Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Реферат: Первичная учетная информация, ее значение в бухгалтерском учете

                                Содержание                                
     Введение.........................3-4
     1.     Отражение первичной учетной информации в первичных учетных
документах.....................5-7
     2.     Регистры бухгалтерского учета как источники сводной учетной
информации....................7-9
     3.     Учетная политика и необходимая информация, подлежащая раскрытию в
ней..................9-12
     Вывод..........................13
     Список использованных источников.
                                 Введение                                 
     «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их движений путем сплошного, непрерывного
документального учета всех хозяйственных операций». (Федеральный закон
№129-ФЗ «О бухгалтерском учете»)
Объектами бухгалтерского учета являются: имущество организаций, их
обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в
процессе их деятельности.
         Основными задачами бухгалтерского учета являются:         
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее
имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской
отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества
организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям
бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации при осуществлении организацией и их целесообразностью,
наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее
финансовой устойчивости.
«Основными целями законодательства Российской Федерации о Бухгалтерском учете
являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и
хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и
представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении
организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской
отчетности». (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации). Утверждено приказом Минфина РФ №34н.
Таким образом, первичная учетная информация должна быть своевременна,
достоверна, отражать полноту всех факторов хозяйственной деятельности исходя
не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов
и условий хозяйствования.
Первичная учетная информация отражается в первичных учетных документах.
                  1. Первичные учетные документы.                  
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и в которых
отражается первичная учетная информация.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по
форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной
документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах,
должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
В зависимости от характера операции, требований нормативных актов,
методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки
первичной учетной информации в первичные документы могут быть включены
дополнительные реквизиты.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает
руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или
уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения
операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее
окончания. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением
контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного
документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых
чеков. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для
отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в
организации графиком документооборота.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов,
передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а
также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие
и подписавшие эти документы.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В
остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по
согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть
подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием
даты внесения исправлений.
К первичным учетным документам относятся:
Приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, акты приема-передачи
основных средств, накладные, требования, счета, акты выполненных работ или
услуг, товарные чеки,  платежные поручения, акты выбытия, акты на списание
материалов, лимитно-заборные карты и многие другие.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных
операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные
документы.
Первичные  и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и
машинных  носителях информации. В последнем случае организация обязана
изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для
других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов,
осуществляющих контроль в соответствии с  законодательством Российской
Федерации, суда и прокуратуры.
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания,
предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и
налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации). Утверждено приказом Минфина РФ №34н.
               2.     Регистры бухгалтерского учета.               
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету
первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в
бухгалтерской отчетности применяются регистры бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на
отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при
использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках,
дискетах и иных магнитных носителях.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в
хронологической последовательность и группироваться по соответствующим счетам
бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в
регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие
их.
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита
от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре
бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица,
внёсшего исправления, с указанием даты исправления.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской
отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского
учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую
тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
К регистрам бухгалтерского учета относятся:
- оборотные ведомости по учету товарно-материальных ценностей и основным
средствам;
- по учету нематериальных активов;
- материальные отчеты прорабов;
- сличительные ведомости по инвентаризации;
- сводные ведомости;
- журналы ордера и другие документы.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и
обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их
наличие, состояние и оценка.
Проведение инвентаризации обязательно при смене материально-ответственных
лиц, при выявлении фактов хищения или порчи имущества,  при реорганизации или
ликвидации предприятия,  в случае стихийного бедствия, при передаче имущества
в аренду,  при составлении годового отчета и в других случаях,
предусмотренных законодательством  Российской Федерации.
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
отражается ею в учетной политике, сформированной главным бухгалтером и
утвержденной руководителем организации.
     (Справочно-правовая система «ГАРАНТ»)
     3. Учетная политика и необходимая информация, подлежащая раскрытию в ней.
     Учетная политика организации – это совокупность способов ведения
организацией бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной
деятельности. В учетной политике утверждаются методы  оценки активов и
обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной
информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, формы первичных
документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по
которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также
формы для внутренней бухгалтерской отчетности, рабочий план счетов
бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,
необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учета и отчетности и другие решения, необходимые для
организации бухгалтерского учета в организации.
При формировании учетной политике организацией должны быть раскрыты способы
бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений
заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о
применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности
невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных
средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной
политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности
относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных
активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного
производства и готовой продукции, признание прибыли от продажи продукции,
товаров, работ, услуг и другие способы. (ПБУ 1/98 «Учетная политика
организации»).
Так в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской
отчетности в обязательном порядке подлежит раскрытию следующая информация:
     организацией в части совершения операций в иностранной валюте:
- о курсе Центрального банка Российской Федераций иностранных валют по
отношению к рублю на дату составления бухгалтерской отчетности;
- о способе отнесения курсовых разниц на счет прибылей и убытков;
     (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
     в части операций с материально-производственными запасами:
- методы оценки материально-производственных запасов по их видам;
- последствия изменений в учетной политике методов оценки материально-
производственных запасов;
- стоимость материально-производственных запасов переданных в залог;
- разница между фактической себестоимостью материально-производственных
запасов и их стоимостью возможной реализации, отнесенная на финансовые
результаты организации, в случае наличия у организации на конец отчетного
года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и
быстроизнашивающихся предметов) в оценке, превышающей стоимость их возможной
реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или
если они полностью или частично устарели;
- способы перенесения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
     (ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»)
     в части операций с основными средствами:
- о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на
другое имущество, отличное от денежных средств;
- об изменениях стоимости основных средств, в которые они приняты к
бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования,
реконструкции и частичной ликвидации);
- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных
средств (по основным группам);
- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
- о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по
отдельным объектам основных средств;
     (ПБУ 6/97 «Учет основных средств»)
     в части учета выручки:
- о порядке признания выручки организации;
- о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от
выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности;
     в отчете о прибылях и убытках:
- расходы организации отражается с подразделением на себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие
расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае
возникновения – чрезвычайные расходы.
     (ПБУ 10/99 «Расходы организации»)
А доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на
выручку, операционные доходы и внереализационные доходы, а в случае
возникновения – чрезвычайные доходы. Выручка, операционные и
внереализационные доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от
выполнения работ (оказание услуг) и т.п.), составляющие пять и более
процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются
по каждому виду в отдельности.
     (ПБУ 9/99 «Доходы организации»)
                                  Вывод                                  
Таким образом, можно сделать вывод, что роль и значение первичной учетной
информации в бухгалтерском учете очень велики. Если учетные документы
отражают полную и достоверную информацию и при этом отражение хозяйственных
операций производится сплошным методом, непрерывно и своевременно, то и в
сводной бухгалтерской отчетности мы получим достоверную и полную информацию о
финансово-хозяйственной деятельности, необходимую как внутренним, так и
внешним пользователям.
Владея сопоставимой и достоверной информацией, организация имеет возможность
контроля за недопущением убытков и потерь, а при их возникновении –
возможность их быстрого устранения, а также возможность планирования
дальнейшего перспективного развития, выявления внутрихозяйственных резервов,
обеспечения финансовой устойчивости организации.
В свою очередь контролирующие органы имеют возможность, используя первичную
учетную информацию, контролировать соблюдение законодательства Российской
Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, их
целесообразностью, рациональным использованием материальных, трудовых и
финансовых ресурсов и своевременность, и полноту уплаты налогов в бюджет.
                    Список использованных источников.                    
     1. Федеральный Закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете».   2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля
1998 г. № 34н)(с изменениями от 30 декабря 1999 г. 24 марта 2000 г.)   
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98
(утв. Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н)(с изменениями от 30
декабря 1999 г.)   4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» ПБУ 4/99ъ   5. Положение по бухгалтерскому
учету «Учет материально производственных запасов» ПБУ 5/98   6.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97   
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99   8.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99   

9. Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

________________________________________________________ Примечание: Во всех ПБУ использовались разделы V. «Раскрытие информации в бухгалтерском учете».