Каталог :: Экономическая теория

Курсовая: Малый бизнес России

                               План:                               
                 

Введение............................2

I Роль предпринимателя в рыночной экономической системе..3 II Этапы развития малого бизнеса в России..........5 III Социально – экономические особенности российского малого бизнеса..........................8

IV Проблемы малого бизнеса в России

1) барьеры при входе на рынок...............11 2) проблемы существования малого предприятия а) существующая система налогообложения.........12 б) нехватка оборотных средств..............12 в) разобщённость...................12 г) вопросы снабжения и сбыта...............13 д) угроза криминальных структур............16 е) некомпетентность (отсутствие таланта) руководителей малых предприятий.......................17 ж) проблемы деловой этики................17 з) проблемы взаимодействия предпринимателей и властей..18 V Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса......21

Заключение.........................24

Список используемой литературы................25

Введение

Экономисты самых разных школ и направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Словом, основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными, да и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, смекалкой; чтобы они работали и создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы. Роль предпринимателя в рыночной экономической системе. Для осмысления роли предпринимателя в рыночной экономической системе кратко рассмотрим, как с течением времени менялись характеристики - определения понятия "предприниматель". Первым теоретиком бизнеса многие ученые считают Р. Катильона, определившего предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения дохода. Предприниматель принимает на себя обязательства по издержкам, часто не зная, по каким ценам может осуществиться реализация. Предприниматель во времена А. Смита - собственник капитала, берущий на себя риск хозяйствования. А. Смит описывает скрытую пружину рынка свободной конкуренции, где личный интерес побуждает производителя поступать так, будто его "ведет невидимая рука ради достижения той цели (богатство всех), которая никак не входила в его намерения". Ж. Сэи определяет предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства или передвигающего его экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыльности в область более высокой рентабельности и производительности. Многие специалисты рассматривают предпринимательство в широком смысле, вне связи с частной или иной формой собственности. Так, Й. Шумпетер отмечает, что статус собственника не является определяющим и обязательным свойством предпринимателя. В его представлении предприниматель - агент, реализующий все новые и новые комбинации факторов производства. Экономическая функция предпринимателя (осуществление инноваций) является дискретной и не закреплена навечно за определенным носителем. Она тесно связана с особенностями личности предпринимателя: специфической мотивацией, своеобразным интеллектом, сильной волей и развитой интуицией. Предприниматель должен постоянно преодолевать инерцию, в том числе собственную, связанную с его привычками и укоренившимися традициями. Й.Шумпетер считал предпринимательство особым экономическим фактором в добавление к трем общеизвестным - капиталу, труду и земле. Предпринимательский процесс возрождения и обновления он назвал "созидающим разрушением, таким разрушением, без которого нельзя создать ничего нового". Из новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводил сущность таких важнейших экономических явлении, как прибыль, процент, экономический цикл. Профессора экономики К. Макконнелл и С. Брю - авторы известной в России книги "Экономикс" - рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий и требований. Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает быть прибыльным делом. Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, т. е. на нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия. В-третьих, предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса. Наконец, в-четвертых, предприниматель - это человек, идущий на риск: он рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными и своих компаньонов или акционеров. Академик Л.И.Абалкин также рассматривает предпринимательство как особый вид деятельности, который имеет ряд отличительных признаков: - свободу в выборе направлений и методов работы; - самостоятельность принятия решений; - ответственность за принимаемые решения и их последствия, связанный с этим риск; - ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли. По мнению Л.И.Абалкина естественной базой, на которой складывается предпринимательство, является достаточно развитое рыночное хозяйство. Как видим, сущностная, содержательная основа едина во всех приведенных определениях. Они отличаются только некоторой конкретизацией этих понятий. Таким образом, предпринимательство - специфический вид творческой, инициативной деятельности человека в рыночной экономике, сущность которой проявляется в ее основных чертах: предприниматель самостоятельно принимает управленческие решения по поводу своего экономического поведения, несет полную ответственность за результаты своей деятельности; целью предпринимательской деятельности является коммерческий успех, выступающий, прежде всего, в форме прибыли; предпринимательская деятельность имеет рисковый характер. Для большего понимания нынешней ситуации в сфере малого бизнеса в России, необходимо рассмотреть некоторые пункты “новейшей истории” отечественного предпринимательства.

Этапы развития малого бизнеса в России

Российское малое предпринимательство в своём становлении за последние десять лет уже прошло два этапа, и находиться накануне вхождения в новый, четвёртый, этап. Первый из них наблюдался в конце 80-х годов. В целом неплохое положение дел в экономике обусловило отношение к данному периоду как к “золотому веку” малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и лёгкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера всевозможных (и столь же дефицитных тогда) бытовых услуг, розничная торговля и общественное питание и т.п. Однако была и другая сторона “золотого века” – малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось, да и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом бизнесе методом “доразграбления” практически всегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. Конечно, в развитии малого бизнеса того времени имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малое предпринимательство включалось в общий, всячески поддерживаемый правительством, процесс развития кооперативного движения. Именно через кооперацию происходило обучение широких масс населения основам предпринимательства. Однако “золотой век” малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жёстком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее – с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко–унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки правительства ограничивать возможности получения доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения – всё это наталкивалось на явную недееспособность государственного аппарата. Необходим был кардинально иной экономический курс. И он был воплощён в 1991 году в уже обновлённой России в реформах “шоковой терапии”. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого бизнеса. 1991 год – год великих реформ охарактеризовался самыми высоким с середины 80- х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Стала образовываться нормальная конкурентная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества, разнообразия товаров и услуг или снижения цен на них. Важнейшей функцией малого предпринимательства в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоёв населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию. Падение потребительского спроса на товары отечественного производства торговое малое предпринимательство компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя (например, ширпотреб из Турции и Китая). Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах, обслуживающих как массовых потребителей со средними доходами, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы которых нередко начинали с “челночной” деятельности. Уже тогда стала формироваться структура рынка, характерная и для современной России, а именно – превалирование торговой и посреднической деятельности. И это была закономерная реакция на введённый правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не предусматривалась налоговая система для предпринимательства, поэтому введение в практику хозяйственной жизни элементов нормальной налоговой ответственности вызвало у непривыкших к этому предпринимателей вполне естественную реакцию отторжения. Кроме того, в реакции отразился явный экстремум правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70 - 90% доходов малых предприятий. Бизнесменов тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов. Однако уже к 1995 году все возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпанными, поэтому многие из возникших ранее малых предприятий либо прекратили своё существование, либо диверсифицировались. Обозначился очередной, третий, этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса. Именно 1995 год дал резкое замедление темпов прироста числа малых предприятий и занятых в них. Рост составил чуть более 1%. Произошло сокращение среднесписочной численности занятых в МП. После бурного роста резкая остановка в развитии МП имела эффект абсолютной неожиданности. Тогда вовсю шли разговоры и дискуссии о том, как скоро численность российских МП достигнет 2-3 миллионов с объемом продукции в 35-45% от ВВП. То есть о том, когда российское малое предпринимательство достигнет мировых стандартов. Бытовала точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года. Прогнозирование - вещь вообще малоблагодарная, но в данном случае оптимистические прогнозы совсем разошлись с российскими реалиями. Почему же стал невостребованным малый бизнес? Замедление роста числа новых малых предприятий можно объяснить тем, что никак не проявлял себя - ни в экономическом, ни в социальном плане - такой мощный фактор увеличения числа предприятий, как безработица. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, официальная безработица оставалась на уровне 2-3% от активного населения. Правомерно, правда, предположить, что реальная безработица была на порядок выше, чем указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но, тем не менее, официальный статус работающих (пусть даже на "полуживых" бывших советских предприятиях) создавал социально-психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или выполнения подсобных работ. Правда, положительное влияние вялотекущей безработицы состояло и состоит в том, что после десятилетий развращенного отношения к труду и своему рабочему месту началось постепенное, с минимальным количеством социальных эксцессов психологическое осознание его ценности, понимание того, что хорошее, высокооплачиваемое рабочее место требует должной квалификации от работника, добросовестности исполнения своих обязанностей. Следует также отметить, что и вспомогательная занятость на малых предприятиях тоже в большей степени способствовала такому осознанию, так как связь между затраченными усилиями каждого занятого и эффектом от них видна на МП особенно явно. Вполне закономерен результат многочисленных опросов руководителей малых предприятий, в соответствии с которыми третьей или четвертой по значимости проблемой деятельности своих предприятий (после неплатежей и недостатка финансовых средств) они считали нехватку квалифицированных кадров. Что же касается глубинных причин замедления роста МП, то они непосредственно проистекают из общеэкономической политики российского правительства. Дело в том, что весь упор в ней был сделан на укрепление и содействие развитию экспортно-ориентированного топливно-энергетического комплекса. А рядом с этим комплексом в качестве "друга-соперника" при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюджета) на "лазах разбухал крупный спекулятивный банковско-финансовый сектор. Ни первому, ни второму малое предпринимательство было совершенно не нужно. Собственно, этот факт и предопределил жалкую судьбу российского малого предпринимательства на последующие годы. Социально – экономические особенности современного российского малого бизнеса Возрождение предпринимательской деятельности в России и в бывших социалистических странах – это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества. Уникальность эта объясняется тем, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путём, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в России находится на столь низком уровне (см. диаграммы №1, 2 в приложении). В России предпринимательство имеет свои особенности, что коренным образом отличает его от предпринимательства в западных странах. Таких особенностей очень много, но я попыталась перечислить основные из них. · До сих пор в нашей стране не выяснены признаки, принципы, источники, функции, способы, средства и сущность предпринимательской деятельности. Не раскрыты особенности именно российского малого предпринимательства. А без полного выяснения данных вопросов практически не возможно хотя бы какое-то примитивное использование предпринимательства как фактора роста производства. Темпы развития малого бизнеса во многом зависит от того, в какой именно рыночной среде оно функционирует: в уже сформированной, только что становящейся, подрываемой монополизацией производства или какой-либо иной. К сожалению, основная причина неразрешённости многих проблем в сфере малого бизнеса заключается в отсутствии в нашей стране подлинной рыночной среды, рыночной экономики. Именно рыночная экономика обладает важнейшими признаками, которые обуславливают природу и характер предпринимательства. Отсутствие таковой вынуждает многие положения чисто понятийного характера выводить не из собственного опыта (опыта своей страны), а из опыта рыночной действительности зарубежных стран; опираться на высказывания западных учёных – экономистов, высказывания которых не всегда адекватны содержанию и остроте специфических проблем переходного периода в России. Можно справедливо заметить, что генезис малого предпринимательства в России происходит в условиях, когда сложившаяся в стране экономическая система не только не готова к внедрению рыночной конкуренции как основы рыночной экономики, но и отторгает её по основным направлениям. · Коль скоро предпринимательство действует только в рыночной экономике, нынешнее правительство поставило задачу: ускоренными темпами создать частнособственническую среду, избрав источниками формирования предпринимательства приватизацию и разгосударствление. Между тем, опыт многих стран показывает, что этот процесс весьма сложен, длителен, чреват многими опасностями, требует огромных средств и сил, невозможен без государственного вмешательства и поддержки, должен проводиться в тех отраслях, в которых не наносится ущерба государственным интересам. У нас же правительство стало ускоренными темпами искусственно превращать государственную собственность в индивидуальную или акционерную частную собственность. В результате чековой приватизации значительная часть ваучеров оказалась в руках всего лишь 4-5% населения. Это дало возможность, по существу, за бесценок приобрести наиболее рентабельные предприятия, и, поскольку, слой частных собственников не может быть большим, то основная масса трудоспособного населения должна была превратиться в класс наёмных рабочих. При этом данному процессу пытались придать достаточно законченную юридическую форму. · На сегодняшний момент в России в начальной стадии находится производственное предпринимательство, ибо в зародышевом состоянии пребывает производственная конкурентная среда, а наиболее развито банковское и коммерческое предпринимательство, что обусловлено более высокой степенью развития рыночной инфраструктуры и торговли. Незаметное производственное и значительное банковское и коммерческое предпринимательство – вот одна из наиболее ярких особенностей российского предпринимательства в целом. Данная специфика напрямую связана с падением общественного производства, распадом СССР и плановой экономики, обнищанием основной массы населения и т.д. Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели естественно устремляются туда, где добывать деньги проще. Это привело к тому, что новые предприниматели в состоянии вести борьбу за контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них пока не смог реализовать себя в сколько-нибудь сложном производственном бизнес – плане. Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией технически более совершенных и подкреплённых хорошо налаженной системой сбыта западных товаров и с конкуренцией более дешёвых товаров из стран третьего мира. · Дополнительные трудности в исследовании проблем предпринимательства связаны с проведением их в чрезвычайных условиях коренных и одновременных преобразований в общественно – политической и социально – экономических сферах обществах, осуществляемых весьма динамично, непродуманно, некомплексно и крайне противоречиво. Рассогласованность экономической политики приводит к тому, что в системе целевых установок государственного регулирования экономики интересы поддержки малого бизнеса вступают в противоречие с задачами достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического и т.д.) · На данный момент существует перекос между внутренними российскими ценами и ценами на мировом рынке. Процесс выравнивания этих цен ещё не закончен, что до сих пор делает спекулятивные отношения значительно более выгодными, нежели "нормальная" внешняя торговля. Отсюда и особая выгодность массового малого бизнеса именно во внешней торговле. Такое предпринимательство не в меньшей мере влияет на отечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособности. Сотрудничество между производящими и торговыми фирмами в сфере организации производства и продвижении на мировые рынки отечественной продукции практически отсутствует. Низкая конкурентоспособность национального производства привела к тому, что многие внешнеторговые компании по соображениям выгоды становятся партнёрами зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производства, как с внешнего, так и с внутреннего рынков. · Ещё одной особенностью российского малого предпринимательства является ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Во-вторых, всё ещё сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых операций. Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемо. · Характерной чертой предпринимательского поведения в России является преувеличенное влияние краткосрочных финансовых целей, нередко определяющее стремление к персональному обогащению в ущерб положению фирмы. Часты случаи перекачки капиталов фирмы её руководителями в подставные компании. · Нельзя не отметить очень низкую степень законопослушности отечественных предпринимателей. Это наглядно проявляется, например, в уклонениях от уплаты налогов. · Даже с точки зрения ведения бизнеса российские и зарубежные предприниматели решают совершенно разные проблемы. Согласно социологическим опросам, в Америке бизнесменов волнуют сугубо предпринимательские проблемы: получение прибыли, управление и поддержание роста бизнеса, регулирование притока денег, новые технологии. Вопрос о состоянии экономики страны стоит на 5-м месте в списке 15 важнейших вопросов, доступ к капталу - на 11-м, коррупция и инфляция не были отмечены вообще. В России, напротив, основные проблемы находятся за рамками бизнеса как такового. 90% предпринимателей считают главным препятствием на пути развития их бизнеса налоговую политику государства, 67% - крайне затруднительный доступ к капиталу, 66% - нестабильность банковской системы, 55%-коррупцию во властных структурах. Я коснулась такой важной темы, как проблемы современного российского малого бизнеса. Мне кажется, этот аспект деятельности малого предпринимательства заслуживает более пристального внимания. Проблемы малого бизнеса Экономические условия, в которых приходиться работать российским предпринимателям, во всех регионах схожи, проблемы – типичны. Именно поэтому, мне кажется целесообразным рассмотреть все препятствия, возникающие на пути бизнесменов на примере родного города – города Новокузнецка. Прежде всего, необходимо различать барьеры, возникающие на входе в рынок и проблемы уже существования малого предприятия. Барьеры при входе на рынок Среди наиболее значимых проблем на начальном этапе работы большинство руководителей малых предприятий отмечают отсутствие средств для открытия своего дела. По данным Российского агентства по поддержке малого предпринимательства, для открытия дела в прибыльных отраслях нужно $ 3 –10 тыс. Но на начальном этапе предпринимателю сложно получить кредит - банки осторожничают: человек ещё никак не проявил себя в бизнесе, и рисковать капиталом никому не хочется. Правда, сегодня некоторые коммерческие банки, например ЕБРР, “Бизнессервистраст ”, стали давать кредиты на выгодных условиях, как в рублях, так и в валюте МП и частным предпринимателям. Однако если бы в Новокузнецке, по примеру других городов, при фонде поддержки предпринимательства был создан залоговый фонд, было бы ещё проще. Но разговоры о нём ведутся не один год, а воз и ныне там. Даже сама процедура открытия малой фирмы становится порой архисложным делом. По данным газеты “Экономика и жизнь”, начинающему предпринимателю требуется обойти до 30 инстанций, получить до 90 согласований, заплатить десятки тысяч рублей, чтобы, наконец, ему разрешили открыть своё дело. По оценке газеты “Коммерсант”, в Москве (считающейся одним из лучших мест для ведения малого бизнеса) на открытие МП при соблюдении всех законов и инструкций требуется полгода. Для сравнения: когда во Франции обнаружилось, что на регистрацию малого бизнеса уходит 5 дней, срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию за 24 часа! Проблемы существования малого предприятия Финансовые проблемы в деятельности малых предприятий играют ведущую роль. Таков рейтинг проблем, так или иначе связанных с финансами малых предприятий: 1. высокие налоги 2. нехватка собственных финансовых средств на развитие производства 3. нехватка денежных оборотных средств 4. инфляция и ненадёжность рубля Существующая система налогообложения Налогам отведена фискальная роль и несколько забыто об их стимулирующей и регулирующей экономику функциях. Отсюда результат: всего 1,5% руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке коммерческие сделки и уплачивают все налоги. Сумма того или иного налога, может быть и невелика, но налогов так много (НДС, единый социальный налог, налог на прибыль, на имущество, на землю, на содержание милиции, на загрязнение окружающей среды, дорожный и прочие), что в общей массе они становятся неподъёмными для малого предпринимателя. Кроме того, российская налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника (не случайно около 60% всех малых фирм занимаются торговлей (см. диаграмму №3 в приложении)). И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала из производства в сферу обращения не прекратится. Разумеется, благодаря всему вышеперечисленному процветает практика сокрытия доходов от налогообложения. Очевидно, у предприятий торговли больше возможностей избежать налогообложения (особенно при переплетении розничной торговли с оптовыми посредниками), о чем свидетельствует распространенность работы с наличностью, без касс. Процветает и практика деятельности без оформленных договоров со "своими" поставщиками и потребителями. Нехватка оборотных средств Нехватка оборотных средств - это острейшая проблема для производственных предприятий, и особенно, для предприятий, производящих промежуточную продукцию, т.е. комплектующие изделия для других предприятий. Предприятия, специализирующиеся на продукции производственно-технического назначения, обычно не работают на полную мощность: часть оборудования простаивает, уровень загрузки мощностей составляет, по оценкам самих руководителей, от 20 до 50%. Работающие же на потребительский рынок так резко производство не сворачивают, хотя средств на обслуживание оборота не хватает. Торговые и посреднические фирмы острой нехватки оборотных средств не испытывают, иногда даже обходятся собственными средствами, не прибегая к кредитам. Способами преодоления платежных трудностей становятся переход на наличный оборот, использование бартера, введение предоплаты. Предприятия также ощущают постоянный рост издержек. Самый острый вопрос здесь - арендная плата за помещения. Она постоянно растет, причем совершенно непредсказуемо. Также постоянно растут издержки по содержанию зданий и оборудования. Резко возросла и стоимость транспортных услуг, поэтому почти все предприятия стремятся обзавестись собственным транспортом. Следует отметить, что для многих предприятий такие направления затрат, как реклама, консультации и обучение, организация службы сбыта, сейчас невозможны из-за отсутствия средств. Рост издержек ограничивает уровень рентабельности, особенно и производстве. Хотя в торговле и посредничестве удастся пока переложить издержки на потребителя, но рентабельность деятельности в связи с усиливающейся конкуренцией также несколько уменьшается. Разобщённость Это одна из наиболее актуальных проблем для нашего города. По “цеховому” признаку в Новокузнецке объединились лишь хлебники, частный извоз и риэлторы. Большинство же предпринимателей ещё доросло до азбучной истины: сила в единстве. Одним, кто поставил своё дело это уже не надо, другим ещё не надо: уровень их бизнеса настолько низок, что им некогда оторваться от решения своих проблем, чтобы оглядеться. Предприниматели должны объединятся для защиты своих интересов! Но делать это надо продуманно, т.к. многие подобные инициативы в своё время уже сошли на нет. Вопросы снабжения и сбыта Переход к рыночным отношениям в первую очередь и в большей степени проявился в переоценке роли снабжения и сбыта. В планово-административной экономике сбыт традиционно считался менее значимым, чем снабжение, которое определяло возможность эффективного использования производственного потенциала в условиях дефицита ресурсов. В переходный период трудно ожидать, что предприятия быстро и безболезненно перейдут к рыночным формам экономического поведения. Реально можно выявить лишь отдельные элементы рыночных взаимодействий, формирование которых зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Снабжение перестало быть проблемой в том смысле, который вкладывался в это слово несколько лет назад. Дефицит ресурсов сменился дефицитом денег. Специфическая трудность малых предприятий - невозможность купить небольшую партию товара. Оптовым продавцам и биржам выгодно торговать партиями, кратным транспортным нормам отгрузки. В целом вопросы снабжения отходят на второй план, что свидетельствует о возникновении рыночных стандартов и критериев экономического поведения. С развитием рынка возрастает актуальность других проблем: оценка спроса, выбор схемы ценообразования, разработка стратегии конкурентной борьбы. Анализ ринка продукции предприятий и выбор стратегии (тактики) ценообразования составляют основу маркетинговой политики розничной торговли. Однако характер принимаемых решений существенно зависит от внешней среды. Важнейшие ее особенности на ее сегодня - это инфляция и низкий уровень жизни населения. В этих условиях в более выигрышном положении оказываются продовольственные магазины. Их экономическое поведение в целом сориентировано на учет покупательского спроса. Пока нет необходимости рассчитывать платежеспособный спрос по каждому товару, достаточно оценить совокупную (агрегированную) ёмкость рынка продовольственных товаров. Если какой-либо продукт дефицитен, произойдет перераспределение интенсивности покупок в границах группы продуктов питания. Перелива платежеспособного спроса на товары промышленного производства практически не наблюдается. Что касается ценообразования, то политика цен на продукты питания достаточно разнообразна: от административно устанавливаемого предела торговой наценки на товары первой необходимости до малодоступных цен на деликатесные продукты. Ценовая политика конкретного магазина зависит от особенностей товарного ассортимента, от усредненного дохода основной массы потенциальных покупателей и возможности их дополнительного привлечения, от условий оптовых закупок. Тот факт, что сегодня незначительное снижение цены вызывает существенный прирост спроса, позволяет эффективно маневрировать ценами на отдельные товары, добиваясь оптимального сочетания объема и скорости товарооборота. Достаточно активно используются методы неценовой конкуренции. Прежде всего - это повышение культуры обслуживания. Всё больше внимания уделяется интерьеру, созданию имиджа магазина, а в небольших городах и имиджа его владельца. В целом руководители малых предприятии розничной торговли продовольственными товарами проводят достаточно грамотную рыночную политику по анализу спроса, формированию цен и использованию методов конкурентной борьбы. Это позволяет им эффективно функционировать, и при стабильности внешних условий динамично развиваться. Для магазинов промышленных товаров внешние условия менее благоприятны. Решающий аргумент для них - цена, стремление держать ее ниже, чем у конкурентов. Из-за ограниченности платежеспособного спроса торговцам промышленными товарами приходится серьезнее, чем продавцам продуктов питания, изучать потребительский рынок. Необходимо оценивать спрос по дезагрегированной номенклатуре, тщательно подбирать предлагаемый ассортимент, поддерживать его качество. Для дополнительного привлечения покупателей практикуется предоставление комплекса услуг, связанных с продаваемыми товарами (обмен, ремонт, транспортировка). В целом малый бизнес в торговле промышленными товарами более рискован, чем в торговле продуктами. Спрос здесь менее устойчив, зато конкуренция, прежде всего ценовая, более жесткая. Но возможность эффективного развития налицо и ее реализация во многом зависит от личных усилий предпринимателя. Все малые производственные предприятия испытывают трудности в сфере сбыта, вызванные сокращением платежеспособного спроса и ростом издержек производства. Сокращение спроса обусловлено как снижением емкости рынка конечных потребителей, так и спадом производства из-за разрыва хозяйственных связей. В этих условиях сокращается множество потенциально прибыльных производств, усиливается конкуренция между производителями функционально однородной и разнородной продукции, а основным видом конкурентной борьбы становится ценовая конкуренция. Однако возможность маневрировать ценами существенно ограничена скачкообразным ростом издержек производства, и определяется в основном следующим и факторами: диверсифицированностью производства, нормой добавленной стоимости, степенью изношенности фондов. Проблему сбыта проще решить тем малым предприятиям, которые отделились от налаженных производств, сохраняя сложившиеся связи с потребителями. Ещё лучше, если отпочковавшееся предприятие сумело получить производственное помещение (в собственность или в аренду на льготных условиях), выкупить основные фонды и создать материальный запас. В этом случае есть основа для сдерживания роста цен, а значит, для успешной конкуренции. На характер решений по сбыту и ценообразованию ощутимое влияние оказывает субъективный фактор - мотив организации малого предприятия. Если начальная установка учредителей была на адаптацию к новым условиям и развитие производства на рыночных принципах, то, как правило, проводится активный поиск рынков сбыта; ценообразование подчинено обеспечению конкурентоспособности выпускаемых товаров. Если же предприятие было образовано до начала перестройки в экономике России, и было реорганизовано не по рыночным соображениям (например, чтобы сохранить трудовой коллектив), то его деятельность достаточно вяла и нацелена не на коммерческий успех, а на выживание. Сделанные выше замечания в общих чертах справедливы для всех малых производственных предприятий. Специфика в решении проблем сбыта и ценообразования определяется, по моему мнению, в первую очередь, назначением выпускаемой продукции. Руководители малых предприятий, выпускающих конечную продукцию потребительского назначения, не всегда четко осознают необходимость анализа рынка и проведения гибкой ценовой политики. Это объясняется тем, что в предыдущие годы сформировалась установка на вторичность покупательского спроса. Показательно, что директора предприятий с нерыночным стандартом поведения успешно руководили при плановой экономике. Поскольку потребительский рынок в целом еще довольно устойчив, производители потребительских товаров, используя и своей деятельности элементы маркетинга, имеют реальную возможность решить проблему сбыта, не меняя своего профиля. Производители конечной продукции производственного назначения уделяют исследованию рынка значительно больше внимания. К этому их вынуждает постоянная смена потенциально прибыльных производств. Возможности диверсификации производства ограничены низкой производственной маневренностью малых предприятий, что осложняет сбыт. Для существования и развития малого бизнеса в сфере производства промежуточной продукции производственного назначения внешняя среда создает неблагоприятные условия. Спрос и цены вошли в конфликт, что делает сбыт весьма проблематичным. Для того чтобы ''выжить", необходимы незаурядные организаторские способности и нестандартные хозяйственные решения руководителей производства. Угроза криминальных структур К счастью, можно сказать, что такие понятия, как "крыша", "братва", "разборка" и т.п. уже практически покинули предпринимательский лексикон. Однако ещё 5-7 лет назад массовые нарушения законов в сочетании со слабостью российскою государства вызывали разгул криминального террора в отношении МП. Криминальные структуры брали на себя то, что государство было не в состоянии исполнить. Правоохранительные органы пребывали в состоянии перманентных реорганизаций, суды были не в состоянии оперативно разбираться с многочисленными исками потерпевших, решения судов не выполнялись, сами законы были еще крайне далеки от адекватности даже неразвитым рыночным условиям. Бандиты оказывались в роли судей и судебных приставов, обеспечивали охрану от "чужых", и, самое главное, присваивали себе функции сборщиков налогов. Характерно, что их налоги обычно были не выше государственных. Некомпетентность (отсутствие таланта) предпринимателей Управление занятостью населения регулярно проводит тестирование безработных, желающих открыть своё дело. Из 20 в лучшем случае двое оказываются способными к предпринимательской деятельности, но и им ещё надо учиться и учиться этому непростому ремеслу. Согласно мировой статистике, всего 6 –7% населения имеет врождённую способность к занятию бизнесом, остальные могут отлично работать лишь под чьим-либо руководством. Можно создать идеальные условия для развития предпринимательства, все равно 35% малых фирм разорятся в первые два – три года своего существования. Можно выделить некоторые важнейшие качества, которые, как правило, характеризуют предпринимателей, добивающихся успехов. К их числу относятся: мобильность, динамичность, целеустремленность, инициатива, поиск, вера в свою мечту, преданность своей идее, разнообразие мотивов деятельности (как правило, они не ограничиваются желанием обогатиться), талант новатора в одной из сфер, связанных с предпринимательством, самостоятельность и ответственность. Но, главное, успеху малого предприятия способствуют высокая общая и профессиональная подготовка руководителя предприятия; владение им навыками управления и основами маркетинга (или приглашение специалиста, который этими знаниями владеет); обширные личные контакты; наличие материальных ресурсов и уверенность в их наличии в перспективе; поиск и изучение потребителей продукции, постоянное стремление к увеличению числа заказов. Проблемы деловой этики В последнее время очень много говориться об отсутствии деловой обязательности у современных российских предпринимателей, о постоянных срывах поставок, невыполнении условий заключённых договоров. Порой за этим скрывается хитрое мошенничество, порой - элементарная неорганизованность; сказываются, конечно, и обстоятельства, независимые от воли нарушителей. Но, так или иначе, деятельность отдельных бизнесменов подрывает репутацию всего российского предпринимательства на мировом рынке. Первые попытки создать Кодекс чести предпринимателя, были сделаны ещё в 1990 - 1991 годах, но особого резонанса они не имели. На сегодняшний день уже приняты "Кодекс чести банкира", "Кодекс профессиональной этики российского общества оценщиков", "Кодекс члена Российской Гильдии риэлторов", "Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка", "Кодекс рекламной деятельности". Очень хочется верить, что эти и подобные кодексы будут выполняться! Проблемы взаимодействия предпринимателей и властей Рассматривая проблемы малого бизнеса в России, неизбежно приходится затрагивать вопросы взаимоотношений между предпринимателями и различными властными структурами. К сожалению, они весьма далеки от совершенства. В своей деятельности предприниматели постоянно сталкиваются с разнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые существенно затрудняют создание новых фирм, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться. Прежде всего, речь идёт об экономической политике государства в целом. За рубежом давно поняли, что предприниматель – основа рыночной экономики. И если сегодня помочь ему организовать своё дело, завтра он станет исправным налогоплательщиком, будет кормить себя, своих наёмных работников, развиваться, создавать новые рабочие места. Государство видит смысл своей работы в том, чтобы помочь бизнесмену стать богатым. Ведь богатство – как цепная реакция: чем больше богатых, тем лучше государству, ведь и оно становится богаче. Российские власти, в том числе и муниципальные, также прекрасно понимают, что малое предпринимательство – золотоносный источник, перекрывать, который не разумно. Но с другой стороны, позволить этому источнику свободно развиваться – значит способствовать превращению малого бизнеса в такую силу, которая при случае не упустит возможности пролоббировать собственные интересы и подвинуть чиновника, заслоняющего горизонт. Поэтому в России МП привязали на короткий поводок, который время от времени то затягивают, то ослабляют. Поддержка развития частного предпринимательства, стимулирование инициативы граждан ещё не стали основой и ориентиром государственной экономической политики. Большинство руководителей малых предприятий справедливо считают, что для успешной работы просто необходимы хорошие личные взаимоотношения с властями, с конкретными чиновниками, отвечающими за тот или иной участок работы. Предприниматели стараются избегать любых конфликтов с ними, ибо в настоящее время у органов власти и управления существует множество рычагов для того, чтобы улучшить или ухудшить экономическое положение фирмы. Как я уже отмечала, очень много обид у предпринимателей на власть федеральную, но ещё больше - на местную. К сожалению, власть нашего города традиционно ориентированна на градообразующие предприятия – КМК, ЗСМК, алюминиевый завод, завод ферросплавов и т.д. Именно с ними связывается экономическое благополучие города. Малый бизнес, барахтающийся в своих проблемах, власти не интересен. Наглядный пример: администрация Новокузнецка приняла хорошее решение: любой госзаказ должен пройти через тендер, т.е. кто выиграет конкурс, тот и будет выполнять работу. Во всём мире за госзаказ идёт ожесточённая борьба, потому что он – гарантия стабильной работы подрядчика и стопроцентная оплата его труда. Как же обычно получается у нас? Предприятие выполнило заказ, а затем месяцами обивает пороги в надежде получить честно заработанное. Если повезет, – разрешат взаимозачёт, на котором теряется около 50% суммы (однако налог требуется заплатить со всех денег). Но это если повезёт. В основном же муниципалитет просто отказывается рассчитаться с долгами. Предприниматели не могут уплатить налог, набегает пени, налоговая инспекция периодически вызывает для объяснений, в любой момент может прийти судебный пристав, описать имущество и фирма – банкрот. Ещё один пример: во многих регионах Российской федерации развивается практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путём усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, в нарушение действующих правовых актов. Кроме того, широкое распространение получило проведение самими лицензионными органами на платной основе всевозможных экспертиз и проверок, хотя лицензирование является прерогативой органов исполнительной власти и должно осуществляться за счёт бюджетных ассигнований на содержание этих органов. Продолжается также практика замены лицензирования (по видам деятельности, не подлежащим лицензированию) иными процедурами, например, аттестацией предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания. Город Новокузнецк не стал исключением. После отмены федеральным правительством патента на право торговли, постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка была введена “учётная регистрация торговых точек”. Постановлением установлена форма так называемого “Свидетельства о регистрации торговой точки”. Отсутствие указанного документа фактически даёт повод для закрытия торговой точки, либо как минимум даёт повод не в меру ретивым чиновникам направлять непокорным предпринимателям письма с угрозами. И никого не волнует, что никаких санкций за нарушения “Порядка регистрации торговых точек в г.Новокузнецке” действующим законодательством не предусматривается и что для получения заветной бумажки владельцу магазина или киоска приходится пройти семь кругов ада: собрать разрешительные подписи в пожнадзоре, санэпидемстанции, других инстанциях. А во всех службах свои расценки! И несмотря на то, что официально документ выдаётся бесплатно, свидетельство становится “золотым” (в среднем, со слов предпринимателей, за каждую пролонгацию выходит до 4 тыс. рублей). Исследования выявляют значительные различия в типах взаимоотношений органов власти с малыми предприятиями в больших (столица, областные центры) и малых (например, районных) городах России. В малых городах России складываются чуть ли не родственные отношения между небольшим количеством местных предпринимателей и органами государственной власти и управления. Власти не чинят препятствий, даже помогают при регистрации новых предприятий. В больших (нестоличных) городах положение несколько иное. Удельный вес предпринимателей в этих городах выходит на столь высокий уровень, при котором "родственные отношения" уже невозможны. Отношение предпринимателей к властным структурам можно охарактеризовать как негативное. Однако руководители предприятий разделяют в своих оценках власти в целом (высшее руководство города, области) и чиновников среднего и низшего звеньев. Если в адрес высшего руководства нареканий нет, то отношение к среднему и низшему управленческим звеньям откровенно плохое. Некоторой спецификой характеризуются взаимоотношения предпринимателей - производственников и органов власти и управления Москвы. Известно, что в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург) происходит бурное развитие малого бизнеса, возникает огромная масса предприятий, большую часть которых чиновники не имеют возможности контролировать. Кроме того, производственные малые предприятия находятся в сложном финансовом положении, поэтому "стричь с них купоны" чиновнику не имеет смысла: интересы районных чиновников сосредоточены на торговом капитале. Этими обстоятельствами объясняется тот факт, что московские руководители - производственники отмечают отсутствие каких-либо взаимоотношений с властями: со стороны местных органов не было препятствий ни при регистрации, ни при функционировании. Часть, руководителей вообще заявили об отсутствии контактов. В числе трёх основных мер, которые, по мнению руководителей предприятий, могли бы в наибольшей степени способствовать развитию малого бизнеса в России, две относятся к финансовой сфере. Это "предоставление налоговых льгот" и получение льготных кредитов под конкретные проекты. Однако не только большие налоги и недостаток кредитов волнует предпринимателей. На втором месте по значимости (после налоговых льгот) стоит "обеспечение надежных законодательных гарантий развития малого бизнеса". В целом такая картина приоритетности субъективных ожиданий складывается на предприятиях разных направлений деятельности: строительства, торговли и общественного питания, науки и научного обслуживания, сферы услуг и транспорта. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса Особую роль в поддержке малого предпринимательства играет совершенствование федерального законодательства, реформирование экономики должно базироваться на создании полноценного правового пространства. У предпринимателей притупляется острота реакции ввиду декларативности многих действующих нормативных актов. Нельзя не сказать и том, что многие законы несовершенны и создают прецедент для произвольного его толкования. А большая часть законов устаревает уже на стадии их принятия. · На мой взгляд, целесообразно создать определённую систему приоритетов в разработке и принятии федеральных законов. Главенствующее место должны занять законы, направленные на совершенствование экономических отношений и развитие предпринимательства. Необходимо также решить вопрос об оперативном внесении изменений и дополнений к действующим законам, предусматривающих санкции за явные нарушения либо ненадлежащее исполнение правовых норм. При этом в абсолютно равном положении перед судебными и арбитражными инстанциями должны быть все, в том числе и государство. · Опыт многих стран свидетельствует о необходимости разработки общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ развития предпринимательства. Попытки разработать такие программы применительно к малому бизнесу в нашей стране практически не дали результатов: большинство разделов и пунктов этих документов "повисли в воздухе". Это произошло в первую очередь потому, что программы были оторваны от прочной экономической базы - реального сектора экономики, а также отечественной науки и предпринимательской культуры. В индустриально развитых странах ядром среднего класса выступают не посредники и участники квазиэлитных "тусовок", а руководители малых инновационных фирм, задействованных в высоких наукоёмких технологиях. За рубежом, в первую очередь в США, этот венчурный, рисковый сектор является не только главным двигателем научно - технического прогресса и основным "мотором" экономики, но и наиболее прибыльной сферой деятельности. Соответственно все российские программы развития малого и среднего бизнеса следовало бы жёстче привязать к потенциалу, которым располагает страна - реальному сектору, академической и отраслевой науке, строительному комплексу и сфере услуг. · Важным фактором создания нового благоприятного инвестиционного климата является нормативно - правовая база, соответствующая мировому опыту и стандартам. В первую очередь речь идёт о принятии закона "Об иностранных инвестициях". Но не менее важен и морально - этический аспект вопроса. Многим российским предпринимателям следует пересмотреть своё отношение к инвестициям как к безвозмездному подарку от родного государства или зарубежного мецената: это капитал, который надо отработать и вернуть с прибылью. · Инвестиции не возможны без надёжной банковской системы. Банковский сектор долго считался наиболее продвинутым в системе рыночных координат. После августовского кризиса пришло прозрение - до классических рыночных институтов подавляющему большинству наших банков ещё далеко. Сегодня все кредиты, выданные банками России, составляют лишь 11% ВВП. Для сравнения: в Германии этот показатель достигает 113%, в США - 119%, в Японии - 190%. Помимо этого, около 75% активов всей банковской системы России сосредоточено в так называемых проблемных банках и банках - банкротах. На сегодняшний момент, главный предмет дискуссии - как и за счёт каких средств осуществить программу реструктуризации банковской системы. · Безотлагательное решение проблемы создания своевременной и стабильной налоговой системы гораздо плодотворнее бесконечных попыток государства усилить фискальный пресс. До тех пор, пока предприниматель не будет иметь чётких законодательных гарантий непоявления завтра новых налогов, он будет прятать доходы, занижая тем самым уровень сбора налогов. Однако недавние правительственные инициативы по либерализации налоговой политики, безусловно, заслуживают поддержки. Но эффект они дадут лишь при одновременном проведении реструктуризации долгов и налоговой амнистии. Сегодня много говорится об усовершенствовании инфраструктуры сбора налогов. Мера необходимая, хотя и сопряжённая с немалыми затратами. Есть и обратная сторона медали: предприниматели должны быть уверены в том, что налоги с них взимаются по справедливости, а собранные средства расходуются разумно. Пока этого нет. Кроме того, нужно понимать, что разумная и справедливая налоговая реформа на первых порах приведёт не к увеличению, а к уменьшению общих доходов казны и соответственно затронет интересы сегодняшней армии чиновников. · Ничто так не затрудняет деятельность предприятия, как отсутствие систематической, надёжной и полной информации, всесторонне характеризующей конъюнктуру рынков. Сегодня товаропроизводители и торговые посредники вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Органы государственной статистики предоставляют информацию предприятиям и организациям только на платной основе и в ограниченном объёме. Именно поэтому необходимо создание национальной и региональных информационно - коммерческих сетей и центров, банков информации, которые должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами. Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, в том числе о мировых банковских ставках, страховых тарифах, валютных курсах, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов. Это лишь некоторые из мер, поддержки малых предприятий, которые могут реально повысить уровень развития последних. Однако не следует забывать, что усилия и действия правительства требует взвешенности и осторожности при практическом осуществлении мер поддержки. В подавляющем своём большинстве предприниматели положительно воспринимают идеи усиления государственного регулирования экономических процессов в нашей стране. При этом главная цель возврата государства в экономику - устранение перекосов в развитии рыночной системы хозяйствования, а не "ползучая" реставрация прошлых порядков. Нельзя допустить, чтобы все новации свелись к очередной волне бюрократической регламентации, наращиванию полномочий и штатов контролирующих органов! Заключение Итак, можно утверждать, что предпринимательство в нашем городе, области, стране не достигло нужного уровня. Ещё не сложилась единая образовательная система подготовки и переподготовки специалистов для малого бизнеса с учётом возможностей банков, различных фондов, страховых компаний. Кроме того, малое предпринимательство в России находится под жестким прессом бюрократического аппарата. Отсюда большое количество контролирующих малый бизнес и дублирующих функции друг друга органов федеральной и местной власти, действие которых обычно невозможно оспорить в судебном порядке. В регионах зачастую создаются административные и бюрократические барьеры малому бизнесу при распределении льгот на использование природных ресурсов; его дискриминируют при кредитовании и субсидировании; ущемляют права отдельных хозяйствующих субъектов. Немало прямых нарушений законодательства и с предпринимательской стороны. Для развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки на всех уровнях. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности в интересах развития всех сфер российской экономики. Стратегию поддержки малого бизнеса необходимо строить исходя из того, что развитие малого бизнеса является важным условием выхода страны из экономического кризиса. Приложение

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Список литературы

1. Ф. Шахмалов. Роль предпринимателя в рыночной экономической системе// ЭКО 1999г., №2, с. 94 - 100. 2. А. Виленский. Этапы развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики 1999г., №7, с. 30 -38. 3. Н. М. Краева, В. Н. Минеев. Социально - экономические особенности российского предпринимательства// Общество и экономика 1998, № 9 - 10, с. 47 - 68. 4. М. Колганов. Особенности предпринимательства в переходной экономике// Экономист 1999, №1, с. 77 - 82. 5. А. Орлов. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы// Вопросы экономики 1997, №1, с. 130 - 140. 6. А. Виленский. Почему не востребован малый бизнес в России// Бизнес для всех 2000, №2, с. 3. 7. О. В. Чечёткина. Проблемы малого бизнеса// Вопросы экономики 1996, №11, с. 109 - 123. 8. Н. Сирополис. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. Москва. Изд. "Дело" 1997г. 9. В. Радеев. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность// Вопросы экономики 2001, №7, с. 72 - 82. 10. Н. Митрофанова. Малый бизнес "в тени" - государству жарко// Экономика и жизнь 1998, № 20, с.1. 11. А. Виленский. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса// Экономика и жизнь 2000, № 10, с. 104 - 112. 12. А. Цыганов. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия// Вопросы экономики 1997, №6, с. 97 - 104. 13. С. Смирнов. Поддержка российского предпринимательства// Вопросы экономики 2001, №2, с. 29 - 39.