Каталог :: Экономическая теория

Доклад: Дефицит государственного бюджета

Министерство общего и профессионального образования РФ
     

ТИУиЭ

Реферат

По учебной дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Дефицит государственного бюджета» Выполнила: Проверила: Прохорова Л.С. Таганрог, 2000 г. Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, количественная оценка и показатели. Государственный долг — общий размер задолженности правительства владельцам, государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Внутренний государственный долг — задолженность государства гражда­нам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Частный долг — общий размер задолженности негосударственного сек­тора владельцам частных ценных бумаг. Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и ос­тальным миром. Создание долга — это механизм, посредством которого сбере­жения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и биз­нес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов. Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственны­ми расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и дол­га объективно усложняется следующими факторами: 1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитыва­ется амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объек­тивному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга. 2) Важная статья государственных расходов — обслуживание задолженно­сти, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга). Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D — величина государственного долга, Rr реальная ставка процента, R n – номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджет­ный дефицит часто завышается на величину (D, так как, по уравнению Фише­ра, p = RnRr . При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции Rr =( Rn – p)/( 1+p ). Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуа­ции, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эф­фективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при изме­рении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный дефицит госбюджета

=

Номиналь­ный дефи­цит гос­бюджета

Величина долга

на начало года

x

Темп инфля­ции

3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые мо­гут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно иска­жают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы сни­зить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность харак­терна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тен­денция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита феде­рального бюджета происходит завышение. 4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, су­ществует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджет­ной) деятельностью Центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков. К числу квазифискальных операций относятся: а) финансирование государственными предприятиями избыточной заня­тости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных ста­диях экономических реформ от Центрального банка, большого портфеля недей­ствующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают, в основном, за чет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны; в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от меро­приятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов ре­финансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жи­лищных программ по льготным ставкам и т.д. Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетно­го дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет. Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и го­сударственного долга не могут служить надежными макроэкономическими по­казателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показате­ли задолженности. В макроэкономическом анализе также используется сравнительная ди­намика показателей ВНП Долг ———————————— и ———————————————. Численность населения страны Численность населения страны Причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного долга. Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются: а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других соци­альных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволя­ет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав уве­личения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения; б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики; в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответ­ствующей корректировки госрасходов). Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель нало­гового бремени в экономике T/Y (где У — совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как: 1) в целях стимулирования экономики целенаправленно сокращается "налоговый клин"; 2) все системы налогообложения включают значительное количество льгот; 3) нередко налоговые сборы снижаются из-за неудовлетворительной ор­ганизации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовле­творительные налоговые службы, низкая собираемость налогов и т.д.). Этот фактор особенно рельефно обнаруживается в переходных экономиках, в том числе и в российской; 4) в переходных экономиках налоговые отчисления в бюджет также па­дают из-за спада в традиционных отраслях производства; 5) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики уве­личения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами; 6) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфе­ре в результате: — увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения); — увеличения государственных расходов на образование и создание но­вых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодо­го населения). Первичный дефицит государственного бюджета механизм самовоспроизводства долга Одним из факторов экономического роста является соотношение (долг / ВНП) Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов: 1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; 2) от темпов роста реального ВНП; 3) от величины первичного дефицита госбюджета. Первичный дефицит госбюджета представляет собой разность между ве­личиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долго­вом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга. BD общий = (G + N + F) – Т, где G – Государственные закупки N – Выплаты по обслуживанию долга F – Трансферты T – Налоговые поступления в бюджет BD первичный = ( G + F ) – Т, N=DxRR, где N — выплаты по обслуживанию долга, D — величина долга, R R реальная ставка процента. Механизм самовоспроизводства государственного долга: BD первичный ­ => государственные займы ­ => государственный долг ­ => N ­ => BD общий ­ => новые государственные займы ­ => долг ­ => N ­ и т.д. Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрас­тает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга. Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВНП используется зависимость: Dl=l(RR – DY/Y) – s, где Dl — изменение соотношения долг/ВНП; l исходное значение соотношения долг/ВНП; RR реальная ставка процента; DY/Y темп роста ре­ального ВНП; s — доля первичного бюджетного излишка в ВНП. Для снижения соотношения долг/ВНП необходимо два условия: 1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп роста реально­го ВНП; 2) увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВНП должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита госбюджета является фактором уве­личения долгового бремени. Список используемой литературы. 1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М., 1998 г. 2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М., 1999 г. 3. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988. 4. Курс экономической теории /под. ред. Чепурина М.Н.