Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Контрольная: Экономическое содержание выручки и прибыли

     Тема: Экономическое содержание и назначение выручки и прибыли.
     I.                  Роль прибыли в условиях развития предпринимательства.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений,
создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая
категория она характеризует финансовый результат предпринимательской
деятельности предприятия. Прибыль является пока­зателем, наиболее полно
отражающим эффективность производства, объём и качество произве­денной
продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе
с тем  прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление
коммерческого расчета, интенси­фикацию производства при любой форме
собственности.
Прибыль – один из основных  финансовых показателей плана и оценки
хозяйственной деятельно­сти предприятий. За счет прибыли осуществляются
финансирование мероприятий по научно-тех­ническому и социально-
экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их
работников.
Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных
потребностей предпри­ятий, но приобретает всё большее значение в формировании
бюджетных и благотворительных фондов.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий
представляет собой разницу между общей суммой и затратами на производство и
реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.
Таким образом, прибыль формируется в резуль­тате взаимодействия многих
компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя
предпринимательской деятельно­сти предприятия вместе с тем не означает его
уникальность.  Анализ стимулирующей роли при­были показывает, что в отдельных
хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в
целях увеличения фонда оплаты труда и ущерб производственному и соци­альному
развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной»
при­были, т. е. Образующейся не в результате эффективной хозяйственной
деятельности, а путем из­менения, например, структуры выпускаемой продукции
отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но
имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более
выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продук­ции.
В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на
продукцию.
Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда
оплаты труда приводит к росту объёма денежной массы в обращении, не
обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда – дальнейший рост цен, инфляции, а
следовательно, эмиссии денег.
Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно
отражает по­вышение эффективности производства в результате трудовых
достижений коллектива.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность- это
относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень
прибыльности относительно определённой базы.
Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции
достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и
для образования прибыли.
Рентабельность может исчисляться по-разному. На протяжении последних 25 лет
широко приме­нялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение
прибыли к сумме производствен­ных фондов (основных производственных фондов и
материальных оборотных средств).
Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был
плановым, предпола­галось, что он должен был воздействовать на увеличение
выпуска продукции с наименьшей сум­мой производственных фондов, т. е.
стимулировать улучшение использования последних.
Однако, как показал прошедший период, поставленная цель не была достигнута.
Данный показа­тель рентабельности, исчисляется как отношение прибыли к
стоимости производственных фон­дов, продолжает  применяться в практике
предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности,
доходности предприятия. При этом рассуждают так, что поскольку в процессе
производства принимают участие как средства труда, так и предметы труда,
поскольку чем больше «съем» прибыли с каждого рубля производственных фондов,
тем  лучше и эффектив­нее работает предприятие, и наоборот.
             Данный показатель рентабельности исчисляется по формуле             
П
Р= --------------- * 100,
ОФ + НОС
где Р – уровень рентабельности производства, %;
П – валовая прибыль предприятия, руб.;
ОФ – среднегодовая стоимость основных производительных фондов, руб.;
НОС – среднегодовая стоимость нормативных оборотных средств (материальных
оборотных   средств), руб.
Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской
деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности
продукции, исчисляемый как отно­шение прибыли от реализации продукции к
полной себестоимости этой продукции.
Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при
внутрихозяйствен­ных расчетах, при контроле за прибыльностью  (убыточностью)
отдельных видов изделий, внедре­нии  в производство новых видов продукции и
снятии с производства неэффективных изделий.
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по
которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как
отношение прибыли к стоимо­сти реализованной продукции по свободным или
регулируемым ценам.
Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют
изменение теку­щих затрат на производство и реализацию как всей продукции,
так и отдельных её видов. В связи с этим при планировании ассортимента
производной продукции учитывается, насколько рентабель­ность отдельных видов
продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно
сформировать структуру продукции в зависимости от изделия удельных весов
изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить
эффективность производства и полу­чить дополнительные возможности увеличения
прибыли.
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
П                                     П
Р=----------* 100 и              Р= ---------* 100,
С п                                                Ц п
где Р - рентабельность продукции, %;
П – валовая прибыль предприятия, руб.;
С п– полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Ц п– объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за
минимум налога на до­бавленную стоимость – НДС и акцизов), руб.
Тем не менее, факторы роста любого показателя рентабельности зависят от
единых эконо­мических явлений и процессов. Это, прежде всего:
·         совершенствование системы управления производством в условиях
рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной  и
денежной системах;
·         повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на
основе стабилизации взаим­ных расчетов и системы расчетно-платежных
отношений;
·         индексация оборотных средств и четкое определение источников их
формирования.
Важнейшим форматом роста рентабельности в нынешних условиях является работа
предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а
следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет
экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разра­ботка новых
месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и
рентабельности производства.
К  важнейшим фактором роста прибыли относятся:  рост объема производства и
реализации про­дукции; внедрение научно-технических разработок, а
следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости;
улучшение качества продукции. В условиях развития предприниматель­ской
деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь
приведенных фак­торов.
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации, а
именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и
денежных затрат на производство и реализа­цию этой продукции. Поэтому важная
задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше при­были при
наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в  расходовании
средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру
ее себестоимо­сти. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих
ценах. При рациональном  изменении управления экономикой показатель выручки
от реализации продукции становится одним из важнейших по­казателей
деятельности предприятий. Дальнейший показатель создает заинтересованность
трудовых кол­лективов не столько в росте количественного объема выпускаемой
продукции, сколько в увеличении объ­ема реализованной продукции ( с учетом
снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться
должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и
пользуются большим спросом.
В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности
внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объектов ее
реализации. С развитием предпринима­тельства и повышением конкуренции
возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя
обязательств. Таким образом, показатель выручки от реализации продукции
отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь,  способствует
развитию предпринимательской деятельности.
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной,
пользующейся спро­сом на рынке продукции, отражается на величине прибыли,
которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объёма
реализации этой продукции.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой
разницу между вы­ручкой от реализации по соответствующим ценам и полной
себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат
на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной
продукции.
Затраты  на производство и реализацию продукции, определяющие ее
себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции
природных ресурсов, топлива, энергии, основных фон­дов, трудовых ресурсов и
прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат.
Состав и структура затрат зависит от характера и условий производства при той
или иной формы собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и
других факторов.
Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость,
- один из важ­нейших качественных показателей коммерческой деятельности
предприятий.
Реальный состав затрат по производству и реализации продукции
регламентируется «Положе­нием о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг),  и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налого­обложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 г.  № 555   с последующими изменениями
и дополнениями.
В соответствии с Положением затраты на производство и реализацию продукции
исходя из их эко­номического содержания объединяются в пять групп:
материальные затраты (за вычетом стоимости воз­вратных отходов); затраты на
оплату труда; отчисляются на социальные нужды; амортизация основных фондов и
прочие затраты.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия
зависит и от второй, не менее важной величины – объема выручки от реализации
продукции.
Размер выручки от реализации продукции и соотносительно прибыли зависит не
только от количе­ства и качества произведенной и реализованной продукции, но
и от уровня применяемых цен.
Выручка от реализации продукции в соответствующих ценах может определяться
различными ме­тодами в зависимости от рыночных условий хозяйствования,
наличия или отсутствия договоров, путей вне­дрения товаров на рынок и т. д.
Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том,
что реализа­ция считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления
денег либо на счете предприятия в банке, либо наличными в кассу предприятия.
Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки
продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.
Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости
от рыночных условий хозяйствования , наличия или отсутствия договоров, путей
внедрения товаров на рынок и т. д.
Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том,
что реализа­ция считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления
денег либо на счета предприятий в банке, либо наличными в кассу предприятия.
Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки
продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.
Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости
от договорных условий, форм сбыта продукции и иных хозяйственных проблем
установления самим предприятиям на дли­тельный период.
Итак, виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем
выручки от реализа­ции продукции, а следовательно, прибыли.
Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных
отношений. Проведен­ная в России либерализация цен привела к резкому
сокращению воздействия цен, что повлекло колоссаль­ный рост цен почти на все
производимые товары. С помощью таких цен предприятия возмещают любые по
величине производственные затраты, что не всегда содействует повышению
качества продукции и эффек­тивности производства.
           II.              Состав валовой прибыли предприятия.           
Состав валовой прибыли предприятия. Прибыль как главный результат
предпринимательской дея­тельности обеспечивает потребности предприятия и
государство в целом. Поэтому прежде всего важно оп­ределить  состав прибыли
предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую
прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов,
зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важным фактором роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий,
является: рост объ­ема производимой продукции в соответствии с договорными
условиями; снижение ее себестоимости; по­вышения качества; улучшение
ассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов;
рост производительности труда.
К фактам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения
государственных ре­гулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние
природных, географических, транспортных и техни­ческих условий на
производство и реализацию продукции и др.
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль
предприятий.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности.
Прежде всего вало­вая прибыль включает прибыль от реализации товарной
продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой
продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на
производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации
товарной про­дукции – основная часть валовой прибыли.
Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей
продукции услуг нетоварного характера, т. е. Прибыль (убытки) подсобных
сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготови­тельных и других хозяйств,
находивших на балансе основного предприятия.      В состав валовой при­были
входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.
Наконец, в составе валовой прибыли отражаются  внереализованные доходы и
расходы, т. е. ре­зультаты внереализованных операций.
В связи с тем что подавляющую часть валовой прибыли  (95-97%) предприятия
получают от реали­зации товарной продукции, этой части прибыли должно быть
уделено главное влияние. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от
деятельности предприятия, воздействуют главным образом на при­быль от
реализации продукции.
     III.          Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им
самостоятельно и направля­ется на  дальнейшее развитие предпринимательской
деятельности. Никакие органы, в том  числе государ­ство, не имеют права
вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные
усло­вия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной
прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства,
его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей
трудовых коллективов.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником
финансирова­ния производственного и социального развития, а также
материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием
действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санк­ций. Так,
из чистой  прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране
окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении
регулируемых цен на продукцию (ра­боты, услуги) из чистой прибыли
взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные
фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является
чистая прибыль.