Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая: Экономическая мысль средневековья

                        Министерство образования и науки                        
                              Республики Казахстан                              
                      Костанайский инженерно-экономический                      
                                   Университет                                   
                               КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА                               
                   По дисциплине: История экономических учений                   
            на тему: Экономическая мысль               средневековья            
                                                      выполнил: студент гр. Э-41
                                                                по специальности
                                                                 Бухучет и аудит
                                                                  Качеткова В.И.
                                                       проверил:________________
                                                                ________________
                                                                ________________
                                  Костанай 2002                                  
                                СОДЕРЖАНИЕ                                
Введение                                                                       3
Экономическая мысль средневековья                                           4
Список используемой литературы                                                10
                                 ВВЕДЕНИЕ                                 
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди
впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и
средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в
процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными
продуктами и услугами.
Экономическая мысль – понятие чрезвычайно широкое. Это и представления,
бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся
хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические
программы политических партий. Многообразна сфера экономической мысли, поле
приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие
закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и
проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность
капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и
расходов, и история экономики, и хозяйственное законодательство – всего не
перечислить.
Во всей этой сложной совокупности с многочисленными переплетениями ее
отдельных элементов можно с определенной условностью выделить экономические
учения – теоретические концепции, отражающие основные закономерности
экономической жизни, описывающие отношения между ее субъектами, выявляющие
движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.
                    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ                    
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья
(феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются на
материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной
особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области
хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По единой
причине средневековым экономическим доктринам присуще многообразные
хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы
религиозно-этнического и авторитарного свойства, с помощью которых
предполагалось не допускать грядущего утверждения рыночных экономических
отношений демократических принципов общественного устройства.
Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм,
зародился, как известно, в 3-8 вв. В ряде государств Востока и 5-9 вв. – в
странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и
экономического могущества была в них достоянием светских и церковных
феодалов, которые как явно, так и не явно осуждали тенденции расширения
масштабов товарности экономики и ростовщичества.
В экономической литературе  в числе наиболее значимых представителей
средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный
идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе – лидер так называемой
поздней школы канонизма Фома Аквинский.
                         Ибн-Хальдун (1332-1406).                         
Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами  на севере Африки, где в
духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой права
владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд
казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в
начале 7 в. На землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский
купец Мухаммед – первый проповедник Корана – возвестил мусульманский мир о
новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных
постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.
Веру  в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах
дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность
бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от
«примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных
и Ибн-Хальдун,  выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики».
Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-
экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного
отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание
объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах
экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в
земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в
ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и соответственно избыточному   производству
материальных благ, позволит, по мнению             Ибн-Хальдуна, многократно
приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет
обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не
наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление
общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу
«предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ,
мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов,
точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:
С ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости»,
приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя
одновременно о процветании города;
Малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны
всех необходимых его населению материальных благ;
Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся
размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.
     Фома Аквинский (Аквинат) (1226-1274).
Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее
авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее
развития. Ее воззрения в области социально-экономического устройства общества
существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще
говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на
первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы
религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда
столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых
цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.
На самом же деле Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает
сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более
дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в
работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а  массовыми
проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-
денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными
словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского
ремесленного производства, первых торговых и ростовщических операций Ф.
Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не
требует их запрещения.
С точки зрения методологических позиций  внешне у автора «Суммы теологии»
почти нет расхождения с ранними канонистами. Однако если последние
придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания
и трудов церковных Аретиков, а также метода морально-этического обоснования
сути экономических категорий и явлений, то       Ф. Аквинский наряду с
названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый
принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально
изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или
экономической категории.
Вот почему «Сумма теологии» изобилует двойственными характеристиками и
схоластическими суждениями, к которым прибегает ее автор в поисках путей
примирения и компромисса по многим, Азалось бы, взаимоисключающим
теоретическим положениям. Сказанное очевидно из следующих трактовок, которые
в современной экономической  литературе относят к экономическим воззрениям
раннего либо позднего  канонизма:
                                                                         Таблица
     

Ранние канонисты

(святой Августин)

Поздние канонисты

(Аквинат)

Разделение труда

Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе.Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей.

Богатство

Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатство») является грехомЗолото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного богатства».

Обмен

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей.Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».
Продолжение таблицы

Справедливая цена

Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены».Затратный принцип установления «справедливой цены» считается не точным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.

Деньги

Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты.Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства.
Продолжение таблицы

Торговая прибыль и ростовщический процент

Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления.Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Левита Р.Я. История экономических учений: Полный курс в кратком изложении. – М.:ИНФРА-М, 2001.-224 с. 2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-,1997. 3 История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.