Каталог :: Этика

Курсовая: Эффективность речевого взаимодействия

     Московский институт 
     банковского дела
     Факультет «Финансы и 
     кредит» 
                      Курсовая работа по дисциплине                      
                      «Русский язык и культура речи»                      
              Тема: «Эффективность речевого взаимодействия»              
                                              Подготовила: Махмутова Г.А.
                                       Преподаватель: к.н.д. Лихачев С.В.
                       План курсовой работы:                       
                  1.    Русский литературный язык                  
     2.    Этика речевого общения
     3.    Речевое общение
     4.    Нормы литературного языка
     5.    Стилистическая система русского языка
     6. Виды красноречия и жанры ораторской речи
1.       Литературный язык- это форма существования национального языка, как
такого средства речевого общения, которое должно быть понятно всем, говорящим
по-русски, а, следовательно, и общеобязательно для всех. «Быть всем
понятным»- так Л.Ф.Щерба формулировал главное назначение литературного языка,
его основную функцию, которая и делает его общепринятым, т.е. литературным, а
потому и общепонятным. Для того чтобы люди быстрее и лучше понимали друг
друга, они все должны говорить одним языком. Это требование диктуется
общественной целесообразностью.
Русский национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком,
народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные, говоры,
жаргоны и арго (социальные диалекты). Если сопоставить диалектный и
литературный языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и
тех же понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической
хар-ой их обозначений.
Так, петуха в южнорусских говорах называют кочетом, а в северорусских –
пеуном, кузнеца - соответственно ковалем и кузнецом. Аналогичные различия
наблюдаются в фонетике, орфоэпии, грамматике, словообразовании диалектов.
Литературный язык всегда стремится к тому, чтобы избежать фактов, явлений,
абсолютно тождественных по своей семантике и функции, или свести такие слова
и формы к допустимому минимуму.
Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы исторического
существования национального языка.
2.      Сведения из истории Р.Л.Я.: Древнерусская народность распалась на 3
вида (русская, украинская, белорусская), русская ветвь впервые
продемонстрировала себя, как единая нация в 1612 году при изгнании польско-
шведской интервенции. В эту эпоху и складывался русский национальный язык.
Роль литературного языка вплоть до реформ Петра 1 выполнял церковно-
славянский язык, наследник языка древнеболгарского, понятный далеко не всем,
и поэтому вместе с реформами Петра появилась реформа Р.Л.Я.
Основные этапы формирования нормативной базы:
1)    Пётр 1 реформировал Алфавит
2)    Создание грамматики Ломоносовым
3)    Конец 18 века – издан первый словарь Российско-Академический.
В состав Р.Л.Я. вошли схожие церковные слова:
Плен – полон
Млеко – молоко
Горожанин – гражданин
Агнец – ягненок
Главный – головной
(не вежливый – невежа) – (невежда – несведущий)
Горячий – (горящий – форма глагола)
Надежда – (надежа (устаревшее))
Р.ïЦ. слав.
Оро – гра
Ере – ре
Оло – ле, ла
Еле – ле
Же – жде
Ч – щ
Этика речевого общения – совокупность правил поведения, касающихся отношения
к людям. Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Наиболее
важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
В обыденной речи этикет употребляется при установлении контактов.
1)Выбор Ты и Вы.
Ты – используется в обращении к детям, близким людям, молодые люди внутри
одного общества.
Вы – используется в остальных случаях и может быть отменен договором.
                         Аспирант доктора на Вы.                         
В некоторых ситуациях присутствие 3 лиц вынуждает перейти на Вы и после
договора.
            При желании можно возобновить договор с разрешения 3 лиц.            
2)Выбор обращения к незнакомому собеседнику:
А. Обращение ко многим незнакомым:
А) Стандартные – товарищи, граждане, дамы и господа
Б) Характерные – любезные мои, дорогие
В) Нестандартные – народ, пойдем, люди.
Г) Официозные – сограждане, соотечественники, россияне.
Д) Ситуативные – ребята, студенты, уч-ся
Б. Обращение к одному незнакомому адресату:
А) Стандартные – гражданин, гражданка, госпожа, мадам
Обращение дама является грубым, просторечным.
Б) Нестандартное – начальник, командир
В) По степени родства – мать, отец, брат, сестренка
Г) Профи – мастер, доктор, хозяин, батюшка
Д) Просторечие – мужчина, женщина, дама
Е) Рекомендуемые – сударь, сударыня (отмершие)
Ё) Эмоционально-выразительные – друг, землячок
3)Этикет:
А) Приветствие – доброе утро, день, вечер, ночь
Б) Прощание – прощайте, до свидания
В) Извинение – извиняюсь, прошу прощения
Г) Условности – просьбы (вам не трудно; скажите, пожалуйста)
4)Совет (правила толкования)
Поварнин С.И. «Спор о теории споров»
а) не перебивай; б) выслушивай, не игнорируй; в) учитывай; г) не критикуй; д)
не наклеивай «ярлычки» - относительно человека к какой-либо общности; е) не
формировать просьбы и предложения в виде отрицательного вопроса; ё) не
говорить о присутствующем в 3 лице; ж) не спрашивать о том, о чем знаете; з)
не просить о том, что постоянно выполняется.
3.      Вся человеческая деятельность, в т.ч. и общение, отражает соц.
условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по-
разному в зависимости  от того, кто общается, с какой целью, каким способом,
какие между общающимися отношения. В одном из трудов по риторике (риторика –
наука и искусство красноречия). М.В.Ломоносов советовал пишущим и говорящим
наблюдать 3 вещи:
1)    Состояние особы, к коей речь говорить или писать письмо должно
2)    Материю, которая предлагается
3)    Состояние самого себя
Кто, кому и о чем – вот самое главное, что влияет на построение речи, по
мнению Ломоносова, который в данном случае опирается на многовековую
традицию, идущую от античности.
Значительно тон речи и ее словесное содержание действует «заодно». Причем
соответствует мимика, жесты, поза и все наше поведение. Не случайно словом
тон мы передаем впечатление от речи в целом.
Например, «мне не понравился тон его письма!..». В прошлом слово тон
обозначало и общий характер поведения человека. Говорили: хороший тон, дурной
тон. Выражение «задать тон» у Даля В.И. так: «Франтить, пускать пыль в
глаза».
Общее: любые 2 собеседника стремятся к единой цели. Каждый демонстрирует это
стремление с соблюдением следующих правил:
1)    Не отклоняться от темы
2)    Не говорить больше и меньше, чем требуется
3)    Не говорить того, что ты считаешь ложным и для чего нет достаточных
оснований
4)     Языковое оформление речи – будь краток, будь организован, избегай
непонятных слов, выражайся однозначно
Данные правила можно нарушить, сохраняя беседу:
А) В иронической речи
Б) Ирония – преувеличение, преуменьшение
В) Скрытые выражения информации.
                        Единицы речевого общения:                         
     1)    Речевые акты – это высказывание, ограниченное сметой говорящего.     
                           Типы речевых актов:                           
        А) Сообщающий – информационный (вопрос, утверждение, возражение)        
Б) Управляющий – директивный (просьба, приказ, угроза)
В) Действующий – хромотивный (обещание, объявление, клятва)
Г) Вежливый – смотри этикет.
2)    Речевые жанры – это крупные речевые произведения, способные включать в
себя речевые акты (лекции, доклады, стихи, указы).
                    Отличия устной и письменной речи.                    
Не следует путать устную и письменную речи со стилем разговорным и книжным.
Устная речь спонтанна, она включает компоненты, не понятные в не ситуации
речи.
Это указания пространственные (слева, справа), временные и персональные. При
записи устной речи она не становится письменной, т.к. указания, связанные с
ситуацией, теряют смысл.
Поскольку письменная речь лишена ситуативных указаний временных пространств в
официальных документах, всегда проставляется – персона, дата и место.
4.      Нормы литературного языка – это вариант языковой единицы,
                      предписанной словарем и справочником.                      
Признаки выбора норм:
1)    Традиционный – по традиции бухгалтера
2)    Образцы в литературе – в закуте у Есенина поклал – не правильно
3)    Система языка (аналоги) – закутать – закуток
4)    Мнение большинства говорящих – салями – средний род; кухня – кухонный
5)    Частотность – компас – компас; наркомания; 1 банкнот
     

Функции языковой нормы

1) Обеспечение общей понятности 2) Преемственность поколений 3) Норма служит для обучения языку и для изучения языка Нормы могут быть абсолютными и вариативными, объективными и оценочными, стилистическими и региональными. Норма может быть вызвана даже политическими причинами и поэтому является предметом, сколько языковым или общественным. 5. Стилистическая система русского языка Стилистика как самостоятельная наука считается детищем 20 века. Однако многие из вопросов, которыми она занимается, интересовали и волновали людей уже в далекой древности. Этот интерес связан с извечным стремлением людей к наиболее полному познанию и осознанию основных событий. Наиболее раннее свидетельство целенаправленного внимания к организации языковых средств в тексте, к построению образцовой речи относится к 7 веку до нашей эры, т.е. за 27 веков до нас. Истина в отношении стилистики состоит в том, что современная стилистика объединяет исследование эмоциональных и оценочных элементов в языке и функциональных разновидностей (стилей) литературного языка.

Система стилей

Официально-деловой стиль

1. Сведения из истории официально-делового стиля (ОДС) – был представлен еще в эпоху Петра1. Значительное влияние на ОДС оказал церковно-славянский язык, откуда пришли слова и обороты: пачи, тщетно, борще. ОДС консервативен, не допускает проникновения других стилей, поэтому крайне мало изменяется. Долгая история ОДС бедна событиями. Коренным преобразованиям он подвергался 1 раз – после октябрьской революции, тогда вышли из обращения, титулования, со словом ваше, милостивый государь, вошли в употребление: сложносокращенное и абривиатура. 2. Особенности ОДС 1) Цель ОДС – зафиксировать и сохранить общественно-важные положения и установления 2) Для ОДС характерны штампы, которые не считаются ошибкой, как в других стихиях, потому что позволяют упростить создание, чтение и обработку документа:

В дело – разрешить

Штампы – объединение

3) ОДС – лаконичен и содержателен 4) В ОДС используются специальные слова: а) Термины – слова со строго определенными понятиями (правоспособность, подсудность) б) Номенклатура – официально утверждающие названия общественно важных реалий (светильник настенный) в) Сложносокращенные слова – Минфин, Профком, Мосхлеб г) Аббревиатуры – ГАИ, МИД, ФСБ 5) Использование специальной разновидности частей речи: а) Отименые предлоги, позволяющие перестраивать сложные предложения в простые: в силу, по достижению, в результате б) Сложные производные союзы - по мере того как, тот факт что, до тех пор, пока, при том условии если в) Отглагольные существительные – подчинения, распоряжения 6) Для ОДС характерны безглагольные или сильно-распорядительные предложения 7) Для ОДС характерен официальный характер изложения 8) ОДС не использует эмоциональные и образные средства 9) ОДС не допускает индивидуальных черт авторских речей 3. Типы и жанры ОДС Дипломатический – нота, декларация, договор Законодательный – конституция, указ, закон, положение, постановление, поправка Канцелярский – инструкция, устав, накладная, резюме, хар-ка

Сведения о некоторых типах и жанрах ОДС

1. Дипломатический стиль – более свободный, он допускает устаревшие выражения (холодная война), слова в переносном смысле: Кремль – правительство России; Белый дом – США. 2. Законодательный – разносторонне соответствует всем перечисленным особенностям, является образцом для других типов. 3. Канцелярский – предполагает стандартное расположение материала в кисти, весь материал делится – реквизиты, имеющие строго определенное место.

Левый угол – только герб резолюции

Правее – гриф – ДСП – для служебного пользования, типичные ошибки культуры речи характерны для канцелярского типа. «От кого» - в документах не пишется, ставятся дата и подпись. 4. Частный стиль – резюме (трудовой опыт, наличие патентов) Вспомогательные вопросы, информация – вождение, владение языками, стенографией, компьютером. Сведения о личных качествах, рекомендации, характеристики. 5. Научный стиль – является самым богатым стилем среди всех стилей. Особенности: объективное отражение фактов действительности. · Цель · Научный стиль лаконичен и содержателен · В научном стиле используются специальные слова, термины · Используется специализация разных частей речи: А) Отглагольные существительные Б) Сложные союзы В) Авторские сложные прилагательные · Для научного стиля наиболее характерны сложноподчиненные предложения · В научном стиле почти не допускается использование образных и эмоциональных средств А) Запрещена оценочно-эмоциональная хар-ка коллег и их научной деятельности (автор ошибся®позиция автора ошибочна) достоверность фактов. Требуется систематизация. Б) Разрешены эмоциональные средства, рассчитанные на эмоции адресата, устные речи. В) Допустимы отдельные слова, выражающие чужую деятельность – демагогия, софиты. · В научном стиле сильно ограничена индивидуальность авторской речи Типы и жанры научного стиля Научный стиль 1. Монография – это работа, посвященная одной теме Реферат – собственный жанр, кратко и четко изложить чужие работы Тезисы – это утверждение, рецензия, аннотация, отзывы 2. Научно-методический стиль – стиль, обслуживающий учения – учебник, курсовая работа, конспект 3. Научно-популярный – упрощенная разновидность научного стиля близко к публицистическому 4. Научно-производственный – он близок к ОДС. Инструкции по эксплуатации, как жанр НС. Требования к стилю и оформление научных работ 1) Работа должна соответствовать теме, а тема предмету. 2) В разделе введение дать комментарий к теме. 3) Не следует употреблять 1 лицо. 4) В работе должна быть рубрикация, термины, условные обозначения, сокращения должны быть единообразны. 5) Термины не могут иметь синонимы и быть многозначными. 6) В работе должна быть система ссылок 7) Не следует использовать оценочные местоимения – тот, он, данный, упомянутый. Надо употреблять один и тот же термин столько, сколько потребуется.

Ораторская речь

Способы подачи речи 1. Экспромт Положительные стороны (+) – актуальность, малая трудоемкость, эмоциональность. Отрицательные стороны (-) – нелогичность, неосновательность, риск потерять вдохновение. 2. Чтение с места (+) – малая трудоемкость, снятие стресса, воспроизведение точных данных (-) – неавторитетность, монотонность, отсутствие контакта с аудиторией 3. Произнесение наизусть речи (+) – зрительный контакт, живая интонация. (-) – способ трудоемкий, опасен сбой конструкций, забывчивость. 4. Произнесение заученной речи по плану (+) – нетрудоемкость, живой контакт с аудиторией, творческий процесс. (-) – творческий процесс – напряжение, усилие, несоблюдение регламента, риск пропуска важного материала.

Виды красноречия и жанры ораторской речи

Цель рассказа ораторской речи – познакомить с разнообразием · Лекция 1 тип – деловое красноречие · Доклад – подробное, развернутое сообщение на тему детально – известное оратору · Отчет – включает факты, цифры результата проделанной работы, быстро (группировка) Задача отчета – доходчивость Торжественная речь – комплименты вначале и в конце, в адрес собравшихся и виновников торжества, повод – основанность торжественной речи – мемуар. · Большое увидеть на расстоянии · Инструктаж – произносится не в специально отведенной аудитории Компоненты: 1) требования; 2) условия возможности; 3) цель; 4) нужно определить санкции на выполнение; 5) санкции на выполнение.

Пленарное выступление

· Комплименты в адрес собравшихся · Цели и задачи · Регламент (столько-то времени отводится каждому выступающему) · Повестка дня · Предполагаемые результаты Академическое красноречие · Лекция – подчиняется научному стилю, есть другой подход к лекции – должна быть эмоциональной и художественной: не прерывая логики, течь плавно. Цель лекции – передача важной информации, например, история публицистичности. В лекции нужны пункты. Речь при защите работы Пересказ содержания (сколько в работе глав, какие цели содержит по параграфам). Должна быть структура. Речь оппонента · Научная · Судебная Проповедь · Мораль Речь на соборе · Пленарное заседание · Церковная Речь (которая нужна всем) · Тост (1 из жанров) – застольно-бытовое красноречие 1 тост: берем афоризм, извлекаем из него суть – так давайте выпьем за это. Поздравительные речи и заздравные Удобнее всего строить поздравления на типичном – желаем крепкого здоровья, африканских страстей, японской хитрости Типы ораторской речи, не связанные конкретной целью и ситуацией · Развлекательная речь (неожиданно развивающийся сюжет) · Можно построить сюжет на дружеском высмеивании Информационная речь · Новизна · Актуальность · Учет интересов аудитории · Содержательность Речь вдохновляющая – сложный жанр. Речь, призывающая к действию: 1) Учитывать возможность аудитории 2) Брать на себя ответственность 3) Вести диалог с позиции – это чисто риторический прием

Убеждающая речь

· Процесс замещения одного другим · Способы убеждения – авторитарный · Иллюстративный способ · Логический способ (причины, следствия) · Наглядный способ (макет, плакат) Список использованной литературы: 1. Акишина А.А., Формановский Н.И. «Русский речевой этикет». М.1978 2. Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.1983 3. Ю.А. Бельчиков «Стилистика и культура речи». М.2000 4. Свои добавления + конспект. М.2003