Каталог :: Экономическая география

Реферат: Германия

     Муниципальное Общеобразовательное Учреждение 
     Лицей № 2 при Пермском Государственном Университете
РЕФЕРАТ
ПО   ЭКОНОМИЧЕСКОЙ   ГЕОГРАФИИ
- ГЕРМАНИЯ -
                                                  ученицы 10 класса «ГЯК»
                                                        Мутовкиной Любови
                                                        Пермь 2003
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЭГП СТРАНЫ, СОСЕДСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
стр.
2. НАСЕЛЕНИЕ
стр.
3. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ  ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ  УСЛОВИЙ И  РЕСУРСОВ
стр.
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ  РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА
стр.
5. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ  ХОЗЯЙСТВА,  ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ   РАЗМЕЩЕНИЯ,               стр.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
6. ТРАНСПОРТ
стр.
7. ПЕРСПЕКТИВЫ  И  ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
стр.
8. КАРТА ГОСУДАРСТВА
стр.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
стр.
1. ЭГП СТРАНЫ.
Федеративная республика Германия расположена в Центральной Европе и  граничит
с девятью государствами – Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом,
Австрией, Швейцарией, Францией, Чехией и Польшей. На юге она граничит  с
Австрией (длина границы 784 км) и Швейцарией (334 км). На западе – с
Нидерландами (577 км), Францией (451 км), Бельгией (167) и Люксембургом (138
км). На востоке – с Польшей (456 км) и Чехией (646 км). На севере Германия
граничит с Данией (68 км) и омывается Северным и Балтийским морями. Общая
протяжённость границы 3621 км, длина береговой линии – 2389 км. Общая площадь
страны 356 957 кв. км.
В административно-территориальном отношении ФРГ состоит из 16 земель, каждая
из которых имеет свою столицу, конституцию, парламент и правительство.
Федеральные земли делятся на старые и новые, кроме этого имеется три города -
самостоятельных государства – это Берлин, Бремен и Гамбург. К новым
федеральным землям относятся: Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Мекленбург-Передняя
Поммерания (Шверин), Бранденбург (Потсдам), Саксония (Дрезден), Саксония-
Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт) и земля-государство Берлин. К старым
федеральным землям относятся: Нижняя Саксония (Ганновер), Северный Рейн-
Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Гессен (Висбаден), Саарланд
(Саарбрюкен), Баден-Вютттемберг (Штутгарт)  и Бавария (Мюнхен) и две земли-
государства – Бремен и Гамбург.
Крупнейшие города : Берлин (3 467 тыс. человек), Гамбург (1 708 тыс.
человек), Мюнхен (1 240 тыс. человек) и Кёльн (964 тыс. человек).
ЭГП Германии чрезвычайно выгодное. Страна расположена в центре наиболее
экономически-развитого района Европы, где сходятся крупнейшие торговые и
транспортные артерии мирового значения. Через Германию проходят все важнейшие
торговые пути, соединяющие западную и восточную Европу. Страна имеет выход к
Северному и Балтийскому морям, что также способствует укреплению торгово-
экономических связей страны.
2. НАСЕЛЕНИЕ.
По численности населения Германия стоит на втором месте в Европе после России – 
82 797 400 чел. (июль 2000 г.). Плотность населения - 232 человека  на
кв.км. выше плотность населения среди стран Европы лишь в Бельгии и Голландии.
Население размещено по территории Германии весьма неравномерно. В Берлине,
районе наибольшей концентрации, после объединения численность населения  растет
быстро: сейчас там насчитывается примерно 3,4 млн. жителей, а к концу
тысячелетия достигнет предположительно восьми млн. человек. В промышленных
областях на Рейне и Руре, где один город незаметно переходит в другой,
проживает свыше четырех млн. человек – примерно 5500 человек на кв. км. Другими
районами промышленно-городской агломерации являются Рейнско-Майнская область  с
городами Франкфурт, Висбаден и Майнц, промышленный регион Рейна-Неккара с
городами Майнгейм и Людвигсхафен, экономический регион вокруг Штутгарта, а
также экономические районы Бремена, Дрездена, Гамбурга, Кельна, Лейпцига и
Мюнхена. Этим густонаселенным районам противостоят весьма малонаселенные
области в Северо-Германской низменности, области Эйфеля, Баварского леса,
Верхнего Пфальца, земля Бранденбург и обширные пространства Мекленбурга -
Верхней Поммерании. Плотность населения на западе Германии значительно выше,
чем в пяти новых землях на востоке. Почти на 30% площади там проживает лишь
пятая часть населения страны. В восточной части Германии находятся четыре из
двадцати городов с численностью населения свыше 300 000 тыс. человек. Почти
каждый третий житель республики проживает в одном из 85 крупных городов (свыше
100 тыс. жителей). Это около 26 млн. человек.  Преобладающее же число
населения, напротив, живет в селах и небольших городах: свыше семи миллионов
проживают в населенных пунктах с численностью населения до 2000 человек, 46
млн. – в общинах с численностью населения в пределах 2000 – 100 000 человек.
Национальный состав населения характеризуется ярко выраженной  однородностью,
преобладанием немцев. Имеется лишь  несколько крайне малочисленных
национальных меньшинств - голландцы, датчане. В стране постоянно проживают 8
млн. иностранцев, что составляет 9,7% всего населения. В основном это
иностранные  рабочие,   занимающиеся   почти  исключительно
малоквалифицированным  и  низкооплачиваемым  трудом.  По национальному
составу самая большая группа иностранцев - турки, почти треть от общего
количества и около 2,4% от численности населения, выходцы из Югославии -
0,9%, итальянцы - 0,7%, греки - 0,4%, поляки - 0,3%, хорваты - 0,2%, боснийцы
- 0,25% и граждане Австрии - 0,2% Подавляющее большинство немцев  вполне
терпимо  относится к  таким рабочим, не выражает  по  отношению  к  ним
неприязни,  за  исключением групп немцев,  настроенных  расистски  или
неонацистки.  Вместе  с тем в условиях массовой безработицы,  которая
охватывает сейчас  около 4 млн.  коренных  жителей  страны,  пребывание
миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный
потенциал. Иностранцы стали в Германии серьезным экономическим фактором. Им
принадлежит 281 тысяча фирм, что составляет 6,3% всех зарегистрированных в
стране предприятий. Лидерство в сфере бизнеса прочно захватили турки, они
владеют 22,9% принадлежащих иностранцам предприятий.
Средняя продолжительность жизни составляет 80 лет у женщин и 74 года у
мужчин. Несмотря на высокую среднюю продолжительность жизни, численность
населения падает, т.к. уровень рождаемости постоянно снижается (9.35
новорожденных/1000 человек). Уже более 16% немцев сегодня - лица старше 66
лет, и всего 18% моложе 18.
Среди некоренного населения картина иная: 23% составляет молодежь до 18 лет,
а стариков - всего 3,2%. Значительно выше среди иностранцев и рождаемость:
уже с конца 70-х новорожденные неграждане составляют ежегодно более 13%.
Трудоспособное население составляет 39 750 000 человек (48 %). В
промышленности занято -  41%, в сельском хозяйстве - 6% от трудоспособного
населения.
Очевидно, что основным источником для пополнения и омоложения населения в
Германии является иммиграция. Однако такое положение не всегда встречает
понимание у коренного населения страны. Это приводит к многочисленным
проблемам в отношениях коренного населения и иностранцев.
3. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ  ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ  УСЛОВИЙ И  РЕСУРСОВ.
Природно-ресурсный потенциал страны довольно истощен. Главным богатством
Германии является каменный (Рейнско-Рурский, Саарский и Аахинский бассейны) и
бурый (на территории бывшей ГДР) уголь. Рурский бассейн по запасам занимает
первое место в Западной Европе, однако условия добычи сложные. Запасы
месторождений каменного угля составляют около 20 млрд. тонн.  Есть также
большие запасы калийных солей (между реками Везер и Заале). Промышленное
значение имеют  залежи строительных материалов. Несмотря на то, что бурый
уголь и калийные соли не  представляют большой  хозяйственной ценности,
бедность Германии  полезными ископаемыми  пороком назвать  нельзя. Это  один
из  факторов,   побудивших  немцев   к  рачительности, бережливости,
стремлению производить высококачественную  продукцию,  приносящую  стране
большие доходы, которых хватает не только для закупок минерального сырья, но
и для удовлетворения  на  высоком  уровне  прочих хозяйственных, а также
социальных и духовных потребностей. В то же время, например,
Россия,  богатая минеральным сырьем, такими достижениями похвастаться не может.
Германия – страна, довольно богатая водными ресурсами. Помимо имеющегося
выхода к Северному и Балтийскому морям есть также большое количество
внутренних озер, крупнейшие из которых – это Боденское озеро (539 кв. км),
которое называют также «Швабским морем». В этом озере водятся около 30
различных пород рыб, что вполне может способствовать развитию рыболовного
промысла. Второе место по площади занимает озеро Мюритц (115 кв. км) – одно
из самых крупных озер на Северо-Германской низменности, которая носит
название Мекленбургское озерное плато. Страну пронизывает сеть рек с их
притоками. Крупнейшими водными артериями являются:
Майн (524 км) – самый большой правый приток Рейна
Эльба  1165км (786 км на территории Германии)
Дунай 2858 км (647 км на территории Германии)
Рейн 1320 км (865 км на территории Германии) На этой реке расположена самая
большая внутренняя  гавань Европы – Дуйсбург-Рурорт.  Эта  река  впадает  в
Северное море, обеспечивая связи с внешним  миром   на  выгодных  условиях,
так как водный транспорт является очень дешевым для перевозки крупных
товарных масс. Важнейшие водные артерии ФРГ соединены между собой каналами,
что делает  внутренние  перевозки  очень  эффективными.  Очень  важную
экономическую  роль  играет  Кильский  канал,  который   связывает Северное и
Балтийские моря.
По структуре  площадей в  Германии складывается  следующая картина. На
сельскохозяйственные площади   приходится 54,6% территории  страны.
Наибольшим  плодородием   отличаются  низменности   на   побережье Северного
моря и  в долинах рек.  Леса занимают 29,2%  территории (самым крупным лесным
массивом является Тюрингский лес в центральной части страны); застроенные
площади,  пути  сообщения  и  другие  объекты - 12,3%; поверхность водоемов
- 2,1%;  вересковые степи,  торфяные болота и пустоши - 1,3%; выемочные
участки в карьерах - 0,5%.
Агроклиматические ресурсы страны довольно благоприятные. Страна расположена в
умеренном климатическом поясе, что способствует выращиванию
сельскохозяйственных культур со среднепродолжительным и длинным вегетационным
периодом. Соотношение количества осадков к испаряемости за год – коэффициент
увлажнения – составляет больше единицы, т.е. страна находится в зоне
достаточного увлажнения. Климат умеренный, переходный от морского к
континентальному. Средняя температура в январе на равнинах от 0 до +3
градусов, в горах до +5 градусов. В июле соответственно +16-+20 градусов,
+12-+14 градусов. Осадков 500-800 мм в год, в горах 1000 мм.
     
  1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА.
Германия - страна с богатой, сложной и противоречивой историей. В определенные периоды немцы своими агрессивными действиями в отношении других народов создавали трагические и кровавые ситуации в Европе. Достаточно вспомнить первую и вторую мировые войны. Однако в целом Германия внесла огромный вклад в развитие мировой цивилизации, существенно обогатила человеческое бытие, способствовала прогрессу на всех его направлениях. История Германии как единого государства сравнительно непродолжительна, хотя немцы – один из древних европейских народов. В эпоху феодализма существовало множество германских княжеств, объединить которые удалось лишь в 1871 году виднейшему немецкому политику О. фон Бисмарку. В результате поражения фашистской Германии во второй мировой войне в 1945 году единое немецкое государство более чем на 45 лет прекратило свое существование. На руинах "третьего рейха" в 1949 году образовалось два немецких государства - ФРГ и ГДР, избравшие разные пути общественно- экономического развития - капиталистический и социалистический. Особым политическим образованием на территории бывшей Германии стал Западный Берлин. В течении более чем четырех десятилетий между двумя германскими государствами шло интенсивное соревнование в сфере экономики. История показала, что сталинская модель социализма в ГДР, как и в СССР, к концу 80-х годов оказалась на грани полного банкротства. Закономерным итогом "реального социализма" на немецкой земле явилось постановление Народной палаты ГДР от 23 августа 1990 года о вступлении ГДР в ФРГ, что произошло 3 октября 1990 года. Эту дату принято считать моментом объединения Германии. С этого момента действие законов ФРГ распространилось на территорию ГДР. После объединения в 1990 году регион бывшей ГДР получил название «новые федеральные земли». Процесс интеграции земель оказался сложным не столько с экономической точки зрения, сколько в силу психологии людей, которые на протяжении 40 лет жили в совершенно разных социально- экономических условиях. 5. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ. Современная Германия - одна из наиболее развитых стран мира. По объему ВНП (2 080 млрд.дол. США) и промышленного производства она занимает 1-е место в Западной Европе и уступает только США, Японии и Китаю. По объему внешнеторгового оборота занимает второе место в мире. Важную роль Германии в европейском и мировом хозяйстве определяет ее промышленность, которая специализируется на выпуске высококачествнной продукции. На долю Германии приходится около 7,8% мирового ВНП и 28% ВНП стран ЕС. Валовой национальный продукт на душу населения составляет 25120 долларов. Структура ВВП Германии в 1998 г. : Сельское хозяйство 1,1% Промышленность 33,1% Сфера услуг 64,4% Для экономики Германии характерна "сверхиндустриализация", то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению с многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (главным образом машиностроительной) продукции. Промышленность Германии: выпуск продукции по отраслям в 1999-2001 гг. (% изменение по годам)
Отрасль Изменение объемов выпуска
199920002001
Металлургия

0,1

6,5

3,8

Машиностроение

-2,0

7,0

6,0

Бумажная и полиграфическая промышленность

3,7

4,0

3,0

Электротехника

4,2

10,8

8,3

Химическая промышленность

4,4

4,3

4,8

В т.ч. изделия из кокса и минеральных масел

-3,5

3,0

0,3

производство изделий из резины и пластмассы

1,6

6,0

6,3

Строительство

0,8

-0,8

1,3

Пищевые товары, напитки, табак

2,9

2,3

1,8

Текстильная и швейная промышленность

-8,6

-1,8

1,3

Производственный сектор в целом

1,5

4,8

4,0

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:
  • автомобилестроение;
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • электротехническая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • черная металлургия.
Металлургия. Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура было сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объединения двух стран. После трудного для отрасли 1999 года металлургия имеет четкую тенденцию к увеличению объемов сбыта, особенно к росту экспорта стали. Немецкие фирмы в последние годы смогли увеличить свою производительность и достигли лидирующего положения в Европе, производя 390 тонн каждые 1000 рабочих часов (на втором месте Италия с 375 тоннами). Потребление продукции отрасли в 2000 году превзошло уровень 1999 года: возрос как внутренний спрос (+15,8%), так и внешний (+9,7%), что вылилось в рост цен производителей на 11,5%. Основа успеха в металлургии в динамичном развитии других отраслей немецкой промышленности. Высокий уровень активности имеют автомобильная промышленность, которая поглощает примерно 25% выпуска сталелитейной продукции, машиностроение (10%), электротехника (5%). Германия - главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. У немецких товаров хорошая репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос. В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются машиностроение (транспортное, электротехническое и электронное), химическая отрасль, пищевая промышленность. Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Устойчивый рост практически во всех секторах машиностроения наблюдается с середины 1999 года. Во многом это достигнуто за счет оптимизации использования производственных мощностей (88,8%). Стабильная внешняя обстановка позволила Германии достичь лидирующих позиций на мировых рынках. Так, например, экспортный коэффициент полиграфических и бумагопроизводящих машин и механизмов составил в 2000 году 0,85, а его доля в мировом экспорте - 40%. За Германией на значительном расстоянии следуют: США (28%), Япония (10,1%), Швейцария (9,9%), Великобритания (8%). Немецкие производители текстильных машин и механизмов также являются ведущими экспортерами с экспортным коэффициентом свыше 0,9. Это же можно отнести и к производителям транспортного оборудования и станков. В 1999 году Германия произвела 21,5% мирового выпуска станков, уступив только Японии (22,4%). Автомобилестроение. Германия по праву является лидером (наряду с США и Японией) в мировом автомобилестроении. Качественные германские легковые автомобили пользуются популярностью во всем мире. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии (Фольксваген), Гессене (Опель), Северной Рейн-Вестфалии (Форд, Опель), Баварии (БМВ) и Саарленде (Форд). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но Фольксваген, Опель и Даймлер-Бенц быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок. Производит Германия также пожарные, поливальные, уборочные машины (фирма IVEKO ) и грузовые автомобили. Доля грузовых автомобилей в мировом производстве: меньше 6 тонн - 22% 6-15 тонн - 4% больше 15 тонн - 30% Электротехника. С конца 19 в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как " Siemens", "AEG", "Telefunken", и "Osram". После второй Мировой войны и разделения Германии, наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промышленность (специализировавшаяся на поставке станков с ЧПУ в коммунистические страны) была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей. Химическая промышленность. С конца 19 в. начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта и в рурском промышленном районе (концерны Bayer и BASF). Восточногерманские заводы были в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды. В структуре производства химической промышленности выделяется увеличивающееся в последние годы производство пластмасс (рост 7,6% в 2000 г.), красок, лака, шпатлевки (5%). Электроэнергетика. Германия более половины своих потребностей в энергетических ресурсах обеспечивает за счет импорта. Основную роль играют нефть и газ. Доля угля составляет 30 %. Нефть поступает в танкерах по нефтепроводам с нефтепромыслов Северного моря, из России, из африканских государств (Нигерия, Ливия), государств Персидского залива. Нефтеперерабатывающие воды размещены по всей стране равномерно. Крупнейшие центры - Гамбург, Кельн, Карлсру, Ингольшдадт, Шведт. Газовая промышленность использует природный газ, поступающий из Нидерландов, норвежского сектора Северного моря, из России и собственных месторождений. Ежегодно страна потребляет до 70 млрд. куб. м. природного газа. Из них около 30 млрд. куб. м. поставляется из России. Производство электроэнергии в 1999 г.
Всего (млрд. кВт)580
На ТЭС (в % от общего)65,77
На ГЭС (в % от общего)3,2
На АЭС (в % от общего)29,06
На других типах ЭС (в % от общего)1,97
Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства ФРГ переходом к индустриальным методам производства в послевоенный период характеризуется повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. Одной из характерных черт развития сельского хозяйства ФРГ в последние десятилетия является его концентрация и вытеснение мелкого производителя. Доля сельского хозяйства в производстве ВНП и в занятости в Германии невелика – составляет 15% (с учетом доли перерабатывающих отраслей) и около 5% занятых. Потребности населения в продуктах питания покрываются за счет собственного производства на 90%. Основной отраслью сельского хозяйства ФРГ является животноводство (67% общего объема реализуемой сельскохозяйственной продукции). Средний уровень потребления мясных продуктов - 97 кг в год. Средняя урожайность зерновых в западных землях 62 ц/га, в восточных землях - 53,5 ц/га. Крупнейшие промышленные фирмы Германии (95г.)

Фирма, местонахождение

Отрасль

Оборот, млн DM

Занято, чел.

1. Daimler - Benz AG

Штуттгарт

Автомобильный, электро, воздушный транспорт.98660375300

2. Volkswagen AG, Вольфсбург

Автомобильный транспорт.79000266000

3. Siemens AG, Мюнхен

Электроприборы.75000402000

4. Veba AG, Дюссельдорф

Энергетика, химия62000116500

5. RWE AG, Эссен

Энергетика, строительство50900102200

6. Hoechst AG, Франкфурт

Химическая, фармацевтическая.49200179300

7. BASF AG, Людвигсхафен

Химическая, энергетика 47600129400

8.Bundespost, Telekom Бонн

Телекоммуникации44200250000

9. Bayer AG, Леверкузен

Химическая, фармацевтическая43400164200

10. Thyssen AG, Дуйсбург

Выплавка стали, машиностроение.37600148400

11. Bosch, Штуттгарт

Электротранспорт35600148600

12. Bayerische моторострооительный завод, Мюнхен

Автомобили3180074200
Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. Внешняя торговля страны в 1998 и 1999 гг. (млрд. дол. США).

1998

1999

Экспорт510610
Импорт426587
Западная Германия активно участвует в международном капиталистическом разделении труда. По объему экспорта промышленных изделий ФРГ занимает первое место среди капиталистических стран. В западногерманском экспорте доля промышленной продукции занимает около 92%. Основные отрасли страны – химия (14,2 % от мирового экспорта), машиностроение, автомобилестроение (19 % от мирового экспорта), электроника - добились существенных успехов на международном рынке. На продукцию этих отраслей приходится свыше половины западногерманского экспорта. Структура экспорта в 1999г. : машины - 31%, станки и оборудование - 17%, продукция химической промышленности - 13%, а также металлы, продовольствие и текстиль. География экспорта: страны ЕС 55,5% (Франция 10,7%, Великобритания 8,5%, Италия 7,4%, Нидерланды 7,0%, Бельгия-Люксембург 5,8%), США 8,6%, Япония 2,3% Промышленность ФРГ в существенной степени зависит от внешнего рынка и по линии своего импорта. По его объему она занимает второе место в капиталистическом мире. В структуре ввоза большой удельный вес имеет разнообразное сырье и топливо. Структура импорта в 1999 г. : машины 22%, станки и оборудование 10%, продукция химической промышленности 9%, продовольствие и текстиль. В основном за счет импорта обеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях в 1999 г. по нефти – на 98%, природному газу – на 80%, каменному углю – на 26%, бурому углю – на 2%. География импорта: страны ЕС 54,3% (Франция 10,5%, Нидерланды 8,5%, Италия 7,8%, Великобритания 7,0%, Бельгия-Люксембург 6,2%), США 7,7%, Япония 4,9%. Несколько скромнее позиции страны в импорте и экспорте услуг. По экспорту услуг страна занимает четвертое место в мире - 75,7 млрд. дол. По импорту услуг страна занимает второе место в мире - 121,8 млрд. дол.
  1. ТРАНСПОРТ.
Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами, в первую очередь сообщение Северной и Северо-Западной Европы с Австрией и Швейцарией и далее, через альпийские туннели и перевалы, с Италией. Германия принимает участие в создании Европейской системы автострад и трансевропейских скоростных железных дорог. В основном грузо- и пассажироперевозки осуществляются железными дорогами, автодорогами и водными путями. Структура грузооборота и пассажирооборота Германии (по данным за 1999 г.)
Виды транспорта

Грузооборот,

%

Виды транспортаМлрд. пассажиро-часов%
Грузовик54,5Частная автомашина73881,1
Водный транспорт23,2Автобус, метро859,3
Железная дорога16,5Железная дорога616,7
Трубопровод3,4Самолет242,6
Самолет2,4Водный транспорт20,2

Всего

100,0

Всего

910

100,0

Главной водной транспортной артерией Германии является Рейн, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению. Речные бассейны Рейна и Дуная были связаны друг с другом после сооружения канала от Майна. Каналы, проложенные через Рурскую область, соединяют ее с северогерманскими портами Эмден, Бремен и Гамбург.Паромные линии соединяют балтийские порты Путтгарден (под Любеком) и Варнемюнде (Росток) с крупнейшим датским островом Зеландия, а порт Засниц на Рюгене – с южной Швецией. Основу железнодорожной транспортной системы ФРГ составляют федеральные железные дороги, находящиеся в собственности государства. Длина железнодорожных путей достигла в 1998 году 42 тыс. км. Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и прекрасным техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок курсирующие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Несмотря на усилия правительства повысить роль железнодорожного транспорта в грузовых перевозках, в ФРГ они осуществляются главным образом по автодорогам (за исключением транспортировки тяжелых грузов). Роль грузового автотранспорта растет и в международных перевозках. Частные поездки граждан также большей частью осуществляются на автомобилях. Германию покрывает густая сетка автомобильных дорог с твердым покрытием – более 110 км дорожного полотна на 100кв. км территории. К 1998 протяженность общегерманской сети скоростных автодорог (автобанов) составила 11,2 тыс. км. Протяженность других категорий автодорог возросла не столь значительно, но их качество при этом существенно улучшилось. Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован. Главный западногерманский аэропорт, крупнейший во всей континентальной Европе, находится во Франкфурте-на-Майне. Все городские агломерации с населением более 1 млн. человек имеют собственные аэропорты с регулярным авиационным сообщением. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». 7. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА. Экономическая мощь Германии обусловливает высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского значения. Подъем мировой экономики способствует подъему экономики Германии в среднесрочном периоде, что позволяет улучшать основные экономические показатели, способствует росту инвестиций и объема производства. В ближайшие годы свои позиции смогут упрочить такие отрасли немецкой экономики как машиностроение, электротехника, химическая промышленность и автомобильная промышленность. При прогнозах развития экономики Германии на средне- и долгосрочный период необходимо учитывать, что более 2/3 немецкой внешней торговли зависит от других стран "зоны евро". Сокращение внешнеторговых связей со странами Северной и Южной Америки происходит одновременно с увеличением доли стран Восточной Европы и СНГ в объеме внешнеторгового оборота Германии. Этот фактор, наряду с сильной импортной зависимостью ФРГ в ряде отраслей и групп товаров, прежде всего сырьевых, а также поиском новых рынков для сбыта традиционной немецкой продукции, играет существенную роль в развитии процесса постепенного расширения деловой активности Германии на Восток. Германия - важнейший экономический партнер России среди стран ЕС и в большинстве случаев играет для нее роль «окна в Европу». В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических связях России. Это обусловлено в первую очередь общим историческим фоном российско-германских отношений. С другой стороны, экономическое сотрудничество Германии с Россией лежит в русле политики Евросоюза по отношению к России. Совместная стратегия Европейского Союза в отношении России, принятая в июне 1999 года, предусматривает интенсификацию сотрудничества, прежде всего в таких областях как наука, воздушный транспорт, космос и энергетика. ЕС поддерживает также вступление России в ВТО как предпосылку для создания зоны свободной торговли между ЕС и Россией. Среди проблем развития государства отдельное место занимают возникающие вследствие развития промышленности экологические проблемы. Их решению уделяется большое внимание, особенно в землях восточной Германии. Разработаны довольно совершенные технологии утилизации и уничтожения отходов производства. Например, уже несколько лет под Гамбургом функционирует самая современная установка по сжиганию бытовых отходов. Отработанные газы здесь очищаются и поглощаются таким образом, что в атмосферу попадает только теплый воздух. В новых землях экологическая ситуация гораздо сложнее, главным образом из-за широкого применения бурового угля, что не только загрязняет атмосферу, но и наносит огромный ущерб почве. Поэтому в ближайшее время придется израсходовать десятки миллиардов марок только на рекультивацию земель, особенно в районе Лейпцига, где добывается основная масса бурого угля. Вообще же, если рассматривать перспективы развития Германии в целом, то можно сделать следующие выводы: Во-первых, Германия и так достаточно развитая страна во многих отношениях, а с введением в Европе единой валюты – евро – создались более благоприятные отношения для развития торговых экономических связей, увеличился процесс интеграции между предприятиями и отраслями разных стран, увеличился товарооборот. Введение единой наличной евровалюты с 1 января 2002 года освободило обращение товаров и услуг, капитала, передвижение людей от всех потерь, как времени, так и средств. Также введение евро благоприятно сказалось на сфере туризма. Во-вторых, в связи с благоприятным географическим и экономическим расположением страны в центре Европы, Германия является одним из самых динамично развивающихся европейских государств, что позволяет играть основную роль в Европейском Сообществе. 9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  1. Лекция № 8 по курсу «Международные отношения» экономического факультета ПГУ, 2003 г.
  1. Максаковский В. П. «Экономическая и социальная география мира», М: «Просвещение», 2000г.
3. Зорская М. А. «Германия», М: «Полиглот», 2001г.
  1. Богданович О.И., Дрозд Ю.А. «Страны мира»,
М: «Русич», 2002г.
  1. Аксёнова М.Д. «Страны. Народы. Цивилизация» (энциклопедия), М: «Аванта +», 2002г.
  1. Мирская Е. «Иллюстрированный атлас мира»,
М: «Дорлинг Киндерсли», 1997г.
  1. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под редакцией Колесова. Москва 2000г.
  1. http:// geo2000.ru
http:// germany.org.ru