Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Доклад: Бюджетирование в системе финансового менеджмента

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ
                       Кафедра статистики, учета и аудита                       
               Информационно-аналитическая справка на тему:               
«Бюджетирование в системе финансового менеджмента»
Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО  3 ак. гр. Симонян Алина
Научный руководитель: проф. Пучкова С.И.
                                  Москва, 2001                                  
     
      

Содержание

§1. Понятие бюджетирования.....................................................3 §2. Процесс бюджетирования.....................................................3 §3. Виды бюджетов..............................................................6 Задание 1......................................................................9 Задание 2.....................................................................13

§1. Понятие бюджетирования

Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года. Главные цели бюджетирования: 1. Планирование и контроль. Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений. 2. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль. 3. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов. 4. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.

§2. Процесс бюджетирования

I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора. II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции. III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets ), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж + + требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода. Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного). На основе бюджета производства разрабатываются: - бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении; - бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении. Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов. После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом: - производственные – на основе данных об объеме производства; - коммерческие – на основе данных об объеме продаж. Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов. Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании. IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает: - планируемый Отчет о Прибылях и Убытках; - планируемый Баланс; - планируемый Отчет о Движении Денежных Средств. Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат. Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов. Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках. Выручка х Производственные издержки Запасы сырья и материалов на начало периода х Закупленное сырье и материалы х Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_ Себестоимость израсходованных сырья и материалов х Прямые затраты труда х Производственные накладные расходы [постоянные и переменные] _х_ Себестоимость произведенной продукции х Запасы готовой продукции на начало периода х Запасы готовой продукции на конец периода _(х)_ Себестоимость проданной продукции _(х) Валовая прибыль х Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы [постоянные и переменные] (х) Операцонная прибыль х Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами. Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств. Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в качестве примера – для активных счетов): Конечное сальдо по счету = начальное сальдо + + оборот по дебету (прогнозируемый) –оборот по кредиту (прогнозируемый). Например, прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода = = дебиторская задолженность на начало периода + + прогнозируемая выручка (по отгрузке) – – прогнозируемые поступления денежных средств от продаж.

§3. Виды бюджетов

3.1 В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают: 1) фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets); 2) фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets); 3) гибкие (Flexed budgets). В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными. Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж. Пример. Разрабатываются следующие бюджеты: А. бюджет для уровня производства 1000 – 1500 единиц; Б. бюджет для уровня производства 1500 – 3500 единиц; В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц. Данный способ применяется, когда ● значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:
Затраты
Объем производства ●наблюдается эффект экономии на масштабе производства; ●закупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и т.п. «Гибкие» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства по сравнению с прогнозируемыми. Пример. Планируется произвести 10000 единиц продукции. Затраты сырья – 3 кг на 1 единицу. Всего планируемые затраты сырья – 30000 кг. Фактически было произведено 15000 единиц продукции и израсходовано 42000 кг сырья. Если мы применяем фиксированное бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг – 30000 кг = 12000 кг. Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000 кг 45000 кг – 42000 кг = 3000 кг. Процесс составления «гибкого» бюджета: - изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства; - в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат. Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных. 3.2 В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают: 1)периодические (periodioc budgets); 2)скользящие (rolling budgets). Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями. Скользящий бюджет – это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев. Пример (скользящий бюджет) 1 января 2001 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2001 г. 1 февраля 2001 г: ● сравниваются фактические и плановые показатели за январь; ● если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка бюджета на оставшиеся 11 мес.; ●разработывается бюджет еще на 1 мес. вперед до января 2002 г.

Задание 1.

Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация: Запасы на начало Планируемые продажи Продажная периода, шт. в июне, шт. цена Стулья 63 290 120 Столы 36 120 208 Кресла 90 230 51 Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за соответствующий месяц. Для производства мебели требуются следующие ресурсы: Дерево, Пластик, Неквалифиц. Квалифиц. кубометры кубометры труд, часы труд, часы Стулья 4 2 3 2 Столы 5 3 5 8 Кресла 2 1 2 - Стоимость ед. 12 7 4 6 затрат, руб Запасы материалов на начало периода: дерево – 142 м пластик –81 м Планируется, что запасы материалов на конец периода должны быть достаточными для производства 50 ед. каждого вида продукции. Накладные расходы составляют 1 рубль на каждый час затраченного труда. Требуется: (1) составить на июнь бюджет (а) продаж; (б) производства; (в) расходования материалов; (г) трудовых затрат; (д) закупки материалов. (2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за июнь. (1) Операционные бюджеты (а) Бюджет продаж
СтульяСтолыКреслаВсего
Количество, ед290120230
Стоимость, руб34 80024 96011 73071 490
(б) Бюджет производства, в ед продукции
СтульяСтолыКресла
Продажи290120230
Запасы на конец873669
377156299
Запасы на начало(63)(36)(90)
Объем производства314120209
(в) Бюджет расходования материалов
Дерево, кубометрыПластик, кубометры
Стулья314*4=1256314*2=628
Столы120*5=600120*3=360
Кресла209*2=418209*1=209
Итого22741197
(г) Бюджет трудовых затрат

Неквалифиц. труд,

часы

Квалифиц. труд,

часы

Стулья314*3=942314*2=628
Столы120*5=600120*8=960
Кресла209*2=418-
Итого, часов19601588
Итого, руб1960*4=78401588*6=9528
(д) Бюджет закупки материалов
Дерево, кубометрыПластик, кубометры
Расход в производство22741197
Запасы на конец пер.
50*(4+5+2)550
50*(2+3+1)300
28241497
Запасы на начало пер.(142)(81)
Закупки, кубометры26821416
Закупки, руб2682*12=321841416*7=9912
(2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб) Выручка 71490 Производственные затраты Дерево 27288 Пластик 8379 Неквалифицированный труд 7840 Квалифицированный труд 9528 Накладные расходы (1960+1588) 3548
56583
Запасы готовой продукции на начало пер.* 15255
71838
Запасы готовой продукции на конец пер.* (16578)
Себестоимость готовой продукции (55260)
Валовая прибыль 16230 *Расчет себестоимости запасов (руб)
СтульяСтолыКреслаВсего
Себестоимость ед
Дерево12*4=48*5=60*2=24
Пластик7*2=14*3=21*1=7
Неквалифиц. труд4*3=12*5=20*2=8
Квалифиц. труд6*2=12*8=48-
Накладные расходы1*5=5*13=13*2=2
Всего9116241
Запасы на начало пер.57335832369015255
Запасы на конец пер.79175832282916578
Проверка: Валовая прибыль Стулья 290*(120 – 91) = 8410 Столы 120*(208 – 162) = 5520 Кресла 230*(51 – 41) = 2300
16230

Задание 2.

Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 марта 2002 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация: 1) Политика компании в отношении запасов: -запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж; -на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства; -запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца. 2) Ожидаемые издержки на ед продукции (руб):
АБ
Материалы
Х (1,4 руб за кг)56112
У (7 руб за кг)2128
Труд
квалифицированный (28 руб в час)2856
неквалифицированный (8 руб в час)824
Накладные расходы3570
3) Ценовая политика компании: цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля). 4) В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж: -А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц; -Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем. Требуется: (1) составить на март, апрель и май следующие операционные бюджеты (а) производства; (б) закупки материалов; (в) трудовых затрат; (г) продаж; (2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца. (1) Операционные бюджеты (а) Бюджет производства (в ед)
МартАпрельМайИюнь
АБАБАБАБ
Запасы на нач.--(2200)(1100)(2400)(1210)(2600)(1331)
Продажи20001000220011002400121026001331
Запасы на кон.22001100240012102600133128001331
Производство42002100240012102600133128001331
(б) Бюджет закупки материалов Материал Х
МартАпрельМайИюнь
АБАБАБАБ
Запасы на нач.--(96000)(96800)(104000)(106480)
Расход в пр-во1680001680009600096800104000106480112000106480
Запасы на кон.9600096800104000106480112000106480
264000264800104000106480112000106480
Всего в мес., кг528 800210 480218 480

Всего в месяц,

руб (*1,4/кг)

740 320294 672305 872
Материал У
МартАпрельМайИюнь
АБАБАБАБ
Запасы на нач.--(7200)(4840)(7800)(5324)
Расход в пр-во126008400720048407800532484005324
Запасы на кон.720048407800532484005324
19800132407800532484005324
Всего в мес., кг33 04013 12413 724

Всего в месяц,

руб (*7/кг)

231 28091 86896 068
(в) Бюджет трудовых затрат
МартАпрельМайВсего

Вид трудовых

затрат

квалиф,

часы

неквал,

часы

квалиф,

часы

неквал,

часы

квалиф,

часы

неквал,

часы

Продукт А420042002400240026002600
Продукт Б420063002420363026623993
Всего часов8400105004820603052626593
Всего, в руб
*28 руб/час235 200134 960147 336517 496
*8 руб/час84 00048 24052 774184 984
(г) Бюджет продаж
МартАпрельМайВсего,
едрубедрубедрубруб
Продукт А2000356 0002200391 6002400427 200
Продукт Б1000348 0001100382 8001210421 080
Всего704 000774 400848 2802326 680
Расчет цен (руб)
АБ
Полная себестоимость148290
Плюс 20%-ная наценка29,658
Всего177,6

348

После округления

178

(2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца (руб) Выручка 2 326 680 Производственные затраты Материал Х закупка 1 340 864 запасы на конец периода [(112000+106480)*1,4 ] (305 872) Материал У закупка 419 216 запасы на конец периода [ (8400+5324)*7 ] (96 068) Затраты неквалифицированного труда 184 984 Затраты квалифицированного труда 517 496 Накладные расходы 646 870
2 707 490
Запасы готовой продукции на конец периода [2600*148+1331*290] (770 790)
Себестоимость проданной продукции (1 936 700)
Валовая прибыль 389 980