Каталог :: Экономическая теория

Реферат: Бюджет

                                  Тема: Бюджет                                  
                       доклад по экономике                        
   Институт Международных Отношений Киевского Университета им. Т. Г. Шевченко   
                          Горбань М.В. 1 курс 4 группа                          
Copyright ©Горбань М.В., 1999
     План:
1.Вступление
2. Бюджет и внебюджетные  фонды
3. Понятие  государственного бюджета
4. Статьи государственного бюджета
5. Бюджетные расходы
6. .Проблема сбалансированности госбюджета 
     7.  Государственный  долг
8. Проблема внешнего долга
Главным средством перераспределения ВВП служат государ­ственные финансы. 
Финансы — это категория, отражающая экономические отношения в процессе
создания и использова­ния денежных средств (денег). Говорят о финансах фирмы,
местных и государственных финансах и т.д. Возникающие по поводу финансовых
ресурсов отношения называются финан­совыми, они выражают связи между
экономическими агентами в денежной форме. Существующая в стране совокупность
фи­нансовых отношений называется финансовой системой, а по­литика
государства по организации и использованию финансов для осуществления своих
функций и задач называется финан­совой.
Финансовая политика тесно связана с денежно-кредитной, то же можно сказать о
финансовой, денежной и кредитной системах. Поэтому для объединения этих трех
близких кате-горий употребляют термины, в которые входит словосочетание
«финансово-кредитный», например финансово-кредитные от-ношения. Иногда
говорят о финансовой или финансово-эко-номической системе, политике и т.д.,
подразумевая финансо-во-кредитную.
Через государственные финансы перераспределяется значи-тельная часть ВВП
стран с рыночной экономикой.
     2.Бюджет и внебюджетные  фонды
Основная часть государственных доходод и расходов проходит через
государственный бюджет. В зависимости от административно-территориального
устройства той или иной страны (двухступенчатого — центральное пра-вительство
и местные органы власти или трехступенчатого-центральное правительство;
правительства республик, краев, об-ластей, земель, провинций, штатов; местные
органы власти) бюджета бывают соответственно центральными, республикан-скими,
краевыми, областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.
Часто под местными подразумевают все бюджеты, кроме бюджета центрального
правительства. Между ними существуют довольно сложные отношения, связанные с
разделом источни­ков бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со
стороны центрального правительства путем перераспределе­ния средств в
масштабе страны и др. Государственный бюджет представляет собой, таким
образом, не только бюджет цент­рального правительства, но и совокупность
бюджетов всех уров­ней государственных административно-территориальных
вла­стей.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — де­нежные средства
государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный
бюджет. Эти средства на­ходятся в распоряжении центральных или местных органов
вла­сти и концентрируются в специальных фондах, каждый из ко­торых предназначен
для определенных нужд. Примером может быть Пенсионный фонд . Внебюджетные фонды
создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Внебюджетные фонды расширяют возможности вме­шательства государства в
экономику, минуя бюджет, и, следо­вательно, парламентский контроль. Кроме того,
за счет вне­бюджетных фондов можно создать видимость уменьшения де­фицитности
бюджета.
     3.Понятие  государственного бюджета
     Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и
источ­ников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и
прини­мается законодательным органом — парламентом страны, шта­та или
муниципальным собранием. По завершении финансо­вого года полномочные
представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по
мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в
преды­дущем году законом о бюджете.
Государственный бюджет всегда представляет собой ком­промисс между основными
группами носителей различных со­циально-экономических интересов в стране. Это
компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам
налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу
бюджетных расходов на социальное цели; компро­мисс между общегосударственными
и местными интересами;
компромисс между промышленными и сельскохозяйственными  районами в отношении
распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной
территориальной структурной политики; компромисс между интересами отдель-ных
отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льгот-ных кредитов и
государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий.
Каждый такой ком-промисс сопровождается борьбой политической, предвыбор-ной и
в стенах парламента, фракционной внутри партий и на страницах печати.
     4.Статьи государственного бюджета
Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государствен-
ном бюджете стран с рыночной экономи-кой приблизительно следующие, %:
     Расходы
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, со­циальные
пособия, субсидии бюджетом местных властей на эти цели
................................ 40—50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфра­структуру, дотации
государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на
осуществление государственных программ ............................. 10—20
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней по­литики, включая
содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам ..........
10—20
Административно-управленческие расходы:
содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.
...................... 5—10
Платежи по государственному долгу ............... до 7—8.
     Доходы
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины,        гербовый
сбор) .......................... 75—85
Неналоговые поступления: доходы от государственной собствен­ности,
государственной торговли .................   5—8
Взносы в государственные фонды социального страхования, пен­сионный,
страхования от безработицы ....   .   ....... 10—12-
     5.Бюджетные расходы
Расходы государственного бюджета вы полняют функции политического, соци-
ального и хозяйственного регулирования.      Первое место в бюджетных
расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование,
здравоохранени|е и др. В этом проявляется главное направление бюджетной по-
литики, как и всей государственной экономической политики в целом —
стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-
экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить
дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяй­ству.
Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных
слоев к получению квалификации, до­стойному медицинскому обслуживанию,
гарантированной ми­нимальной пенсии и сносному жилью не только играет
соци­ально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим
фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит,
увеличивает национальное богатство страны.
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюд­жетные субсидии
сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и
хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть
заинтересовано в уско­ренном и массовом разорении своего крестьянства,
фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда
временно жертвуют интересами отечественных произ­водителей аграрных товаров,
допуская иностранную сельско­хозяйственную продукцию на внутренний рынок в
ответ на  уступки торговых партнеров, как правило, правительства
под­держивают свое среднее и крупное фермерство.
Крестьяне представляют заметную силу на выборах; они не- изменно пользуются
симпатией общества. От темпов переме- щения рабочей силы из деревень в города
зависит уровень безработицы, степень самообеспечения (или импортной
зави­симости) страны по продовольствию и сельскохозяйственному сырью. От
покупательной способности крестьян зависит по­ложение в нескольких важных
отраслях производства и услуг.
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также
административно-управленческие рас-ходы воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему
государственному долгу (например, Досрочное погашение части долга), размеры
расходов на кре-диты и субсидии частным и государственным предприятиям,.
сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объек-тов
инфраструктуры, на закупку вооружения и военное стро-ительство.
В периоды кризисов и депрессий расходы государственного рюджета на
хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры —
сокращаются.
Структура расходов государственного бюджета оказывает ре-гулирующее
воздействие на размеры спроса и капиталовложе-ний, а также на отраслевую и
региональную структуру эконо-
мики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и
вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в
долгосрочном плане улучшают пла-тежный баланс, открывают для экономики страны
новые за-рубежные рынки, способствуют укреплению национальной ва-люты,
обеспечению, поставок на внутренний рынок необходи мых товаров из-за рубежа.
Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Действенность ГРЭ с помощью бюджетных расходов зависит во-первых, от
относительных размеров расходуемых сумм (и доли в ВВП); во-вторых, от
структуры этих расходов; в-третьих от эффективности использования каждой
единицы расходуемы средств.
Поскольку уровни развития ГРЭ, его конкретные цели, на-циональный опыт
программирования, доли государственной собственности в экономике в разньк
странах неодинаковы различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.
В целом^ однако, следует отметить, что расходы бюджета играют -в- ГРЭ
несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы,в первую очередь такие
инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного
капитала.
     6.Проблема сбалансированности госбюджета
Идеальное исполнение государственного   бюджета — это полное покрытие расходов
доходами и образование остатка средств т.е. превышение доходов над расходами
Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных
обстоятельствах, для досрочных выплат задол женности или перевести его в доход
бюджета следующего года Превышение расходов над доходами ведет к образованию 
бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами 
(внутренними и внешними). Они осуществляются виде продажи государственных ценньк
бумаг, займов у вне бюджетных фондов (например, у фонда страхования по безра
ботице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма
финансирования бюджетного дефицита часто прак-тикуется местными властями).
Государственные займы не единственный путь покрытия де­фицита
государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от
золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия
бюджет­ного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Прави­тельства
особенно часто прибегают к этому средству в крити­ческих ситуациях — во время
войны, длительного кризиса. По­следствия   такой . эмиссии   общеизвестны:
развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для дол-госрочнь1х
инвестиций, раскручивается спираль цены — зара­ботная плата, обесцениваются
сбережения населения, воспро­изводится бюджетный дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабиль­ности правительства
развитых стран всемерно избегают не­оправданной эмиссии денег. Для этого в
систему рыночной
экономики встроен специальный блок-предохранитель: консти­туционно
закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного
банка от исполнительной и за­конодательной властей. Эмиссионный банк не
обязан финан­сировать правительство, таким образом ставится заслон инф-
ляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по
желанию правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают
определенное негативное воздействие на эко­номику страны. Во-первых, в
определенных ситуациях прави­тельство прибегает к принудительному размещению
государст­венных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию
деятельности частньк финансовых институтов. Во-вторых, если правительство
даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и
физическими лицами пра­вительстве ннък ценных бумаг, то государственные
займы, мо­билизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, су­жают
возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и
средние, не являются для банков
такими надежными заемщиками, как государственные органы. государственные
займы на рынке ссудных капиталов способ­ствуют удорожанию кредита — росту
учетной ставки.
     7.Государственный  долг
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в го-
сударственный долг. Его приходится вы­учивать с процентами. Говорят, что
сегодняшние государ-ственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые
налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они
получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые
частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих
бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать
государственные займы. Постоянно нуждаясь в сред-ствах, правительства
прибегают к все новым займам; покрывая-старые долги, они делают еще большие
новые.
Государственный долг растет в разных странах разными тем-пами. Превышение
государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для
стабильности экономики особенно для устойчивого денежного обращения.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на
краткосрочный (до одного года), средне-срочный (от одного года до пяти лет) и
долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги
По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Такую задолженность можно пролон-гировать, но это связано с выплатой
процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать
кратко-срочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в
долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату ос-новной суммы и
ограничиваясь ежегодной выплатой процентов В ряде стран существуют
специальные управления государст-венного долга при министерстве финансов,
которые осущест-вляют погашение и консолидацию старьй долгов и привлечение
новых заемных средств.
     8.Проблема внешнего долга
Предметом особого внимания являете внешний долг. Если платежи по нему со-
ставляют значительную часть поступленя от внешнеэкономической деятельности
страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится
труд-но. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты требуя
залогов или особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают все воз-можные меры, чтобы не
попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к
зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей 1.
Традиционный путь — выплата долгов за счет золотева-лютных резервов; для
закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти
резервы исчерпаны или очень ограничены.
2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия
кредиторов. Кредиторы создают специальные орга­низации — клубы, где
вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в
состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и
Парижский клуб. объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба
неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об
отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в
долгосрочные иностранные инвести­ции, практикуемое в некоторых странах. В
счет долга ино­странным кредиторам предлагают приобрести в стране-долж­нике
недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов
превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является
участие хозяйствен-ньк субъектов страны-кредитора в приватизации
государствен­ной собственности в стране-должнике. В таком случае
за­интересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или
банка обязательства страны-должника и с обо­юдного согласия используют их для
приобретения собствен­ности.
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного ка­питала в национальной
экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов,
вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает
бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа
и стимулирует последующий приток частных ино­странных инвестиций и
реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое по­ложение, к международным
банкам — региональным. Всемир­ному банку. Такие банки, как правило,
предоставляют льготные Кредиты для преодоления кризисной ситуации, но
обусловли­вают свои кредиты жесткими требованиями к ГЭП, в частности к
эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции^ гаедению до минимума
дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто
обращаются постсоциали­стические страны.
В истории XX в. встречались и другие примеры регулиро-^ния внешней
задолженности. Так, и после Первой, и после второй мировой войны Великобритания
и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами
Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов' предоставляли им
право пользования своей морской хозяйств венной зоной, континентальным шельфом,
строительства во­енных баз, станций слежения за спутниками