Каталог :: Экономическая теория

Реферат: Анализ структуры бюджета

                                   Содержание                                   
     Введение 3
     1.     Общее понятие бюджета 4
     2.     Анализ доходов и расходов бюджета 6
     Заключение 15
     Библиографический список_ 16
     Введение
Целью данной работы является анализ доходов и расходов бюджета Российской
Федерации.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной
важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его
формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
·                 исследовать основные черты и принципы бюджетной системы
Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
·                 разобраться в источниках формирования налоговых и
неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
·                 рассмотреть бюджетную классификацию;
·                 рассмотреть понятие государственного долга, его размер и
ситуацию с погашением в России;
·                 изучить регулируемые доходы и порядок распределения налога
на имущество организаий по уровням бюджетной системы.
Объектом рассмотрения в данной работе является бюджет, его состав.
В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ, а также конкретные
показатели бюджета, отраженные в Законе о Федеральном бюджете Российской
Федерации,., опубликованном в официальном издании законодательных органов
власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые
показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты
межбюджетных отношений в Российской Федерации.
     

1. Общее понятие бюджета

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что собственной представляет собой бюджет государства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации: Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование. Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).[1] В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д. Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти. Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Финансовый план предприятия, представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством - конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития. Финансовый план государства взаимосвязан и с балансом денежных доходов и расходов населения. В доходной части баланса показываются получаемая бюджета и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд. В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в Российской Федерации стали сводиться с дефицитом. Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) - это превышение расходов бюджета над доходами. По методике Международного валютного фонда размер первичного дефицита федерального бюджета определяется: Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию государственного долга). Профицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) это превышение доходов бюджета над его расходами. Безусловно, разбалансированность доходов и расходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.

2. Анализ доходов и расходов бюджета

Исполнение бюджета в январе - декабре 2003 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральными законами от 10 июля 2003 г. № 94-ФЗ, от 5 августа 2003 г. № 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральным законом "О внесении изменений в приложение 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" в связи с получением дополнительных доходов" и другими нормативными правовыми актами. В течение 2003 года в экономике страны имела место положительная динамика основных макроэкономических показателей. По данным Госкомстата России, объем валового внутреннего продукта за январь - декабрь 2003 года составил 6946,5 млрд. рублей, или 107,7 % к соответствующему периоду 2002 года. Темп роста объема производства промышленной продукции в 2003 году относительно 2002 года составил 109,0 %, инвестиций в основной капитал - 117,7 %, продукции сельского хозяйства - 105,0 %, грузооборота транспорта - 104,8 %, оборота розничной торговли - 108,9 процента. Прирост потребительских цен в декабре 2003 года к декабрю 2002 года составил 20,2 процента. Официальный курс рубля по отношению к доллару США по состоянию на 30 декабря 2003 года составил 28,16 рубля за 1 доллар США вместо прогнозного курса 32,0 рубля за 1 доллар США, учтенного в расчетах к федеральному бюджету на 2003 год. [2] На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть (в течение года цена на нефть колебалась в пределах 28 - 30 долларов США за 1 баррель и увеличилась по сравнению с 2002 годом в среднем в 1,6 раза) и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозамещающей продукции, прежде всего в легкой промышленности (за январь - декабрь 2003 года объемы производства в легкой промышленности по сравнению с соответствующим периодом 2002 года увеличились на 22,0 процента). В 2003 году несколько улучшилось финансовое состояние предприятий и организаций и нормализовались производимые ими платежи и расчеты, что способствовало сокращению количества убыточных предприятий и организаций. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) хозяйствующих субъектов основных отраслей промышленности в январе - ноябре 2003 года увеличился в 1,8 раза по сравнению с соответствующим периодом 2002 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в январе - декабре 2003 года по сравнению с 2002 годом на 9,1 %, общая численность безработных сократилась на 17,9 процента. Темпы роста цен производителей промышленной продукции (131,6 % в декабре 2003 года к декабрю 2002 года) существенно опережают темпы роста потребительских цен. Рост цен производителей промышленной продукции, а также произошедшее с августа 2003 года увеличение железнодорожных тарифов и повышение тарифов на электроэнергию стимулировали инфляцию издержек в отраслях производственного сектора и оказали негативное влияние на рост потребительских цен. Увеличение издержек снижает инвестиционную привлекательность основных отраслей промышленности, ограничивая потенциал экономического роста на ближайшую перспективу. Сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует о существенном отклонении важнейших бюджетообразующих показателей от использованных в расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год". Утвержденные статьей 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" объемы доходов и расходов федерального бюджета рассчитывались исходя из валового внутреннего продукта в сумме 5350,0 млрд. рублей, уровня инфляции - 18,0 %, цены на нефть - 16,4 доллара США за 1 баррель. Объем валового внутреннего продукта в 2003 году превысил принятый в расчетах на 1596,5 млрд. рублей, уровень инфляции - на 2,2 %, средняя цена на нефть - в 1,7 раза. [3] В целом положительная динамика макроэкономических показателей способствовала расширению налогооблагаемой базы и увеличению платежей в федеральный бюджет. За счет превышения в 2003 году уровня ряда макроэкономических показателей над учтенными в расчетах к федеральному бюджету были получены существенные дополнительные доходы федерального бюджета, что позволило практически в течение всего 2003 года исполнять федеральный бюджет с профицитом. По состоянию на 1 января 2003 года остатки средств федерального бюджета на счетах в банках составляли 66282,8 млн. рублей. В январе - декабре 2003 года в доходы федерального бюджета поступило 1115906,3 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 251782,6 млн. рублей. Все поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления от продажи имущества, реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, составили 1509447,3 млн. рублей. За счет этих средств исполнены расходы федерального бюджета в объеме 956131,1 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 408422,3 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 8762,8 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2004 года остатки средств федерального бюджета на счетах в банках составили 136131,2 млн. рублей, или 14,2 % от произведенных расходов за январь - декабрь 2003 года. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" в связи с получением дополнительных доходов" доходы федерального бюджета по сравнению с первоначально утвержденными увеличены на 306061,1 млн. рублей, или в 1,4 раза, из них: по налоговым доходам - на 274873,6 млн. рублей, неналоговым доходам - на 1882,9 млн. рублей, по доходам целевых бюджетных фондов - на 29214,5 млн. рублей. По оперативным данным Счетной палаты Российской Федерации, доходы федерального бюджета в январе - декабре 2003 года составили 1109857,7 млн. рублей. С учетом отчислений в Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и в Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации доходы федерального бюджета в январе - декабре 2003 года составили 1115906,3 млн. рублей, или 100,6 % от утвержденного объема. В январе - декабре 2003 года налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 629374,8 млн. рублей, что составляет 56,4 % от общего объема доходов федерального бюджета, контролируемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - в сумме 358804,5 млн. рублей (32,2 %), контролируемые Министерством имущественных отношений Российской Федерации - в сумме 19114,1 млн. рублей (1,7 процента). Теперь о расходах бюджета в 2003 г. На уровне ниже среднего исполнены расходы по разделам: "Мобилизационная подготовка экономики" (84,3 %), "Культура, искусство и кинематография" (86,3 %), "Средства массовой информации" (87,9 %), "Образование" (88,3 %), "Здравоохранение и физическая культура" (88,6 %), "Промышленность, энергетика и строительство" (90,7 %), "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций" (93,7 %), "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров" (94,1 процента). Не в соответствии с бюджетными назначениями исполнены расходы по разделу "Международная деятельность" (49,4 % от утвержденного годового показателя). По подразделам федерального бюджета, имеющим социальную направленность, расходы произведены на недостаточном уровне. Так, расходы на государственные пособия гражданам, имеющим детей, (по подразделу 1807) составили 9,2 % от годовых бюджетных назначений, на молодежную политику - 79,3 процента. В течение 2003 года не выделялись средства федерального бюджета на государственную поддержку развития фермерства, на централизованные закупки некоторых видов медицинских препаратов (гормонов роста для лечения детей, больных гипофизарным нанизмом, онкогематологических препаратов, иммунодепрессантов для лечения больных, перенесших операции по пересадке органов). Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры по погашению кредиторской задолженности Минобороны России перед поставщиками продукции (работ, услуг), сумма этой задолженности остается значительной и по состоянию на 1 декабря 2003 года составила 49,4 млрд. рублей. В январе - декабре 2003 года финансовая помощь субъектам Российской Федерации оказана в сумме 101380,7 млн. рублей, или 104,2 % от годовых бюджетных назначений. Расходы произведены по всем видам финансовой помощи, включая дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам Республики Коми и Красноярского края на северный завоз, государственную финансовую поддержку прибрежных регионов, финансирование расходов на содержание объектов жилищного фонда и социальной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления до 1 января 2003 года. В 2003 году перечислено субъектам Российской Федерации бюджетных ссуд на сумму 12078,0 млн. рублей. По состоянию на 31 декабря 2003 года произведены взаимные расчеты по задолженности федерального бюджета по средствам, причитающимся субъектам Российской Федерации, и задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным ссудам (кредитам) на сумму 3375,3 млн. рублей. Остаток непогашенных бюджетных ссуд по состоянию на 1 января 2003 года составлял 6275,6 млн. рублей, на 31 декабря 2003 года - 4962,0 млн. рублей. Наибольшую сумму задолженности перед федеральным бюджетом по ссудам имеют Красноярский край (498,1 млн. рублей), Кемеровская область (958,1 млн. рублей) и Орловская область (614,5 млн. рублей). На финансирование государственных капитальных вложений из 22430,1 млн. рублей, предусмотренных федеральным бюджетом на 2003 год, в январе - декабре 2003 года направлено 19120,6 млн. рублей, или 85,2 % от утвержденного годового показателя. Финансирование федеральных целевых программ осуществлено в сумме 57775,0 млн. рублей, или 95,2 % от объема средств, предусмотренных на год. Из средств, выделенных на финансирование федеральных целевых программ, государственные инвестиции составили 17,9 %, расходы на НИОКР - 15,1 %, текущие расходы на прочие нужды - 67,0 процента. Из Фонда регионального развития на финансирование федеральных программ развития регионов в январе - декабре 2003 года перечислены средства в сумме 2124,6 млн. рублей, или 95,9 % от объема, установленного федеральным бюджетом на 2003 год. Финансирование открыто по всем 42 программам. Сложившаяся конъюнктура мировых цен на ряд товаров российского экспорта, а также недостаточная степень точности прогнозируемых параметров основных макроэкономических показателей, учтенных в расчетах к федеральному бюджету на 2003 год, привели к получению уже в первой половине года значительных объемов дополнительных доходов. Это создало условия для их расходования в течение второго полугодия 2003 года с нарушением требований бюджетного законодательства и способствовало увеличению остатков средств федерального бюджета на счетах Минфина России, обесценению бюджетных ассигнований. Исполнение федерального бюджета в 2004 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2004 год", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" и утвержденной росписью доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2004 год. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в январе - сентябре 2004 года по сравнению с январем - сентябрем 2003 года на 6,0 процента. При этом уровень начисленной среднемесячной заработной платы одного работника в номинальном исчислении в январе - сентябре 2004 года возрос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 46,9 процента. По состоянию на 1 октября 2004 года просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 октября 2003 года снизилась на 4792 млн. рублей. Темпы роста объема ВВП и индекс потребительских цен в январе -сентябре 2004 года позволяют сделать вывод о том, что объем ВВП в сумме 7750 млрд. рублей и уровень инфляции 12,0 % (декабрь 2004 года к декабрю 2003 года), предусмотренные статьей 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", будут существенно превышены. По оценке Правительства Российской Федерации, объем ВВП в 2004 году составит 9090 млрд. рублей, уровень инфляции - 18,0 %. В заключении Счетной палаты на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" указывалось на недостаточную обоснованность прогнозируемых объема валового внутреннего продукта, уровня инфляции и цены на экспортируемую нефть. Фактическая динамика этих показателей подтвердила выводы Счетной палаты. Положительная динамика основных макроэкономических показателей, более высокий уровень инфляции, меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, позволили обеспечить исполнение Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в январе - сентябре 2004 года с превышением доходов над расходами в объеме 177610,8 млн. рублей. По оперативным данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2004 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на девять месяцев 2004 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2004 года. Анализ основных характеристик федерального бюджета свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2002 году он составлял 18,6 %, то в 2004 году - 17,2 %, а в 2003 году - 13,5 процента. В январе - сентябре 2004 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая составила в январе - июне 2004 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", в январе - сентябре 2004 года - 22,7 процента. Несколько иная динамика доходов федерального бюджета. Если удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2004 году составлял 15,1 %, в 2002 году - 14,9 %, а в 2004 году даже снизился до 11,9 %, то в 2003 году он составил 16,0 %, а в январе - июне 2004 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", в январе - сентябре 2004 года - 16,9 процента. Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2004 года на счетах по учету средств федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2004 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 3826,9 млн. рублей. Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, в январе - сентябре 2004 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2004 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2004 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента. Налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет 60,3 % от общего объема поступивших в январе - сентябре 2004 года доходов федерального бюджета, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством имущественных отношений Российской Федерации -18082,8 млн. рублей (1,6 процента). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы федерального бюджета в январе - сентябре 2004 года в номинальном выражении увеличились на 323336,2 млн. рублей, или на 41,3 процента. В сопоставимых ценах они возросли соответственно на 15,2 процента. При этом их доля в объеме ВВП выросла на 1,6 процента. Анализ основных характеристик федерального бюджета за ряд лет свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе - сентябре 2004 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе - сентябре 2004 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Наличие остатков средств федерального бюджета в объеме 173923,7 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2004 года), доходы федерального бюджета в объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли исполнить установленные бюджетной росписью на девять месяцев 2004 года расходы федерального бюджета в полном объеме. Однако расходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, исполнены лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя, утвержденного федеральным бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2004 года. Исполнение расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально как по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, так и по субъектам ведомственной структуры расходов федерального бюджета. Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, воспроизводство научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2004 год и на среднесрочную перспективу". Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2004 года. На недостаточном уровне осуществлено финансирование отдельных федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов. В ходе исполнения бюджета кредиторская задолженность возросла по сравнению с 1 января 2004 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию на 1 июля 2004 года 92,8 млрд. рублей. При этом дебиторская задолженность бюджетополучателей на 1 января 2004 года составляла 61,8 млрд. рублей. Анализ объемов финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе - сентябре 2004 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2004 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2004 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2004 года - 85524,8 млн. рублей). [4] Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2004 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета. В общем, за январь-июнь 2004 г. профицит федерального бюджета, по предварительным данным Минфина, составил 135,5 млрд. руб., или 3.4% ВВП, т.е. сохранился на уровне первого полугодия 2003 года. Заключение В ходе проведенного исследования можно резюмировать следующее: Итак, бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики. Что касается прогнозов, то предполагаемый профицит вполне может обернуться дефицитом и, как следствие, дальнейшим закабалением России внешним долгом. Вряд ли даже правительство сегодня может быть стопроцентно в чем-нибудь уверенно. Но совершенно точно можно сказать, что российская экономика еще далеко не вышла на путь устойчивого роста, а значит опасность возникновения серьезных бюджетных дефицитов еще долго будет волновать общество и политиков. Библиографический список 1 Бюджетный кодекс РФ №63 от 23.01.2000, г. Екатеринбург 2 Налоговый кодекс часть I (ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ) 3 Налоговый кодекс часть II (ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ) 4 ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах 5 ФЗ от 29.12.2000 № 166-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации 6 ФЗ от 27.12.2002 № 150-ФЗ О федеральном бюджете на 2003 год 7 ФЗ “О Федеральном Бюджете на 2004 год” 8 Амуржуева О.В. Экономика для всех. – М.: Экономика, 1999. 9 Брызгалин А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части 1. – М.: Анатика-Пресс, 1999. 10 Булатов А.С. Экономика. Учебник. – М.: БЕК, 1997. 11 Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2002 12 Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 2002. 13 Иванеев А. Налоговая составляющая бюджета.// Финансовый бизнес. – 2000, № 4 14 Никитина В. Мы скоро будем жить по-новому.//Московский бухгалтер. – 2001, № 5. С. 33-37.
[1] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. [2] ФЗ от 27.12.2002 № 150-ФЗ О федеральном бюджете на 2003 год [3] ФЗ от 27.12.2002 № 150-ФЗ О федеральном бюджете на 2003 го [4] ФЗ “О Федеральном Бюджете на 2004 год”