Каталог :: Экономическая теория

Реферат: Экономические системы

                                 Введение                                 
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе
действующих в нем имущественных отношений и организационных форм,
представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы,
можно понять многие зако­номерности хозяйственной жизни общества.
Основными элементами экономической системы экономической являются социально-
экономические отношения, системы, базирующиеся на сложившихся в каждой
экономи­ческой системе формах собственности на экономи­ческие ресурсы и
результаты хозяйственной деятельности; органи­зационные формы хозяйственной
деятельности; хозяйственный ме­ханизм, т.е. способ регулирования
экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные
экономические связи между хозяйственными субъектами.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы
экономических систем: две рыночные системы, в которых доми­нирует рыночное
хозяйство, — рыночная экономика свободной кон­куренции (чистый капитализм) и
современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные
системы — традици­онная и административно-командная. В рамках той или иной
эконо­мической системы существуют многообразные модели экономиче­ского
развития отдельных стран и регионов.
                      Модели общественного хозяйства                      
Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.
Рыночная экономика.  Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое
существование в конце XIX в.— в первых десятилетиях XX в.  (в разных странах
по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современ­ную рыночную
систему.
Отличительными чертами этой экономической системы являлись: частная
собственность на инвестиционные ресурсы; рыночный механизм регулирования
макроэкономической деятельности, основан­ный на свободной конкуренции;
наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого
продукта и товара.
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода
всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-
предпринимателя, но и наемного работника.
Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской
деятельности тех. кто имел капитал. Был до­стигнут новый уровень развития
«человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный
работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные
агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает
право свободного выбора покупателя рабочей силы, места перепродажи, т.е.
свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу,
реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник
обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей.
Обрат­ной стороной свободы выбора стала личная ответственность за
под­держание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого
решения, за соблюдение условий трудового соглашения.
Каков механизм решения фундаментальных задач экономическо­го развития в
рассматриваемой экономической системе? Они реша­ются опосредованно, через
цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат
индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка,
уровень и ди­намику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему
распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются
спросом на рынке.
Предприниматели стремятся получать все больший доход (при­быль), предельно
экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и
максимально широко реализовывать та­кой ресурс, как свои творческие и
организационные (так называ­емые предпринимательские) способности в избранной
ими сфере де­ятельности, что служит мощным стимулом развития и
совершен­ствования производства, раскрывает созидательные возможности частной
собственности.
По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее
гиб­кой: она способна перестраиваться, приспо­сабливаться к изменяющимся
внутренним и внешним условиям.
Во второй половине нынешнего столетия, когда широко разверну­лась научно-
техническая революция и стала особенно быстро разви­ваться производственная и
социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать
на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный
механизм, ор­ганизационные формы хозяйственной деятельности и экономиче­ские
связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).
В развитой рыночной экономике существенные изменения претер­певает
хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее
развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В
то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с
государственным регулирова­нием экономики.
Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям
рынка. В результате и ключевые задачи экономиче­ского развития получают новое
решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на
основе маркетинго­вых исследований в рамках фирм, а также анализа
приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на
макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокра­щать выпуск
устаревающих товаров и переходить к качественно но­вым моделям и видам
продукции. Маркетинговая система управле­ния производством создает
возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты
компаний, выпускающих основ­ную массу товаров данного вида, в соответствие с
общественно необ­ходимыми затратами.
  Таблица 1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма  
     
Основные чертыКапитализм XVIII—XIX вв.Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления производстваОбобществление производ­ства в рамках предприятияОбобществление и огосударствле­ние части хозяйства в националь­ном и интернациональном масш­табах
Преобладающая форма собственностиЭкономическая деятельность единоличных предпринима­телей-капиталистовЭкономическая деятельность на базе коллективной частной и госу­дарственной собственности
Регулирование экономикиСаморегулирование инди­видуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государстваАктивное государственное регули­рование национальной экономики для стимулирования потребитель­ского спроса и предложения, пред­отвращения кризисов и безработи­цы и т.д.
Социальные га­рантииСоциальная незащищен­ность граждан в случаях безработицы, болезни и ста­ростиСоздание государственных и част­ных фондов социального страхова­ния и социального обеспечения
Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соот­ветствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных ком­паний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ас­сигнований, государственных общенациональных и межгосударст­венных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлени­ях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропей­ские программы «Эврика», «Эсприт» и др. Наконец, задача распределения созданного валового национально­го продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как круп­ными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, со­вершенствование медицинского обслуживания населения, социаль­ные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных про­грамм «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30 — 40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производи­тельность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым ""крепить конкурентоспособность фирмы. Традиционная. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраня­ются в ряде стран натурально- общинные формы, основанные на об­щинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мел­котоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, ко­торые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпри­нимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально- экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной систе­мы характерна такая особенность — активная роль государства. Пе­рераспределяя через бюджет значительную часть национального до­хода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Административно-командная. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечест­венные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику. Характерными чертами административно-командной системы яв­ляются общественная (а в реальности государственная) собствен­ность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизо­ванное экономическое планирование как основа хозяйственного ме­ханизма. Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредст­венное управление всеми предприятиями из единого центра — выс­ших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоя­тельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство пол­ностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппа­рат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимуще­ственно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министер­ствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологий. Для порождаемой моно­полизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормаль­ных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалан­сированности народного хозяйства. В странах с административно-командной системой решение обще­экономических задач имело свои специфические особенности. В со­ответствии с господствовавшими идеологическими установками за­дача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим не­посредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась не­посредственно центральными плановыми органами. Однако посколь­ку детализировать и предвидеть изменение общественных потребно­стей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения мини­мальных потребностей. Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранны­ми как «общественные» целями и критериями, на основе централи­зованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответст­вии с господствовавшими идеологическими установками направля­лась на развитие военно-промышленного комплекса. Распределение созданной продукции между участниками произ­водства жестко регламентировалось центральными орга на ми посред­ством повсеместно применяемой тарифной системы, а также центра­лизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной пла­ты. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в админи­стративно- командной системе являлось привилегированное положе­ние партийно- государственной элиты. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к дости­жениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные соци­ально-экономические преобразования во всех бывших социалисти­ческих странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономиче­ского развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская мо­дель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели. Отметим наиболее известные из них. Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемле­мый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача соци­ального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (и том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособ­ности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно вы­соком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания стра­ны. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, на­правленной на сокращение имущественного неравенства за счет пе­рераспределения национального дохода в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП', причем более половины из этих расхо­дов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действу­ющие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социаль­ное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) — на государство. Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформирова­лась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) воз­можности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Заключение В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демоно­полизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы со­временной рыночной экономики. Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конку­ренции и современной рыночной системы. В бывших советских ази­атских республиках к этому конгломерату добавляются еще и эле­менты традиционной системы. Назвать существующие в России имущественные отношения и ор­ганизационные формы экономической системой (пусть и эклектиче­ской) можно только условно. Отсутствует важная особенность систе­мы — ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к совре­менной рыночной) экономика может быть названа системой. В пользу термина «переходная система», или «экономика переход­ного периода», говорит и то, что у этой системы уже есть немало моделей (восточноевропейская, прибалтийская, среднеазиатская). В своеобразных формах эта переходная система существует в КНР и Вьетнаме. Перспективы формирования высокоэффективного меха­низма хозяйственного управления в нашей стране связаны с освоени­ем и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в этой области. Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эф­фективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.