс объединения Франции в единое централизованное государст­во. В стране утвердился режим абсо­лютной монархии, т. с. неограничен­ной власти короля. В это время Франция вела длительные войны с Испанией, Австрией, Англией, Гол­ландией, в результате которых зна­чительно расширила свою терри­торию и добилась политического главенства в Европе. Широкое рас­пространение французской культуры за пределами страны привело к тому, что французский язык стал междуна­родным дипломатическим языком. На нём говорило светское общество всей Европы. В 1789—1794 гг., произошла Вели­кая Французская революция. Она свергла монархию, провозгласила идеи свободы, равенства и братства, заложила основы нового буржуазно­го общества, государства и права, Во времена первой французской ре­волюции появились государственный сине-бело-красный флаг и националь­ный гимн «Марсельеза». Главный на­циональный праздник современной Франции — День взятия Бастилии, крепости-тюрьмы в Париже (1789) отмечается 14 июля. В конце XVIII – начале XIX в. в центре всех европейских событий оказался великий французский полководец и государственный деятель Наполеон Бонапарт (1769—1821). Своими блестящими военными побе­дами он сначала защитил дело Ве­ликой Французской революции. В 1804 г., заставив считаться с собой всю Европу, он провозгласил себя императором и основал во Франции Первую империю. Полным пораже­нием для Бонапарта обернулись его поход в Россию в 1812 г. и битва при Ватерлоо в 1815 г. В XIX в. во Фран­ции произошло ещё три революции (в 1830, 1848 и 1871 гг.). Только в результате последней был оконча­тельно установлен республиканский режим. В XX в. Франция остаётся одной из ведущих стран Западной Европы, После окончания Первой мировой войны (1914--1918 гг.) вместе с Анг­лией и Россией она оказалась в лаге­ре победителей. Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну Германии. Но это была “странная война”. Французское военное командование не собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну против восставшего Вьетнама. 7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т. ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (оас). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию. Вторая мировая война (1939—1945 гг.) вначале оберну­лась для Франции немецко- фашистской оккупацией. Однако с 1942 г. стало расширяться движение Сопротивления, как на территории страны, так и за её пределами, В эмиграции его организовал генерал Шарль де Голль (1890—1970), выдающийся во­енный, политический и государствен­ный деятель Франции. Совместно с участниками антигитлеровской коа­лиции — СССР, Англией и США — страна одержала победу и в этой войне. В 1958 г. генерал де Голль ос­новал во Франции новый политиче­ский режим - Пятую республику, существующую и по сей день, и был избран её первым президентом. Во Франции президент республики занимается главным образом проблемами внешней политики. Как глава исполнительной ма­сти, он назначает премьер-министра, руководящего правительством. Кабинет министров разрабатывает внутреннюю политику. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент. Верхняя палата называется сенатом, нижняя — национальным собранием.

Природные условия

Целиком расположенная в уме­ренных широтах, Франция тем не менее обладает удивительным разнообразием природных условий. Причина в открытости морским вет­рам и действии тёплого течения Гольфстрим на севере и западе, го­рах на востоке и юге. Поэтому не­подалёку от покрытых снегами отро­гов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани — обнаружить средиземно­морскую растительность. В целом же климат на большей части терри­тории умеренно континентальный с большими сезонными перепадами температур воздуха: от -20 °С зимой до 30 °С летом. Впрочем, запад­ные районы лучше увлажнены и практически не знают заморозков. Горные массивы, занимающие более половины страны, окаймляют территорию Франции с востока и юга. Это, прежде всего, Альпы (выс­шая точка — гора Монблан; 4807 м), отделяющие страну от Италии и Швейцарии, и Пиренеи (на террито­рии Франции их высочайшая верши­на — пик Посетс; 2371 м). На гра­нице со Швейцарией расположились хребты пониже — Юра (до 1718 м), севернее, вдоль границ с Германией, Люксембургом и Бельгией — Вогезы (до 1423 м) и невысокие Арденны (до 694 м). Единственные горы во внутренних районах Франции — обширный Центральный массив (вы­сотой до 1886 м), сильно разрушен­ный за миллионы лет. Горы давно бы уже превратились в невысокое пло­скогорье, если бы не конусы теперь уже потухших вулканов. Запад Франции занимают в ос­новном равнины с неспешно теку­щими реками, более известными историей и красотой расположен­ных вдоль них городов, чем своей протяженностью и полноводностью. Это Сена, пересекающая столицу страны; Луара, славящаяся замками на её берегах; Гаронна, воды кото­рой орошают знаменитые бордоские виноградники, а также Рейн, пограничный с Германией. Франция занимает первое место в Европе по площади лесов. На них приходится 16 млн. га, или 29% территории. За столетие занимаемая лесами площадь увеличилась в 2 раза благодаря лесопосадкам и в связи с сокращением сельскохозяйственных угодий. В районах с морским климатом распространены лиственные леса. Там, где много солнца, преобладают дубовые леса, а в местах с более влажным и прохладным климатом – буковые. Почвы равнин и низких пологих горных склонов очень плодородны, поэтому их обрабатывают на протя­жении более 2 тыс. лет. В настоящее время леса покрывают только 1/4 территории Франции и сохрани­лись в основном в горах: в предгорь­ях и на равнинах это в основном бу­ковые, дубовые и каштановые леса (хотя много искусственных насажде­ний сосны), а выше в горах — ель­ники и пихтовые леса. На самом юге кое-где ещё встре­чаются вечнозелёные леса и средиземноморские кустарники (маквис, или, как говорят французы, маки). Еще выше раскинулись разноцветные ковры альпийских лугов. Животный мир Франции сильно оскудел из-за человеческой деятель­ности, однако в лесах всё ещё мож­но встретить немногочисленных ла­ней, косуль, кабанов и др. . На севере страны расположен важнейший угольный бассейн Франции. Он дает почти половину добываемого в стране угля. Собственного угля Франции не хватает, зато железной руды так много, что значительная часть ее идет на экспорт. Главные залежи железной руды находятся на северо-востоке страны - в Лотарингии. Там сосредоточено и большинство металлургических заводов. На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли. На горных реках построены гидроэлектростанции. Франция - высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны. Во Франции развиты и промыш­ленность, и сельское хозяйство. Промышленность Промышленность Франции в начале 90-х годов характеризовалась стагнацией производства. Причиной этого стало, во-первых, падение спроса на промышленную продукцию Франции со стороны иностранных покупателей, прежде всего Великобритании и США; во-вторых, сокращение спроса на промышленные товары со стороны домохозяйств, опасающихся нестабильной экономической ситуации в ближайшем будущем, что заставило их увеличить долю своих сбережений; в- третьих, существенное снижение уровня инвестиций в промышленное производство. Однако 1996 г. стал переломным как для промышленности, так и в целом для экономики Франции. Увеличение экспортных поставок, обусловленное повышением спроса на французские товары, привело к долгожданному росту, высокий спрос был обусловлен выигрышным по сравнению с конкурентами соотношением качество/цена промышленной продукции, что явилось следствием падения курса национальной валюты к курсу доллара. По уровню развития промышленности Франция занимает пятое место в мире. В этом секторе занято 25% экономически активного населения страны. Доля промышленных товаров составляет более 80% французского экспорта. Однако доля промышленности в ВВП неуклонно снижается; в период с 1960 по 1995 г. ее уровень сократился с 40 до 19%. Также в последние годы четко наметилась тенденция к сокращению доли государственного сектора. На рынке господствуют средние и крупные предприятия. Франция - один из лидеров Западной Европы по числу действующих на ее территории иностранных компаний. Сегодня на их долю приходится 1/5 от числа всех занятых в промышленности, 1/4 общего объема инвестиций в этот сектор экономики и около 30% оборота промышленности. Объяснением может служить выгодное географическое и стратегическое положение Франции, устойчивость ее политической и законодательной базы, стабильность национальной валюты. Структура ВВП Франции 1996 год.
Отрасли экономикиДоля в ВВП, %
Сельское хозяйство2,4
Промышленность18,6
Электроэнергетика4,1
Строительство4,5
Рыночные услуги52,2
Нерыночные услуги18,2
Итого100
К базовым отраслям промышленности Франции относятся электроэнергетика, металлургический комплекс, химическое производство. Электроэнергетика. Одной из ключевых современных отраслей промышленности стала атомная энергетика. АЭС вырабатыва­ют более 2/5 всей электроэнергии. Ежегодно Франция потребляет 220 млн. тонн различных видов топлива. При этом положительным моментом можно считать возросшую независимость Франции от внешних поставщиков. Ее уровень поднялся со времени мирового нефтяного кризиса 1973 года с 23 почти до 50%, в первую очередь за счет увеличения использования атомной энергии. Производство угля стабилизировалось на отметке в 11 млн. тонн при его потреблении в 40 млн. тонн. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн. тонн) н угольные бассейны Центрального массива. Начиная с 1979 г. импорт угля превысил его добычу. В настоящее время наиболее крупные поставщики этого вида топлива — США, Австралия и Южная Африка. Важно отметить, что импорт угля, включая его перевозку, обходится дешевле добычи угля в самой стране. Добыча нефти превышает 3 млн. тонн, что обеспечивает лишь 5% ее годовой потребности. Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются транспорт (42%) и ТЭС (21%). Наполовину сократилось число нефтеперерабатывающих предприятий (с 24 в 1973 до 12 в 1995 году). Рынок нефтепродуктов контролируется двумя компаниями — «ELF-Aquitane» и «Total». Франция импортирует нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Великобритании, Норвегии, России, Алжира и ряда других стран. Добыча газа не превышает 3 млрд. м3, что не удовлетворяет потребности страны. Одно из наиболее крупных месторождений газа Франции — Лак в Пиренеях - большей частью исчерпано. Основные поставщики газа — Россия, Норвегия, Голландия и Алжир, причем «Газпром» уступает свои позиции Норвегии. Компания «Gaz de France» является монополистом в этой отрасли ТЭК. За последние десятилетия структура производства электроэнергии во Франции существенно изменилась. Одновременно с ростом удельного веса атомных электростанций сократилась доля ее выработки на ГЭС и ТЭС. Вся электросеть Франции подчинена государственной компании «Electricite de France». Металлургия. Черная металлургия Франции занимает девятое место в мире по объему производимой продукции. В настоящее время эта отрасль переживает глубокий кризис. Число занятых сократилось за двадцать лет более чем в 2,5 раза со 160 тыс. человек в 1974 году до 62 тыс. человек в 1995 году. Производство чугуна и стали в 1995 году составило соответственно 14 и 19 млн. тонн. Предприятия черной металлургии сосредоточены в Лотариигии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод «Fos-sur-Mer» - 26%). Наиболее крупные компании в этой отрасли «Sollac», «Unimetal», «Ascometal». До середины 70-х годов темпы роста производства и потребления цветных металлов во Франции были значительны. Однако в связи с мировым энергетическим кризисом ситуация резко изменилась, что объясняется большой энергоемкостью производства. Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфических черт. Во-первых, невысокая степень обеспеченности сырьем. Из года в год сокращается производство таких металлов, кок цинк, уран, золото. В 1991 году Франция была вынуждена закрыть шахты по добыче бокситов и олова. Подобная тенденция увеличивает зависимость Франции от внешних поставщиков сырья. Во- вторых, в структуре производственного цикла преобладают завершающие стадии при меньшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, особенно чернового металла), которые все более перемещаются за пределы страны. В этом проявляется учет экологического фактора, т. к. данное производство является достаточно грязным. В-третьих, центры цветной металлургии ориентируются главным образом на источники дешевой электроэнергии, в меньшей степени — на транспорт и потребителя. В связи с этим наиболее высокой концентрацией производства отличается регион Рона — Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу наиболее крупных производителей цветных металлов относятся «Cogema», «Metaleurope», «Pechiney» и другие. Химическая промышленность Франции последние два десятилетия развивалась под влиянием энергетического кризиса и растущей конкуренции со стороны ведущих нефтедобывающих стран, начавших форсированное создание экспортных отраслей химической индустрии. Энергетический кризис сильно ударил по химической промышленности Франции, вызвав, с одной стороны, резкое сокращение целого ряда производств и прежде всего выпуска азотных удобрений и химических волокон а с другой — усиление концентрации производства в рамках крупных компаний («Еlf», «Тоtal», «Аirliquide», сопровождающееся ликвидацией маломощных устаревших предприятий. Были приняты меры к максимальному повышению загрузки наиболее экономически совершенных предприятий за счет закрытия менее эффективных заводов. Для Франции важную роль играет ориентация химической промышленности на центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За последние годы специализация Франции на выпуске новейших наукоемких видов химической продукции позволила ей укрепиться на мировом рынке. Франция занимает четвертое место среди крупнейших экспортеров продукции химической промышленности после США, Германии и Нидерландов. Доля Франции на мировых рынках стабилизировалась в последние годы на уровне 8%. В течение многих лет внешнеторговое сальдо оставалось положительным, однако в последние несколько лет ситуация существенно изменилась. Наибольшее развитие во Франции получили химия органического синтеза, производство синтетического каучука, пластмасс. Вместе с тем недостаточно производство химических удобрений, которые Франция вынуждена большей частью покупать за рубежом. Машиностроение. Несмотря на большое значение базовых отраслей, следует признать, что ключевая роль в промышленности Франции принадлежит машиностроению. Франция занимает видное место в мировом машиностроении. Рассмотрим подробнее эту отрасль на примере автомобильной промышленности, в которой наиболее ярко отражаются достижения в области современных технологий. Франция давно входит в число крупнейших мировых производителей автомобилей. Однако развитие отрасли происходило неравномерно, подвергаясь структурным колебаниям рынка. Отличительной чертою автомобилестроения является высокая степень специализации и кооперирования. На мировом рынке Франция представлена такими известными компаниями, как «Renault» и PSA («Peugeot», «Citroen») с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей в год. Франция остается третьим мировым экспортером автомобилей вслед за Японией и Германией. В 1994-1995 годах автомобильная промышленность Франции вышла из полосы длившегося три года отраслевого кризиса. В 1995 году темпы прироста продукции составили 11,7%. Факторами, повлиявшими на долгожданный рост, явились активизация спроса на легковые автомобили и государственная поддержка, которая выразилась в субсидировании автомобильных производителей. В 1995 году экспорт продукции автомобилестроения составил 49% от стоимости всего производства, чему способствовало снижение конкурентоспособности Испании и Италии на автомобильных рынках. Строительство сегодня обеспечивает свыше 1 млн. рабочих мест и около 4% ВВП страны. Однако общее сокращение численности занятых затронуло и строительство. За последние десять лет оно составило более 25%. Это объясняется, с одной стороны, повышением производительности труда в данной отрасли (за 15 лет она повысилась в два раза), а с другой — сокращением числа объектов строительства. В середине 70-х Франция переживала строительный бум, но в начале 90-х число заказов сократилось приблизительно на 40%. В настоящее время на рынке строительных услуг наблюдается некоторое оживление, связанное с возросшим спросом. Дальнейшие прогнозы свидетельствуют о сохранении данной тенденции. Можно отметить успешную деятельность на рынке строительных услуг компании «Bouigue», которая в последние десять лет занимает лидирующие позиции. С давних пор во Франции ценится лёгкая промышленность. Знаменитые лионские шелковые мануфактуры стали мощными современными заводами и продолжают выпускать высококачественные ткани, преимущественно из искусственных волокон. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка. Особое место занимает производ­ство одежды и обуви. Франция на протяжении веков была и до сих пор остаётся признанной законодатель­ницей моды. Известнейшие фран­цузские модельеры Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Пако Рабанн, Кристиан Лакруа и многие другие по традиции два раза в год представляют на суд публики свои новые коллекции. Небольшой город Севр недалеко от Парижа более двух столетий известен за пределами Франции своими пре­красными фарфоровыми изделиями. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Всемирную славу снискал себе ма­ленький южный городок Грас. На его фабриках делают французские духи и другие парфюмерные изделия, пользу­ющиеся огромным спросом и попу­лярностью во всём мире.

Сельское хозяйство

В экономике страны до сих пор значительную роль играет сельское хозяйство. Производство сельскохозяйственной продукции во Франции составляет 2,4% от ВВП. Вместе с тем по абсолютному показателю оно занимает первое место в ЕС. За последние тридцать лет число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти втрое - с 3 до немногим более 1 млн. человек (5% экономически активного населения Франции), что отражает общую для развитых стран тенденцию к снижению числа занятых в аграрном секторе. В среднем ежегодный отток занятых в сельском хозяйстве в другие секторы экономики составляет 3-3,5%. При этом уровень подготовленности и квалификация работником аграрного сектора постоянно повышаются, что способствует росту производительности труда. С середины 50-х годов наблюдается рост земельной собственности в рамках одного хозяйства. В среднем размер ее более чем удвоился и вырос с 14 до 34 га. Численно преобладают мелкие хозяйства. Однако большая часть сельскохозяйственных угодий и производимой продукции приходится на средние и крупные хозяйства. Уровень технической оснащенности хозяйств существенно возрос за послевоенный период, что привело к росту производительности труда. Если в 1950 г. собирали 16 центнеров пшеницы с 1 га, в 1980 - 52, то сейчас этот показатель достиг 65 центнера/га. В настоящее время Франция занимает первое место в ЕС и третье в мире по уровню использования техники в сельском хозяйстве. Ежегодно реализация продукции растениеводства обеспечивает хозяйствам более половины всех доходов. Традиционными французскими от­раслями издавна являются виногра­дарство, виноделие и цветоводство. К югу от Парижа лежит плоскогорье Центрального массива. Это самый обширный район страны. Южные склоны гор почти сплошь покрыты виноградником. Под виноградники занято в стране около 1,5 млн. га; виноградство - одна из главных отраслей французского земледелия. В производстве вина Франция занимает второе место в мире после Италии. Виноградники и сады есть почти во всех районах Франции. На солнечном побережье Средиземного моря созревают маслины, апельсины, лимоны и другие фрукты; здесь же разводят много цветов, особенно роз. Во Франции возделываются почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса; пшеница и ячмень, кукуруза и овес, сахарная свекла и картофель. Франция занимает четвертое место в мире по производству пшеницы, седьмое - кукурузы и одиннадцатое — картофеля. Из сельскохозяйствен­ных культур возделывают пшеницу, ячмень, кукурузу, сахарную свёклу. Франция - основной экспортер продукции растениеводства в страны ЕС. Большую роль в сельском хозяйстве играет животноводство. Франция продолжает оставаться на первом месте среди стран Западной Европы по поголовью крупного рогатого скота. Во Франции разво­дят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Экспорт молочных продуктов постоянно растет. Существенным моментом следует считать всевозрастающую зависимость Франции от решений ЕС в аграрном секторе. Подписав еще в 1962 г. ряд соглашений, Франция обязалась участвовать в осуществлении единой аграрной политики (ЕАП). Результатом этого явилась защита внутреннего рынка от колебании мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение конкуренции со стороны стран — не членов ЕС, одновременно с этим ежегодное установление в рамках ЕАП не только единых фиксированных цен для всех производителей, но и объема производимой продукции. При этом ведется жесткий контроль за соблюдением установленных ограничений. Это приводит к тому, что фермерские хозяйства сталкиваются с трудноразрешимой проблемой реализации излишков сельхозпродукции и несут убытки. В конечном итоге часть производителей вынуждена уйти из отрасли.

Население

Население метрополии на 1 января 1998 г. составляло 58,7 млн. человек, и Франция, таким образом, занимает 21-ое место в мире и 3-е – в Европейском Союзе. С учетом населения заморских департаментов и территорий, где проживает около 2 млн. человек, население Франции достигает почти 61 млн. человек. При плотности 107 чел/кв. км, Франция является одной из густонаселенных территорий планеты, но средненаселенной в Европе: она занимает 9-ое место в мире после Нидерландов, Соединенного Королевства, Германии, Италии. Но население распределяется крайне неравномерно. Половина населения проживает на 10% территории: в Парижском округе и по нижнему течению Сены, на лионском перекрестке, в долине Роны и на средиземном побережье, в промышленных районах Нор и Лотарингия, по течению Луара, Гаронны и Рейн, в обращенных к морю районах Армориканского массива. Малонаселенные районы опоясывают страну от предгорья Пиренеев до массива Арден. Один из важнейших ресурсов любой страны – рабочая сила, экономически активное население страны. Экономически активное население (ЭАН) Франции составляет 25 млн. человек, или свыше 40% всего населения страны. Для сравнения тот же показатель для Германии — 37%, Великобритании - 46%. Численность ЭАН оставалась практически неизменной в период с 1954 по 1962 г., с 1963 по 1982 г. уровень ЭАН рос достаточно быстро (0,9% в год) а начиная с 1982 года ежегодный прирост замедлился и вышел на отметку 0,5%. По прогнозам, к 2005 г. ЭАН Франции должно достигнуть 27 млн. человек, а затем будет постепенно уменьшаться. За последние десятилетия идет постоянный процесс перелива ЭАН в сферу обслуживания, что характерно для большинства развитых стран, где в ВНП преобладает этот сектор экономики. Основными тенденциями, связанными с изменением состава ЭАН, можно считать, во-первых, увеличение доли женского активного населения. За последние 25 лет число занятых на работе женщин возросло до 9,3 млн. человек, что составило 46% всего ЭАН против 34,9% в 1968 году. Во-вторых, увеличилась доля иностранной рабочей силы, составляющей на сегодня около 12% ЭАН, или более 3 млн. человек. В результате абсолютный рост ЭАН объясняется тремя различными факторами: абсолютным приростом численности трудоспособного населения, увеличением числа работающих женщин и иммиграцией. Географическое распределение ЭАН основано прежде всего на региональных различиях. Юг Франции и ее центральная часть - это регионы с преобладанием ЭАН, занятого в аграрном и агропромышленном секторе. Север и северо-восток — это промышленные регионы, где большая часть ЭАН занята в индустрии. И только Парижская агломерация и Средиземноморское побережье отличаются высоким уровнем занятых в сфере обслуживания. По производительности труда в промышленности Франция занимает 2-ое место в мире (после Японии). Уровень забастовок в частном секторе является самым низким в Европе. Наиболее значительные и широко комментируемые прессой забастовки наблюдаются в государственном секторе, в особенности на транспорте.

Париж

Красота, очарование и прелесть Франции слились воедино в её столи­це Париже, стоящем на берегах реки Сены. В самом центре Парижа, на острове Сите, в XII—XIII вв. был воз­двигнут собор Парижской Богома­тери — признанный шедевр готи­ческого стиля. Лучшая коллекция произведений эпохи Возрождения находится в Лувре (возведён в XVI в, на фундаменте крепости конца XII — начала XIII в.) — грандиозном здании с изысканными фасадами, фронтона­ми и внутренними двориками. Рань­ше в Лувре жили французские коро­ли, а с 1793 г. в нём находится один из крупнейших художественных му­зеев мира, хранящий среди многих шедевров знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи. В XX столетии музеями становятся не только двор­цы, но и вокзалы. Великолепная коллекция полотен импрессионистов и других живописцев XIX—XX вв. со­брана в переделанном из железнодо­рожного вокзала музее Орсэ (открыл­ся в 1986 г.). В городе много больших и маленьких дворцов, особняков, пло­щадей, пленяющих неповторимой красотой: Люксембургский дворец, где заседает сенат, Енисейский дво­рец — резиденция президента рес­публики, площади Согласия и Вандомская, Дом Инвалидов, в котором покоится прах великого Наполеона. Елисейские поля — главный про­спект французской столицы — закан­чиваются Триумфальной аркой. Сим­волом Парижа неизменно остаётся Эйфелева башня, построенная к Все­мирной выставке 1889 г. инженером Александром Гюставом Эйфелем как символ технических достижений XIX в. Её высота 300 м, а вес стальных конструкций 9 тыс. т. Любимым местом общения пари­жан (их около 2,6 млн.) неизменно остаются рестораны и кафе, отдель­ные столики которых располагаются прямо на улицах города. В центре Па­рижа многолюдно до самого поздне­го вечера (ещё в середине XVIII в. в Париже проживало около 700 тыс. человек — население для того времени огромное), На фабриках и заводах Парижа и его пригородов занято 13 тыс. рабочих. Здесь производится 70% всех французских автомобилей, 90% авиамоторов, более 70% тракторов в районе столицы находятся многочисленные химические заводы, предприятия, производящие станки, электрооборудование и различные приборы. Швейные фабрики и ателье создали Парижу ”законодателя мод”. Париж - не только промышленный, но и транспортный центр страны. К столице со всех концов страны сходится 11 главных железнодорожных магистралей и свыше полутора десятков важных шоссейных дорог. Железным дорогам во Франции трудно соперничать с автомобильным транспортом. Протяженность основных железнодорожных линий в стране немногим более 45 тыс. км., а густая сеть шоссейных дорог, покрытых бетоном или асфальтом, достигла уже 500 тыс. км. Воздушные “ворота” Парижа - аэропорты Орли и Бурже - ежегодно пропускают свыше 3 млн. пассажиров и большое количество грузов. Париж - торговый центр Франции. Каждый десятый житель столицы занят в торговле. Помимо больших универсальных магазинов и множества мелких лавок, в городе десятки рынков. Самый крупный из них - Центральный рынок.

Лион

На востоке Центрального массива при слиянии р. Сены с другой крупной рекой юго-восточной Франции - Роной, расположен г. Лион - второй после Парижа транспортный узел, промышленный и культурный центр. В Лионе и его пригородах 700 тыс. жителей. Город издавна славится производством шелка. В Лионском музее, единственном в своем роде, собраны образцы более 400 тыс. шелковых изделий. В лионском районе построено немало предприятий новых отраслей промышленности - химической, кинематографической, автомобилестроительной. Большое значение имеют также заводы, изготовляющие станки и машины для текстильной промышленности. С Лионом тесно связан расположенный недалеко от него г. Сент-Этьенн. В этом городе более 200 тыс. жителей. Он окружен со всех сторон шахтами Луарского угольного бассейна. На базе дешевого топлива в городе давно развилась металлургия, а затем появились металлообрабатывающие и оружейные заводы. Русло Роны перекрыто несколькими плотинами гидроэлектростанций. Энергия Ронского каскада приводит в движение моторы на заводах и фабриках многих городов юго-восточной Франции. Широко применяют ее и для выплавки алюминия. Сырье для этого - бокситы - добываются в южной провинции Прованс. Административное деление Франции Терри­тория Франции разделена на 100 департаментов, в том числе замор­ские — острова Реюньон и Индийском океане, Мартиника и Гваделупа в Ка­рибском море и др. Французы сохра­няют сознание принадлежности к оп­ределённым историческим областям: Пикардии, Нормандии, Бретани, Эльзасу, Лотарингии, Шампани, Бургундии, Савойе, Оверни, Аквитании, Гаскони, Лангедоку, Провансу, каждая из которых отличается самобытностью. Французы составляют 93 % населения Франции, они по пра­ву считаются одним народом (и сами осознают это единство), но есть много культурных и язы­ковых различий, присущих разным местностям. Такие различия находятся у сдержанного и горделивого савойского горца и по-юж­ному темпераментного марсельца, у сурового нормандского кре­стьянина и беспечного парижанина. Любой француз гордится своей «малой родиной» — местом, где родились его предки или он сам. Тем более если название этой местности известно на весь мир. Шампань, Божоле, Бордо, Эвиан, Камамбер и многие другие города и земли Франции дали на­звания прославленным винам, водам, сырам. На западе Франции находится об­ласть Бретань, раскинувшаяся на од­ноимённом полуострове. Ещё в V— VII вв. с Британских островов туда переселилось кельтское племя брит­тов. Постепенно их язык слился с галло-римской латынью и стал называть­ся бретонским. Французский язык распространился на полуострове только после того, как в 1532 г. Бре­тань была присоединена к Франции. Однако бретонский бытует в этой об­ласти до сих пор. Поблизости от исторической столицы Бретани — Рена совершали, по леген­де, подвиги рыцари Круглого стола короля Артура и творил чуде­са волшебник Мерлин. Бретань — красивый и суровый край. Каменистые возвышенности перемежаются с глубокими долинами. Обрывистые морские берега изрезаны скалистыми бухтами. Часто дуют сильные ветры, обычны туманы, со всех сторон доносятся крики чаек. Бретонцы считаются лучшими в стра­не моряками и рыболовами. Ещё один важный промысел Бретани — разведение различных устриц и съе­добных ракушек в искусственных бассейнах — «устричных парках». Крайняя северо-восточная исто­рическая область Франции — Эльзас. Начиная со Средних веков по этому региону проходила граница между французскими и германскими земля­ми и соответственно между француз­ским и немецким языками. Перипетии истории обусловили современную языковую ситуацию Эльзаса, где боль­шинство населения двуязычно. Столица Эльзаса — Страсбург (Страсбур). Это красивейший старин­ный город. Он процветал ещё в Сред­ние века, был богатым экономиче­ским центром. В XV в. здесь жил знаменитый изобретатель книгопеча­тания Иоганн Гуттенберг, основав­ший первую типографию. Современ­ный Страсбург по праву называют перекрёстком Европы. В городе засе­дают Совет Европы и Европейский парламент, Русло Сены пролегает по Северо-Французской низменности. Вокруг поля пшеницы, сочные зеленые пастбища, сады со стройными шеренгами яблонь. Это - Нормандия, одна из древнейших провинций, на которые раньше делилось французское государство. Нормандия славится производством масла и сыров, а из яблок местные крестьяне приготовляют сидр - напиток, известный даже за пределами страны. Савойя — это живописный край, расположенный у подножия Альп. Она отошла к Франции от Италии лишь в 1860 г., однако ещё задолго до того в ней был распространён фран­цузский язык. В Савойе находятся горные курорты с прекрасными спор­тивными сооружениями. Недаром в 1992 г. в городе Альбервиле прохо­дили зимние Олимпийские игры. Го­родок Эвиан всемирно известен сво­ими минеральными водами. Область Прованс на юге Франции славится благоустроенными морски­ми курортами. Знаменитый Лазур­ный берег окаймляет чудесный уто­лок французского Средиземноморья. Миллионы туристов со всего мира с весны до осени приезжают в главный курортный город Ниццу и его окре­стности, чтобы отдохнуть и развлечь­ся. Красота пейзажей и субтропический климат создали городам этого уголка Франции славу первоклассных курортов (такие как всем известные Ницца и Канны). Столица Прованса Марсель — один из древнейших французских городов. Он был основан греками ещё около 600 г. до н. э. Сегодня это самый большой порт Франции и крупнейший промышленный центр. Старый город, расположенный на холмах, примыкает к гавани Старого порта. На его узких улочках сохрани­лось немало старинных церквей и зданий. Огромную площадь в Марсе­ле занимают современные кварталы, включающие новый обширный пор­товый комплекс. Западнее Прованса лежит Лангедок. Это старейший винодельческий район Франции, Небольшие города Лангедока и Прованса — Ним, Арль, Монпелье, Авиньон, Оранж известны своими прекрасно сохранившимися памят­никами галло-римской культуры. Это храмы, амфитеатры, триумфальные арки, акведуки. На улицах и площадях столицы области Тулузы возвышают­ся великолепные церкви и дворцы в стиле барокко и эпохи Возрождения. Лилль во французской части Фландрии на самой границе с Бельгией делит с Лионом известность важнейшего центра текстиль­ной промышленности. Бордо в низовьях Гаронны знаменит не толь­ко винами, но еще и тем, что здесь появился на свет прославлен­ный писатель-эссеист и философ Мишель де Монтень. Окрестности Тура в долине Луары назы­вают «садом Франции», к тому же это — родина писателя Оноре де Бальзака и философа Рене Декарта. Клермон-Ферран, распо­ложившийся у потухшего вулкана в центре страны, в прошлом зна­менит как один из древнейших галло-романских городов, а в на­стоящем известен как мировой производитель высококачественных автомобильных шин «Мишлен». Гурманам всей Европы знакомо название Дижон: этот город в Бургундии славится гастро­номической продукцией. В его окрестностях собирают и отправ­ляют в рестораны многих стран мира изысканный деликатес — зна­менитых виноградных улиток, которых прямо в раковине запекают с оливковым маслом, чесноком и пряными травами. Транспортная система и порты Транспорт и транспортные услуги. Франция имеет густую сеть шоссейных дорог и занимает второе место в ЕС (после Германии) по их протяженности. Общая длина автобанов превышает 7000 км. До 2005 г. правительственная программа предусматривает строительство еще 4500 км скоростных магистралей. Благодаря хорошей дорожной сети резко возросла роль автомобильного транспорта в перевозках различных грузов. Если в 60-е в перевозках грузов уверенно лидировал железнодорожный транспорт, то теперь «желтую майку лидера» прочно удерживает грузовой автотранспорт. В автомобильных перевозках занято до 350 тыс. человек, а число предприятий достигает 32000. При этом большинство из них — это мелкие фирмы до пяти человек каждая. Поэтому ежегодно в этой отрасли исчезает и вновь появляется до нескольких тысяч компаний. Общая численность автопарка Франции оценивается примерно в 29 млн. автомобилей, из них 25 млн. - легковые. Франция располагает самой протяженной в Европе железнодорожной сетью. Более 50 городов связаны между собой высокоскоростными железнодорожными магистралями. За год перевозится более 900 млн. человек, из них около 40 млн. пользуются услугами скоростных поездов. Ежегодно свыше 60 млн. человек пользуются услугами трех крупнейших французских авиакомпаний «Air France», UТА «Air Inter». 80 аэропортов Франции — это самый большой показатель в Европе. Но следует отметить, что только на Париж приходится 58% перевозок пассажиров и 85% всех грузов. Инфраструктура во Франции одна из наиболее сложных в мире, она извлекает выгоду из передовых технологий и экстраординарных инвестиций правительства. Главные аэропорты – Орли и Шарля де Голля в Париже и Сатолас в Лионе. Во Франции двенадцать основных морских портов, многие из которых оборудованы для контейнеровозов. Имеется также сеть шоссе, реки и принадлежащая государству сеть железных дорог, которая является одной из наиболее разветвленных и технологически передовых в мире. Франция - морская страна. Важную роль в международных перевозках грузов Франции играет морской транспорт. Более 90% грузооборота морских портов приходится на Гавр, Дюнкерк, Марсель, Нант, Руан и Бордо, причем грузооборот Марселя превышает 90 млн. тонн ежегодно. У северных границ холодные волны вымывают мягкие известняковые породы и образуют скалы самой причудливой формы. Здесь были созданы удобные порты. Самый крупный из них - Гавр - расположен в широком устье р. Сены. Мощная бетонная дамба защищает многочисленные причалы и доки от морской стихии. В дамбе оставлены лишь “ворота”, через них юркие буксиры тянут на длинных канатах океанские корабли в порт. Суда под флагами различных стран привозят в Гаврский порт тюки хлопка и шерсти, мешки кофе и риса, каучук, красное дерево для изготовления дорогой мебели, пряности и другие товары. Гавр - первый французский порт по пассажирским перевозкам и второй, после Марселя, по перевозкам грузов. С деятельностью этого порта тесно связана жизнь города. Жители Гавра обслуживают гостей прибывающих на судах. В Гавре работают судоверфи, заводы и фабрики, перерабатывающие нефть и различное сырье, привозимое в порт. Местная промышленность не в состоянии переработать все импортное сырье, поэтому Гавр - крупный перевалочный пункт. Хлопок и шерсть, например, почти целиком направляются в северо-восточные центры текстильного производства - в города Лилль, Рубе, Туркуэн и в Эльзас. Основная масса морских грузов, предназначенных для Парижа, минует Гавр, следуя водным путем вверх по Сене. Франция в системе международных отношений Франция прочно интегрирована в мировое хозяйство. По объему экспорта и импорта Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии и Японии. Она является вторым в мире после США экспортером услуг и продукции агропромышленного комплекса. По данным статистики, сегодня каждый пятый француз работает на экспорт. В 1996 году внешнеторговые показатели достигли рекордно высокого уровня. Экспорт и импорт составили 1885,6 и 1681,2 млрд. франков соответственно. Положительное сальдо достигло 204,4 млрд. франков. Во Франции находятся 8000 международных предприятий, в число которых входит 4000 промышленных. Они имеют значительный вес в экономике страны. Иностранный капитал обеспечивает создание новых рабочих мест. Примеры иностранных капиталовложений в истории Франции существуют с давних времен и свидетельствуют о ее естественной притягательности. Примером может послужить история американского семейства Хавиленд, открывшего фабрику по изготовлению посуды во Франции с 1842 г. История фирмы Форд во Франции восходит к началу века. В 1907 г. в эту страну были завезены первые авто­мобили этого американского конструк­тора. В 1913 г. в Бордо открылся сбо­рочный цех Форд Т. Сегодня акционер­ное общество Форд, созданное в 1954 г., насчитывает 4700 человек, завоевало 8% рынка, а его оборот превышает 20 млрд. франков (3,3 млрд. долларов). Показателен также пример ИБМ. Деятельность этой компании во Фран­ции началась в 1914 г. Американский гигант информатики пустил прочные корни на французской земле: его европейская штаб-квартира находится в Париже, а в Корбей-Эссон и в Монпе- лье расположились производственные предприятия. Центр научных исследо­ваний в области телекоммуникаций ИБМ действует в пригороде Ниццы. Ежегодно компания реализует во Франции оборот в размере более 42 млрд. франков (7 млрд. долларов). Несмотря на это, государственные органы и общественное мнение Фран­ции долгое время сдержанно относи­лись к инвестициям извне. На сего­дняшний день ситуация изменилась и инвесторам законодательно предостав­лена практически полная свобода. Ре­альный поворот в политике произо­шел в 1983 г.. после завершения деба­тов о сохранении франка в Европей­ской валютной системе (СМЕ). выборе, сделанном в пользу Ев­ропы и, следовательно, курсе на интернационализацию француз­ской экономики. Уже через несколько лет после этого, за период 1991-1996 гг., приток иностранных инвестиций составил, по статистическим дан­ным ОСДЕ, 714 млрд. франков (119 млрд. долларов). Таким об­разом, Франция опередила Вели­кобританию (660 млрд. франков, или 110 млрд. долларов). Франция относится к числу стран, наи­более открытых для инвестиций извне. С 1985 г. 60% капиталовложений посту­пают из стран Западной Европы. Созда­ние единого европейского рынка ускори­ло приход во Францию таких европей­ских объединений, как Фиат, Мерседес-Бенц, Бертельсман, Нестле, Сиба-Жеги, Гинесс, Сканья и др. Следует подчерк­нуть, что в 1997 г. Германия впервые обогнала США, создав 4328 рабочих мест и приняв к выполнению 70 про­грамм инвестирования. Набирают силу экономика Бельгии, Италии и Испании. Второе место по инвестированию за­нимает Северная Америка, обеспечива­ющая с 1985 г. 30% инвестиций. На аме­риканских предприятиях фабричного производства занято 250 000 человек (6% общей численности по данного сек­тора). В числе особо крупных предприя­тий Дженерал Моторс, Элльед Сигнал, Кодак, Проктер энд Гэмбл, Кока-Кола, Федерал Экспресс, Хьюлит-Паккард и др. Франция стала одним из приоритет­ных направлений инвестирования азиат­ских предприятий (японских, тайвань­ских, южно-корейских и пр.). Среди 150 японских предприятий, на которых заня­то 55 000 человек, такие, как Сони, Ка­нон, Ямаха, Тошиба, Рико, Хитачи. Ко­рейская фирма Даву избрала Францию для размещения своей европейской про­мышленной базы и создала 5 заводов (производство микроволновых печей, телевизоров, стекла и пр.) В декабре 1997 года японский конст­руктор Тойота д'0нненг создал свой второй в Европе завод в окрестностях Валансьен, на севере страны. Инвести­ции составили 4 млрд. франков (0,6 млрд. долларов), при этом было созда­но 2000 новых рабочих мест. Это реше­ние косвенным образом приведет к со­зданию рабочих мест в материально-техническом снабжении, обслуживании и т.п. К 2001 году будет достигнута за­планированная производительность: 150 000 автомобилей. Таким образом, регион Па-де-Кале утверждает за собой репутацию лидера французского авто­мобилестроения. В этом секторе занято 38 000 человек. Поставщики автомо­бильного оборудования из Японии, такие как Огура (электромагнитное сцеп­ление) и Абеконо Брейк Индастри (сис­темы дисковых тормозов) намерены также расположиться в этом регионе. Даже если не учитывать пример Той-оты, сектор автомобилестроения был в 1997 г. ведущим в области иностранных инвестиций. Многочисленные проекты существуют в области электроники, ин­форматики и телекоммуникаций. Эти отрасли обеспечили в последние годы создание 16% рабочих мест. За этим сектором следуют деревообработка, бумажно-целлюлозная промышлен­ность и производство стекла (11%), а за ними - агропромышленный сектор и сфера услуг. Французская кухня Французскую кухню условно можно поделить на две основные ветви — ре­гиональную народную и изысканную аристократическую. К первой относят­ся блюда, которые на протяжении веков готовили жители различных историче­ских областей страны. Самыми извест­ными из них по сей день остаются марсельский суп из разных сортов рыбы; тулузские бобы, тушенные с сосисками и кусками говядины; эльзасская тушен­ная в белом вине кислая капуста, обло­женная сверху колбасками, сосисками и варёными свиными ножками; страсбургский паштет из гусиной печёнки; го­вядина по-бургундски и, наконец, харак­терное для многих областей Франции жаркое из мяса с овощами. Почти все народные блюда очень просты. Каждый легко приготовит фондю, изобретённое экономными пастухами из Савойских Альп: надо только расплавить в кастрю­ле сыр (можно зачерствевший), добавить специй и обмакнуть в него кусочек под­сохшего хлеба. Аристократическая французская кухня сформировалась при дворах ко­ролей и французской знати. Её непо­вторимые блюда отличались разнообра­зием и изысканностью. В наши дни эта ветвь превратилась в настоящее искусство и поддержива­ется в лучших ресторанах страны, в ос­новном парижских. Французские повара употребляют всевозможные сорта сыра, различные грибные приправы, главным образом из трюфелей и шам­пиньонов, а также лары моря — устриц, крабов, морских ежей, раковин-гребешков и прочих моллюсков. Особой гордостью французской кухни являются вина. Короли фран­цузских вин — бордо и бургундское. Бордо производят в Аквитании, центр которой город Бордо; бургундское — в Бургундии. Бордо — лёгкое, светлое, тонкое вино. Бургундские вина, на­оборот, тёмные, густые, тяжёлые, бар­хатистые. Каждая из этих марок в свою очередь подразделяется на мно­жество сортов. Всемирной известностью пользует­ся шампанское — вино, производимое о Шампани. Франция также родина коньяка, который изготовляют из ви­ноградного спирта и выдерживают в дубовых бочках не менее трёх лет. Этот крепкий спиртной напиток на­зван по имени аквитанского городка Коньяк, где его впервые начали делать ещё в Средние века. Заключение В процессе работы над рефератом я узнала о выбранной мною стране – Франции. Я никогда не была во Франции, и мне бы хотелось посетить эту страну и увидеть все, что я описала в реферате, своими глазами. Франция является самой посещаемой страной в мире. 87% туристов составляют европейцы, большинство из которых — немцы и англичане. К ним следует добавить еще 35 млн. французов, путешествующих по стране. Колыбель аристократического и буржуазного туризма в XIX в., Франция за последние три десятилетия превратилась в страну массового туризма. Привлечению огромных потоков туристов во Францию способствует ряд факторов, и, прежде всего, разнообразие ее рельефа и природных ландшафтов, а также богатое культурное наследие. В стране насчитывается 12 тыс. находящихся под охраной государства исторических памятников и 1200 музеев. Наряду с удобным географическим положением и прекрасно развитой транспортной сетью Франция располагает большими возможностями для размещения туристов (более 17 млн. гостиничных мест), гостиничная сеть включает почти 45 тыс. отелей, в которых в общей сложности свыше 1 млн. номеров. В стране также имеется 8200 кемпингов, 830 курортных поселков, свыше 42 тыс. сельских гостиниц и 2820 тыс. домов дачного типа. Почти половина туристического потока направляется к морю. К традиционным морским курортам, таким как Довиль, Аркашон и Биарриц, добавились недавно обустроенные курортные места, в частности на побережье Лангедока и в Аквитании. По числу приезжающих турис­тов по-прежнему лидирует район Прованс-Альпы-Лазурный Берег, за ним идут Лангедок-Руссильон и Корсика, закрепляя доминирующее положе­ние средиземноморского побережья. На берегах Атлантики Бретань опе­режает Аквитанию и Вандею, ставших местами массового туризма не­сколько позднее. Горный туризм, зародившийся в Шамони, пережил быст­рый подъем после войны в связи с диверсификацией видов активного отдыха, проведением Олимпийских игр в 1968 г. в Гренобле и в 1992 г. в Альбервилле. На Францию приходится 18% общего мирового числа ме­ханических подъемников. Основная часть горных туристов направляется в Северные Альпы. Более высокие, заснеженные и великолепно обустро­енные, они славятся своими курортами, такими как Шамони, Куршевель, Лез Арк и Тинь. Южные Альпы, где находятся курорты Серр-Шевалье, Вар и Изола-2000, лишь подкрепляют престиж отдыха в альпийских массивах. Другие горные массивы, не такие высокие и более удаленные от крупных центров, пользуются меньшей популярностью. Пиренеи славятся главным образом своими курортами с минеральными водами Котре и Люшон и станциями горнолыжного спорта, такими как Ла Монжи и Сюпербаньер. Центральный массив интересен прежде всего кратерами своих вулканов и многочисленными курортами с минеральными водами. Горные масси­вы Юра и Вогезы привлекают своей близостью швейцарских и немецких туристов. "Зеленый" туризм резко увеличился в 60-е и 70-е гг. благодаря росту экологических движений и конкурентным ценам. Он дает возмож­ность крестьянам получать дополнительные доходы за счет устройства сельских гостиниц, сдачи в аренду комнат с питанием и оборудования кемпингов на фермах. Проявляясь особенно активно в районе Рона-Аль­пы и в Центральном массиве, этот вид туризма способствует сезонному оживлению многочисленных пустеющих деревень. Маршрутный туризм сосредоточен главным образом в Парижском округе и в долине Луары. Столица, куда ежегодно приезжают свыше 10 млн. иностранцев, славится исключительным богатством своего историко-архитектурного наследия, своей интеллектуальной и культур­ной жизнью, возможностями для активного делового туризма, обеспечи­вающего ежегодный оборот в размере 20 млрд. франков (3,3 млрд. долл.). Париж является к тому же главным европейским центром проведения конгрессов. Что же касается долины Луары, то ее популярность у туристов объясняется многочисленными замками, из которых наибольшей извест­ностью пользуются замки Шамбор, Шенонсо и Азэй-ле-Ридо.

Список использованной литературы

1. Энциклопедический словарь, Москва 1987г. 2. «Франция. Особенности и проблемы современного экономического развития». Плисецкий Д.Е. География, № 30 1998. 3. Журнал министерства иностранных дел Франции «Label France», №33, сентябрь 1998 г. 4. Энциклопедия для детей, т.13 «Страны, цивилизации, народы», издательство «Аванта+». 5. «Франция». Министерство иностранных дел Франции. Перевод на русский язык и издание – «Интердиалект+», Москва 1999 г.