Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая: Бухгалтерский баланс

                 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ                 
                              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                              
                       НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ                       
                      Кафедра бухгалтерского учета и аудита                      
     «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС – ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»     
     

Курсовая работа по дисциплине

«Бухгалтерская (финансовая) отчетность» Выполнила: Гончарова А.Н.

Студентка 2 курса 2/5-Б(2)з группы

Руководитель: ст. преподаватель кафедры бух. учета и аудита Бородина Н.В.

Нижний Новгород

2003 Содержание Введение Глава 1. Понятие бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование 1.1. Понятие бухгалтерской отчетности предприятия. Ее состав, значение и требования к составлению................4 1.2 Система нормативного регулирования составления и представление бухгалтерской отчетности в РФ ............9 Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса 2.1. Понятие бухгалтерского баланса, значения и виды .......10 2.2. Принципы построения бухгалтерского баланса...........14 2.3. Содержание бухгалтерского баланса..............17 2.4.Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа и управления предприятием.................22 Глава 3. Простейший пример анализа финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерского баланса. 3.1. Горизонтальный анализ...................26 3.2. Вертикальный анализ....................27 Заключение Список используемой литературы Введение В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете. Информация о хозяйственных операциях, произ­веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерс­кую отчетность. Такая процедура обобщения учетной инфор­мации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и кор­ректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной де­ятельности конкретного предприятия. Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять лю­бые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственно­сти, финансовой ситуации, прибылей и убытков. Бухгалтерский баланс занимает центральное место в финансовой отчетности организации, так как он наиболее полно характеризует ее финансовое состояние на дату составления баланса, обычно на первое число месяца. Если у предприятия есть филиалы, все они независимо от региона их функционирования, применяют избранные головным предприятием способы введения учета и отчетности. В любой форме баланса принципы предоставления информации об использовании средств, предприятия значительно изменены. В настоящее время данные баланса информируют собственника (орган, уполномоченный управлять государственным имуществом; учредителя или участника) или любое заинтересованное юридическое лицо и акционеров о платёжеспособности, ликвидности и прибыльности предприятия, об изменении структуры источников средств, об изменении или приросте оборотного капитала т. д. А это позволяет своевременно принять необходимые меры для улучшения финансового состояния предприятия. В современных условиях хозяйствования с переходом на единый международный бухгалтерский учёт, всем самостоятельным предприятиям и организациям предоставляется право осуществлять собственную бухгалтерскую политику. По международной системе оценки критериев полезной информации к бухгалтерскому учёту предоставляются требования достоверности информации (правдивость, возможность выбора конкретной информации), уместность информации (своевременность, значимость, ценность для прогнозирования), сопоставляемость (возможность сравнения во времени), понятность. Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и экономического содержания баланса как основной формы бухгалтерской отчетности. Первая глава раскрывает понятие бухгалтерской отчетности в целом, а также систему нормативно-правового регулирования ее составления и представления. Вторая глава раскрывает экономическую сущность баланса. Здесь освещены такие вопросы, как понятие, виды и значение баланса, а также его принципы составления и содержание. Кроме того, баланс рассматривается с точки зрения источника информации для финансового анализа деятельности и эффективного управления предприятием. В третьей главе рассмотрен упрощенный пример финансового анализа деятельности на основе данных бухгалтерского баланса за отчетный год некоторого абстрактного предприятия. Глава 1. Понятие бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование

1.1.Понятие бухгалтерской отчетности предприятия. Ее состав, значение и требования к составлению.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за определенный отчетный период. Методологически бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом деятельности за определенный период. Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, финансовыми органами, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами и др. Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (ука­заниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Фе­дерации. Единая система показателей отчетности организации позво­ляет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономиче­ским районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому уче­ту «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бух­галтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из: а) бухгалтерского баланса (форма№1); б) отчета о прибылях и убытках (форма№2); в) отчета об изменениях капитала (форма№3); г) отчета о движении денежных средств (форма№4); д) приложения к бухгалтерскому балансу (форма№5); е)отчета о целевом использовании полученных средств (форма№6)-для некоммерческих организаций; ж) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; з) пояснительной записки. Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения, утверждаются Министер­ством финансов Российской Федерации. В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рын­ков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репу­тация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выпол­нения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффектив­ности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых эконо­мических мероприятиях и другой информации, интересующей воз­можных пользователей годовой бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства, применяющие уп­рощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не обя­занные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтер­ской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтер­ской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денеж­ных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку. Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денеж­ных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложе­ния к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывше­го имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денеж­ных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балан­су (форма № 5) и пояснительную записку. Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней, но не раньше 60 дней по окончании отчетного года. Конкретным днем представления бухгалтерской отчетности является дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи. В соответствии с ПБУ 4/99 к составлению бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования: 1. Бухгалтерская отчетность должна состоять из определенных форм (с 1-й по 6-ю); 2. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении; 3. При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации (т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед други­ми); 4. Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов и подразделений; 5. При формировании бухгалтерской отчетности организация должна придерживаться принятых ею содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому; 6. По любому числовому показателю должны быть приведены данные не менее, чем за два года; 7. Статьи бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые показатели, прочеркиваются или не приводятся; 8. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода; 9. Каждая составная часть бухгалтерской отчетности должна содержать наименование формы, отчетную дату, наименование организации, организационно-правовую форму, ИНН, адрес организации, единицу измерения, коды и шифры, вид деятельности; 10. Отрицательные показатели в бухгалтерской отчетности показываются в круглых скобках; 11. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, подписана руководителем и гл. бухгалтером организации. Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности. Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке. Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования. Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций. Цель такого сравнения - выявить тенденции развития фирмы. Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета. Оформление означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РФ. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством. 1.2. Система нормативного регулирования составления и представления бухгалтерской отчетности в РФ. Организация бухгалтерской отчетности в РФ, т.е. правила ее составления, сроки представления, порядок рассмотрения регламентированы в следующих нормативно- правовых актах: 1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ; 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в РФ, утвержденное приказом Мин­фина РФ от 29.07.98 г. № 334н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н); 3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина за №43Н от 6.07.99); 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Мин­фина РФ от 31.10.2000г.№994н.; 5. Методические рекомендации к составлению и представлению сводной отчетности (приказ Минфина за №112 от 30.12.96); 6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина за №49 от 13.06.95); 7. ПБУ 7/98 (приказ Минфина за №56Н от 25.11.98), ПБУ 8/01 (приказ Минфина за №96Н от 28.11.01), ПБУ 9/99 (приказ Минфина за №32Н от 6.05.99), ПБУ 10/99 (приказ Минфина за №33Н от 6.05.99), ПБУ 11/2000 (приказ Минфина за №5Н от 12.01.2000), ПБУ 12/2000 (приказ Минфина за №11Н от 27.01.00), ПБУ 16/02 (приказ Минфина за №66Н от 2.07.02), ПБУ 18/02 (приказ Минфина за №114Н от 19.11.02); 8. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации (приказ Минфина за №44Н от 20.05.03 ); 9. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (приказ Минфина за №67Н от 20.07.03). Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса. 2.1.Понятие баланса, значение и виды. Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам. Переход на применение международных норм бухгалтерского учета и отчетности начался с 1992 года и успешно продолжается в течение всего периода экономических реформ, проводимых в стране. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 года была утверждена Государственная программа перехода РФ на международные стандарты учета и отчетности, которая уже реализована по многим направлениям. Например, центральной формой бухгалтерского учета - является баланс. Бухгалтерский баланс как отчетная форма характеризует состояние имущества организации с точки зрения его состава и источников формирования на определенную дату. Баланс характеризуется тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек зрения (по составу и источникам формирования). Бухгалтерский баланс - наиболее общая модель, которая оберегает имущество предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени. В системе бухгалтерской отчетности баланс занимает центральное место, так как информация, отраженная в нем, дает возможность создать представление об объеме, структуре и состоянии средств организации, об обеспечении их собственными и привлеченными источниками покрытия, а также дает представление о финансовых результатах деятельности организации. Эта информация важна для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности, так как позволяет оценить рентабельность, платежеспособность организации, состояние и эффективность использования ресурсов, состояние кредитных и расчетных отношений, а также жизнеспособность организации и эффективность финансово- хозяйственной деятельности. Информация, отраженная в балансе, носит моментальный характер и представлена для сравнения на две даты: начало отчетного года (3-я графа) и конец отчетного периода (4-я графа). Внешне бухгалтерский баланс – таблица из двух частей (актив и пассив). Бухгалтерский баланс составляется в денежном измерителе (в рублях), представляется в тыс., млн. рублей. Основное свойство баланса – равенство актива и пассива (активы = долговые обязательства(заемный капитал) + собственный капитал). Разложение пассива баланса на две составляющие в указанной последовательности имеет глубокий экономический смысл. В случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство в первую очередь предусматривает удовлетворение обязательств кредиторов в строго установленной очередности. Причем требования кредиторов каждой очереди подлежат удовлетворению только после полного погашения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В то же время инвесторы на вложенный капитал получают только ту часть, которая остается после платежей по обязательствам. Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используются в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двойное значение: 1) равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д. 2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. В мировой практике принимаются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальный и вертикальный. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, пассивы в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее - статьи пассива. В США выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами. Классификация видов баланса производится по признакам: 1) время составления; § вступительные (с них начинается ведение учета в организации); § текущие (составляются в течение всего времени существования организации); § ликвидационные (формируется при ликвидации организации); § разделительные (формируется при разделении крупной организации на более мелкие); § объединительные (формируется при объединении нескольких организаций в одну более крупную); § сонируемые (составляются, когда организация приближается к банкротству). 2) источник составления; § инвентарные (только на основании описи средств или инвентаря); § книжные (только на основании книжных записей без инвентаризации); § генеральные (на основании учетных записей и данных инвентаризации). 3) объем информации; § единичные (отражают деятельность только одной организации); § сводные (отражают деятельность нескольких организаций); Разновидностью сводного баланса является консолидированный баланс – объединение балансов юридически самостоятельных организаций, но зависимых в экономическом и финансовом отношении. 4) характер деятельности; § по основной деятельности; § по не основной деятельности; 5) форма собственности; § государственные; § кооперативные; § частные; и др. 6) способ очистки; § балансы брутто (включают регулирующие статьи; счета 02, 05,42); § балансы нетто (исключают регулирующие статьи). 2.2.Принципы построения баланса. Актив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по составу и размещению. Пассив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по источникам формирования и использования. Как говорилось выше, для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится строка, называемая статьей баланса. При любой форме баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается определенная последовательность в расположении балансовых статей. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами. Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи («не материальные активы», «основные средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах). Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легко реализуемые виды имущества, а в конце баланса – наименее ликвидные активы. Итак, группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела: 1) внеоборотные активы; 2) оборотные активы. Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: не материальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы. В состав оборотных активов входит имущество, которое потребляется в течение года или нормального производственного цикла, который может превышать этот срок. Оборотные активы требуют постоянного восполнения. Они сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно. Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствует горизонтальной взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находится напротив пассива, которые выступают их источниками образования. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива: 3) капитал и резервы; 4) долгосрочные обязательства; 5) краткосрочные обязательства. Для третьего раздела определяющим является уставный капитал, характерный для тех экономических субъектов, где отсутствует один собственник (АО, ООО и др.). В государственных и муниципальных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы имеют место в 3 разделе как вариант учетной политики в случае распределения прибыли. В четвертом разделе раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств. В пятом разделе баланса отражаются земные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей «Доходы будущих периодов», (резервы предстоящих расходов) и др. Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода». Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса. 2.3.Содержание бухгалтерского баланса. Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утв. приказом Минфина РФ от 6.07.97 г. № 43н установлено содержание бухгалтерского баланса в составе бухгалтерской отчетности организации. Бухгалтерская отчетность и бухгалтерский баланс в составе бухгалтерской отчетности должны давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности изменениях в ее финансовом положении. Таблица 1. Показатели бухгалтерского баланса.
Группа статейСтатьяПримечание
123

Актив

Раздел 1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

(строка 110)

Основные средства

(строка 120)

Незавершенное строительство

(строка 130)

Доходные вложе

ния в материаль-

ные ценности

(строка 135)

Долгосрочные

финансовые вло-

жения

(строка 140)

Отложенные налоговые активы

(строка 145)

Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности.

Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы.

Организационные расходы. Деловая репутация организации

Заемные участки и объекты природопользования. Здания, машины, оборудование и другие основные средства.

Имущество для передачи в лизинг, аренду.

Имущество, предоставляемое по договору проката.

Инвестиции организации на

срок более года в ценные бумаги, в уставные капиталы

др. организаций.

Предоставляемые долгосрочные займы.

Нематериальные активы отража-

ются по остаточной стоимости,

т.е. разница между остатками, ко-

торая числится на счетах 04,05.

Если при начислении амортиза-

ции счет 05 не используется, то в

баланс переносится остаток по

сч. 04 на отчетную дату.

Отражается имущество, которое

учитывается на сч.01 по остаточ-

ной стоимости.

Учитываются остатки по сч.07,08.

Отражаются авансы, выданные

застройщиком и др. авансовые платежи, связанные капитальны –ми вложениями.

Используются данные сч.03.

Используются данные сч.58,59.

Отражаются данные сч.09.

Появление этой строки связано с

принятием ПБУ 18/02, согласно

которому отложенный налоговый актив – это положительная разни- ца между реальным налогом на прибыль и условным налогом, ичисляемым с балансовой прибыли.

Отложенный актив-это произведе-

ние ставки налога на вычитаемую временную разницу.

Раздел 2. Оборотные активы

Запасы

(строка 210)

НДС по преобре-

тенным ценностям.

(строка 220)

Дебиторская задолженность

(стр.230-краткоср.)

(стр.240-долгоср.)

Краткосрочные

финансовые вло-

жения

(строка 250)

Денежные средства

(строка 260)

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности.

Затраты в незавершенном производстве ( издержках обращения). Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные.

Расходы будущих периодов.

Получатели и заказчики.

Векселя к получению.

Задолженность дочерних и зависимых обществ.

Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал.

Авансы выданные.

Прочие дебиторы.

Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев.

Вложения в акции, облигации

Прочие финансовые вложения.

Расчетные счета.

Валютные счета.

Прочие денежные средства.

Отражаются данные сч.10,11,20,21,23,29,46,44,43,41,97.

Сумма, которая на конец отчетно-

го периода не списана со сч.19.

Для заполнения этих строк берется

дебитовое сальдо по сч. 60,62,71,

73,75,76.

Сч.58.

Складываются остатки по сч.50,51,

52,55,57.

Пассив

Раздел3. Капитал и резервы.

Уставной капитал

(строка 410)

Добавочный

капитал

(строка 420)

Резервный капитал

(строка 430)

Нераспределенная

прибыль

(строка 470)

Резервы, образованные в

соответствии с законодательством (для АО) и в соответствии с учредительными документами.

Сумма уставного капитала,

зафиксированная в учредительных

документах организации и отражен

ная по кредиту сч.80.

Кредитовый остаток со сч.83.

Кредитовый остаток со сч.82.

Остатки по сч.84,99.

Раздел4. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

(строка 510)

Отложенные налоговые

Обязательства

(строка 515)

Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Данные со сч.67.

Это отрицательная разница между

реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с балансовой прибыли.

Это произведение ставки налога на временную разницу.

Раздел5. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

(строка 610)

Кредиторская

задолженность

(строка 620)

(строка 630)

Доходы будущих

периодов

(строка 640)

Резервы предстоя-

щих расходов

(строка 650)

Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Займы, подлежащие в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Поставщики и подрядчики.

Векселя к уплате.

Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами.

Задолженность перед персоналом организации.

Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Авансы, получаемые.

Прочие кредиторы.

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов.

Данные со сч.66.

Данные со сч.60,70,68,69,71,75,73.

При заполнении этой строки необходимо учитывать сумму условных расходов по налогу на прибыль, рассчитанную по данным бух. учета.

Кредитовое сальдо сч.75.

Поступления, полученные в отчет-

ном периоде, но относящиеся к

деятельности в будущем. Сч.98

Суммы резервов, созданные в соответствии с учетной политикой организации для равномерного списания расходов. Сч.96.

2.4. Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа и управления предприятием. Под управлением производством понимается направленное воздействие администрации предприятия на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли за счет повышения эффективности и обеспечения на этой основе экономического развития предприятия. Управление сводится к постановке конкретных задач, принятию оптимальных решений и организации контроля, оперативного регулирования и оценки полученных результатов. Основой разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии управляемого объекта и его окружения, выполнении управляющих команд и выходных обобщающих результатах. Контроль и оперативное регулирование осуществляется в основном по данным журналов оперативного и бухгалтерского учета. Для оценки результатов управленческих решений используются, как правила, данные планирования и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет часто называют «азбукой и языком» бизнеса. В бизнесе широко используются данные финансовой отчетности предприятий, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку к годовому отчету. Пользователями финансовой отчетности являются инвесторы, поставщики, кредиторы, банки, заказчики, государственные органы управления, общественность. Инвесторов и их консультантов более всего интересует информация, позволяющая оценить перспективы развития предприятия, его финансовую устойчивость, способность выплачивать объявленные дивиденды. Для поставщиков, кредиторов и банков наиболее важной является информация, на основе которой можно определить текущую и ожидаемую платежеспособность предприятия, т.е. сведения о денежных средствах, запасах готовой продукции, дебиторской задолженности, первоочередных обязательствах и др. Органы государственной власти и управления заинтересованы в получении информации, необходимой для регулирования деятельности предприятий, выработки налоговой политики, решения социальных вопросов и др. Общественность и местные рганы самоуправления используют финансовую отчетность предприятия для обеспечения занятости населения, контроля за полнотой утраты частных налогов, определения направления развития предприятий и др. В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа. Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия. Не зря поэтому среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте. Для понимания содержащейся в нем информации важно иметь представление не только о структуре бухгалтерского баланса, но и знать основные логические и специфические взаимосвязи между отдельными показателями. Не менее существенное значение в понимании содержания бухгалтерского баланса имеет последовательность его чтения, а также непременное знание отдельных ограничений, присущих только бухгалтерскому балансу. Современное содержание актива и пассива ориентировано на предоставление информации ее пользователям, прежде всего внешним пользователям. Отсюда высокая степень аналитичности статей, раскрывающих состояние дебиторской и кредиторской задолженности, формирование собственного капитала и отдельных видов резервов, образованных за счет текущих издержек или прибыли предприятия. Внутренние взаимосвязи, свойственные балансу, имеют место независимо от степени удовлетворения в информации пользователей и сводятся к следующему: 1. Сумма всех разделов актива баланса должна обязательно быть равна сумме итогов всех разделов пассива, что связано с сущностью самого баланса. 2. Размер собственного капитала (третий раздел пассива) превышает величину внеоборотных активов (первый раздел актива). Такой вывод не требует доказательств, поскольку принято считать, что основная деятельность субъекта невозможна без наличия оборотных активов. Поэтому состав собственного капитала всегда предполагает формирование движимого и недвижимого имущества. Весь вопрос лишь в том, что отраслевые особенности оказывают различное влияние на соотношение указанных частей имущества. 3. Исходя из предположения, что оборотные активы в основном приобретаются за счет собственных источников, их величина (второй раздел актива баланса), при нормальных условиях функционирования организации, должна быть больше суммы заемных средств (пятый раздел пассива баланса). 4. Строение баланса раскрывает высокую степень аналитичности. Это позволяет установить взаимосвязь между отдельными его статьями по активу и пассиву, а, следовательно, и источники покрытия отдельных видов имущества. Например, источниками покрытия долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений являются средства различных фондов специального назначения и оценочных резервов. Для оценки реальных аналитических возможностей необходимо знать ограничения информации представленной в балансе: · баланс – это свод моментных данных на начало и конец отчетного периода, то есть в нем фиксируются сложившиеся к моменту его составления итоги хозяйственных операций; · отвечает на вопрос: «Что представляет собой предприятие на данный момент?», но не отвечает на вопрос: «В результате чего сложилось такое положение?»; · заложенный в нем принцип использования исторических цен приобретения оборотных активов существенно искажает реальную оценку имущества в целом. Самый общий обзор содержания бухгалтерского баланса, при определенных его ограничениях, предоставляет большую информацию ее пользователям и определяет основные направления анализа для реальной оценки финансового состояния: 1. Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу заключается в расчете показателей оценки удовлетворенности структуры баланса (коэффициент ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты платежеспособности)). При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе организации, убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы. 2. Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу исследует структуру источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов. 3. Анализ деловой активности организации, критериями которой являются: -широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт; -репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации; -степень выполнения плана, обеспечение задач и темпов их роста. ГЛАВА 3. Пример анализа финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерского баланса. Изучение финансовой отчетности предприятия – необходимая составляющая финансового анализа. Для многих участников рыночных отношений, финансовая отчетность является основным доступным источником экономической информации о хозяйствующем субъекте, формируемой на микроуровне. Различных пользователей финансовой информации по разному интересуют её данные, однако, существуют общие подходы к анализу отчетности. Это позволяет получить ответы на вопросы, интересующие всех пользователей: каков уровень деловой активности предприятиям по сравнению с его конкурентами, настолько устойчиво его финансовое положение, способно ли предприятие погасить своевременно текущие обязательства. 3.1.Горизонтальный анализ. «Чтение» бухгалтерского отчета обычно начинают с горизонтального анализа, т.е. сравнение данных за отчетный период с аналогичными данными за предшествующий период. Если такие исследования охватывают данные за сравнительно большой промежуток времени, например за 5 лет, то более наглядно проявляются тенденции в развитии предприятия. Такой анализ называют трендовым. Обязательным условием при этом является обеспечение сравнимости показателей и устранение влияния на отчетные данные изменений цен, колебаний курсов валют, инфляции и других явлений. Оценка динамики деятельности конкретного предприятия дается с учетом экономической ситуации в стране и конъюнктуры в той или иной отрасли. 3.2. Вертикальный анализ. Динамику изменений по статьям имущества, капиталов и обязательств, доходов и расходов можно проследить и путем «чтения» отчетов по вертикали. Для этого подсчитывается удельный вес (в процентном выражении) соответствующих статей в итоговых показателях. Для общей характеристики средств предприятия изучается их наличие, состав, структура и происшедшие в них изменения за отчетный период. Рассмотрим на примере некоторой организации вертикальный анализ балансов на 1.01.00г. и 1.01.01г. По данным балансов составляется аналитическая таблица №2 Таблица 2. Анализ наличия состава и структуры средств предприятия.
Средства предприятияНа 1.01.00 г.На 1.01.01 г.Изменение за год

Изменение структуры,

процентные пункты

гр.4-гр.2

Сумма, руб.

Уд.

вес, %

Сумма, руб.Уд. вес, %

В руб.

гр.3-гр.1

В %

гр.5 * 100/ гр.1

А1234567

1.Всего средств

1.1. Внеоборотные активы

1.1.1. Долгосрочные активы

1.1.2. Нематериальные активы

1.2. Текущие активы (оборотные средства)

1.2.1. Материальные оборотные средства

1.2.2. Денежные средства и краткосрочные ценные бумаги.

1.2.3. Дебиторская задолженность

1.2.4. Прочие текущие активы

360612

330752

329663

1089

29860

1943

4155

14050

9712

100

91,72

91,42

0,3

8,28

0,54

1,15

3,9

2,69

448649

401234

399371

1863

47415

1636

8803

18675

18301

100

89,44

89,02

0,42

10,56

0,36

1,96

4,16

4,08

+88037

+70482

+69708

+774

+17555

-307

+4648

+4625

+8589

24,41

21,31

21,14

71,07

58,79

15,79

111,8

32,92

88,44

-2,28

-2,4

+0,12

+2,28

-0,18

+0,81

+0,26

+1,39

Данные таблицы 2. показывают, что общая сумма средств предприятия увеличилась на 88037 руб. или на 24,41%. Долгосрочные активы на начало года составляют 91,42% всех средств предприятия, что в 11 раз превышает удельный вес текущих активов, которые на 1.01.00 г. составляют 8,28%. На 1.01.01 г. произошли изменения в этих группах средств как в абсолютной сумме, так и в структуре. Прирост долгосрочных активов в абсолютной сумме составил 69708 руб., а текущих активов 17555 руб. Несмотря на значительный абсолютный прирост долгосрочных и текущих активов, удельный вес текущих активов в общей сумме средств возрос на 2,28 %, а долгосрочных активов уменьшился на 2,4%. Несмотря на то, что предприятие перераспределило средства таким образом, что увеличилась их мобильная часть – оборотные средства, долгосрочные активы занимают в средствах их большую часть и составляют на 1.01.01 г. 89,02% или 399371 руб. Это можно объяснить спецификой деятельности предприятия. Материальные оборотные средства в составе средств предприятия на 1.01.00 г. составляют 0,54%, а на 1.01.01 г. уменьшается на 307 руб. или 017% и составляют 1636руб. или 0,36%. Денежные средства, дебиторская задолженность и прочие текущие активы занимают в средствах предприятия незначительную часть на начало анализируемого периода, на конец – незначительно увеличиваются и составляют соответственно: 8803 руб. или 1,96%; 18675 руб. или 4,16%; 18301 руб. или 4,08%. Предприятие может приобретать основные, оборотные средства и нематериальные активы за счет собственных и заемных (привлеченных) источников (собственного и заемного капитала). Для их предварительной оценки по данным пассива баланса составляется аналитическая таблица 3. Таблица 3. Анализ состава и структуры источников средств предприятия.

Источник средств

предприятия

На 1.01.00 г.На 1.01.01 г.Изменение за год

Изменение структуры,

процентные пункты

гр.4- гр.2

Сумма, руб.

Уд.

вес, %

Сумма, руб.Уд. вес, %

В руб.

гр.3-гр.1

В %

гр.5 * 100/ гр.1

П1234567

1. Всего источников

1.1. Собственные

1.1.1. Уставный капитал

1.1.2. Добавочный капитал

1.1.3. Фонды специального назначения

1.1.4. 1.1.4. Целевые финансирования и поступления

1.1.5. 1.1.5.Расчеты с учредителями

1.1.6 Нераспределенная прибыль

1.2. Заемные

1.2.1. Долгосрочные финансовые обязательства

1.2.2. Краткосрочные финансовые обязательства

2.1.2.1. Краткосрочные кредиты и займы

2.1.2.2. Кредиторская задолженность

2.1.2.3. Прочие краткосрочные пассивы

360613

293341

-

281348

5933

645

2465

2950

67272

-

67272

-

10883

56389

100

81,34

-

78,02

1,64

0,18

0,68

0,82

18,65

-

18,65

-

3,02

15,64

448649

297952

-

284454

5027

5665

1425

1381

150697

-

150697

-

14349

136348

100

66,41

-

63,4

1,12

1,26

0,32

0,31

33,59

-

33,59

-

3,2

30,4

+88036

+4611

-

+3106

-906

+5020

-1040

-1569

+83425

-

+83425

-

+3466

+79959

24,41

1,57

-

1,1

15,27

778,29

42,19

53,19

123,74

-

123,74

-

31,85

141,8

-14,94

-

-14,62

-0,52

+1,08

-0,36

-0,51

+14,94

-

+14,94

-

+0,18

+14,76

Данные таблицы 3. показывают, что общий прирост источников составил 88036 руб. или 24,41%. Этот прирост получен за счет роста первичных источников, которые по сравнению с началом анализируемого периода увеличились в 2,24 раза и составили 150697 руб. или 33,59%. Собственные источники уменьшились на 14,93% за счет уменьшения удельного веса добавочного капитала на 14, 62%, фондов специального назначения на 906 руб. - в абсолютной сумме, на 0,52% - в удельном весе, увеличение удельного веса целевого финансирования и поступлений на 1,08%, уменьшения удельного веса перераспределенной прибыли на 0,51%. Обращает на себя внимание отсутствие собственных источников средств предприятия - уставного капитала, заемных – отсутствие долгосрочных финансовых обязательств и краткосрочных кредитов банков и займов. Существенные изменения к концу анализируемого периода произошли в структуре источников. Произошло перераспределение источников средств, т.к. к концу анализируемого периода заемные источники увеличились на 14,94%, а собственные уменьшились на 14,94%. Рост заемных средств, свидетельствует о работе предприятия в условиях формирования рыночной экономики. При более глубоком исследовании, используя данные бухгалтерского баланса за отчетный год, можно провести анализ наличия, состава и структуры текущих активов, состояния расчетов с дебиторами и кредиторами, оценки платежеспособности предприятия, оборачиваемости оборотных средств и, в итоге, анализ финансовой устойчивости. Заключение В данной курсовой работе рассматриваются основные аспекты важнейшей части бухгалтерской отчетности – бухгалтерского баланса. Первая глава раскрывает понятие бухгалтерской отчетности в целом, а также систему нормативно-правового регулирования ее составления и представления. Вторая глава раскрывает экономическую сущность баланса. Здесь освещены такие вопросы, как понятие, виды и значение баланса, а также его принципы составления и содержание. Кроме того, баланс рассматривается с точки зрения источника информации для финансового анализа деятельности и эффективного управления предприятием. В третьей главе рассмотрен упрощенный пример финансового анализа деятельности на основе данных бухгалтерского баланса за отчетный год некоторого абстрактного предприятия. Делая вывод о проделанной работе хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др. Финансовый учет и формирование бухгал­терской (финансовой) отчет­ности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адап­тацией к требованиям международных стандартов бухгал­терского учета. Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер. Сама идея раскрытия всей существенной информации го­ворит о необходимости отра­жения совершенно новых для нашей учетной практики ас­пектов: риски, особые обстоя­тельства, наличие условных активов и пассивов и др. Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей со­ставления бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности. Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует зна­чительное количество приемов и способов искажения (приу­крашивания) отчетности. Так, простой прием взаимозачета статей актива и пассива по та­ким статьям, как "Расчеты с покупателями и заказчиками", "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с прочими дебиторами и креди­торами", позволяет исказить значение коэффициентов лик­видности. Суть таких искаже­ний связана с искусственным уменьшением объема обяза­тельств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутст­вие таких искажений не может быть установлено пользовате­лем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внут­ренним данным учета. Очевид­но, что они могут быть выявле­ны только аудитором. Бухгалтерский баланс по существу представляет собой отражение состояния имущества на определенную дату. Поскольку познание имущественного состояния производиться через сопоставления актива и пассива, то это познание будет понятно и правдиво, если все элементы баланса будут включать: с одной стороны, все составные части актива и пассива (полного охвата) и с другой стороны, правильность оценки (стоимостное измерение) отдельных статей баланса. Список литературы: 1. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29 июня 1998 г. № 34н. с изменениями и дополнениями (от 30.12.99 г., 24.03.2000 г.) 3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций и ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина РФ от 6.07.99г. № 43н. ЭПБ «Партнер» № 3-4 январь 2000 г. 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утвержден приказом МФ СОСО от 1.11.91 г. № 56 (с изменениями и дополнениями).М.: Финансы и статистика. 5. Астахов В.П. «Теории бухгалтерского учета». –М.: «Экспертное бюро – М», 1999 г. – 351 с. 6. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. М.: Менатеп- Информ, 1997 7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А., «Анализ бухгалтерской отчетности», М: Издательство «ДИС», 1998. 8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: Инфра-М, 2001.