Каталог :: Экономическая теория

Реферат: Экономика

   ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МВЭС РФ   
                                 РЕФЕРАТ                                  
                                 НА ТЕМУ:                                 
                    "Специальные экономические зоны "                    
                                                        ОЗО МКФ 1-й курс.
                                                 Слушатель: Степанов О.Т.
                            г.Москва, 1996 г.                            
            ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?            
Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного
использования географических и иных преиму­ществ определенных территорий
привели к созданию во многих стра­нах особых экономических зон. В различных
вариантах они сущест­вуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии,
Мекси­ке, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.
В мире было создано около 600 зон, в основном во второй по­ловине XX века,
хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре
уже в XIX веке. В Западной Европе в на­чале 90-х годов действовало около 100
свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26),
Испании (22), Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).
Известно, что до революции в Одессе, Батуме 
существовали "порты франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнооб­разии
в основном созданные зоны можно свести к нескольким ос­новным типам:
таможенной, зоне экспортного производства и ком­плексной (наиболее успешный
пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная
зона была создана в Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других
странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельство­вал о
том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши
экономисты отнесли следующие:
связь с международными рынками (транспортные и телеком­муникационные
возможности);
степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфра­структуры
(банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие
службы, биржи и т.п.);
           Раздел 1. Теория и практика правового регулирования           
определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий
устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный
персонал;
обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной
структуры, жилого фонда;
обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления
внешнеторговых связей, инвестиционного и других
форм сотрудничества с зарубежными странами'.
Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение и
привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило,
создавались на ограниченных про­странствах. У нас же пошли по другому пути. В
России было декла­рировано создание большого числа зон, часть из которых
охватывала целые края и области, значительные по своим территориям (Алтай­ский
край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2) Исход­ным при со
здании этих зон было благое пожелание улучшить поло­жение и решить другие
задачи, главным образом, за счет предостав­ления льгот по сохранению в местном
бюджете налоговых отчисле­ний, а это оказалось нереальным.
В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других
государств СНГ.
Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зре­ния, отвечающих
приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам
зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии.
Географическое положе­ние этой зоны на берегу Балтийского моря действительно
уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода
анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможнос­ти: единственный
незамерзающий порт России на Балтике, конеч­ный пункт железнодорожной
магистрали, причем с европейской ко­леей, и
автомагистрали Калининград—Берлин, планы полного вос­становления которой уже
подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) — город, где сходятся
торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.
Другой удачный пример выбора — порт Находка на Дальнем Востоке, составивший
вместе с прилегающим к нему районом еди­ную экономическую зону.
Перспективными представляются другие зоны на Дальнем Вос­токе — зона на Сахалине
и особая экономическая зона "Курилы". В
соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 6 де­кабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских
островов" предприятиям и организациям этого района предоставля­ются широкие
дополнительные льготы в сфере экономической 
деятельности. Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по
особому пути, к тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства,
что отражено в ряде актов.
Более привычным и соответствующим меж
дународной практи­ке представляется термин
"свободная экономическая зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.
Итак, свободная экономическая зона — это территория, на которой устанавливаются
особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных
инвесторов и предприятий с иностранными инв
естициями, а также отечественных предприятий и гражд
ан.
К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного
производства, и свободные таможенные зоны.
Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны
свободной торговли "Шереметье
во" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский 
Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал"
поддержал предложение 
пра­вительства Москвы по созданию в Москве свободной 
таможенной зоны "Московский Франко-Порт" на
территории, прилегающей к аэропорту "Внуково", и
свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного
речного порта(3).
Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтапном
создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал".
Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотр
ено создание свободной таможенной зоны
"Аэро­порт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской
области.
И с экономической, и с юридической точек зрения следует от­личать региональные
проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию
от планов создания свободных экономических 
зон(4).
Общим является стремление прив
лечь иностран
ные инвести­ции. Однако 
в зонах реализации этой цели должен д
ействовать ком­плекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и
внешнеэкономических стимулов для предприятий при
условии созда­ния такой административной структуры, которая 
в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление
хозяйственной деятельности и соз
дание предприятий.
В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в Рес­публике 
Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные
экономические зоны включают 
в себя свободные тамо­женные зоны, зоны экспортного производства и зоны
привлечения иностранных инвестиций (ст
. 1). Причем свободные тамож
енные зоны и зоны экспортного производства в каче
стве субзон могут вхо­дить в зоны привл
ечения иностранных инвестиций (ст. 4).
                     РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ                     
Как осуществляется правовое регулирование в части, касаю­щейся создания зон и
определения особых условий для инвестирова­ния иностранных капиталовложений в
таких зонах? Во многие зако­нодательные акты об иностранных инвестициях были
включены спе­циальные положения об иностранных инвестициях в свободных
эко­номических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об
иностранных инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона
Таджикистана, ст. 23 Закона Эстонии).
В некоторых республиках были приняты специальные законы. 30 ноября 1990 г. был
принят Закон "О свободных экономи-ческих зонах в Казахской 
ССР". Затем последовал ряд постановле­ний Верховного Совета Республики
Казахстан о создании зон в от­дельных районах и городах. Однако Указом
Президента Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядочению
деятельнос­ти свободных экономических зон" все ранее принятые постановле­ния
были признаны утратившими силу.
В Беларуси было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26
февраля 1992 г. "О создании СЭЗ в райо­не г.
Бреста", однако затем действие его было приостановлено.
16 декабря 1992 г. был принят Закон Республики 
Кыргызстан "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".
Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах
создания и функционирования специаль­ных (свободных) экономических 
зон"(5).
Декрет Украины предусматривает, что специфика регулирова­ния иностранных
инвестиций в специальных (свободных) экономи­ческих зонах устанавливается
законодательством Украины о специ­альных (свободных) экономических зонах (ст.
49).
В мае 1993 г. в Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких
зон.
Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было
принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании
свободных экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято
постановление Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клайпеде
территории свободного между­народного предпринимательства". Постановлением
Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения.
В России Верховным Советом были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13
сентября 1990 г. "О создании зон свободного предпринимательства", а также
постановление Правительства о мерах по развитию свободных экономических зон.
Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России,
стала находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. Спе­циальное
постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г.
Позднее принимались документы о других зонах, в частности о зонах свободного
предпринимательства г. Ле­нинграда и г. Выборга и
о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в г. Зеленограде
(распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР от 12 и 21 мая 1991 г.), о
создании сво­бодной экономической зоны "Сахалин" (постановление Президиума
Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.).
Положение о свобод­ной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ
"Ян­тарь") было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября
1991 г. Такие положения, принятые и по другим зонам, определяли правовые основы
хозяйственной деятельности в них, цели их создания и т.
д. Так, цель создания СЭЗ "Янтарь" была сформулирована следующим образом. СЭЗ
"Янтарь" создается в целях:
ускорения решения задач социально-экономического развития Калининградской
области;
повышения жизненного уровня населения области на основе развития торгово-
экономического и научно-технического сотрудни­чества с зарубежными странами;
обеспечения благоприятных условий для привлечения ино­странного капитала,
технологии и управленческого опыта, потенциа­ла отечественных предприятий для
увеличения экспортных возмож­ностей региона;
развития производства экспортной и импортозаменяющей 
про­дукции, трансконтинентального транзита;
отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Ряд общих вопросов принципиального характера, касающихся вс
ех СЭЗ, был определен Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 1992
г. "О некоторых мерах по развитию свободных эко­номических зон (СЭЗ) на
территории Российской Федерации". Этим же Указом была предусмотрена подготовка
Закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации".
                   СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ                   
Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели созда­ния остается
неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Суверенитет государст­ва, на территории которого создается зона,
и осуществление его су-веренных прав при этом не
затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ —
хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них
будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное
мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет
сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
Но дело в том, что, когда в экономической литературе приме­нительно к зонам
говорится об анклавах, данный термин имеет не тот смысл, в котором он
употребляется в государственно-правовой и международно-правовой литературе,
где под анклавом понимается территория одного государственно-правового
образования, окружен­ная территорией другого государства. Здесь речь идет
именно об осо­бой, чисто экономической зоне, продолжающей оставаться в
преде­лах государства.
Практика создания зон в Российской Федерации свидетельст­вует, что путем
принятия положения по каждой зоне можно опреде­лить ее территориальные пределы.
Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта
зона "располагается в административных грани­цах Калининградской области с
прилегающими к ней районами кон­тинентального шельфа и экономической зоны СССР
(кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны
)". Напомним читателю, что Положение было принято до распада СССР, после
которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне в Балтийском море
Российской Федерации.
Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо тер­риториальных
изменений, передвижения границ как в пределах како­го-либо государства, так и
вне его.
Могут быть, конечно, особые случаи. В международной прак­тике наиболее известным
из них было установление особого между­народно-правового статуса Вольного
города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому
миру территория Данцига не входила ни в состав Германии, ни в состав Польши,
гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.
Представляют интерес различные проекты создания совмест­ных СЭЗ, создаваемых
двумя или несколькими приграничными стра­нами. К числу таких зон могут быть
отнесены российско-китайские экономические зоны в районе 
Благовещенск-Хэйхе, различные зоны в Причерноморье.
В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной
экономической зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике,
которая будет тесно связана не толь­ко е Украиной,
но и с Россией. Так, планировалось свободное обра­щение в зоне российской
валюты. Парламент Республики Крым провозгласил
создание в этой зоне общего открытого режима. Это под­тверждено Указом
Президента Украины от 23 июня 1993 г.
Иногда возникают другие проблемы. Так, привнесение полити­ческих аспектов может
затруднить и во всяком случае замедлить раз­витие зоны "Янтарь", если
рассматривать ее как "Еврорегион Ке­нигсберг".
Есть проблемы и в связи с необходимостью обеспечить дея­тельность свободной
зоны "Янтарь". Как известно, территория вхо­дящей в состав России
Калининградской области, на которой распо­лагается зона, не имеет общей
границы с другими областями Россий­ской Федерации. Более того, на пути потока
людей и товаров из зоны в Россию и обратно установлены две границы. Между
прави­тельствами России и Литвы 29 июля 1991 г. заключено соглашение о
сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии
Калининградской области. Приведем важнейшие положения этого соглашения,
которые имеют значение для деятельности свободной экономической зоны.
Стороны намерены установить льготный таможенный режим между Калининградской
областью Российской Федерации и Литов­ской Республикой (ст. 1).
Литовская Республика обязуется беспрепятственно обеспечи­вать передачу
природного газа, поставляемого Российской Федера­цией для нужд Калининградской
области, по газопроводу, проходя­щему по территории
Литовской Республики (ст. 3).
Стороны обязуются урегулировать отдельным соглашением ус­ловия транзита
пассажиров — лиц, постоянно проживающих в Рос­сийской Федерации, чере
з территорию Литовской Республики, а также транзита лиц, постоянно
проживающих в Литовской Республи­ке, через территорию Калининградской области.
Такое соглашение должно основываться на принципах добро­соседства,
общепризнанных нормах международного права и учиты­вать документы Совещания
по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (ст. 7).
Стороны заключают соглашения об условиях транзита транс­портных средств и
грузов Российской Федерации по железнодорож­ным и шоссейным дорогам,
воздушным трассам, водным путям, тру­бопроводам, а также электроэнергии по
линиям электропередачи через территорию Литовской Республики, а также
Литовской Респуб­лики — через территорию Калининградской области.
Литовская Республика гарантирует транзитные перевозки на­роднохозяйственных
грузов Российской Федерации через территорию Литовской Республики. Российская
Федерация гарантирует транзит­ные перевозки народнохозяйственных грузов
Литовской Республики через территорию Калининградской области так же, как и
других районов Российской Федерации, без обложения таможенными пош­линами
(ст. 8).
Стороны подтверждают свое стремление сохранять и развивать сложившиеся
хозяйственные связи между предприятиями и предпри­нимателями Калининградской
области и Литовской Республики (ст. 9).
Стороны согласились в том, что в целях развития торгово-эко­номических связей
между Калининградской областью и Литовской Республикой целесообразно создать
экономические миссии соответ­ственно в городе Вильнюсе и в городе
Калининграде (ст. 12).
22 мая 1992 г. было заключено Соглашение между Правитель­ством Российской
Федерации и Правительством Польши о сотрудни­честве Калининградской области
Российской Федерации и северо­восточных воеводств Польши.
Осуществление планов создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в
значительной степени зависит от реализации согла­шений России с Литвой и
Польшей.
В свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего
государства (гражданское, хозяйственное, трудовое и т.д
.), за исключением тех изъятий, которые установлены законода­тельными актами
об иностранных инвестициях, законами о СЭЗ (если
они имеются) и положениями о конкретных зонах. Особое зна­чение для
регулирования хозяйственной деятельности в СЭЗ приоб­ретает, естественно,
законодательство о предпринимательской дея­тельности, налоговое
законодательство, положения законодательства об акционерных обществах и
обществах с ограниченной ответствен­ностью, антимонопольного законодательства,
других актов, связан­ных с переходом к рыночной экономике. Что же касается
органов хозяйственного управления, то на практике встречаются различные
варианты решения этой непростой проблемы. В одних случаях (на­пример, в зоне
"Янтарь") был создан Комитет по развитию СЭЗ. Было предусмотрено, что Положение
о Комитете утверждает Совет Министров РСФСР по согласованию с Калининградским
областным Советом народных депутатов.
В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с
территорией области, города, района и т.д., вопросы ад­министративного и
хозяйственного руководства зоны должны возла­гаться на соответствующие местные
органы власти и управления. В' этих случаях
административное управление СЭЗ должно возлагаться на соответствую
щие территориальные органы региона, в рамках ко­торого предлагалось на
правах самостоятельного структурного под­разделения создавать администрацию
зоны. Функции генерального администратора СЭЗ может
выполнять приглашаемый по контракту специалист.                                                 
.
Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на
специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и 
внезональных предприятий, местных, а также централь­ных органов управления.
Они должны действовать на коммерческих принципах.
Корпорация призвана заниматься перспективным планирова­нием развития СЭЗ,
представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая
проведение рекламы, меро­приятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и
проводит торги на размещение новых производств, организует привлечение и
профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и
эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустрой­ство и сдачу в аренду земельных
участков, обеспечивает, в случае не­обходимости, снабжение и финансирование
предприятий^
Высшим органом корпорации является правление, в составе которого должны быть
представлены руководители отечественных предприятий и предприятий с
иностранными инвестициями. В прав­ление по должности входит Генеральный
администратор СЭЗ.
Если же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой адми­нистративно-
территориальным делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация
зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор входил в состав
исполнительного органа той террито­рии, на которой создана зона. И при этой
системе вопросами хозяй­ственного развития зоны может заниматься специальная
корпорация.
Международный опыт подсказывает, что эффективной в любом случае является такая
система администрации в зоне, при ко­торой иностранным инвесторам, желающим
осуществлять в зоне хо­зяйственную деятельность, не
надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих
странах, где были об­разованы специальные зоны, широкое распространение
получила система обслуживания "в одном месте", когда все вопросы выдачи
необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений,
решались на месте в оперативном порядке.
Поскольку в Российской Федерации создано несколько зон и возможно создание
новых, возник вопрос о координации их деятель­ности федеральными органами
управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации от
4 июня 1992 г., со­гласно которому Комитет по иностранным инвестициям (см.
выше) обязан контролировать и координировать деятельность по созданию и
развитию свободных экономических зон на территории России.
На Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные
Советы народных депутатов и местные админи­страции в пределах своих
полномочий; орган хозяйственного разви­тия и управления СЭЗ, создаваемый при
участии субъектов экономи­ческой деятельности Украины и иностранных субъектов
такой дея­тельности. В то же время в Казахстане органами государственной
власти на территории зоны являются Советы народных депутатов, которые
делегируют полномочия исполнительной власти админи­стративному совету зоны.
Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа
хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины,
так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Для
сравнения следует отме­тить, что в Казахстане аналогичная должность может
быть предо­ставлена только гражданину Казахстана.
Согласно ст. 14 Закона Кыргызстана 1992 г., органом управле­ния СЭЗ является
генеральная дирекция СЭЗ, Генеральный директор СЭЗ назначается
Правительством. Представляется интересной норма, согласно которой в случае
совпадения границ СЭЗ с границами тер­риториальной единицы республики (город,
район) исполнение функ­ций Генерального директора СЭЗ возлагается на главу
соответствую­щей местной государственной администрации.
        УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ        
Правовой режим и условия хозяйственной деятельности ино­странных инвесторов и
предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством об
иностранных инвестициях и по­ложениями о свободных экономических зонах.
Остановимся на По­ложении о зоне "Янтарь". В нем говорится о том, что
иностранные инвестиции пользуются на территории свободной экономической зоны
правовой защитой и что их режим не может быть менее благо­приятным, чем
соответствующий режим для имущества отечествен­ных юридических лиц и граждан.
В Положении также предусмотре­но, что не допускается какая-либо дискриминация
предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с другими действующи­ми
в СЭЗ предприятиями (п. 6). Говорится и о том, что нс допуска­ется
принудительное изъятие иностранных инвестиций: "Не допуска­ется также
секвестр инвестированного имущества, за исключением временного
приостановления по решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до
погашения инвестором своих обяза­тельств" (п. 7). На первый взгляд, включение
этих общих положений, повто­ряющих соответствующие положения российского
законодательства (за исключением последнего), представляется излишним. Однако
с практической точки зрения включение таких правил в Положение дает
иностранному инвестору более полное представление о режиме инвестиций в
данной зоне.
Согласно ст. 42 ЗИИ России, в зоне "Янтарь" был максималь­но упрощен порядок
регистрации предприятий с иностранными ин­вестициями. В соответствии со ст.
42 ЗИИ предприятие с участием иностранного капитала с объемом до 75 млн.
руб., а также филиалы, отделения и представительства предприятий с
иностранными инвес­тициями могут регистрироваться непосредственно в свободной
зоне Комитетом по развитию свободной экономической зоны (п.8).
Вопросы создания совместных предприятий должны решаться на месте (п. 9). По
данным на май 1994 г., в зоне "Янтарь" было за­регистрировано 771 предприятие
с иностранными инвестициями, из них — 565 с долевым участием и 206 —
полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Общий объем иностранных
инвестиций за 1993 год составил 5 млн.долл. США. В конце 1994 г. в СЭЗ
работало уже 866 СП.
В зоне "Янтарь" возможны различные формы хозяйственной деятельности
иностранных фирм. Так, многие польские и австрий­ские фирмы выразили интерес
к возможностям создания консигна­ционных складов, что представляет
несомненный интерес для госу­дарств, не имеющих выхода к морю, а также для
таких соседских стран, как Польша. Как и ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы
хо­зяйственного развития, проявляют интерес многочисленные банки, желающие
участвовать в создании совместных банков. Такие предло­жения были сделаны
банками Польши, Италии и США.
Хозяйственная деятельность в зоне осуществляется без каких-либо ограничений.
Исключение сделано Положением в отношении хозяйственной деятельности,
связанной с использованием располо­женных на территории зоны месторождений
топливно-энергетичес­ких и минерально-сырьевых ресурсов. В этих случаях
применяется действующее в России специальное законодательство.
Необходимо отметить, что такой особый режим применяется в Российской
Федерации в этих случаях по отношению ко всем зонам. В Указе Президента
Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О не­которых мерах по развитию
свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской федерации" было
специально предусмотре­но, что условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для
иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой,
эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых  природных
ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и мор­ской экономической
зоны, определяются соответствующим законо­дательством и нормативными актами
Российской Федерации.
Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять
посреднические и бартерные операции, которые произ­водятся в этой зоне с
товарами и услугами (п. 10). Экспорт произве­денных в зоне товаров, а также
импорт не .подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые
предусмотрены уста­новленным законодательством перечнем.
В отношении подлежащих лицензированию товаров, произво­димых в зоне, возник
вопрос о предоставлении права на их лицензи­рование администрацией зоны.
Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в
отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по
развитию и ис­пользованию янтаря получила право выдавать лицензии на
разработ­ку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в
зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на тер­ритории
свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п. 19).
Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и им­портируемые товары,
которые используются для производства про­дукции или реализации на месте,
освобождаются от уплаты таможен­ной пошлины (п. 21). В первые пять лет
функционирования зоны полученная предприятием с иностранными инвестициями
валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении, за исключением 10%
выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и 10% — в фонд социальной
защиты населения (п. 27).
Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт
товаров через территорию свободной экономичес­кой зоны.
Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Соглас­но ст. 41 ЗИИ
России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим. Он заключается в
том, что иностранные инвесторы и пред­приятия с иностранными инвестициями
облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за
границу при­быль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых
ставок, действующих на территории России для этого вида налого­плательщиков.
В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1)
все предприятия в зоне освобожда­ются от уплаты налога на экспорт продукции,
производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве
экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение первых
пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий
не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в
размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта не
менее 30 % годового объе­ма производства введены налоговые каникулы сроком до
5 лет в от­ношении уплаты налогов и перевода части прибыли за границу,
уста­новлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением части
прибыли, переводимой за границу (п. 25).
Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие
производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от
налогообложения (п. 26).
Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона
о свободных экономических зонах Российской Фе­дерации сохранен тот порядок
налогообложения, который был уста­новлен Законом России об иностранных
инвестициях и положения­ми о свободных экономических зонах. Следовательно,
установлен­ный в Российской Федерации общий порядок налогообложения, на
основе которого иностранные инвестиции и предприятия с ино­странными
инвестициями были лишены некоторых действовавших ранее льгот, на
налогообложение в свободной экономической зоне не распространяется. Иными
словами, основные налоговые льготы сохраняются только для свободных зон.
Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г.
разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных экономических зонах
не должны применяться.
Из установленных Законом об иностранных инвестициях Рос­сии льгот наиболее
существенны следующие: пониженные ставки для пользования землей и иными
природными ресурсами, право на дол­госрочную аренду сроком на 70 лет с правом
субаренды, возмож­ность введения упрощенного порядка въезда и выезда
иностранных граждан, в том числе и безвизового. Для зоны "Янтарь", как и для
ряда других зон, упрощенный порядок въезда и выезда введен Поло­жением о зоне
(п. 35).
Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система на­числения зарплаты
в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и
выплаты в виде именных чеков, расчет­но-кредитных карточек и других
безналичных платежей для исполь­зования в специальных магазинах зоны и за
рубежом.
Мы подробно изложили Положение о свободной экономичес­кой зоне "Янтарь",
утвержденное в сентябре 1991 г. Но, как отмеча­лось в ряде публикаций, многие
пункты этого Положения не удалось реализовать на практике(7).
Поэтому большое значение в этой связи имеет Указ Президен­та Российской
Федерации от 7 декабря 1993 г. о Калининградской области.
В Указе предусмотрено, что предприятия с иностранным учас­тием, созданные в
1992 году, получают налоговый кредит сроком на 10 лет с момента получения
объявленной прибыли, если они дейст­вуют в сфере материального производства.
Другие предприятия, за­нятые производством промышленной, сельскохозяйственной
продук­ции, товаров народного потребления, если доля этой продукции у
предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит на 5 лет, ос­тальные
предприятия — на 4 года. При этом изменения в налоговом законодательстве
должны распространяться в последующем на об­ласть лишь при согласии ее
компетентных органов. Снимаются огра­ничения на регистрацию СП. Товары,
произведенные в Калинин­градской области, освобождаются от экспортных пошлин
на 10 лет. Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с них
взимаются. Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу, по-прежнему
должны устанавливаться федеральными орга­нами.
Указом Президента России от 4 июня 1^92 г. среди мер, на­правленных на
поддержание и развитие СЭЗ, предусмотрено осу­ществление государственной
программы приватизации на территории СЭЗ в первоочередном порядке. Часть
средств, которая подлежит перечислению в центральный бюджет, остается в зонах
и пойдет на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов. По
ним предоставляются бюджетные кредиты. Средства, полученные в счет таких
кредитов, должны направляться органами управления сво­бодных зон на
финансирование ключевых объектов инфраструктуры зоны. Здесь усматривается
стремление в масштабе России поддер­жать хозяйственную деятельность свободных
экономических зон и сделать инвестирование в них более привлекательным для
иностран­ных предпринимателей.
Согласно Закону Украины о зонах, хозяйственным субъектам предоставляется
свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не
устанавливается. На все субъекты эконо­мической деятельности распространяется
система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная
законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных
инвести­циях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельнос­ти
зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы
зоны и Украины.
На территории СЭЗ, согласно Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует
упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан. Конкретные правила
въезда и выезда устанавливаются для каждой зоны Министерством иностранных дел
Кыргызстана и отра­жаются в Положении о зоне (ст. II).
В Положении о СЭЗ "Брест" было предусмотрено, что хозяй­ственную деятельность
в зоне могут осуществлять белорусские и иностранные юридические и физические
лица, которые создают предприятия, филиалы и представительства во всех
допустимых зако­ном формах и ведут хозяйственную деятельность в любых сферах,
за исключением запрещенных действующим законодательством.
Был также предусмотрен особый таможенный режим: освобож­дение от оплаты
таможенной пошлиной товаров и иного имущества, импортируемых на территорию
СЭЗ "Брест" и экспортируемых с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ
или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, а также поставки
через зону на экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь должны
осуществляться без каких-либо тарифно-таможенных и на­логовых льгот.
На территории зоны действует также особый налоговый режим. Налог на прибыль
всех предприятий, расположенных в СЭЗ "Брест", уплачивается в размере не
более 25% с учетом налога на перевозимую за рубеж часть прибыли в валюте
перевода. В зоне не применяются налоги на экспорт-импорт и другие
экономические меры регулирования средств, направляемых на потребление, а
также ограничения по уровню рентабельности при ценообразовании и
на­логообложении.
Освобождаются от уплаты транзитного налога юридические и физические лица при
транспортировке ими грузов, предназначенных для СЭЗ "Брест", через территорию
Беларуси.
Совместные предприятия с участием иностранных юридичес­ких лиц и граждан,
если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30%, и
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные
предприятия), вся выручка которых образуется только за счет реализации
продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождаются от уплаты
налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения ими до­хода,
включая первый год получения дохода в СЭЗ.
                                 Справка:                                 
Представление об этом дают следующие данные: Зона "Алтай" — площадь 261
тыс.кв.км, население 3,7 млн. жителей; Зона "Выборг" — население 150 тыс.
человек; Зона "Ева" (Еврейская автономная область) — площадь 360 тыс.кв.км;
Зона "Технополис-Зеленоград" — население 170 тыс. человек; Зона "Янтарь" —
площадь 15500 кв.км, население — 1,1 млн.человек; Зона "Санкт-Петербург" —
площадь 370 кв.км, население — 4,5 млн.человек; Зона "Кузбасс" — площадь 95 500
кв.км, население — 3,5 млн.человек; Зона "Садко" (Новгородская область) —
площадь 55 300 кв.км, население — 1 млн. человек; Зона "Сахалин" — площадь 87
100 кв. км, население — 800 тыс. человек; "Чита" (Читинская область) — пло­щадь
431 тыс.кв.км, население — 2 млн. человек; "Находка" — площадь 1600 кв.км,
население — 200 тыс.человек.
                    Список использованной литературы:                    
1. Общие принципы создания зон совместного предпринимательства// Приложение к
газете "Экономика и жизнь". 1991. № 34. С.5— 6; Зоны совместного
предпринимательства в СССР. Концепция создания и функционирования //Внешняя
торговля. 1989. № 6. С.2.
2. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №
23. Ст. 2166.
3. Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные экономичес­кие зоны:
постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 2—3. С. 39—40.
4. Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.
5.  Общие принципы создания зон совместного предпринимательства. С.6.
6. Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество (Кали­нинградская
область, СЭЗ "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994. N» 2—3. С. 22—25; Карянина Т.
Пойдет ли Европа в нарисованную дверь. Калининград осваи­вает статус
свободной экономической зоны//Российская газета. 1994. 16 июля.