Каталог :: Экономическая теория

Книга: Народонаселение, занятость и социальная защита населения

     Народонаселение, занятость и социальная защита населения
     Народонаселение и общественное развитие. Занятость и безработица. Социальная
защита населения
Главная цель темы — раскрыть структуру народонаселения и закономерности его
развития, важнейшие причины и структуру безработицы, а также выяснить
проблему социальной защиты населения.
     § 52. Народонаселение и общественное развитие
     Народонаселение и особенности его роста. Демографическая политика государства
     Народонаселение и особенности его роста. Народонаселение — это
совокупность индивидов, которые в соответствии с биосоциальной сущностью
человека осуществляют собственную жизнедеятельность в рамках определенного
общественного строя, вступают между собой в общественные отношения. В
зависимости от возрастной структуры, люди являются потребителями,
производителями материальных и духовных благ, они также выполняют функцию
воспроизводства человеческого рода. Наибольшее значение для
социально-экономического прогресса общества имеет население трудоспособного
возраста. Его границы устанавливает государство, а на определение влияют
национальные, культурные, исторические традиции, поэтому в разных странах он
неодинаков. Например, в Великобритании, Германии совершеннолетними считаются
лица, достигшие 18 лет, во Франции — 19, Бельгии — 21, а в Нидерландах — 23
лет. Трудоспособный возраст начинается, как правило, в более раннем возрасте,
но при этом устанавливается меньшая продолжительность рабочего дня и меньший
уровень оплаты рабочей силы. Так, во Франции, Испании и других странах для
работающих в возрасте до 18 лет установлен более низкий минимум заработной
платы (от 10 до 30 % ниже минимума для взрослых).
Социально-экономический прогресс страны зависит не только от выполнения
активным трудовым населением функций производителя и потребителя материальных
и духовных благ, а в значительной мере, — и от реализации каждым человеком
всех своих сущностных сил, то есть от выполнения им функций работника,
собственника, предпринимателя, от активной роли в социальной, политической,
правовой, культурной, духовной жизни нации.
В течение всего периода развития человеческой цивилизации наблюдаются
определенные особенности динамики роста населения, соотношения рождаемости и
смертности. Так, согласно данным американского ученого Г. Несса, к концу
первого тысячелетия новой эры численность населения на нашей планете
составляла около 250 млн чел. В последующие 700 лет темпы его прироста были
очень низкими из-за высокой смертности, достигавшей 30—40 %. Примерно 300 лет
назад смертность населения снизилась, а прирост увеличился. Если за период
1000—1800 гг. средние ежегодные темпы прироста населения земного шара
составляли менее 0,2 %, то в 1800-1900 гг. они выросли до 0,6 %. В 1950 г.
этот показатель поднялся до 1,4 %, в начале 60-х гг. — до 2 %, а в
последующие 30 лет сократился. Абсолютный ежегодный прирост населения Земли —
около 90 млн чел.
Характерной чертой мировых демографических процессов в последние столетия
явился тот факт, что между ростом производства, улучшением жизненного уровня
и ростом населения установилась тесная взаимосвязь. В свое время английский
экономист Т. Мальтус утверждал, что прирост населения будет происходить через
каждые 25 лет в геометрической прогрессии, а производства — в арифметической.
Но он ошибался, в действительности рост производства на душу населения
опережал прирост населения.
Эта особенность характерна для взаимодействия двух указанных агрегатных
показателей в масштабах всей планеты. Однако они не коррелируют в такой
зависимости в различных регионах земного шара. Так, в XX в. темпы прироста
населения на планете составляли в среднем 1,7 % в год, при этом в
развивающихся (или слаборазвитых) странах они достигали 2,5 %, а в развитых —
не превышали 1 %. Учитывая это, западные ученые прогнозировали, что доля
промышленно-развитых стран в населении планеты уменьшится с 1/3 в 1950 г. до
13 % в 2100 г. Численность населения развивающихся стран, согласно данному
прогнозу, к 2020 г. увеличится на 4,8 млрд и составит более 6,5 млрд чел.
Характерной особенностью роста народонаселения планеты в последние три
столетия является процесс интенсивного усиления миграционных потоков,
стремительная урбанизация.
     Демографическая политика государства. Показатель роста населения
взаимодействует с другими агрегатными показателями человеческой цивилизации, в
частности, с показателями состояния окружающей среды, объемов природных
ресурсов, количества сельскохозяйственных угодий и др. Быстрый рост населения
планеты при существующем уровне загрязнения окружающей среды, большой плотности
населения в ряде стран угрожают существованию человеческой цивилизации. Это
обстоятельство вынуждает в последние десятилетия правительства некоторых стран
проводить активную демографическую политику. Так, в начале 50-х гг. Индия и
Япония впервые прибегли к политике ограничения роста населения, которая
основывалась на мерах по снижению рождаемости (фертильности). В 1974 г.
всемирная конференция по проблемам народонаселения впервые признала
планирование семьи необходимой составляющей официальной политики государства.
По оценкам специалистов, с начала 60-х до начала 90-х гг. последовательное
проведение политики ограничения роста населения дало возможность избежать
нежелательного деторождения в слаборазвитых странах мира в пределах 400 млн
чел. Такая политика чрезвычайно актуальна для данного региона, поскольку от
голода и недоедания здесь ежегодно умирают более 40 млн детей, около 250 млн —
хронически недоедают.
В бывшем СССР не существовало научно обоснованной демографической политики.
Вместо нее проводилась сталинская политика «переселения народов», вследствие
которой некоторые коренные нации и народности выселялись со своих земель.
Свою трагическую лепту в развитие демографических процессов внес
искусственный голод 1932-1933 гг., который забрал жизни 7—10 млн чел. В
целом, демографическая политика сводилась практически лишь к отдельным
мероприятиям по поддержанию семьи'. Причиной обострения демографической
ситуации в последние годы стала, в первую очередь, непродуманная
экономическая политика правительства.
     § 53. Занятость и безработица
     Занятость и ее основные формы. Сущность и причины безработицы
     Занятость и ее основные формы. Занятость с точки зрения вещественного
содержания — это деятельность людей, направленная на удовлетворение личных,
коллективных и общественных потребностей и приносящая доход.
     С точки зрения общественной формы занятость — это определенная совокупность
социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения
трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и
перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном
труде и обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы. Эта
совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких
экономических категориях, как индивидуальная (семейная) и коллективная трудовая
деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность
рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров,
заработная плата и др.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную. 
Полная занятость — это предоставление обществом всему трудоспособному
населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании
которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при
участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и
удовлетворение всей совокупности потребностей. Рациональная занятость — 
занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности
перераспределения и использования трудовых ресурсов, их половозрастной и
образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным,
поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости,
привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных
отсталых регионов и др. Эффективная занятость — это занятость, которая
осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства,
критериями экономической целесообразности и социальной результативности,
ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого физического
труда.
Трудовая деятельность в зависимости от формы собственности осуществляется на
государственных, коллективных и частных предприятиях. Частные, в свою
очередь, делятся на индивидуальные (семейные), трудовые и
частнокапиталистические. Преобладающее большинство трудоспособного населения
в развитых странах мира работает в частном секторе. С точки зрения структуры
народного хозяйства большая часть трудоспособного населения занята в сфере
нематериального производства (около 2/3 общей численности, а в США — более
70%). В сельском хозяйстве занято от 2,5 до 5 % общего количества рабочей
силы.
Различают основную и специальную формы занятости. Основная форма регулируется
трудовым законодательством и типовыми правилами внутреннего распорядка в
отношении разных категорий работников. Специальные, или нетрадиционные формы
занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная
трудовая деятельность и др.) используются в соответствии со специальными
правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено
более 30 % рабочей силы.
В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает
технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и
механизированном труде. В структуре занятости преобладает промышленная и
сельскохозяйственная деятельность с широким применением простого физического
труда (более 40 % от общей численности работающих). Развитые страны мира
прошли этот этап в 40-50-е гг. Сегодня там преобладает информационный тип
занятости, связанный со сбором, обработкой и предоставлением информации в
сфере производства и обращения и Др. Растут расходы на подготовку
качественной рабочей силы в высокотсхнических отраслях промышленности. В США,
например, проходят переподготовку 75—85 % руководителей, специалистов,
работников. В частном секторе ежегодно обучается почти треть работающих.
В современных условиях осуществляется активное регулирование рынка рабочей
силы. Государство влияет на се спрос через развитие государственного
предпринимательства, создание и реализацию программ общественных работ,
предоставление премий предпринимателям за создание рабочих мест в
экономически отсталых районах, подготовку и переподготовку кадров и др.
Регулирование государством предложения рабочей силы осуществляется через
сокращение продолжительности рабочего дня, развитие образования,
здравоохранения, предоставление помощи безработным, их переквалификацию,
создание бирж труда и др.
     Сущность и причины безработицы. Безработица — это
социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не
может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную
армию труда. По определению Международной организации труда, безработный —
лицо, которое хочет и может работать, но не имеет рабочего места.
Безработица впервые возникла в Великобритании в начале XIX в., но до конца
столетия она не носила массового характера, а увеличивалась только в периоды
экономических кризисов. Так, в США в 1920—1929 гг. среднее количество
безработных составляло 2,2 млн чел., а в 30-х гг. — уже около 20 %.
Первую попытку выяснить сущность и причины безработицы предпринял Т. Мальтус.
Он объяснял ее появление слишком быстрым ростом населения, который опережал
увеличение количества средств производства. Причину он видел в вечном
биологическом законе. Эта теория с определенными модификациями существует и
сегодня. Средствами преодоления безработицы Мальтус и неомальтусианцы считают
войны, эпидемии, сознательное ограничение рождаемости и др. Основными
недостатками этой теории являются, во-первых, рассмотрение человека только
как биологического существа, игнорирование его социальной сущности. Во-
вторых, Мальтус и его последователи игнорировали (или существенно
недооценивали) роль НТП, возможность обеспечения опережающего роста
производства предметов потребления в результате использования достижений
науки и техники. Выводы данной теории не подтвердила практика.
В середине 50-х гг. возникла технологическая теория безработицы, согласно
которой ее причиной является прогресс техники, технические изменения в
производстве, особенно случайные. Бороться с безработицей, по мнению ее
авторов, следует через ограничение технологического прогресса, его
замедление.
Наиболее распространена в наше время кейнсианская теория безработицы,
согласно которой причина заключается в недостаточном спросе на товары,
обусловленном склонностью людей к сбережению и недостаточными стимулами к
инвестициям. Кейнсианцы доказывали, что ликвидировать безработицу можно через
стимулирование государством спроса и инвестиций. Особая роль в увеличении
инвестиций отводилась снижению процента за кредит. Средством борьбы с
безработицей Дж.Кейнс считал увеличение инвестиций, которые могли идти на
расширение общественных работ и даже на военные расходы.
По одной из концепций, безработица обусловлена высоким уровнем заработной
платы, следовательно, чтобы снизить безработицу, необходимо уменьшить
заработную плату. Неоклассическая школа считает безработицу естественным
явлением.
Марксистская теория объясняет безработицу закономерностями капиталистического
способа производства, прежде всего, законами конкурентной борьбы, вынуждающей
капиталистов увеличивать инвестиции, совершенствовать технику, что ведет к
относительному увеличению расходов на средства производства в сравнении с
расходами на рабочую силу, росту органического строения капитала. Последнее
также связано с циклическими процессами накопления капитала и особенностями
воспроизводства. В марксистской теории это получило название всеобщего закона
капиталистического накопления. Его сущность состоит в растущей поляризации
капиталистического общества, наличии внутренне необходимых, устойчивых и
сущностных связей между увеличением объемов функционирующего капитала,
общественного богатства, производительной силы труда пролетариата, с одной
стороны, и ростом относительной промышленной резервной армии, перенаселением,
нищетой, официальным пауперизмом — с другой. Составной элемент данного закона
— закон накопления, к основным формам проявления которого относятся
абсолютное и относительное обнищание.
Всеобщий закон накопления позволяет выявить диалектическое единство причин,
связанных как с технологическим способом производства, так и с его
общественной формой. В первом случае такой причиной выступает прогресс
техники, который обусловливает опережающий рост спроса на средства
производства в сравнении со спросом на рабочую силу. Этим объяснением
ограничивается технологическая теория безработицы. Однако подобного
объяснения недостаточно, поскольку в условиях гуманистического общества
преодоление безработицы не составляло бы особой проблемы: высвобожденным
работникам предоставлялась бы возможность трудоустройства в других сферах и
отраслях, для занятых сокращался бы рабочий день, не было бы занятости на
двух и более работах, исключались бы сверхурочные работы и т.д. К сожалению,
такая картина не отвечает действительности. Поэтому поиск причин безработицы
с необходимостью должен быть дополнен анализом общественной формы — условий
конкурентной борьбы, особенностей капиталистического накопления, которые
делают безработицу неизбежной, так как'она является основным резервом для
удовлетворения дополнительного спроса на рабочую силу в период подъема. При
этом она выступает и в качестве важного фактора давления на работников при
снижении заработной платы.
Наряду с отмеченными системными причинами, безработица может быть также
вызвана комплексом иных причины, связанных со структурными изменениями в
экономике, неравномерностью развития производительных сил в народном
хозяйстве и отдельных регионах, с постоянным прогрессом техники, особенно его
революционной формой — НТР, диспропорциональностью развития экономики,
ограниченностью спроса на товары и услуги, наконец, с элементарным поиском
работниками новых рабочих мест, где выше заработная плата, более
содержательная работа и т. д. В зависимости от условий данные причины
безработицы могут выступать в качестве основных, поскольку закон
капиталистического накопления не носит всеобщего характера, так как действует
не во всех общественно-экономических формациях и даже не на протяжении всего
периода существования капитализма.
Различают текущую, аграрную, застойную безработицу. Текущую — порождают
структурные, технологические изменения в экономике, кризисы пере- и
недопроизводства и т. п. К данной категории безработных относятся лица, которые
имеют необходимую общеобразовательную и профессиональную подготовку, физически
и психически здоровы. Непосредственной причиной их безработицы является
превышение предложения рабочей силы над ее спросом вследствие неравномерного и
диспропорционального развития производительных сил в разных сферах, отраслях и
районах народного хозяйства. Чаще всего текущее перенаселение — это кратко— и
среднесрочная безработица. Аграрное перенаселение обусловлено отсутствием
достаточного количества рабочих мест в городах, что вынуждает сельских
тружеников оставаться в селе, подрабатывая в городе, поскольку доходов от труда
на земле недостаточно для нормального существования. Застойное перенаселение
характеризуется нерегулярностью занятости отдельных категорий населения
(сезонные работы, надомный труд). Нижний слой этой категории безработных —
пауперы (нетрудоспособные и те, кто продолжительное время не могут найти
работу).
В соответствии с производными причинами (относительно основной) выделяют
безработицу технологическую, возникающую в результате вытеснения
работников вследствие внедрения новой, как правило, автоматизированной техники; 
фрикционную — связанную с текучестью рабочей силы вследствие ее
профессиональных, возрастных и региональных перемещений; структурную, 
обусловленную структурными изменениями, вызывающими несоответствие структуры
рабочих мест и профессиональное несоответствие; циклическую, связанную
с экономическими циклами и, прежде всего, кризисами; конверсионную, 
вызванную окончанием военных действий, значительным сокращением производства
военной продукции; региональную, институционалную, скрытую. В развитых
странах мира около 50 % прироста безработных обусловлено структурной формой
безработицы. В зависимости от возраста выделяют молодежную безработицу,
безработицу среди людей старшего возраста и т. д.
Безработица наносит значительный экономический ущерб государству. Согласно
закону А. Оуэна, ее увеличение на 1 % приводит к потере годовой продукции
более чем на 2 %, а ежегодный прирост ВНП в объеме 2,7 % удерживает долю
безработных на постоянном уровне. На самих безработных отсутствие работы
оказывает значительное психологическое давление, увеличивает количество
сердечных заболеваний, трагических случаев. Потеря рабочего места в развитых
странах по своему психологическому воздействию равнозначна смерти близкого
родственника.
В западной экономической литературе широкое распространение получила
концепция А.Филипса, в которой обосновывается обратная зависимость между
темпами инфляции и уровнем безработицы на непродолжительном отрезке времени.
В течение более длительного времени, согласно выводам современных
экономистов, такая зависимость не проявляется.
Численность официально зарегистрированных безработных в развитых странах мира
выросла с 11,7 млн чел. в 1965 г. до более 50 млн в середине 90-х гг. Если в
США под полной занятостью в 1946 г. понимали ограничение безработицы 4%-м
уровнем, то в начале 90-х гг. — уже 7%-м.
Приведенные данные свидетельствуют о действии закона народонаселения,
сущность которого, по утверждению К. Маркса, заключается в росте промышленной
резервной армии труда.
     § 54. Социальная защита населения
     Сущность социальной защиты и пути ее достижения. Социальная политика
современного государства
     Сущность социальной защиты и пути ее достижения. В условиях
перехода к рыночной экономике армия безработных возрастает, что требует
проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятия.
     Социальная политика современного государства — это комплекс
социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных
на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения
от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др.
Основные направления социальной политики — защита населения от повышения цен
с использованием различных форм компенсаций и проведение индексации; помощь
наиболее малоимущим семьям и безработным; социальное страхование,
установление минимальной заработной платы для работающих; обеспечение
преимущественно за счет государства развития образования, здравоохранения,
защита окружающей среды; оказание помощи в получении гражданами квалификации,
регламентация процесса трудовой деятельности (продолжительности рабочего дня,
предоставления оплачиваемых отпусков, создание профсоюзов и т. д.).
Основными принципами социальной политики являются оптимальное сочетание
социальной справедливости и эффективности; учет жизненно необходимых
социальных стандартов, согласно Конституции страны, при формировании бюджетов
разных уровней, четкое разграничение ответственности за их выполнение между
различными ветвями власти и др.
Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках
определенной социально-экономической формации, конкретной страны.
Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в
законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их
реализации и функции предоставления социальной поддержки.
Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или
предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации.
Главными средствами уменьшения неравенства в распределении доходов и
имущества являются прогрессивный подоходный налог и социальные расходы
государства, о которых уже шла речь в предыдущих темах. Так, в Швеции,
благодаря проведению соответствующей политики, стократная разница между
совокупным доходом домашнего хозяйства 10 % наиболее богатого и 10 % наиболее
бедного населения уменьшается в 25 раз и составляет 4:1. На перераспределение
доходов и имущества в развитых странах мира официально направлена политика
доходов.
В западной экономической литературе с целью измерения дифференциации в
доходах чаще всего используется кривая Лоренца (по имени американского
экономиста М. Лоренца). Степень неравенства в доходах измеряется с помощью
коэффициента Джини (по имени итальянского экономистах. Джини). При этом
используются разные подходы и принципы к пониманию проблемы справедливости.
Заслуживает внимания роулсианский принцип (по имени американского философа Д.
Роулса), согласно которому справедлива такая дифференциация в доходах, при
которой относительное экономическое неравенство способствует достижению более
высокого уровня жизни самых бедных слоев населения.
В процессе регулирования доходов следует добиваться оптимального соотношения
между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью
экономической системы. Чрезмерное выравнивание доходов и имущества приводит к
значительному ослаблению, а порой, и полному разрушению действенных стимулов
к труду, существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же
время, чрезмерная дифференциация доходов обусловливает нарастание социальной
напряженности, углубление социальных конфликтов, использование исключительно
рыночных рычагов хозяйствования.
В системе социальной защиты населения важнейшим элементом является социальное
страхование, которое включает пенсионное, медицинское, страхование от
безработицы и несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада
пенсионное и медицинское страхование осуществляется путем отчислений от
заработной платы и прибылей в равных пропорциях.
Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых
фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-
вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае
наибольшие суммы расходов (от 50 до 70 % средней зарплаты) выплачиваются в
первые месяцы безработицы на время законодательно установленного периода. В
последующем суммы выплат уменьшаются. В США максимальный срок получения
помощи по безработице составляет 26 недель, а величина еженедельной помощи в
середине 90-х гг. составляла около 200 дол. В отдельных случаях срок
предоставления помощи может быть продлен до 49 недель.
Во втором случае во внимание принимается период занятости, трудовой стаж,
физическая способность к труду, срок предоставления помощи и др. Так, в
Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев на протяжении 3
лет и не меньше 10 недель на протяжении последнего года перед увольнением с
работы. Во Франции такими условиями являются наличие работы в течение 150
дней в году и 91 день страхования. В Великобритании принимается во внимание
только уплата взносов в страховой фонд: на протяжении года их должно быть не
менее 26.
Важное звено социальной защиты населения — программы трудоустройства и
переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие государство.
При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на
переквалификацию работников.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии
безработных стремится регулировать заработную плату, поддерживая ее на таком
уровне, чтобы темпы увеличения были ниже роста производительности труда. С
этой целью проводится политика доходов, активная кредитно-денежная политика и
др. Политику доходов осуществляют и частные фирмы, стремясь к тому, чтобы
уровень производительности труда опережал увеличение оплаты рабочей силы.
Политика трудоустройства включает также меры по регулированию
продолжительности рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых
стран Запада продолжительность рабочего времени сократилась вдвое.
Исключением стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2 150
ч/г., или на 250 ч больше, чем, например, француз. Сокращение
продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости имело место в
Швеции, Франции и некоторых других странах в 70-80-е гг.
Одним из элементов социальной защиты населения является правовое
регулирование наемного труда, которое осуществляется через установление в
законодательном порядке минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка
заключения коллективных договоров в отношении условий труда, оплаты рабочей
силы, социального страхования, отпусков и т. д.
Конечный источник выплат по социальному страхованию — труд наемных работников
и служащих, так как он, во-первых, является источником стоимости и
синергического эффекта, возникающего при взаимодействии рабочей силы со
средствами производства и другими элементами производительных сил; во-вторых,
создает основную часть необходимого и дополнительного продукта; в-третьих,
предприниматели, относя выплаты в фонд социального страхования к издержкам
производства, по существу перекладывают их на плечи потребителей.
Последнее положение особенно наглядно демонстрирует опыт Швеции, где
социальные фонды формируются за счет государства и предпринимателей. При этом
предприниматели финансируют социальное страхование в случае болезни на 85 %,
народные пенсии — на 78, несчастные случаев на производстве — на 100,
ежедневные льготы в случае безработицы — на 61 %. Остальные расходы на
перечисленные цели берет на себя государство.
При установлении минимального уровня заработной платы документы МОТ
рекомендуют учитывать потребности работников и их семей, стоимость жизни,
социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на
уровень занятости (например, уровень производительности труда, количество
безработных и др.).
За основу минимального уровня заработной платы берется набор товаров и услуг,
которые удовлетворяют основные физиологические и социальные потребности
отдельного человека или типичных семей (с одним ребенком, с двумя и др.).
Этот набор в разных странах различный. В США, например, в него включают
оплату за найм жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупку раз в пять лет
подержанного автомобиля и др.
Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада достигает от 30
до 50 % размера средней заработной платы. Так, в США он составляет 4,5 дол. в
ч. Отдельный минимум устанавливается для молодежи.
Самыми общими критериями бедности является безработица и инфляция, уровень
которых характеризует степень бедности. Суммарную величину этих показателей в
США называют «индексом нищеты». Так, если индекс безработицы составляет 2 %,
а индекс инфляции 1 000, то «индекс нищеты» — 1 002 %.
Основной критерий бедности — уровень доходов на одного человека. Общий
критерий бедности — структура потребления в семьях, в частности, доля
расходов на питание. В США, к примеру, к бедным относятся семьи, которые
расходуют на питание треть семейного бюджета. В России в 1992 г. расходы на
питание составляли в доходах большинства семей около 75%.
Общий уровень бедности в той или иной стране определяется показателем доли
количества бедных людей в общей численности населения в возрасте старше 15
лет. Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который существует
в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального минимума.
Первый отражает удовлетворение только главных физиологических потребностей и
получение основных услуг, второй включает еще и минимальные духовные и
социальные запросы.
Наиболее точным для определения абсолютного уровня прожиточного минимума
является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в такую корзину
включают на семью из двух лиц 552 позиции, из трех — 639, а из четырех — 652.
Потребительская корзина для каждого типа семьи состоит из 149 позиций
продовольственных товаров (или 23—27 % от общего количества позиций), с таким
расчетом, чтобы структура питания обеспечивала дневную калорийность для
работающих — 2 822 кал., для пенсионеров — 2 026 и для детей — 2 123. В 1988
г. уровень прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой
стране составлял 69 %.
В Белоруссии и странах Прибалтики для вычисления прожиточного минимума
пользуются показателем социального прожиточного минимума, в России и
Казахстане — физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен
показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджеtob, которые должны
обеспечивать норму калорийности 3 050 ккал для трудоспособных мужчин и 2 525
ккал для трудоспособных женщин. В России физиологический минимум был
установлен в 1992 г. в объеме 19 продуктов, а минимальный потребительский
бюджет — в объеме более 200 видов товаров, в том числе, 80 продуктов питания.
Критерий бедности тесно связан с минимальным уровнем заработной платы.
Регулирование заработной платы в целом является важным элементом программы
социальной защиты населения. Так, в развитых странах Запада осуществляется
прямое регулирование заработной платы в государственном секторе. Социальным
законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в
государственном аппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США И
других странах Запада заработная плата в государственном секторе ниже, чем в
частном, но работники и служащие государственного сектора имеют значительно
большие гарантии, большие социальные выплаты и др.
Заработная плата наемных работников регулируется с помощью коллективных и
тарифных договоров. Широкий круг вопросов регулируют коллективные договоры. В
них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируется продолжительность рабочего дня и
отпусков, определенные гарантии условий труда, доплаты за сверхурочные
работы, предоставление дополнительного питания и др. В тарифном договоре
оговаривается минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и
минимальные гарантии уровня заработной платы работникам различной
квалификации. Тарифный договор при участии представителей предприятий и
трудящихся составляется при посредничестве государства и утверждается
Министерством труда. Это является гарантией его выполнения. Во время действия
тарифного договора забастовка рассматривается в качестве незаконного средства
разрешения трудовых споров.
Чрезвычайно важное звено системы социальной защиты населения — индексация
денежных доходов в соответствии с уровнем цен. Она практикуется во всех
развитых странах с 60-х гг. Такая индексация осуществляется как на
макроуровне (через принятие соответствующих законов), так и на микроуровне
(через включение соответствующих статей в коллективные договоры). В 80-е гг.
этот процесс начал несколько затухать, вместо индексации стало использоваться
установление верхней и нижней границ роста цен и другие меры.