Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Шпора: Шпаргалка информационные системы в экономике

1.Вступление.
1.Значениие и направления развития и.с.
2.Основные понятия дисциплины.
3.Предмет и содержание дисциплины.
     1.Направления развития: персонализация расчетов на базе ЭВМ и
интерфейс пользова­теля с ЭВМ; использование БД, экспертных систем и систем
знаний; использование кана­лов передачи данных.
     2.Основные понятия дисциплины
     Экономический объект- люди, различные предметы, явления или факт про
которые могут быть собраны данные.
     Предметная область- определенная какими-то признаками совокупность
экономических объектов; это знания и данные про процесс, проблему, организацию.
     Личность принимающее решение- специалист, руководитель, который выполняет
функцию управления экономическим объектом.
     Пользователь- личность, которая принимает участие в функционировании
предметной области, или использует результаты ее функ­ционирования.
     Экономические информационные системы- человеко-машинные системы, которые
соби­рают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию
в виде данных и знаний, необходимых для управле­ния экономическим объектом.
     3.Цель дисциплины - дать основные теоре­тическое положения создания
информацион­ных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и
содержанием основ­ных операций создания информационных систем, методами
управления процессом соз­дания и.с. и построения и.с.
2.Системно-технические аспекты теории создания и.с.
1. Организационно-экономическая модель экономического объекта.
     Экономическая информация- информация про процессы производства,
распределению, об­мену и потреблению материальных благ.
     Ф-и управления экономическим объектом: прогнозирование, планирование,
учет, кон­троль, анализ, координация, регулирование.
     Цикл управления экономическим объектом: анализ руководящей информации,
которая поступает от других организаций и определе­ние основных целей ии задач
перед объектом; сбор и анализ информации про состояние объекта; обработка
информации и определе­ние вариантов, целей и путей ее достижения, принятие
решения (не автоматично), планиро­вание (автоматизировано); контроль принятия
решений, сравнение, регулирование.
     Особенности и свойства информации: она единственная для экономического
объекта; есть тенденция к постоянному увеличению объемов данных; отображает
деятельность производства через систему натуральных, стоимостных показателей;
характеризуется большой массовостью о объемностью; харак­теризуется
необходимостью сохранения и накопления; характеризуется цикличностью появления
и обработки в установленных часо­вых пределах; имеет сложную и разносторон­нюю
структуру.
Классификация экономической информации: по функциям при управлении объектом
(фак­тическая, плановая, нормативно-расценочная, справочная), по видам
объектов которые ото­бражаются, по назначению процессов управ­ления.
     Состав информационной совокупности: атри­бут или реквизит, экономический
показатель, документ, массив или файл.
     Атрибут- элементарная информационная совокупность, которая состоит из
ряда симво­лов; они м.б. качественные- идентифицируют объекты,
определяют свойства сути, и харак­теризуют обстоятельства, при которых
проис­ходит процесс и были получены атрибуты; количественные- групповые
и справочные ( они раскрывают абсолютные или относитель­ные характеристики
качественного атрибута.
Экономический показатель - раскрывает суть явления, процесса или действия и есть
инфор­мационной совокупностью составленная с разного количества количественных
и одного качественного атрибута и есть -наименьшей экономической единицей.
     Массив- набор связанных экономических показателей по одной форме.
Количественные: фактические, плановые, нормативно-расценочные, расчетные.
     2. Цель, задачи и принципы создания и.с
Цель создания и. с. - в ограниченно короткие сроки создать систему обработки
данных, которая имеет заданные потребительские свойства
     ( функциональная полнота- свойство и.с. ко­торое характеризует уровень
автоматизации управленческих работ, коэффициент ФП=автоматизированные
показатели/общее количество показателей; своевременность- свойство
которое характеризует своевремен­ное управление и получение информации,
коэффициент своевременности КС=( автома­тизированные показатели минус
показатели полученные с задержкой)/ автоматизирован­ные показатели;
функциональная надежность- свойство и.с. выполнять свои функции по
обработке данных, адаптивная надежность- свойство и.с. выполнять свои
функции при их изменении и экономическая эффективность- улучшение
экономических результатов в ре­зультате внедрения информационной сис­темы).
     Задачи при создании и.с.: 1) выявление су­щественных характеристик
объекта, 2) созда­ние математической или физической модели системы, которая
исследуется, 3) установле­ние условий взаимосвязи человека и техниче­ских
средств, 4) проведение детальной разра­ботки проектных решений, 5) анализ
проект­ных решений, практическая апробация и вне­дрение.
     Принципы создания и.с.: системность ( при декомпозиции д.б. такие
связи между струк­турными элементами системы, которые обес­печивают целостность
и ее взаимодействие с другими системами), развитие или откры­тость,
совместимость, стандартизация и уни­фикация, эффективность.
     3. Системный подход к созданию и.с
Подходы к созданию и. с: 1) локальный - соз­дание и.с. производиться путем
последова­тельного наращивания задач, которые реша­ются на ЭВМ, преимущества:
быстрая отдача, возможность разработки небольшими груп­пами, наглядность,
простота управления зада­чами, недостатки: невозможность обеспечения
комплексной увязки всех видов обеспечения; 2) глобальный- сначала выполняется
разра­ботка проекта полной завершенной системы, а потом ее внедрение; 3)
системный- комплекс­ное изучение экономического объекта как одного целого, с
представлением его частей как целенаправленных систем, и изучение этих систем
и взаимоотношений между ними. Принципы системного подхода: конечные цели,
единство, связность, модульные по­строения, иерархия, функциональность,
раз­витие, децентрализация, неопределенность. Задача системного подхода-
разработка всей совокупности методологических, социально-научных средств
исследования (описание, анализ, синтез) систем разного типа. СП бази­руется
на идеях целостности, целенаправлен­ности, организованности, динамизма
изучае­мых объектов.
     4.Декомпозиция- процесс деления системы на части или элементы,
удобные для каких-либо операций с нею. Цель Д.- разделение элементов на части,
которые имеют меньшую сложность.
Шаги декомпозиции: 1) а)разделение соответ­ственно административному делению
системы управления объектом (БУ, управление мате­риальными ресурсами,
оперативное управле­ние, техническая подготовка производства, технико-
экономическое планирование), б) по функциям управления, в) по ресурсам
(мате­риальные, трудовые, основные средства, гото­вая продукция, денежные),
2) выделение функциональных процессов или задач в каж­дом компоненте( задача
и.с.,функция или часть функций и.с. - есть формализованная совокупность
автоматизированных действий, выполнение которых приводит к результату
заданного вида, 3) изучение экономических показателей, которые входят в ту
или иную задачу.
Структуры для анализа систем: функциональ­ные (компоненты, функции, задачи,
проце­дуры, связи- информационные), технические (устройства, компоненты,
комплексы, связи- линии и каналы связи), организационные (коллективы людей,
отдельные исполнители, связи- информационные), программные (про­граммные
модули и изделия, связи- управлен­ческие), информационные (в форме
существо­вания и представления информации в системе, связи- операции в
системе), алгоритмические (алгоритмы, связи- информационные), доку­ментальные
(неделимые составные части и документы, связи- взаимодействие, вхожде­ние).
     5. Надежность и эффективность
Качество и.с. Надежность- свойство системы сохранять во времени в
установленных преде­лах значения всех параметров, которые харак­теризуют
способность системы выполнять необходимые функции в заданных режимах и
условиях эксплуатации. Особенности надеж­ности: безотказность,
ремонтоспособность, долговечность. Факторы уровня надежности: а) состав и
уровень надежности технического и программного обеспечения, б) рациональное
разделение задач, которые решаются системой между техническими средствами,
программ­ным обеспечением и персоналом, в) уровень квалификации персонала, г)
режимы парамет­ров и организационных форм эксплуатации технических средств,
д) степень использова­ния различных видов резервирования, е) ре­альные
условия функционирования и.с.
Эффективность и.с. - определяется сравне­нием результатов от функционирования
и.с. и затрат этих видов ресурсов, необходимых для ее функционирования и
развития. Оценка эффективности проводиться при: формирова­ние условий и.с.,
анализе и.с., выборе наи­лучшего варианта, синтез наиболее целесооб­разного
варианта построения и.с., по крите­рию эффективности затрат. Экономическая
эффективность определяет: годовой экономи­ческий эффект, расчетный
коэффициент эф­фективности капитальных затрат на разра­ботку и внедрение
и.с., срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедре­ние и.с.
     3.Процесс создания и.с.
Жизненный цикл и.с.
Трудоемкость стадии создания и.с.
Структура проектной документации.
     1.Жизненный цикл и.с. - совокупность ста­дий и этапов, которые проходит
и.с. в своем развитии от момента принятия решения усо­вершенствования до
момента когда и.с. при­останавливает свое существование.
     Процесс создания и.с. - совокупность работ от формирования выходных
требований к сис­теме до ввода в действие.
     Части создания и.с.: предпроектная, проект­ная, ввод в действие
(формирование требова­ний к и.с., разработка концепции и.с., техни­ческое
задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в
дейст­вие, сопровождение и.с.).
     2.Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который
автоматизиру­ется, 2) наличие соответствующих разработок по данной проблеме, 3)
степень автоматиза­ции проектных работ, 4) квалификации ис­полнителей, 5)
готовность объекта к внедре­нию системы, 6) выбранный метод проектиро­вания.
     3.Структура проектной документации (до­кументы): по стадиям создания, по
составным частям системы, по видам обеспечения (про­граммные, техническое,
организационное, информационное, математическое, функцио­нальное, правовое,
эргонометрическое, лин­гвистическое, методическое).
     4. Участники процесса создания
     Участники работ по созданию и.с.: заказчик (представить
достоверные и полные данные о системе; разработка, согласование и утвер­ждение
технического задания и других про­ектных документаций, разработка
проектно-сметной документации по объектам информа­ционной системы; выполнение
строительно-монтажных работ; организация монтажа, экс­плуатации и ремонта
технических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу системы в
действие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик (разрабатывает
документацию на и.с.; выполняет работы по организации; возможность
функционирования и.с. в соответствии с принятыми проектными решениями).
     5. Методы и средства создания
     Методы создания и.с.: ориентированы на данные, ориентированы на
процедуру. Сред­ства- типовые проектные решения, ППП, типовые проекты,
инструментальные средства проектирования и.с.
Классификация методов создания и.с.: по степени автоматизации проектных
работ: а) оригинальное - создаются индивидуальные проектные решения
специфические для каж­дого объекта, б) типовое- деление системы на множество
составных компонентов, создание для каждого из них законченного проектного
решения, которые при наименьшей модифи­кации м.б. использованы для других
инфор­мационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и
поддержки в сис­теме некоторой глобальной информации мо­дели системы
управления.
Средства создания и.с.: инструментальные- ориентированы на процесс
проектирования и служащие для повышения продуктивности труда работников,
объектные- используются в процессе создания проектных решений (сред­ства д.б:
комплексно охватывать процесс создания и.с., быть совместимыми, быть лег­кими
в использовании, быть универсальными в своем классе, быть эффективными).
     6. Технология создания и.с
     Технология создания и.с. - совокупность ме­тодов и средств создания и.с.,
организацион­ных приемов и технических средств, ориенти­рованных на создание
или модернизацию проекта в и.с.
     Технологический процесс создания и.с. - дея­тельность коллектива
специалистов, направ­ленная на разработку проекта и.с., которая удовлетворяет
необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет: действия, их
последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимые для
выполнения этих действий). Деление ТП: а) по стадиям и эта­пам создания и.с.,
которые заканчиваются разработкой конкретной проектный докумен­тации; б) на
технологические процессы проек­тирования отдельных составных частей сис­темы.
     Технологическая операция проектирования- самостоятельная часть
техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, пара­метры, данные,
значения), преобразователь, ресурсы, средства.
Преобразователь- методика, формализован­ный алгоритм преобразования входа
техноло­гических операций в выход (они м.б.: ручные, машинно-ручные,
автоматические).
4.Технология подготовки общих решений по созданию и.с.
Формирование требований к и.с.
Методы и средства анализа материала иссле­дования.
Разработка предложений по усовершенство­ванию и.с.
Методика проведения исследования и.с
     1. Формирование требований к и.с
     Требования: и.с. должна обеспечить повыше­ние эффективности
производственно хозяйст­венной деятельности объекта, приводить к полезным
технико-экономическим и социаль­ным результатам.
Группы требований к и.с.: к и.с. в целом, к функциям и.с., к подготовленности
персонала, к видам обеспечения, к безопасности и.с.
Цели исследования и.с.: 1) исследование сферы деятельности объекта; 2)
выявление объектов и характера существующих инфор­мационных потоков,
внутренних и внешних взаимосвязей; 3) определение информацион­ных нужд
объекта; 4) установление организа­ционных, технических и технологических
предпосылок к введению и.с.; 5) построение новых информационных моделей.
Работы по подготовке исследования: ознаком­ление с входными материалами и
документа­цией по созданию и.с., изучение целей иссле­дования, планирование
исследования, органи­зация рабочих групп, выбор или разработка инструктивно-
методических материалов для проведения исследования, сбор и анализ дан­ных по
аналогам.
Направления исследования: исследование объекта, исследование методических и
лите­ратурных источников, исследование на основе требований пользователя.
Этапы формирования требований к и.с.: 1) исследование объекта и обоснование
создания и.с. (сбор данных про объект автоматизации и виды деятельности
которые выполняются, оценка качества функционирования объекта и вида
деятельности, оценка целесообразности создания и.с.), 2) формирование
требований к и.с. (подготовка выходных данных для фор­мирования требований к
и.с., формулирование и оформление требований пользователя к и.с.), 3)
оформление отчеты про проведенную работу и заявки на разработку и.с.
     2. Разработка концепции и.с
     Этапы разработки концепции: изучение объ­екта, проведение необходимых
научно-иссле­довательских работ, разработка вариантов концепции и выбор
удовлетворяющего требо­вания пользователя (разработка альтернатив­ных вариантов
концепции и планов по их реализации, оценка необходимых ресурсов по их
реализации и обеспечению функциониро­ванию, сравнение требований пользователя и
характеристик системы, определение порядка оценки качества и условий приема
системы, оценка преимуществ системы), 4) оформление отчета про выполненную
работу.
     3.Работы и этапы стадии тех. задания: раз­работка (разрабатывается проект
и.с., в кото­ром определяются требования к и.с., требова­ния к составу
научно-исследовательских ра­бот, разработка частичных ТЗ на компоненты и виды
обеспечения), оформление, согласова­ние, утверждение.
     

4 Предпроектная документация

Стадии предпроектной документации: 1) от­чет и заявка (состав отчета: характеристика объекта и результаты его функционирования, описание действующих и.с., описание недос­татков действующих и.с., обоснование необ­ходимости усовершенствования действующей и.с., цели критерии и ограничения, функции и задачи создаваемой и.с., предвиденные тех­нико-экономические результаты создания и.с., выводы и предложения), 2) разработка отчета и его структура (описание результатов изуче­ния объектов автоматизации, описание и оценка преимуществ и недостатков разрабо­танных альтернативных вариантов, сравни­тельный анализ требований пользователя и.с. и вариантов и.с., обоснование выбора опти­мального варианта, ожидаемые результаты и эффективность выбранного варианта, ориен­тированный план реализации выбранного варианта, необходимые затраты ресурсов на разработку и ввод в действие, требования которые гарантируют качество и.с., условия принятия и.с. Структура ТЗ: общие положения, назначение и цели создания и.с., характеристика объекта автоматизации, требования к системе, состав и содержание работ по созданию системы, по­рядок контроля и принятия и.с., требование к составу и содержанию работ по подготовке объекта к вводу системы в действие, требова­ния к документированию, источники разра­ботки. 5. Методы и средства организации сбора о обработки материалов исследования объ­ектов Особенности коллектива исследователей и.с.: опыт работы в сфере управления конкретным экономическим объектом, знание современ­ных методов и техники управления, знание методов исследования и системного анализа, способность общения с специалистами разных уровней и профилей. Методы сбора материалов: горизонтальный- детальное изучение информации по одной теме в каждом подразделении экономического объекта, вертикальный- исследование подраз­делений объекта по которым происходит дви­жение информационных потоков, комбиниро­ванный- смешанный. Методы сбора материалов: без участия разра­ботчика (документальная инвентаризация, само фотография рабочего дня, ведение инди­видуальных тетрадей-дневников, недостатки: большие затраты времени, отвлекаются ра­ботники, необходимость тщательной подго­товки документации), методы сбора материа­лов разработчиками (анализ операций, лич­ного наблюдения, анализ материалов, опрос исполнителей, беседы и консультации с руко­водителями, выборочная фотография рабочего дня, хронометраж, расчетный, аналогии. Уровни управления: высший- дает информа­цию про цели и задачи организации, страте­гию их достижения, методам управления, возможные изменения в функционировании организации, средний- дает информацию, которая дает уточнить направления анализа, детализировать представление про политику объекта, пор ограничения, про отличия в про­изводственных и управленческих функциях, оперативный- объемы, периодичность появ­ления, последовательность, требования к про­дуктивности. Методы и средства анализа материала ис­следования Методы анализа материалов исследования: 1) без использования экономико- математических методов- позволяют отображать организаци­онные, функциональные, производственные и общеэкономические характеристики объекта, их взаимосвязи, последовательностьвлияния отдельных факторов и порядок формирования всех показателей (макро уровень- в виде таб­лиц, составление операграмм, структурные схемы, микро уровень- исследование инфор­мационных носителей, анализ информацион­ной совокупности. Модель предметной об­ласти- параметрическое формализованное представления процесса циркуляции и обра­ботки информации в системе производства и управления, которая отображает действитель­ность в упрощенном виде.2) с использованием экономико- математических методов (сетевая модель- отображает взаимосвязи функций и процессов управления, матричная- шахматная таблица с документами и показателями, гра­фоаналитический метод- отображение пото­ков информации в виде ориентированного графа, описание процедур на алгоритмиче­ском языке- отдельные языки, динамическая информационная модель- информационно-справочная система которая может использо­ваться для анализа состояния системы управ­ления в режиме функционирования объекта (массивы динамической модели: информация про структуру управления, данные про суще­ствующие потоки информации, данные про каждое сообщение. Предложения усовершенствования и.с.: усовершенствование организации и функцио­нальной структуры, усовершенствование документооборота, усовершенствование ин­формационный базы, усовершенствование методологии.

Методика проведения исследования

Методика проведения исследования: сбор материала (беседа с руководителем, ознаком­ление с материалами по данной предметной области), составление и анализ (схемы орга­низационной структуры, схемы функциональ­ной структуры, перечисление функций пред­метной области и каждого рабочего места, перечисление объектов предметной области и их назначения, характеристик объектов, сло­варь-справочник показателей, собрать и за­полнить образцы документов, собрать и сис­тематизировать недокументированные сооб­щения, собрать и подготовить объемы дан­ных, схему данных, схему взаимосвязи ин­формации, методики и алгоритмы расчета показателей, нужды пользователей), выводы и предложения (обоснование решения создания и.с., предложения по усовершенствованию производственно-хозяйственной деятельно­сти, рекомендации по виду информации сис­темы, по организационной и функциональной структуре, по составу компонентов, по ком­плексу технических средств и программному обеспечению. 5.Технология технорабочего про­ектирования и.с. 1.Тех проект и его этапы: 1) разработка проектных решений по системе и ее частям (по функциям персонала, по структуре и составу технических средств, по постановкам решения задач, по языкам, по организации ведения БД, по системе класси­фикации и кодирования, по программному обеспечению, организационных средств по подготовке объекта к вводу системы в дейст­вие), 2) разработка, оформление, согласование и утверждение документации в объеме необ­ходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений, 3) р.о.с. и у. для проведения строительных, электротехни­ческих и санитарных работ. 2.Этапы рабочей документации: разработка РД для системы и ее частей (принятие реше­ния по организации и разработке РД, разра­ботка общесистемных проектных решений, разработка проектной документации по видам обеспечения, оформление согласование и утверждение в установленном порядке), раз­работка или адаптация программ. Документы для рабочей документации: доку­ментация на информационную систему (пояс­нительная записка к тех проекту, ведомость тех проекта, схема организационный струк­туры, схема функциональной структуры, опи­сание функций которые автоматизируются, описание постановки задачи, локальный смет­ный расчет, проектная оценка надежности системы, описание информационного обеспе­чения, описание организации информацион­ной базы), проектно-сметная документация, рабочая документация на совместимые части информационный системы (формуляр, пас­порт, общее описание системы, программа и методика испытаний, ведомость эксплуатаци­онных документов, проектная оценка надеж­ности системы, локальная смета, каталог БД, ведомость машинных носителей информации, состав входных документов, массив выходных документов, чертеж форм документов, инст­рукции по формированию ведения БД). 4.Этапы создания структуры и.с.: 1) разде­ление и.с. на компоненты на основе админи­стративного, ресурсного, функционального подходов, 2) определение необходимого пе­речня задач, 3) определение необходимости решения конкретных прикладных задач с помощью вычислительной техники, 4) согла­сование задач между собой с выделением некоторых задач из разработок, объедине­нием, упрощением задачи. 5.Классы задач: 1) задачи, которые не м.б. решены без ЭВМ (оптимизации, оперативного управления), 2) задачи в которых нет форма­лизованного алгоритма, 3) задачи относи­тельно которых не возможно принять катего­ричного решения про целесообразность реше­ния. 6.Постановка задачи - необходимая и доста­точная совокупность знаний по конкретной задаче и.с., которые определяют ее сущность, требования к регламенту решения, входным данным и конкретным результатам. Состав постановки задачи: 1) характеристика комплекса задач ( назначение комплекса, перечень атрибутов при управлении которыми решается комплекс, периодичность и дли­тельность решения, условия приостановки решения комплекса задач автоматизирован­ным способом, связь данного комплекса, должности личностей и наименование подраз­делений, распределение действий между пер­соналом и техническими средствами при раз­личных ситуациях решения задачи), 2) выход­ная информация (изложение и описание вы­ходных сообщений, изложение и описание структурных единиц информации которые имеют самостоятельные значения), 3) входная информация ( изложение и описание струк­турных единиц информации, информация (изложение и описание входных сообщений которые подаются в виде таблиц. 7.АРМ- программно-технический комплекс для авто­матизации деятельности определенного вида. Виды АРМ по назначению: обучающие, функционально специализированные (коллек­тивного использования, индивидуального использования), системы автоматизирован­ного проектирования. 6.Основные принципы проектиро­вания информационного обеспе­чения. 1.Информационное обеспечение- совокуп­ность форм документов нормативной базы и реализованных решений по объемам, разме­щению и формам существования информации, которая используется в информационный системе при ее функционировании. Структура ИО: методические инструктивные материалы (совокупность государственных стандартов), система классификации и коди­рования информации, информационная база (внешняя- нормативно-справочные доку­менты, информационные сообщения, внут­ренние- информационные массивы). Основные принципы создания ИО: целост­ность, вероятность, контроль, защита от не­санкционированного доступа, единство и гибкость, стандартизация и унификация, адап­тивность, минимизация ввода и вывода ин­формации. Подходы к созданию информационный базы: анализ сущностей (для больших и.с.), синтез атрибутов. Требования к информационному обеспече­нию: 1) оно д.б. достаточным для выполнения всех функций, которые автоматизируются, 2) для кодирования информации должны ис­пользоваться классификаторы которые есть у заказчика, 3) для кодирования входной ин­формации, которая используется на высшем уровне д.б. использованы классификаторы этого уровня, 4) д.б. совмещена с ИО, которое взаимодействует с ним, 5) формы документам должны отвечать требованиям стандартов унифицированной системы документации, или нормативным документам заказчика, 6) форма документов и видео кадров д.б. согла­сованы с соответствующими характеристи­ками терминалов, 7) формы представления выходной информации д.б. согласованы с разработчиком, 8) сроки и сокращение ин­формационных сообщений д.б. общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком, 9) в информационной системе д.б. предусмотрены необходимые средства по контролю и обновлению данных в информа­ционных массивах, контроля идентичности информации в БД. Информационное средство- комплекс упоря­доченной относительно постоянной информа­ции на носителях данных. Информационное изделие- информационное средство, которое прошло испытания и пере­дается заказчику вместе с программным обес­печением его ведения. 2.Информационная база- совокупность упо­рядоченной информации, которая использу­ется для функционирования системы и де­лится на внешнюю и внутреннюю машинную базу. Внешняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая пред­ставляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов, которые предназна­чены для непосредственного восприятия че­ловека. Внутренняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая есть совокупностью информации, которая исполь­зуется в информационной системе на машин­ных носителях данных. Этапы внешней машинной информационной базы: разделенный фонд данных, централизо­ванный фонд данных, организация БД. 3.Требования при создании внутри машин­ной информационной базы: полнота пред­ставления данных, минимальный состав дан­ных, минимизация времени обработки дан­ных, независимость структуры массивов от внутренних средств ее организации, динамич­ность структуры информационной базы. Основные подходы к построению внутри машинной ИБ: 1) проектирование массива как отображение содержания, 2) проектирование массивов для отдельных процессов управле­ния, 3) п.м. для комплексов процессов управ­ления, 4) проектирование БД, 5) проектирова­ние нескольких БД. Виды массивов: входные (первичные), основ­ные (базовые), рабочие (промежуточные), выходные (результатные). Массив данных- конструкция данных, компо­ненты которой идентичны по своим характе­ристикам. Файл- идентифицированная совокупность экземпляров полностью описанного в кон­кретной програме. 4.этапы проектирования информационного обеспечения: разработка решений по инфор­мационной базе (изучение состава и объема нормативно-справочной информации, разра­ботка предложений по усовершенствованию действующего документооборота, разработка структуры БД, разработка системы сбора и передачи информации, разработка решений по организации и ведению БД, определение со­става и характеристик входной и выходной информации), выбор номенклатуры и при­вязка системы классификации кодирования информации (определение перечня типов информационных объектов, о.п. необходимых классификаторов, выбор и разработка класси­фикаторов информационных объектов и сис­тем кодирования, определение систем внесе­ния изменений и дополнений классификато­ров, разработка принципов и алгоритмов ав­томатизированного ведения классификато­ров), разработка решений решений по обеспе­чению учета информации в системе. 7.Разработка классификаторов техноэкономической информации. 1. Основные понятия классификации ин­формации Классификация- деление множества объектов на подмножества по их подобию, или разнице в соответствии с принятыми методами клас­сификации, Система классификации- совокупность мето­дов и правил классификации и ее результата (она характеризуется объектом классифика­ции, признаком, классификационной группи­ровкой. Методы классификации: иерархический- по­следовательное деление множества объектов на подчиненные классификационные группи­ровки ( характеризуется: количеством степе­ней классификации, глубиной, емкостью, гибкостью; преимущества: логичность по­строения, четкость выделения признаков, большой информационный объем, традици­онность и привычность использования; недос­татки: жесткая структура, необходимость иметь большие резервные емкости), фасет­ный- параллельное разделение множества на независимые классификационные группи­ровки ( преимущества: гибкость структуры, возможность вклюючать новые и удалять старые фасеты; недостатки: недостаточно полное использование в следствии отсутствия множества возможных комбинаций фасет, непривычность и не традиционность исполь­зования при ручной обработке. Требования к фасетному методу: иметь дис­кретный объем и необходимую полноту, не пересечение групп объектов которые выделя­ются, иметь достаточную глубину, иметь гибкость для возможного увеличения множе­ства объектов, обеспечивать объединение с другими классификаторами однородных объ­ектов, быть согласованными с алгоритмами, обеспечивать простоту и автоматизацию про­цесса ведения классификатора, лаконичность четкость и ясность классификационных при­знаков. 2.Кодирование- образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации. Система кодирования- совокупность методов и правил кодирования классификационных группировок и объектов заданной длинны. Код- знак или совокупность знаков для опре­деления классификации группировки или объектов классификации (код характеризу­ется: структурой, разрядом кода, алфавитом, основой и длинной. Методы кодирования: порядковый- создание кода из чисел натурального ряда и его при­своение, серийно-порядковый- - создание кода из чисел натурального ряда с закреплением отдельных серий и диапазонов за объектами классификации с одинаковыми признаками и его присвоение; последовательный- создание кода классификационной группировки с ис­пользованием кодов последовательного раз­мещения группировок; параллельный- созда­ние кода классификационной группировки или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, которые получены при фасетном методе. Требования к кодам: обеспечение решения всех задач системы при минимуме их длинны, единство кодов на всех уровнях управления, структура кода должна обеспечивать группи­ровку информации в необходимых разделах, содержание номенклатуры должно отвечать требованиям государственных стандартов или руководящих материалов, обеспечение ин­формационного объединения взаимосвязан­ных систем, автоматический контроль оши­бок. Способы кодирования информации: ручной, печатный, автоматизированный, на специаль­ном оборудовании. 3.Классификатор- официальный документ, который представляет систематизированный перечень наименований и кодов классифика­ционных группировок и объектов классифи­кации. Виды классификаторов: государственный, отраслевой, предприятия. Части единой системы кодирования: совокуп­ность взаимосвязанных государственных классификаторов, системы ведения, руково­дящие нормативные документы по их разра­ботке внедрению ведению и контролю. Группы классификаторов: по трудовым и природным ресурсам; по продуктам труда, производственную деятельность и услуги; про структуру народного хозяйства и администра­тивное деление; управленческой информации и документации. 4.Этапы создания классификатора: 1) на основе материального обеспечения объекта и технического задания создается перечень классификаторов, 2) на основе перечня необ­ходимых классификаторов, методических материалов, требований системы пользователя и общих параметров создания информацион­ной базы (определение наиболее существен­ных признаков, определение показателей кодирования, определение метода классифи­кации, выбор метода кодирования, разработка структуры кода, общий перечень номенкла­туры оформляется в виде классификаторов и дают инструкцию про порядок использования кодов, разработанные классификаторы согла­совываются и утверждаются у заказчика и назначаются подразделения и личности, кото­рые отвечают за ведение классификатора), 3) на основе описания и ТЗ на классификатор разрабатывается ППП, 4) на основе техноло­гической документации, ППП и материалов исследования объекта создается классифика­тор в памяти ЭВМ. 8.Проектирование входных и вы­ходных информационных сообще­ний. Понятие системы документации. Формы построения зон первичных докумен­тов. Объединение первичных и машинных доку­ментов. Методика проектирования входных информа­ционных сообщений. 1. Понятие системы документации Система документации- комплекс взаимосвя­занных документов, которые необходимы для управления экономическим объектом. Документ- материальный объект, который содержит информацию, оформленный в уста­новленном порядке и имеет правовое значе­ние. Унифицированная система документации- система документов, которая есть рациональ­ным организационным объектом взаимосвя­занных документов, которые отвечают еди­ным требованиям и правилам и содержат информацию для оптимального управления с использованием вычислительной техники. Типы УСД: государственного назначения, других уровней. 2. Классификация форм и методов вывода информации Факторы влияющие на формы носителей вы­ходной информации: эксплуатационные осо­бенности вычислительной техники, варианты и полнота обработки информации, ее назначе­ние и методы использования. Формы выходной информации: по характеру (функциональная, отображение отдельных операций), по форме представления, по назна­чению (основная, вспомогательная), по офи­циальности (утвержденная, неутвержденная), по срокам (оперативная, обычная, несрочная), по периодичности (текущая, квартальная, годовая). Требования к проектированию: наличие всех необходимых показателей, максимальная законченность, точность расчетов и ясность печати, удобство и доступность широкому кругу лиц которые не знакомы с ЭВМ, тексто­вая расшифровка некоторых качественных атрибутов, форма выходного сообщения и его содержание не должны усложнять технологию его составления, форма документов и видео кадров д.б. согласованы с соответствующими характеристиками терминалов, формы пред­ставления выходной информации д.б. согла­сованы с заказчиком, сроки и сокращения д.б. общепринятыми в данной предметной об­ласти, четкое название выходных сообщений. Необходимо учитывать: цели выходных со­общений, сферы и особенности их использо­вания, периодичность получения, возмож­ность средств вывода информации, характер предметной области, условия работы с сооб­щениями, контроль вероятности составления, порядок оформления и передача пользова­телю. 3. Методика проектирования форм выход­ной информации. Этапы методики: 1) определение общего со­става сведенного показателя, 2) установление содержания информации которая входит в отдельные выходные сообщения (установле­ние однородных показателей которые д.б. получены в одинаковые сроки и в одинаковых подразделениях, объединение нескольких простых в сложную форму, определение атри­бутов каждого выходного сообщения, опреде­ление необходимых средств контроля), 3) разработка эскиза каждого выходного сооб­щения (зоны выходных сообщений: заголовок, название граф и их нумерация, основная предметная или информационная), 4) согласо­вание с заинтересованными лицами и служ­бами, внесение изменений и утверждение у ответственных лиц. 4. Требования к проектированию форм первичных документов Недостатки неунифицированной и неприспо­собленной информации: несоответствие по­следовательности атрибутов в документах макета в выходных сообщениях, атрибуты раскинуты по полю документа, отсутствие ряда атрибутов необходимых для автоматизи­рованной обработки, разнообразие форм ус­ложняет их автоматизированное обработку, двухразовое ручное занесение данных. Классификация документов: по характеру отображения операций ( материальные, фи­нансовые, расчетные), по месту составления ( внутренние, внешние), по способу охвата хозяйственных операций ( разовые, накопи­тельные, сведенные), по характеру заполнения (однострочные, многострочные, одностранич­ные, многостраничные), по типизации ( типо­вые, индивидуальные), по ценности бланков ( строгой отчетности, другие). Требования к первичным информационным сообщениям: формы документов должны отвечать требованиям стандартов или норма­тивно-техническим документам заказчика, обоснование создания сообщения, формы сообщений д.б. удобными для восприятия человеком и максимально приспособлены для автоматизированной обработки, учитывать принцип одноразового ввода информации, унифицированные документы должны отве­чать требованиям сравниваемости и показате­лей по содержанию и названию при обмене информации между различными информаци­онными системами и организациями управле­ния, наличие в первичных информационных сообщениях минимума атрибутов но доста­точных для полного отображения действий и одержанные результаты информации, формы документов должны иметь стандартный раз­мер, атрибуты которые переносятся на ма­шинный носитель д.б. выделены толстыми линиями и размещаться последовательно, унификация и стандартизация сообщений, учитывать особенности конкретного устрой­ства печати, печатать документы на бланках разного цвета. 5. Формы построения зон первичных доку­ментов Зоны первичных документов: титульная ( название предприятия, индекс формы доку­мента, код по дежурному классификатору управленческой документации, название до­кумента), содержательная ( названия строк, граф и их значения), оформительная ( подпись ответственных лиц, дата, печать). Формы построения первичных информацион­ных сообщений: линейная- выделение для каждого атрибута двух клеток ( название, значение), анкетная- размещение атрибутов в вертикальной последовательности, табличная. 6.Документы: перфокарные документы, гиб­ридные документы ( оптический способ, маг­нитный способ, со специальными шрифтами, машинописными знаками, графическими пометками, штриховыми знаками), документы заполняемые периферийными способами и с одновременной записью на машинный носи­тель. 7.Этапы проектирования входных сообще­ний: составление и утверждение ТЗ и методики унификации документов, разработка проектов унифицированной системы документации, исследовательская проверка или исследова­тельская эксплуатация проекта системы уни­фицированной документации, разработка окончательной документации согласования и утверждения. Методы проектирования оригинальных доку­ментов: установление содержания каждого документа ( на основе экономических показа­телей предметной области, определяются постоянные атрибуты и те которые будут переноситься на машинный носитель), разме­щение атрибутов на поле документа по вы­бранной форме построения, проектирование макетно-машинного носителя, изготовление документа. Этапы прохождения документов: до обра­ботки, в процессе обработки, после обработки. 9.Проектирование связи пользова­тель-ЭВМ. 1. Составные части связи Связь (интерфейс)- совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимосвязь между пользователем, ЭВМ и программой. Этапы связи: общение пользователя с компь­ютером (физическая согласованность, синтак­сическая согласованность, семантическая согласованность), общение компьютера с пользователем, подача пользовательской связи. Преимущества согласованной связи: меньшее время на освоение системы и дальнейшей работы с ней, уменьшение количества ошибок пользователя, позволяет выделить общие модульные связи унифицировать и стандарти­зировать их. Факторы удобства работы: социальные (эмо­циональный комфорт, психологический кли­мата), физическая эргономика (физический комфорт), психологическая эргономика ( ум­ственный комфорт, качество разработки про­граммного обеспечения). Основные эргонометрические характери­стики: конструктивные особенности оборудо­вания, качество разработки диалога, доступ­ность и надежность системы, чувствитель­ность системы. Связь или диалог взаимодействия человек. ЭВМ- это когда человек и ЭВМ обмениваются данными в темпе, который отвечает темпы обработки данных человеком. Диалог между человеком и ЭВМ- это обмен информацией, который проводиться с помо­щью интерактивного терминала и по опреде­ленным правилам. При разработке диалога необходимо: тща­тельно проанализировать входные и выходные данные, определить возможности аппаратных и программных средств, быть последователь­ными, пользоваться принятыми принципами разработки диалога, понимать задачу и поль­зователя. Оценка диалога: простота освоения и запоми­нания операций системы, скорость достиже­ния целей диалога, объективная удовлетво­ренность при эксплуатации системы. Можно оценивать: по контрольному числу, по сохраненным одержанным рабочим навыкам. Компоненты связи пользователя с ЭВМ: 1) процесс диалога, который связывает между собой процессы обработки в одну систему- механизм обмена информацией, который включает все процессы, которые входят в систему по выполнению назначенных заданий и можем рассматривать как оболочку инфор­мационной системы ( задача процесса диа­лога: определение заданий которые пользова­тель закладывает в систему, прием логически связанных входных данных от пользователя и размещение в соответствующем процессе в соответствующем формате, вызов процесса выполнения необходимых заданий, вывод результатов обработки в соответствующем для пользователя формате; типы сообщений диалога: данные для пользователя, подсказки, состояние системы, ошибки, сообщения; типы диалога: который управляется системой- про­цесс жестко задает какие задания можно вы­брать и какие данные вводить, который управляется пользователем- инициатива у пользователя); 2) набор процессов ввода-вы­вода. 2. Процесс ввода вывода Классификация основных процессов ввода-вывода: 1) ввод текстового сообщения (с ис­пользованием стандартных процедур ввода, в режиме посылочного ввода, в режиме исполь­зования специальных символов), 2) ввод со­общения типа указать или выбрать (пересмотр списка операций, ввод данных в каком-либо месте, ввод графического сообщения), 3) вы­вод текстового сообщения (в текущую пози­цию, в заданную позицию, с указанием кон­кретного формата сообщения), 4) вывод гра­фического сообщения. Формат с помощью которого пользователь вводит сообщения называется- графикой диа­лога (состав: коды, цепочка ключевых симво­лов; ограниченная украинская, русская, анг­лийская идругие языки; натуральная у. р. а. и др. языки. Объекты вывода информации на экране: Характеристика объектов: 1) содержание, 2) поле или область, 3) множество атрибутов которые описывают объект. Способы вывода объекта на экране: абсо­лютный, относительный. 3.Структуры типов диалога: 1) вопрос-ответ (правила: а) длинна сообще­ний не больше 40 символов, и занимать не больше 2/3; б) вопросы должны отличаться то ответов цветом, шрифтом; шаги структуры вопрос-ответ: а) вывод вопроса; б) ввод сооб­щения, в) контроль вероятности ответа; под­ходит: там где диапазон входных величин слишком велик для структур типа меню или сложный для структуры на основе языка ко­манд, там где следующий вопрос зависит от ответа на текущий); 2) типа меню (отображает точный список вариантов и дает возможность выбрать один из них; состав выбора: ввод идентификатора с клавиатуры, ввод мнемони­ческих кодов, просмотр списка на экране, прямое указание на экране; типы меню: в виде блока данных, в виде пиктограмм, в виде всплывающего меню; состав меню: необяза­тельный заголовок, основной текст меню, пояснения к тексту, необязательный конечный текст; используется: где диапазон ответов не большой и все они могут быть явно отобра­жены, там где пользователю необходимо ви­деть все возможные варианты ответов); 3) экранные формы ( ставятся несколько вопро­сов и ответы на предыдущие не влияют на последующие; этапы построения: форма ото­бражается полностью, вопросы повторяются до тех пор пока окончиться заполнение формы; используется: там где можно предви­деть стандартную последовательность ввода данных); 4) на основе языка команд ( стро­иться на основе языка программирования или операционной системы; используется там где: количество значений для ввода не велико и их можно запомнить, где количество ответов достаточно чтобы идентифицировать необхо­димую задачу и данные). Критерии структуры диалога: 1) натураль­ность- те которые не требуют пользователя существенно изменять свои приемы работы (правила: ведение диалога на государственном языке; стиль диалога разговорный, а не пись­менный; следует избегать чрезмерной пышно­сти и фамильярности; фразы не должны тре­бовать дополнительных пояснений; жаргон допустим, но только понятный; порядок во­проса такой, в котором пользователь при­вычно обрабатывает информацию), 2) после­довательность- гарантирует, что пользователь который освоил одну часть системы легко разберется с особенностями другой ( последо­вательность в построении фраз, последова­тельность в использовании форматов данных, последовательность в размещении данных на экране), 3) сжатость диалога- требует ввод только минимума информации, которая необ­ходима для работы системы (чем меньше количество нажатий на клавиши тем быстрее диалог с меньшим количеством ошибок, в диалоге не следует требовать информацию которую можно получить автоматически, выходные сообщения должны содержать только ту информацию которая необходима пользователю в виде понятному для воспри­ятия), 4) поддержка пользователя- степень помощи, которую диалог делает пользователю при его работе в системе ( количество и каче­ство инструкций которые есть, характер со­общений про ошибки, подтверждение дейст­вий системы), 5) гибкость- мера того на­сколько хорошо диалог отвечает уровню под­готовки и продуктивности труда пользова­теля. 4. Размещение данных на экране Этапы процесса размещения данных на эк­ране: решить какая информация должна поя­виться, определить главный формат информа­ции, определить где она должна появиться, определить средства для выделения полей, разработать проект размещения данных на экране, оценить эффективность размещения. Принципы: 1) информация должна разме­щаться так, чтобы пользователь мог просмат­ривать информацию в логической последова­тельности; 2) идентифицировать связанные группы информации; 3) отличать исключи­тельные ситуации; 4) определять необходи­мые действия. Основные этапы: 1) на основе исследования определить какая информация нужна пользо­вателю и какая должна сейчас находиться на экране; 2) разработчик должен определить размер областей вывода и атрибуты каждого поля; 3) определяется место рационального распределения информации на экране ( ин­формация размещается в иерархической по­следовательности: экран, видео кадр, окно, панель, поле; сформированное изображение для одновременного показа информации на экране; типы окон: первичное, вторичное, всплывающее; размещение информации на видео кадре: заголовок, инструкция по спо­собу работы с информацией, предметная об­ласть, инструкция по тому что делать дальше, область сообщений, область ввода команд, область функциональных клавиш; общие принципы размещения информации на экране: оставить свободной половину экрана, оста­вить пустым строку после каждой пятой строки, оставить 4-5 пропусков между столб­цами, текст размещается так чтобы просмотр перемещался в нужном направлении, содер­жание полей должно размещаться и выравни­ваться около горизонтальный и вертикальных осей, размещение данных слева направо и сверху вниз); 4) определение атрибутов кото­рые привлекают внимание к некоторой части экрана или действию ( атрибуты: цвет симво­лов, мерцание, звук, уровень яркости, цвет фона; правила пользования цветом: использо­вать минимальное количество цветов, для больших панелей использовать цвет фона, для данных использовать более яркий цвет, для выделения двух областей использовать чер­ный и белый, цвет нужно использовать в со­ответствии с представлениями пользователя, экспериментировать с разными оттенками); 5) разработка проекта экранной формы; 6) ме­тоды оценки размещения информации ( пря­моугольников- информация разбивается на логические группы и выделяется прямоуголь­никами, экран разделяется вертикальными и горизонтальными осями и число и размер прямоугольников оцениваются относительно выделенных осей, выделенных точек- позво­ляет выделить область экрана к которой об­ращается внимание пользователя). 5.Цели поддержки пользователя: введение пользователя в курс работы, обеспе­чение инструкциями, помощь пользователю в работе. Документации на информационную систему: общий обзор или постановка задачи, руково­дство пользователя. Ошибки: поломка системы, системы выявляет невозможность дальнейшей обработки ин­формации и просит ее откорректировать, сис­тема выполняет работу н результат отличается от ожидаемого. 10.Внедрение, сопровождение и модернизация системы. 1 Организация и проведение работ по вве­дению в действие системы. .Внедрение усложняет: подготовку объекта к переходу в другую систему, подготовка и перестройка работы подразделений по обра­ботке информации, качество апробации всех материалов. Способы внедрения в нескольких подразделе­ниях: последовательный, параллельный, по­следовательно-параллельный. Элементы для ввода и.с. в действие: оформле­ние документации по выполнению плана ме­роприятий, рабочая документация, обучаю­щий персонал, принятые к эксплуатации тех­нические средства. Этапы создания информационной системы: 1) подготовка объекта к вводу и.с. в действие ( организационная подготовка объекта в дейст­вие, реализация проектных решений по орга­низационной структуре и.с., обеспечение подразделений объекта инструктивно-методи­ческими материалами, внедрение классифика­торов), 2) подготовка персонала ( обучение персонала- семинары, курсу, консультации; проверка способности персонала обеспечи­вать функционирование и.с.), 3) комплектация и.с. изделиями которые поставляются, 4) строительно-монтажные работы ( строитель­ство отдельных помещений, переоснащение помещений, монтаж технических средств и линий связи, испытание этих средств, сдача технических средств для проведения пуско-наладочных работ), 5) пуско-наладочные ра­боты ( автономная наладка технических и программных средств, загрузка информации в БД и проверка в эксплуатации, комплексное испытание всех средств системы), 6) проведе­ние первичных испытаний ( на работоспособ­ность, соответствие техническому заданию, устранение недостатков и внесение изменений в документацию, оформление акта про прием и.с. в исследовательскую эксплуатацию), 7) исследовательская эксплуатация ( проведение и.э., анализ результатов и.э., доработка при необходимости, оформление акта про завер­шение), 8) проведение приемочного испыта­ния ( проведение испытания на соответствие техническому заданию и методики проведе­ния испытаний, анализ результатов испытаний и устранение недостатков, формирование акта про передачу и.с. в постоянную эксплуата­цию). Обязанности заказчика: провести все органи­зационно-технические мероприятия по подго­товке объекта для ввода системы в действие, закончить исследовательскую эксплуатацию, провести анализ результатов исследователь­ской эксплуатации, провести приемные испы­тания по сдаче в постоянную эксплуатацию. Обязанности разработчика: сдает заказчику и.с. в исследовательскую эксплуатацию, кор­ректирует документацию на и.с. по результа­там исследовательской документации, прини­мает участиее в разработке приемных испыта­ний. Виды документов: план-график работ, приказ про состав приемной комиссии, программа работ, приказ про проведение работ, протокол испытаний, протокол согласования, акт пере­дачи в исследовательскую эксплуатацию, акт передачи в постоянную эксплуатацию, акт проведения работ. На объекте заказчиком определяется срок проведения работ и состав приемной комиссии. 2 Исследовательская эксплуатация Этапы исследовательской эксплуатации: со­ставление акта передачи и.с. в исследователь­скую эксплуатацию, ведение журнала иссле­довательской эксплуатации, по результатам исследовательской эксплуатации составляется протокол в котором указывается позитивные или негативные решения и все недостатки с сроками их устранения, проведение приемных испытаний. В приемную комиссию предоставляют: ТЗ, документацию, протокол и журнал исследова­тельской эксплуатации, штатное расписание, программа и методика приемных испытаний. Состав испытаний: испытания каждой задачи, испытания всех задач в комплексе с уже функционирующей, испытание задач при наличии ошибок информации, проверка про­цедур внесения изменений в БД или норма­тивно-справочной информации, составление протокола исследования где дается оценка показателей надежности работы и.с. 3 Сопровождение и модернизация инфор­мационной системы .Гарантийный срок=18 месяцев ( со дня пере­дачи в постоянную эксплуатацию). Этапы приемных испытаний: гарантийное обслуживание ( устранение недостатков, вне­сение изменений в документацию, внесение изменений во все виды обеспечения), послега­рантийное обслуживание ( анализ функциони­рования и.с., выявление отклонений фактиче­ских эксплуатационных характеристик от проектных значений, установление причин отклонений, устранение недостатков, обеспе­чение стабильных експлуатациионных харак­теристик системы, внесение изменений в до­кументацию). 11.Управление процессом проек­тирования и.с. 1. Уровни управления процессами проек­тирования и.с Уровни управления: руководитель организа­ции и его заместитель, планово-производст­венный отдел, руководители функциональных подразделений, руководители проектов- глав­ные конструкторы, ответственные исполни­тели- руководители групп. Функции процеса управления: прогнозирова­ние, планирование... вопросы разработчика: в какой последова­тельности нужно создавать проект, какие специалисты и на каком этапе необходимы для разработки проекта, как обеспечить каче­ственное документирование проекта, каким требоваиням должен отвечать проект чтобы обеспечить легкое сопровождение системы, как обеспечить комплексную настройну про­граммного обеспечения, какие методы кон­троля процесса проектирования необходимы, как и когда проводить контроль проектирова­ния, как органнизовать колектив разработ­чика, каким образом информировать участни­ков про состояние проекта, как обеспечить выполнение программных и информационных связей. Состав малых предприятий по созданию и.с.: руководитель (менеджер)- который занима­ется портфелем заказов, системный аналитик, поставщики, главный программист, систем­ный программист, прикладные программисты, текстовик, дизайнер, тот кто внедряет. 2. Контур управления Этапы управления: создание и.с. - на основе отчета и ТЗ создается множество альтерна­тивных технологических путей проектирова­ния и.с., на основе критериев или целевых функций определяется оптимальная техноло­гическая сеть, разрабатывается сбалансиро­ванный план трудоемкости выполнения опе­раций технологической сети, составляется календарный план разработки и.с., определя­ется научно-технический контроль проекти­рования, учет и контроль на основе фактиче­ских данных, аннализ состояния выполнения проекта, регулирование. Состав плана разработки проекта: последова­тельность операций, срок выполнения, трудо­емкость (плановая, фактическая), исполни­тели, метод контроля. Плана занятости специалистов: информация по каждому специалисту, в каких проектах он занят и на какой срок. Методы контроля: формальный- при наличии информации про завершение операций, со­держательный- на соответствие требованиям, социальный, по определенным точкам. 3.АРМ организаторапроектирования и.с.: выделение из библиотеки операций проекти­рования подмножества операций для форми­рования локальной сети, определение вектора выходного состояния и вектора целей проек­тирования, формирование технологической сети, оптимизация технологической сети. 12.Типовое проектирование и.с. Особенности метода объектного проектирова­ния. Характеристика АСУ "Сигма". 1. Общая характеристика елементного подхода к созданию и.с Типизация проектных решений (принципы): обеспечение всех процессов входными дан­ными на основе общей системы сохранения информации которая должна быть независима от количества и содержания информации; построение единых схем обмена информацией между системой ии пользовате­лем; использование единых форм информаци­онных сообщений; обеспечение универсаль­ности средств отображения деятельности объ­ектов. Требования к элементарному проектирова­нию: должна обеспечиваться возможность объединения в единую систему при незначи­тельных затратах, допускакть прирост сис­темы за счет новых решений которые стано­вятся типовыми. Классы проектных решений: специальное программное обеспечение, общее программ­ное обеспечение, техника, информационная база, должностные и технологические инст­рукции- персонал, отраслевые, межотрасле­вые. Недостатки типового проектирования: отсут­ствие единой информационной базы, о. Аль­тернативных решений, о. Единой идеологии построения программного обеспечения, ус­ложненная компановка отдельных элементов в систему, отсутствие средств описания пара­метров, нет комплексного решения по струк­туризации данных. 2. Методы элементного подхода проектиро­вания Методы: 1) выбор базового объекта, разра­ботка для него проекта, распространение на порожденные, 2) разработка отдельных частей на различных объектах с получением отдель­ной методологии, 3) для реализации функций с единой методикой на предприятиях с раз­личными видами производств. 3. Суть компонентной технологии Проблемы ППП: определение проблемной ориентации, выбор его архитектуры, опреде­ление различных типов моделей, определение состава системных средств, оптимизация информационного обеспечения. Факторы удержания ППП: они сложны для усвоения, усложнена оценка возможности использования, проблема системной увязки и интерпритациии программных средств, про­блеме наращивания, проблема новых языков, функциональная полнота пакетов. 4. Принципы привязки: интерпритация- изменение параметрического потока при том что порграмма и документа­ция не изменяется; генерация- создается но­вый программный продукт который отвечает требованиям объекта управления.