Каталог :: Экономическая теория

Контрольная: Ответы на вопросы

Ответы на вопросы по экономике
                                                           студентки группы 9832
                                                               Кулинич  Виктории
Вопрос.
Перечислите причины и условия рыночных отношений.
Ответ.
Рыночная экономика обеспечивает удовлетворение интересов всех членов общества
посредством наиболее эффективного экономического механизма. Она возникла в
результате общественного разделения труда и зависит от обособленности
товаропроизводителей. Также  возникновение  и развитие рыночных отношений в
связи с эволюцией форм организации общественного производства (экономических
систем). Основными этапами и формами организации общественного производства
являются натуральное хозяйство, простое товарное хозяйство, капиталистическое
товарное хозяйство, командная экономика и смешанная экономика. Каждый способ
организации общественного производства характеризуется темя группами
элементов:
-         стимулами экономической деятельности;
-         совокупностью социальных, юридических и институциональных
элементов: режимом собственности, статусом труда, ролью государства;
-         техникой, совокупностью материальных способов, с помощью которых
получают и трансформируют блага.
Вопрос.
Почему рыночная экономика считается более эффективной, чем командная?
Ответ.
Рыночное хозяйство – это общественная форма организации экономики, которая
обеспечивает взаимодействие между производством и потреблением посредством
рынка. Рынок – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и
продавцы товара ( услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки
или продажи этого товара ( услуги), а также совокупность актов купли-продажи,
т.е. торговых операций.  Благодаря здоровой конкуренции  каждая из сторон
добивается  наибольшей выгоды для себя.
Командная (централизованная) экономика сформирована в результате
насильственного свержения капитализма, национализации средств производства и
полного огосударствления экономики. Стимулы – на место экономического и
социального неравенства капитализма и колебаний рынка поставить равенство и
экономическую  стабильность (относительное удовлетворение потребностей
населения). Юридическая и социальная организация характеризуется коллективной
собственностью на средства производства, государство берет на себя управление
производством и распределяет совокупный продукт с тем, чтобы обеспечивать
равновесие между производством и спросом. Структура производства
ориентирована не на потребителя,  а на интересы государства.
Вопрос:
Закон спроса, кривая спроса, неценовые факторы.
Ответ:
     Закон спроса – обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса
на него на любом рынке, при прочих равных условиях : QD=f(P).
Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшения при ее
повышении.
Зависимость QD от P, представленная в виде графика, называется кривой спроса.
     
Спрос – DD, величины спроса – А, В, С.
Изменение величины спроса происходит в результате изменения цены товара и
показывается на графике перемещением точки  по кривой спроса. Изменение
спроса, происходящее в результате действия неценового фактора, называется
сдвигом кривой спроса.
На рыночный спрос влияет ряд неценовых факторов:
-         Денежные доходы потребителей и их изменение. Если
доходы увеличиваются сдвиг кривой спроса вправо из положения DD в положение D
1D1 , если доходы уменьшаются, то кривая спроса сместится влево
в положение D2D2  .
-         Вкусы, предпочтения, реклама (летом спрос на
прохладительные напитки увеличивается, кривая спроса сдвигается вправо, зимой
спрос снижается, кривая спроса – влево).
-         Цены на взаимосвязанные товары – взаимозаменяющие
(субституты) и взаимодополняющие (комплементы). При увеличении цены на товар А
, а цена товара В остается прежней, кривая спроса  товара В сдвинется вправо.
Если цена на товар А снизится, то кривая спроса  В сдвинется влево.
-         Инфляционные ожидания или предполагаемые изменения
будущих цен. Если ожидается увеличение цен на товар А, то кривая спроса
сдвинется вправо, т.к. последуют закупки впрок.
-         Численность населения. Увеличение населения ведет к
росту потенциальных покупателей на рынке.
Вопрос:
Закон предложения, кривая предложения, неценовые факторы.
Ответ:
Предложение – это количество товаров, которое может быть представлено к продаже
по установившимся ценам в течение определенного периода времени. Между ценой и
величиной предложения существует прямая зависимость, которая выражает закон
предложения  QS=f(P). Зависимость QS от P,
представленная в виде графика, называется кривой предложения.
     
Изменение величины предложения в результате  изменения цены  товара,
графически изображается движением вдоль кривой предложения SS по точкам А, В,
С. Изменение предложения, происходящее в результате изменения неценового
фактора, показывается сдвигом кривой предложения  SS. В случае увеличения
предложения – сдвигом кривой SS вправо, в случае уменьшения – влево.
Неценовые факторы:
-         Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит
издержки производства и увеличит предложение, т.е. кривая предложения сместится
вправо от SS к S1S1 . Повышение цен увеличит издержки и
сократит предложение, кривая сместится влево -  положение S2S2
.
-         Технология производства. НТП приводит к снижению
затрат на производство, росту производительности труда и увеличению объемов
выпускаемой продукции, т.е.  к росту предложения товара на рынке.
-         Налоги и дотации. Повышение налогов удорожает
производство и сокращает предложение. А субсидии снижают издержки и увеличивают
предложение товара.
-         Цены на другие товары.
-         Инфляционные ожидания. Ожидание изменения цены на
товар влияет на желание производителя  увеличить или сократить поставки на
рынок.
-         Число продавцов. Чем больше поставщиков, тем больше
рыночное предложение.
Вопрос:
Цена рыночного равновесия. Дефицит и избыток.
Ответ:
Конфликт интересов в условиях конкурентного рынка разрешается автоматически
путем колебаний цен и уравновешивания объемов спроса и предложения. В
результате устанавливается рыночное равновесие, которому соответствует
равновесная цена.
     
DD – функция спроса от цены
SS – функция предложения от цены
В точке Е достигается равенство QD = QS
Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения
товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован.
Если покупатели и продавцы ориентируются на реальную рыночную цену ниже
равновесной, т.е. Р1Е . Тогда величина спроса Q
D окажется больше величины предложения QS , т.е. товар станет
дефицитным. Т.к. будет сокращаться потребление этого товара,  покупатели
предпочтут заплатить за него более высокую цену. В результате избыток спроса (
дефицит) QD- QS будет оказывать повышающее давление на
цену Р. Более высокая цена побудит производителей увеличить производство
товара. Т.о. произойдет движение вверх по линии спроса и по линии предложения,
пока они не уравняются.
Если реальная рыночная цена будет выше равновесной, т.е.  Р1
Е . При такой цене величина спроса QD будет меньше величины
предложения QS . В этом случае возникает избыток предложения
этого товара и производители предпочтут несколько снизить цену, чтобы поощрить
покупателей потреблять больше. В результате избыток предложения QS-
QD будет оказывать понижающее давление на цену Р. Производители
начнут сокращать выпуск этого товара,  и произойдет движение вниз по линии
спроса и по линии предложения, пока цена опять не установится на равновесном
уровне, при котором объемы спроса и предложения равны. Равновесие на рынке
свободной конкуренции стремится  к устойчивости, а любое отклонение от
положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в
данное положение.