Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Реферат: Регистрация предприятий: бухгалтерский и налоговый аспекты

Содержание:
1. Порядок государственной регистрации юридического лица........2
1.1. Государственная регистрация общества с ограниченной
ответственностью...............................................................7
1.2. Государственная регистрация открытого акционерного
общества............................11
1.3. Государственная регистрация закрытого акционерного
общества............................12
1.4. Государственная регистрация субъектов малого
предпринимательства......................14
1.5. Государственная регистрация некоммерческих
организаций..........................17
2. Бухгалтерский и налоговый учет расходов на регистрацию предприятий...26
Источники.............................31
     1. Государственная регистрация юридических лиц.
Обязательность этой процедуры определяется ст. 51 ГК РФ, которая содержит
следующие положения:
во-первых, юридическое лицо подлежит государственной реги­страции в органах
юстиции в порядке, определяемом законом о реги­страции юридических лиц,
причем юридическое лицо считается соз­данным именно с этого момента;
во-вторых, данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих
организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный
реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления;
в-третьих, органы, осуществляющие государственную регистра­цию, должны
проверять соблюдение установленного порядка создания юридического лица, а
также соответствие его учредительных до­кументов закону;
в-четвертых, отказ в государственной регистрации, а также ук­лонение от такой
регистрации могут быть обжалованы в суд.
Аналогичные нормы содержатся в законах, регулирующих дея­тельность конкретных
видов юридических лиц (например, п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об
акционерных обществах").
Учитывая необходимость и важность процедуры государственной регистрации для
предпринимателей, остановимся подробнее на этих положениях.
В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации" (ст. 8) впредь до введения в
действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок
регистрации юридических лиц, хотя в современных условиях он не всегда
совпадает с уже существу­ющими нормами Гражданского кодекса РФ (например,
имеется несо­ответствие по органам, осуществляющим регистрацию юридических
лиц).
Действующий порядок регистрации юридических лиц определя­ется Федеральным
законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» от 13.07.2001г. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N
76-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ).
Во многих субъектах Российской Федерации для регистрации юридических лиц
создаются специальные органы — регистрацион­ные палаты. Их права определяются
положениями, утверждаемыми законодательными (представительными) или
исполнительными ор­ганами государственной власти субъектов Федерации.
Регистрацию коммерческих организаций осуществляют и феде­ральные органы. Так,
в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" на
Центральный банк РФ возложена ре­гистрация коммерческих банков и иных
кредитных учреждений.
Для государственной регистрации любой организации необходи­мы следующие
документы:
- заявление о регистрации организации, составленное в произволь­ной форме и
подписанное учредителем (учредителями) организации;
- утвержденный учредителем (учредителями) устав организации или иной
учредительный.документ, определенный законодательством для данного вида
юридического лица;
- решение о создании организации или договор учредителей в тех случаях, когда
это предусмотрено законом; в случае создания органи­зации одним учредителем
решением о создании организации являет­ся утвержденный им устав организации;
- документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного ка­питала (фонда)
организации, указанного в решении о создании орга­низации или договоре
учредителей;
- свидетельство об уплате государственной пошлины.
Перечисленные документы представляются в регистрирующий орган учредителем
(учредителями) организации или представителями учредителя (учредителей) либо
направляются в регистрирующий ор­ган ценным почтовым отправлением с
уведомлением и описью вло­жения.
Датой представления учредительных документов для регистрации организации
является дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата почтового
отправления, указанная в квитанции о поч­товом отправлении с описью
направленных документов. В последнем случае квитанция удостоверяет факт
представления документов для регистрации.
При государственной регистрации организации не допускается требование
гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение,
указанное в учредительных документах (уста­ве) организации.
Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду
недостоверности указанного в учредительных документах (уставе)
местонахождения организации, несет его учре­дитель (учредители).
Регистрирующие органы проверяют полноту представленных до­кументов, порядок
их составления, наличие надлежащих реквизитов. Представленные документы
должны соответствовать закону и иным нормативным правовым актам. Особые
требования предъявляются к уставу регистрируемого юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 52 ГК РФ устав утверждается его учре­дителями
(участниками).
Порядок утверждения уставов отдельных видов коммерческих организаций
различен, он определяется Гражданским кодексом РФ и специальными законами. В
п. 1 ст. 108 ГК РФ установлено, что устав производственного кооператива
утверждается общим собранием его членов. Устав унитарного предприятия,
основанного на праве хозяй­ственного ведения, утверждается уполномоченным на
то государст­венным органом или органом местного самоуправления (и. 2 ст. 1
14 ГК РФ). Согласно и. 2 ст. 115 ГК РФ устав казенного предприятия
утверждается Правительством РФ.
Предъявление регистрирующими и другими государственными органами иных
требований к заявителям и учредительным докумен­там, кроме предусмотренных
указанным Положением о порядке го­сударственной регистрации субъектов
предпринимательской дея­тельности, не допускается.
Регистрация организации осуществляется регистрирующим орга­ном не позднее
трех дней с даты представления необходимых доку­ментов либо в течение 30
календарных дней с даты почтового отпра­вления, указанной в квитанции об
отсылке учредительных докумен­тов.
Регистрация осуществляется путем присвоения организации оче­редного номера в
журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи
(штампа) с наименованием реги­стрирующего органа, номером и датой на первой
странице (титуль­ном листе) устава организации, скрепляемой подписью
должностно­го лица, ответственного за регистрацию, и выдачей Временного
сви­детельства о регистрации.
При нарушении установленного законом порядка образования юридического лица
или несоответствии его учредительных докумен­тов закону возможен отказ в
государственной регистрации юридиче­ского лица. При этом не допускается отказ
в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица.
В соответствии с действующим законодательством любое заин­тересованное лицо
вправе в течение шести календарных месяцев с момента (даты) регистрации
юридического лица обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании
недействительными его регистрации и (пли) его учредительных документов
(полностью или частично).
Решение суда (арбитражного суда) является основанием для ан­нулирования
государственной регистрации организации.
Аннулирование государственной регистрации производится в те­чение семи
календарных дней с даты получения регистрирующим ор­ганом судебного решения.
Регистрирующий орган обязан в 3-дневный срок с даты аннули­рования
государственной регистрации на основании судебного реше­ния направить
организации письменное уведомление об этом факте.
Данные о государственной регистрации юридического лица (либо ее
аннулировании) сообщаются органом, осуществившим регистра­цию, в недельный
срок в налоговую инспекцию для включения в го­сударственный реестр.
Сведения о включении юридического лица в государственный ре­естр (об
исключении из реестра) подлежат опубликованию в устано­вленном порядке.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию юриди­ческих лиц, в
течение установленного для них рабочего дня обязаны обеспечить открытость
данных государственного реестра для всеоб­щего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридических лиц, уклоне­ние от такой
регистрации, а также непредставление для ознакомления данных государственного
реестра могут быть обжалованы в суд (ар­битражный суд).
Необходимость обращения к органам государственной регистра­ции возникает не
только при создании юридических лиц. В устав юридического лица в процессе его
деятельности могут вноситься из­менения. В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ
изменения учредитель­ных документов приобретают юридическую силу для третьих
лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных
законом, —- с момента уведомления органа, осуществляющего госу­дарственную
регистрацию, о таких изменениях. В целях защиты ин­тересов третьих лиц
указанным пунктом установлено, что юридиче­ские лица и их учредители
(участники) не вправе ссылаться на отсут­ствие регистрации таких изменений в
отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
В законе предусмотрена возможность внесения изменений в уста­вы коммерческих
организаций. Так, п. 3 ст. 91 ГК РФ устанавливает, что изменение устава
относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества с
ограниченной ответственно­стью. В соответствии с п. 3 ст. 110 ГК РФ к
исключительной компе­тенции общего собрания членов производственного
кооператива от­носится изменение устава кооператива.
Изменение устава унитарного предприятия (ст. 114, 115 ГК РФ) осуществляется
на основании решения его учредителей. Изменение устава коммерческой
организации оформляется протоколом общего собрания участников (учредителей) и
приказом (распоряжением) уч­редителя.
     1.1 Регистрация ООО.
     Общество с ограниченной ответственностью (ООО).                           
В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об
обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31
декабря 1998г.) обществом с ограниченной ответственностью (далее – Общество)
признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество,
уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными
документами размеров; участники Общества не отвечают по его обязательствам и
несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости
внесенных ими вкладов. Данным Федеральным законом определяются правовое
положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его
участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.
     Наименование ООО. 
Общество с ограниченной ответственностью должно иметь полное и вправе иметь
сокращенное фирменное наименование на русском языке. ООО вправе иметь также
полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов
Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное
наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование
общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное
наименование общества на русском языке должно содержать полное или
сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью"
или аббревиатуру ООО.
     Местонахождение ООО.    
Местонахождение, то есть фактический адрес фирмы имеет большое значение для
постановки на учет в налоговых органах, фондах, при получении лицензии и
сертификата. Место нахождения ООО определяется местом его государственной
регистрации.
     Учредители (участники) ООО.   
Учредители (участники) Общества, внесшие вклады в уставный капитал Общества
не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в
пределах стоимости оплаченной части вклада каждого из участников Общества.
Учредителями (участниками) Общества с ограниченной ответственностью могут
быть юридические лица и граждане Российской Федерации, иностранные физические
и юридические лица. Учредителями (участниками) Общества не могут выступать
государственные служащие, военнослужащие, а также государственные органы и
органы местного самоуправления, если иное не установлено Законом. ООО может
быть учреждено одним лицом. Число учредителей (участников) Общества с
ограниченной ответственностью не должно превышать пятидесяти. Если указанный
предел будет превышен, Общество обязано в течение года преобразоваться в
открытое акционерное общество или в производственный кооператив. При
невыполнении этого требования и не сокращении числа участников в указанный
срок общество подлежит ликвидации в судебном порядке на основании пункта 2
статьи 61 и статьи 88 Гражданского кодекса Российской Федерации. ООО не может
иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество,
состоящее из одного лица. Единоличный исполнительный орган общества
(генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием
участников общества на срок, определенный уставом общества. В качестве
единоличного исполнительного органа общества может выступать только
физическое лицо.
     Уставный капитал.   
Учредители (участники) Общества с ограниченной ответственностью обязаны
сформировать Уставный капитал Общества, который определяет минимальный размер
его имущества, гарантирующего интересы кредиторов общества. Минимальный
размер уставного капитала ООО - 100 МРОТ (на 01.01.2003 года - 10 000
рублей). Уставный капитал Общества составляется из стоимости вкладов его
учредителей. Вкладом в Уставный капитал могут быть денежные средства, иное
имущество, а также неимущественные права, имеющие денежную оценку. Состав
вкладов должен быть определен в учредительных документах. На момент
государственной регистрации Общества учредителям необходимо сформировать не
менее 50% Уставного капитала, оставшиеся 50% должны быть оплачены в течение
года с момента регистрации Общества.
Для того чтобы Общество начало свою деятельность необходимо зарегистрировать
его (Общество) в установленном законом порядке. В соответствии с Федеральным
Законом «О регистрации юридических лиц» №129-ФЗ от 08.08.01 г., вступившего в
силу 1 июля 2002 г., действует новый порядок регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О
Правительстве Российской Федерации». На указанный орган возложена обязанность
по ведению государственного реестра, содержащего сведения о создании,
реорганизации и ликвидации юридических лиц. С 1 июля 2002 года таким органом
является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. С 1 января
2004 года органом, осуществляющим регистрацию юридического лица, путем
создания является Межрайонная Инспекция МНС России.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется
регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего
исполнительного органа, при отсутствии такого органа – по месту нахождения
иного органа или лица, которые могут действовать от имени юридического лица
без доверенности.
     Порядок регистрации ООО
Документы предоставляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом
непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной
ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению
документов, предоставляемых в регистрирующий орган, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Уполномоченным лицом (далее – заявитель) могут являться следующие физические
лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа, выступающего
учредителем регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право
без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, предоставляемое в
регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с
законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность
документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально
удостоверена.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих
дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
     При государственной регистрации ООО в регистрирующий орган
представляются следующие документы:      
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
юридического лица по утвержденной Правительством РФ форме;
б) решение о создании юридического лица в форме протокола, договора или иного
документа согласно законодательству РФ;
в) учредительные документы юридического лица;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц или иное равное по
юридической силе доказательство юридического статуса иностранного
юридического лица – учредителя;
д) документ об оплате государственной пошлины.
     1.2. Регистрация ОАО
     Акционерное общество (АО) регистрируется, функционирует
и ликвидируется в соответствии с положениями ГК РФ и Федеральным законом от
25.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции от 07.08.2001
года № 120-ФЗ).
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал
которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих
обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к
акционерному обществу (далее «обществу»). Акционеры не отвечают по
обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью,
в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, которое вправе
проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их
свободную продажу с учетом требований федерального законодательства.
Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без
согласия других акционеров общества. Число акционеров ОАО не ограничено.
Минимальный размер уставного капитала ОАО - 1000 МРОТ.
     Учредители при регистрации АО        .
Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические
лица, принявшие решение о его учреждении. Общества может быть учреждено одним
лицом, решение об учреждении общества это лицо принимает единолично. Общество
не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое
хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Учредительным документом акционерного общества является устав, требования
которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его
акционерами. Учредители общества заключают между собой письменный договор о
регистрации АО, в котором определяют порядок осуществления ими совместной
деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала, категории и
типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их
оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о
создании общества не является учредительным документом.
     1.3. Регистрация ЗАО
     Акционерное общество (АО) регистрируется, функционирует 
и ликвидируется в соответствии с положениями ГК РФ и Федеральным законом от
25.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции от 07.08.2001
года № 120-ФЗ).
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал
которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих
обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к
акционерному обществу (далее «обществу»). Акционеры не отвечают по
обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью,
в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого
распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного
круга лиц. Закрытое общество не имеет права проводить открытую подписку на
выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения
неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50.
Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых
другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу.
Минимальный размер уставного капитала ЗАО – 100 МРОТ.
     Учредители при регистрации АО        .
Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические
лица, принявшие решение о его учреждении. Общества может быть учреждено одним
лицом, решение об учреждении общества это лицо принимает единолично. Общество
не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое
хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Учредительным документом акционерного общества является устав, требования
которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Учредители общества заключают между собой письменный договор о 
регистрации АО, в котором определяют порядок осуществления ими
совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала,
категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и
порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.
Договор о создании общества не является учредительным документом.
     1.4. Регистрация субъектов малого предпринимательства, постановка на
налоговый учет.
Для регистрации в качестве субъекта малого предприниматель­ства, в
соответствии со статьей 4 Закона № 88-ФЗ должно быть пода­но заявление
установленного образца. И с этого момента коммерческая организация или
физическое лицо, занимающееся предприни­мательской деятельностью без
образования юридического лица, про­ходит процедуру регистрации и получает
соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных
действующим зако­нодательством.
На всей территории Российской Федерации действует единый порядок
государственной регистрации субъектов малого предприни­мательства. Это
предусмотрено Законом № 88-ФЗ. Субъекты Рос­сийской Федерации и органы
местного самоуправления не вправе вводить на своей территории дополнительные
условия регистрации субъектов малого предпринимательства, по сравнению с
условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми акта­ми
Российской Федерации.
Нередко по тем или иным причинам уполномоченные органы от­казывают в
регистрации или затягивают ее. Уклонение от государст­венной регистрации
субъектов малого предпринимательства или не­обоснованный отказ в ее
осуществлении могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.
В ряде случаев уполномоченные органы на местах, формально не отказывая в
регистрации, настаивают, что особый порядок регистрации для получения статуса
субъекта малого предпринимательства не требу­ется, мотивируя это тем, что, по
их мнению, предприятие, если оно со­ответствует всем установленным законом
критериям, может считаться малым без каких-либо дополнительных
организационных процедур.
ПРИМЕР 1
ООО «Александрия» соответствует всем необходимым ус­ловиям для получения
статуса субъекта малого предпринима­тельства. Посчитав это достаточным,
руководство предприятия не стало подавать заявление с просьбой о регистрации
в качест­ве малого предприятия.
В 2003 году орган местного самоуправления объявил о про­ведении конкурса
среди малых предприятий данного субъекта Российской Федерации для заключения
с победителем конкурса долгосрочного договора по оказанию услуг социальным
учрежде­ниям, расположенным на территории этого субъекта федерации. ООО
«Александрия» было отказано в участии в конкурсе по при­чине отсутствия
статуса субъекта малого предпринимательства.
Если в качестве малого регистрируется уже давно созданное предприятие, то
можно предположить, что оно уже стоит на налоговом учете, и повторно
регистрироваться в налоговых органах не требуется.
Однако если речь идет о вновь созданном предприятии, то в со­ответствии с
пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогово­го контроля
налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых ор­ганах по месту своего
нахождения.
Статьей 83 НК РФ оговорено, что постановка на учет в налоговом органе в
качестве налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей
осуществляется независимо от наличия обстоя­тельств, с которыми Налоговый
кодекс связывает возникновение обя­занности по уплате того или иного налога.
Заявление о постановке на учет организации или физического лица,
осуществляющего деятель­ность без образования юридического лица, подается в
налоговый ор­ган по месту нахождения или по месту жительства в течение 10
дней после государственной регистрации.
Обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с постановлени­ем
Правительства РФ от 17 мая 2002 г № 319 «Об уполномоченном феде­ральном
органе исполнительной власти, осуществляющем государствен­ную регистрацию
юридических лиц» с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических
лиц осуществляют инспекции МНС России.
Таким образом, в настоящее время в ходе регистрации предприятия параллельно
производится и постановка предприятия на налоговый учет.
В то же время следует обратить внимание налогоплательщика на то, что несмотря
на значительный временной промежуток, прошедший с момента введения таких
изменений в порядок регистрации юридичес­ких лиц, практический механизм
такого взаимодействия разработан очень слабо и на практике в большинстве
случаев ничего не изменилось.
Дело доходит до того, что, подав документы на регистрацию предприятия в один
кабинет, налогоплательщик по-прежнему рискует быть оштрафованным за неподачу
в установленный срок заявления о постановке на налоговый учет в соседний
кабинет. На наш взгляд, бы­ло бы практичней и удобнее эти процессы
объединить.
Но пока, как правило, механизм взаимодействия процессов регис­трации и
постановки на налоговый учет не работает, и поэтому руково­дители
коммерческих организаций и индивидуальные предприниматели должны помнить о
том, что нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на
учет в налоговом органе при отсутст­вии признаков налогового правонарушения
влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а нарушение налогоплательщиком
установленного срока более чем на 90 дней - в размере 10 тыс. руб. (п. 2 ст.
116 НК РФ). Ведь подав документы в налоговый орган на регистрацию, и не подав
заявление о постановке на налоговый учет, предприятие фор­мально совершает
налоговое правонарушение и может быть привле­чено к ответственности.
ПРИМЕР 2
ПКФ «Луч» было зарегистрировано 5 августа 2001 г., а заяв­ление о постановке
на налоговый учет было подано им 17 нояб­ря того же года.
В данном случае на предприятие будет правомерно нало­жен штраф в размере 10
000 руб., поскольку 10-дневный срок, установленный для подачи заявления о
постановке на налого­вый учет, истек 15 августа, а после 15 ноября был
превышен срок в 90 дней, по истечении которого налогоплательщик облагается
максимальным штрафом.
Уклонением от постановки на налоговый учет НК РФ называет си­туацию, когда
налогоплательщик осуществляет предприниматель­скую деятельность без
постановки на учет в налоговом органе.
Ведение такой деятельности влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов,
полученных в течение указанного времени в результа­те такой деятельности, но
не менее 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ). При осуществлении деятельности
организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в
налоговом органе более трех месяцев с нарушителя взыскивается штраф в размере
20% дохо­дов, полученных за этот период (п. 2 ст. 117 НК РФ).
     1.5. Государственная регистрация некоммерческих организаций.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что государствен­ную регистрацию
юридических лиц осуществляют органы юсти­ции и она должна производиться на
основании специального зако­на о государственной регистрации юридических лиц.
Но регистрацию некоммерческих органи­заций производят не только органы
юстиции, но и Отдел по реги­страции некоммерческих организаций Департамента
общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы (и аналогичные по
функциям подразделения местных органов исполнительной вла­сти в регионах
России). Аккредитацию представительств иностран­ных некоммерческих
организаций производят и в системе торгово-промышленных палат (России,
Москвы).
Для регистрации местной религиозной организации требуется наличие не менее 10
участников (пункт 3 статьи 8 Закона о религи­озных объединениях).
Общественные объединения создаются по инициативе не ме­нее трех физических
лиц (статья 18 Закона об общественных объе­динениях).
Для прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юридическою
лица коммерческие организации, незави­симо от формы и вида, представляют в
органы, осуществляющие государственную регистрацию, перечень документов,
включающий в себя:
♦     заявление учредителей (как правило, форма заявле­ния утверждается
регистрирующим органом);
♦     протокол учредительного собрания;
♦     учредительный договор или решение учредителей о со­здании
организации;
♦     информацию об учредителях;
♦     устав некоммерческой организации;
♦     документ (гарантийное письмо), подтверждающее на­личие у
созданной некоммерческой организации юри­дического адреса, который
предоставляется ей уже дей­ствующим юридическим лицом;
♦     квитанцию об уплате регистрационного сбора. Отказ в регистрации
некоммерческой организации возможен
только в случаях:
♦     несоответствия учредительных документов требовани­ям
законодательства;
♦     недостоверности представленной информации;
♦     недееспособности или неправомерности хотя бы одною из учредителей;
♦     наличия в Едином государственном реестре предприя­тий и
организаций (ЕГРГЮ) другой организации с аналогичным наименованием.
При отказе в регистрации некоммерческой организации заяви­телю выдается
мотивированный отказ в письменной форме, кото­рый может быть обжалован в
судебном порядке.
На этапе государственной регистрации некоммерческие орга­низации, независимо
от вида и характера их деятельности, обяза­ны представить в органы
государственной статистики учредитель­ные документы для присвоения
идентификационных кодов, опре­деления классификационных признаков на
основании общероссий­ских классификаторов технико-экономической информации
для включения в ЕГРПО и отражения в государственной статистичес­кой
отчетности.
Некоммерческие организации представляют в органы государ­ственной статистики
по месту регистрации копии следующих до­кументов:
♦     устава;
♦     свидетельства о государственной регистрации;
♦     учредительного договора.
После постановки на учет некоммерческая организация дол­жна получить от
органа государственной статистики официальное уведомление с указанием
идентификационных кодов соглас­но общероссийскому классификатору.
Некоммерческие организации должны встать на учет в Государ­ственную налоговую
службу РФ, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, фонды
обязательною медицинского страхо­вания, Государственный фонд занятости
населения РФ.
Для постановки на учет в налоговую инспекцию требуются следующие документы:
♦     заполненная карта постановки на учет, разработан­ная
Госналогслужбой РФ, в трех экземплярах;
♦     заявление но утвержденной Госналогслужбой РФ фор­ме (в двух
экземплярах);
♦     копии учредительных документов, заверенные нота­риально;
♦     копия справки о постановке на учет в органах госу­дарственной
статистики с указанием идентификаци­онных кодов;
♦     копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная
нотариально;
♦     копия документа, подтверждающего наличие у дан­ной некоммерческой
организации юридического ад­реса, заверенная нотариально.
Постановка на учет должна производиться в том налоговом органе, на территории
которого юридически находится некоммер­ческая организация.
Для постановки на учет в вышеназванных фондах необходимо представить:
♦     заявление на бланке установленного образца;
♦     заполненный бланк приложения к заявлению, форма которого
утверждена фондом;
♦     копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную
нотариально;
♦     копию учредительных документов, заверенных нота­риально;
♦     копию справки о постановке на учет в органах госу­дарственной
статистики с перечнем идентификаци­онных кодов;
♦     копию документа, подтверждающею наличие у дан­ной некоммерческой
организации юридического ад­реса, заверенною нотариально.
Порядок государственной регистрации некоторых некоммер­ческих организаций
определен законодательными и иными пра­вовыми актами.
Для религиозных организаций порядок государственной ре­гистрации определен
статьями 9—12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в редакции Федерального закона
от 26.03.2000 № 45-РФ) — Приложение 17 (далее — Закон о религиозных
объе­динениях), а также Правилами рассмотрения заявлений о госу­дарственной
регистрации религиозных организаций в органах юс­тиции, утвержденных приказом
Минфина РФ от 16 февраля 1998 г. №19.
В соответствии с вышеназванными актами государственная ре­гистрация
религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции Российской
Федерации и его органами в субъектах Рос­сийской Федерации (в зависимости от
территории, на которую распространяется деятельность религиозного
объединения).
Для государственной регистрации местной религиозной орга­низации учредителями
представляются следующие документы:
а)  заявление о государственной регистрации установленной формы;
б) список лиц, создающих религиозную организацию с указа­нием гражданства,
места жительства, даты рождения;
в) устав религиозной организации в двух экземплярах;
г) протокол учредительного собрания;
д)  документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной
территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного
самоуправления, или подтверж­дающий ее вхождение в централизованную
организацию, выдан­ный ее руководящим центром;
е) сведения об основах вероучения и соответствующей ему прак­тике, в том
числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и
методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию,
особенностях отношения к здоро­вью последователей данной религии,
ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских
прав и обя­занностей;
ж) документ, подтверждающий место нахождения (юридичес­кий адрес) создаваемой
религиозной организации.
Если вышестоящий руководящий орган (центр) образующейся религиозной
организации находится за пределами Российской Федерации, то дополнительно к
этим документам представляется устав пли иной ее основополагающий документ,
который удос­товерен государственным органом государства нахождения -этой
организации.
Для государственной регистрации централизованной религиозной организации, а
также религиозных организаций, образуемых центра­лизованными религиозными
организациями, представляются в соот­ветствующие органы юстиции следующие
документы:
♦     заявление о государственной регистрации установлен­ного образца;
♦     список учредителей религиозной организации с ука­занием их
наименования, места нахождения, руково­дящего органа (руководителя) и
регистрационных дан­ных;
♦     нотариально удостоверенные копии устава и свиде­тельства о
государственной регистрации учредителей (учредителя);
♦     устав создаваемой религиозной организации (в двух экземплярах),
утвержденный ее учредителями (учре­дителем);
♦     соответствующее решение правомочного органа уч­редителя
(учредителей);
♦    документ, подтверждающий место нахождения руко­водящего органа
(юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
При создании централизованной религиозной организации уч­редитель
(учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных
организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную
структуру религиозных организациях.
Статья 12 Закона о религиозных объединениях устанавливает следующие основания
для отказа в государственной регистрации религиозного объединения:
а) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции
Российской Федерации и законодательству Российс­кой Федерации со ссылкой на
конкретные статьи законов;
б) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
в) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям
законодательства Российской Федерации или содер­жащиеся в них сведения
недостоверны;
г)  в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована
организация с тем же наименованием;
д)  учредитель (учредители) неправомочен.
Для государственной регистрации должны быть представлены:
♦     заявление в регистрирующий орган, подписанное чле­нами постоянно
действующего руководящего органа общественного объединения с указанием места
жи­тельства каждого;
♦     устав общественного объединения в двух экземплярах;
♦     выписка из протокола учредительного съезда (конфе­ренции) или
общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об
утверж­дении его устава и о формировании руководящих и контрольно-
ревизионного органов;
♦     сведения об учредителях;
♦    документ об уплате регистрационного сбора;
♦    документ о предоставлении юридического адреса об­щественному
объединению;
♦     протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний
структурных подразделений для меж­дународного, общероссийского и
межрегионального общественных объединений;
♦     при использовании общественным объединением лич­ного имени
гражданина или символики, защищен­ной законодательством  Российской Федерации
об охране интеллектуальной собственности или авторс­ких прав — документы,
подтверждающие правомо­чия на их использование.
Закон об общественных объединениях устанавливает также сро­ки, в течение
которых документы должны быть представлены на государственную регистрацию.
Этот срок составляет три месяца со дня проведения учредительного съезда
(конференции) или обще­го собрания.
Для регистрации отделения общественного объединения, дей­ствующего на
основании собственного устава, помимо вышеука­занных документов должна быть
представлена копия свидетельства о государственной регистрации общественного
объединения.
При этом права юридического лица такое отделение приоб­ретает с момента
государственной регистрации общественного объединения. Порядок
государственной регистрации образова­тельных учреждений определен в статье 33
Закона об образова­нии.
В последние годы законодательно закрепленной для некоммер­ческих организаций
стала их организационно-правовая форма «не­коммерческого товарищества». На
практике эта форма начала при­меняться для садовых, огороднических и дачных
объединений, а так­же для объединений собственников жилья.
Согласно статье 27 Закона о товариществах собственников жилья для регистрации
товарищества собственников жилья пре­доставляются:
а)  заявление, подписанное председателем общего собрании домовладельцев;
б)  выписка из протокола общего собрания, содержащая ре­шение об организации
товарищества и утверждении его устава;
в)  устав товарищества, принятый общим собранием домо­владельцев,  с
указанием схемы определения и распределения долей участия всех
домовладельцев;
г)  копии правоустанавливающих документов всех домовла­дельцев-собственников
помещений в кондоминимуме, удостове­ренные уполномоченным на то лицом;
д)  описание общего имущества в кондоминимуме;
е) паспорт домовладения;
ж)  другие документы,  перечень которых устанавливается законодательством,
иными правовыми и нормативными актами.
Порядок регистрации садоводческого, огороднического или дач­ного
некоммерческого объединения определен статьей 17 Закона о садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объе­динениях граждан, в соответствии
с которой для государствен­ной регистрации садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения должны быть представлены:
а)  заявление о государственной регистрации объединения;
б) решение учредителей;
в) устав объединения, утвержденный общим собранием учре­дителей;
г) документ об уплате регистрационного сбора;
д)  документы, удостоверяющие права на земельные участки реорганизуемых
садоводческих, огороднических или иных дачных некоммерческих объединений,
либо документы о предварительном выборе земельного участка для размещения
утверждаемого объеди­нения.
Иные некоммерческие организации, для которых порядок госу­дарственной
регистрации не установлен специальными законами, регистрируются в порядке,
предусмотренном Положением о по­рядке государственной регистрации субъектов
предпринимательс­кой деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8
июля 1994 г. № 1482. При этом следует иметь в виду, что данное Положе­ние
регулирует порядок государственной регистрации некоммерчес­ких организаций,
имеющих право ведения предпринимательской деятельности. Вне правового
регулирования оказались некоммерческие организации, которые не вправе
осуществлять предпринимательс­кую деятельность в силу прямого указания закона
(например, объе­динения юридических лиц) или ограниченную учредителями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях
изменения в устав некоммерческой организации вно­сятся по решению ее высшего
органа управления, принимаемого единогласно или квалифицированным
большинством голосов.
Закон требует указания порядка внесения изменений в учре­дительные документы
некоммерческой организации в самих уч­редительных документах.
Однако для организаций некоторых организационно-право­вых форм существуют
особенности, которые будут рассмотрены в дальнейшем.
И если при внесении изменений в устав особых проблем не возникает, то
изменения учредительного договора нередко вызы­вают сложности.
Очевидно, что изменения в уставе, затрагивающие также поло­жения
учредительного договора (для организаций, действующих на основании как
устава, так и учредительного договора), должны неизменно найти отражение и в
учредительном договоре.
Учитывая, что на учредительный договор распространяются общие нормы ГК РФ о
договорах, то внесение изменений в учре­дительный договор должно
осуществляться по правилам, предус­мотренным статьями 450 — 453 ГК РФ, то
есть изменения в учре­дительный договор вносятся или по соглашению сторон или
по решению суда.
Закон о некоммерческих организациях предусматривает для не­коммерческих
организаций государственную регистрацию измене­ний учредительных документов,
определяя, что именно с момента государственной регистрации изменения
учредительных докумен­тов некоммерческой организации вступают в силу.
     2. Бухгалтерский и налоговый учет расходов на регистрацию предприятия. 
Регистрация новой фирмы требует и средств, и хлопот. Помимо обязательных
платежей во избежание хлопот придется заплатить и юристу. Как отразить все
эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете?
Расходы на регистрацию предприятия условно можно разделить на две группы: те,
которые произведены до даты регистрации предприятия, и те, которые
осуществлены после этого. С учетом второй группы расходов, к примеру затрат
на изготовление печати, особых проблем нет - их учитывает у себя вновь
созданная организация. Сложности возникают с учетом расходов, произведенных
до регистрации предприятия (регистрационный сбор, услуги нотариуса и т. д.).
Основные вопросы: кто их учитывает и как?
     Если учредитель - юридическое лицо
Вначале рассмотрим ситуацию, когда одно юридическое лицо учреждает другое.
Новую фирму организация может регистрировать сама, а может воспользоваться
услугами юридической или аудиторской компании. В последнем случае помимо
регистрационного сбора, расходов на нотариальное заверение копий
учредительных документов и подписи на заявлении о регистрации ей еще придется
оплатить юридические услуги. Это услуги по разработке учредительных
документов, по регистрации (поход по инстанциям) и сопутствующее
консультирование.
Учет расходов, произведенных до государственной регистрации нового
предприятия, у организации-учредителя зависит от того, признаны эти расходы
частью вклада в уставный капитал или нет. Внесение организационных расходов в
качестве вклада в уставный капитал - широко распространенная практика. Однако
нельзя не отметить, что закон об АО и закон об ООО не предусматривают
возможность внесения организационных расходов в качестве вклада в уставный
капитал.
В первом случае организация-учредитель отразит расходы по регистрации новой
фирмы в составе финансовых вложений. Налогооблагаемую прибыль они не
уменьшат, так как расходы в виде взноса в уставный капитал в налоговом учете
не принимаются (п. 3 ст. 270 НК РФ). Вновь созданное предприятие учтет
организационные расходы в составе нематериальных активов (п. 4 ПБУ 14/2000
"Учет нематериальных активов").
Во втором случае, если расходы на создание предприятия не признаются частью
вклада в уставный капитал, в бухгалтерском учете организации-учредителя они
отражаются как внереализационные расходы (п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы
организации"). В налоговом же учете они признаны не будут, так как эти
расходы не направлены непосредственно на получение дохода организации (п. 1
ст. 252 НК РФ). В бухгалтерском учете вновь созданной фирмы организационные
расходы учтены не будут.
     Пример 3.
Организация А выступила учредителем организации Б. Доля организации А в
уставном капитале организации Б составляет 40000 руб.
Организация А оплатила расходы по регистрации в сумме 20000 руб. Часть этих
расходов в сумме 15000 руб. признана в качестве вклада в уставный капитал.
В счет оставшейся задолженности по вкладу в уставный капитал организация А
перечислила денежные средства в сумме 25000 руб.
В бухгалтерском учете организации А будут сделаны проводки:
     Дебет 76 Кредит 50, 51 - 20000 руб. - оплачены организационные расходы;
     Дебет 58-1 Кредит 76 - 15000 руб. - принята в составе финансовых вложений
часть организационных расходов;
     Дебет 58-1 Кредит 51 - 25000 руб. - перечислены денежные средства в счет
вклада в уставный капитал;
     Дебет 91-2 Кредит 76 - 5000 руб. - списаны не принятые в качестве вклада
в уставный капитал организационные расходы.
Расходы в сумме 5000 рублей налогооблагаемую прибыль организации А не уменьшают.
Затраты по созданию предприятия, произведенные до его государственной
регистрации, вкладом в уставный капитал могут не признаваться, но организация
может принять решение возместить их учредителю. В этом случае сумму
возмещения бухгалтер отразит во внереализационных расходах организации (п. 12
ПБУ 10/99), а в налоговом учете они приняты не будут (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если же впоследствии вновь созданная фирма примет решение возместить
понесенные расходы учредителю (те самые 5 тыс. рублей из нашего примера), то,
в бухгалтерском учете их нужно отразить в составе внереализационных доходов.
Эти доходы будут облагаться налогом на прибыль, поскольку формально это
невозмещение расходов, ранее предусмотренное сторонами (ст. 250 НК РФ). Дело
в том, что в момент возникновения этих расходов вновь созданной организации
еще не существовало, а значит, и договоренности о возмещении расходов быть не
могло.
Нужно обратить внимание, что если в расходы на создание предприятия, не
признанные в качестве вклада в уставный капитал, входят услуги юриста, то
выделить их и учесть для налога на прибыль не получится. Дело в том, что в
этом случае нельзя воспользоваться нормой подпункта 14 пункта 1 статьи 264 НК
РФ, по которому прибыль уменьшается на стоимость юридических услуг.
Здесь не будут выполняться общие условия признания расходов, прописанные в
статье 252 кодекса. Нет экономической обоснованности, и расходы не направлены
непосредственно на получение дохода. Ведь расходы по учреждению нового
юридического лица не могут увеличить доходы организации: ни выручку от
реализации, ни внереализационные доходы.
     Если фирму создают физические лица
Как и в случае с юридическими лицами, расходы по регистрации предприятия
учредители - физические лица могут либо признать частью вклада в уставный
капитал, либо нет. В первом случае эти расходы будут учтены у созданной фирмы
как нематериальные активы.
Во втором случае расходы по регистрации предприятия учредители - физические
лица производят за счет собственных средств. Впоследствии эти расходы
организация может им возместить.
     Расходы у новой фирмы
Теперь перейдем к бухгалтерскому учету у вновь созданной организации.
Учитывать свои доходы и расходы она начинает с момента государственной
регистрации. Ведь именно с этой даты юридическое лицо считается созданным (п.
2 ст. 51 ГК РФ).
Расходы, связанные с образованием юридического лица, в бухгалтерском учете
вновь созданной организации отразить в составе нематериальных активов можно
только в одном случае. Если, согласно учредительным документам, они являются
частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал
организации (п. 4 ПБУ 14/2000). Это правило действует независимо от того, кто
является учредителем - физическое лицо или юридическое.
Срок полезного использования организационных расходов, установленный ПБУ
14/02, составляет 20 лет, но не более срока деятельности организации.
Равномерно в течение этого времени бухгалтер уменьшает первоначальную
стоимость организационных расходов на сумму амортизационных отчислений (п. 21
ПБУ 14/02).
Для целей налогообложения прибыли организационные расходы с 2002 года
нематериальными активами не признаются (п. 3 ст. 257 НК РФ).
     Пример 4.
В январе 2003 года три физических лица зарегистрировали ООО. Уставный
капитал, согласно учредительным документам, - 30000 руб. Вклады первого и
второго участника - по 10000 руб. - внесены в кассу организации. Третий
участник оплатил расходы по регистрации организации в сумме 10000 руб.,
которые признаны его вкладом в уставный капитал.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
     Дебет 75-1 Кредит 80 - 30000 руб. - образован уставный капитал;
     Дебет 50-1 Кредит 75-1 - 20000 руб. - получены денежные средства в
качестве вклада в уставный капитал;
     Дебет 08-5 Кредит 75-1 - 10000 руб. - отражен вклад третьего учредителя;
     Дебет 04 Кредит 08-5 - 10000 руб. - учтены организационные расходы.
Ежемесячно начиная с февраля 2003 года бухгалтер будет начислять амортизацию
по организационным расходам в сумме 41,67 руб. (10000 руб. : 20 лет : 12
мес.):
     Дебет 26 Кредит 04 - 41,67 руб. - уменьшены организационные расходы на
сумму амортизационных отчислений.
Налогооблагаемую прибыль организационные расходы в сумме 10000 рублей не
уменьшают.
Источники:
1.     Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» ФЗ
№14 от 8.02.98 г. с изменениями от 29.12.2004г.
2.     Федеральный закон «О некоммерческих организациях» ФЗ №7 от 12.01.96 г.
с изменениями от 23.12.2003г.
3.     Могилевский С.Д. Акционерные общества: Учебно-практическое пособие.-
3-е изд.., - М.: Дело, 2000. -560 с.
4.     Комментарий к федеральному закону «Об обществах с ограниченной
ответственностью». Третье издание, дополненное и переработанное/ Под
редакцией М.Ю. Тихомирова,- М.: 2003.- 443 с.
5.     Кислов Д.В. Малые предприятия (выпуск третий).- М.: ООО «Вершина»,
2003.- 464 с.
6.     Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России:
Создание, права, налоги, учет, отчетность.- 5-е изд., перераб. и дополнен.-
М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.- 768 с.
7.     Бухгалтерское дело: учеб. пособие/ В.Б. Ивашкевич, Л.И. Куликова.- М.:
Экономистъ, 2005.- 523 [5] с.
8.  Бухгалтерский учет (Учебное пособие)/ Н.П. Кондраков –
«Информационное агентство «ИПБ – Бинфа», 2002.
9.  О.Ю. Хохлова. Как учесть расходы// «Учет, налоги, право». N5, 11-17
февраля 2003 г.