Каталог :: Экономическая теория

Реферат: Разгосударствление и приватизация собственности в российской экономике

Министерство Образования Российской Федерации
     Реферат
     На тему:
Разгосударствление
и приватизация
собственности
в российской экономике
                                                           Выполнила: Дубровская
                                                                Елена Сергеевна;
                                                               КубГТУ; 01-ЭК-51;
                                                           Проверила: Бондаренко
                                                                Татьяна Ивановна
Краснодар - 2001
     Введение
Понятие «собственности» или «права собственности» в той или иной трактовке и
с тем или иным взаимным соотнесением её основных составляющих, а также
вытекающих из них производных прав неизменно фигурировало в экономическом,
социально-политическом и национально-государственном устройстве общества на
всём протяжении его современной, да и более древней истории.
Таким образом, за понятием собственности стоит длительная история развития
общества, его экономической и правовой культуры, становления важнейших
институтов демократической государственности.
Экономические, социальные вопросы развития отношений собственности
рассматриваются преимущественно на примере основного капитала – недвижимости,
которая составляет наиболее активную и продуктивную часть совокупного
капитала. Лишь постановочно рассматриваются нами проблемы формирования
отношений собственности в сфере воспроизводства и использования природных
богатств России и не затрагиваются многообразные движения финансовых
ресурсов.
Приватизация (от лат. privatus - частный) – передача государственной или
муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.
Основная форма приватизации – аренда имущества на длительный срок частными
лицами или компаниями, распродажа определённой доли акций.
Разгосударствление экономики – снижение роли государства в управлении
экономическими объектами при одновременной приватизации части государственной
собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям,
развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей
горизонтальными.
                  Перераспределение прав собственности.                  
                              Приватизация.                              
История преобразования прав собственности и перераспределения прав
собственности полна ярких и драматических событий. Вопрос о преобразовании
собственности по-разному ставится различными направлениями экономической
мысли.
Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности
отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям. Право
бесстрастно обеспечивает переход прав собственности от одних субъектов к
другим. Оно не задаётся вопросом о том, насколько эффективно объекты
собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены
собственников. Для экономического подхода вопрос о более или менее
эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к
другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии
преобразования форм собственности являются важнейшими для определения
конкретных путей и форм преобразования собственности историческому прогрессу
вообще и экономическому в частности.
Другое отличие экономического подхода к преобразованию собственности состоит
в том, что в рамках одной и той же юридической собственности могут произойти
существенные преобразования в реальном процессе присвоения.
В ставшем обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования
на различных условиях государственной собственности в собственность частных
лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им темпы
хозяйствования.
Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших
социалистических странах, с их тотальным господством государственной
собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация
оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной
экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной
собственности на средства производства. В ином случае приватизация сведётся к
юридическому оформлению раздачи бывшей государственно-номенклатурной
собственности в руки отдельных представителей бывшей номенклатуры без всяких
положительных последствий для экономики в целом, прежде всего для повышения
эффективности народного хозяйства. Это будет переход от совместной
номенклатурной к индивидуально-номенклатурной
собственности. С этой точки зрения процесс приватизации шире просто
разгосударствления и может рассматриваться как одна из предпосылок и
одновременно результатов процесса перехода к рыночной экономике.
Разгосударствление собственности – термин «отечественного производства»,
родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс
преобразования государственной собственности называется приватизацией.
Разгосударствление экономики – процесс формирования многоукладной, смешанной
экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций
прямого хозяйственного управления.
Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых
частных, коллективных предприятий, так и производствами действующих
государственных.
     Основные принципы разгосударствления:
- добровольность;
- экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан;
- гласность;
- соблюдение интересов государства и населения.
При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту
производительности труда на основе улучшения его организации, управления и
материальной заинтересованности работников.
     Главные критерии реформы разгосударствления экономики:
- сокращение принудительного госзаказа;
- расширение свободной продажи продукции на рынке;
- либерализация цен;
- конкуренция товаропроизводителей;
- обеспечение экономической ответственности.
За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного
производства экономическими и юридическими нормами.
Одним из основных направлений разгосударствления экономики является
приватизация. Этот процесс характеризуется передачей государством права
собственности предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам
и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной
собственности. В результате приватизации государство утрачивает право
владения, пользования и распоряжения объектами честной собственности, а
государственные органы – право управления ими.
Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствление может проводиться
быстрее, чем приватизация. Приватизация – процесс более длительный.
     Официальная приватизация.
Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-
первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском
пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но
августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу
власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о
приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого
решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных
органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золото-валютных
резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность
населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не
полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
С другой стороны, всем этим сложностям противостояли два фактора, сыгравшие
решающую роль. Налицо было стремление ранее господствующего класса
номенклатуры в условиях быстрого крушения старых ограничений
приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной
собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная
историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить
государственную собственность в собственность частную – причина быстрого,
относительно лёгкого и бескровного краха ожившего строя.
Борьба вокруг государственной программы приватизации отражает борьбу
различных сил как внутри новой власти, так и между новой и старой
номенклатурами. В то же время сложность разработки и политического
согласования вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и
административных форм, ограниченность во времени не могли не оказать влияния
на сроки подготовки и качество принятой программы приватизации. В течение
1992 года период подготовки к государственной приватизации завершился. Было
принято решение о двух этапах приватизации – ваучерной и денежной.
     Ваучерная приватизация.
Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1
июля 1994 года. Для строгой оценки итогов ваучерной приватизации данных явно
недостаточно: отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от
приватизации, равно как и нет точных сведений об участии иностранного
капитала в приватизации. В среде экспертов ставится под сомнение статистика
обращения ваучеров и деятельности чековых инвестиционных фондов в условиях,
когда правовые и фактические возможности сокрытия сведений предприятиями под
предлогом сохранения коммерческой тайны никем не преодолевались, за
исключением весьма ограниченного числа случаев, а также заинтересованности
официальных кругов и непосредственных участников приватизации в положительной
оценке её результатов.
Тем не менее итоги этого этапа приватизации подвести необходимо. Это можно
сделать, сравнивая доступные данные, во-первых, с провозглашёнными задачами
ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-
третьих, с точки зрения воздействия приватизации на макроэкономическую
ситуацию.
Целями государственной программы приватизации на 1992 год, действовавшей и в
1993 году, были провозглашены: формирование широкого слоя частных
собственников, повышение эффективности деятельности предприятий путём их
приватизации, социальная защита населения и развитие объектов социальной
инфраструктуры за счёт поступивших от приватизации средств, содействие
процессу стабилизации финансового положения России, создание конкурентной
среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение
иностранных инвестиций, создание условий и организационных структур для
расширения масштабов приватизации на этапе денежной приватизации.
Что же получилось в результате ваучерной приватизации?
1) Приватизация в России, как бы её ни оценивать, осуществлялась и
осуществляется. Фактом остаётся то, что большинства предприятий, подлежащих
приватизации, приватизированно, в том числе путём акционирования.
2) Фактом стала деятельность 500 ваучерных фондов, если опять-таки отвлечься
от оценки их деятельности.
3) Население России сейчас уже далеко не такое, каким оно было накануне
приватизации. Можно говорить о качественном улучшении первичного
экономического рыночного образования большей части граждан страны, несмотря
на то, что этот уровень остаётся ещё очень низким.
4) Создана инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя она, естественно, ещё
далека от завершения и совершенства.
5) Приватизация не встретила сколько-нибудь значительного противодействия со
стороны широких слоёв населения, что явилось одной из причин сохранения не
территории России относительного социального мира, несмотря не экономические
тяготы этого периода и социальную напряжённость.
6) Независимо от оценки и итогов приватизации 1992 – 1995 гг. её проведение –
объективный шаг к утверждению частной собственности, если отвлечься от
содержательной характеристики последней.
     Итоги ваучерной приватизации.
В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в
частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона
– владельцами малого бизнеса. По данным Госкомстата, к середине 1994 года
было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их
количества.
Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не
может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за
1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования
объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили
0,4% всех доходов, а к 1994 году ещё меньше.
Из всех задач, поставленных Государственной программой приватизации,
достигнута фактически одна – создание условий и организационных структур для
расширения масштабов приватизации.
С созданием частной собственности ситуация более сложная. Большинство
акционируемых предприятий избрало второй вариант предоставления льгот
трудовым коллективам, по которому трудовому коллективу достаётся 51%
уставного капитала, что в значительной мере отсекает от приватизируемой
собственности «эффективных» собственников, не желающих выкладывать деньги в
предприятия, где они не будут полновластными хозяевами. В результате у
крупных предприятий появилось много формальных собственников, относительно
мелких, не обладающих капиталом, который необходимо вложить в реконструкцию
или реанимацию производства.
Одновременно происходит процесс перераспределения собственности в результате
тщательно массируемых действий: манипуляции с проведением закрытой подписки и
чековых аукционов, скупки акций у членов трудовых коллективов после
длительного периоде невыплаты заработной платы под предлогом объективных
трудностей и т.п.
Процесс приватизации государственной собственности рассматривается в рамках
принятой в России концепции радикальных рыночных реформ как важнейшее
средство преобразования командной экономики в рыночную.
Существуют альтернативные подходы к роли приватизации. Значительная часть
экономистов полагает, что для создания рыночной системы не было необходимости
в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить
коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства,
т.е. свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно
для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства – никак не менее
полноценных, чем наспех приватизируемые государственные предприятия.
Приватизация государственного имущества – это есть отчуждение имущества
предприятий и организаций, находящихся в общегосударственной и
коммуникационной собственности, в пользу граждан и юридических лиц, которые
заключаются в передаче гражданам и юридическим лицам государственного
имущества в частную, коллективную или смешанную форму собственности.
Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
- предоставление льгот на приобретение государственного имущества трудовым
коллективам приватизируемого предприятия;
- принцип законности;
- обеспечение социальной защищённости и равенства граждан в процессе
приватизации;
- приоритетное предоставление прав собственности гражданам РФ;
- безвозмездная передача части государственного имущества каждому гражданину РФ;
- принцип приватизации государственного имущества по его реальной стоимости
на платной основе за личные средства граждан и их хозяйственных объединений,
кредитные ресурсы и приватизированные ценные бумаги;
- принцип свободного выбора способа и объектов современного и достоверного
информирования общественности о всех действиях, о приватизации и контроль за
её осуществлением.
     Объекты приватизации:
- предприятия, цехи, производства, участки и другие подразделения, которые
могут быть выделены в самостоятельные предприятия или структурные единицы
объединений;
- оборудования, дома, сооружения, материальные запасы, лицензии, патенты,
финансовые и другие нематериальные  и материальные активы;
- незавершённое строительство.
     Приватизации не подлежат:
- имущество органов государственной власти и управления, вооружённых сил,
национальной гвардии, пограничных войск, правоохранительных и таможенных
органов;
- золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальные резервы,
эмиссионная и резервная системы;
- предприятия по изготовлению ценных бумажных и денежных знаков;
- средства правительственной связи;
- объекты государственной метрологической службы;
- объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы
национального значения;
- предприятия по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и
взрывчатых веществ.
                               Содержание:                               
Введение                                                                       1
Перераспределение прав собственности. Приватизация                    2
Основные принципы разгосударствления                                           3
Главные критерии реформы разгосударствления экономики             3
Официальная приватизация                                                       4
Ваучерная приватизация                                                         5
Итоги ваучерной приватизации                                                   6
Принципы приватизации                                                          7
Объекты приватизации                                                           8
Объекты, не подлежащие приватизации                                            8