Каталог :: Экономическая география

Шпора: Краткие характеристики экономических регионов России

     I.                    Северо-западный экономический район. 
     1.       Состав района:
-          Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;
-          200000 км2;
-          8 млн. человек.
     2.       Общие особенности региона:
-          удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток);
-          приморское положение;
-          крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской);
-          большая роль ВПК (более 70 %).
     3.       Природные ресурсы:
-          бокситы;
-          лесные (45 %);
-          торф;
-          водные.
Район беден природными ресурсами.
     4.       Население и трудовые ресурсы:
–         очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2);
–         повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское
население);
–         сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет);
–         высокий кадровый уровень.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
А) Машиностроение (26 % всей продукции района):
-          судостроение;
-          электротехническое машиностроение (турбины);
-          сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).
Б) ВПК – оптика, системы наведения.
В) Химический комплекс:
-          фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли);
-          производство удобрений.
Г) Лесная отрасль – мебель, бумага).
Д) Товары народного потребления.
Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).
Ж) Транспорт:
-          ж/д (более 50 % всех перевозок страны);
-          речной и морской транспорт;
-          ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);
З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.
     6.       Основные проблемы:
-          ввоз энергоресурсов;
-          неудачная конверсия;
-          недостаток металла;
-          большая экономическая безработица;
-          высокий криминальный фон.
     II.                  Северный экономический район.
     1.       Состав района:
-          Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и
Карелия;
-          1500 тыс. км2;
-          6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).
     2.       Общие особенности региона:
-          наличие крупного морского хозяйства;
-          лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь);
-          наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-
Печорская нефтегазовая провинция);
-          экстремальные природно-климатические условия.
     3.       Природные ресурсы:
-          нефть, газ
-          угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн);
-          железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»);
-          сырье для цветной металлургии:
бокситы (Средне-Тиманский рудник);
медно-никелевая руда (Кольский п-ов);
редкоземельные металлы;
алмазы (Архангельск);
лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низко технологическое производство;
водные ресурсы.
     4.       Население и трудовые ресурсы:
Самый малочисленный район.
-          плотность населения 4 чел./км2;
-          высокий уровень урбанизации (76 % городского населения);
-          резкий отток кадров.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Резкий спад,  падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %.
Причины: распад хозяйственных связей.
Отрасли:
-          лесная – 21 %;
-          черная металлургия – 20 %;
-          электроэнергетика – 13 %;
-          топливная промышленность – 10 %.
Лесная: одна из главных.
-          производство бумаги;
-          мебельное производство (слабо конкурентное).
Металлургическая промышленность:
Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по
удельному весу;
-          4.5 млн. т. стали ежегодно;
-          1/6 всего российского проката;
-          объем прибыли 300 млн. $;
-          конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
Машиностроение:
-          судостроение для Арктики.
Химическая промышленность:
-          фосфатные удобрения из отходов металлургии.
Топливно-энергетический комплекс:
Концентрируется в Ненецком автономном округе.
А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего
российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.
Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в
РФ. Идет рост добычи.
В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).
АПК:
-          сельхозугодья занимают 2 % территории района;
-          животноводство – 80 % (оленеводство);
-          рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской
рыбы.
Транспорт:
-          ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения;
ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП;
-          газопровод «Сияние Севера»;
-          Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.
     6.       Основные проблемы:
-          северный завоз, его ухудшение;
-          кризис в угольной промышленности;
-          слабая социально-культурная инфраструктура.
     III. Центральный экономический район.
     1.       Состав района:
- Москва, Московская область
области:
-          Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская;
Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.
-          500 т. км2;
-          30 млн. чел
     2.       Общие особенности региона:
-          столичное значение;
-          на пересечении важнейших транспортных путей;
-          мощная промышленность (1 место по ВВП);
-          высокая степень освоенности;
-          высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое
количество учебных заведений.
     3.       Природные ресурсы:
Бедные природные ресурсы.
-          строительные материалы (известняк);
-          железная руда (Тула);
-          имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный
бассейн);
-          торф.
Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.
     4.       Население и трудовые ресурсы:
-          плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2);
-          очень урбанизирована (83 %);
-          очень высококвалифицированные кадры;
-          наличие существенной безработицы:
ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (1 место в РФ):
-          полный производственный цикл всех подотраслей;
-          сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника,
станкостроение);
-          автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ);
-          ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны –
Тверь, вагоны метро – Мытищи);
-          авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта;
-          с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта);
-          станко- и приборостроение.
Химическая промышленность:
-          удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства;
-          нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации);
-          шинное производство.
Проблемы с энергией и водой.
Легкая промышленность:
-          1/3 всей российской промышленности;
негатив:
-          сокращение сбыта;
-          конкуренция импорта;
-          сырьевая проблема.
Полиграфическая промышленность:
-          самая крупная полиграфическая база.
Энергетика:
-          крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ);
-          мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.
Остальные отрасли:
-          наличие черной металлургии (Новотульский комбинат);
-          АПК:
зерновые (50 % площадей);
прокормить себя не может, т.е. завоз.
мощная кондитерская промышленность.
-          транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная
интенсивность, самые протяженные дороги в РФ;
-          главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово;
-          продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись,
фарфор, лаковая миниатюра.
     6.       Основные проблемы:
-          ввоз продуктов питания;
-          ввоз энергоресурсов;
-          кризис машиностроительного производства;
-          политические проблемы.
     IV.                Волго-Вятский экономический район.
     1.       Состав района:
-          Нижегородская, Кировская области;
-          республики:
Мордовия;
Чувашия;
Марий-Эл.
-          265 т. км2;
-          8,5 млн. чел.
     2.       Общие особенности региона:
-          лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным
транспортом. Хорошие условия для АПК;
-          яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).
     3.       Природные ресурсы:
Не очень богат.
-          фосфориты (50 % всех российских запасов);
-          строительные материалы (гипс, цементный песок);
-          водные ресурсы;
-          лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
     4.       Население и трудовые ресурсы:
-          плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2);
-          высокий уровень урбанизации (70 %);
-          резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
     5.       Основные отрасли промышленности:
Машиностроение:
-          автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $;
-          судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские
теплоходы. Малый спрос;
-          электротехническое машиностроение:
лампы (Саранск).
Работают на привозном металле.
Химическая промышленность:
-          шинное производство;
-          лесохимия;
-          полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
-          Балахнинский ЦБК.
ТЭК:
-          существенный энергодефицит, ввоз энергии;
-          ввоз угля, газа, нефти.
АПК:
-          достаточно сильно развит;
-          полностью обеспечивает внутренние потребности;
-          главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры;
-          технические культуры: лен, конопля;
-          переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство:
-          ж/д – 2/3 всех грузоперевозок;
-          речной транспорт – 1 место по грузообороту;
-          трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
     6.       Основные проблемы:
-          дефицит топливно-энергетических ресурсов;
-          недостаток металла для машиностроения;
-          технологическая отсталость АПК.
     V.                  Центрально-Черноземный экономический район.
     1.       Состав района:
Области:
-          Белгородская;
-          Воронежская;
-          Курская;
-          Липецкая;
-          Тамбовская.
-          170 т. км2;
-          8 млн. чел.
     2.       Общие особенности региона:
-          самая большая железно-рудная база страны (КМА);
-          АПК хорошо развит – продуктовая база страны.
     3.       Природные ресурсы:
-          железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км.,
очень богатые руды;
-          медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и
Кольского п-ова);
-          почвы (чернозем).
     4.       Население и трудовые ресурсы:
-          47 ч./км2;
-          средний уровень урбанизации (61 %);
-          естественная убыль населения.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА:
-          крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский.
-          дешевое сырье.
Машиностроение:
многообразный характер:
-          сложное и точное машиностроение;
-          авиационная продукция и радиоэлектроника;
-          металлоемкое производство (50 % в Воронежской области):
горнорудные и сельхозмашины.
Пищевая промышленность:
-          сахар;
-          мясо;
-          плодоконсервирование;
Значительный износ основных фондов до 70 %.
Электроэнергетика:
-          80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская);
-          нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.
АПК:
-          снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ;
-          свекла;
-          подсолнечник;
-          зерно;
Транспорт:
-          выгодное положение на пересечении ж/д путей;
-          мощный транспортный комплекс;
-          большой грузопоток.
Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;
Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.
     6.       Основные проблемы:
-          спад в АПК;
-          падение сбыта руды и металлов.
     VI.                Северо-Кавказский экономический район.
     1.       Состав района:
Ростовская область;
Краснодарский край;
Ставропольский край;
Республики:
-          Адыгея;
-          Дагестан;
-          Кабардино-Балкария;
-          Карачаево-Черкессия;
-          Северная Осетия;
-          Ингушетия;
-          Чечня;
-          18 млн. чел.
     2.       Общие особенности региона:
-          между Каспийским, Черным и Азовским морями;
-          наличие морского транспорта и курортных зон;
-          наличие крупного АПК;
-          нефтехимическая промышленность;
-          национальная и политическая нестабильность.
     3.       Природные ресурсы:
-          высоко плодородные почвы (50 % чернозема);
-          газ (Дагестан);
-          нефть глубокого залегания (Чечня);
-          вольфрам (Карачаево-Черкессия);
-          цинк (Северная Осетия);
-          медь (Дагестан);
-          мало леса (1/200 часть запасов РФ).
     4.       Население и трудовые ресурсы:
-          самый многонациональный район;
-          по численности на 3 месте в России;
-          64 % сельского населения;
-          большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).
     5.       Основные отрасли промышленности:
АПК (1/6 часть объемов РФ):
-          Поставка зерна (Краснодар);
-          1/3 всех плодоовощных культур РФ;
-          почти все виноградники;
-          единственный поставщик субтропических продуктов.
Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);
Курортные комплексы (Кавминводы);
Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);
Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк - Владикавказ).
Транспорт:
-          ж/д;
-          автомобильный транспорт;
-          трубопроводы (Грозный-Туапсе).
     6.       Основные проблемы:
-          политическая, этническая нестабильность;
-          высокая миграция населения, безработица;
-          Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком
(двухколейная);
-          спад с/х производства;
-          сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не
может реализовать свои комбайны);
-          большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от
горных).
     VII.             Поволжский экономический район.
     1.       Состав района:
Республики:
-          Татарстан;
-          Калмыкия;
Области:
-          Саратовская;
-          Самарская;
-          Волгоградская;
-          Ульяновская;
-          Пензенская.
-          530 т. км2;
-          17 млн. чел.
     2.       Общие особенности региона:
Расположен вдоль обоих берегов Волги;
Запасы нефти в Татарстане;
Высоко развито автомобилестроение;
АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по зерну).
     3.       Природные ресурсы:
-          нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения);
-          газ (Астраханское месторождение);
-          соль (Баскунчак).
     4.       Население и трудовые ресурсы:
-          пестрота национального состава;
-          квалифицированные рабочие кадры.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (автомобильное):
-          КАМАЗ;
-          ВАЗ;
-          Елабужский автозавод;
-          Ульяновский АЗ.
Судостроение.
Нефтехимическая промышленность:
-          Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);
Электроэнергетика:
-          ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).
АПК (ведущее место в России):
-          пшеница;
-          подсолнечник;
-          мясо;
-          молоко;
-          шерсть;
-          рыбная промышленность (Астрахань).
Транспорт:
-          ж/д (много магистралей);
-          речной транспорт;
-          газопроводы, нефтепроводы.
Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.
Ввоз: машины, лес, ТНП.
Разделен на зоны:
-          Приволжье (Ульяновск, Пенза);
-          Средняя Волга (Татарстан);
-          Нижнее Поволжье  (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).
     6.       Основные проблемы:
-          относительно благополучный, без проблемный район;
-          спад в машиностроении, в ТЭК.
     VIII.           Уральский экономический район.
     1.       Состав района:
Республики:
-          Башкортостан;
-          Удмуртия;
Области:
-          Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская;
-          820 т. км2;
-          20 млн. чел. (2 место после Центрального района).
     2.       Общие особенности региона:
-          ВПК;
-          мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35 %
чугуна; 1/5 бумаги);
-          выгодное географическое положение в центральной части России, на
пересечении путей на запад и восток;
-          мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК);
-          старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом
основных фондов (70-75 %).
     3.       Природные ресурсы:
-          нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь);
-          газ (Оренбург);
-          уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск – истощенные
запасы, среднего качества);
-          ж/руда (2 место после КМА) – нет крупных и удобных к разработке
месторождений;
-          бокситы (СУБР – 80 % всего сырья, убыточная добыча);
-          медные руды (Красноуральск, Кировград);
-          никель (Реж, Уфалей);
-          цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод);
-          золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей
промышленности);
-          не рудные полезные ископаемые:
асбест (90 % по РФ);
лес (40 % территории района)
     4.       Население и трудовые ресурсы:
75 % городского населения;
высокий уровень образования, подготовки кадров;
рост скрытой безработицы.
     5.       Основные отрасли промышленности:
ТЭК:
-          недостаточная обеспеченность ресурсами;
-          нефть, газ;
-          электроэнергетика – Белоярская АЭС;
Черная металлургия:
-          свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА;
-          свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана;
-          нет коксующихся углей, целиком ввозятся;
-          комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.
Цветная металлургия:
Медная промышленность:
-          полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш);
-          алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский);
-          титан – ВСМПО.
Машиностроение:
-          весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое,
горное, станкостроительное, производство турбин);
Химическая промышленность:
-          минеральные удобрения, калий, азот (Пермь);
-          на отходах металлургии;
-          производство шин;
-          смолы, пластмассы.
Лесная промышленность:
-          бумага;
-          мебель.
АПК:
-          зона рискованного земледелия;
-          на юге района – 60 % зерна, картофель. Все для собственных нужд.
Транспорт:
-          ж/д;
-          трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ.
     6.       Основные проблемы:
-          ввоз топливных и энергетических ресурсов;
-          спад в машиностроении и ВПК;
-          экологические проблемы;
-          износ основных фондов.
     IX.                Западно-Сибирский экономический регион.
     1.       Состав района:
Республика Алтай;
Области:
-          Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа);
-          Кемеровская:
-          Новосибирская;
-          Томская;
-          Омская.
-          2,5 млн. км2;
-          15 млн. чел.
     2.       Общие особенности региона:
Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).
     3.       Природные ресурсы:
-          наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2);
-          среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири);
-          Приполярный район – Уренгой;
-          Заполярье – Ямбург;
-          п-ов Ямал;
-          район дает ¾ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.
Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн – высококачественный, пласты мощные, близко к
поверхности);
Руды:
-          ж/руда (Западно-Сибирский железно-рудный бассейн) – Новокузнецкий
и Западно-Сибирский комбинаты;
-          марганец (Кемерово);
-          ртуть;
-          лес (12 % от всей РФ, 75 млн. га).
     4.       Население и трудовые ресурсы:
15 млн. чел.
-          72 % городского населения;
-          национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Нефтегазовый комплекс:
-          нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск);
-          газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург);
-          нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск);
-          газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск;
Медвежье-Казань-Н.Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).
Угольно-металлургический комплекс:
-          Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли;
-          Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный
цикл переработки.
Машиностроение:
-          нефтегазовое и угольно-добывающее;
-          энергетическое (турбины, котлы);
Лес:
-          на базе огромных запасов;
-          вдоль ж/д магистрали;
-          большое производство фанеры.
АПК:
-          собственные потребности удовлетворяются частично картофелем,
овощами, зерновыми;
-          полный ввоз теплолюбивых растений.
Подрайоны:
-          Кузнецко-Алтайский район (Кемерово, Новосибирск, Алтай);
-          Западно-Сибирский район (Тюмень, Омск, Томск).
     6.       Основные проблемы:
-          не адекватность специализации машиностроения нуждам региона;
-          не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК;
-          есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.
     X.                  Восточно-Сибирский район.
     1.       Состав района:
Республики: Тува; Хакасия; Бурятия.
Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.
-          4,1 млн. км2;
-          9 млн. чел.
     2.       Общие особенности региона:
-          огромная территория (тундра, вечная мерзлота);
-          много природных ресурсов, но слабо освоенных.
     3.       Природные ресурсы:
Уголь: 3,7 трлн. т.  (1/2 всей России);
-          Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ;
-          Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты;
-          Иркутское месторождение;
-          Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.
Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;
Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);
Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);
Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды;
никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.
Лес (1 место в РФ): ½ объема заготовок леса по РФ, 50 % территории
района, 93,6 % леса – хвойные;
Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.
     4.       Население и трудовые ресурсы:
-          9 млн. чел.;
-          плотность – 2 ч./км2;
-          72 % городского населения;
-          высокий уровень безработицы;
-          многонациональный состав.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.
ТЭК:
-          уголь (Канско-Ачинский бассейн);
Электроэнергетика:
-          крупнейшая ГРЭС;
-          крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-
Илимская.
Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы алюминиевых
предприятий в этом районе.
Горно-металлургический комплекс:
-          медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2
место в РФ – по черновой меди);
-          алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ,
Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).
Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично
используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.
Лесная промышленность:
-          много сырья; низкая себестоимость (на 20 % ниже, чем по РФ);
расположение вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных
территорий).
Машиностроение:
-          машиностроительные и ремонтные заводы;
-          производство грузовых вагонов (Абакан);
Химическая промышленность:
-          на запасах леса - бумага (Братский ЦБК);
-          синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.
АПК:
-          большие площади под пашнями, низкие урожаи;
-          пшеница, рожь, ячмень.
Транспорт:
-          ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб;
-          речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею;
-          автомобильный (слабо развит).
Вывоз: лес, руда.
Ввоз: машины, продовольствие, ТНП
     6.       Основные проблемы:
-          не достаточно развита инфраструктура социального, бытового
обеспечения, дорожного хозяйства;
-          отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям
региона;
-          низкая технологичность лесной промышленности;
-          завоз продовольствия;
-          институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел
собственности);
-          задолженности по оплате региону за электроэнергию (является
энергетическим донором);
-          толлинг.
     XI.                Дальне-Восточный экономический район.
     1.       Состав района:
Республика Саха (Якутия);
Приморский край;
Хабаровский край (с Еврейской АО);
Области:
-          Амурская;
-          Камчатская (с Корякским АО);
-          Магаданская (с Чукотским АО);
-          Сахалинская
-          6,2 млн. км2;
-          7,5 млн. чел.
     2.       Общие особенности региона:
-          удаленность района от центра;
-          огромная слабо освоенная территория;
-          отраслевая специализация цветной металлургии;
-          добыча алмазов;
-          рыбная промышленность.
     3.       Природные ресурсы:
-          ж/руда – Саха;
-          золото (Колыма, Амур – руда и россыпи);
-          алмазы (Саха);
-          уголь;
-          нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.
     4.       Население и трудовые ресурсы:
-          7,5 млн. чел.
-          плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2);
-          разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.
     5.       Основные отрасли промышленности:
Цветная металлургия (ведущая):
-          олово (Депутатское);
-          свой ГОК;
-          свинцово-цинковые руды (Приморье);
-          вольфрам.
Алмазодобыча («Алмазы России»);
Рыбная промышленность (1 место в РФ);
Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская
область);
Машиностроение:
-          судоремонтные заводы, для собственных нужд;
-          энергетическое.
АПК (преимущественное развитие на юге):
-          зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес;
-          пушное звероводство.
Транспорт:
-          ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб;
-          речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ);
-          автомобильный – плохо развит;
-          авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от
большой земли.
Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие,
энергетические ресурсы;
Вывоз: лес, цветные металлы.
     6.       Основные проблемы:
-          напряженность топливно-энергетического баланса;
-          неразвитость собственных запасов сырья;
-          территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей;
-          высокие транспортные тарифы;
-          энергодефицит;
-          недостаточно развито машиностроение;
-          диверсификация развития территорий.