Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Контрольная: Бух учет

Лисичанский инженерный факультет

Донбасский горно-металлургический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Вариант № 3

Выполнила:

Студентка группы ФН 01 з

Никифорова О.В.

Проверил преподаватель: Чубарова В.Г. г. Лисичанск 2003 Тема №1. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций Задание №1. Дать ответ на вопрос: «Договор между банком и клиентом про осуществление расчетно-кассовых операций». «Об условиях договора на расчетно-кассовое обслуживание» Согласно Закону Украины "О Национальном банке Украины" ( 679-14 ) и нормативно-правовым актам решение спорных вопросов между сторонами заключенного договора относительно его условий не относится к компетенции Национального банка Украины и должно осуществляться сторонами в претензионно-исковом порядке. В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ) договор считается заключенным, если между сторонами в необходимой в надлежащих случаях форме достигнуто согласие по всем существенным условиям. Существенными являются те условия договора, которые признаны таковыми по закону или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто согласие. Также должны указать, что в соответствии со статьей 381 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ) списание (взыскание) денежных средств, находящихся на счетах юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности в банках, без их согласия не допускается, за исключением случаев, установленных законами Украины, а также по решению суда, арбитражного суда и по исполнительным надписям нотариусов. Таким образом, если списание денежных средств со счета клиента осуществляется по его согласию, то это соответствует требованиям указанной статьи. Форма, в которой владелец счета выражает свое согласие на списание денежных средств со счета, законодательством не определена. С учетом вышеизложенного, если в договоре на расчетно-кассовое обслуживание, заключаемом по взаимному согласию банка и клиента, будет предусмотрено согласие последнего на списание денежных средств с его счета и определены условия, при которых такое списание осуществляется, по нашему мнению, это не противоречит требованиям законодательства. Кроме того, в соответствии со ст.24 Закона Украины "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) предприятие имеет право открывать текущие и другие счета для хранения денежных средств, осуществления всех видов операций в любых банках Украины и других государств по своему выбору и по согласию этих банков в порядке, устанавливаемом Национальным банком Украины. То есть если клиент не желает обслуживаться в банке на условиях, указанных в договоре на расчетно-кассовое обслуживание, он имеет право выбрать другой банк. Заместитель Председателя НБУ П.Сенищ Задача 1. На основании приведенных данных составить журнал учета хозяйственных операций за январь 2002года, заполнить документы и журналы-ордера 1, 2, 3. Журнал хозяйственных операций за январь 2002года.
№ доку-ментаДата Содержание хозяйственной операцииОборотыСумма, грн.
Д-тК-т
1ПКО №109.01С расчетного счета в кассу поступила наличность для выплаты зарплаты и на хоз. нужды 30313450
2ПВ№109.01Выдана зарплата за декабрь 2002 г.66303000
3ВКО №109.01Выдано из кассы в подотчет Панченко О.О. на хоз. расходы3723090
4ВКО №209.01Выдано из кассы Савченко А.Я. на хоз. расходы 37230100
5АЗ №110.01Авансовый отчет Панченко О.О. на хоз. нужды по приобретению канцтоваров2237268,33
В т.ч. НДС 20%6437213,67
Итого по операции82
6ПКО №210.01Возвращена в кассу наличность от Панченко О.О. , как остаток неиспользованной суммы, получен-ной на хоз. нужды (3оп-5оп)

30

3728 ?
7ПКО №316.01Возвращена в кассу наличность от покупателей ТМЦ30361900
8АЗ №216.01

Авансовый отчет Савченко А.Я. по командировке в г.Киев в т.ч.

- проезд Лисичанск – Киев

- проезд Киев – Лисичанск

- квитанция с гостиницы за проживание за 4 суток*6грн

- суточные за 6 суток*18 грн.

92

372

182 ?

25

25

24

108

9ВКО №316.01Из кассы в банк на расчетный счет сдана наличность31302178 ?
10БАНК. ВЫП.17.01На расчетный счет поступили средства от покупателей за отгруженную продукцию31366800
11ПД №1018.01С расчетного счета оплачен налог на прибыль64312750
12ПД №1118.01С расчетного счета оплачен налог на добавленную стоимость64313520
13БАНК. ВЫП.22.01С расчетного счета оплачена краткосрочная ссуда банка6031300
14ПД №1225.01С расчетного счета оплачена задолженность поставщикам за полученные материалы63311430
Итого25790
30 Касса
ДебетКредит
С1 = 10
1) 34502) 3000
6) 83) 90
7) 19004) 100
9) 2178
Об = 5358Об = 5368
С2 = 0
31 Счета в банках
ДебетКредит
С1 = 6750
9) 21781) 3450
10) 680011) 2750
12) 3520
13) 300
14) 1430
Об = 8978Об = 11450
С2 = 4278
372 Расчеты с подотчетными лицами
ДебетКредит
С1 = 15
3) 905) 82
4) 1006) 8
8) 182
Об = 190Об = 272
С2 = 67
60 Краткосрочные кредиты
ДебетКредит
С1 = 1110
13) 300
Об = 300Об = 0
С2 = 810
36 Расчеты с покупателями и заказчиками
ДебетКредит
С1 = 9140
7) 1900
10) 6800
Об = 0Об = 8700
С2 = 440
63 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
ДебетКредит
С1 = 2690
14) 1430
Об = 1430Об = 0
С2 = 1260
661 Расчеты по заработной плате
ДебетКредит
С1 = 0
2) 3000
Об = 3000Об = 0
С2 = 3000
641/Налог на прибыль
ДебетКредит
С1 = 2710
11) 2750
Об = 2750Об = 0
С2 = 40
641/Налог на добавленную стоимость
ДебетКредит
С1 = 3520
5.2) 13,67
12) 3520
Об = 3533,67Об = 0
С2 = 13,67
22 МБП
ДебетКредит
С1 = 0
5.1) 68,33
Об = 68,33Об = 0
С2 = 68,33
92 Административные расходы
ДебетКредит
С1 = 0
8) 182
Об = 182Об = 0
С2 = 182
Тема 2 «Учет собственного капитала» Задание 2. Дать ответ на вопрос «Учет уставного капитала в акционерных обществах» Порядок формирования Уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами. Уставной капитал на предприятиях разных форм собственности – это суммарный взнос вкладов в имущество основателями предприятия при его создании. Размер Уставного капитала определяется учредительными документами и фиксируется в Уставе предприятия. Акционерным считается общество, которое имеет Уставной капитал, разделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости. С 01.01.1999 г. минимальный размер Уставного капитала акционерного общества составляет 925000грн. Формируется Уставной капитал за счет взносов учредителей и участников. Основатели акционерного общества должны внести не меньше 50% от номинальной стоимости акций перед государственной регистрацией. Полную стоимость – до 100% формирования Уставного капитала – на протяжении года с момента регистрации. Увеличение или уменьшение Уставного капитала возможно в таких случаях: - при изменении номинальной стоимости акций; - при принятии новых членов в состав участников или выбытии участников; - при обмене облигаций на право участия в предприятии; - при отчислении части прибыли в Уставной капитал; - при направлении средств Резервного капитала в Уставной капитал. Изменения Уставного капитала осуществляется по решениям учредителей, а бухгалтерские записи осуществляются после перерегистрации Уставного капитала с учетом его нового размера. Увеличение Уставного капитала акционерного общества не более чем на 1/3 может быть осуществлено по решению правления на условиях, что это предусмотрено Уставом. Порядок бухгалтерского учета охватывает такие операции, которые подлежат обязательному отражению в бухгалтерском учете: - оценка стоимости объектов приватизации; - накопление и использование средств покупателем - юридическим лицом; - акционирование предприятий и выкуп его акций; - принятие на баланс новым собственником – юридическим лицом имущества, приобретенного на аукционе, по конкурсу или путем выкупа; - выделение определенного структурного подразделения государственного предприятия; - передача в аренду целостных имущественных комплексов. Корреспонденция счетов учета Уставного капитала акционерного предприятия.
Содержание операцииКорреспонденция счетов
ДебетКредит
1Осуществлена подписка на акции АО на номинальную стоимость, на сумму эмиссионного дохода4640, 421
2Взносы от акционеров в Уставной капитал: денежными средствами, основными средствами, запасами 31,152,2046
3Увеличение Уставного капитала за счет увеличения номинальной стоимости акций, за счет обмена акций на облигации443, 42540
4Уменьшение Уставного капитала за счет уменьшения номинальной стоимости акций40672
5Выкуплены акции у акционеров45131
6 Аннулированы ранее выкупленные акции40451
7Начислены дивиденды по акциям443671
Задача 2.1 В соответствии с учредительными документами уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляет 7200 грн.. Взнос учредителями осуществлен материалами – 20%, основными средствами – 50%, наличными – 30% через кассу предприятия на расчетный счет. Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. 1) Взнос учредителями осуществлен материалами – 20% - Д-т 20 К-т 46 – 1440 грн. 2) Взнос учредителями осуществлен основными средствами – 50% - Д-т 10 К-т 46 – 3600 грн. 3) Взнос учредителями осуществлен наличными – 30% через кассу предприятия - Д-т 30 К-т 46 – 2160 грн. 4) Из кассы предприятия на расчетный счет - Д-т 31 К-т 30 – 2160 грн. 5) Закрытие счета - Д-т 46 К-т 40 – 7200 грн. Задача 2.2 Собранием учредителей принято решение в связи с выбытием одного из учредителей об уменьшении величины уставного капитала и возврата взноса наличных в сумме 1200 грн. Кроме того, по результатам отчетного периода согласно протокола собрания учредителей насчитаны дивиденды в сумме 420 грн. Отобразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. 1) Уменьшение величины уставного капитала Д-т 40 К-т 46 – 1200 грн 2) Возврат взноса наличных Д-т 46 К-т 30 – 1200 грн 3) Насчитаны дивиденды Д-т 44 К-т 67 – 420 грн Задача 2.3 По результатам отчетного периода согласно протокола собрания учредителей общая сумма дивидендов составила 3200 грн., количество учредителей – 3 физических лица. Доля взноса каждого из них в уставной фонд в соответствии с учредительными документами составила 50, 30, 20% соответственно. Отобразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете.
{
1 ) Насчитаны дивиденды 50% - 1600 грн. Д-т 44 К-т 67 – 3200 грн 30% - 960 грн. 20% - 640 грн. Тема 3 Учет основных средств и нематериальных активов Задание 3 Дать ответ на вопрос «Синтетический и аналитический учет основных средств» В соответствии с Планом счетов учет основных средств ведется счете 10 "Основные средства". Счет 10 "Основные средства" имеет следующие субсчета:
101

Земельные участки

102

Капитальные затраты на улучшение земель

103Здания и сооружения
104Машины и оборудование
105

Транспортные средства

106Инструменты, приборы и инвентарь
107Рабочий и продуктивный скот
108Многолетние насаждения
109Прочие основные средства
На счете 10 "Основные средства" осуществляются учет и обобщение информации о наличии и движении собственных или полученных на условиях финансового лизинга объектов арендованных целостных имущественных комплексов, которые, отнесены в состав основных средств. По дебету счета 10 "Основные средства" отображаются записи по поступлению основных средств на баланс предприятия, которые учитываются по первоначальной стоимости; суммы затрат, связанная с улучшением объекта, которое приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта; сумма дооценки; остаточной стоимости объекта основных средств. По кредиту отображаются выбытие основных средств вследствие продажи, бесплатной передачи или несоответствия критериям определения активом, а также, в случае частичной (ликвидации объекта основных средств, сумма уценки основ­ах средств. Аналитический учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту. Отдельным инвентарным объектом является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Инвентарным объектом считается также отдельный комплекс конструктивно соединенных предметов одного или разнообразного назначений, имеющих для обслуживания общие приспособления и принадлежности, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. В зависимости от видов основных средств аналитический учет ведется на инвентарных карточках учета основных средств (типовая форма № 03- 6, приложение 3.2.1). Аналитический счет отражает техническую и экономиче­скую характеристики объекта, его местонахождение, первона­чальную оценку и переоценку по восстановительной стоимос­ти, а также норму амортизационных отчислений. В аналити­ческом учете отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисле­ния амортизации, по группам и видам, по отраслевому при­знаку, по принадлежности, по признаку использования. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентар­ный объект. Если инвентарный объект включает в себя от­дельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: актов приема-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по при­обретению, сооружению, перемещению и ликвидации объек­тов основных средств. Инвентарные карточки сверяются с данными синтетиче­ского учета. Для пообъектного учета фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц ведутся инвентарные списки основных средств (типовая форма № 03-9, приложение 3.2.2). Для обеспечения надлежащего учета основных средств им в момент приема в эксплуатацию присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер присваивается на весь период эк­сплуатации объекта до его списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе. Основанием для бухгалтерских записей по учету движения и остатков основных средств, а также операций, связанных с их текущей эксплуатацией, служат первичные документы. Документы, являющиеся основанием для бухгалтерских за­писей по учету основных средств, должны отвечать следующим требованиям: четкое и полное заполнение всех граф и реквизи­тов, наличие подписей лиц, ответственных за оформление дан­ной операции; ссылки на решения, постановления или приказы, на основании которых произведены прием, передача, списание, перемещение или переоценка основных средств. Кроме того, в документах на поступление и списание основных средств обя­зательно должны быть указаны их стоимость, сумма износа и установленный для данного объекта процент амортизации. Основные средства на предприятия поступают в результате капитальных вложений, безвозмездной передачи от других предприятий, в порядке покупки готовых объектов, приобретения за плату или в результате строительства новых объек­тов основных средств, реконструкции, расширения и техни­ческого перевооружения действующих производственных мощностей, взносов в уставный капитал, получения в резуль­тате обмена, выявления неучтенных основных средств в результате проведенной инвентаризации и пр. Корреспонденция счетов по учету поступления основных средств

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Паевые взносы, которые должны быть внесены учредителями в уставный капитал4640
Оприходованы основные средства или другие необоротные материальные активы, внесенные фактически учреди­телями согласно учредительским документам10, 1146
На сумму, подлежащую уплате по­ставщикам за купленные основные средства или другие необоротные материальные активы1563
На сумму услуг, связанных с приобре­тением основных средств или других необоротных материальных активов15685
Сумма затрат, понесенных при выпол­нении проектных, строительно-монтаж­ных работ сторонними организациями1563
Сумма затрат на сооружение и изго­товление основных средств или других необоротных материальных активов, выполняемых хозяйственным способом1523,65, 66, 205
Безвозмездное поступление основных средств или других необоротных материальных активов10,11424
Получение основных средств или других необоротных материальных активов за счет обмена на готовую продукцию товаров, работ, услуг15701,702, 703
Оприходование основных средств или других необоротных материальных активов10, 1115
Оприходование основных средств или других необоротных материальных активов, ранее не включенных в баланс предприятия10, 11746
Задача 3.1 Предприятием приобретено здание для производственных целей стоимостью 12400 грн. в т.ч. НДС. При покупке здания оплачен сбор на обязательное пенсионное страхование1%. Здание введено в эксплуатацию как объект основных производственных фондов (ОПФ) и зачислено на счет 103. Срок полезного использования 10 лет. Предполагается, что здание будет иметь ликвидационную стоимость 1800 грн. Начислить амортизацию здания прямолинейным методом по годам и определить ежемесячную амортизацию. Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Предприятием приобретено здание для производственных целей - Дт 152 Кт 631 – 10333 грн. Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 631 – 2067 грн Начислен сбор на обязательное пенсионное страхование1% Дт 152 Кт 642– 124 грн. Уплачен сбор на обязательное пенсионное страхование1% Дт 642 Кт 311– 124 грн. Здание введено в эксплуатацию Дт 103 Кт 152– 10457 грн. Определяю годовую амортизацию Агод = (ОПФ перв. – ОПФ ликв.) / К лет = (10475-1800)/10 = 866 грн. Определяю ежемесячную амортизацию А мес = Агод /12 = 866/12 = 72,17 грн. Начисление амортизации прямолинейным методом по годам
ГодыАмортизацияНакопленная амортизацияОстаточная стоимость основного средства
0--8657
18668667791
286617326925
386625986059
486634645193
586643304327
686651963461
786660622595
886669281729
98667793863
1086386570
Задача 3.2 Предприятие приобрело оборудование для производственных целей стоимостью 2700 грн. в т.ч. НДС. Затраты на транспортировку составили 220 грн. в т.ч. НДС. Начислена заработная плата работникам за монтаж оборудования в размере 360 грн. Начислить налоги на зарплату. Оборудование введено в эксплуатацию как объект основных производственных фондов и зачислено на счет 104. Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Предприятием приобретено оборудование для производственных целей Дт 152 Кт 631 – 2250 грн. Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 631 – 450грн Отражена стоимость затрат на транспортировку Дт 152 Кт 685 – 183,33 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 685 – 36,67 грн Начислена заработная плата работникам Дт 152 Кт 661 – 360 грн Начислены налоги на зарплату Дт 152 Кт 65 – 136,80 грн Оборудование введено в эксплуатацию Дт 104 Кт 152 – 2930,13 грн Задача 3.3 Предприятием бесплатно получен станок, который был в эксплуатации. В акте приема-передачи указано: первоначальная стоимость составляет 7700грн., износ 4550 грн. Затраты на транспортировку составили 315 грн. в т.ч. НДС. Станок введен в эксплуатацию на счет 104.Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Предприятием бесплатно получен станок Дт 104 Кт 424 – 3150 грн Отражена стоимость затрат на транспортировку Дт 152 Кт 685 – 262,50 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 685 – 52,50 грн Стоимость затрат на транспортировку отражена в стоимости станка Дт 104 Кт 152 – 262,50 грн Задача 3.4 Предприятие на условиях предоплата реализовано станок первоначальной стоимостью 12400 грн. Сумма износа составила 1800 грн. Цена реализации 2700 в т.ч. НДС. Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Произведена оплата станка Дт 311 Кт 681– 2700 грн Списана остаточная стоимость станка Дт 972 Кт 104– 10600 грн Списана сумма износа Дт 13 Кт 104– 1800 грн Отгружен станок и отражен доход от продажи Дт 681 Кт 742– 2700 грн Отражены налоговые обязательства Дт 724 Кт 64 – 450 грн Задача 3.5 Предприятие приобрело на условиях предоплаты автомобиль для производственных целей стоимостью 2300 грн. в т.ч. НДС. При покупке автомобиля уплачен сбор за перерегистрацию автомобиля в размере1% стоимости автомобиля и сбор на обязательное пенсионное страхование в размере 3% стоимости автомобиля. Автомобиль введен в эксплуатацию как объект основных производственных фондов и зачислен на счет 105.Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Произведена предоплата автомобиля Дт 371 Кт 311 – 2300 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 644 – 383,33 грн Оплачен сбор за перерегистрацию автомобиля в размере1% стоимости автомобиля Дт 377 Кт 311 – 23 грн Начислен сбор за перерегистрацию автомобиля Дт 152 Кт 377 – 23 грн Оплачен сбор на обязательное пенсионное страхование в размере 3% стоимости автомобиля Дт 642Кт 311 – 69грн Начислен сбор на обязательное пенсионное страхование Дт 152 Кт 642 – 69грн Предприятием приобретен автомобиль Дт 152 Кт 631 – 1916,67 грн Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС Дт 644 Кт 631 – 383,33 грн Автомобиль введен в эксплуатацию Дт 105 Кт 152 – 2008,67 грн Произведен зачет задолженностей Дт 631 Кт 371 - 2300 Задача 3.6 Предприятие приобрело нематериальный актив – программное обеспечение для использования в бухгалтерии предприятия стоимостью 320 грн. в т.ч. НДС. Стоимость услуг по установке программы составляет 7700грн. Время использования программного обеспечения признано 4 года. Предприятие использует прямолинейный метод начисления амортизации. Начислить амортизацию нематериального актива прямолинейным методом по годам и определить ежемесячную амортизацию. Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Предприятием приобретен нематериальный актив Дт 154 Кт 631 – 266,67грн. Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 631 – 53,33 грн Отражена стоимость затрат установку Дт 154 Кт 685 – 7700 грн Программное обеспечение в эксплуатацию Дт 124 Кт 154– 7966,67 грн. Определяю годовую амортизацию Агод = ОПФ перв / К лет = 7966,67 / 4 = 1991,67 грн. Определяю ежемесячную амортизацию А мес = Агод /12 = 1991,67 / 12 = 165,97 грн. Дт 92 Кт 133– 165,97 грн Задача 3.7 Предприятием реализован нематериальный актив, продажная стоимость которого составляет 4550 грн. в т.ч. НДС. Первоначальная стоимость нематериального актива 3150 грн., износ 520 грн. Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Списана остаточная стоимость актива Дт 976 Кт 124– 2630 грн Списана сумма износа Дт 133 Кт 124– 520 грн Оплата нематериального актива Дт 311 Кт 36 – 4550 грн Отгружен актив и отражен доход от продажи Дт 36 Кт 742– 4550 грн Отражены налоговые обязательства Дт 724 Кт 64 – 758,33 грн Тема 5 Учет производственных запасов Задание 5 Дать ответ на вопрос «Признание и оценка производственных запасов согласно Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 Запасы» Приобретенные или изготовленные производственные за­пасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. Приобретенная за оплату первоначальная стоимость запа­сов является себестоимостью производственных запасов и со­стоит из таких фактических затрат: q суммы, которая уплачивается в соответствии с догово­ром поставки; q сумм, которые уплачиваются за информационные, по­среднические и другие подобные услуги в связи с поиском и приобретением запасов; q сумм ввозных пошлин; q сумм непрямых налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию; затрат на заготовку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку грузов до места их использования, включая расходы по страхованию и проценты за коммерческий кредит поставщиков; q прочих расходов, непосредственно связанных с приоб­ретением и доведением запасов до стадии, в которой они пригодны для использования в запланированных целях. К таким затратам, например, относятся прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, прочие прямые за­траты предприятия на доработку и повышение качественных, технических характеристик запасов. Первоначальная стоимость запасов, полученных предпри­ятием безвозмездно путем взноса в уставный капитал пред­приятия, определяется по справедливой стоимости. Первоначальная стоимость единицы запасов, приобретен­ных в результате обмена на подобные запасы, приравнивает­ся к балансовой стоимости переданных запасов. Если балан­совая стоимость запасов превышает их справедливую стои­мость, то первоначальной стоимостью полученных запасов является их справедливая стоимость. Разница между балансовой и справедливой стоимостью приобретенных запасов включается в состав затрат отчетного периода. Не включаются в первоначальную стоимость запасов сле­дующие затраты, относящиеся к периоду их происхождения: q проценты на использование займов; q сверхнормативные потери и недостачи запасов; q затраты на сбыт; q общепроизводственные и прочие подобные расходы, непосредственно не связанные с приобретением и доставкой запасов и приведением их в состояние, пригодное для исполь­зования в запланированных целях. Для всех единиц бухгалтерского учета применяется один из приведенных методов оценки производственных запасов: - Оценка по средневзвешенной себестоимости - Оценка запасов по методу ФИФО - Оценка запасов по методу ЛИФО - Оценка по методу идентифицированной себестоимости - Методом нормативных затрат - Методом цены продаж Задача 5.1 По безналичному расчету на условиях предоплаты предприятием приобретена ткань для производственных целей на сумму 730 грн. в т.ч. НДС. Затраты на транспортировку ткани составили 170 грн. в т.ч. НДС. Отобразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Произведена предоплата за приобретение ткани Дт 371 Кт 311 – 730 грн Оприходована ткать Дт 20 Кт 631 – 608,33 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 631 – 121,67 грн Отражена оплата за транспортные услуги Дт 631 Кт 311 – 170 грн Отражены расходы на транспортировку запасов Дт 20.ТЗР Кт 631 – 141,67 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 631 – 28,33 грн Произведен зачет задолженностей Дт 631 Кт 371 – 730 грн Задача 5.2. На основании данных задачи 5.1 предприятие приобрело ткань на условиях оплаты после поступления ткани на предприятие. Отобразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Оприходована ткать Дт 20 Кт 631 – 608,33 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 631 – 121,67 грн Отражены расходы на транспортировку запасов Дт 20.ТЗР Кт 631 – 141,67 грн Произведена оплата за транспортные услуги Дт 631 Кт 311 – 170 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 641 Кт 631 – 28,33 грн Произведена оплата за приобретение ткани Дт 631 Кт 311 – 730 грн Задача 5.3 На начало отчетного периода на предприятии числилось220 м ткани по цене 12 грн/м. На протяжении отчетного периода предприятие приобрело ткань (в т.ч. НДС): - 270 м по 10 грн за 1 м = 2250 грн кроме того НДС 450 грн. - 355 м по 10 грн за 1 м = 2958,33 грн кроме того НДС 591,67грн. - 200 м по 8,1 грн за 1 м = 1350 грн кроме того НДС 270 грн. В этом же периоде 240 м ткани было отпущено в производство. Определить себестоимость отпущенной в производство ткани по методу ФИФО и учетную стоимость остатков ткани на конец отчетного периода. Отобразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Определяю себестоимость отпущенной в производство ткани по методу ФИФО Остаток на начало месяца 220*12 = 2640 грн. Первое поступление 20*10 /1,2 = 166,67 грн. Итого себестоимость = 2640+166,67 = 2806,67 грн. Определяю учетную стоимость остатка ткани на складе на конец отчетного периода Первое поступление (270-20)*10/1,2 = 2083,33 грн. Второе поступление 355*10/1,2 = 2958,33 грн. Третье поступление 200*8,1/1,2 = 1350 грн. Итого остаток 250+355+200 = 805 м 2083,33+2958,33+1350 = 6391,66 грн. Приобретена ткань Дт 20 Кт 631 – 6558,34 грн. Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 64 Кт 631 - 1311,66 грн. Отпущена ткань в производство Дт 23 Кт 20 - 2806,67 грн Задача 5.4. На основании данных задачи 5.3 определить себестоимость отпущенной в производство ткани по методу ЛИФО и учетную стоимость остатков ткани на конец отчетного периода. Отобразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Определяю себестоимость отпущенной в производство ткани по методу ЛИФО Третье поступление 200*8,1/1,2 = 1350 грн. Второе поступление 40*10 /1,2 = 333,33 грн. Итого себестоимость = 1350+333,33 = 1683,33 грн. Определяю учетную стоимость остатка ткани на складе на конец отчетного периода Остаток 220*12 = 2640 грн. Первое поступление 270*10/1,2 = 2250 грн. Второе поступление (355-40)*10/1,2 = 2625 грн. Итого остаток 220+270+315 = 805 м 2640+2250+2625 = 7515 грн. Приобретена ткань Дт 20 Кт 631 – 6558,34 грн. Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 64 Кт 631 - 1311,66 грн. Отпущена ткань в производство Дт 23 Кт 20 - 1683,33 грн. Задача 5.5. На основании данных задачи 5.3 определить себестоимость отпущенной в производство ткани по методу средневзвешенной себестоимости и учетную стоимость остатков ткани на конец отчетного периода. Отобразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Определяю себестоимость отпущенной в производство ткани методом средневзвешенной себестоимости СЦ= (220*12)+ (270*10/1,2)+(355*10/1,2)+(200*8,1/1,2)/1045 = 8,8 грн/м Израсходовано ткани 240*8,8 = 2112 грн. Определяю учетную стоимость остатка ткани на складе на конец отчетного периода Итого остаток 1045-240= 805 м 805*8,8 = 7084 грн. Приобретена ткань Дт 20 Кт 631 – 6558,34 грн. Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 64 Кт 631 - 1311,66 грн. Отпущена ткань в производство Дт 23 Кт 20 - 2112 грн. Задача 5.6. Предприятием в отчетном периоде приобретены МБП на сумму 175 грн. в т.ч. НДС. МБП на сумму 80 грн. переданы в эксплуатацию. Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете. Приобретены МБП Дт 22 Кт 631 – 145,83 грн Отражена сумма налогового кредита по НДС Дт 64 Кт 631 – 29,17 грн. МБП переданы в эксплуатацию Дт 92 Кт 22 - 80 грн. Тема 6 Учет труда и его оплаты. Задание 6 Дать ответ на вопрос «Понятие, виды и формы заработной платы» Оплата труда — это заработок, рассчитанный, как прави­ло, в денежном выражении, который по трудовым договорам собственник или уполномоченный им орган выплачивают за выполненную работу или предоставленные услуги. Существуют 2 вида заработной платы: основная и дополнительная. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и так далее. К дополнительной заработной плате относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов на работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и так далее. В зависимости от количества труда и времени различают две основные формы оплаты труда: сдельную и повременную. Сдельная система оплаты труда применяются, когда есть возможность учитывать количественные показатели результата труда и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной системе труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (выполненной работы и оказанной услуги). Сдельная расценка – производная величина, которая определяется расчетным путем. Для этого часовая (дневная) тарифная ставка по соответствующему разряду выполняемой работы делится на часовую (дневную) норму выработки либо умножается на установленную норму времени в часах или днях. Для определения конечного заработка сдельная расценка умножается на количество произведенной продукции (выполненных работ). Сдельные расценки не зависят от того, когда выполнялась работа: в дневное, ночное, или сверхурочное время. При определении сдельной расценки исходят из тарифных ставок (окладов) выполняемой работы, а не из тарифного разряда, присвоенного работнику. В зависимости от способа подсчета заработка при сдельной оплате различают несколько форм оплаты труда: · прямую сдельную, когда труд работников оплачивается за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ, исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации; · сдельно-прогрессивную, при которой оплата повышается за выработку сверх нормы; · сдельно-премиальную, когда оплата труда включает премирование за перевыполнение норм выработки, достижение определенных качественных показателей: сдачу работ с первого предъявления, отсутствие брака, рекламации, экономию материалов. Механизм ее начисления следующий: администрация предприятия совместно с профсоюзным комитетом разрабатывает расценки за выполнение каждого вида изделий, которые отражаются в нарядах на выполнение сдельных работ. Сумма начисленной заработной латы получается путем умножения сдельной расценки на количество произведенных деталей и прибавления премии. Премия начисляется при условии перевыполнения работником норм или достижения других показателей, дающих право на ее получение (отсутствие брака и т.п.). Размер премии устанавливается администрацией по согласованию с профкомом в процентном отношении к заработной плате, начисленной по сдельным расценкам; · косвенно-сдельную, которая применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих (наладчиков, комплектовщиков и др.). Размер их заработка определяется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают; · аккордную, когда совокупный заработок определяется за выполнение тех или иных стадий работы или за полный комплекс выполненных работ. Разновидностью аккордной формы является оплата труда работников, которые не состоят в штате предприятия и выполняют работы по заключенным договорам гражданско-правового характера (например, по договору подряда). Повременная система оплаты труда сводится к оплате стоимости рабочей силы за отработанное время и применятся тогда, когда невозможно количественно определить результаты трудовой деятельности рабочих, служащих и руководителей. При повременной системе оплаты труда размер зарплаты зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости от единицы учета отработанного времени применяются следующие тарифные ставки: часовые, дневные, месячные. В повременной системе оплаты труда выделяют две формы: простую повременную и повременно-премиальную. При простой повременной оплате труда заработок рабочего определяется, умножая часовую или дневную тарифную ставку его разряда на количество отработанных им часов или дней. При определении заработка других категорий работников соблюдается следующий порядок: если работник отработал все рабочие дни месяца, то оплатой явится установленный для него оклад, если же в данном месяце отработано неполное число рабочих дней, то заработок определяется путем деления установленной ставки на календарное количество оплачиваемых за счет предприятия рабочих дней. При повременно-премиальной оплате труда к сумме заработка по тарифу прибавляется премия, которая устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке. Механизм начисления повременно-премиальной формы оплаты труда следующий: администрация предприятия совместно с профкомом разрабатывает тарифную сетку. В этой сетке указывается стоимость одного часа работы для работника каждого конкретного разряда. Чем выше разряд, тем больше ставка. Сумма начисленной заработной платы получается путем умножения часовой тарифной ставки на количество отработанных часов и прибавления премии. Заработная плата ИТР (руководителей структурных подразделений предприятия и их заместителей, мастеров, заведующих складами, архивами, секретарей, операторов ЭВМ, работников бухгалтерии (кроме главного бухгалтера) и всех остальных работников предприятия, не занятых прямо в процессе производства, но и не относящихся к администрации) определяется путем умножения средней заработной платы по предприятию на специальный коэффициент и прибавления к полученной сумме премии при условии ее начисления. Средняя заработная плата по предприятию рассчитывается путем деления годового фонда заработной платы на средне списочную численность всех работников предприятия. Коэффициенты утверждаются приказом генерального директора по согласованию с бухгалтерией и профсоюзным комитетом. Сумма премии определяется в процентном отношении к сумме начисленной заработной платы. Заработная плата администрации предприятия начисляется так же, как и инженерно-техническим работникам, за исключением иного порядка установления коэффициентов. Процедура установления этих коэффициентов следующая: на общем собрании трудового коллектива утверждается коэффициент заработной платы генерального директора по отношению к средней заработной плате по предприятию. Затем генеральный директор по согласованию с профкомом устанавливает своим приказом коэффициенты надбавок к окладам для заместителей, главного инженера, главного бухгалтера и т.д. Заработная плата работников администрации предприятия определяется путем умножения заработной платы генерального директора на соответствующий коэффициент. Для получения окончательной суммы заработной платы при условии начисления премии ее прибавляют к сумме заработной платы, исчисленной по изложенным выше правилам. Задача 6.1. На основании данных - Начислить заработную плату работникам предприятия; - Сделать обязательные удержания из начисленной заработной платы; - Начислить отчисления с фонда оплаты труда в Пенсионный фонд; - Начислить отчисления с фонда оплаты труда в фонд социального страхования на случай безработицы; - Начислить отчисления с фонда оплаты труда в фонд социального страхования в связи с потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением; - Начислить отчисления с фонда оплаты труда в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые привели к потере трудоспособности; - Составить ведомость начисления заработной платы; - Составить журнал учета хозяйственных операций. Ведомость начисления заработной платы
Ф.И.ОИтого начисленоУдержаноИтого к выдаче
Подоходный налогПенсионный фонд 1-2%Фонд соц. стах на случай безработицы 0,5%Фонд соц. стах по вре-менной нетрудосп. 0,5%Фонд соц. стах. от несч. случаев 0,5%Всего удержано
1Медведев И.И.

62,00

4,50

0,62

0,31

0,31

0,13

6,05

55,95

2Волков С.П.

110,00

10,55

1,10

0,55

0,55

0,55

13,30

96,70

3Лысков Г.А.

184,00

22,35

3,68

0,92

0,92

0,92

28,79

155,21

4Зайцев С.Т.

360,00

57,55

7,20

1,80

1,80

1,80

70,15

289,85

5Лосев О.Д.

1150,00

228,55

23,00

5,75

5,75

5,75

268,80

881,20

Итого

1866,00

323,50

35,60

9,33

9,33

9,33

387,09

1478,91

Расчет суммы подоходного налога по шкале Заработная плата от 17 до 85 грн Медведев И.И. (62,00-17)*10% = 4,50 грн Заработная плата от 86 до 170 грн Волков С.П. (110,00-85)*15%+6,80 = 10,55 грн Заработная плата от 171 до 1020 грн Лысков Г.А. (184,00-170)*20%+19,55 = 22,35 грн Зайцев С.Т. (360,00-170)*20%+19,55 = 57,55 грн Заработная плата от 1021 до 1700 грн Лосев О.Д. (1150,00-1020)*30%+189,55 = 228,55 грн Отчисления в Пенсионный фонд: зарплата до 150 грн. – 1%, свыше 150 грн. – 2% Журнал хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операцииОборотыСумма, грн.
Дебет Кредит
1Начислена заработная плата работникам предприятия236611866,00
2Произведены удержания из заработной платы
2.1Подоходный налог661641323,50
2.2Сбор в Пенсионный фонд66165135,60
2.3Взнос в Фонд социального страхования на случай безработицы6616539,33
2.4Взнос в Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности 6616529,33
2.5 Взнос в фонд социального страхования от несчастных случаев 6616569,33
3Начислены отчисления с фонда заработной платы
3.1в Пенсионный фонд 32%23651597,12
3.2в Фонд социального страхования на случай безработицы 2,1%2365339,19
3.3в Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением 2,9%2365254,11
3.4В Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые привели к потере трудоспособности 10%23656186,60
Итого3130,11
Тема 7 Учет себестоимости реализованной продукции и других затрат предприятия. Задание7. Дать ответ на вопрос «Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции» Под методом учета затрат на производство и калькулирова­ния себестоимости продукции понимается совокупность приемов по сбору, группировке в бухгалтерском учете информации о производственных затратах и исчислении фактической себесто­имости продукции, для контроля за издержками предприятий. В настоящее время существует следующая классификация основных методов учета затрат: q по отношению к технологическому процессу — норматив­ный, стандартный, позаказный, попередельный методы учета; q по объектам калькуляции — учет по деталям, узлам, изделиям, процессам, переделам, производствам, заказам; q по способу сбора информации, обеспечивающему кон­троль за затратами, — метод предварительного контроля и нормативный метод. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов про­дукции или работ и всей товарной продукции называется калькуляцией. На практике применяют плановую, сметную, нормативную и фактическую калькуляции. Плановые калькуляции определяют допустимые затраты на продукцию (работы, услуги). Они составляются исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, за­трат труда, использования оборудования и норм расхода по организации обслуживания производства. Сметные калькуляции составляются на разовые работы или вновь проектируемые и осваиваемые изделия, для опре­деления. цели, расчетов с заказчиком. Нормативные калькуляции составляются на основе дейст­вующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат. Фактическая калькуляция составляется по данным бухгал­терского учета о фактических затратах на производство про­дукции (работ, услуг), а отражает фактическую себестоимость произведенной продукции (работ, услуг). В практической деятельности по степени полноты разли­чают себестоимость продукции цеховую, производственную и полную. Цеховая себестоимость представляет собой стоимость из­расходованных сырья, материалов, трудовых затрат и т.д. Производственная себестоимость продукции определяется с добавлением цеховых и общехозяйственных расходов. Полная себестоимость состоит из производственной и внепроизводственных (коммерческих) расходов. Образец каль­куляции приведен в приложение. Для нормативного метода учета затрат на производство ха­рактерны следующие принципы организации учета: q предварительное составление нормативных калькуля­ций на основе технически обоснованных действующих норм расхода по основным статьям затрат на производство в на­туральном и денежном выражениях; q учет изменений действующих текущих норм и опреде­ление влияния этих изменений на себестоимость продукции; q выявление отклонений фактических расходов от дейст­вующих норм по причинам и виновникам. Нормативный метод — это основной метод производствен­ного учета, способствующий введению прогрессивных норм расходов, действенному контролю за уровнем расходов про­изводства, что дает возможность использовать данные учета выявленных резервов снижения себестоимости продукции и оперативного управления производством. Нормативный метод учета и калькулирования расходов на производство включает: q текущий учет расходов по действующим нормам с уче­том отклонений от них, выявление мест, причин и виновни­ков отклонений; q системный учет изменения самих норм; q составление и периодическую корректировку норматив­ной калькуляции, базирующуюся на действующих нормах расходов; q определение фактической себестоимости выпущенной продукции как алгебраической суммы нормативной стоимос­ти, отклонений от норм и изменение самих норм. Учет, фактических расходов по нормативному методу осуществляется отдельно в части расходов по нормам и в части расходов, представляющих собой откло­нение от норм. Это достигается ежедневным документирова­нием расходов по основным видам, вызванным отклонениями от норм, или расчетами за сравнительно короткие периоды времени. Нормативный метод учета расходов производства способ­ствует своевременному выявлению и установлению причин отклонений фактических расходов от действующих норм ос­новных расходов и смет расходов на обслуживание производ­ства и управление. Отклонением от норм считается как экономия, так и пе­рерасходы материальных и трудовых расходов (в том числе обусловленных заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступления от нормальных условий труда и др.). На предприятии осуществляется четкий контроль за со­блюдением норм расходов с тем, чтобы не допускать необос­нованных отступлений от установленной технологии изготов­ления изделий, нерациональной замены сырья и материалов, превышения установленных норм расходов. Отклонения от норм допускаются только с разрешения от­ветственных работников предприятия. Все случаи отклонения от норм оформляются соответствующими документами и учитываются. Учет отклонений проводится в целях обеспечения руководителей производства своевременной информацией о размерах, причинах и виновниках дополнительных, не пре­дусмотренных нормами расходов и принятия необходимых мер к их предотвращению, в случае экономии материалов — в целях распространения передового опыта. Для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции в случае применения нормативного метода учета основанием служит калькуляция нормативной себестоимости (нормативная калькуляция). Фактическая себестоимость про­дукции исчисляется путем прибавления к нормативной себе­стоимости или вычитания из нее выявленных в отчетном пе­риоде отклонений от норм и изменения норм. Разграничение в отчетных калькуляциях фактической се­бестоимости продукции на нормативную, отклонения норм и изменения от норм дает возможность анализировать себесто­имость отдельных изделий и выявлять резервы ее дальнейше­го снижения. Нормативный способ калькулирования предусматривает составление калькуляции нормативной себестоимости. Приме­нение нормативного способа предопределяет особенности калькулирования себестоимости продукции. Эти калькуляции отличаются от плановых. Вторая особенность данного способа состоит в том, что себестоимость при нормативной калькуляции постоянно кор­ректируется в соответствии с применением норм затрат. Затраты в отчетном периоде рассчитываются по следую­щей формуле: Фс = Н ± О ± Изм., где Н — нормативные затраты; О — отклонения от норм; Изм. — изменения норм. Нормативная калькуляция себестоимости изделия отра­жается в специальной карте, в которой содержатся следу­ющие данные: наименование, код изделия, его применяе­мость, технологический маршрут обработки, дата составле­ния карты, расходные нормативы по статьям затрат, изменение норм. Задача 7.1 За отчетный месяц на изготовление и упаковку 70 платьев: - Отпущены со склада предприятия материалы: 320 м шелка по цене 12 грн за метр на сумму 3840 грн.; 70 м гипюра по цене 23 грн за метр на сумму 1610 грн.; 27 катушек ниток по цене 3 грн за катушку на сумму 81 грн.; 72 м упаковочного материала по цене 4 грн за метр на сумму 288 грн. - Начислена заработная плата: - рабочим, занятым пошивом платьев – 1100 грн. - начальнику цеха – 270 грн. - директору предприятия – 370 грн. - работникам бухгалтерии – 740 грн. - начальнику отдела сбыта – 170 грн. - начальнику отдела поставки – 180 грн. - Отчисления на социальные мероприятия начислить - Амортизация общепроизводственных основных средств – 220 грн. - Амортизация ОС, используемых для административных нужд – 24грн. - Прочие затраты на обслуживание производственного процесса - 600 грн. Составить учет затрат на изготовление готовой продукции в журнале учета хозяйственных операций. Для учета затрат на изготовление готовой продукции использовать счет 23 и счета класса 9. Административные расходы и расходы на сбыт списать на 79 счет. Составить расчет распределения общепроизводственных затрат, если предприятием в качестве базы распределения использован объем производства при нормальной мощности –10000 шт., а общепроизводственные затраты при нормальной мощности – 40000 грн., из них переменные – 25000 грн., постоянные –15000 грн.. Списать общепроизводственные затраты переменные и распределенные постоянные на счет 23 «Производство», а нераспределенные постоянные на счет 90 «Себестоимость реализованной продукции» Определяем стоимость отпущенных в производство материалов 320 м шелка по цене 12 грн за метр на сумму 3840 грн.; 70 м гипюра по цене 23 грн за метр на сумму 1610 грн.; 27 катушек ниток по цене 3 грн за катушку на сумму 81 грн.; 72 м упаковочного материала по цене 4 грн за метр на сумму 288 грн Всего отпущено в производство 3840+1610+81+288 = 5819 грн. Журнал учета хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операцииОборотыСумма, грн.
ДтКт
1Отпущены в производство материалы232015819
2Начислена заработная плата
2.1рабочим, занятым пошивом платьев236611100
2.2начальнику цеха91661270
2.3директору предприятия и работникам бухгалтерии926611110
2.4начальнику отдела сбыта начальнику отдела поставки93661350
3Начислены отчисления с фонда заработной платы
3.1рабочим, занятым пошивом платьев2365517
3.2начальнику цеха9165126,9
3.3директору предприятия и работникам бухгалтерии9265521,7
3.4начальнику отдела сбыта начальнику отдела поставки9365164,5
4Начисление амортизации
4.1Амортизация общепроизводственных основных средств9113220
4.2Амортизация ОС, используемых для административных нужд921324
5Отражены прочие затраты на обслуживание производственного процесса91685600
6Списание затрат на результативный счет
6.1Административные расходы79921655,7
6.2Расходы на сбыт7993514,50
7Списание переменных общепроизводственных затрат2391220
8Списание суммы распределенных постоянных общепроизводственных накладных расходов2391240
9Списание нераспределенных постоянных затрат9091165
Составляем расчет распределения общепроизводственных расходов нормальная мощность –10000 шт., общепроизводственные затраты при нормальной мощности – 40000 грн., из них переменные – 25000 грн. постоянные –15000 грн. Фактическая сумма общепроизводственных расходов 1216,9 грн., Фактический объем производства 70 шт. Определяем сметную ставку общепроизводственных накладных расходов на единицу базы распределения. а) сумма переменных общепроизводственных расходов на единицу продукции при нормальной мощности равна 25000 / 10000 = 2,5 грн переменных общепроизводственных расходов б) сумма постоянных общепроизводственных расходов на единицу продукции при нормальной мощности равна 15000 / 10000 = 1,5 грн. Сумма распределенных постоянных общепроизводственных накладных расходов составит 70*1,5 = 105 грн. Сумма нераспределенных общепроизводственных расходов составит 165 грн Тема 8. Учет и аудит готовой продукции и ее реализация. Задание 8. Дать ответ на вопрос «Учет готовой продукции в бухгалтерии» Для обеспечения точности учета движения готовой продукции в бухгалтерии в течение месяца на основании первичных доку­ментов по приходу и расходу ведут накопительные ведомости вы­пуска готовой продукции в натуральном и стоимостном выраже­ниях и накопительную ведомость отгруженной продукции. По­скольку до конца месяца фактическая себестоимость готовой продукции неизвестна, ее учитывают и по приходу, и по расходу в одной оценке (в отпускной или плановой стоимости). После того как фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции определена путем калькулирования, вы­пуск готовой продукции в аналитическом и синтетическом учетах указывается по фактической себестоимости. На пред­приятиях розничной торговли и общественного питания в учетах товары отражаются по продажным (розничным) ценам, а в оптовом звене и снабженческо- сбытовой сфере — по продажным или покупным ценам. Синтетический учет готовой продукции ведется на счете , 26 "Готовая продукция" по первоначальной стоимости. Счет 26 "Готовая продукция" активный, сальдо дебетовое в сумме фактических затрат или полной фактической себестоимости отражает количество готовой продукции, которая осталась на складе на начало месяца; оборот по дебету отражает поступ­ление готовой продукции на склад с производства также в сумме фактических затрат или полной фактической себестои­мости; оборот по кредиту отражает отпуск продукции и ее отгрузку покупателям по фактическим затратам. При поступлении продукции с производства в течение ме­сяца делается следующая бухгалтерская запись: Дебет счета 26 "Готовая продукция". Кредит счета 23 "Производство". Эта запись произво­дится в журнале-ордере № 10-1 . Кроме накопительной ведомости выпуска готовой продук­ции, на предприятии также отражают движение готовой про­дукции на складах (ведомость № 16, раздел 1 "Движение го­товых изделий в ценностном выражении"). Организация учета готовой продукции, ее отгрузки и реа­лизации приведена на схеме

Схема Организация учета готовой продукции, ее отгрузки и реализации при журнально-ордерной форме учета. Корреспонденция счетов по учету готовой продукции (работ и услуг), доходов
Содержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетов
ДебетКредит
Учет готовой продукции
Фактическая себестоимость готовой продукции, оприходованной из основ­ного производства (кроме продукции сельскохозяйственного производства)2623
Фактическая себестоимость продукции сельскохозяйственного производства, оприходованной на склад2723
Стоимость оприходованных полуфаб­рикатов собственного производства, предназначенных для реализации2625
Списанная себестоимость реализо­ванной продукции90126
Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на нужды производства2326,27
Списание стоимости готовой продук­ции, израсходованной на общепроиз­водственные цели9126,27
Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на администра­тивные нужды9226,27
Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на сбыт продукции9326,27
Списание стоимости готовой продукции, израсходованной на исправление брака2426,27
Взнос в уставный капитал другого предприятия готовой продукции1426
Уценка готовой продукции до чистой стоимости реализации94626,27
Недостача готовой продукции, спи­санная по ее балансовой стоимости94726,27
Списание готовой продукции на прочие расходы операционной деятельности предприятия94926,27
Списание готовой продукции, утрачен­ной в результате стихийных бедствий9926,27
Сумма недостачи готовой продукции, под­лежащая возмещению виновными лицами37526
Выявленные излишки готовой продук­ции при проведении инвентаризации26719
Задача 8.1 Изготовленные на предприятии платья в количестве 210 штук оприходованы на склад готовой продукции по производственной себестоимости 13860 грн. Из них, 158 платьев реализовано по договорной цене 107 грн. за платье. Рассчитать производственную себестоимость реализованной готовой продукции, общую сумму реализации, НДС в сумме реализации. Составить учет оприходованной готовой продукции на склад и учет реализации в журнале учета хозяйственных операций, если оплата продукции произведена после ее отгрузки в этом отчетном периоде. Журнал учета хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операцииоборотыСумма, грн
ДтКт
1Изготовлена и оприходована на склад готовая продукция по производственной себестоимости262313860
2

Готовая продукция реализована по договорной цене

(158*107 = 16906)

36170116906
С учетом НДС701642817,67
3Списана фактическая себестоимость реализованной продукции (13860 / 210 * 158 = 10428)9012610428
В конце месяца себестоимость реализованной продукции списана на финансовый результат7990110428
4 Произведена оплата продукции (после отгрузки)31136116906
В конце месяца доход от реализации продукции списан на финансовый результат7017914088,33
Тема 9. Учет финансовых результатов и использование прибыли. Задание 9. Бухгалтерский учет доходов от отгруженной готовой продукции (учет счета 70 «Доходы от реализации») На счете 70 «Доходы от реализации» формируется информация о доходах от реализации продукции, товаров, работ, услуг, доходы от страховой деятельности. По кредиту субсчетов отражается получение дохода, по дебету – суммы непрямых налогов (акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, и прочих предусмотренных законодательством); возвращенные части страховых платежей; и др., а так же списание в порядке закрытия на счет 79 «Финансовые результаты». Данный счет имеет следующие субсчета: 701 «Доход от реализации готовой продукции» 702 «Доход от реализации товаров» 703 «Доход от реализации работ, услуг» 704 «Отчисления из дохода» На субсчете 701 «Доход от реализации готовой продукции» обобщается информация о доходах от реализации готовой продукции. На субсчете 702 «Доход от реализации товаров» предприятия торговли и прочие организации обобщают информацию о доходах от реализации товаров. На субсчете 703 «Доход от реализации работ, услуг» предприятия и организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги, отражают информацию о доходах от реализации работ и услуг. На субсчете 704 «Отчисления из дохода» по дебету отражается сумма предоставленных после даты реализации скидок покупателям, стоимость возвращенных покупателем продукции и товаров и прочие суммы, подлежащие вычитанию из доходов. По кредиту субсчета 704 «Отчисления из дохода» отражается списание дебетовых оборотов на счет 79 «Финансовые результаты». Задача 9. По данным задачи 7.1 в журнале учета хозяйственных операций составить учет реализации продукции по двум вариантам: 1) отгрузка продукции произведена после получения предоплаты стоимости продукции по договорной цене в размере 100% в этом же отчетном периоде; 2) отгрузка продукции произведена после получения предоплаты стоимости продукции по договорной цене в размере 50% в этом же отчетном периоде, а остаток стоимости оплачен в следующем месяце. 1) Журнал учета хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операцииоборотыСумма, грн
ДтКт
1Изготовлена и оприходована на склад готовая продукция по производственной себестоимости262313860
2Произведена предоплата стоимости продукции31168116906
3Готовая продукция реализована по договорной цене (196*116 = 22736)36170116906
С учетом НДС701642817,67
4

Списана фактическая себестоимость реализованной продукции

(13860 / 210 * 158 = 10428)

9012610428
В конце месяца себестоимость реализованной продукции списана на финансовый результат7990110428
5В конце месяца доход от реализации продукции списан на финансовый результат7017914088,33
6Произведен зачет задолженностей68136116906
2) Журнал учета хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операцииоборотыСумма, грн
ДтКт
1Изготовлена и оприходована на склад готовая продукция по производственной себестоимости262313860
2Произведена предоплата стоимости продукции 50%3116818453
3Готовая продукция реализована по договорной цене (196*116 = 22736)36170116906
С учетом НДС701642817,67
4

Списана фактическая себестоимость реализованной продукции

(18360 / 255 * 116 = 8352)

9012610428
В конце месяца себестоимость реализованной продукции списана на финансовый результат7990110428
5В конце месяца доход от реализации продукции списан на финансовый результат7017914088,33
6Произведен зачет задолженностей6813618453
7Оплачен остаток стоимости в следующем месяце (50%)3113618453

Тема 10. Бухгалтерская и финансовая отчетность

Задание 10. Дать ответ на вопрос: Принципы подготовки финансовой отчетности. Финансовая отчетность предприятия формируется с соблюдением таких принципов: - автономности предприятия, согласно которому каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, обособленное от владельцев. Поэтому личное имущество и обязательства владельцев не должны отражаться в финансовой отчетности предприятия; - непрерывности деятельности, что предусматривает оценку активов и обязательств предприятия исходя из допущения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем; - периодичности, что предусматривает распределение деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности; - исторической (фактической) себестоимости, что определяет приоритет оценки активов исходя из затрат на их производство и приобретение; - начисления и соответствия доходов и расходов, согласно которому для определения финансового результата отчетного периода необходимо сопоставить доходы отчетного периода с расходами, понесенными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в учете и отчетности в момент их возникновения независимо от времени поступления и уплаты денег; - полного освещения, согласно которому финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, способных повлиять на принимаемое решение; - последовательности, которая предусматривает постоянное, из года в год применение предприятием избранной учетной политики должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности; - осмотрительности, согласно которой методы оценки, применяемые в бухучете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и затрат и завышение оценки активов и доходов предприятия; - превалирование содержания над формой, согласно которому операции должны учитываться в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы; - единого денежного измерителя, который предусматривает измерение и обобщение всех операций предприятия в его финансовой отчетности в единой денежной единице. Список литературы 1. О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине: Закон от 16.07.1999 г. № 996-XIV //Все о бухучете.-2000.-№11. 2. О налогообложении прибыли предприятий. Закон от 04.11.97. № 639/97 - ВР с изм. и доп.// Все о бухучете. - 2000. - № 96. 3. О налоге на добавленную стоимость. Закон от 03.04.97 № 168/97- ВР с изм. и допУ/ Баланс - 2000. - № 43. 4. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций. Утв. приказом Минфина Украины от 30.11.99. № 291 // Все о бухучете. - 2000. - № 11. 5. Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, от 30.11.99. № 291 // Все о бухучете. - 2000. - № 11. 6. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1. «Общие требования к финансовой отчетности» от 31.03.1999. - № 87 // Все о бухучете. - 2000. - № 11. 7. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2. «Баланс» от 31.03.1°9°,.- "№8'^//"Все о бухучете". - 2000. - № 11. 8. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3. «Отчет финансовых результатов» от 31.03.1999. - № 242 // Все о бухучете. - 2000. - № 11. 9. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 4 «Отчет о движении денежных средств» от 31.03.1999. № 87 // Все о бухучете. - 2000. - № 86. 10. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 5 «Отчет о собственном капитале» от 31.03.1999. №87//Все о бухучете.-2000.-№86. 11. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок к изменения в финансовых отчетах» от 28.05.1999. № 137 // Все о бухучете. - 2000. - № 11. 12. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» от 27.04.2000. № 92 // Все о бухучете. - 2000. - № 86. 13. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8. «Нематериальные активы» от 31.03-1999. -№ 242 // Все о бухучете. - 2000. № 11. 14. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9. «Запасы» от 20.10.1999. - № 246 // Все о бухучете. - 2000. - № 11. 15. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность» от 08.11.1999. № 237 // Все о бухучете. - 2000. - № 86. 16. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства» от 31.01,2000. № 20 // Все о бухучете. - 2000. - № 86. 17. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции» от 26.04.2000. № 91 // Все о бухучете. - 2000. - № 86. 18. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15. «Доход» от 29.11.1999. № 290 //Все о бухучете. - 2000.-№ 11. 19. Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16. «Расходы» от 31.12.1999. - №318 // Все о бухучете. - 2000. - № 11. 20. Порядок подачи финансовой отчетности Утв. пост. КМУ от 28.02.2000 г. № 419 //Все о бухучете. - 2000. - № 86. 21. Бухгалтерский учет в Украине под ред. А. Н. Коваленко - Днепропетровск: Баланс-клуб, 2003 22. Грабова Н.Н., Добровольский В.Н. Бух. учет в производственном и торговом предпринимательстве: Учебное пособие для студентов вузов. -К.: Экономика, финансы и право.-2000. -624с. 23. Завгородний В.П. Бухгалтерский учет в Украине (с использованием национальных стандартов) - К.: изд-во А.С.К., 2003г. 24. Козлова ЕЛ, Парашутин И.В. и др. Бухгалтерский учет. - М. :Финансы и статистика, 1996.-576 с. 25. Ревенко П.П., Вольфман В., Киселева Т. Финансовая бухгалтерия. - М.: Инфософт, 1995. -208 с.