Каталог :: Эргономика

Контрольная: Cоциально-экономическое значение улучшение условий труда и охраны труда

Министерство образования Российской Федерации
                   НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНННАЯ АКАДЕМИЯ                   
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
                 Кафедра экономики труда и управления персоналом                 
                           Контрольная  работа                            
                              по дисциплине                               
                                  «Эргономика»                                  
     Выполнил: студент 
     III курса ИЗО,
     Группа УПП-32 
     Дата регистрации кафедрой: «    »__________________2005 г.
     Проверил: ________________________________Бажутин И.С.
                            Новосибирск 2005г.                            
                                  План  работы                                  
1.     Введение  ..........................
2.     План работы.........................
3.     социально-экономическое значение улучшение условий труда и охраны
труда ............................
4.     Обязанности работников с области охраны труда ........
5.     Задача ...........................
6.     Список использованной литературы..............
В конструкции оборудования и организации рабочего места необходимо
предусматривать возможности регулирования отдельных элементов, чтобы
обеспечить оптимальное положение работающего. Проектирование оборудования
должно обеспечить его соответствие антропометрическим и биомеханическим
характеристикам человека на основе учета динамики изменения размеров тепла
при его перемещении, диапазона движений в суставах. Для учета в конструкции
оборудования антропометрических данных необходимо: - определить контингент
людей, для которых предназначено оборудование; - выбрать группу
антропометрических признаков; - установить процент работающих, которому
должно удовлетворять оборудование; - определить границы интервала размеров
(усилий), которые должны быть реализованы в оборудовании. При проектировании
используют антропометрические размеры тела, причем учитываются различия в
размерах тела мужчин и женщин, национальные, возрастные, профессиональные.
Для определения границ интервалов, в которых учитывается процент населения,
используется система перцентелей. Конструкция оборудования должна
обеспечивать возможность использования по меньшей мере для 90% потребителей.
Для работы в положении "сидя" используются различные рабочие сиденья.
Различают рабочие сиденья для длительного и кратковременного пользования.
Общие требования для сидений длительного пользования следующие: сидение
должно обеспечивать позу, уменьшающую статистическую работу мышц; создавать
условия для возможности изменения рабочей позы; не затруднять деятельность
систем организма; обеспечивать свободное перемещение относительно рабочей
поверхности, иметь регулируемые параметры; иметь полумягкую обивку. Для
кратковременного пользования рекомендуются жесткие стулья и различного типа
табуреты.
     Чем принципиально отличается эргономическое (инженерно-психологическое)
проектирование от любого другого вида проектирования, например, от инженерного
проектирования? - Е.Б. Моргунов выделяет два таких основных отличия:
1. При эргономическом проектировании "производится тщательный анализ не
только прототипного устройства или программного комплекса, но и прототипной
деятельности пользователя"; 
     2. Перед тем, как писать программу, имеет смысл сопоставить режимы, в которых
выполняет работу специалист, и их усовершенствование в ходе исторического
развития профессии.
Все это предполагает постоянное совершенствование проектируемых комплексов в
сотрудничестве психолога-эргономиста с пользователем - по принципу: "чем раньше
будет исправлена ошибка, тем качественнее станет конечный продукт" (
Моргунов, 1994. С. 185-186
Стандартизация в эргономике
Национальные и международные организации по стандартизации, предприятия и
фирмы, профессиональные эргономические общества и другие научно-технические
общественные организации проводят большую работу в этом направлении.
Стандартизация содействует развитию эргономики для всех и каждого. Эргономика
находит в стандартизации организационную форму адаптации к быстрым темпам
научно-технического прогресса и эффективного продвижения в практику
результатов исследований и разработок. Эргономические стандарты это тщательно
отобранные, проверенные, предельно сконцентрированные данные и требования
эргономики, представленные в наиболее приемлемой для практического
использования форме. Многие положения эргономических стандартов не могут быть
представлены в количественной форме, поэтому выражение их смысла словами
приобретает особое значение, имея в виду проблему их самотождественности и
точности.
Стандартизация сегодня не может полноценно развиваться вне связи с
эргономикой и в определенном отношении не изменяясь под ее воздействием.
Последнее вызвано тем, что стандартизация, традиционно связанная с
техническими объектами, все больше вынуждена поворачиваться в сторону
человека, его возможностей и особенностей при взаимодействии с указанными
объектами и средой, т.е. сталкивается с объектом в принципе не
стандартизуемым человеком. Поэтому каждый раз возникает сложная научно-
методическая проблема определения объекта стандартизации в области
эргономики, решение которой требует высокого профессионализма, социальной
ответственности и принятия решений в соответствии с принципом "не навреди".
Подготовленная опытом нормирования требований безопасности труда, гигиены и
физиологии труда, а также данных антропометрических измерений стандартизация
в области эргономики закономерный результат ее развития как комплексной
научно-технической дисциплины в современном мире. Международная организация
по стандартизации в "Положении о стратегии деятельности технического комитета
159 "Эргономика"" определила цели и задачи стандартизации в области
эргономики, которая призвана содействовать "адаптации условий жизни и труда к
анатомическим, физиологическим и психологическим характеристикам человека в
тесной связи с физической, социокультурной и технологической средой, имея
целью обеспечение его безопасности, здоровья и благополучия". Важной задачей
стандартизации является определенная регламентация и унификация условий,
процедур и методов эргономических исследований. Неупорядоченность в этой
сфере приводит к несопоставимости результатов эргономических исследований и к
затруднениям в их интерпретации. Принципы и методы эргономического
проектирования также становятся объектом стандартизации.
Первоначально стандартизация в эргономике выполняла в основном функции защиты
работающих людей от воздействия неблагоприятных факторов на их здоровье,
работоспособность и деятельность. В стандартах фиксировались преимущественно
предельно допустимые уровни показателей указанных факторов. Такой характер
стандартизации в эргономике во многом определялся тем, что она возникла под
сильным воздействием законодательно признанной стандартизации в сфере
безопасности труда и охраны здоровья работающих людей, развитие которой в
современных условиях потребовало привлечения принципов, методов и данных
эргономики. Однако и при такой направленности стандартизации названные задачи
все чаще решались путем подготовки перспективных стандартов, в которых
отражалось внутренне присущее эргономике профилактическое начало. Содержание
эргономических стандартов находится в пространстве между предельно допустимым
диапазоном и оптимальным диапазоном показателей, нередко указываются и те и
другие.
Подготовка эргономических стандартов для решения задач профилактики
неблагоприятных и опасных факторов не может ограничиться только включением в
них соответствующих принципов, требований и данных, а предполагает нахождение
способов задания на их основе в нормативно-технических документах
концептуальной схемы эргономического проектирования деятельности человека или
группы людей и оптимальных условий ее осуществления. Имеются в виду
деятельность и условия, которые при осуществлении и воплощении на практике
содействуют благополучию, сохранению здоровья, развитию личности и
одновременно повышают эффективность, надежность, производительность,
безопасность рабочих систем. Таким вектором развития отличается международная
стандартизация в эргономике.
В международной организации по стандартизации разрабатываются два типа
эргономических стандартов, различающихся функционально. Первый это стандарты-
директивы, содержащие руководящие указания о том, что и как делать и какие
принципы при этом должны быть соблюдены. Они не содержат специальных или
предметных детализаций, относящихся к определенным областям эргономики. К
данному типу относится международный стандарт "Эргономические принципы
проектирования рабочих систем". Второй тип стандарты-спецификации, содержание
которых соотносится с определенными областями эргономики (эргономическая
антропология, эргономика аппаратных и программных средств вычислительной
техники и др.). К разновидности таких стандартов относятся те из них, в
которых содержатся эргономические данные.
В Европейской комиссии по стандартизации разрабатываются три типа
эргономических стандартов, различающихся по сферам и границам их приложения.
Первый общие, базовые стандарты тип "А", которые применимы ко всем сферам
приложения. Второй тип "В" стандарты для определенных сфер приложения, число
их наибольшее в европейской стандартизации. И, наконец, третий тип "С"
стандарты для определенных видов машин.
Эргономические стандарты разрабатывают многие другие международные
организации (Международная электротехническая комиссия, Европейский институт
стандартизации в телекоммуникации, Европейская ассоциация производителей
компьютеров, Консультативный комитет международной организации телефонии и
телеграфии и др.). Первые эргономические стандарты появились в конце 50-х и в
60-е годы. Примером может служить британский стандарт по проектированию шкал
и указателей приборов BS 3693, часть I, разработанный в 1964 г. К.Марреллом.
Стандарт основан на результатах психофизиологических исследований читаемости
шкал, позволивших определить наилучшие их варианты, которые обеспечивали бы
быстрое и безошибочное считывание показаний. Кроме своего прямого назначения,
стандарт этот стал образцом того, как следует разрабатывать нормативные
документы по эргономике и формулировать их положения. К основным достоинствам
стандарта относят то, что он не создает помех для профессиональных поисков
проектировщиков и конструкторов. Приведенные в нем рекомендации, говорится в
его преамбуле, не следует понимать так, что все шкалы должны или могут быть
универсально стандартизованы. Разнообразные задачи, решаемые с использованием
приборов, могут быть не совместимы с таким единообразием и чаще всего
допускают не одно, а больше решений.
Первый международный симпозиум "Эргономика и стандарты" был проведен в 1973
г. в Англии по инициативе Международной ассоциации по эргономике и при
содействии Британского института стандартов. В работе симпозиума приняли
участие 33 эргономиста и стандартизатора из 11 стран. Доклад от СССР был
представлен на симпозиуме, но ученый нашей страны не смог принять участие в
его работе. Симпозиум продемонстрировал, что в промышленно развитых странах
эргономика становится неотъемлемой частью стандартизации. Вместе с тем
стандартизация в области эргономики обнажила целый ряд сложных и нерешенных
ее проблем.
В рекомендациях симпозиума отмечалось, что одной из важнейших задач
дальнейшего развития стандартизации в эргономике является создание
соответствующих комитетов или подобных им подразделений в национальных
организациях по стандартизации. Рекомендация основывалась на изучении опыта
работы технических комитетов по эргономике в национальных организациях по
стандартизации Австралии, Англии, Федеративной Республики Германии и других
стран, который убеждал в эффективности такой организационной формы развития
стандартизации в эргономике. Комитет по эргономике немецкого Института
стандартов, созданный в 1970 г., имел в своем составе рабочие группы по
следующим направлениям:
1) эргономические принципы (основной стандарт);
2) терминология и определения;
3) анализ работы;
4) психологический стресс;
5) размеры тела;
6) физические усилия;
7) шкалы;
8) органы управления;
9) измерение и оценка воздействия на человеческий организм микроклиматических
условий и радиации;
10) оптические и акустические факторы;
11) конструирование машин и организация рабочих мест с учетом возрастных
особенностей работающих.
Иной принцип был положен в основу организационной структуры английского
консультативного комитета по эргономике и антропометрии Британского института
стандартов, в котором образованы были четыре подкомитета:
1) антропометрия для конструирования оборудования;
2) эргономика потребительских изделий;
3) эргономика зданий, оборудования и мебели;
4) эргономика машин и оборудования.
Развитие стандартизации в области эргономики и возросшая потребность в
международных эргономических стандартах обусловили создание в 1975 г. по
предложению Международной эргономической ассоциации в Международной
организации по стандартизации специального технического комитета по
эргономике (ТК-159 "Эргономика", в который вошли представители 23 стран. В
1996 г. в работе комитета принимали участие специалисты уже 45 стран и
разрабатывалось 80 стандартов.
Сфера деятельности технического комитета стандартизация в эргономике, включая
ее терминологию, методологию и данные. В задачу технического комитета входят
координация деятельности других комитетов Международной организации по
стандартизации и кооперация работ с другими организациями в сфере эргономики.
Комитет разрабатывает следующие виды стандартов:
1) базовые, имеющие отношение к основным характеристикам человека
(антропологические, биомеханические, психофизиологические и др.);
2) функциональные, связанные с человеческими факторами в оборудовании,
процессах, изделиях или системах;
3) окружающей среды, относящиеся к воздействию факторов физической среды на
человека;
4) содержащие показатели и характеристики условий, процедур и методов
эргономических исследований.
В 1996 г. в составе ТК-159 "Эргономика" действовали четыре подкомитета:
"Принципы эргономики", "Антропометрия и биомеханика", "Эргономика
взаимодействия человека и системы", "Эргономика физической среды". В
подкомитетах функционировали 14 рабочих групп по различным направлениям
стандартизации. За один только этот год проведено 14 рабочих совещаний
подкомитетов и рабочих групп в разных регионах земного шара. В 1996 г. ТК-159
"Эргономика" взаимодействовал с 22 техническими комитетами Международной
организации по стандартизации. Качественно новый этап развития международной
стандартизации в эргономике открыла кооперация деятельности ТК-159
Международной организации по стандартизации и созданного в 1987 г.
технического комитета 122 "Эргономика" Европейской комиссии по
стандартизации, которая включает и определенное разделение труда между ними.
За 20 лет работы ТК-159 "Эргономика" подготовил 16 международных стандартов,
а также 34 стандарта совместно с Европейской комиссией по стандартизации и
другими организациями. Проведена большая работа по включению требований
эргономики в стандарты, разработанные другими техническими комитетами
Международной организации по стандартизации.
Первый международный стандарт "Эргономические принципы проектирования рабочих
систем" был опубликован в 1981 г. В 1993 г. подготовлена его новая редакция.
В 1991 г. вышел международный стандарт "Эргономические принципы применительно
в умственной рабочей нагрузке. Основные термины и определения", а в 1995-м
одобрен стандарт "Эргономические принципы применительно к умственной рабочей
нагрузке. Часть II. Принципы проектирования". Подготовлен стандарт
"Эргономические принципы применительно к умственной рабочей нагрузке. Часть
III. Измерение и оценка умственной рабочей нагрузки". Изданы базовые
стандарты в области антропологии и биомеханики, подготовлены стандарты
"Оценка рабочих поз", содержащий рекомендации для различных рабочих задач, и
"Человеческая физическая сила: пределы ручного поднятия грузов и усилий",
действие которого распространяется на условия труда и быта.
Одними из первых подготовлены были стандарты по методам отображения
информации, а также проектированию средств отображения информации и органов
управления. Разработаны стандарты "Эргономические требования к работе с
дисплеями в учреждениях", состоящий из 17 частей, и "Эргономическое
проектирование центров управления (операторских пунктов)", включающий 8
частей. Технический комитет Эргономика физической среды" разработал и
опубликовал 9 стандартов. В 1995 г. им велась разработка еще 14 стандартов.
Совместно с Европейским комитетом по стандартизации и немецким Институтом
стандартов подготовлен международный стандарт "Основные принципы
эргономической оценки промышленных изделий и их проектирования".
Предусматриваются три процедуры оценки: эксперимент, наблюдение и опрос.
На создание научных основ международной стандартизации в области эргономики
направлены были программы научно-технического сотрудничества стран - членов
СЭВ. На основе результатов многочисленных исследований и разработок
подготовлены план работ по стандартизации эргономических норм и требований и
проекты первых стандартов стран-членов СЭВ.
Развитие во многих странах стандартизации в области эргономики явилось
стимулом для нового витка развертывания соответствующих работ в международном
масштабе. Специалисты Финляндии, Швеции, Норвегии, Нидерландов и некоторых
других стран убеждены в том, что основной путь стандартизации в этой области
для малых стран это международная стандартизация. Сегодня данная форма
стандартизации во многом определяет работы в этом направлении в большинстве
стран мира. Примером тому является деятельность комиссии по эргономике
Французской ассоциации по стандартизации, издающей с 1983 г. сборники
стандартов, которые она разрабатывает в тесном сотрудничестве с техническим
комитетом 159 "Эргономика", его подкомитетами и рабочими группами.
Работы по стандартизации в эргономике органично связаны с эргономической
оценкой и испытаниями систем, оборудования и технических средств. Наиболее
полно требования к эргономической оценке систем "человек машина" определены
американским стандартом (MIL-H-46855B). Раздел 3.2.3 этого документа
("Эргономика испытание и оценка" состоит из трех подразделов: планирование,
проведение и анализ отказов. При планировании необходимо:
1) обеспечить выполнение требований;
2) продемонстрировать соответствие конструкции системы, оборудования и
устройств проектным эргономическим требованиям;
3) подтвердить соответствие эксплуатационным требованиям;
4) предоставить количественные параметры функционирования системы, являющиеся
производной взаимодействия "человек-машина";
5) определить, не введены ли в систему нежелательные конструктивные или
процедурные характеристики.
В подразделе "Проведение" указывается, что оценка человеческих факторов в
технике должна включать, где это возможно: моделирование или действительное
выполнение задач; проверку задач, в решении которых участие человека является
критическим относительно таких факторов, как скорость, точность, надежность
или стоимость; представительную выборку предусмотренных или не
предусмотренных задач по обслуживанию и ремонту оборудования; предполагаемые
вспомогательные технические средства, оборудование для тренировок и т.п.;
идентификацию несоответствий между требуемыми и полученными данными о задаче,
а также критерии приемлемости выполнения задачи. Подраздел "Анализ отказов"
содержит требование анализа отказов системы, которые обусловлены ошибками
человека.
В стандарте подчеркивается, что эргономические испытания и оценка систем
должны проводиться на ранних этапах их создания с тем, чтобы результаты могли
оказать необходимое влияние на конструкцию.
Стандартизация в области эргономики имела дело главным образом с наиболее
приемлемыми для нормирования данными антропометрических измерений,
биомеханики, физиологии. Развитие эргономики программного обеспечения ЭВМ
побудило заняться определением объекта стандартизации в сфере познавательной
(когнитивной) деятельности человека с вычислительной техникой. Аварии на
американской АЭС "Остров трех милей", химическом комбинате в индийском
г.Бхопале и Чернобыльской АЭС, причиной которых явились ошибки операторов,
обусловленные конструктивными недостатками оборудования и систем, вынудили
инженеров и стандартизаторов заняться поиском ответов на вопросы: что такое
человеческая ошибка? каким образом измеряется человеческая надежность? какие
факторы влияют на человеческую надежность и как можно их интегрировать в
функциональные процессы и проектирование изделий и систем? когда наиболее
своевременно (и кем) должен рассматриваться вклад человеческой надежности в
надежность процессов и систем в целом? какую роль могут играть эргономисты в
улучшении человеческой деятельности? Ответам на эти вопросы, которые связаны
с познавательной деятельностью человека, посвящен проект международного
стандарта "Руководство по прикладным аспектам человеческой надежности",
который подготовлен одним из технических комитетов Международной
электротехнической комиссии.
Содержание проекта стандарта изложено на 99 страницах и включает шесть глав:
1. "Введение в человеческую надежность".
2. "Человеческая надежность в системном проектировании".
3. "Принципы человеческой деятельности".
4. "Оценка человеческой надежности".
5. "Прикладные аспекты человеческой надежности".
6. "Данные о человеческой надежности".
В приложении к проекту стандарта содержатся определения 124 используемых
терминов, имеющих отношение к человеческой надежности. При таком обилии
терминов невольно закрадывается подозрение, что инженеры в массе своей таких
слов не знают, да они и не могли войти в их лексикон, так как до трех
крупнейших аварий конца XX века методы и подходы, использовавшиеся для
прогнозирования человеческой надежности в системах, были, как правило,
аналогичны тем, которые применялись при оценке надежности техники.
Рассматриваемый проект стандарта еще одно убедительное свидетельство того,
как труден и долог путь эргономики к профессиональному мышлению инженеров,
которые в массе своей все еще по-настоящему не осознали ее важности для
решения технических задач. Примечательно, что почти все положения проекта
стандарта, а отдельные формулировки дословно, были прописаны в руководствах
для инженеров и других книгах по эргономике и инженерной психологии,
издававшихся в СССР еще в 60-е начале 70-х годов. И только трагические
последствия деяний инженеров заставили задуматься над проблемами человеческой
надежности и усомниться в правильности анализа ее аналогично тому, как
оценивается надежность техники. В этом отношении показательны материалы
заседания Комиссии по науке и технике палаты представителей Конгресса США,
изданные в 1985 г., в которых констатируется: "Авария на "Три Майл Айленд"
(американская АЭС "Остров трех милей". В.М., В.З.) научила нас не
игнорировать роль человеческих факторов в технике обеспечения безопасности
АЭС".
Проект стандарта "Руководство по прикладным аспектам человеческой надежности"
популярно разъясняет, что представляет собой феномен человеческой надежности
и что невозможно понять его природу, используя понятийный аппарат и
инструментарий оценки надежности техники. Ориентируя в психологических и
эргономических методах и подходах к анализу человеческой надежности, проект
стандарта одновременно демонстрирует всю сложность стандартизации в этой
области.
Возможности стандартизации в эргономике ограничены и опасно их
преувеличивать. Дальнейшее развитие работ в этом направлении возможно лишь
при углубленной разработке теоретических, методических и проектных проблем
эргономики, которые, в свою очередь, исследуются в тесной связи с
достижениями наук о человеке и его деятельности. Практика показывает, что
эргономические стандарты в руках умных и думающих проектировщиков позволяют
добиваться существенных результатов. Стандартизация упрощает их работу, если
эргономический образ мышления стал также их профессиональным мышлением при
принятии проектных решений.
     Влияние техники на выбор рабочих поз и движений.
Изучение движений представляет собой научный анализ трудовых процессов, целью
которого является выявление и устранение малоэффективных приемов работы путем
замены их наиболее эффективными. Оно включает как анализ приемов с точки
зрения влияния на них таких факторов, как качество сырья, конструкция
изделия, организация технологического процесса, состояние инструментов и
оборудования, так и изучение движения рук и тела исполнителя на каждой стадии
производственного процесса.
Фрэнк В. Джильбрет, второй после Тейлора исследователь в области изучения
трудовых методов, начал свою карьеру в качестве ученика каменщика. Обучаясь
этой профессии, Джильбрет заметил, что опытные каменщики использовали ни
мало, ни много, как три отдельные системы движений — одну для медленной
работы, другую — для более быстрой и третью— при показе ему правильных
методов кладки кирпичей. Более того, ни один из каменщиков не делал
одинаковых с другими движений. Джильбрет был заинтригован своими
наблюдениями: он хотел найти наилучший способ кладки кирпичей. Изучив
различные системы движений, инструменты и рабочие места, Джильбрет разработал
усовершенствованный способ кладки кирпичей, который дал возможность каменщику
укладывать в час на 120— 350 кирпичей больше, чем это было ранее. Джильбрет
сделал так, что неопытные рабочие выкладывали кирпичи гладкой поверхностью
вверх на стеллаже, высота которого регулировалась по мере увеличения высоты
стены; была улучшена и консистенция известкового раствора, с тем чтобы
кирпичи сразу ложились на положенное место с минимальным постукиванием и
поскабливанием материала. Он упростил также движения рук и кистей в процессе
кладки кирпичей.
Так было начато исследование трудовых методов, которому Джильбрет посвятил
всю свою жизнь. Он стал горячим защитником идей о необходимости уменьшения
количества движений и однажды высказал такую мысль: «В мире нет больших
потерь, чем потери от бесполезных, плохо скоординированных и
непроизводительных движений».
В настоящее время применяемые системы упрощения (рационализации) работ
различаются по видам производства и по фирмам. Некоторые фирмы возлагают
ответственность за состояние этой работы на бригадиров и мастеров. Другие
рассматривают рационализацию как продолжение обязанностей инженеров по
организации производства. Есть фирмы, которые считают рационализацию основной
ответственностью инженеров по организации производства. Независимо от того,
на кого возлагается ответственность формально, вся система мер по упрощению
труда должна быть построена так, чтобы взаимно поощрять участие в решении
проблем на определенном уровне. Чтобы сделать эту систему мер успешной,
каждый рабочий должен проявить свое мастерство, смекалку и инициативу. Все
работники — линейные и административные — должны выявлять и устранять потери
рабочего и машинного времени, а также материалов.
     Изучение движений; правила экономичности движений. Ряд специалистов
разработал правила и сформулировал законы экономичности движений, однако
наиболее употребительными оказались принципы, предложенные Ральфом У. Бернсом,
который развил и переработал первоначальные «Правила человеческих движений»
Джильбрета.
1. Работа должна быть равномерно распределена между обеими руками так, чтобы
они начинали и заканчивали свою работу одновременно.
2. За исключением периодов отдыха, руки не должны бездействовать в одно и то
же время.
3. В работе движения рук должны быть симметричными, но в противоположных
направлениях. (Многие рабочие в ходе работы сначала пускают в ход одну руку,
а затем другую. Это значит, что одна рука бездействует, когда другая занята.
Это может также означать, что рабочий стоит на ногах до некоторой степени не
твердо. Всегда, когда возможно, наиболее естественным для рук состоянием в
работе является их противоположное и симметричное движение.)
4. Должна применяться практически наиболее простая форма движения рук и тела.
Различают следующие движения:
движения пальцев;
движения пальцев и кисти руки;
движения пальцев, кисти руки и предплечья;
движения пальцев, кисти руки, предплечья и плечевой части руки;
движения пальцев, кисти, предплечья, плечевой части руки и всего плеча.
5. Следует максимально использовать механический момент, образуемый
движениями тела. Однако если механический момент нельзя использовать и он
должен быть преодолен противоположным по направлению мускульным напряжением,
то движения, составляющие момент, должны быть уменьшены или вовсе исключены.
6. Ровные, плавные движения вызывают меньшую усталость, и их следует
предпочитать отрывистым движениям с частыми остановками и изменениями
направления движения.
7. Баллистические движения легче и могут быть более быстрыми и точными, чем
сдержанные или контролируемые движения. (В качестве примера контролируемых
движений Бернс приводит процесс писания. При письме, этом сравнительно
утомительном движении, мускулы большого и других пальцев, направляя карандаш,
противопоставлены друг другу. Баллистические же движения, с другой стороны,
могут быть представлены такими действиями, которые требуются для того, чтобы
размахнуться клюшкой для гольфа или забить гвоздь. Как только движение
началось, дальнейшего мускульного напряжения не требуется. По Бернсу,
баллистические движения предпочтительнее контролируемых.)
8. Работа должна быть налажена таким образом, чтобы обеспечить легкий и
естественный ритм движения. Материалы, инструменты и механизмы управления
станком должны быть расположены в пределах естественной досягаемости, т. е. в
том пространстве, находящемся непосредственно перед рабочим, в котором работа
может быть выполнена с помощью наименее сложных по классу движений.
9. Там, где возможно, должны быть использованы бункерные и прочие устройства
с гравитационной подачей.
10. Должно быть надлежащее освещение.
11. Высота рабочего места и сиденья должна позволить рабочему принять удобную
позу и дать ему возможность стоять или сидеть по желанию.
12. Не следует делать руками то, что может быть сделано с помощью зажимов,
приспособлений или устройств, приводимых в действие ногой.
13. Там, где возможно, следует использовать сочетания двух или более
инструментов.
14. Ручки инструментов и рукоятки должны быть сделаны так, чтобы обеспечить
максимальную плотность контакта с рукой, особенно там, где требуется усилие
     Эргономические требования к рабочим сиденьям.
Проектирование систем "человек - машина" занимает видное место в работах по
инженерной психологии (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 196-275;
Зинченко, Мунипов, 1979. С. 210-292 и др.). Само проектирование СЧМ
традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации
(сокращенно - СОИ), органы управления или средства ввода информации
(сокращенно - СВИ), рабочее место оператора. Рассмотрим блок рабочее место
оператора подробнее.
1.  Средства отображения информации (СОИ).
2.  Органы управления или средства ввода информации - СВИ.
3.  Рабочее место оператора является третьим блоком, анализ которого важен
при проектировании и оптимизации систем "человек - машина".
В качестве примера можно привести основные требования к рабочему сиденью:
- сиденье должно обеспечивать позу, способствующую уменьшению статичной
работы мышц;
- сиденье должно обеспечивать возможность для изменения рабочей позы;
- оно не должно затруднять деятельность различных систем организма
(дыхательной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной) и не вызывать
болезненных ощущений;
- глубина сиденья не должна быть чрезмерно большой;
- должно быть обеспечено свободное перемещение сиденья относительно рабочих
поверхностей (в том числе желательно обеспечить вращение сиденья);
- важно предусмотреть возможность регулирования высоты, угла наклона спинки,
высоты спинки;
- важно учесть требования безопасности (общие и частные, в зависимости от
конкретного места работы оператора);
- желательно использовать на сидениях полумягкую обивку, но не скользкую,
неэлектризирующуюся, воздухопроницаемую, влагоотталкивающую (кроме случаев с
особыми условиями производства, где сиденья могут быть только деревянными) и
т.п.
Основными элементами рабочего места, оснащенного дисплеем, является рабочее
кресло, рабочая поверхность, экран дисплея и клавиатура.
Рабочее кресло обеспечивает поддержание рабочей позы, в положении сидя, и чем
длиннее это положение в течение рабочего дня, тем настоятельнее должны быть
требования к созданию удобных и правильных рабочих сидений.
Тип рабочего кресла выбирается в зависимости от продолжительности работы: при
длительной - массивное кресло, при кратковременной - кресло легкой
конструкции, которое свободно отодвигается. Подножка кресла должна иметь пять
опор, чтобы исключить опрокидывание.
Сидение должно быть удобным, иметь закругленные края, наклоняться по
отношению к горизонтали вперед на 2 градуса и назад на 14 градусов. Его
размеры не должны превышать 40х40 см. Сиденье должно быть покрыто латексом
толщиной около 1 см, сверху которого накладывается влагопроницаемый материал
(меланжевая ткань, натуральное полотно).
Высота спинки кресла рекомендуется 48-50 см от поверхности сидения и с
регулировкой в переднезаднем направлении. На высоте 10-20 см от поверхности
сидения ее следует оборудовать поясничным опорным валиком. Кресло с
подлокотниками рекомендуется при эпизодической работе на ВТ, при постоянной
работе подлокотники ограничивают движения.
Высота сидения от пола должна регулироваться в пределах 42-55 см. По желанию
оператора устанавливается подставка для ног размером 40х30х15 см и углом
наклона 0-20 градусов с нескользящим покрытием и неперемещаемая по полу.
Конструкция  рабочего  стула   (кресла)   должна   обеспечивать
поддержание рациональной  рабочей  позы  при  работе  на  ВДТ  и   ПК,
позволять  изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц
шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
- Рабочий   стул   (кресло)  должен  быть  подъемно-поворотным  и
регулируемым по высоте и углам  наклона  сиденья  и  спинки,  а  также
расстоянию  спинки  от  переднего  края сиденья,  при этом регулировка
каждого параметра должна  быть  независимой,  легко  осуществляемой  и
иметь надежную фиксацию.
- Поверхность сиденья,  спинки и других элементов стула  (кресла)
должна   быть   полумягкой,   с   нескользящим,   неэлектризующимся  и
воздухопроницаемым  покрытием,  обеспечивающим   легкую   очистку   от
загрязнений.
Многие из требований к креслам совпадают с требованиями к корпусной мебели. В
первую очередь - это надежность в использовании, универсальность дизайна,
удобство, внешняя солидность и привлекательность. Однако если для выбора
корпусной мебели достаточно на нее посмотреть и изучить характеристики, то на
мягкую мебель надо обязательно сесть и попробовать все регулировки и функции.
Это - главный совет при выборе кресел и стульев. Правильный выбор рабочего
кресла - главный фактор сохранения высокой работоспособности и здоровья на
долгие годы.
По аналогии с корпусной мебелью сформулируем минимальный набор требований для
рабочего кресла: наличие пластиковых подлокотников и пятилучевой опоры с
легко вращающимися колесиками; возможность одной рукой и не вставая с кресла
изменять высоту сиденья и наклон спинки. Все регулировки должны быть легкими
и приятными - только так вы приучите себя подстраивать кресло под свою
фигуру, а не наоборот; наличие на механизме регулировки высоты амортизатора,
смягчающего резкое изменение нагрузки на позвоночник при опускании на
сиденье; эргономическая форма спинки (валик под поясничным прогибом). Это
может достигаться и формой каркаса, и утолщением обивки; толстый слой
поролона повышенной упругости с периферическими утолщениями сиденья (для
облегчения фиксации вертикального положения) и мягкая округлая передняя
кромка сиденья (позволяющая избежать систематического пережатия кровеносных
сосудов на ногах); безопасный материал обивки на "рабочих" поверхностях
сиденья и спинки (плотная ткань, натуральная кожа, специальные "дышащие" виды
мебельной ткани), позволяющий избежать перегрева и охлаждения при любой
погоде и влажности. Для нижней и задней поверхностей допустима отделка
пластиком или кожзаменителем.
Более совершенные и более дорогие кресла могут иметь более сложные механизмы
регулировок: плавное изменение высоты спинки и глубины сиденья; подлокотники,
регулирующиеся по высоте и углу поворота; синхромеханизм <1:3>, синхронно
изменяющий угол наклона сиденья и спинки в эргономической пропорции (каждый
градус наклона сиденья равен 3 градусам наклона спинки); механизм
"кресло-качалка" - покачивание кресла с точно подобранным под ваш вес
коэффициентом упругости; могут использоваться более качественные материалы:
встроенный металлокаркас для пятилучевых опор, полиуретан, алюминий, дерево или
обивка кожей для подлокотников, кожа улучшенной выделки для передних и верхних
поверхностей сиденья и спинки, натуральная кожа для нижней и задней
поверхностей.
Несколько практических рекомендаций. Колесики, легко катающиеся и по гладкому
полу, и по ворсистой поверхности - обязательное требование для рабочих кресел
сотрудников и руководителей.
Необходимость подлокотников у кресел сотрудников определяется тем, насколько
много им приходится работать с клавиатурой компьютера (необходима поддержка
локтей) и как часто им приходится покидать рабочее место (необходимо
опираться при вставании и опускании на кресло). Покупать кресла без
подлокотников имеет смысл только при крайней нехватке места в офисе.
Руководителям, часто проводящим встречи и совещания в своем кабинете, необходимо
наличие в механизме кресла режима "кресло-качалка", а тем, кто много работает в
постоянной позе с компьютером и бумагами - эргономического синхромеханизма
<1:3>, идеально подстраивающего кресло под любую фигуру и любой тип
работы.
Децентрализация качания: ось качания в механизме "кресло-качалка" должна быть
вынесена вперед из-под центра кресла (чем дальше - тем лучше), тогда при
покачивании в кресле ноги (колени) не будут подниматься вверх, и процесс
качания будет выглядеть достойно и солидно.
Кресла и стулья для посетителей должны быть с низкой спинкой, минимально
возможной ширины, желательно на ножках или на упругой раме. Кресла на
вращающейся опоре применимы только для посетителей, уже привыкших к офисным
креслам (иначе посетитель будет непрерывно крутиться перед вами и мешать
беседе).
Кресла для сотрудников должны поддерживать только плечи и спину, а вот у
руководителя спинка кресла может служить опорой и для головы.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Найти оптимальную высоту расположения сиденья для слежения за зрительным
индикатором, находящимся на расстоянии 1 метра от оператора и на высоте 1
метра от пола.
     Решение:
Задача составлена для положения «сидя» и величина рабочего пространства в
данном положении по средним антропометрическим данным  у мужчин  составляет
68см, а у женщин – 60см., а параметры рабочей поверхности у женщин – 94см, у
мужчин – 102см.
Зрительный индикатор находится на расстоянии 1 метра от пола, т.е. чуть выше
рабочей поверхности и на расстоянии 1 метра от оператора, таким образом,
слежение за зрительным индикатором для данного работника практически
невозможно.
Высота стула выбирается таким образом, чтобы передняя кромка сидения
находилась примерно на высоте низа коленной чашечки. Угол между бедром и
туловищем должен быть немного тупым и составлять 100А - 110А. Обе ступни
должны находиться на полу. Передняя кромка не должна давить на голень. Высота
сиденья соотносится с параметрами рабочей поверхности, на которой расположены
рабочие элементы. Все они располагаются в зависимости от выполняемой задачи
работником.
Список использованной литературы
Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола,
1994. 272с.
Основы инженерной психологии. Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая
школа, 1986. 448 с.
Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское
психологическое общество, 1999. 196 с.
Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2001.
360 с.
Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая
школа, 1991. 287 с.
Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное
проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос,
2001. - 356с.