Каталог :: Этика

Контрольная: Особенности делового этикета у разных народов

     МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМЕТРИКИ, ИНФОРМАТИКИ, ФИНАНСОВ И ПРАВА
                        Контрольная работа по дисциплине:                        
                            Этика деловых отношений.                            
                                    На тему:                                    
                «Особенности делового этикета у разных народов».                
                                       Преподаватель: Леженкина Татьяна Ивановна
                     Выполнил: студент группы ЗУ-109 Ушаков Вадим Константинович
                                   Москва 2004                                   
                                   ПЛАН                                   
     1.                Введение.
     2.                Основная часть:
2.1   Североамериканская деловая культура.
2.2   Европейская деловая культура.
2.3   Деловая культура Востока.
     3.        Заключение.
     4.        Библиографическая часть.
                               1. Введение.                               
В данной работе рассматриваются основные особенности делового этикета у
разных народов, которые оказывают существенное влияние на характер отношений
между людьми, возникающих в процессе их совместной деятельности.
Так, при подготовке и ведении деловых переговоров национальные особенности
проявляются в характере формирования делегации, механизме и степени
самостоятельности в принятии решений на переговорах, ценностной ориентации
участников, особенностях восприятия и мышления, наиболее характерных
тактических приёмах.
Незнание национальных особенностей делового этикета может произвести на
партнёров нежелательное впечатление, затруднить взаимодействие как на стадии
переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных
проектов.
В основе особенностей делового этикета и деловой культуры в целом лежат не
только традиции, но и черты национального характера.
                 2.1 Североамериканская деловая культура.                 
Североамериканская деловая культура сравнительно молода, но уже многими
исследователями, деловыми людьми отмечаются такие её особенности, сходные с
чертами национального характера, как ориентация на индивидуализм в человеческих
взаимоотношениях, на сильную личность в практической деятельности, а отсюда
стремление к единоличным решениям. Американские бизнесмены отличаются
высокой деловой активностью, большими способностями в борьбе за прибыль,
стремлением утвердить своё превосходство, исключительной уверенностью в себе,
стойкостью, выживаемостью, склонностью к риску. В деловых отношениях на
производстве доминирует беспрекословное подчинение и жёсткая дисциплина.
Американцы ревностно относятся к соблюдению прав человека, в конфликтных
ситуациях чаще всего прибегают к закону, к услугам адвокатов. В неформальных
взаимоотношениях американцы общаются друг с другом просто. Они достаточно
открыты, несколько фамильярны даже с людьми, старшими по возрасту и положению,
вольно обращаются с правилами светского этикета, улыбчивы, внимательно и
бережно относятся к своему здоровью.
Американский стиль ведения переговоров проявляется в стремлении обсудить не
только общие подходы, но и детали, связанные с реализацией договорённостей.
Американцам импонирует не слишком официальная атмосфера, открытость,
дружелюбие. Однако они нередко проявляют эгоцентризм, так как полагают, что
при ведении дел их партнёры должны руководствоваться теми же правилами, что и
они. Поэтому партнёры по переговорам нередко считают американцев слишком
напористыми, агрессивными. Американский стиль ведения переговоров
характеризуется достаточным профессионализмом. Редко в американской делегации
можно встретить человека, некомпетентного в вопросах, по которым ведутся
переговоры (соответственно, американцев пугает некомпетентность партнёра).
Члены делегации на переговорах относительно самостоятельны при принятии
решений. Американцы довольно настойчиво пытаются реализовать свои цели на
переговорах, любят торговаться. Как правило, не терпят больших затяжек в
ведении переговоров.
                    2.2 Европейская деловая культура.                    
Европейская деловая культура намного старше американской. В той или иной
степени для неё характерны отмеченные черты североамериканской деловой
культуры, но и здесь имеются национальные отличия и особенности.
Так, немецкой деловой культуре свойственны такие черты, как стремление к
порядку, дисциплинированность, пунктуальность, экономность, дотошность. Главное
отличие немецкой манеры вести дела – степень официальности. Все встречи
назначаются заблаговременно. Весьма неодобрительно воспринимаются внезапные
предложения, изменения. Одеваются строго, для женщин в деловой одежде
исключаются брюки. Очень высоко ценится профессионализм. Вместе с тем немцы
достаточно коммуникабельны, любят повеселиться, развлечься.
Для немцев более вероятно вступление в те переговоры, в которых они с
достаточной очевидностью видят возможности нахождения решения. Обычно немцы
очень тщательно прорабатывают свою позицию, в ходе переговоров любят
обсуждать вопросы последовательно, один за другим. Они любят приводить факты
и примеры, неравнодушны к цифрам, схемам, диаграммам. Во время переговоров с
ними надо быть логичным в аргументации и точным в изложении фактов. Ценятся
честность и прямота. При заключении сделок немцы будут настаивать на жёстком
выполнении принятых обязательств, а также уплате высоких штрафов в случае их
невыполнения.
     Англичане характеризуются деловитостью, почитанием собственности,
традиций, вежливостью, законопослушанием. В общении они очень сдержанны и
щепетильны, что иногда воспринимается как замкнутость, чопорность. В беседах
ценится умение слушать, в деловых отношениях – пунктуальность. В Англии
господствует правило «соблюдай формальности». Обращение на «ты» к англичанину
абсолютно немыслимо, так же как и обращение к кому-либо по имени без
специального разрешения. Британцы очень строго соблюдают процедуру знакомства.
Обмен рукопожатиями принят только при первой встрече. Говорить с англичанином о
делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном, даже если вы
выпиваете или ужинаете со своим деловым партнёром.
В отличие от немцев англичане в меньшей степени уделяют внимание вопросам
подготовки к переговорам. Они подходят к ним с большей долей прагматизма,
полагая, что в зависимости от позиции партнёра на самих переговорах и может
быть найдено наилучшее решение. При этом они достаточно гибки и охотно
отвечают на инициативу противоположной стороны. Англичане умеют терпеливо
выслушать собеседника, что, однако, не всегда означает согласие. Грубым
поведением считается, когда слишком много говорят, т.е., как считают
англичане, силой навязывают себя другим. По традиции англичанин сдержан в
суждениях, избегает категоричных утверждений, старательно обходит в разговоре
любые личностные моменты, т.е. всё то, что было бы расценено как вторжение в
частную жизнь. У них высоко развито чувство справедливости, поэтому при
ведении дел они исповедуют честную игру.
     Французы, родина которых считается законодательницей в деловом протоколе
и этикете, очень галантны, изысканны, стремятся придерживаться этикета, при
этом в поведении раскованны и открыты для собеседников. Они очень ценят
интеллект, умение изъясняться, точно формулировать условия контрактов и сделок.
Чувство удовлетворения у французов вызывает интерес к их культуре и языку (при
этом с досадой воспринимается плохое знание французского языка). В деловых
отношениях ценятся личные связи. Многие важные решения принимаются на деловых
приёмах (завтраках, обедах, коктейлях и пр.).
При проведении переговоров французы стараются избегать официальных обсуждений
вопросов «один на один», стремятся сохранить свою независимость. В то же
время их поведение может изменяться самым кардинальным образом, в зависимости
от того, с кем они обсуждают проблему. Французы большое внимание уделяют
предварительным договорённостям. Любят досконально изучать все аспекты и
последствия поступающих предложений, поэтому переговоры с ними проходят в
значительно более медленном темпе. Любые попытки ускорить переговоры могут
лишь навредить делу. При обсуждении вопросов, аргументация французов
традиционно ориентируется на логические доказательства. Они достаточно жёстко
ведут переговоры и, как правило, не имеют «запасной» позиции. Французские
партнёры могут перебивать собеседника, чтобы высказать критические замечания
или контраргументы, но они не склонны к торгу. По сравнению с американцами
они менее свободны и самостоятельны при принятии окончательного решения.
Подписанные контракты – предельно конкретны и не допускают разночтений.
Французы негативно относятся к компромиссам и в качестве официального языка
переговоров предпочитают использовать французский язык.
                      2.3 Деловая культура Востока.                      
Отличается своеобразием деловая культура Востока. Так, японская деловая
культура определяется в первую очередь коллективизмом, основанном на
традиционном общинном сознании, отождествлении работниками себя с фирмой.
Коллективистский характер труда во многом обусловливает и стиль принятия
управленческих решений «снизу-вверх». Коллективизм проявляется в одинаковой
рабочей одежде рядовых сотрудников и управляющих, в совместном проведении
досуга. Почти все фирмы имеют моральные кодексы, и хотя они не являются
формальными атрибутами, их требования добросовестно выполняются. Японцы
избегают противоречий и конфликтов, стремятся к компромиссам. Конфликты
решаются не столько с использованием юридических законов и адвокатов, сколько
посредством переговоров с целью нахождения согласия. В деловой этике очень
ценятся трудолюбие, усердие. Японцы отличаются пунктуальностью и почти никогда
не опаздывают на встречи. Характерной чертой японцев является чувствительность
к общественному мнению, предельная точность и обязательность. Рукопожатие при
знакомстве в Японии не принято.
При проведении переговоров большое внимание японцы уделяют развитию личных
отношений с партнёрами. Во время неофициальных встреч они стараются по
возможности подробнее обсудить проблему. В ходе самих переговоров стремятся
избегать столкновения позиций. Японцы часто демонстрируют внимание, слушая
собеседника. Часто такое поведение интерпретируется как выражение согласия с
излагаемой точкой зрения. На самом же деле они лишь побуждают собеседника
продолжать. Стремление японцев не употреблять слово «нет» и употреблять слова
«да» в значении, что вас слушают, не знающего об этом человека может ввести в
заблуждение. Знакомый с Японским этикетом иностранец увидит отказ в словах
«Это трудно», в ссылке на плохое самочувствие и т.п., а согласие – в словах
«Я понимаю». Механизм принятия решений у японцев предполагает довольно
длительный процесс согласования и утверждения тех или иных положений.
Терпение считается в Японии одной из главных добродетелей, поэтому обсуждение
деловых вопросов часто начинается с второстепенных деталей, и идёт очень
неспешно. Японцы не любят рисковать, и стремление не проиграть может
оказаться у них сильнее, чем желание выиграть. Когда японцы встречаются с
очевидной уступкой со стороны партнёров, они часто отвечают тем же. Японцы
чрезвычайно щепетильны и очень ответственно относятся к принятым на себя
обязательствам.
     Китайцы обычно чётко разграничивают отдельные этапы переговорного
процесса: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение, заключительный этап.
На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнёров, манере
их поведения. На основе этих данных делаются попытки определить статус каждого
из участников. В дальнейшем а значительной мере идёт ориентация на людей с
более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Окончательные
решения принимаются китайской стороной, как правило, не за столом переговоров,
а дома. Одобрение достигнутых договорённостей со стороны центра практически
обязательно. Китайцы делают уступки, как правило, под конец переговоров, после
того как оценят возможности другой стороны. При этом ошибки, допущенные
партнёром в ходе переговоров, умело используются. Большое значение китайская
сторона придаёт выполнению достигнутых договорённостей.
В деловых отношениях с арабами следует помнить об обязательном
соблюдении исламских традиций. В месяц рамадан мусульманину не положено ничего
есть с восхода до заката солнца. В первый месяц мусульманского нового года не
следует устраивать приёмы. Все дела пять раз в день прерываются для совершения
молитвы, четверг или пятница у мусульман – день отдыха и служения богу.
Запрещается употреблять свинину и спиртное. Не стоит с представителями
исламского мира заводить разговор о религии или политике. Необходимо являться в
установленное место вовремя, хотя ваш хозяин может задержаться. Арабам, скорее
всего, затруднительно будет иметь деловые отношения с представительницами
женского пола.
Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление
доверия между партнёрами. Они предпочитают предварительную проработку деталей
обсуждаемых на переговорах вопросов, а также «торг» за столом переговоров.
Всегда стараются оставить за собой возможность продолжить контакты, если на
этот раз соглашения достигнуть не удалось (при этом отказ от сделки
сопровождается расточением похвал в адрес партнёра и отвергнутого
соглашения).
                              3. Заключение.                              
Разбираться в тонкостях местного этикета необходимо как при ведении дел за
границей, так и при осуществлении рабочих контактов с приезжающими в Россию
иностранцами. Отмеченные особенности национального этикета в определённой
мере относительны, хотя во многом отвечают сложившемуся в практике
международных отношений мнению.
При расширяющемся взаимодействии национальные стили поведения, как правило,
успешно адаптируются (так, в настоящее время уже можно говорить о
формировании особой субкультуры участников переговоров со своими правилами
поведения, языком, символами, которые могут значительно отличаться от
принятых национальных норм и правил поведения).
                       4. Библиографическая часть.                       
1.                 Брамм И.Н.; «Этика делового общения»; Минск; 1998.
2.                 Бульгина А.; «Этика делового общения»; Новосибирск; 1995.
3.                 Кибанов А.Я.; «Этика деловых отношений»; Москва; 2002.