Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Реферат: Особенности ведения бухгалтерского учета в гостиничном бизнесе

     СОДЕРЖАНИЕ:
     ВВЕДЕНИЕ.. 2
     ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 3
     ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА.. 4
     УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ГОСТИНИЧНОГО ПРОДУКТА (УСЛУГИ) 7
     УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ОКАЗАНИЮ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ.. 12
     УЧЕТ РАСЧЕТОВ С КЛИЕНТАМИ ГОСТИНИЦЫ... 13
     ЛИТЕРАТУРА.. 16
     
      

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет – это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значения. Он необходим для каждой организации независимо от организационно-правовой формы и целей ее деятельности. Гостиничный комплекс входит в одну из важнейших отраслей сферы обслуживания. Главное место в гостиничном комплексе занимает гостиница и ее структурные подразделения. Гостиничный комплекс включает в себя: гостиницу, ресторан, аптеч­ный киоск, организации розничной торговли и общественного питания (минибары, кафе, кафетерии, буфеты и т. п.), локальную АТС, пункт по обмену валюты, медицинские учреждения (например, стоматологиче­ский кабинет), автозаправочную станцию, парикмахерскую, прачечную, службы ремонта. Как и любому другому предприятию, гостинице так же приходится думать о том, как повысить эффективность своей деятельности. Например, чтобы увеличить приток клиентов, необходимо повышать качество обслуживания и расширять перечень предоставляемых услуг. Лишь в этом случае гостиница сможет добиться присвоения ей более высокой категории по сертификации и пройти международную аттестацию. На все это необходимы определенные затраты. Рассмотрим, как отразить их в учете и как правильно сформировать стоимость гостиничных услуг.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Гостиница — это имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставле­ния услуг. Гостиничную деятельность могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие или наделенные в ус­тановленном порядке имущественными правами на какое-либо коллек­тивное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан. Гостиница относится к сфере оказания услуг и имеет свои особен­ности в организации хозяйственной деятельности, соблюдения требо­ваний законодательства о защите прав потребителей, бухгалтерского учета и налогообложения. Услуга — это результат непосредственного взаимодействия испол­нителя и потребителя, а также собственной деятельности исполните­ля по удовлетворению потребности потребителя. Следовательно, по­нятие «услуга» имеет универсальное значение и не зависит от видов и направления деятельности гостиничных предприятий. Главными характеристиками гостиничных услуг являются: 1. Неотделимость, что предполагает осуществление производства и потребление услуги одновременно. Услуга оказывается на терри­тории производителя (гостиницы), а не потребителя (гостя, тури­ста). Персонал гостиницы, производящий услуги, имеет непосред­ственный контакт с потребителем, и потребитель рассматривает его как неотделимую часть самой услуги; 2. Невозможность хранения (накопления) оказанной услуги. Про­изводство услуги зафиксировано во времени и пространстве: если услуга (гостиничный продукт) не реализована в определенный день, то финансовые результаты деятельности гостиницы будут меньше; 3. Неосязаемость. Услуги нельзя измерить, оценить до того, как они предоставлены; 4. Сезонность колебания спроса. Спрос на услуги гостиницы возра­стает летом и падает в зимний период, поскольку большинство туристов отдыхает в летние месяцы; 5. Взаимозависимость. На объем реализации гостиничного продукта оказывают влияние: политические и социально-экономические условия в стране; маркетинговые решения, принятые туроперато­рами, турагентами и непосредственно гостиницей; объемы привлечения гостей (туристов); уровень транспортного обслуживания.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Гостиница являет­ся предприятием по производству и предоставлению услуг (гости­ничного продукта) коммерческого гостеприимства, уровень оценки которого включают в себя: • место расположения; • средства обслуживания (удобства); • уровень сервиса — ассортимент услуг, их качество; • имидж; • цену услуг. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996г.№ 132-ФЗ«О6 основах туристской деятельности в Российской Федерации», чтобы оказывать гостиничные услуги, необходимо получить лицензию. Лицензирование гостиничного бизнеса Ус­ловия получения лицензии в разных регионах могут существенно раз­личаться. Однако они должны соответствовать Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных ви­дов деятельности». Так, согласно этому закону, лицензия должна вы­даваться не менее чем на три года, а максимальный размер лицензион­ного сбора не должен превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Гостиницы предоставляют своим клиентам различные услуги. Не­которые из них, например транспортные или медицинские, можно оказывать, только получив отдельную лицензию. Поэтому администрации гостиницы необходимо позаботиться о том, чтобы такие лицен­зии были получены. Сертификация гостиницы Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1998 г. № 1013 утвержден перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации. В этот перечень включены и гостиничные услуги. Правила их серти­фикации утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 ап­реля 1994 г. № 23. Сертификацию гостиниц проводят некоммерческие организации, имеющие специальную аккредитацию Госстандарта России. Телефо­ны и адреса этих организаций бухгалтеры могут узнать в Госстандарте России. Сертификация гостиничных услуг проводится на платной основе. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязатель­ном сертификации, согласно ст. 16 Федерального закона от 5 августа 1992 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», включается в издержки производства и обращения. Срок действия сертификата со­ставляет, как правило, три года. Поэтому стоимость проведения сер­тификации гостиницы учитывают на счете 97 «Расходы будущих пе­риодов». Гостиница обязана довести до сведения клиентов свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический ад­рес) и режим работы. Как правило, такая информация указывается на вывеске. Для пользователей услуг должна быть доступна также следу­ющая информация: • правила предоставления гостиничных услуг в Российской Феде­рации; • сведения об исполнителе и номер его контактного телефона; • свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если она присваивалась; • сведения о сертификации услуг, подлежащих обязательной сер­тификации (номер сертификата, срок его действия, сведения об органе, выдавшем его); сведения о номере лицензии, сроке ее дей­ствия, об органе, выдавшем лицензию, если данный вид деятель­ности подлежит лицензированию; • выписки из государственного стандарта, устанавливающего тре­бования в области оказания услуг; • цена номеров (места в номере); • перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере); • перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату; • сведения о форме и порядке оплаты услуг; • предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем; • перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а так­ же перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соот­ветствии с законами и иными нормативными правовыми актами; • порядок проживания в гостинице; • сведения о работе размещенных в гостинице предприятий обще­ственного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.; • сведения об органе по защите прав потребителей при местной ад­министрации, если такой орган имеется; • сведения о вышестоящей организации. Кроме того, в каждом номере должна быть информация о порядке проживания в гостинице, правилах противопожарной безопасности и правилах пользования электробытовыми приборами. Без дополнительной оплаты должны быть предоставлены следу­ющие виды услуг • вызов скорой помощи; • пользование медицинской аптечкой; • доставка в номер корреспонденции по ее получении; • предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посу­ды и столовых приборов. Особенностью гостиничного продукта является его фиксированность во времени и пространстве. Гостиничные услуги продаются напрямую или с помощью турагентов отдельно или в турпакете. В зависимости от ассортимента и качества предоставляемого гостиничного продукта, гос­тиницы классифицируются по пяти категориям.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ГОСТИНИЧНОГО ПРОДУКТА (УСЛУГИ)

Бухгалтерия гостиницы, рассматривая вопросы отнесения тех или иных затрат к производственным и о правомерно­сти включения их в себестоимость, должна руководствоваться дан­ным стандартом и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Принятые решения являются элементами учетной политики гостиницы. В соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потре­бителей» новыми Правилами предоставления гостиничных услуг в российской Федерации, утвержденными постановлением Правитель­ства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (в ред. постановлений Правитель­ства РФ от 2 октября 1999 г. № 1104, от 15 сентября 2000 г. № 693), и Государственным стандартом Российской Федера­ции «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гос­тиниц» (ГОСТ Р 50645-94) установлено, что материально-техниче­ское обеспечение гостиницы, перечень и качество предоставляемых гостиницей услуг, обязательное наличие форменной одежды должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. Учет общей суммы затрат на производство организуют по экономи­ческим элементам затрат, а учет и калькуляцию себестоимости отдель­ных видов продукции, работ и услуг — по статьям затрат. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отхо­дов); • затраты на оплату труда; • социальный налог, • амортизация основных средств; • прочие расходы. В прочие расходы включаются: • содержание работников аппарата управления; • эксплуатация зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря; • командировки, связанные с производственной деятельностью; • оплата услуг связи, услуг, осуществляемых сторонними органи­зациями по управлению, в случае если штатным расписанием или должностными инструкциями не предусмотрено выполне­ние каких-либо функций управления; • оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; • содержание и обслуживание технических средств управления, вы­числительных центров, устройств связи, средств сигнализации и др.; • затраты по обеспечению сторожевой охраны; • представительские расходы, в частности, прием и обслуживание представителей других организаций, прибывших для переговоров, с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества; ] • выплата стипендий, оплата обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; • возмещение работникам транспортных расходов (в форме опла­ты получаемых проездных документов); • амортизация нематериальных активов; • расходы на продажу; • налоги. Типовыми статьями калькуляции затрат, образующими себестоимость продукции, работ и услуг, являются: • материалы; • возвратные отходы (вычитаются); • покупные полуфабрикаты; • вспомогательные материалы; • топливо и энергия на технологические нужды; • основная заработная плата производственных рабочих; • дополнительная заработная плата производственных рабочих; • социальный налог; • затраты на подготовку и освоение производства; • общепроизводственные расходы; • общехозяйственные расходы; • потери от брака; • расходы на продажу. Затраты предприятия подлежат включению в себестоимость про­дукции, работ и услуг того отчетного периода, к которому они отно­сятся, независимо от времени их оплаты — предварительной или по­следующей. Состав счетов 20-29 и методика их использования устанавливается гостиницей исходя из особенностей деятельности, структуры и орга­низации управления. Планом счетов бухгалтерского учета для учета затрат на производ­ство и калькулирование себестоимости предусмотрены следующие калькуляционные и собирательно-распределительные счета.

СЧЕТ 20 «ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Данный счет предназначен для обобщения информации о затратах про­изводства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью созда­ния данного предприятия. Счет предназначен для учета прямых производственных затрат, которые обусловлены технологическим процессом производства про­дукции, работ и услуг и могут быть включены непосредственно в себе­стоимость конкретных видов продукции, работ и услуг, а также для учета расходов вспомогательных производств и косвенных затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства, и потерь от брака. К прямым затратам относятся: • стоимость материалов и топлива, израсходованных на техноло­гические цели; • расходы на оплату труда производственных рабочих, занятых изготовлением продукции (с начислениями единого социально­го налога). Прямые расходы, связанные с выпуском продукции, выполнением Работ и оказанием услуг, отражаются непосредственно по дебету счета 20 «Основное производство» Остаток на счете 20 «Основное производство» на конец месяца по­казывает стоимость незавершенного производства. Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведет­ся по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг).

СЧЕТ 23 «ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА»

Данный счет предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства предприятия. По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных произ­водств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продук­ции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов учета произ­водственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Остаток по счету 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.

СЧЕТ 25 «ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ»

Данный счет предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств предприятия. В течение месяца фактические общепроизводственные расходы собираются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персо­налом по оплате труда и др. Они распределяются в соответствии с принятым порядком (отраженным в документе об учетной полити­ке предприятия) по видам производств, видам продукции, работ и услуг и списываются бухгалтерскими записями на счета бухгалтер­ского учета: Д 20 «Основное производство» Д 23 «Вспомогательные производства» Д 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» К 25 «Общепроизводственные расходы». Аналитический учет общепроизводственных расходов ведется по подразделениям предприятия и статьям расходов. Счет 25 «Общепроизводственные расходы» — не имеет сальдо. СЧЕТ 26 «ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ» Данный счет предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникнове­ния затрат и др. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» — не имеет сальдо. СЧЕТ 44 «РАСХОДЫ НА ПРОДАЖУ» Данный счет предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных предприятием расходов, связанных с продажей про­дукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи» Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной про­дукции (товаров, работ, услуг). Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по вилам и статьям расходов. СЧЕТ 97 «РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ» Данный счет предназначен для учета расходов, произведенных в дан­ном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным перио­дам. Расходы будущих периодов подлежат списанию в течение периоде, к которому они относятся, в порядке, устанавливаемом предприяти­ем. Аналитический учет расходов будущих периодов ведется по видам расходов.

УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ОКАЗАНИЮ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Для учета затрат по оказанию гостиничных услуг в гостиницах ис­пользуется счет 20 «Основное производство», к которому открывает­ся субсчет «Затраты по оказанию гостиничных услуг». Учет этих затрат по субсчету «Затраты по оказанию гостиничных услуг» осуществляется в соответствии с общепринятой методологи­ей, согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации». Затраты на оплату труда и материальные затраты не нормируют­ся государством и включаются в себестоимость продукции согласно действующему на предприятии порядку. Законом РФ «О защите прав потребителей», требованиями Госу­дарственного стандарта РФ «Общественное питание. Классификация предприятий» (ГОСТ Р 50762-95) предусмотрено для определенных типов предприятий общественного питания обязательное наличие форменной одежды. Так, в соответствии «Требова­нием к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обу­ви, музыкальному обслуживанию для предприятий различных типов и классов», обязательным является наличие форменной одежды с эм­блемой предприятия и обуви. Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (в ред. от 15 сентября 2000 г.), и ГОСТом Р 50645-94 определено, что гостиницы свыше трех «звезд» должны обеспечивать персонал гостиницы форменной одеждой. К такому персоналу относят­ся: портье, сотрудники службы приема и размещения, швейцары, лиф­теры, гардеробщики, сотрудники службы обслуживания номеров. Требованиями к гостиницам различных категорий Государственного стандарта Российской Федерации «Туристско-экскурсионное обслужи­вание. Классификация гостиниц» (ГОСТ Р 50645-94) предусмотрено для определенных категорий гостиниц обязательное наличие формен­ной одежды. Для учета форменной одежды, предназначенной для выдачи работ­никам, используется счет 10 «Материалы», субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Аналитический учет форменной одежды на складах организуется на карточках (форма № М-17), а вы­данной униформы — по категориям персонала гостиницы и вида униформы. Униформа выдается персоналу по приказу директора гостиницы на нормативный срок ее службы, с условием последующего возврата.

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С КЛИЕНТАМИ ГОСТИНИЦЫ

При оформлении проживания постояльцев в гостинице выдается кви­танция (талон) или иной документ, подтверждающий заключение до­говора на оказание услуг. Договор на оказание услуг должен содержать: • наименование исполнителя; • фамилию, имя, отчество потребителя; • сведения о предоставляемом номере (месте в номере); • цену номера (места в номере); • другие необходимые данные по усмотрению исполнителя. Договор заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформ­ленного в установленном порядке и подтверждающего личность потре­бителя. Цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанав­ливаются исполнителем. Потребитель обязан оплатить оказанную ис­полнителем в полном объеме услугу после принятия ее потребителем. С согласия потребителя услуга может быть оплачена им при заключе­нии договора в полном объеме или путем выдачи аванса. Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом — с 12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за про­звание не взимается. В случае задержки выезда потребителя плата за проживание взимается в следующем порядке: - не более б часов после расчетного часа — почасовая оплата; - от 6 до 12 часов после расчетного часа — плата за половину суток; - от 12 до 24 часов после расчетного часа — плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты). При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки. Независимо от расчетного часа (с учетом местных особенностей единый расчетный час может быть изменен). В соответствии с «Правилами предоставления гостиничных услуг потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги. При расчетах с населением необходимо применять контрольно-кас­совые машины (ККМ), в соответствии с Законом РФ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуще­ствлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использо­ванием платежных карт». В том случае, если гостиница достаточно крупная и имеет разные подразделения, в ней устанавливают несколь­ко кассовых аппаратов — в каждом пункте приема наличных. Как правило, проживание в гостинице оплачивается авансом. Его сумму рассчитывают, умножив суточный или почасовой тариф на предполагаемое время проживания. В случае если аванс полностью не использован и часть денежных средств нужно вернуть постояльцу гостиницы, то заполняется бланк формы № 8-Г «Квитанция на возврат денег», а также делается отметка о возврате в счете по форме № 3-Г» или № 3-ГМ. Квитанция заполняется в одном экземпляре и сдается в бухгалтерию вместе со счетом. Гостиницы также используют бланк строгой отчетности «Квитанция на предоставление дополнительных платных услуг» (форма № 12-Г). В том случае, когда места в гостинице оплачивает организация по безналичному расчету, то администратор гостиницы заполняет в двух экземплярах «Расчет оплаты за бронирование и проживание по безна­личному расчету» (форма № 7-Г). Гостиница предъявляет его вместе со счетом, который она выставляет организации. Дежурный администратор ежедневно представляет в бухгалтерию отчет о расчетах с постояльцами. Он составляется по форме № 5Г «Кассовый отчет». К нему обязательно прикладываются все выписан­ные бланки форм № 3-Г и № 3-ГМ или контрольно-кассовая лента, если используется ККМ. На основании такого отчета в бухгалтерском учете делают бухгалтерские записи по счетам бухгалтерского учета по реализации услуг по проживанию. Бывают случаи в практике гостиниц, что постояльцы портят имуще­ство. Если виновные найдены, то они обязаны возместить нанесенный ущерб (согласно п. 26 Правил). Сумма возмещенного ущерба постояльцем гостиницы отражается бухгалтерскими записями на счетах: Д 50 -«Касса» К 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы».

ЛИТЕРАТУРА

1. «Бухгалтерский учет в гостиничном бизнесе». Н.А. Каморджанова, Д.Р. Каморджанов. 2004 2. «Бухгалтерский учет в гостиницах» О.А. Агеева 2003 3. «Учет в гостиницах» Л.В. Злобина 2002