Каталог :: Бухгалтерский учет и аудит

Диплом: Учетная политика

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....2 Глава 1. Нормативно-правовая база бухгалтерского учета, как обоснование учетной политики предприятия. 1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета. . . . . . . . . .....4 1.2 Стандарт по бухгалтерскому учету – основа для составления учетной политики предприятия. . . . . . . . . . . . . . . ....11 Глава 2. Принципы формирования учетной политики предприятия. 2.1 Влияние на учетную политику условий хозяйствования предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....16 2.2 Организационные, методические, технологические аспекты учетной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....18 Глава 3. Взаимосвязь учетной политики с бухгалтерской отчетностью. 3.1 Бухгалтерская отчетность: состав, содержание, принципы формирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....25 3.2 Влияние учетной политики на составление бухгалтерской отчетности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....29 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ....30 Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....45 ВВЕДЕНИЕ В результате политических и экономических реформ, изменилась сущность бухгалтерского учета и функции, выполняемые им в организациях. Необходимость перемен в области бухгалтерского учета назрела вследствие ряда внешних и внутренних факторов правового и экономического характера, главными из которых явились: · Изменение правовой базы деятельности организации. С принятием в ПМР ряда новых законов организации получили хозяйственную самостоятельность и – в ходе проводимой в дальнейшем приватизации – определенного собственника (юридических и физических лиц, в том, числе иностранных инвесторов). В результате этого изменился характер экономического поведения организаций, в основе которого лежит теперь право на самостоятельный выход на товарный рынок со своей продукцией, работами и услугами и осуществление расчетов по совершенным сделкам по рыночной (договорной) стоимости; · Расширение сфер деятельности организации, осуществляемой с целью получения дохода. С получением хозяйственной самостоятельности организации столкнулись с необходимостью разработки за счет собственных средств новых видов продукции и индивидуальных технологий или с необходимостью покупки таких технологий, то есть с учетом нового вида имущества - нематериальных активов. Организации получили также возможность, имея свободные денежные средства и имущество, получать доходы от сделок на финансовом рынке в форме дивидендов (доходов) от финансовых вложений; · Самостоятельный выход на внешнеэкономический рынок. В соответствии с законодательством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, организации имеют право на самостоятельное осуществление экспортных и импортных операций. Выход на внешнеэкономический рынок потребовал от организаций адаптации своей финансово-хозяйственной деятельности к международным соглашениям и законодательству других стран. Эти факторы потребовали перемен в области организации бухгалтерского учета и отчетности как в целом по стране, так и на уровне отдельной организации. В Приднестровской Молдавской Республике Министерством экономики разработана новая нормативная база для перехода на новую систему учета в соответствии с требованиями рыночной экономики, регулирующая бухгалтерский учет для организаций ПМР, включая организации с иностранными инвестициями. Создание блок законодательных и нормативных документов, состоящих из четырех уровней документов: 1 уровень – Закон ПМР о бухгалтерском учете и отчетности; 2 уровень – Стандарты бухгалтерского учета, раскрывающие основные принципы бухгалтерского учета, установленные Законом о бухгалтерском учете, в их взаимосвязи с другими законодательными актами, регулирующими хозяйственную деятельность организаций. К данному уровню документов относится также План счетов бухгалтерского учета, определяющий порядок применения правил бухгалтерского учета на счетах бухгалтерского учета; 3 уровень – методические указания (инструкции, рекомендации и тому подобные документы) по бухгалтерскому учету различных видов имущества, денежных средств и обязательств; 4 уровень – рабочие документы организации, определяющие внутренние правила бухгалтерского учета имущества, расчетов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих уровней. Сегодня, в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на микроэкономическом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий и реализации продукции. Для решения некоторых из них на предприятии прибегают к методу учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика юридического лица является методологической основой деятельности каждого бухгалтера, естественным образом ставится вопрос об анализе данного явления, раскрытии его сущности и роли в ведении бухгалтерского учета. Для выяснения точной роли учетной политики в бухгалтерском учете, необходимо построить схему взаимосвязи учетной политики с конечным результатом учета – бухгалтерской отчетностью. Необходимо выстроить ряд задач, каждая из которых охватывает различные стороны изучаемого явления. Во-первых, доскональное исследование нормативно- правовой базы бухгалтерского учета как основы для формирования учетной политики организации. Классификация и анализ законодательных актов по бухгалтерскому учету, действующих в настоящее время, необходимы для обоснования роли учетной политики в общей картине работы бухгалтера. При рассмотрении законодательных актов, основной упор должен быть сделан на анализе Стандарта бухгалтерского учета №1 «Учетная политика юридического лица» как основного документа, влияющего на формировании учетной политики. Во-вторых, на основе исследования правовых норм, необходимо выделить основные принципы формирования учетной политики, выявить организационные, методические и технологические аспекты учетной политики. И наконец, в-третьих, выяснить механизм взаимосвязи учетной политики с бухгалтерской отчетностью, влияние ее на завершающий этап учетного процесса. Таким образом, исходя из поставленных задач, предполагается построить данную работу из трех глав, каждая из которых будет посвящена отдельному аспекту исследования. В заключении будет подведен итог проделанной работе. Список использованных источников и литературы прилагается. ГЛАВА 1. Нормативно-правовая база бухгалтерского учета, как основание положений Учетной Политики предприятия. 1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о бухгалтерском учете состоит из закона «О бухгалтерском учете», Положения "О бухгалтерском учете и отчетности Приднестровской Республики", утвержденного Приказом Министерства экономики и финансов № 67 от 02.06.93г., устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Приднестровской Молдавской Республике, других законов, указов Президента Приднестровской Молдавской Республики и постановлений Правительства Приднестровской Молдавской Республики. Основными целями законодательства Приднестровской Молдавской Республики о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Приднестровской Молдавской Республики. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Приднестровской Молдавской Республики осуществляется Правительством Приднестровской Молдавской Республики. Министерство экономики ПМР и другие органы которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Приднестровской Молдавской Республики, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Приднестровской Молдавской Республики: а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; б) стандарты по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Организации, руководствуясь законодательством Приднестровской Молдавской Республики о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего это создание документов (правовые вопросы, методологическая база бухгалтерского учета и т.д.). Среди основных нормативных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, CБУ и др. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы и т.д.). Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса) в значительной мере соответствуют международным стандартам. Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики. К последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся: · Совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета · Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета. · Разработка организационной системы бухгалтерского учета, связанной с выделением финансового и управленческого учета · Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров и международное сотрудничество. Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней. Государство в лице законодательно и исполнительной власти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в ПМР, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, их доходах и расходах: информация для пользователей бух. отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям. Органы, которые имеют право регулировать организации БУ: Министерство экономики, Министерство доходов, Комитет госконтроля, ПРБ в пределах своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в БУ хозяйственных процессов, принципы оценки, обязанности, права и ответственность учетного аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам. Предполагается сочетание государственного регулирования с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Предприятие несет ответственность за организацию БУ, выполнение законодательства и выполнение хозяйственных операций. Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет правительство ПМР. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Приднестровской Молдавской Республики является Министерство экономики Приднестровской Молдавской Республики, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории ПМР. · В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в ПМР важная роль отводится и Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики, который разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. Структура нормативных документов, разработанная Министерством экономики Приднестровской Молдавской Республики, предусматривает создание законодательно установленной нормативной базы, определяющей принципы бухгалтерского учета. Которые станут основой для организации бухгалтерского учета на уровне конкретной организации, как это и предусмотрено международными стандартами бухгалтерского учета. Наряду с этим структура нормативных документов включает в себя и документы, которые будут определять на основе принципов бухгалтерского учета конкретные правила бухгалтерского учета отдельных видов имущества и обязательств организаций, применяемые ею в зависимости от цели, поставленной перед администрацией организации ее собственниками (учет материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, основных средств, нематериальных активов, себестоимости продукции). Особо следует остановиться на характеристике таких важных для организации нормативных документов по бухгалтерскому учету, как документы второго уровня. При оценке сущности, правовой роли и возможности непосредственного использования бухгалтерами организаций в своей практической деятельности нормативных документов второго уровня следует учитывать обязательность исполнения отдельных норм, установленных в них, либо выборочное использование определенных учетных процедур, применяемых только при наличии соответствующих законодательных или иных регламентаций и положений. По состоянию на начало 2003 года в Приднестровской Молдавской Республики утверждены следующие стандарты по бухгалтерскому учету: СБУ № 1 «Учетная политика юридического лица» СБУ № 3 « Состав затрат и расходов организации» СБУ № 5 « Финансовая отчетность организации» СБУ № 13 «Учет нематериальных активов» СБУ № 16 «Учет основных средств» СБУ № 18 «Доходы организации» СБУ № 21 «Учет активов и обязательств юридических лиц, стоимость которых выражена в иностранной валюте» Указанные Стандаоты являются документами, устанавливающими и определяющими основные правила (принципы) учета, которые являются обязательными в исполнении, и в то же время предлагают в рамках этих правил определенные учетные процедуры (методы, варианты) их реализации. Методы (варианты) реализации учетных процедур, в свою очередь, при их использовании должны применяться всеми организациями одинаково. Так, в Стандарте (СБУ-1) «Учетная политика юридического лица» определено, что выбранная учетная политика применяется организацией последовательно (допущение последовательности применения учетной политики), то есть составляющие ее элементы (методы и варианты реализации – метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), метод оценки товарно- материальных ценностей и другие), выбираются организацией самостоятельно. Но после их утверждения как элементов учетной политики применяются в организации в течение отчетного года без изменений и с единым порядком их расчета. Стандарт (СБУ 3) «Состав затрат и расходов организации» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Приднестровской Молдавской Республики. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расхода может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива. Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности. Стандарт (СБУ-4) «Финансовая отчетность организации» устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Приднестровской Молдавской Республики, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения. В Стандарте (СБУ 16) «Учет основных средств» установлено, что в бухгалтерской отчетности отражаются первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года, стоимость выбытия и прироста и иные случаи движения основных средств. В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: о способах оценки объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств; об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации); о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам); об объектах основных средств, стоимость которых не погашается; об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды; о способах начисления в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по отдельным объектам основных средств. Стандарт (СБУ 18) «Доходы организации» устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Приднестровской Молдавской Республики. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация: а) о порядке признания выручки организации; б) о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности. Особо необходимо остановиться на оценке роли Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий в практике ведения бухгалтерского учета организаций. План счетов бухгалтерского учета по своему статусу является нормативным документом, но по своей сути не является таковым. При оценке счетов бухгалтерского учета необходимо, как правило, в обязательном порядке применять их коды, учитывая характер операций, следовать основным предписанным корреспонденциям по ним – это является правилом учета. Но нельзя использовать этот документ как обязательное руководство к действию в части отражения операций, предлагаемых по тексту каждого из бухгалтерских счетов. Главным при использовании бухгалтерских счетов является характер операции, ее правовое решение, определяемые законодательством или иными документами правового характера, а также цели, поставленные перед администрацией организации собственниками. Так, в плане счетов бухгалтерского учета по счету 26 «Общехозяйственные затраты» в пояснениях к его применению сказано, что «указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 46 «Доходы и расходы по обычным видам деятельности в порядке, регулируемом соответствующими нормативными актами». Это означает, что организацией данная норма может применяться только в том случае, когда она предусмотрена отраслевыми указаниями по учету себестоимости продукции (работ, услуг). Если же таких указаний для организации определенных сфер деятельности нет, то и норма не должна применяться. То есть план счетов бухгалтерского учета в системе нормативных документов необходимо все-таки рассматривать как документ третьего уровня, а не второго, что избавит организации от возможных ошибок при его применении. Не умоляя значения нормативных документов, относящихся к документам первых трех уровней, необходимо остановиться на рассмотрение очень важных для организации документов четвертого уровня. В странах с рыночной экономикой документы такого характера разрабатываются фирмами и определяют для всех входящих в них хозяйственных структур порядок ведения бухгалтерского учета, который в основной своей части составляет коммерческую тайну. В нашей отечественной практике (в период существования СССР) такого рода документы разрабатывались для организаций общесоюзными и отраслевыми министерствами и ведомствами и были, с одной стороны, - обязательными к исполнению всеми предприятиями и организациями СССР, с другой стороны, - открытыми для всех пользователей этой информации. В настоящее время организациям необходимо самостоятельно или с помощью профессиональных организаций разработать для индивидуального применения систему организации бухгалтерского учета, которая, базируясь на нормативных документах государственных органов и учитывая форму собственности и сферу деятельности данной организации, определяла бы порядок ведения бухгалтерского учета для данной организации. Данная система должна включать в себя организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности, начиная с порядка документирования фактов хозяйственной деятельности и заканчивая порядком использования чистой прибыли и представления данных для отчета администрации организации перед собственниками по итогам деятельности за год. Организации необходимо в своей системе бухгалтерского учета определиться с составом формируемой и раскрываемой информации, открытой для внешних пользователей и публикации, а также составляющей коммерческую тайну организации. Обобщая сказанное, можно констатировать основную цель бухгалтерской отчетности как предоставление пользователям своевременной и полезной для них информации. Информация, сформированная с использованием разных правил бухгалтерского учета, удовлетворяет потребности пользователей не в равной степени. Организация при планировании должна, используя различные правила бухгалтерского учета, учитывать интересы пользователей. При ведении бухгалтерского учета допускаются в установленных случаях отклонения от общих принципов бухгалтерского учета. Любое такое отклонение, а также его причины должны быть отражены в примечаниях к отчету наряду с оценкой влияния такого отклонения на показатели активов, пассивов, финансовое положение и прибыль или убыток организации. 1.2. Стандарт бухгалтерского учета «Учетная политика юридического лица» СБУ № 1 - основа для составления учетной политики предприятия. #G0 Настоящий стандарт является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Приднестровской Молдавской Республике и в дальнейшем должен применяться с учетом других стандартов по бухгалтерскому учету. Под учетной политикой юридического лица (по тексту далее иногда применяется термин "предприятия") понимается совокупность правил, принципов и способов, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета, принятых руководством предприятия для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; К способам ведения бухгалтерского учета относятся: - группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности; - погашение стоимости активов; - организации документооборота; - инвентаризация; - способы применения счетов бухгалтерского учета; - система регистров бухгалтерского учета; - иные соответствующие способы и приемы. Настоящий стандарт устанавливает основы формирования (выбора и обоснованности) и раскрытия (придания гласности), учетной политики юридического лица, организаций и учреждений, финансируемых из Республиканского и местных бюджетов. Настоящий стандарт распространяется на всех юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и зарегистрированных в Приднестровской Молдавской Республике, а также на их филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории Приднестровской Молдавской Республике, так и за ее пределами. Филиалы и представительства иностранных предприятий, находящиеся на территории Приднестровской Молдавской Республики, могут формировать учетную политику, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат стандартам бухгалтерской и финансовой отчетности Приднестровской Молдавской Республики. Учетная политика юридического лица формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем предприятия. Для предприятий государственной собственности необходимо согласование отраслевого Министерства (ведомства, управления). Вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ" УТВЕРЖДАЮТСЯ: 1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. 2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. 3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия. 4. Схема документооборота на предприятии. 5. Порядок и правила внутреннего аудита (контроля) на предприятии. 6. Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников учета. При формировании учетной политики юридического лица по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка предприятием соответствующего способа, исходя из настоящего и иных стандартов по бухгалтерскому учету. Учетная политика юридического лица подлежит оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением). Она применяется всеми подразделениями хозяйствующего субъекта (включая выделенные на отдельный баланс) с 1 января года следующего за годом принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. Вновь созданное предприятие оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Аудиторы, хорошо представляющие себе негативные последствия неграмотной учетной политики, рекомендуют организации привлекать к работе по формированию учетной политики не только своих специалистов, но и сторонних консультантов,— налоговых юристов, аудиторов, финансовых аналитиков, экономистов. Руководствуясь новым Положением, главный бухгалтер, видимо, должен в совершенстве владеть методологией и инструментарием прогнозных расчетов экономических и налоговых последствий отдельных элементов учетной политики. Впервые в практике учета филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Приднестровской Молдавской Республики, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности. Аналогичная норма содержится в Положении по ведению бухгалтерского учета, где для филиалов и представительств иностранных организаций предусмотрена возможность вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности. Подобное расширение прав филиалов и представительств иностранных юридических лиц может иметь определенные (пока труднопрогнозируемые) последствия. Во-первых, руководитель (глава представительства) и главный бухгалтер должны быть хорошо знакомы как с правилами ведения бухгалтерского учета в стране нахождения иностранной организации, так и с международными стандартами финансовой отчетности. Во-вторых, сложно представить себе реакцию проверяющих представительства налоговых инспекторов, наверняка не знакомых с правилами ведения бухгалтерского учета всех иностранных государств. Мало вероятно, что контролирующие органы хорошо разбираются в международных стандартах финансовой отчетности; они не смогут дать заключение о соответствии бухгалтерского учета в представительствах этим стандартам. Неизменность учетной политики необходима для обеспечения сравнимости данных о финансовом состоянии организации и итогах ее деятельности за определенный отчетный период времени по отношению к другому аналогичному периоду времени либо к показателям деятельности других организаций. Учетная политика организации позволяет реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее администрацией собственниками: - минимизация уплачиваемых налогов; - привлечение средств инвесторов; - другие цели. Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности организации. Способы учета отдельных операций, являющихся для организации элементами учетной политики, утверждаются приказом организации. Изменения в учетной политике возможны, если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных процессов и финансовых результатов. Изменение учетной политики юридического лица может производиться в случаях: - изменения законодательства Приднестровской Молдавской Республики или нормативных актов по бухгалтерскому учету; - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности юридического лица или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; - существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности юридического лица может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и др. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета, фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 настоящего стандарта. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты юридического лица, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Рассмотрим отдельные способы (методы) оценок и учета имущества организации и отдельных операций, составляющих отдельные элементы учетной политики. К оценочным элементам учетной политики, в частности, относятся: - порядок определения норм износа (амортизации) основных средств; - порядок определения срока амортизации нематериальных активов; - оценка товарно-материальных ценностей при их выбытии; - оценка товаров полученных – с учетом или без учета скидок; - оценка незавершенного производства: по полной фактической себестоимости; по нормативной (плановой, договорной) стоимости; по прямым затратам; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов; - оценка государственных и иных аналогичных облигаций – по номинальной стоимости либо по стоимости приобретения. К прочим элементам учетной политики, в частности, относятся: - применяемая форма счетоводства бухгалтерского учета; - система первичного учета (формы первичной учетной документации, порядок и сроки проведения инвентаризаций, применение норм и нормативов и другое); - применяемый План счетов бухгалтерского учета – полный (типовой) либо рабочий; - состав расходов будущих периодов, сроки и порядок их списания; - образование и виды резервов предстоящих расходов и платежей; - состав затрат на производство, порядок списания косвенных расходов; - порядок признания выручки от реализации продукции (работ, услуг) – «по оплате» либо «по отгрузке»; - определение финансового результата по строительным, научным и иным аналогичным работам, с длительным циклом их производства – в целом за объект либо по определенным этапам; - образование оценочных резервов; - использование чистой прибыли – непосредственно по мере расходования денежных средств или путем образования специальных фондов. Формирование учетной политики базируется на следующих основополагающих допущениях бухгалтерского учета: ПОСТОЯНСТВО -принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому; - имущество (активы) и обязательства юридического лица существуют обособленно от имущества (активов) и обязательств собственников этого юридического лица и других юридических лиц; НЕПРЕРЫВНОСТЬ - юридическое лицо будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке; НАЧИСЛЕНИЕ - факты хозяйственной деятельности у юридического лица относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Учетная политика юридического лица должна обеспечить: - требование полноты - отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности; - требование рациональности - рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации; - требование своевременности - своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности; - требование осмотрительности - готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов; Требование осмотрительности предполагает следующее. Активы не должны быть завышены – это предусматривает: - отражение прибыли, реально выявленной на конец отчетного периода: - необходимость в образовании определенных резервов, в том числе резервов предстоящих расходов и платежей, но только предусмотренных нормативными документами ПМР. Издержки и пассивы не должны быть занижены – необходимо учесть все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки, возникшие за отчетный или за предыдущие финансовые годы. - требование приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования; - требование непротиворечивости - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. Подводя итоги, хочется еще раз обратить внимание собственников, руководителей и бухгалтеров организаций на богатство выбора элементов учетной политики и возросшие требования к документированию хозяйственных операций. Формальное отношение к подготовке ежегодного приказа по учетной политике организации может привести к убыточности ее деятельности и негативным налоговым последствиям. ГЛАВА 2. Принципы формирования учетной политики предприятия. 2.1. Влияние на учетную политику условий хозяйствования предприятия. При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии: · формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия, · разнообразие видов предпринимательской деятельности, · отраслевая специфика, · структура предприятия и др. В условиях многообразных форм собственности и различных организационно- правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыль, амортизационные отчисления, кредиты банков. У предприятий других форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, амортизации, кредитов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству. Все это вызывает особенности бухгалтерского учета формирования уставного капитала, расчетов с учредителями, акционерами и инвесторами. Организации самостоятельно формируют учетную политику. Учетная политика – это выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения; стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики по конкретному направлению (вопросу) организации и ведении бухгалтерского учета выбирают один способ из нескольких, допускаемых нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в ПМР. Если способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу таким образом не установлен, то организация сама разрабатывает соответствующий способ исходя из иных Положений по бухгалтерскому учету. На организацию учета на предприятии оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обращать внимание на объекты бухгалтерского учета, определяющиеся хозяйственной деятельностью предприятия. На организацию учета на предприятии оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, дочерних предприятий и др., выделенных на отдельный (самостоятельный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлять сводную консолидированную отчетность. При формировании учетной политики головного подразделения организации, имеющей филиалы или представительства, одновременно происходит формирование учетной политики всех обособленных структурных подразделений; другими словами, они идентичны. При составлении сводной бухгалтерской отчетности организации, имеющей дочерние или зависимые общества, должна применяться единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ. Если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего общества применялась учетная политика, отличная от применяемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения отчетность дочернего общества приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности. Предприятию предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В этом случае должен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций. Кроме производственных подразделений, на предприятии могут быть непромышленные производства и хозяйства. Их наличие требует разделения учета промышленных и непромышленных хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и продукции и услуг непромышленных хозяйств, а также для контроля над исполнением смет расходов. В зависимости от величины предприятия по-разному организуется структура бухгалтерской службы. 2.2. Организационно-технические и методические аспекты учетной политики. Организационно-технический раздел приказа об учетной политике может включать в себя решение следующих вопросов. Организация учетной работы Согласно Закону о бухгалтерском учете, в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться: бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением; бухгалтером, принятым по трудовому договору и состоящим в штате организации; специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы. В качестве приложения 1 «Организация учетной работы» к приказу об учетной политике могут приводиться: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы. Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии оформляются по общей схеме и, как правило, включают в себя шесть разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы. Вопросы функционирования филиалов (структурных подразделений) При наличии у организации обособленных подразделений необходимо также определиться относительно уровня централизации учетных работ: при централизованной форме вся учетная работа проводится централизованной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения. В качестве приложения 2 к приказу об учетной политике могут приводиться Положения о филиалах (обособленных подразделениях) или выписки из них по вопросам, касающимся организации учета. Очень часто допускается ошибка, когда организация, имеющая филиалы и практикующая распределение расходов между головной организацией и филиалами, не оговаривает в учетной политике порядок документального подтверждения такого перераспределения. Например, если расходы произведены головной организацией, но часть их относится к деятельности филиала, последнему необходимо иметь комплект документов, исключающий вопросы со стороны территориального налогового органа, где фактически расположен и осуществляет деятельность филиал, относительно подтверждения этих расходов. Такой комплект наряду с распорядительным документом головной организации об отнесении части затрат на филиал должен содержать надлежащим образом заверенные копии оправдательных документов (договоров, счетов в адрес головной организации), подтверждающих первоначальные расходы головной организации, и экономически обоснованный расчет по их распределению. Разработка рабочего плана счетов В соответствии Законом о бухгалтерском учете, а также Положением по ведению бухгалтерского учета каждая организация должна на основе утвержденного Министерством экономики ПМР Плана счетов бухгалтерского учета разработать собственный рабочий план, в котором следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Министерством экономики ПМР. Основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.п. Разработанный организацией рабочий план счетов целесообразно привести в приложении 3 к приказу об учетной политике. Примерные формы первичных учетных документов - В соответствии с Законом о бухгалтерском учете организации обязаны оформлять хозяйственные операции только с помощью первичных учетных документов, утвержденных в установленном порядке. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета, приказом об учетной политике должны быть утверждены формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы. Такие формы первичных документов должны содержать следующие реквизиты: наименование документа; код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составляется документ; содержание хозяйственной операции; измеритель хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки. В зависимости от характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Разработанные организацией формы первичных учетных документов с краткими указаниями по их заполнению рекомендуется привести в приложении 4 к приказу об учетной политике. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Данный перечень целесообразно разработать применительно к должностям, а не к определенным фамилиям (лицам) и привести его в приложении 5 к приказу об учетной политике. Разработка порядка организации документооборота Организация должна утвердить правила документооборота. Документооборот в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделение, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. График документооборота с необходимыми пояснениями рекомендуется привести в приложении 6 к приказу об учетной политике. Выбор формы бухгалтерского учета и технологии обработки учетной информации Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть совокупность учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций. Формы регистров бухгалтерского учета, самостоятельно разработанные организацией, целесообразно привести в приложении 7 к приказу об учетной политике. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств Согласно Закону о бухгалтерском учете, а также Положению по ведению бухгалтерского учета, при формирования учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. Организацией утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводиться ежемесячно, а инвентаризация основных средств – один раз в три года. Организации следует решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов учета, числящихся на забалансовых счетах. Положение о проведении инвентаризации оформляется в виде приложения 8 к приказу об учетной политике. Внутренняя отчетность организации В соответствии Законом о бухгалтерском учете и Положением по ведению бухгалтерского учета организация должна определить состав и формы внутренней отчетности, периодичность и сроки ее составления и предоставления, лиц, ответственных за ее составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности. Положение о внутренней отчетности организации может быть оформлено в виде приложения 9 к приказу об учетной политике. Оформление других решений, необходимых для организации и ведения учета Приказ об учетной политике организации может также содержать ссылки на другие внутренние положения, регламентирующие бухгалтерский и налоговый учет, оформляемые в виде приложений к данному приказу. В качестве приложений к приказу об учетной политике могут выступать: - разработанная организацией номенклатура дел, формируемых в бухгалтерской службе, с указанием срока их хранения; - положения, закрепляющие требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений; - сроки и порядок выдачи наличных денежных средств под отчет сотрудникам, оформления отчетов по их использованию; - порядок использования бланков строгой отчетности в случае ведения денежных расчетов с населением за наличный расчет; - выписки из положений, регламентирующих формы и системы оплаты труда в организации, работу с персоналом (в части, имеющей отношение к начислению заработной платы, компенсаций работникам и иным вопросам ведения бухгалтерского учета) и т.д. В методическом разделе приказа об учетной политике отражаются методические вопросы учетной и налоговой политики организации как совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Методика корректировки себестоимости реализованной продукции организациями, учитывающими выручку для целей налогообложения «по оплате» Метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке» определяет также порядок формирования себестоимости реализованной продукции. Налогоплательщик не вправе уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации которых не включена в доходную часть (то есть не получена). В этом случае необходима соответствующая корректировка себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения. Такая корректировка не вызывает затруднений у организаций, ведущих пообъектный (позаказный и т.п.) учет себестоимости. В случае ведения затрат котловым способом организации необходимо определиться с методикой корректировки себестоимости продукции (работ, услуг). В условиях отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей решение подобных вопросов, разработанная организацией методика должна быть экономически обоснованной. Следует отметить, что торговые организации до проведения вышеуказанной корректировки должны распределить суммы транспортных расходов и процентов за банковский кредит, собранные на счете 44 «Издержки обращения», между реализованными товарами и остатком нереализованных товаров. Порядок начисления амортизации основных средств. В настоящее время порядок начисления амортизации по основным средствам в бухгалтерском учете и для целей налогообложения различаются. В бухгалтерском учете предполагается выбор для каждой группы однородных объектов одного из следующих способов6 - линейный способ; - способ уменьшаемого остатка; - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - способ списания стоимости пропорционально объему реализованной продукции (работ, услуг). Срок полезного использования основного средства определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к учету исходя из технических условий его эксплуатации, норм, установленных централизованно, или других условий, определенных в Стандарте по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (СБУ 1). Ввиду того что Единые нормы амортизационных отчислений в настоящее время не отменены и во избежание споров с налоговыми органами при несовпадении амортизации, начисленной в бухгалтерском учете и принимаемой для целей налогообложения, организациям рекомендуется производить корректировку налогооблагаемой прибыли. В дополнение необходимо отметить, что малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию. В этом случае действующие нормы амортизации увеличиваются в два раза и (или) производится дополнительное списание до 50% от первоначальной стоимости основных средств в первый год их эксплуатации. Учет общехозяйственных расходов Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, предусмотрены два варианта учета общехозяйственных расходов. Первый вариант предусматривает распределение расходов, учтенных на счете 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода между калькулированными объектами. В этом случае сальдо по счету 26 списывается на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Второй вариант основан на принципе калькулирования не полной себестоимости, а только прямых затрат по отдельным объектам. Общехозяйственные расходы при этом относятся непосредственно на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг) и не участвует в формировании себестоимости отдельных объектов учета. Способ распределения косвенных расходов При однопрофильной деятельности организации базой для распределения косвенных расходов могут быть: прямая заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, общая сумма прямых затрат, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и т.д. Как правило, метод распределения косвенных расходов определяется отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). При многопрофильной деятельности организации (например, осуществление производственной и посреднической деятельности) выбор базы распределения косвенных расходов зависит от того, по одинаковым или по разным ставкам налога на прибыль облагается доход, полученный от разных видов деятельности. В первом случае выбор базы производится аналогично однопрофильной деятельности. Во втором случае базой распределения косвенных расходов должна быть выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная от разных видов деятельности. Оценка незавершенного производства Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться: - по фактической и нормативной (плановой) производственной себестоимости; - по прямым статьям затрат; - по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Одной из наиболее распространенных ошибок является отсутствие разграничения затрат отчетного периода между завершенной и незавершенной производством продукцией (работами, услугами). Так, в некоторых случаях организации осуществляют списание всех расходов, произведенных в отчетном периоде, в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» без их распределения. В результате этого завышается показатель себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и искажаются финансовые результаты деятельности организации. Учет финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий предусматривает два варианта ведения учета при выполнении работ долгосрочного характера: - с применением счета 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»; - без применения счета 36. Перечень создаваемых резервов В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на: - предстоящую оплату отпусков работникам; - выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; - выплату вознаграждения по итогам работы за год; - ремонт основных средств; - производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и т.д. при принятии учетной политики организация определяет: создавать ли резервы и какие именно либо не создавать. Другие элементы учетной политики Приказ об учетной политике может содержать и решение других методических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет организации. К таким вопросам, в частности, относятся: - порядок отражения в учете процесса приобретения материалов и МБП (с использованием или без использования вспомогательных счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»; - выбор метода оценки готовой продукции (по фактической или нормативно (плановой) себестоимости); - порядок списания расходов и доходов будущих периодов; - вопросы создания фондов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и т.д. Внесение изменений и дополнений в учетную политику В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете изменения в учетной политике могут иметь место в случаях: - изменения нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету; - разработки организацией новых способов ведения учета - иного существенного изменения условий деятельности организации. Согласно вышеуказанному закону, в целях сопоставимости данных бухгалтерского учета все изменения в учетной политике должны вводиться с начала финансового года. Исключения из этого правила возможны в случаях, если нормативными актами по бухгалтерскому учету вводятся новые нормы, которым придается обратная сила. Во всех остальных случаях учетная политика организации должна быть неизменна в течение года. При этом, формируя учетную политику, необходимо предусмотреть возможные изменения условий хозяйствования и учетные последствия таких изменений. Например, малому предприятию, принимающему решение о начислении ускоренной амортизации, в приказе об учетной политике следует оговорить последствия выбытия организации из состава субъектов малого предпринимательства в случае изменения численности работников. Согласно пункту 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год организация должна сообщать в пояснительной записке, представляемой в составе годовой бухгалтерской отчетности. Следует особо оговорить, что действующим законодательством не запрещено внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года в случае, если организация упустила какие-то моменты при ее первоначальном формировании, изменила виды осуществляемой деятельности, а также в случаях, когда у организации появляются новые участки бухгалтерского учета. Например: - открывается филиал, и необходимо решить вопросы отражения внутрихозяйственных вопросов; - появляются наряду с нельготируемыми также льготируемые обороты по НДС, и организации необходимо определить методику ведения раздельного учета затрат и т.п. В этих случаях внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года вполне законно и обоснованно. ГЛАВА 3. Взаимосвязь учетной политики с бухгалтерской отчетностью. 3.1. Бухгалтерская отчетность: состав, содержание, принципы формирования. Бухгалтерская отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений. В соответствии со статьей 13 III главы закона ПМР «О бухгалтерском учете» все организации «. обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных организаций, состоит из: - бухгалтерского баланса; - отчета о прибылях и убытках; - приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; - аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законом подлежит обязательному аудиту; - пояснительной записки». В этом же законе отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему год и т.д. Эта статья приднестровского закона соответствует международному стандарту бухгалтерского учета № 5 «Данные финансовых отчетов» (IAS –5-77). В нем сказано, что финансовые отчеты составляются помимо прочего, и для удобства оценок и принятия финансовых решений. Если в отчете нет ясности и четкости, на его основе невозможно выносить ответственные решения и суждения. Это в полной мере должно относиться и к сведениям, содержащимся в российской бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность в ПМР представляет интерес для двух групп внешних пользователей: 1) непосредственно заинтересованных в деятельности организации: существующие и потенциальные собственники организации; кредиторы; поставщики и покупатели; государство (в лице налоговых органов); служащие на данном предприятии. 2) Непосредственно незаинтересованные в деятельности организации: аудиторские службы; консультанты по финансовым вопросам; биржи ценных бумаг; законодательные органы; юристы; пресса и информационные агентства; торгово-производственные ассоциации; профсоюзы. К внутренним пользователям отчетности относятся высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, составляют прогнозные формы отчетности, оценивают возможности структурной реорганизации. В состав бухгалтерской отчетности включаются: a) бухгалтерский баланс – форма № 1; б) отчет о прибылях и убытках – форма № 2; в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: - отчет о движении капитала – форма № 3 (годовая) - отчет о движении денежных средств – форма № 4 (годовая); - приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5 (годовая) - пояснительная записка г) специализированные формы, установленные в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Приднестровской Молдавской Республики; Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не представлять составляющие годовой бухгалтерской отчетности, предусмотренные пунктами в) и г) настоящего пункта. Общие указания о порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности включают следующее. В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них показатели. В случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается. Если при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности, в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели. При этом организация имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае организация должна соблюдать требования, предусмотренные Стандартом по бухгалтерскому учету «Финансовая отчетность организации» (СБУ № 5). В представленных формах бухгалтерской отчетности организации могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым организацией при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса. При заполнении форм бухгалтерской отчетности в них должны включаться показатели деятельности филиалов и представительств, в том числе выделенных на отдельные балансы. Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, изменяющая государственную форму собственности на иную в отчетном году, представляет отчет по типовым формам годовой бухгалтерской отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации). Вновь созданная организация показывает в отчетности средства (по стоимости приобретения, получения) и их источники со дня ее государственной регистрации в установленном порядке по 31 декабря включительно отчетного года, а для организаций, созданных после 1 октября отчетного года – по 31 декабря следующего года включительно. Организация, передающая и приобретающая новые подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года. В бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить сопоставимость отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных актов. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в ПМР. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием ее причин. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления. Принцип составления и публикации отчетности предполагает следующее: · определение в учредительных документах основного вида деятельности организации; · неизменность состава бухгалтерской отчетности; · отчетность должна давать правдивое и достоверное представление об активах, расчетах, обязательствах и финансовом состоянии организации; · отчетность имеет неизменную структуру и содержание статей баланса и приложений к нему, отчета о прибылях и убытках и движении денежных средств; · сопоставимость показателей статей баланса и отчетности о прибылях и убытках на начало и конец отчетного периода; · запрещение взаимного зачета между статьями актива и пассива баланса, а также прибылей и убытков; · публичность бухгалтерской отчетности. Организации в случаях, предусмотренных законодательством, публикуют бухгалтерскую отчетность в определенном составе и по стандартной форме: годовую – не позднее 1 июня следующего за отчетным года, квартальную – не позднее 60 дней по окончании отчетного периода; · обязательный аудит хозяйственно-финансовой деятельности организации в случаях, предусмотренных законодательством. Построенная на данном принципе бухгалтерская отчетность позволяет унифицировать экономические показатели деятельности предприятия и сделать информацию , которая содержится в отчетности, сопоставимой с информацией финансовых отчетов, составляемых другими организациями. Пользователями информации, отраженной в типовой бухгалтерской отчетности организации, являются различные потребители – инвесторы; кредиторы; кредитные учреждения; различные юридические и физические лица, предоставляющие займы организации; государственные органы; администрация организации и ее работники и другие пользователи. Потребности пользователей информации различны. Инвесторы должны знать, как сохраняются и используются их вложения, получат они доходы (дивиденды) по ним или нет, хранить им денежные средства в данной организации или вложить в другую. Кредиторы, кредитные организации и другие заимодавцы заинтересованы в информации платежеспособности организации, которой они отпустили в кредит товарно-материальные ценности, выполнили работы или услуги, предоставили кредиты и займы. Государственным органам необходима информация о финансовом состоянии организации, защите прав собственников, прибылях и убытках, подтверждающая данные по расчетам налогов в бюджет, отчислениям в фонды социального страхования и обеспечения. Администрация организации использует данные отчетности для контроля за текущей деятельностью и принятия определенных управленческих решений, а работников организации интересует стабильность в ее деятельности, которая сохраняет им рабочие места и позволяет получать удовлетворительную оплату своего труда. Некоторые из указанных пользователей располагают полномочиями давать указания администрации организации по объему и составу бухгалтерской отчетности, а также указания по изменению сроков предоставления отчетности. Обобщая сказанное, можно констатировать основную цель бухгалтерской отчетности как предоставление пользователям своевременной и полезной для них информации. Информация, сформированная с использованием разных правил бухгалтерского учета, удовлетворяет потребности пользователей не в равной степени. Организация при планировании должна, используя различные правила бухгалтерского учета, учитывать интересы пользователей. При ведении бухгалтерского учета допускается в установленных случаях отклонения от общих принципов бухгалтерского учета. Любое такое отклонение, а также его причины должны быть отражены в примечаниях к отчету наряду с оценкой влияния такого отклонения на показатели активов, пассивов, финансовое положение и прибыль или убыток организации. 3.2. Влияние учетной политики на составление бухгалтерской отчетности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Заключение

Итак, при анализе нормативно-правовой базы бухгалтерского учета были классифицированы основные типы законодательных актов, в соответствии с значимостью в иерархии правовых норм, на основе которых строится работа бухгалтера. 1. Закон Приднестровской Молдавской Республики о бухгалтерском учете и отчетности; 2. Стандарты бухгалтерского учета, раскрывающие основные принципы бухгалтерского учета, установленные Законом о бухгалтерском учете, в их взаимосвязи с другими законодательными актами, регулирующими хозяйственную деятельность организаций. К данному уровню документов относится также План счетов бухгалтерского учета, определяющий порядок применения правил бухгалтерского учета на счетах бухгалтерского учета; 3. Методические указания (инструкции, рекомендации и тому подобные документы) по бухгалтерскому учету различных видов имущества, денежных средств и обязательств; 4. Рабочие документы организации, определяющие внутренние правила бухгалтерского учета имущества, расчетов и обязательств, базирующиеся на документах предыдущих уровней. Для нормальной работы предприятий нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Приднестровской Молдавской Республики. Исходя из того, что любые правовые документы являются основой для ведения учета на предприятии, но не в коем случае не охватывают всю полноту оперативных вопросов бухгалтерского учета организации, руководствуясь законодательством Приднестровской Молдавской Республики о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В настоящее время, в связи с переходом экономики на рыночные отношения, ведется работа по усовершенствованию законодательных документов, и прежде всего методологической базы бухгалтерского учета. Среди основных нормативных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, СБУ и др. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы и т.д.). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса) в значительной мере соответствуют международным стандартам. Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики. Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет правительство ПМР. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Приднестровской Молдавской Республики является Министерство экономики Приднестровской Молдавской Республики, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории ПМР. Но, поскольку не все вопросы бухгалтерского учета четко отражены в законодательных актах, организациям необходимо самостоятельно или с помощью профессиональных организаций разработать для индивидуального применения систему организации бухгалтерского учета, которая, базируясь на нормативных документах государственных органов и учитывая форму собственности и сферу деятельности данной организации, определяла бы порядок ведения бухгалтерского учета для данной организации. Данная система должна включать в себя организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности, начиная с порядка документирования фактов хозяйственной деятельности и заканчивая порядком использования чистой прибыли и представления данных для отчета администрации организации перед собственниками по итогам деятельности за год. При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации позволяет реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее администрацией собственниками: минимизация уплачиваемых налогов; привлечение средств инвесторов; другие цели. Выбор учетной политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности организации. Изменения в учетной политике возможны, если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных процессов и финансовых результатов. При формировании учетной политики признаются в качестве фундаментальных следующие положения: ü допущение непрерывности деятельности предприятия; ü допущение последовательности применения учетной политики; ü допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности; ü допущение имущественной обособленности предприятия. Учетная политика организации должна обеспечивать следующие требования: Ø Осмотрительности; Ø Приоритета содержания перед формой; Ø Непротиворечивости; Ø Рациональности. При организации учета на каждом отдельном предприятии на общей методологической основе учитываются различные факторы, влияющие на формирование учетной политики предприятия: ü формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия, ü разнообразие видов предпринимательской деятельности, ü отраслевая специфика, ü структура предприятия и др. Учетная политика предприятия предполагает целостность в организации бухгалтерского учета и включает методический, технический и организационный аспекты учетного процесса. К существенным способам ведения бухгалтерского учета (методический аспект) относятся: Ø Разграничение по стоимости основных средств и средств труда в обороте; Ø Порядок начисления износа основных средств; Ø Применение метода ускоренной амортизации основных средств; Ø Вариант учета и начисление износа МБП; Ø Оценка нематериальных активов; Ø Порядок начисления износа по нематериальным активам; Ø Порядок отражения в учете процесса приобретения материалов и их оценка; Ø схема отражения на бухгалтерских счетах операций по заготовлению и приобретению производственных ресурсов; Ø Порядок списания материалов в производство; Ø Организация учета движения деталей в производстве; Ø Учет и финансирование ремонта основных средств; Ø учет расходов будущих периодов и порядок их списания; Ø Перечень резервов предстоящих расходов и платежей; Ø Метод оценки незавершенного производства; Ø Метод распределения коммерческих расходов; Ø Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции; Ø Вариант свободного учета затрат на производство; Ø Вариант учета выпуска продукции; Ø Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг); Ø Вариант учета распределения и использования прибыли; Ø Вариант создания и использования фондов специального назначения; Ø Вариант оценки задолженности по кредитам и займам в части начисления по ним процентов. Техническая составляющая учетной политики предприятия – это форма ведения бухгалтерского учета. При выборе технической составляющей учетной политики определяются: Ø Внутренний рабочий план счетов (за основу берется типовой план счетов бухгалтерского учета); Ø Формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций; Ø Разработка графика документооборота в бухгалтерском учете; Ø Выбор формы бухгалтерского учета и системы учетных регистров; Ø Категории имущества и обязательств, подлежащие инвентаризации в течение года, и сроки их проведения, порядок оформления результатов инвентаризации; Ø Разработки системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа исходя из особенностей функционирования и требования управления производством; Ø Порядок контролирования хозяйственных операций; Ø Технология обработки учетной информации; Ø Состав, формы отчетов, периодичность, сроки составления и представления внутрипроизводственной отчетности. В организационном аспекте предусматривается построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления и взаимодействие с другими структурными подразделениями. Учетная политика организации должна быть неизменна в течение года. При этом, формируя учетную политику, необходимо предусмотреть возможные изменения условий хозяйствования и учетные последствия таких изменений. Например, малому предприятию, принимающему решение о начислении ускоренной амортизации, в приказе об учетной политике следует оговорить последствия выбытия организации из состава субъектов малого предпринимательства в случае изменения численности работников. Согласно пункту 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год организация должна сообщать в пояснительной записке, представляемой в составе годовой бухгалтерской отчетности. Следует особо оговорить, что действующим законодательством не запрещено внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года в случае, если организация упустила какие-то моменты при ее первоначальном формировании, изменила виды осуществляемой деятельности, а также в случаях, когда у организации появляются новые участки бухгалтерского учета: открывается филиал, и необходимо решить вопросы отражения внутрихозяйственных вопросов; появляются наряду с нельготируемыми также льготируемые обороты по НДС, и организации необходимо определить методику ведения раздельного учета затрат и т.п. В этих случаях внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года вполне законно и обоснованно. Бухгалтерская отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений. В соответствии со статьей 13 III главы закона ПМР «О бухгалтерском учете» все организации «. обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных организаций, состоит из: - бухгалтерского баланса; - отчета о прибылях и убытках; - приложений к ним, предусмотренных нормативными активами; - аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законом подлежит обязательному аудиту; - пояснительной записки». В этом же законе отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему год и т.д. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В формах бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие бухгалтерский баланс и иные формы, с указанием даты исправления. Принцип составления и публикации отчетности предполагает следующее: · определение в учредительных документах основного вида деятельности организации; · неизменность состава бухгалтерской отчетности; · отчетность должна давать правдивое и достоверное представление об активах, расчетах, обязательствах и финансовом состоянии организации; · отчетность имеет неизменную структуру и содержание статей баланса и приложений к нему, отчета о прибылях и убытках и движении денежных средств; · сопоставимость показателей статей баланса и отчетности о прибылях и убытках на начало и конец отчетного периода; · запрещение взаимного зачета между статьями актива и пассива баланса, а также прибылей и убытков; · публичность бухгалтерской отчетности. Организации в случаях, предусмотренных законодательством, публикуют бухгалтерскую отчетность в определенном составе и по стандартной форме: годовую – не позднее 1 июня следующего за отчетным года, квартальную – не позднее 60 дней по окончании отчетного периода; · обязательный аудит хозяйственно-финансовой деятельности организации в случаях, предусмотренных законодательством. Построенная на данном принципе бухгалтерская отчетность позволяет унифицировать экономические показатели деятельности предприятия и сделать информацию, которая содержится в отчетности, сопоставимой с информацией финансовых отчетов, составляемых другими организациями. Обобщая сказанное, можно констатировать основную цель бухгалтерской отчетности как предоставление пользователям своевременной и полезной для них информации. Информация, сформированная с использованием разных правил бухгалтерского учета, удовлетворяет потребности пользователей не в равной степени. Организация при планировании должна, используя различные правила бухгалтерского учета, учитывать интересы пользователей. При ведении бухгалтерского учета допускается в установленных случаях отклонения от общих принципов бухгалтерского учета. Любое такое отклонение, а также его причины должны быть отражены в примечаниях к отчету наряду с оценкой влияния такого отклонения на показатели активов, пассивов, финансовое положение и прибыль или убыток организации. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям. Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Таким образом, можно отметить, что исследовав нормативно-правовую базу бухгалтерского учета, классифицировав и анализировав законодательные акты по бухгалтерскому учету, выделив основные принципы формирования учетной политики, организационные, методические и технологические аспекты учетной политики, и наконец, выяснив механизм взаимосвязи учетной политики с бухгалтерской отчетностью, влияние ее на завершающий этап учетного процесса, автор в полной мере решил основные вопросы, поставленные перед исследованием. Был сделан анализ учетной политики предприятия как методологической основы бухгалтерского учета, а также выявлена взаимосвязь учетной политики с бухгалтерской отчетностью.

Библиография

Источники: 1. Постановление Правительства ПМР № 56 от 25.02.00г. "О государственной программе перехода Приднестровской Молдавской Республики на международную систему бухгалтерского учета и статистики и о реформе бухгалтерского учета", 2. Закон «О бухгалтерском учете» . от 18 октября 1999 года, N 204-3. 3. Положение "О бухгалтерском учете и отчетности Приднестровской Республики", утвержденное Приказом Министерства экономики и финансов № 67 от 02.06.93г., 4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министра экономики N 66 от 2 ноября 2000г. 5. Стандарт бухгалтерского учета «Финансовая отчетность организации» (СБУ№5). Утвержденный Указом Президента ПМР № 128 от 16 марта 2001. 6. Стандарт бухгалтерского учета «Учетная политика юридического лица» (СБУ № 1). № 246 от 30 июня 2000. 7. Стандарт бухгалтерского учета «Доходы организации» (СБУ № 18). Утвержденный Указом Президента ПМР № 392 от 3 августа 2001г. 8. Стандарт бухгалтерского учета «Состав затрат и расходов организации» (СБУ №3). Утвержденный Указом Президента ПМР№ 690 от 28 декабря 2001г. 9. Стандарт бухгалтерского учета № 16 «Учет основных средств» (СБУ №16), Утвержденный Указом Президента ПМР № 186 ОТ 25.04.01. Литература: 1. Кондраков Бухгалтерский учет. 2. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета.-М., 1994г 3. Козлова Бухгалтерский учет. 4. Шнейдман Л.З. Основы формирования учетной политики в условиях перехода к рынку,.1994г. 5. Кондраков «4200 бухгалтерских проводок»