Каталог :: География

Реферат: Нефтегазовый комплекс России

     Нефтегазовый комплекс России
Важнейшей проблемо
й ТЭК России  является устранение 
кризисного положения в 
добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефте
газовой промышленности. 
Из-за дефицита капиталовложений в последние
годы нарушились нормальные воспроизводст
венные процессы — от подготовки сырьевой 6
азы и строительства новых мощностей до рем
онта и реконструкции действующих об
ъектов. Регулирование инвестиционных процессов в
нефтегазовой отрасли ТЭК 
— нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия
централизованного финансирования и наличия большого
числа субъектов предпринимательской деятельност
и.
ТЭК Российской 
Федерации является основ
ой экономики страны
, обеспечивая жизнедеятельность всех отр
аслей национального хозяйства, 
консолидацию регионов страны в единое э
кономическое пространство, формиров
ание значительной части бюджетных доходов и
валютных поступлений. От результатов де
ятельности ТЭК завися
т, в конечном счете, платежный ба
ланс страны, поддержание курс
а рубля и степень
снижения долгового бремени России.
Бесперебойная работа ТЭК — один из ключевых фа
кторов национальной экономической бе
зопасности, динамичного р
азвития внешнеэкономических свя
зей России и интеграционных процессов в рамках
Содружества независимых гос
ударств.
Правящая элита России
не смогла уберечь гла
вное достояние экономики страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся
еще в годы советской власти сокр
ащение добычи нефти, угля и выработки э
лектроэнергии стало быстро нара
стать после 1991 г. В 
меньшей степени это сокращение распростр
анилось и на более устойчивую г
азовую отрасль. Так, добыча 
нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т
в 1987 г., в 1991 г.
снизилась до 462 млн. т и продолжа
ла подать, достигнув в 
1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к да
льнейшему падению. Добыч
а газа сократи
лась с 643 млрд. 
куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. 
м в 1998 г. В целом
за 1991-1998 гг. добыча нефти снизи
лась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча 
угля — на 34%, производство электроэнергии — на
23% и добыча газа — на 
8%.
Ухудшилось положение и
с экспортом нефти, который снизился за 
1991 –1998 гг. на 21%. Экспорт газа 
за тот же период вырос на 2,3%.
Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует
учитывать итоги 1998 
г, которые показали, что об
ъем добычи нефти в 303 м
лн. т достиг порога энергетической безопасности,
оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т .
Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением
внутреннего потребления жидкого топлива в стране, 
либо со снижением экспортных возможностей России, а 
в более длительной перспективе может пост
авить Россию перед необходимостью начать импорт
нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были
крайне пессимистические. Эксперты утверждали, что при 
сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сл
ожившихся налоговых, финансовых, правовых и других м
акроэкономических и институциональных условий добы
ча нефти будет сокращаться весьма 
быстрыми темпами.  Но обнадеживающе на фоне этих
пессимистических оценок звучали выводы  Коллегии Министерство топлива и 
энергетики Российской Федерации
, которые, хотя и огова
ривают наличие в добыче 
тенденции к дальнейшему снижению, тем не 
менее отмечают, что 
положение в нефтяной отрасли нельзя счи
тать катастр
офически безнадежным — добывные во
зможности месторождений 
пока превышают существующий 
уровень добычи нефти, 
все еще сохраняется зна
чительный производственный 
потенциал, а отрасль
располагает технол
огиями, что в целом создае
т реальные пpeдпоcылки дл
я стабилизации ее 
работы.
Несколько л
учше обстоят дела в газовой отрасли. Коллегия   
Мимтопэнерго России предполагает, что в 1999 г. из-за 
недостатка финансиров
ания и ухудшающихся 
условий добычи более 85% газа буд
ет получено с 
месторождений падающей добычей (добыч
а газа понизится на
2% по сравнению с 1998 г.) В 
1999 г. вряд ли можно рассчитывать на какой-либо 
подьем производства и в уг
ольной промышленности, и в электроэнергети
ке.
Одной из гла
вных причин обоз
рения кризиса в ТЭК 
России явилась проводимая в течение длительного
времени правительственная п
олитика, игнорирующая 
непосредственные нужды ТЭК. Она бы
ла направлена на
поддержание высокого к
урса рубля, что 
объективно способствовало ухудшению 
финансового положения эк
спортеров энергетических ресурсов. К 
этому нужно
добавить, что увлеченность 
правительства пирамидами внутренних и вне
шних займов лишала предприятия, оперирующие 
в реальном секторе 
экономики, возможности получени
я каких-либо инвестиционных 
кредитов. Инвестиционная по
литика в 
этих условиях в значительной степени своди
лась к финансовым спек
уляциям. Обстанов
ка осложнилась ростом неплатежей  и задолженностей
. Крах такой политики б
ыл неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 
г.
     Другая причина быстрого нарастания кризиса в 
ТЭК также была связа
на с оши6очной политикой правительства России, 
направленной на поддержание и увеличение 
масштабов налогового бре
мени в отношении предприятий 
ТЭК, в первую очередь 
нефтяных компании. Размеры налоговых п
латежей нефтяных к
омпаний, в зависимос
ти от их задолженн
ости, составляли 47
– 55% выручки, 
что даже в период высоких цен на нефть 
в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 ра
за выше, чем в з
ападных странах. Пол
ожение усугублялось
широким развитием прак
тики неплатежей и бартерных зачетов при до
ле реальных денег в
выручке на внутреннем 
рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сум
ма налоговых пл
атежей по отношению к реальной выр
учке нефтяных компаний при операциях н
а внутреннем рынке достигала 93–108 
% .
Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального
поддержания инвестиций компании были вынуждены 
закладывать значительную ч
асть будущего экспорта 
нефти.
И, наконец, третьей причиной столь бедст
венного положения нефтяной промышленности 
явилось почти двукратное снижение в 1998 г.
экспортных цен на нефть на 
внешних рынках. Значительным бы
ло сокращение цен и на природный г
аз.
«Результатом ра
зработанной по отношению к российским нефт
яным компаниям экономической и особенно 
налоговой политики, — отмечалось в «Обращении 
российских нефтяных компаний к Пра
вительству России
», — является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних цен
ах на нефть рентабе
льность нефтяных компаний в России бы
ла ниже, чем в Норвегии на 70%.  По сравнению с США 
рентабельность нефтяных компаний 
в России ниже в 2,5 раза, по сравнению с Ве
ликобританией  в 3 раза».
Таким образом, 
положение в россий
ском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достиг
ло критического состоя
ния и требует проведения
чрезвычайных мер. По этой причине устранение
кризиса в российском ТЭК, 
учитывая его ключевое зн
ачение для судеб страны, должно рассматриватьс
я как первоочередная 
общенациональная задача, как условие поддерж
ания национальной безоп
асности и обеспечения будущего развития России.
Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленны
х проблем общеэкономическо
го порядка, проблем, накопившихся з
а последние годы в ТЭК и в смежных отраслях
промышленности, транспорта, о также 
в финансовой, вал
ютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и
других сферах.
Важнейшей проблемой ТЭК является проблема устранения
кризисного положения с добычей и с воспроизводством
сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-
за дефицита капита
ловложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы – 
от подготовки
сырьевой базы и строительства новых мощностей до
ремонта и реконструкции действующих объектов. В св
язи с этим т
ехнический уровень и физичес
кое состояние большинства предприятий ТЭК все больше
перестает отвечать современному 
уровню и требованиям 
техники безопасности.
По сравнению с восьмидесятыми годами об
ъемы бурения сокра
тились в три-пять раз, прирост запасов нефти — в 6 раз, а газа – в 10 раз. При
добыче нефти в последние годы на уровне 300 млн. т
в год прирост запасов составлял 
лишь 180-200 млн. т в 
год, а восполнение запасов газ
а не превышало одной трети извлекаемых запасов
. В 1998 г. прирост запасов нефти составил 77%, а по г
азу – 57% от добычи.
Из года в год сохраняется бо
льшое количество бездейств
ующих скважин. На 1 января 1999 г. их число
превысило 35 тыс. скважин, или 26,3% от эксплуа
тационного фонда. Зна
чительная их часть не имеет перс
пектив быть восстановл
енными, поскольку это представ
ляется нерентабельным. Более того, сохранение т
акого большого количества простаи
вающих скважин приводит (согласно техно
логическим нормам) к безво
звратным потерям части извлекаемых з
апасов, что снижает конечную нефтедобычу на 5-7%.
Резко ухудшилось за последние годы техническое состояние обор
удования, используемог
о в ТЭК. Так в 1997 г. степень износа основных фондов в топливной промышленно
сти, по данным Госкомстата, сост
авляло 54% против 44% в 1991 г. Коэффициент
обновлений фондов в нефтедобывающей промышленности з
а 1990-1997 снизился с 9°/о до 
1,5%, а в газовой промы
шленности с 7% до 5%.
Не лучше обстоят дела в
нефтепереработке, где износ основных фондов
составляет 80%. Загрузка нефтеперерабатывающих мощностей не превы
шает 55%, тогда как «порогом устойчи
вости» в отрасли считается 65%.  С 1991 по 1997 
г, практически не измени
лась глубина переработки нефт
яного сырья в российской нефтеперер
абатывающей промышленности, которая остается
по-прежнему на уровне 65%, что считается крайне низким по междун
ародным стандартам.
Большие проблемы с износом основного фонда стоят перед трубопроводным тра
нспортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад,
а 70% имеют более чем десятилетний стаж. То
лько в одной газовой отрасли под
лежат реконструкции и з
амене около 35 тыс. км
из 160 тыс. км эксплуатируемых газопроводов. В
структуре газопроводов по возраст
у  85% находятся в 
эксплуатации от 10 до 30 пет, 14
% – эксплуатируются более 30 лет.
С не менее важными проблемами ста
лкивается Россия и в области поддержания 
экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и
функциональная разобщенность отдельных ч
астей ТЭК в результате р
аспада Советского Союза со
здали для России значительные трудности,
особенно с транспортировкой экспортных гру
зов. Контроль над маги
стральными экспортными трубопроводами и
терминалами начали осущ
ествлять, помимо России, Украин
а, Белоруссия, Лит
ва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались т
олько три из восьми морских комп
лексов для экспорта
нефти. Спустя восемь лет после распада СССР Россия
все еще остро ощущает недостаток экспортных порто
в, складского хозяйст
ва, танкерного флота, оборудованных пограничных
переходов и т.д. Сохран
яется непредсказуемость транзитных поставок
российской нефти и газа через территорию Украины,
Прибалтики, а также Чечни. Все это серьезно осло
жняет обеспечение экономической безоп
асности Российской Федерации и функционирование ее экспортного потенци
ала.
Кризисное состояние российского ТЭК, недостаток
возможностей его м
одернизировать и разви
вать являются прямым следствием кри
зиса инвестиционной политики, низкого уровня пл
атежеспособного спроса предприятий на инвестиции,
неблагоприятного инвестиционного клим
ата в стране.
ТЭК всегда был наиболее капиталоемкой сферой
народного хозяйства. Накануне распада СССР комплекс
поглощал до 40% всех
инвестиций, выделявшихся централизованно на
промышленное развитие страны. В настоящее время ТЭК
продолжает лидировать
по объему привлекаемых инвестиций. В 1998 г. на его
долю пришлось 25,2% капитальных вложений в экономику России з
а счет всех источников финансирования.
При переходе народного хозяйства на ре
льсы рыночной экономики инвестиционные
потребности ТЭК отнюдь н
е уменьшились. Это обусловлено рядом новых требов
ании, предъявляемых к комп
лексу, в частности ростом з
атрат на экологическу
ю защиту, модернизацию, социальные нужды. Резко возр
астают удельные
капиталовложения в
связи с безальтернативным переносом центров добычи
в труднодоступные, неосвоенные и неб
лагоприятные для здоров
ья регионы, в том числе в районы ше
льфов Крайнего 
Севера с исключительно высокими единовременными 
затратами.
В условиях кризиса российский ТЭК стал ста
лкиваться с острой недостаточностью
инвестиционного обеспечения, причем не только для
увеличения, но доже просто для сохранения су
ществующего, весьма низкого по сравнению с прошлым,
уровня производства.
По сравнению с 1991 г. объем 
капиталовложений в ТЭК России в целом 
сократился в 1998 г. в сопоставимых ценах более
чем в 3 раза. Из-за дефицита капиталовложений нару
шаются   нормальные   
воспроизводственные
процессы – от подготовки сырьевой базы и 
строительства новых мощнос
тей до ремонта и реконструкции действующих 
объектов. В связи с этим технический уровень и 
физическое состояние большинства предприятий ТЭК все бол
ьше перестают отвечать современному уровню и 
требованиям техники безоп
асности. Общее сокращение инвестиций происходит
на фоне резкого падения 
доли наиболее важного в
прошлом источника — гос
ударственного финансирования. Так, 
удельный вес госуда
рственных централизованных капит
альных вложений в отрасли комплекс
а, составлявший в 1
988 г. 74,3% их общего объема, снизи
лся к 1993 г. до 15%, в 1996 г. — до 0,14% и в 
1997 г. – до 0,7%. 
В 1998 г. лимит государственных централизованных к
апитальных вложений по федер
альной целевой программе «Топливо и 
энергия» был установлен на уровне 154 млн. руб.
при потребности по программе 36.485 млн. руб., а по
федеральной целевой програ
мме «Газификация России» — 20 млн. 
руб. при потребности в 7021 м
лн. ру6.
Осуществляемая эк
ономическая реформа исходила из за
мены бюджетного финансирования капитальных
вложений заемными и собственными средствами
предприятий. Однако претворение этой политики в жи
знь натолкнулось на
многие трудности. В результате 
ТЭК остается и без 
государственных капиталовложений, и без достаточных 
инвестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль
низкая рентабельность 
большинства предприятий 
ТЭК при действующих
ценах на энергоресурсы, падение платежеспособного
спроса, огромные по масшта
бам, как уже отмечалось, 
неплатежи потребителей, высокий и все уве
личивающийся уровень налогообложения, запоздалое
решение проблем 
амортизационных отчислений в связи с переоценкой
основных фондов, огромный рост транспортных
издержек, а также па
дение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК 
в 1998 г. Высокие проценты по прив
лекаемым заемным средствам сдел
али невыгодным использование кредитов на уровне предприятий.
Неблагоприятное положение с инвестированием наглядно
иллюстрируется ситуацией в 1998 г., когда н
амеченную программу по к
апитальным вложениям
по основным нефтяным и газовым компаниям не
выполнили «Коми-ТЭК» (на 65%), 
«Спавнефть» (на 39%), «СИДАНКО» и 
«Татнефть» (на 27-28%). «ЛУКойл» (на 22
%), «ОНАКО» (на 15%)
, предприятия нефтепереработки (на 33%
). Перевыполнили — предприятия газовой
промышленности (на 33%), компании 
«Сургутнефтегаз» а 5%) и 
ТНК (на 6%).
В целом, в 1998 г. капитал
овложения в российский ТЭК, осуществ
ленные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных по
казателей на 6%, в том числе по предприяти
ям нефтяной промышленности на 11 
%. Предприятия газовой промыш
ленности перевыполнили прогнозные наметки на 33%. В сравне
нии с 1997 
г. (в сопоставимых ценах) капиталовложения в
ТЭК снизились на 28%, в том числе предприятиями
нефтяной промышленности на 27% и предприятиями
газовой промышленности на 34%.
Таким образом, отсутствие правовой стабильности,
агрессивная налоговая
политика, рост криминогенной обстановки в ТЭК и
вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и
акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций
и даже оттоку капитала 
из России, а инвестиционный к
лимат сделали неб
лагоприятным для любых инвестиций, нез
ависимо от того, являются они отечественными или
зарубежными. 
Непредсказуемость дальнейшего развития событий в 
ТЭК, особенно в нефтяном секторе, затрудн
яет достоверную оценку потребностей России в инвестици
ях на стабилизацию положения в ТЭК и его да
льнейшее развитие. Тем не мен
ее постараемся определить, хотя бы приб
лизительно, возм
ожные параметры необходимых к
апиталовложений для реанимации гла
вной отрасли промышленного производст
ва страны.
Для этой цели воспольз
уемся главными прог
раммными документами, опреде
ляющими российскую э
нергетическую политику на перспе
ктиву. К их числу,
в первую очередь, относятся «Основные направления 
энергетической политики и стр
уктурной перестройки 
топливно-энергетического ко
мплекса РФ на период
до 2010 года», ут
вержденные Ук
азом Президента Рф от  7 мая 1995 г. № 472, и
«Энергетическая 
стратегия России», одобренная Постановлением 
Правительства РФ о
т 13 октября 1995 г.  1006. Дополнительно к ним Правительство РФ ут
вердило Пост
ановлением от 6 марта 1996 г. № 263 федер
альную целевую программу 
«Топливо и Энерги
я» и Постановлением от 24 января 1998 г. № 80
федеральную целевую
программу «Эн
ергосбережение Р
оссии на 1998-2005
годы». Энергетическая политика, разрабо
танная в этих
основополаг
ающих документах, у
чтена и отражена также в прогр
амме «Структурная перестройка и экономический
рост в 1997-2000 годах», утвержденной
Постановлением Правительства 
РФ от 31 марта 1997 г. № 360, а также в других
программных документах, прин
ятых в 1998- 1999 гг.
При анализе этих документов с
ледует учитывать, что они концентрируют свое вним
ание не на определении параметров процесса ра
звития ТЭК, а на 
установлении услов
ий, при которых развитие ТЭК ос
уществлялось бы в
заданном направлении. 
В этой связи количественные оценки, приводимые 
в документах, носят чисто прогнозный характер.
Тем не менее представляется целесообразным 
рассмотреть, применительно к нефтегазовой отрасли, два содержащихс
я в них сценария возможного развития ТЭК,
являющихся минимальным и ма
ксимальным вари
антами. Оба сценария базир
уются на одной стратегии развития ТЭК, но от
личаются друг от друга 
сроками, темпами развития, масштабами и очередностью ввод
а в эксплуатацию от
дельных объектов.
Минимальный, или необходимый вариант, как 
это определено в 
«Энергетической страте
гии», предусматривает такое развитие ТЭК,
которое гарантировал
о бы обеспечение энергетических н
ужд России при пониженном энер
гопотреблении, обеспеченном максимальным 
энергосбережением, и вес
ьма умеренном экспорте 
энергоресурсов, намного меньшим, чем 
современный уровень, и меньшим, чем уровень 
1990 г. Максимальный сценарий разви
тия ТЭК предусматривает повышение энергопотребл
ения в свя
зи с развитием экономики и бо
лее высокий уровень экспорта энергоресурсов из 
России.
В нижеследующей 
таблице приводятся да
нные, характеризующие об
а сценария развития
производства первичных энергоре
сурсов.
     Сценарии производства первичных энергетических ресурсов
     

Виды первичных энергетических ресурсов

1991 г.

1998 г.

2000 г.

2010 г.

мин.

макс.

мин.

макс.

Производство энергетических ресурсов, всего млн. т у. Т.

1758

1375

1410

1600

1550

1820

в том числе:

Нефть и конденсат (млн. т )

462303

270

310280350

Природный газ (мпрд. куб. м)

643

591

660

740740860

Первичная переработка нефтяного сырья (млн. т)

286164162180167223
Источники: «Новая энергетическая политик а России», пубпикации Госкомстата России; ИнфоТЭК. Статистика, до кументы, факты. Суммарный объем инвестиций, необходимых для поддержания работы ТЭК, даже по минимальному ва рианту весьма велик. В сценарии минима льного развития ТЭК необходимые капи таловложения в рек онструкцию и развитие отра слей ТЭК в 1996 -2000 гг. оцениваются (в млрд. долл.) в 60-70, в том числе в нефтедобы чу — 20-22, в газовую промышленность — 15-18 , в нефтепереработку — 5-6. В период 2001 -2005 гг . необходимый приток капиталовложений в ТЭК оценен (в млрд. долл. ) в 85-95, в том числе в нефтедобычу — 25 -28, в газовую промыш ленность — 21-23, в н ефтепереработку — 5-6. Это означает, что ежегодный объем инвестиций в ТЭК по минимальному варианту оценивается в 12-14 млрд. долл. в период 1996-2000 гг. и в 17-19 млрд. долл. в год в период 200 1 -2005 гг. Однако минимальный сценарий, составленный в основном в 1994 г., естественно, не мог учитыв ать реальности конца десятилетия 90-х гг. Это прежде всего относится к тому, что прогнозные значения по добыче нефти на 2000 г. и 2010 г. были установлены намного ниже порога экономической безопасности, определ яемой в настоящее время в 300 млн. т. Практически, сценарий игнорировал проб лему растущей потребности стр аны в экспорте нефти в связи с необходимостью увеличивать получение дополнительных экспортных доходов для покрытия возраст ающих нужд, связанных с развитием экономи ки, структурной перестройкой и вып латой иностранных долгов. Сцен арий не принимал во внимание необходимость достаточного наращивани я экспортного потенциала в с вязи с потребностью замены экспорта нефти экспортом высококачественных нефтепродуктов. Указанные причины, на наш взгляд, впо лне достаточны для того, чтобы не рассматривать в настоящее время минимальный сценарий как один и з возможных для будущего развития. Этот сцена рий, скорее всего, мог бы служить ориентиром для нефтяной промышленности в случае ее развития по пессимистическому прогнозу, о котором подробнее говорилось ранее. Это может ст ать реальностью в сл учае, если правите льство и нефтяные компании не смогут удержать отрас ль от дальнейшего падения добычи. По этим причинам более вероятным сценарием возможного развития ТЭК является максим альный вариант прогноза, предусматривающий последовательное увеличение добычи за пределы порог а безопасности и ориентированный на гл убокую переработку нефти и увеличение экспортного потенциала. Сог ласно этому сценарию, необходимые капиталов ложения в развитие ТЭК определены на перио д 1997-2000 гг. в 96-105 млрд. до лл., т.е. на 50-60% выше, чем в минимальном. Половину инвестиций предполагают направить в нефтедобычу и нефтепереработку. В период 200 1-2005 гг. объем инвестиций во зрастет по сравнению с 1997-2000 гг. еще на 50%. Увеличится, в частности, по ср авнению с первым периодом, удельный вес инвестиций в добычу га за. Таким образом, ежегодный объем инвестиций в ТЭК по максимальному сценарию оценивается приблизите льно в 24-26 млрд. долл. в год за период 1996-2000 гг., в том числе 12- 13 млрд. долл. в год на нефтедобычу и нефтепереработку и 5-5,5 млрд. долл. в год — на раз витие газовой промышл енности. В 2001-2005 гг. ежегодный объем инвестиций оцениваетс я в 29-31 млрд. долл. (12-13 млрд. долл. на развитие нефтедобычи и нефтепереработки и 8-9 млрд. долл. на развитие газовой промышленности). Для сравнения следует иметь в виду, что капитало вложения в развитие ТЭК в 1994 г. сост авили 9,3 млрд. до лл., в том числе в нефтедобычу и перер аботку нефти 3,8 млрд. дол л., что в три раза меньше прогнозируемых ежегодных потребностей в инвестициях в нефт яном секторе ТЭК. При этом необходимо допол нительно учитывать потребности в новых инвести циях в сопряженных отраслях. Конечно , значительн ая часть нового спроса ТЭК на продукцию черной металлургии, тяжелого машиностроения, промышленности строймат ериалов, оценива емой примерно в 20 млрд. долл. в год, будет по крыта за счет пол ной загрузки отечественных предприятий, а часть - за счет импорта или создания новых мощностей, что потребует дополнительных инвестиций. Дополнительный спрос ТЭК на продукцию сопряженных отраслей — иск лючительно важный фа ктор общего экономического оживления и оздоровления в стр ане. По подсчетом американски х экономистов, каждый долл ар, инвестированный в нефтяной сектор ТЭК России, поми мо прямого уве личения ВВП на 1 доллар, производит в сопряженных отраслях экономики еще 0,9 долл. дополнительного дохода. Из иностранны х оценок потребностей нефтяной отрас ли России в инвестициях выделяются данные исс ледования Всемирного банка, опубликованные в 1995 г., согл асно которым совокупные эксплуатационные и капитальные расходы, необходимые для поддержания нефтедобычи на нынешнем уровне, составляют 13 млрд. долл. в год, что б лизко к оценке потребностей в инвестициях нефт яной промышленности в период действия «Энергетической стратегии России» (максимальный сценарий). Из других оценок общих потребностей в инвестициях для модерни зации и развития ТЭК, общая потребность в капиталовложениях в ТЭК находится на уровне 40-45 м лрд. долл. в год, те. на 30-50% выше среднегодовых прогнозных значений максимального сценария, пред усмотренного Энергетической стратегие й России. При этом до сих пор основным источником инвестиций в ТЭК оста ются собственные средства топливно-энергетических компаний. Но этих инвестиций явно недостаточно, учитывая все возра стающие неплатежи и сохраняющуюся нехватку средств у отечественных потребителей продукции ТЭК. Комбинация этих факторов делает зад ачу инвестирования ТЭК в необходимых объем ах за счет внутрироссийских источников трудновыполнимой. Топливному комплексу необходимы иностранные инвестиции — до 15-20% от общей потребности, т.е. приблизительно 6-9 млрд. до лл. в год. Оценивая приведенные данные, следует учитывать, что в 1997 г, в год максима льного привлечения иностранных инвестиций в Россию, отрасли ТЭК смогли привлечь лишь 1,7 млрд. долл. всех видов инвестиций, включ ая прямые, а общий объем всех видов инвестиций в экономику страны оценива лся в 10,5 млрд. долл. Таким образом, подытоживая прогнозы, приведенные в «Энергетической стратегии России» и другие прогнозы, можно оценить инвестиционные потребности нефтег азовой отрасли ТЭК России в 20-25 млрд. долл. в год, в том числе долю иностранных инвестиций в 5 млрд. долл. В условиях обострения экономического и финансового кри зиса и снижения международного рейтинга России достижение этих наметок явится неле гкой задачей для исполнения. Программные документы Правительства РФ определяют важнейшим направлением природно-рес урсной политики пра вительства обеспечение рацион ального и эффективного испо льзования природно-ресурсного потенциала страны с цепью удовле творения текущих и перспективных потреб ностей отраслей народного хозяйство и экспорта для под ъема благосостояния гр аждан и социально-экономического во зрождения страны. В «Энергетической стр атегии» подчеркивается в этой связи, что «большие запасы высокоэффективных по мировым нормам энергетических ресурсов при умелой цено вой и налоговой политике могут и должны дать внутренние и внешние финансовые ресурсы д ля снижения налогообложения н аселения, сдерживания инфляции и поддержки российских товаропроизводителей и тем самым — роста национального дохода». Другой целью энергетической политики является обе спечение достойной роли энер гетики как фа ктора роста производительности труда и средства по вышения качества жизни насе ления. Успешное осуществ ление этой политики, обеспечение устойчивого развития нефтегазо вой отрасли российского ТЭК и выход этой отрасли из затяжного кризис а в решающей степени зависят от намеченной государством инвестиц ионной политики в рам ках структурной перестройки отр аслей комплекса и в сей экономики страны. 1991 год внес кардинальные изменения в инвестиционную политику. Отказываясь от прямого финансирования нефтега зовой отрасли, государство сосредоточило уси лия на осуществлении контро ля и координации действий нефтегазовых промышленных компаний в осущ ествлении ими инвестиционной деятельности. В резул ьтате, уже в 1996 г. капиталовложени я в добычу нефти осуществлялись почти на 98% з а счет собственных и привлеченных средств нефтяных комп аний. Доля фина нсирования газовой промыш ленности за счет РАО «Газ пром» и отдельных нефтяных компаний была еще выше. Выросла роль в р азвитии нефтяной отрас ли иностранных инвестиций. В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основ анной на принципе самофинансирования развития нефтяной и газовой промышленности, ре зко возраст ает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Этой проблеме уделяетс я значительное внимание во всех основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны —в «Энергетической стратегии России», в федеральных целевы х программах «Топливо и энергия» и «Энергосбережение России на 1998-2005 гг.», програ мме «Структурная перестройк а и экономический рост в 1997-2000 годах», а т акже в заявлениях представителей правительства России. Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно выделить нижеследующий перечень приоритетных направлений инвестирования отечеств енных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российс кого ТЭК на ближайшие 12-15 пет: • Комплексная разведка и освоение крупных месторождений газа; подготовк а к разработке и освоению нового газодобывающего региона на полуостро ве Ямал со строительством газопровода Ям ал-Европа на территории Белоруссии, Польши и Германии, освоение новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, освоение газовых месторождений в новых регионах — Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить основой дл я строительства экспортного газопровод а для поставок газ а в Монголию, Китай и Корею, Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения Республики С ажа (Якутия), нефтегазовых месторождений на Сахал инском шельфе. Ожидается также, но уже за пределами 2010 г., освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Респу блике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего Востока. • Комплексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконструкция Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна. Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельф ах северных морей, Каспийского мор я и о. Сахалин. Предотвращение процесса исчерпания разведочного задела прошлых лет путем усиления гео логических исследований и геологораз ведочных робот, а та кже повышения темпов подготовки новых месторождений, чтобы покончить с отставанием прироста запасов от объема добычи. • Модернизация геологоразведочных работ, внедре ние новой техники буровых, геофи зических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных районов Рос сии, освоение и использов ание современных методов поиска, разведки и мониторинг запасав углеводородного сырья, повышение уро вня его извлечения, создание экономических жи знеспособных нефтепромысловых комплексов, эксплуа тация которых позволяе т увеличить дебит ск важин и увеличить нефтеотдачу пластов. • Вовлечение в эксплуа тацию бездействующего фонда скважин и доведение его до норматива. • Модернизация и реконструкция системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности. • Дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и манев ренности газоснабжения потребителей вну треннего рынка и за рубежных стран. • Повышение комплексности использов ания добываемого углев одородного сырья, налаживание утилизации получаемого сопутст вующего газа и друг их компонентов. • Освоение малых месторождений нефти и, главным обр азом, газа для решения проблем регионального энергоснабжения. • Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, попо лнение и наращивание и звлекаемых объемов сырья с месторождений со сложным геологическим строением, использование возможностей прод уктивного освоения трудно извлекаемых запасов нефти. • Разработка и внедрение высокон адежных и экологически безоп асных систем транспортировки нефти и га за, реконструкция действующей сети магистра льных нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых нефтепроводов, перевалочных баз, же лезнодорожных пере ходов, портового хозяйства, со здание газовозного и содействие увеличению танкерного флотов. • Строительство и реконстру кция предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Углубление степени перер аботки и диверсифика ции номенклатуры выра батываемых нефтепродуктов за счет увеличения производства высо кооктановых сортов бензина, дизельного топл ива с содержанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных авиационных видов топли ва, широкой гаммы смазочных масел и др. • Освоение производства, транспортировки и потребления сжиженного природного газа. • Содействие максимальному замещению природным газом нефтепродуктов в энергетическом ба лансе страны. • Участие в реализации государственной целевой программы энергосбережения. • Реализация програм м, предусматривающих снижение отрицате льного воздействия нефтегазовой отрас ли ТЭК на окружающу ю среду, разра6отка и внедрение высокоэффективных методов восстанов ления окружающей среды после аварий, а также после закрытия отслуживших с вой срок месторождений. • Содействие разработ ке и серийному производств у высокоэффективного оборудования и материалов для нефтегазовою сектора ТЭК, особенно на предприятиях ВПК. Налаживание кооперации в совместном производстве эффективно го оборудования для нефтегазового комплекса с иностранными компания ми в части использования преимуществ более дешевой opганизации производства ма териало- и трудоемких элементов высокотехнологического оборудования в России, д ля последующей продажи совместной продукции как на российском рынке, та к и на зарубежны х рынках, особенно на рынках развивающихся стран. Всяческое содействие специализ ации машиностроения России д ля участия в международном разд елении труда в качест ве экспортера м ашин и оборудования для нефтяной и газовой пром ышленности. • Содействие актив ному внедрению на новые платежеспособные рынки российской нефти, газа и нефтепродуктов. Создание на этих рынк ах собственной сбытовой и распределительной сети, отдавая предпочтение созданию собственных сбытовых комп аний с торговой инфраструктурой, в первую очередь по трассам газонефтепродуктопровода.Участие российских компаний, в том числе и через систему совместных предприятий с российским капит алом, в товаропроводящей сети стран ближнего и дальнего зарубежья, создание в этих регионах ра спределительных газопроводов, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических за водов, работающих на импортированном из России сырье. • Расширение системы трансграничных магистральных трубопроводов, в первую очередь за сче т создания второго и третьего экспортных коридоров через Польшу и Ба лтийское море, строительство «Балтийской трубопроводной системы», четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопровода по дну Черного моря в Турцию («Голубой поток»). Реконструкция действующих и строительство новых газопроводов на территории Украины, Молдавии , Румынии и Болгарии до границы с Турцией. Содействие строите льству новых и реконструкции старых систем трубопроводов для транзита нефти и газа из Азербайджана и среднеазиатских стран СНГ, в частности нефтепроводов Баку-Новороссийск и «Каспийскою трубопроводного консорциум а» (КТК}.Организаций за рубежом разведки, добычи, перер аботки, транспортировки и утилизации углеводородного сырья российскими компаниями, в том числе и совместными компаниями с участием российского капитала. • Использование невозвращаемых свое временно странами СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретен ия в этих странах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой сети, нефтеперерабатывающих з аводов, трубопроводов и т.д. Регулирование инвестиц ионных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК с использованием критериев приоритетности — нелегкая задача, особенно в условия х практического отсутствия централи зованного фина нсирования и наличия бол ьшого числа субъектов предпринимательской деятельности в отрасли. Тем не менее за период 1 991-1997 гг. в нефтегазовой отрасли российского ТЭК наметились ощутимые перемены, отражающие учет отдельных приоритетных направлений при про ведении инвестиционной политики. К числу таких и зменений относятся сдвиги в структуре капиталовложений в основной капитал нефтегаз овой промышленности. Приоритетность р азвития газовой промышленности, например, привело к тому, что ее удельный вес в общей структуре инвестиций в отра сль увеличился с 13% в 1 991 г. до 33 % в 1998 г. Предп риятия нефтяной от росли в 1998 г. имели долю в общих капиталовложения х в ТЭК 32%, а с учетом нефтепереработки — 35%. На долю энергетики в 1998 г. приходи лось 24%, предприятий угольной промышленности — 6% общего объема инвестиций из всех источников финансирования. Началось строительство новых магистра льных нефте- и газопроводов, н ачали реализовываться планы строите льства портового хозяйства на Болтике со специа лизацией обслуживания потребностей ТЭК, наметились сдвиги во внедрении новых методов разведки, бурения, нефтедобычи, началась модерниз ация отдельных НИ З, смелее начали выходить на иностранные рын ки российские нефтяники. Начался постепенный процесс приспособления к новым условиям инвестиционной пр актики вновь созданными ВИНК. Реформаторская деятельность в ТЭК должна опир аться на научно раз работанную концепцию управления ТЭК, предусма тривающую, в частности, и р азработку единого подхода к проблемам инвестиро вания капиталов, и соблюдение приоритетности в привлечении капиталов в ТЭК.