Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Диплом: Учет и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками

                             ДИПЛОМНАЯ РАБОТА                             
     Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ
                               И ПОДРЯДЧИКАМИ                               
                                                      (Подпись)
                                   ОГЛАВЛЕНИЕ                                   
     Введение. 3
     1.1. Нормативная база, регламентирующая организацию
учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками. 9
     1.2. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 17
     1.3. Организация контроля учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 29
     2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «N-скэнергосбыт»  41
     2.2. Оценка организации учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками на предприятии ОАО «N-скэнергосбыт». 46
     2.3. Оценка организации внутреннего контроля расчетов с
поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «N-скэнергосбыт». 58
3.1. Автоматизация бухгалтерского учета в ОАО «N-скэнергосбыт». 66
     3.2. Рекомендации по совершенствованию контроля
расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «N-скэнергосбыт». 74
     Заключение. 81
     Библиографический список. 85
Приложение 1. Определение объема и характеристик первичной документации,
подлежащей проверке
Приложение 2. Рабочий документ № 1. Проверка достоверности задолженности по
счёту 60 «Расчёты с поставщиками  и подрядчиками»
Приложение 3. Рабочий документ № 2. Акт взаимной сверки расчётов ОАО «N-
скэнергосбыт» с ОАО «Энерго»
Приложение 4. Форма «Оплата за коммунальные услуги и эксплуатационные расходы»
Приложение 5. Форма «Оплата за передачу электроэнергии»
Приложение 6. Форма «Оплата за прочие услуги»
     
      

Введение

Актуальность темы исследования. Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Далеко не у всех предприятий может выступать как дебитором, так и кредитором. Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. Между обоими видами задолженности есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности долговых обязательств. Актуальность данной темы исследования достаточно велика потому, что динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, сла роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, без расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами данного раздела учета являются: - формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним нствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также организации внутреннего контроля в организации автор опирался на работы Брычкина А.В., Лытневой Н.А., Максютова А.А., Парушиной Н.В., Сотниковой Л.В., Феоктистова И.А., Шуремова Е. Л. Информационная база исследования. В качестве информационной базы исследования в дипломной работе были использованы экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая сущность, принципы, методику бухгалтерского учёта и контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками, материалы периодической печати – журналы «Бухгалтерский учёт», «Всё для бухгалтера», «Главбух», «Нормативные акты», а также бухгалтерская (финансовая) отчётность ОАО «N-скэнергосбыт». Цель исследования. Целью дипломной работы является совершенствование действующей на предприятии организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать нормативную базу, регламентирующую организацию учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками; рассмотреть теоретические основы организации учета и контроля расчетов с ской основой исследования являются нормативные акты, научная, учебная и периодическая литература российских авторов, материалы сайтов Интернета. Отношения по учету и контролю расчетов с поставщиками и подрядчиками рассматриваются в историческом развитии, в неразрывной связи с экономикой и общественной практикой. Результатом исследования являются выводы о необходимости проведения значительной по объему правотворческой и научной работы, а также предложения, направленные на совершенствование учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками. Теоретическая значимость настоящей дипломной работы для конкретного предприятия – ОАО «N-скэнергосбыт» – состоит в оптимизации работы управленческого персонала, а также в увеличении эффективности работы предприятия, основанных на новых подходах к учету и контролю расчетов с на предприятии системы бухгалтерского и налогового учета расчётов с поставщиками и подрядчиками. Приводится оценка системы внутреннего контроля учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. Третья глава посвящена разработке рекомендаций, направленных на совершенствование организации учета и контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «N-скэнергосбыт». Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа выполнена на 85 страницах основного текста, содержит 15 таблиц, 1 рисунка, 8 приложений и список библиографических источников из 40 наименований. Глава 1. Теоретические аспекты организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками

1.1. Нормативная база, регламентирующая организацию учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками

В Российской Федерации нормативное регулирование бухгалтерского учёта осуществляется четырёхуровневой системой. Общее ь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации: - положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности; - другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта. В настоящее время нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ имеет четырехуровневую систему (табл. 1). Таблица 1 Регулирование бухгалтерского учета в РФ
Уро-веньИсточники регулированияДокументы, регулирующие учетОбласть воздействия
1
2
3Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной властиМетодические рекомендации и указанияОпределяют схему регистрации и группировки объектов учета, регулируют методы оценки имущества и порядок проведения инвентаризации.
4Управленческий персоналРазрабатывает документы, регулирующие политику предприятия, рабочие документы.Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности предприятия, уровня автоматизации, подготовки счетных работников.
Соответственно и законодательно-нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками подразделяются на четыре уровня[1]. предоставлять финансовую отчетность. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он: - повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; - закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах; - повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса другого законодательства. Гражданское законодательство основывается на признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. ать Российская Федерация и муниципальные образования. В Гражданском Кодексе РФ существует понятие обязательства как отношения, в силу которого должник обязан совершить в пользу кредитора соответствующее действие, оплатить товар, работы, услуги, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности[2]. Общие основания прекращения обязательств с точки зрения государственного законодательства следующие: - надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ); - зачет (ст. 410 ГК РФ); - новация (ст. 414 ГК РФ); - прощение долга (ст. 415 ГК РФ); ликвидация организации, являющейся должником или кредитором в обязательстве, коме случаев, когда правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 414 ГК РФ). Основная особенность новации, позволяющая отличить ее от уступки требования и перевода долга, состоит в замене обязательства: вместо прекратившего существование обязательства возникает новое. Однако в первоначальном и вновь возникающем обязательстве выступают тот же кредитор и тот же должник. Имея в виду данное обстоятельство, а также то, что сумма нового обязательства по сравнению со старым остается неизменной, записи в синтетическом учете предприятия-должника не производятся: делают отметки лишь в аналитических показателях. ГК РФ предусматривает также такую форму прекращения обязательства, как прощение долга. Согласно ст. 415 ГК РФ обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора. В связи с тем, что прощение долга превращается в один из видов дарения, оно должно подчиняться запретам и ограничениям, предусмотренным ст. 575 и 576 ГК РФ. Ко второму уровню относятся следующие нормативные документы, регулирующие порядок учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками [3]: - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49. - «О праве организаций-кредиторов, претензии которых не признаны должниками, на обращение с исками в арбитражный суд». Письмо Высшего Арбитражного Суда, Минфина РФ от 27.12.94 г. №С1-7/ОП-867. - «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами». Указание Центробанка РФ № 1006. - «Указание по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом». Приказ размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Юридические лица не могут выдавать друг другу по одной сделке более 60 000 рублей и эта сумма относится к платежам в рамках одного договора. К четвертому уровню документов относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия – учетная политика организации, которая основывается на базе документов первого, второго и третьего уровня. Учетная политика организации – это принятая его совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика организации формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований[4]. При осуществлении контроля и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками используются следующие основные нормативные документы: О порядке отражения в учете товарообменных операций или операций, ета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками подразделяются на четыре уровня. Основными документами являются Гражданский и Налоговый кодекс и Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г.

1.2. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Статья 1 Закона «О бухгалтерском учете» предусматривает в составе объектов бухгалтерского учета обязательства как неотъемлемую часть хозяйственной деятельности организации. Термин «обязательства» в первоначальном значении – это отношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия. В бухгалтерском учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала организации (предприятия). В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности к ним относятся экономические обязательства хозяйствующего субъекта, которые признаны и оценены в соответствии с о взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, предварительной оплате и т. п. Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно- материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению. Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги. В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных расчётах в РФ предложена новая форма расчётов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчётном счёте покупателя и при его письменном согласии оплатить говор поставки. По содержанию указанные договоры должны соответствовать требованиям, сформулированным статьями 455, 506 и другими ГК РФ. Для формирования учетной информации особое значение имеют сведения о поставках: наименование товара, его количество, цена, формы расчетов, сроки поставки и ее оплаты, условия транспортировки, момент перехода права собственности на приобретенные товары, материалы и другое имущество от продавца к покупателю. Для учета расчетов за поступившие материалы, товары, выполненные работы и услуги предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», по дебету которого отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, а также выданные авансы в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.), по кредиту – образование задолженности перед другими юридическими лицами в корреспонденции с дебетом счетов материально-производственных запасов (10 «Материалы») и соответствующих затрат (20 «Основное производство», 44 «Издержки обращения» и др.). Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед, т. е. «по отгрузке», что означает переход права собственности на отгруженную продукцию к покупателю. Согласно принципу имущественной обособленности, предусмотренному ПБУ/1 «Учетная политика организации», имущество, находящееся в собственности организации, должно быть отражено в ее балансе. Из этого следует, что обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками должны быть отражены организацией в следующих случаях: - при поступлении непосредственно на склад организации товарно- материальных ценностей или приемки оказанных услуг и выполненных работ в соответствии с документами поставщика; - при поступлении материалов и оприходовании их без расчетных документов поставщика на их оплату, т. е. имеет место неотфактурованная поставка; при оплате расчетных документов поставщика за материалы, нные ранее в составе материально-производственных запасов, должны быть сторнированы на начало месяца. Такой методологический подход к формированию информации о состоянии производственных запасов дает возможность обеспечить достоверные сведения о состоянии материально-производственных запасов, используемые для исчисления налога на имущество. Погашение обязательств по расчетам с поставщиками оформляется бухгалтерской записью: Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». По дебету счета 60 отражаются и выданные авансы, которые представляют собой предварительные платежи по сделкам, вытекающие из условий расчетов между участниками договоров. Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного и других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др. Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает, в частности, по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил или неоплаченным в срок. Кроме того, аналитическая информация формируется в зависимости от используемых форм расчетов, которые необходимы для контроля и взаимоувязки с данными синтетического учета. Различные по своему характеру факты хозяйственной деятельности, в результате которых возникают и прекращаются обязательства организации перед различными юридическими лицами за поступившие материально-произодственные запасы и принятые услуги и работы можно сгруппировать следующим образом. По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются бухгалтерской записью: 1) задолженность организации перед поставщиками за приобретенные оборудование к установке, основные средства, другие внеоборотные активы; а также за материальные ценности, поступившие в организацию Д-т счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение яйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 4) задолженность организации перед поставщиками и подрядчиками за товарно- материальные ценности, работы и услуги, расчетные документы по которым не поступили, а также за выявленные излишки товарно-материальных ценностей в процессе их приемки Д-тсч. 10 «Материалы», 41 «Товары» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 5) возврат ранее уплаченных поставщикам и подрядчикам сумм по расчетным документам и выданных авансов в случае недопоставки продукции Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 6) расчеты по претензиям к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качеств, материальных ценностей, установленных стандартами или условиями договоров, а также из-за Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке»; 2) выданные авансы поставщикам и подрядчикам в соответствии с условиями договоров Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке»; 3) списание сумм задолженности перед поставщиками и подрядчиками в результате проведения взаимозачетных расчетных операций с покупателями и заказчиками. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по [5]: - поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты ало месяца); - сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам – материалы поступили, а товарно-сопроводительным документы для оплаты их не поступили (сальдо кредитовое); - сальдо на начало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдо дебетовое). В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет отразить обязательства либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств. Журнал-ордер №6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу [6]. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнал-ордер №6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (основные, параллельно с аналитическим в ведомостях. Указанные регистры используются для составления оборотных ведомостей по счетам, на основе которых производятся записи в Главную книгу.

1.3. Организация контроля учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

В современных условиях развития экономических отношений существуют различные виды контроля. Расчеты с поставщиками и подрядчиками – раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне[7]. чных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности. Факторы риска, а также возможность разного рода злоупотреблений обусловливают необходимость предварительного исследования системы первичного учета на участке расчетов с поставщиками и подрядчиками. Такой анализ позволяет более подготовлено подойти к проведению основных процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность. Кроме того, предварительный анализ системы первичного учета даст возможность оценить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться в качестве доказательств[8]. Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме. Таблица 2 Оценка состояния системы первичного учета
№ п/пВозможные вопросыВозможный круг респондентов
123
1
2
Продолжение табл. 2
123
3Существует ли в организации действующий (работающий) график документооборота Главный бухгалтер, заведующие складами
4
5
6
7
8Оформлены ли дела с первичной документацией должным образом (касается тех документов, которые в соответствии с законодательством должны быть переплетены и подобраны в хронологическом порядке например кассовые, банковские документы, авансовые отчеты)
9Какова периодичность проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины кредитными учреждениями или органами ИМНС. Когда в последний раз проводилась такая проверкаРуководитель, главный бухгалтер, бухгалтер по учету кассовых операций
10Существует ли практика визирования договоров и иных юридических документов главным бухгалтером или иным ответственным работником бухгалтерииРуководитель, главный бухгалтер начальник юридической службы или договорного отдела
Продолжение табл. 2
123
11
12Своевременно ли главный бухгалтер или иное ответственное лицо подписывают первичные документы требующие их визы Главный бухгалтер или иное ответственное лицо, работники, отвечающие за создание и оформление документов
13Определены ли в графиках документооборота или иной распорядительной документации лица, ответственные за оформление того или иного первичного документа на конкретном участке совершения хозяйственной операции Главный бухгалтер
14Существует ли практика заключения договоров материальной ответственности на участках учета кассовых операций и участках учета ТМЦ Руководитель, главный бухгалтер, руководитель договорного отдела
15
16
17Каким образом созданные первичные документы попадают в бухгалтерию для дальнейшей обработкиГлавный бухгалтер, начальник отдела автоматизации (или иного аналогичного подразделения), лица, ответственные за создание первичных документов
Таблица 3 Оценка состояния внутреннего контроля в системе первичного учета

п/п

Наименование процедуры контроляКонечные задачи процедуры контроляВозможные методы проведения процедуры контроля в организации
1234
1
Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключёнными договроами Проверка службой внутреннего контроля соответствия произведённых и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам
Визирование договоров главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии
2Формальная проверка документации на наличие обязательных реквизитов Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требования законодательства о бухгалтерском учётеСистематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах
Контроль со стороны работников бухгалтерии за правильностью составления документов
3Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершённый фактСистематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операции
4
5
6Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюдается Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учётном регистре
7Контроль документопотоков Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками
Продолжение табл. 3
1234
8
3. Конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета. На основании проведенного исследования составляются план и программа проверки, определяются объемы выборки на отдельных участках учета в рамках данного раздела и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Рассмотрим процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, можно использовать информацию о типичном «наборе» услуг, предоставляемых проверяемой организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра учетных регистров за предыдущие периоды по предложенной форме (Приложение 1). При этом нужно сверить данные первичных приходных документов с договорами и на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание. Проверка законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Цель проведения данной процедуры – получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичной учётной документации имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры можно выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета. Проверка соблюдения за движением конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. Если графиков документооборота нет или они подготовлены формально, то появляется риск того, что некоторые первичные документы могут отсутствовать или быть утеряны, будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно, например в следующем отчетном периоде, а также риск приписок и прочих злоупотреблений. Следовательно, на документацию, на которую нет графиков документооборота или если эти графики реально не работают, при проведении следующей процедуры нужно обратить особое внимание. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности. Цель этой процедуры – достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура – одна из важнейших в проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют расчетов), так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. С помощью этой процедуры проверяется отражение на счетах учета операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения проверки системы первичного по ценам и на условиях, предусмотренных договором. Надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится в организации в разумные сроки. В случае неотфактурованных поставок, по которым подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов – налоговых и финансовых – документы еще не поступили), нужно убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. Если же подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, то следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если корректировке подлежат данные за предыдущие отчетные периоды, то целесообразно также проверить правильность корректировки соответствующих налоговых и финансовых документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве – при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика. Таким образом, в первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации учёта и контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками. Законодательно- нормативные документы, регулирующие ведение данного участка бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня. Основными документами являются Гражданский и Налоговый кодекс и Федеральный закон «технологии обработки информации осуществляется параллельно с аналитическим в ведомостях. Указанные регистры используются для составления оборотных ведомостей по счетам, на основе которых производятся записи в Главную книгу. Так как практически все документы, оформляющие операции расчетов с поставщиками и подрядчиками поступают в организацию извне, то данный раздел учета требует проведения и организации внутреннего контроля. Исследование системы первичного учета строится по следующей схеме. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Затем оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов. Потом конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному рамках данного раздела и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Глава 2. Оценка организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «N-скэнергосбыт»

2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «N-скэнергосбыт»

ОАО «N-скэнергосбыт» было образовано 31.01.2005 г. в результате реструктуризации открытого акционерного общества энергетики и электрификации «N-скэнерго». ОАО «N-скэнергосбыт» осуществляет свою деятельность в соответствии с, г. Nск, ул. Российская, 260. Основными видами деятельности ОАО «N-скэнергосбыт» являются: - передача и распределение электрической энергии; - ремонтное обслуживание основного и вспомогательного энергооборудования; - оказание услуг производственного характера; - производство товаров народного потребления, оказание услуг населению. ОАО «N-скэнергосбыт» является основным энергоснабжающим предприятием Nской области. Доля электрической энергии, отпускаемой потребителям энергокомпании в общем электропотреблении региона превышает 65%. - Энергетическая система, обслуживаемая ОАО «N-скэнергосбыт», является технологически неотъемлемой частью Единой энергетической системы России. - безусловное выполнение диспетчерского графика нагрузки и потребления, получения из ЕЭС РФ, а также транзитной передачи электроэнергии в соответствии с режимом работы ЕЭС РФ. Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на местонахождение общества. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной индивидуализации. В собственности Общества находится имущество (материальные ценности и финансовые ресурсы), учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество общества образуется за счет личных средств учредителей (участников), вложенных в Уставный капитал, из основные сведения об обществе: наименование, место нахождения, количество, номинальную стоимость и типы акций, виды деятельности. В нем определяются размер уставного капитала, а также цели и задачи предприятия. Органами управления «N-скэнергосбыт» являются: Общее собрание акционеров – осуществляет руководство Обществом согласно ФЗ «Об акционерных обществах» и Уставом Общества. Совет директоров – осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Общества к компетенции Общего собрания акционеров. Генеральный директор – осуществляет руководство текущей деятельностью Общества как единоличный исполнительный орган. Правление Общества – осуществляет руководство текущей деятельностью Общества как коллегиальный исполнительный орган. В структуре ОАО «N-скэнергосбыт» руководители составляют 13%, специалисты – 18%, рабочие свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, которые заключаются с потребителями продукции и услуг, а также с поставщиками материально-технических и иных ресурсов. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно. Тарифы на тарифов до экономически обоснованного уровня. Организационная структура ОАО «N-скэнергосбыт» представлена на рис. 1.
44
новные показатели деятельности ОАО «N-скэнергосбыт» за 2002 – 2004 гг. представлены в таблице 5. Таблица 5 Основные показатели деятельности ОАО «N-скэнергосбыт» в 2002 – 2004гг.
Наименование показателейЕдиница измерения2002 год2003 год2004 год
Покупка электроэнергиитыс. КВт.ч.
Удельный расход электроэнергии на собственные нужды %
Экономия электроэнергиитыс. КВт.ч.
Среднесписочная численность персоналачел.
Себестоимость 1 КВт.ч.руб./ КВт.ч.
Производительность трудатыс. КВт.ч./ чел752,8454,6547,1
Представленная таблица дает возможность сделать следующие выводы о работе ОАО «N-скэнергосбыт» за 2002-2004 годы. Покупка электроэнергии в 2003 году с течением лет увеличивалась – в 2003 году на 4 человека, а в 2004 году на 10 человек, что отразилось в свою очередь и на изменении ляются: - ОАО РАО «ЕЭС России»; - ОАО «Конаковская ГРЭС»; - ОАО «Красноярская ГРЭС-2»; - ОАО «». Анализ структуры погашения задолженности ОАО «N-скэнергосбыт» перед поставщиками за I квартал 2005 года представлен в таблице 6 и на рисунке 1. Таблица 6 Анализ структуры погашения задолженности ОАО «N-скэнергосбыт» перед поставщиками за I квартал 2005 года, тыс. руб.
ЗадолженностьНа начало периодаПодле-жит оплате за периодФактически оплачено

в том числе

деньгами

в том числе

векселями

в том числе

материальными ресурсами

На конец периода
Сумма%Сумма%Сумма%Сумма%
123456789101112
за поставку материально-технических ресурсов
по прочим видам задолженности
Рис. 2 Структура оплаты задолженности поставщикам Представленная таблица и рисунок показывают, что наибольшая часть задолженности перед поставщиками погашается ОАО «N-скэнергосбыт» товарно- материальными ценностями, доля погашения которых составляет на конец I квартала 2005 года 27154 тыс. руб. или 42,79%. Удельный вес оплаты задолженности векселями задолженности поставщикам за оказанные услуги, ТМЦ и другие ресурсы, а точнее 63,37%, производится безналичными средствами, что является одной из проблем учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

2.2. Оценка организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «N-скэнергосбыт»

Ведение бухгалтерского учета в ОАО «N-скэнерго» осуществляет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. Обязанности между бухгалтерами распределены по
Рис. 2. Структура бухгалтерии ОАО «N-скэнергосбыт» Главный бухгалтер подчиняется руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности пользователям. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для каждого работника организации. Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредитные, расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению. Требования главного бухгалтера по анизации ОАО «N-скэнергосбыт» сформирована главным бухгалтером организации и утверждена директором организации. Согласно учетной политики ОАО «N-скэнергосбыт» применяет мемориально-ордерную форму бухгалтерского учета, использует компьютерную программу бухгалтерского учета «МИФ», которая учитывает специфику производственной деятельности и разработана с соблюдением российских методологических правил бухгалтерского учета. В соответствии с учетной политикой в ОАО «N-скэнергосбыт» бухгалтерский учет осуществляется по мемориально-ордерной форме счетоводства. Мемориально- ордерная форма бухгалтерского учета представляет собой совокупность различных учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации стры синтетического учета: «Оборотно-сальдовая ведомость» и «Главная книга». Главная книга как регистр синтетического учета формируется также автоматизированным способом, что позволяет избежать расхождения данных главной книги и мемориальных ордеров. Достоверность и правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Каждый бухгалтер работает с несколькими мемориальными ордерами, записи в которых может сделать только он сам. В ОАО «N- скэнергосбыт» предусмотрена защита информации с помощью паролей на открытие компьютерной программы бухгалтерского учета. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являются в ОАО «N-скэнергосбыт» коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - государственной тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной переплетают и сдают на хранение в архив ОАО «N-скэнергосбыт». Предприятие хранит первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив хранятся в бухгалтерии в специальном помещении, а документы за текущий и предыдущий годы в специальном шкафу в бухгалтерии. Правильность состояния бухгалтерского учета и отчетности в ОАО «N- скэнергосбыт» ведется бухгалтерской службой, которая контролирует следующие вопросы: - разработку и утверждение Положения о бухгалтерской службе организации; - разработку и утверждение должностных обязанностей работников бухгалтерии; - те. - соблюдение правил хранения в бухгалтерии первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего и прошлого лет до передачи их в архив. Для учёта расчётов с поставщиками ОАО «N-скэнергосбыт» использует счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счёта предприятие отражает стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товаров, по дебету – суммы исполнения обязательств. На счёте 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ОАО «N-скэнергосбыт» ведется по каждому предъявленному счету. Поступление товаров и услуг от поставщиков в ОАО «N-скэнергосбыт» производится на основании заключённых между предприятием и поставщиками хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды ОАО «N-скэнергосбыт» отражает данные хозяйственные операции, приведены в таблице 7. Таблица 7 Корреспонденция счетов при приобретении ОАО «N-скэнергосбыт» товаров без предварительной или немедленной оплаты
№ п/пХозяйственная операцияКорреспондирующие счетаСумма, руб.
ДебетКредит
12345
1
2
3
4
Расчёты ОАО «N-скэнергосбыт» с поставщиками при исполнении долговых обязательств часто осуществляет с использованием денежных авансов. В рабочем плане счетов ОАО «N-скэнергосбыт» для учёта авансов предусмотрены специальные субсчёта к счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Это субсчёт 1 «Расчёты по авансам выданным» и субсчёт 2 «Расчёты по авансам» товаров с предварительной оплатой
№ п/пХозяйственная операцияКорреспонденция счетовСумма, руб.
ДебетКредит
12345
1Перечислен аванс поставщику60-251100000
2Оприходован полученный товар4160-1300000
3Отражён НДС1960-150000
4
5
6
7
Аккредитивная форма расчётов, которую также использует ОАО «N-скэнергосбыт», свидетельствует о праве ОАО «N-скэнергосбыт», которое выступает покупателем, на открытие через свой банк аккредитива на имя поставщика в его банке ещё до отгрузки им продукции. Расчёты по. Бухгалтерские записи, которыми ОАО «N-скэнергосбыт» отражает данные хозяйственные операции, приведены в таблице 9. Таблица 9 Корреспонденция счетов при приобретении ОАО «N-скэнергосбыт» товаров на условиях аккредитивной формы расчётов
№ п/пХозяйственная операцияКорреспонденция счетовСумма, руб.
ДебетКредит
12345
1Открыт аккредитив согласно заявке и выписке банка
2Оприходованы товары
3Отражена сумма НДС
енным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов, обусловленным договорами, а также при выявлении арифметических ошибок. Как только будет установлена недостача ценностей, то необходимо составить акт, после чего бухгалтер ОАО «N-скэнергосбыт» может сделать запись: дебет - 100 000 руб. -оприходована электроэнергия по плановой цене; Дебет 19 кредит 60 - 18 305 руб. - выделен НДС. 19 июля 2005 г.: Дебет 91 кредит 60 - 30 000 руб. (150 000 – 120 000) - откорректированы расчеты с поставщиком; Дебет 19 кредит 60 - 4 576 руб. (22 881 – 18 305) - отражена разница НДС; Дебет 60 кредит 51 - 150 000 Таблица 10 Тесты проверки состояния системы бухгалтерского учёта расчётных операций в ОАО «N-скэнергосбыт»
№ п/пСодержание вопросаСодержание ответаСим-волПримечания
12345
1Разработаны ли схемы отражения на счетах расчётных операций?
2Установлен ли и как соблюдается график документооборота по расчётным операциям
3Ведётся ли аналитический учёт по каждому виду расчётов?
4Осуществляется ли контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документы по учёту расчётов с поставщиками, за правильностью оформления документов?Не всегда

У3

Возможны ошибки при оформлении документов
5Имеют ли место факты возникновения и отражения в учёте дебиторской и кредиторской задолженности, не подтверждённые первичными документами?
6Автоматизирован ли учёт расчётов с поставщиками и какая при этом используется программа?
Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего уровня, У3 – средний уровень, У4 – высокий уровень. Исходя из полученных ответов на вопросы теста можно сделать следующие выводы относительно системы бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками в ОАО «N- скэнергосбыт». На предприятии систематически нарушается график документооборота по учёту расчётов с поставщиками, поэтому существует вероятность ошибок в периодической отчётности из-за отсутствия данных; схемы отражения на счетах расчётных операций не разработаны, поэтому возникает вероятность ошибки в корреспонденции счетов; контроль со стороны работников бухгалтерии за правильностью оформления документов осуществляется иногда, отсюда возникает вероятность ошибок в оформлении документов. Поэтому систему бухгалтерского учёта расчетов с поставщиками в ОАО «N- скэнергосбыт» можно оценить как недостаточно эффективную.

2.3. Оценка организации внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО «N-скэнергосбыт»

Внутрихозяйственный контроль – один из видов экономического контроля. Осуществляемый в пределах своей компетенции всеми отделами и службами, с поставщиками и подрядчиками. Результаты опроса представлены в таблице 11. Таблица 11 Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля расчётных операций в ОАО «N-скэнергосбыт»
№ п/пСодержание вопросаСодержание ответаСимволПримечания
12345
1
2
3
4Соблюдаются ли сроки выставления претензий поставщикам? Имеются случаи не выставления претензий

У2

Ослаблен внутренний контроль
5Выявляются ли и анализируются причины неплатежей? Выборочно по первичным документам

У2

Необходимо провести выборочную проверку
Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего уровня, У3 – средний уровень, У4 – высокий уровень. В ОАО «N-скэнергосбыт» полностью отсутствует контроль за документооборотом. На предприятии не осуществляются проверки за исполнением функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками. Это обязанность службы внутреннего контроля. Кроме того, бухгалтерией предприятия не по расчёту с поставщиками и подрядчиками составлен документ, верно учёта дипломанткой был проведён внутренний контроль расчётов с поставщиками и подрядчиками. Составленные план и программа проведения внутреннего контроля расчётов с поставщиками в ОАО «N-скэнергосбыт» построены с учётом результатов проверки системы внутреннего контроля. При этом план охватывает следующие основные направления проверки: - правовая Содержание плана и программы проверки учёта расчётов с поставщиками ОАО «N- скэнергосбыт» приведены в табл. 12 и 13. Таблица 12 План внутреннего контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организацияОАО «N-скэнергосбыт»
Период аудитас 01.03.04 по 30.03.04
Количество человеко-часов40
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
№ п/пПланируемые виды работПериод проведения
123
1Правовая оценка договоров с поставщиками01.03.04 – 03.03.04
2
3
4
Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий, т.е. по каким направлениям, и с какой Таблица 13 Программа внутреннего контроля учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация ОАО «N-скэнергосбыт»
12345

1.

1.1

Правовая оценка договоров с поставщиками:

Экспертиза договоров с поставщиками

01.04.04 – 03.04.04Договоры, контракты,

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

Аудит организации первичного учёта расчётов с поставщиками

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей

Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов

Проверка соблюдения графика документооборота

Проверка полноты и точности регистрации документа в учётных регистрах

Продолжение табл. 13
12345

3.

3.1

Аудит состояния задолженности перед поставщиками

Проверка реальности кредиторской задолженности

4

Проверка соответствия данных аналитического учёта расчётов с поставщиками и по данным сводного (синтетического) учёта:16.04.04 – 27.04.04
При проведении внутреннего контроля организации первичного учета по разделу учета расчетов с поставщиками использованы следующие методы сбора доказательствота. Проверка проводилась с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками, на все ли первичные документы он составлен. Проверка показала, что график документооборота по операциям с поставщиками существует, но он систематически ия документов в архиве предприятия. Проверка показала, что на предприятии существует чётко установленный порядок хранения документации, и он полностью соблюдается. В ходе проверки расчётов с поставщиками изучались договоров поставки сырья и материалов. Эти договоры проверялись на предмет соответствия требованиям Гражданского Кодекса РФ (часть 1, главы 9 – 18). В ходе проверки был обнаружен договор с ОАО «Драйв» на поставку продукции, в котором отсутствуют необходимые реквизиты, такие как дата заключения договора и подпись руководителя ОАО «N-скэнергосбыт». Учитывая результаты проведенных ранее процедур, проводилась детальная проверка оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций данного раздела учета применялись следующие процедуры: с кредитовыми «N- скэнергосбыт» была проведена инвентаризация расчётов. В ходе инвентаризации устанавливались сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм кредиторской задолженности. Акт взаимной сверки расчётов представлен в (Приложении 3). Установлено, что вся задолженность перед поставщиками реальна. счета, рекомендованные Планом счетов. Однако, наряду с положительными сторонами организации учёта имеются и нарушения, т.е. система бухгалтерского учёта недостаточно эффективна. Для проведения оценки системы бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками в ОАО «N-скэнергосбыт» использовалась специальная тестовая процедура, которая позволила сделать выводы относительно системы бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками в ОАО «N-скэнергосбыт»: на предприятии систематически нарушается график документооборота по учёту расчётов с поставщиками. Для о удобна в применении. Бухгалтеры, выполняющие свои должностные обязанности, с использованием этой программы не могут работать с несколькими счетами одновременно, трудно составить оборотно-сальдовую ведомость и ориентироваться в журнале хозяйственных операций. Для Для выбора наиболее оптимального варианта для использования в ОАО «N- скэнергосбыт» необходимо провести сравнительный анализ этих продуктов с учетом их рабочих характеристик, затрат на приобретение и установку и возможности повышения производительности труда бухгалтеров. Программный комплекс «БЭСТ-4» является полнофункциональной, многопользовательской и многовалютной системой оперативного и бухгалтерского 1. Автоматизированное рабочее место главного бухгалтера. 2. Касса. Подотчетные лица. Депоненты. 3. Договоры. Расчеты. 4. Расчетные и валютные счета. Клиент-банк. 5. Зарплата. 6. Основные средства и нематериальные активы. 7. Склад материалов. 8. Склад товаров и готовой продукции. вления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями. Программа «1С:Бухгалтерия» является универсальной бухгалтерской программой и предназначена для ведения синтетического и аналитического ь по различным параметрам проводок. Кроме журнала операций программа поддерживает несколько списков справочной м счетам; - карточка объекта аналитического учета по всем счетам. В программе существует режим формирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языке описать форму и содержание ем случае не требуется пересчет). Преимущества «1С:Предприятие 8.0»: 1. Более высокая производительность в типовых режимах функционирования: 2. ичении мощности серверного оборудования. Одним из решающих факторов выбора системы автоматизации управления трудом являются затраты на приобретение, установку программного обеспечения и покупку необходимой для этого оргтехники. Расчет данных показателей представлен в табл. 14. Таблица 14 Расчет затрат на автоматизацию управления трудом
ПоказательКоличествоЦена, руб.Стоимость, руб.
«1С:Предприятие 8.0»
Программное обеспечение127 26027 260
Сервер140 00040 000
Терминал
Принтер
Локальная сеть
Обучение персонала
Итого
Программное обеспечение
Сервер
Терминал
Принтер
Локальная сеть
Обучение персонала
Итого
Таким образом, установка программы БЭСТ-4 дешевле на 2 600 руб. (139 260 – 136 660). го дня. При этом индицируемые параметры последовательно вносятся в заранее заготовленную рабочую табл. 15. Таблица 15 Фотография рабочего дня бухгалтеров ОАО «N-скэнергосбыт»
АгентВремяПроцедура
1234
«МИФ»
1
2
2
2
Как видно из табл. 15, произошло значительное высвобождение рабочего времени бухгалтеров и, как следствие, повышение их производительности труда. Также можно добиться значительного сокращения фонда оплаты труда, если предложить бухгалтеру Симоновой А.С. работать на полставки, так как после смены Однако на сегодняшний день руководство предприятия не разрешает сменит таблицы «деятельности ОАО «N-скэнергосбыт».

3.2. Рекомендации по совершенствованию контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «N-скэнергосбыт»

В ходе внутрифирменной проверки организации бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «N-скэнергосбыт» был выявлен - систематически нарушается график документооборота по операциям с поставщиками; В качестве рекомендации по ликвидации нарушений предприятию можно предложить следующее: - при принятии товаров к учёту нужно следить за тем, что бы был договор на поставку данных товаров; - соблюдать график документооборота по операциям с поставщиками; - иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих товарные операции. 2. Обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков предприятия в процессе его коммерческой деятельности. 3. процедур на предприятии. Независимость отдела внутреннего аудита путём прямой подчиненности руководителю предприятия является условием успешной работы. В процессе создания на ОАО «N-скэнергосбыт» отдел внутреннего аудита должен пройти следующие процессы: I. Разработать положения об отделе. Отдел с целью их анализа и оценки, должны действовать в соответствии с правилами и распорядком предприятия. В общих - контроль исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг); проверка проведения кассовых операций, проверка наличия договоров с материально ответственными лицами; - контроль соблюдения порядка оформления первичных и товарно-транспортных документов, проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных фондов; - контроль за списанием товарно-материальных ценностей с установлением причин с выявлением виновных лиц в их порче. В третьем - требовать максимального содействия от ответственных лиц предприятия во время аудиторских проверок. В пятом разделе устанавливается ответственность службы. Так, ответственность может наступать за: - несвоевременное выявление нарушений в работе структурных подразделений предприятия; - усилий, которые должны быть затрачены на каждую из этих областей, чаще всего создаётся модель оценки рисков и проводится анализ вероятности убытков. IV. Определение штата. Разрабатывая организационную структуру службы внутреннего аудита, необходимо проводить оценку опыта и квалификации, будущих сотрудников отдела. Залогом успешной деятельности отдела внутреннего аудита является оптимальное соотношение опыта, знаний, профессиональной компетентности и ботнику в отношении специальных знаний. 2.. 4. Ответственность. Определяются критерии оценки работы и мера персональной ответственности работника. V. Создание Одним из важнейших факторов, определяющих успешность работы отдела внутреннего аудита, является степень согласованности и сотрудничества с независимыми аудиторами — одной из групп пользователей информации. Одним из решающих факторов при создании службы внутреннего контроля на предприятии являются затраты. ОАО «N-скэнергосбыт» предлагается принять в штат двух человек, заработную плату установить в размере 5500 руб. Тогда затраты на оплату труда в год составят: 5500 *2 * 12 = 132 Размер недостач, выявленных в результате инвентаризации в 2004 году, составил порядка 200000 рублей, ОАО «N-скэнергосбыт» заплатило штрафов в размере 50000 рублей. Итого размер недостач и штрафов в 2004 году составил 250 000 рублей. Таким образом, размер капиталовложений на создание службы внутреннего контроля гораздо меньше, чем размер штрафов и недостач. ОАО «N-скэнерго» целесообразней и экономически более выгодно создать службу внутреннего контроля, так как если бы на предприятии существовала служба внутреннего контроля, то таких недостач и штрафов не было бы. и достоверности отчетности.

Заключение

На сегодняшний день значительно возрастает роль бухгалтерского учёта как важнейшего средства получения полной и достоверной информации не только об имуществе предприятия, но и о его обязательствах. В условиях развития рыночных отношений значительно возрастает роль организации учета и контроля взаимных расчетов. Этот кругооборот хозяйственных расчетов требует постоянного внимания для принятия правильного управленческого решения. Дипломная работа выполнена по материалам ОАО «N-скэнергосбыт». Ведение бухгалтерского учета в ОАО «N-скэнергосбыт» осуществляет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. Обязанности между бухгалтерами распределены по функциональному признаку. Согласно учетной политики ОАО «N-скэнергосбыт» применяет мемориально-ордерную форму бухгалтерского учета, использует компьютерную программу бухгалтерского учета «МИФ», которая учитывает специфику производственной деятельности и разработана с соблюдением российских методологических правил бухгалтерского учета. Для учёта расчётов с поставщиками ОАО «N-скэнергосбыт» использует счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счёта предприятие отражает стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товаров, по дебету – суммы исполнения обязательств. На счёте 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ОАО «N-скэнергосбыт» ведется по каждому предъявленному счету. Для расчётов с поставщиками за полученные товары и услуги в ОАО «N-скэнергосбыт» обычно используются платёжные поручения и аккредитивы. Для того, чтобы дать оценку системе бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками в ОАО «N-скэнергосбыт» использовалась специальная тестовая процедура. В результате было выявлено следующее. На предприятии систематически нарушается график документооборота по учёту расчётов с поставщиками, поэтому существует вероятность ошибок в периодической отчётности из-за отсутствия данных; схемы отражения на счетах расчётных операций не разработаны, поэтому возникает вероятность ошибки в корреспонденции счетов; контроль со стороны работников бухгалтерии за правильностью оформления документов осуществляется иногда, отсюда возникает вероятность ошибок в оформлении документов, Учёт автоматизирован, используется программа «МИФ», которая разработана специально для ОАО «N- скэнергосбыт», но при этом она недостаточно удобна в применении. Поэтому систему бухгалтерского учёта расчетов с поставщиками в ОАО «N- скэнергосбыт» можно оценить как недостаточно эффективную. Для совершенствования организации учета расчётов с поставщиками и подрядчиками ОАО «N-скэнергосбыт» необходимо внедрить более удобную и совершенную программу автоматизации первичного учета и процесса сбора информации. На мой взгляд наиоблее оптимальной для нашего предприятия будет программа «1С:Предприятие». Данная программа будет удобна для деятельности ОАО «N-скэнергосбыт», помимо перечисленных достоинств в программе можно сформировать управленческие отчеты: остатки товарно-материальных ценностей, резервы товарно-материальных ценностей, заказы поставщикам, заявки покупателей. Однако на сегодняшний день руководство предприятия не разрешает установить программу «1С:Предприятие». Поэтому дипломанткой, занимающейся в ОАО «N- скэнергосбыт» расчётами с поставщиками самостоятельно разработаны таблицы, в которых вся информация о расчётах представляется в более наглядном виде, чем это может сделать программа «МИФ». Дипломанткой разработаны следующие таблицы «Оплата за коммунальные услуги и эксплуатационные расходы», «Оплата за передачу электроэнергии» и «Оплата за услуги связи». В ходе внутрифирменной проверки организации бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «N-скэнергосбыт» был выявлен ряд нарушений, основной причиной которых является отсутствие отлаженной системы внутреннего контроля на предприятии: - В учёте оприходована партия товаров, а договора на поставку данной партии товаров нет. - В договоре с ОАО «Драйв» на поставку продукции отсутствуют необходимые реквизиты, такие как дата заключения договора и подпись руководителя ОАО «N- скэнергосбыт». - Систематически нарушается график документооборота по операциям с поставщиками. В контроля на предприятии, такие нарушения снова могут появиться. Поэтому для обеспечения сохранности имущества, законности и целесообразности ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учётных и отчётных данных в ОАО «N-скэнергосбыт» должна быть налажена система внутрихозяйственного контроля. Для повышения надёжности средств внутреннего контроля на ОАО «N-скэнергосбыт» предлагается создать отдел внуренненго аудита. Отдел внутреннего аудита будет являться самостоятельным подразделением аппарата упралвения ОАО «N-скэнергосбыт». Этот отдел создаётся с целью проверки эффективности контрольных методов и процедур на предприятии. Независимость отдела внутреннего аудита путём прямой подчиненности руководителю предприятия является условием успешной работы. Для этого необходимо разработать Положение об отделе внутреннего имущества, эффективности использования ресурсов, организация бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Библиографический список

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации Российской Федерации, части первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. Одобрен Советом Федерации. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации Российской Федерации, часть вторая. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 года. Одобрен Советом Федерации. 3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 123-ФЗ). 4. Федеральный закон от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности». Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года. Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года. В ред. Федерального Закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ. 5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9 /99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 2004 г. № 32н. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10 /99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 2004 г. № 33н. 7. Агеев Ю. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. Бератор-пресс, 2003. – 160 с. 8. Аудит: Учебник для вузов / В.И.Подольский, Г.Б.Поляк, А.А.Савин и др.; Под. ред. проф. В.И.Подольского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000. – 655 с. 9. Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 525с. 10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4- е изд., доп. И перераб. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 416 с.: ил. 11. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование деятельности хозяйствующего субъекта. – М.: .: Финансы и статистика, 2002. – 208 с. 12. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И.Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я.В.Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 624 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту). 13. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. – К.: Ника- Центр, Эльга, 2003. – 448 с. 14. Бланк И.А. Управление прибылью. 2-е издание, расширенное и дополненное. – Киев.: Ника-Центр, Эльга, 2002. – 752 с. – (Серия «Библиотека финансового менеджера»; Вып. 2). 15. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. – 528 с. 16. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.: илл. 17. Брычкин А.В. Оценка кредитоспособности контрагентов и создание резервов под потери по дебиторской задолженности на предприятии // Финансы и кредит. – 2003. – №1. – С. 3-21. 18. Бухгалтерский учет в торговле: Учеб. пособие / Под. ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2002. – 576 с.: ил. 19. Гамм Р.В., Паркшеян Х.Р. Опыт применения финансового анализа на ОАО «Бизнес-Сервис» // Аудит и финансовый анализ – 2000. – № 2. 20. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие – М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1996. – 208 с. 21. Грачев А.В. Моделирование финансовой устойчивости предприятия // Финансовый менеджмент. – 2003. – № 5. 22. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М: АО «Бизнес- школа», 1994. – 118 с. 23. Ивашкевич В.Б Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. – М.:Бухучет, 2003. – 192 с. 24. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 187 с. 25. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. (Серия «Высшее образование»). 26. Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Финансовый менеджмент. – 2001. – № 3. – С. 19- 23. 27. Лытнева Н.А Резервы по сомнительным долгам / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова // Бухгалтеркий учет. – 2003. – №1. – С.23-26. 28. Максютов А.А Управление кредиторскими и дебиторскими долгами компании.// Финансы. – 2001. – № 12. – С. 14-17. 29. Парушина Н.В Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. – 2002. – № 4. – С. 46-52. 30. Практикум по теории анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / Л.Т. Гиляровская, В.В. Давнис, Г.Ф. Кретинина и др. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. – 160 с. 31. Романовская Т.С Вопросы, возникающие при списании дебиторской задолженности для целей налогообложения прибыли.// Бухгалтерский учет. – 2001. – № 15. – С. 41-44. 32. Савицкая Г.В. Методика анализа хозяйственной деятельности – М.: ИНФРА- М, 2001. – 288 с. (Серия «Высшее образование»). 33. Сотникова Л.В Расчетные операции // Бухгалтерский учет. – 2003. – № 1. С. 14-23. 34. Феоктистов И.А. Составляем бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев 2003 года // Главбух. – 2003. – № 19. 35. Хомидов А.У. Анализ бухгалтерского баланса. // Аудит и финансовый анализ. – 2001 – № 1. 36. Чвыков И. Списание невостребованной кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности. // АКДИ «Экономика и жизнь». – 2002. – № 11. – С. 52-56. 37. Шуемов Е.М Управление дебиторской и кредиторской задолженностями // Финансовая газета. – 2001. – № 19. – С. 8. 38. Шуремов Е. Л Управление оборотными средствами. // Ваш партнер – консультант. – 2001. – № 17. – с. 8. 39. Шуремов Е. Л. Управление оборотными средствами. // Ваш партнер – консультант. – 2001. – № 17. – с. 8. 40. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 527 с.
[1] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 525с. [2] Гражданский Кодекс Российской Федерации Российской Федерации, части первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. Одобрен Советом Федерации. [3] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. (Серия «Высшее образование»). [4] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 525с. [5] Ивашкевич В.Б Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. – М.:Бухучет, 2003. – 192 с. [6] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 525с. [7] Ивашкевич В.Б Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. – М.:Бухучет, 2003. – 192 с. [8] Ивашкевич В.Б Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. – М.:Бухучет, 2003. – 192 с.