Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Доклад: Контрольно-советующий аудит

Содержание
     

Введение

1. Описание организации

1.1. Общие сведения

1.2. Деятельность и имущество

1.3. Структура

1.4. Планирование и отчетность

2. Информационно контрольно-советующий аудит

2.1. Понятие и цели аудита

2.2 Контрольно-советующие аудиторские системы

2.3. Стандарты аудита

2.4. Квалификационные требования к аудиторам

Заключение

2

3

3

6

8

11

18

18

20

22

23

25

Введение Данная преддипломная практика на тему “Информационно контрольно-советующий аудит предприятия”. Вместе с выполнением дипломной работы преддипломная практика составляет единый завершающий, неразрывный процесс в формировании инженера. Основное содержание практики должно быть подчинено, общей цели – выполнению работ и исследований, необходимых для выполнения дипломного проекта по конкретной тематике. Цели практики: · ознакомление с деятельностью, структурой, организацией и управлением современных предприятий, фирм и организаций, функционирующих в условиях рыночной экономики; · приобретение практических навыков подготовки, обработки и использования информационных потоков и систем в производственной сфере, сфере бизнеса, банковском деле и других подразделениях и организациях социально- экономической сферы; · приобретение навыков анализа и правильной оценки главных экономических показателей, слабых мест и задач, требующих разработки; обоснование выбранной темы дипломного проекта; · анализ финансовой и деловой деятельности организации, выявление слабых мест и задач в связи с ними, решение которых должно составить содержание дипломного проекта; · изучение, подбор и систематизация материалов, необходимых для выполнения дипломного проекта; · отработка к концу практики введения и первой главы пояснительной записки дипломного проекта.

1. Описание организации

1.1.Общие сведения

Подводя итоги 45-летней деятельности библиотеки КТУ, вспоминаются основные исторические вехи ее развития и становления. Научная библиотека ФПИ была организована одновременно с созданием самого института в октябре 1954 года с книжным фондом 1500 экз. и штатом 5 человек. Первым директором библиотеки, ее создателем и вдохновителем являлась Руфина Власовна Шапошникова. Благодаря ее прекрасным организаторским способностям, энергичности, требовательности был создан работоспособный коллектив высококвалифицированных библиотечных работников, которые превратили библиотеку в подлинно научный центр, в лабораторию №1. Основной задачей и функцией научной библиотеки являлось и является качественное библиотечно-библиографическое обслуживание читателей всеми имеющимися печатными материалами с целью повышения эффективности учебно- педагогической и научно - исследовательской деятельности института. В первые десятилетия существования библиотеки формировался книжный фонд, совершенствовалась ее структура. Так, в 1975 году организуется филиал архитектурно-строительного факультета, в 80-х годах открываются в гг. Оше, Майли-Сае, Кара-Куле. Большим событием для библиотеки явилось открытие читальных залов общественно-политической литературы и курсового и дипломного проектирования. Оптимизация библиотечно-библиографического и информационного обслуживания студентов, преподавателей и сотрудников института способствовала организация в 1979 году библиотечно-информационного центра (БИЦ), в который вошли: научная библиотека, отдел научно-технической информации, патентно- лицензионный сектор, методический кабинет. К 1990 году БИЦ представлял собой централизованную библиотечно-информационную систему, в 8-ми читальных залов которой ежедневно могли получить библиотечную книгу более 1800 читателей. К их услугам был представлен 870000 фонд учебной, научной и другой литературы. В целях приближения книги к запросам кафедр при БИЦ функционировало 33 библиотечных пункта на кафедрах. Становление новых экономических методов хозяйствования, разукрупнение ФПИ – КТУ, открытие новых вузов привело к тому, что в корне изменилась структура БИЦ: не стало филиалов, ликвидированы читальные залы ОПЛ и курсового и дипломного проектирования, часть книжного фонда отошла к вновь организованным Горной академии и КГУСТА. В настоящее время книжный фонд БИЦ насчитывает около 500000 экз. различных видов изданий, из них 45% составляет учебной литературы, 42% - научная; функционируют 3 читальных зала: учебной, научной литературы и научно- библиографического отдела с 250 посадочными местами; 4 абонемента: в помощь учебному процессу, иностранной, художественной литературы и МБА. По структуре БИЦ состоит из 4-х отделов (обслуживания, НБО, комплектования и научной обработки литературы, книгохранения) и сектора патентно-лицензионной литературы. В БИЦ работает 33 библиотечных работника. Разрушение централизованной системы комплектования книжных фондов республики, неустойчивый книжный рынок, сокращение выпуска научно-технической и учебной литературы, наконец, дороговизна изданий поставили под угрозу срыва формирование книжного фонда БИЦ. Сотрудниками библиотеки были предприняты колоссальные усилия, чтобы осуществить поиск альтернативных источников комплектования, разработать систему взаимовыгодных отношений. Из-за привлечения внебюджетных средств комплектования, резкого повышения цен в 10 раз сократилось количество приобретаемых изданий. Ранее учебная литература приобреталась в среднем от 50 до 200 экз., теперь средняя экземплярность составляет 3-4 экз. Вместо 30-35 тысяч ежегодных новых поступлений в настоящее время в фонды БИЦ приобретается только около 3-х - 4-х тысяч экз. Сместились акценты и в обслуживании читателей. Если раньше, в основном, учебники выдавались на дом, т. е. приоритетно работали все абонементы, в настоящее время наиболее загружены читальные залы. Средняя читаемость в год достигла 131 экз. вместо 50 - 60- ранее. Посещаемость - 94. В читальных залах не хватает посадочных мест. В связи с дефицитом учебной и научной литературы, проблемами сохранности ценных изданий возникла объективная необходимость введения платных библиотечно-библиографических услуг таких, как выдача на ограниченное количество времени обязательных экземпляров из книгохранения и читальных залов, выполнение тематических библиографических- справок, индексирования научных работ сотрудников КТУ и т. д. Платными услугами пользуются более 80% читателей и система подобного обслуживания будет расширяться и совершенствоваться. Современные экономические и технологические условия требуют изменения в содержании работы библиотек, использования маркетинга в планировании библиотечно-библиографической деятельности, применения новых технологий. В 21 веке библиотека будет проводником новой культуры, культуры информационного обмена, чтения, общения и познания. С приобретением компьютеров в БИЦ начнется перевод печатных каталогов в электронную форму и обеспечения онлайнового доступа к ним, что позволит вести быстрый исчерпывающий поиск литературы, информации и ускоренное предоставление ее читателям. В перспективе при БИЦ будут созданы электронные читальные залы и классы коллективного использования internet. Это позволит библиотекарям обслуживать студентов и преподавателей литературой и документацией, поступившей на CD- ROM, а также с подключением к internet организовать выход в виртуальную вселенную, выход к морю уникальной информации, полезной и необходимой для обучения студентов и подготовки будущих профессионалов в той или иной области. Таким образом, совершенствование библиотечной технологии позволит сохранить приоритетную роль БИЦ в постоянно изменяющимся учебно-воспитательном процессе и научно-исследовательской деятельности КТУ.

1.2. Деятельность и имущество

Библиотечно-информационный центр университета является основным источником ин­формации, обеспечивающим учебный процесс и научные исследования. Техническое оснащение бнблиотеки: • Компьютеры Pentium III - 1 • Компьютеры Pentium II - 4 • Лазерный принтер 6L - 1 • Ксерокс KONEN 1215- I Центр располагает обширным фондом литера­туры на кыргызском, русском и иностранных язы­ках. За сорок с лишнем лет своего существования Центр стал одним из крупнейших вузовских биб­лиотек Кыргызстана, книжный фонд которого на­считывает около 500000 экземпляров. Значитель­ную часть его - 70% составляет учебная литерату­ра. В настоящее время книжный фонд представля­ет собой собрание отечественной и иностранной литературы по энергетике, машиностроению, ав­томобилестроению, вычислительной технике, пи­щевой и легкой промышленности, естественным и гуманитарным наукам. Имеется большой фонд художественной и иностранной литературы. Осо­бый интерес представляет фонд диссертаций, за­щищенных преподавателями университета, а так­же научные труды сотрудников университета. Ежегодно в БИЦ поступает около 3000 экз. различных видов изданий. В отделе комплектования и научной обработ­ки литературы ведется картотека книгообеспеченности, отражающая наличие учебников по всем, изучаемым в университете дисциплинам. Система каталогов библиотеки позволяет бы­стро подобрать необходимую литературу, при не­обходимости с помощью дежурного библиографа.

Ежегодно услугами БИЦ пользуются

около 7000 читателем .выдаются им более 700000 экз. литературы. Функционируют 4 специализированных або­немента Выдача литературы на дом ведется на абоне­ментах: • Студенческом • Преподавательском • Межбиблиотечном • Иностранной литературы • Художественной литературы В БИЦ функционирует 5 специализированных читальных залов: • Читальный зал учебной литературы • Читальный зал гуманитарных и экономиче­ских наук • Читальный зал научной литературы и перио­дики • Компьютерный читальный зал с выходом в intranet и internet • Читальный зал научно-библиографического отдела В научно-библиографическом отделе можно получить информацию о Кыргызстане, по пробле­мам высшей школы, познакомиться с достиже­ниями отечественной и зарубежной науки и тех­ники (через internet), получить библиографиче­скую справку по интересующей Вас теме. вос­пользоваться услугами инженера- патентоведа, оказывающего помощь в проведении патентного поиска и классификации тематики по рубрикам международной классификации изобретений. В отделе организуются и проводятся: «Дни инфор­мации», «Дни дипломника», «Дни специалиста», «Дни кафедры». По заявкам кафедр составляются рекомендательные картотеки, оформляются книж­ные выставки в помощь учебному процессу. Для студентов первокурсников всех спе­циальностей проверятся 4-х часовые занятия по принципу: лекция + практика (на кыргызском и русском языках), по основам информатики, биб­лиотековедению и библиографии, патентоведе-нию. Режим работы БИЦ работает ежедневно с 8-00 до 16-45 Выходные дни: суббота, воскресенье. Исключение: * Читальные залы учебной литературы ч чи­тальный зал гумонитарных и экономических наук работает ежедневно с 8-00 до 18-00. В субботу: с 8-00 до 14-00. Выходной день: вос­кресенье • Каждый последний четверг месяца — сани­тарный день. Адрес БИЦ: 720044 Кыргызстан, г. Бишкек, пр. Мира 66.

1.3. Структура

Отдел комплектования и научной обработки литературы Основными функциями отдела являются: комплектование и формирование книжного фонда, его учет и создание системы каталогов БИЦ. Фонд насчитывает около 500 тысяч единиц хранения. Ежегодно в фонд БИЦ приобретается более 3-х тысяч различных видов изданий на традиционных и электронных носителях. В секторе научной обработки отдела организуются и редактируются читательские и служебный алфавитные и систематический каталоги, а также создается их электронный вариант. Каталоги ведутся на киргизском, русском и иностранных языках. Отдел книгохранения Осуществляет хранение, реставрацию, организацию и использование книжного фонда. Основной задачей отдела является удовлетворение информационных запросов читателей БИЦ. Сектор обслуживания библиотечных пунктов БИЦ организует фонды читальных залов, НБО, абонементов художественной и иностранной литературы. Сектор сохранности и реставрации книжных фондов восстанавливает испорченные читателями книги. В течение всего учебного года из фонда отдела книгохранения выдается более 70000 экземпляров книг. Отдел обслуживания Читателем Библиотечно-информационного центра могут быть студенты всех форм обучения, преподаватели, аспиранты и сотрудники КТУ. По единому читательскому билету обслуживается свыше 7000 читателей в год. В БИЦ функционируют 5 абонементов: студенческий, преподавательский, художественной литературы, иностранной литературы, межбиблиотечный абонемент, который выполняет требования преподавателей и студентов-дипломников на отсутствующие издания в фондах БИЦ КТУ. Ежегодно проводится перерегистрация всех читателей. В БИЦ функционирует 5 читальных залов: научной литературы и периодики, гуманитарной и экономической литературы, учебной литературы, компьютерный читальный зал, читальный зал научно-библиографического отдела. Для более полного, оперативного и комфортного удовлетворения спроса на учебные, научные и справочные издания при читальных залах функционируют залоговые абонементы. Компьютерный читальный зал предназначен для работы с литературой на электронных носителях, базой данных БИЦ и других структурных подразделений КТУ, а также для информационного и патентного поиска в Internet. Научно - библиографический отдел Основной функцией НБО является справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Для оперативного обслуживания в отделе создан справочно-информационный фонд, включающий в себя энциклопедии, словари, справочники по всем отраслям знаний; ведутся тематические картотеки (создается их электронный вариант); архив выполненных письменных справок. В отделе можно получить информацию по проблематике Кыргызстана, высшей школе, библиографическую справку по интересующей теме, с использованием отечественных изданий необходимой ретроспекции. В отделе НБО функционирует сектор краеведения, где собрана многоаспектная литература о Кыргызтане на кыргызском и русском языках. В помощь учебному процессу и самообразованию студентов регулярно организуются «Дни информации, дипломника, специалиста, кафедры». По заявкам кафедр составляются рекомендательные картотеки, оформляются книжные выставки. Для студентов – первокурсников всех специальностей проводятся 4-х часовые занятия по основам информатики, библиотековедения и библиографии на кыргызском и русском языках. В структуру НБО входит патентно-лицензионный сектор, где можно с помощью инженера-патентоведа провести патентный поиск и классификацию по рубрикам "Международной классификации изобретений".

1.4. Планирование и отчетность

ОТЧЕТ О КОМПЛЕКТОВАНИИ БИЦ В 2000 г. в БИЦ поступило 1860 экз. книг, 11CD дисков. Всего поступило 1871 экз. Из них: научной литературы – 1655 экз., подарочный фонд – 120 экз., Пушкинский проект – 241 экз., спонсорская помощь ИуиБ – 50 экз., взамен утерянных – 163 экз. В БИЦ поступила литература на сумму 236118 сом. 32 т. Из них: Пушкинский проект – 77209 с. 93 т., спонсорская помощь ИуиБ – 11000 с., взамен утерянных – 9237с. 50т. 2001г. на 01.10.01. в БИЦ поступила литература: на сумму 159915с. 55т. книги 1411 экз., на CD дисках 1 экз. журналы 15 экз.. на CD дисках 13 экз. Итого: 1427 экз. Из них: Подарочный фонд – 429 экз., Фонд Сороса – 188 экз.(13 экз. журналы на СD дисках), взамен утерянных – 301 экз. В БИЦ поступила литература на сумму: Фонд Сороса – 30508с.55т., взамен утерянных – 25868с.50т. Итого оплачено вузом 103538с.50т. Из них: КТУ - 39465с.50. ИуиБ – 28192с.00т. ЦДО – 29923с. 00т. Лицей – 1908с.00т. В счет обучения в КТУ - 4050с.00т. БИЦ получил книги: По экономике – 189 экз. По гуманитарным наукам – 350 экз., на сумму 44719с.61т. Научной литературы 369 экз., на сумму 30347с. 41т. Подписка В 2001 году оплатили подписку на 2-е полугодие и подписка на некоторые местные издания 81191с.36т. Из них: ИуиБ – 30582с.60т., ЦДО – 29463с.00т., ТКМ – 8088с. 00т. Годовая подписка на 2001 г. 117 назв. Из них: газеты 24 назв., 34 комплекта. Журналы – 95 назв., 95 экз. Всего стоимость годовой подписки на 2001г. 247213с. 16. ИННОВАЦИИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Библиотечно-информационный центр КТУ, как старейшая и уникальная по форме и содержанию работы вузовская библиотека в новых экономических условиях на протяжении последних пяти – шести лет вырабатывает целостную программу перестройки всей своей деятельности. Побудило нас к этому резкое снижение новых поступлений на традиционных носителях информации, которые теперь составляют десятую часть от показателей прошлых лет. Мы столкнулись с проблемой огромных, невосполнимых пробелов в комплектовании фондов учебной литературы. Кроме того, книги очень быстро физически изнашиваются из-за значительной обращаемости и морально устаревают, а восстановить их нет возможности, т. к. в республике они не переиздаются, а доступ в российские издательства дорог и почти невозможен. Потребности же в учебно-методической и научной литературе растут день ото дня, потому что конкуренция между вузами заставляет открывать новые специальности, которые нужно обеспечивать учебниками и учебными пособиями. Коллектив БИЦ решил, что без инноваций, без новых технологий в библиотечном деле работать в новых условиях невозможно. Одним из инструментов обновления явился маркетинг. Находясь в постоянном поиске, сотрудники БИЦ изучали опыт вузовских библиотек, занимались совершенствованием профессионального мастерства, проводили маркетинговые исследования. В результате были определены приоритеты: - Организация комфортной информационной среды; - Планомерное и динамичное развитие библиотечных ресурсов; - Смена технологий и организационной структуры. Прежде всего, были внесены коррективы в организационную структуру БИЦ: создан компьютерный читальный зал, в штате появились должности зам. директора по новым технологиям, программиста и инженера. Понимая, что только вузовская библиотека призвана и способна влиять на процессы обучения, получения профессиональных знаний и формирования научного мировоззрения через современные компьютерные средства, в БИЦ определились цели автоматизации библиотечных процессов: - Совершенствование библиотечной деятельности, расширение номенклатуры услуг для пользователей, повышение точности учетных и отчетных операций, избавление от выполнения рутинных процессов; - Обеспечение свободного доступа пользователей к фонду через создание электронного каталога, предоставление на его основе широкого комплекса библиотечно-информационных услуг; - Обмен информацией. И, наконец, мы ставим перед собой главную цель – через глобальные информационные сети предоставить в пользование читателям информационные ресурсы самых разных библиотек мира. Общими усилиями программистов и сотрудников БИЦ разработана программа автоматизации, которая предусматривает поэтапную автоматизацию всех выполняемых библиотечно-библиографических процессов и повышения квалификации сотрудников, обучение их работе в новых условиях. Разработанная в БИЦ программа автоматизации нашла одобрение и поддержку со стороны ректората и администрации КТУ. В результате были выделены ассигнования на ремонт читальных залов, на приобретение техники и литературы на традиционных и электронных носителях. Фирма – спонсор «Кока-кола» подарила библиотеке компьютер новой модификации. Теперь в БИЦ расширена сфера обслуживания наряду с учебным читальным залом восстановлен и функционирует красиво оформленный читальный зал гуманитарных и экономических наук; создан компьютерный читальный зал с пятью компьютерами, оснащенными CD-ROMами, лазерным принтером и ксероксом CONEN. Планируется подключение к интернет и интранет с тем, чтобы наши читатели могли получить более полную и оперативную информацию для успешного приобретения профессиональных знаний. Подключение БИЦ к локальной сети позволит каждому преподавателю, студенту, сотруднику вуза, не заходя в библиотеку, получить сведения о необходимых изданиях, находясь на своем рабочем месте, в аудитории и т. д., интернет даст возможность выхода к морю уникальной информации мирового пространства. Коллектив БИЦ, в основном, состоит из высококвалифицированных профессионалов, не одно десятилетие проработавших в вузе, которые досконально знают специфику учебного процесса, прекрасно ориентируются в океане учебной литературы, постоянно изучают запросы читателей. Кому, как не им, точно определить, какие процессы библиотечной деятельности необходимо усовершенствовать с тем, чтобы максимально удовлетворить все требования студентов, профессорско- преподавательского состава и сотрудников вуза. Вот почему в библиотеке приступили в первую очередь к созданию электронного каталога. В БИЦ апробировалось несколько программ, но по разным причинам они не подходили к условиям КТУ. В настоящее время программистом В. И. Шестопаловым при активном участии заведующей и главного библиотекаря отдела комплектования и научной обработки разработана и внедрена программа «Библио», которая максимально приближена к условиям КТУ. Согласно программе будут введены следующие базы данных: - Сведения о книгах, CD дисках и дискетах и их корректировка; - Карточки алфавитного каталога; - Инвентарная книга; - Печать формуляров; - Бюллетень новых поступлений; - Картотека книгообеспеченности. При освоении программы сразу же возникли проблемы, которые приходилось решать в рабочем порядке. Так, в связи с тем, что в БИЦ систематизация ведется по трем классификациям, а программа соответствует только одной – УДК, принято решение на первом этапе создания электронного каталога вводить ограниченный круг литературы, изданной после 1990-го года. Приступая к работе на копьютерах, мы были уверены в том, что каждый сотрудник, прошедший обучение на курсах по изучению новых библиотечных технологиях сможет быть оператором. Однако и эту проблему пришлось решать по ходу действия. Теперь в этом деле участвуют только пять самых квалифицированных работников БИЦ. Программа “Библио” постоянно корректируется, разрабатываются новые блоки. Теперь очередь за программным обеспечением ввода библиографических картотек: “Рыночная экономика”, “Труды КТУ”, “Высшая школа” и т. д., которые остро необходимы в учебном процессе, особенно в настоящее время при всеобщем дефиците учебной и научной литературы. Эти начальные, можно сказать, пробные эксперименты по применению в работе программного обеспечения отдельных библиотечных процессов на деле показали нам на сколько эффективнее, оперативнее и качественнее мы можем выдавать читателям необходимую информацию. Ведь теперь мы намного быстрее подготавливаем “Бюллетень новых поступлений”, тиражируем его в достаточном количестве экземпляров и доставляем на кафедры. С помощью интернет библиографы получают интересующие читателей тематические подборки информации. Кроме того, с помощью ксерокса мы можем откопировать нужные страницы из книг, что очень важно при нынешнем дефиците изданий и, наконец, мы можем использовать в работе, сделанные на кафедрах электронные варианты необходимых в учебном процессе изданий, приобретенных из-за большой стоимости в единственном экземпляре или утраченных читателями учебников старых лет изданий. Работа по программному обеспечению продолжается. Очень отрадно отметить, что те сотрудники, которые относятся с любовью к книге, к делу обязательно находятся в постоянном поиске, добиваются претворения в жизнь своих задумок и планов. Это под силу только тем, кто самозабвенно, бескорыстно и преданно любит свою профессию и библиотеку. Принципом таких сотрудников является максимум оперативности, максимум удобств, максимум объема и достоверности информации. Переход БИЦ на компьютерные информационные технологии – веление времени. Мы понимаем, что создание информационной инфраструктуры – дело очень сложное, требующее значительных инвестиций, современного технического оборудования. Необходимо создать среду, в которой пользователь будет готов, т. е. обучен восприятию и использованию информации и предлагаемых ему информационных продуктов и услуг. Для обучения студентов компьютерной грамотности в будущем будут расширены учебные программы библиографов, проводящих занятия по основам библиотековедения и библиографии, где студенты ознакомятся с теми компьютерными услугами, которые будут подготовлены библиотекой. В заключение необходимо отметить, что в БИЦ созданы условия для поэтапной информатизации библиотечных процессов. В настоящее время наряду с традиционными методами внедряются новые информационные технологии, которые дают пользователям и библиотекарям ряд преимуществ: - Читатель будет иметь возможность наиболее полного и оперативного доступа к информации об имеющейся литературе. - Повышается оперативность и полнота выполнения библиографических справок, оперативность отражения новых поступлений в каталоге. - Повышается информационная культура читателя. - Автоматизируются многие рутинные библиотечные процессы: приема – выдачи литературы, учета показателей работы библиотеки, учета задолжников и распечатки им писем, облегчаются процессы текущего комплектования и докомплектования. Таким образом высвобождается время для творческого общения с читателями. 2. Информационно контрольно-советующий аудит

2.1. Понятие и цели аудита

Развитие рыночных отношений в экономике государства объективно ведет к полярности интересов между производите­лями, потребителями и государством. Например, создание ак­ционерных обществ привело к столкновению интересов акцио­неров и управляющих (менеджеров). В связи с этим возникла потребность в независимом контроле за деятельностью хозяйст­вующих субъектов, призванном обеспечить подтверждение дос­товерности их финансовых отчетов. Этот вид деятельности по­лучил название аудит. Согласно стандартам под аудитом следует понимать неза­висимую экспертизу и выражение мнения о финансовой отчетно­сти предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Почти столетняя практика аудита подтверждает существова­ние двух взаимосвязанных аудиторских функций — контрольно-оценочной и консультативно- советующей. Контрольно-оценочная функция осуществляется в двух на­правлениях: • оценка правильности применяемой на предприятии системы учета; • оценка правильности действий учетного персонала в процес­се фиксации хозяйственных и финансовых операций в бух­галтерской документации. Такая оценка включает: 1) проверку учета операций с денежными средствами; 2) проверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; 3) проверку операций с производственными запасами, ма­териальными ценностями и товарами; 4) проверку соблюдения трудового законодательства и рас­четов по оплате труда; 5) проверку учета затрат и калькулирования себестоимости продукции; 6) проверку учета готовой продукции и ее реализации и т. д. Консультативно-советующая функция предполагает консультативную деятельность, выполняемую в форме услуг. К ним от­носятся: • консультации по правильному составлению отчетности; • анализ эффективности используемой формы учета, в частно­сти, компьютерного; • анализ и оценка действий администрации за отчетный период; • поиск путей повышения уровня эффективности хозяйство­вания в последующем периоде. Аудит существует в двух формах: внешний и внутренний. Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта, а под внутренним - внутрихозяйственный контроль за источниками затрат и резер­вами, осуществляемый силами предприятия и подотчетный его ру­ководству. Поэтому и цели внешнего и внутреннего аудита разные. Цель внешнего аудита заключается в проверке системы учета и отчетности для того, чтобы обеспечить информацией внешних по отношению к предприятию субъектов (профсоюзов акционе­ров, собственников, финансовых налоговых служб, страховых компаний и т. д.). Цель внутреннего аудита иная и заключается в снабжении информацией руководства предприятия в основном по таким направлениям: • анализ системы учета; • анализ статей затрат, остатков на бухгалтерских счетах; • прогноз прибылей и продаж; • финансовый анализ. К объектам аудиторской деятельности относятся: 1) ресурсы (финансовые, трудовые, нематериальные активы, средства и предметы труда); 2) хозяйственные процессы (основное и вспомогательное производство, сбыт и снабжение, развитие и внедрение новой техники); 3) результаты деятельности (рентабельность, прибыль, фондоотдача, себестоимость); 4) функции управления (планирование, учет, экономический анализ, регулирование). В зависимости от задач, поставленных аудитором, каждый из объектов может выделяться и рассматриваться по-разному. Например, объекты могут оцениваться в прошедшем, настоящем или будущем времени; оцениваться количественно или качест­венно: оцениваться в целом или по частям; находиться под по­стоянным контролем, периодическим или разовым. Каждый из объектов имеет различные стороны (аспекты), которые составляют предмет аудиторской деятельности. Пред­метом в данном случае является учет хозяйственных операций, подтверждающих реальность отчетности и ее законность, а также выявление истинного положения дел на предприятии. 2.2 Контрольно-советующие аудиторские системы Контрольно-советующие аудиторские системы (КСАС) могут создаваться с ориентацией на следующие классы аудиторских объектов: 1)на которых бухгалтерский учет ведется вручную; 2) на которых бухгалтерский учет ориентирован на приме­нение компьютеров. Здесь, как правило, обрабатывается значи­тельный объем первичных бухгалтерских документов, которые составляют содержание компьютерных файлов. В этом случае КСАС может воспользоваться файлами клиента, что способст­вует сокращению затрат на выполнение аудита, повышению его точности и оперативности. Причем, если бухгалтерский учет у клиента автоматизиро­ван, то аудитор при выполнении своих функций обязан руко­водствоваться стандартом, регламенти­рующим аудиторскую деятельность в условиях компьютерной обработки данных. Этот же стандарт должен быть положен и в основу деятель­ности разработчика КСАС, что позволит ему правильно учесть специфику автоматизированного бухгалтерского учета. Кроме того, стандарт поможет упорядочить работу по выяснению ор­ганизационной формы компьютерной обработки учетной ин­формации клиента. При этом необходимо выяснить степень Централизации обработки данных: данные обрабатываются на локальных компьютерах или на соединенных в сеть. Ответы на эти вопросы идентифицируют вполне опреде­ленный класс клиентов, который и предопределяет стратегию создания КСАС. Однако прежде чем перейти к изложению возможных стратегий создания аудиторской систе­мы, необходимо выяснить, какие цели при этом преследуются и какие ставятся задачи. Согласно общим положениям построения организационно-экономических систем, изложенным в, аудиторские систе­мы должны состоять из функциональной и обеспечивающей частей. Функциональная часть — это совокупность экономико-мате­матических и экономико-организационных моделей, а также методов, методик и приемов выполнения аудита. Обеспечиваю­щая часть, предназначенная для автоматизации процесса ауди­та, представленного в первой части, состоит из информацион­ного, программного, технического и прочего обеспечения. Рас­смотрим эти части более подробно. Аудит — область специфическая: с одной стороны, это про­верка финансовой и иной документации, а с другой — выдача профессионального совета по улучшению учета и финансово-хозяйственного состояния предприятия. Иными словами, такие системы должны совмещать контрольные и советующие функ­ции, что вносит дополнительные трудности в их разработку. Как уже отмечалось, такие системы называются контрольно-советующими аудиторскими системами (КСАС). Для того чтобы выяснить, какие задачи должна решать КСАС, т. е. чем должна быть наполнена ее функциональная часть, следует разделить всех потенциальных пользователей системы на группы и выяснить, какие цели преследует каждая из этих групп. На рис. 1.1.1 представлены следующие субъекты, заинтересованные в результатах аудита: • профсоюзы, рабочие; • акционеры, собственники; • банки, кредиторы; • налоговая служба, страховые компании; • правосудие и прочие государственные органы. Каждая из выделенных групп пользователей результатов ау­дита преследует свои интересы. Например, профсоюзы заинте­ресованы в сохранении рабочих мест, увеличении заработной пла­ты, акционеры и собственники — в увеличении рентабельности предприятия и стоимости акций, банки и кредиторы — в выяс­нении платежеспособности и ликвидности предприятия, госу­дарство — в своевременной уплате налогов субъектами пред­принимательской деятельности.

2.3. Стандарты аудита

Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов. Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов и программ квалификационных экзаменов по разделу "Аудит" на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудиторские стандарты включает в себя четыре основных вида: · Общие стандарты; · Рабочие стандарты; · Стандарты отчетности; · Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

2.4. Квалификационные требования к аудиторам

Вопросами аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности занимаются: · По общему аудиту и аудиту бирж, благотворительных фондов и инвестиционных институтов - Центральная аттестационная комиссия Министерства финансов; · По банковскому аудиту - Центральная аттестационная комиссия Центрального банка; · По аудиту страховых организаций - Центральная аттестационно - лицензионная комиссия Министерство финансов. К аттестации допускаются лица имеющие экономическое или юридическое образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской фирмы, бухгалтера, экономиста ревизора, руководителя предприятии, научного работника или преподавателя по экономическому профилю. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суд с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово - хозяйственных отношений в период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Аттестация проводится на базе учебно - методических центров по обучению и переподготовке аудиторов. Претендент представляет в соответствующую комиссию следующие документы: · Заявления; · Нотариально заверенные копию диплома о высшем образовании и выписку из трудовой книжки; · Две фотографии размером 4х6 см; · Квитанцию о внесении платы за проведение аттестации. Претендент должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющего его личность. По общему аудиту производится экзамен по следующим пяти дисциплинам: · Бухгалтерский учет и отчетность; · Аудит; · Налогообложение юридических и физических лиц; · Финансы предприятий; · Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Сдача экзаменов претендентами проводится два дня. В первый день производится тестирование по пяти дисциплинам, во второй день - письменный экзамен по этим же дисциплинам. Решение о выдаче лицензии оформляется протоколом соответствующей центральной комиссии. Лицензия должна быть выдана заявителю в течение недели со дня принятия решения. Заключение Темой данной преддипломной практики является “ Информационно контрольно- советующий аудит предприятия ”, поэтому главные задачи, которые ставились при ее прохождении это: - Исследование возможности внедрении автоматизации аудита предприятия и расчет платежеспособности; Целесообразность применения компьютерных технологий в бухгалтерском учете и анализе финансового состояния предприятия, доказала сама жизнь. Однако на нашем рынке программного обеспечения совершенно отсутствуют программы, предназначенные для проверки и расчета платежеспособности предприятия. Необходимость данных программ продиктована тем, что финансовое состояние предприятия в рыночных условиях постоянно меняется. При этом для осуществления эффективного управления предприятием, необходимо знать реальную (на данный момент) информацию о финансовых возможностях предприятия. Информация о платежеспособности также необходима при заключении крупных договоров и долгосрочных обязательств. В процессе прохождения преддипломной практики была собрана вся необходимая информация и документация, позволяющая с уверенностью утверждать, что автоматизация аудита предприятия не только необходима но и возможна.