Каталог :: Экономическая география

Реферат: Китай в мировой экономике

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра «Экономики промышленности и предпринимательства»

РЕФЕРАТ

по дисциплине “Мировая экономика”

Китай в мировой экономике

Студент группы 8ИС-1 М.А. Комаров

Преподаватель Е.А. Вахрушева 1999г. Содержание стр. Вступление ........................ 3 I. Общие сведения о стране ................. 4 1. Географическое положение .................. -- 2. Население ....................... -- II. Основные направления экономической политики КНР .... 6 1. Направления политики..................... -- 2. Реформирование экономики ................. 7 III. Характерные черты социально-экономической структуры Китая .................... 9 1. Формы хозяйствования .................... -- 2. Роль секторов в экономике ................. -- IV. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства .. ............................ 10 1. Энергетика ......................... 11 2. Машиностроение ..................... 12 3. Химия ............................ 13 4. Структура сельского хозяйства ................ 13 V. Китай в мирохозяйственных связях ............. 14 1. Общая характеристика внешней торговли ........... -- 2. Импорт капитала ...................... 17 VI. Перспективы 1999г. ..................... 19 Заключение ............................ 21 Приложение ........................ 22 Список использованной литературы ............. 25 Вступление Мировая экономика — сложная, подвижная система, находящаяся в постоянном изменении. Особенно крупные изменения произошли за последнюю четверть века. Нового уровня достиг процесс интернацио­нализации, глобализации производительных сил, в основе которого — переплетение предпринимательского капитала. На региональном уровне интернационализации мирового хозяйст­ва способствуют процессы интеграции. 90-е годы ознаменовались об­разованием зоны свободной торговли на Североамериканском конти­ненте, прогрессируют переплетение капиталов и концентрация торго­вых потоков в районе Восточной Азии. Огромные сдвиги произошли в развитии, производительных сил. Мировое производство почти в два раза обгоняло прирост населения. Качественные преобразования мировых производительных сил проис­ходят под влиянием научно- технического прогресса (НТП). Беспрецедентное развитие производительных сил соседствует с го­лодом и ухудшением экономического положения в ряде регионов ми­ра. Голод ежегодно уносит свыше 20 млн. жизней. Растет безработица, миллионы людей оказы-ваются не у дел. Только в промышленно раз­витых странах их свыше 30 млн. Особенности современного мирового развития неразрывно связа­ны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Вос­точная Азия. В число крупнейших экономических держав мира вошел Китай, ВВП которого в 80-90- е годы увеличивался ежегодно на 10%. Эти и другие проблемы мирового хозяйства, в частности, вопросы экономического роста, положения национальных экономик, оказыва­ют серьезное воздействие на международную экономическую жизнь. I. Общие сведения о стране Территория — 9,6 млн. км2 . Население —1221,5 млн. чел. (1995г.) Столица — Пекин 1. Географическое положение. КНР — третье по территории государство мира — располо­жено в центральной и восточной Азии. С востока на запад стра­на протянулась на 5700 км, с севера на юг — на 3650 км. Стра­на граничит с 16 государствами и территориями. Очень боль­шая по протяженности граница у Китая с государствами СНГ (1/3 всех границ КНР). Чрезвычайно выгодно приморское положение КНР: протя­женность морских границ около 15 тыс. км (7 провинций — приморские). В административно-территориальном делении страны выделя­ются: 22 провинции, 5 автономных районов (где проживают на­циональные меньшинства) и 3 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь). В стране предпола­гается создание особых административных районов. Таковыми будут включаемые с 1997 г. в состав КНР Сянган (Гонконг), ныне находящийся под управлением Великобритании, и Аомынь (Макао) с 1999 г. (сейчас это владение Португалии).

2. Население. Китай является первой страной мира по численности населе­ния (20% всех жителей планеты). В начале XX в. средняя про­должительность жизни населения здесь составляла менее 30 лет. Наблюдались высокая рождаемость (35—40 промилле) и высокая смертность (25—30 промилле), то есть был невысокий естественный прирост и население Китая составляло около 400 млн. человек.

В 1950-е годы (после образования КНР) резко изменилась демографическая ситуация. Рождаемость по-прежнему была вы­сокой, но за счет существенного улучшения медицинского об­служивания, снижения смертности, повышения уровня жизни населения очень быстрыми темпами начала расти его числен­ность. Население Китая сравнительно молодо (в возрасте до 15 лет — 1/3 жителей). Китай обладает самыми многочисленны­ми трудовыми ресурсами, но большая их часть по-прежнему занята в сельском хозяйстве, хотя ситуация меняется. Велика миграция рабочей силы по стране и за ее пределы. Существенна доля "хуацяо" (эмигрантов из Китая, т.е. зару­бежных китайцев). Общая их численность превышает 60 млн. человек (по некоторым оценкам 45 млн.). Они проживают на Тайване и в Гонконге (21 млн. и 6 млн.), в Юго-Восточной Азии — в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Сингапуре и т.д. Крупная китайская община проживает в США, где насчитыва­ется 13 млн. этнических китайцев. КНР — многонациональная страна, здесь проживает 56 на­родностей (не считая племен). Однако 94% жителей — китай­цы (самоназвание — хань). Они сконцентрированы в восточной части страны. 2/3 территории страны (к западу) занимают представители некитайских национальностей (чжуаны, хуэй, уйгуры, "тибетцы, монголы, корейцы, манчжуры и др.). Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и буддизм (ламаизм). Некоторые жители исповедуют ислам. Но в целом население Китая трудно назвать религиоз­ным (Китай — социалистическая страна). Быстрыми темпами в Китае идет процесс урбанизации. До середины XX в. доля городского населения не превышала 10 %, в 50-е годы — 20%, а в середине 90-х годов уже составила бо­лее 50%[1]. Ускоренный рост числа городов и доли городского населения связан в 80—90-е годы с административными изме­нениями. Городом стал именоваться центр промышленности, торговли или ремесла с населением свыше 3 тыс. человек, в котором 85% населения занято вне сферы сельского хозяйства (т.е. был снижен цензовый уровень понятия "город" и естест­венно сразу вырос коэффициент урбанизации). II. Основные направления экономической политики КНР. Стратегические цели. Развитие КНР с конца 70-х годов свя­зано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики. 1. Направления политики. Концепция экономических преобразований КНР за два десятилетия неоднократно пересматривалась и изменялась. Первоначально, в конце 70-х годов реформы осуществлялись под лозунгом «плановая экономика — главное, рыночное регулирование — вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуаль­ного сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда. В период 1984—1990 гг. официальной моделью преобразова­ний было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. Центральная роль отводилась реформе системы ценообра­зования — постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребитель­ские товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствова­нию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. На втором этапе стала осуществляться по­степенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначе­ния. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости. 2. Реформирование экономики. Задача реформирования госу­дарственных предприятий — в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Вводится акционерная сис­тема как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности. В ходе акционирования применяется дифференцированный подход. Не подлежат акционированию отрасли, имеющие от­ношение к новейшим технологиям оборонной промышленно­сти, добыче редких металлов, и сфера, где действует госмоно­полия. Акционирование на предприятиях энергетики и транс­порта допускается при условии сохранения контрольного паке­та акций в руках государства. Акционирование остальных пред­приятий осуществляется при условии полной ответственности предприятий по своим прибылям и убыткам. Субъектами ак­ционерной формы выступают государство, юридические и фи­зические лица, иностранные партнеры при соблюдении при­оритета государственных интересов. К концу 1996 г. в КНР только 18% крупных и средних госпредприятий ввели акцио­нерную систему. Чрезвычайно сложная и важная задача нынешнего этапа реформ в КНР состоит в разработке и осуществлении социаль­ной политики, направленной на обеспечение интересов людей, занятых в народном хозяйстве. После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. стало очевидно, что игнорирование со­циальных вопросов, возникающих в ходе проведения экономи­ческих реформ, может заметно затормозить развитие рефор­менного процесса и серьезно усилить социальную напряжен­ность в обществе. Основное внимание в КНР уделяется проблемам трудоуст­ройства. В ходе развития процесса акционирования, повыше­ния эффективного производства на предприятиях образовыва­ется большая масса трудо - избыточного населения. Один из пу­тей решения этой проблемы — создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что, по различным оцен­кам, в ближайшие пять лет может решить проблему трудоуст­ройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны. В последние годы активизируется использование новых для Китая форм аккумуляции инвестиционных ресурсов, таких, как выпуск облигаций государственных займов, акций предпри­ятий, облигаций местных органов власти, банков, других кре­дитных учреждений. Торговля ценными бумагами осуществля­ется через фондовые биржи. В настоящее время они действуют в Шанхае и Шэньчжэне. По оценкам экспертов, в период 1991—1996 гг. годовая эмиссия государственных ценных бумаг (казначейских обязательств и облигаций госзаймов) выросла с 19 млрд. до 153 млрд. юаней, или в 8 раз. Первоначально только резидентам КНР разрешалось вы­пускать и торговать акциями предприятий (так называемые ак­ции типа «А»). В начале 1992 г, были выпущены специальные акции (типа «В») для продажи иностранцам. Данные акции деноминированны в юанях, но продаются только за валюту, только нерезидентам и имеют хождение только внутри КНР. Выпуск именно двух типов акций отражал желание китайского руководства предотвратить возможность манипулирования со стороны иностранного капитала китайским фондовым рынком и ограничить его влияние над госпредприятиями КНР. Акции нескольких крупных китайских компаний были выставлены на фондовой бирже Нью-Йорка. Большая роль в становлении фондового рынка КНР отводится Гонконгу, который, вернувшись с июля 1997 г. под юрисдикцию КНР, получил статус Особого административного района. Как финансовый центр Гонконг занимает второе место в Азии после Японии по объемам капитализации фондового рынка. Более 350 банков, финансовых компаний имеют свои представительства или отделения в Гонконге. По доходности операций с ценными бумагами, условиям привлечения средств в банки Гонконг занимает одно из первых мест в мире. III. Характерные черты социально-экономической структуры Китая Одной из важнейших составных частей реформы стало восстановление многоукладной экономики. Курс на развитие многообразных форм собственности и способов хозяйствования был одобрен в основных государственных документах и объявлен долгосрочной линией. К началу 90-х годов в стране сложилось четыре вида собственности — государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая из них в свою очередь имеет многообразные способы хозяйствования. 1. Формы хозяйствования. Индивидуальные хозяйства работают на основе использования общественной собственности (аренда, подряд) и личной собственности на средства производства. Индивидуальный предприниматель использует в основном свой труд и труд членов семьи. Сфера индивидуального предпринимательства распространяется на такие области, как бытовое об­служивание населения, строительство, культура, операции с недвижимостью, розничная торговля. Частными предприятиями согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышаю­щим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР от­мечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять гос­подствующие позиции в стране, а определенное развитие част­ного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская ме­стность и большая часть городов. 2. Роль секторов в экономике. Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов доля предприятий государственного сектора встала постепенно сокращаться. Например, в промышленности она составляла в 1979г. — 24%, а в 1994г. — 18,3% общего числа промышленных предприятий КНР. Снижение удельного веса государственного сектора в численности предприятий привело к определенному уменьшению доли государственного сектора в общем объеме промышленного производства. Если еще в 1990 г. на долю государственного сектора приходилось около 55% промышленного производства, то в 1996 г. — не мно­гим более 40%. Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1979 г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 1996 г. эти показа­тели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996 гг. увеличилась с 4 до 10% валовой про­мышленной продукции. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до 30%. Негосударственные секторы играют важную роль в эконо­мике КНР. На них приходится более трети бюджетных дохо­дов, около 60% экспорта [2]. IV. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства Одним из важнейших направлений экономической полити­ки периода реформ стала реализация задачи достижения опти­мальной сбалансированности народного хозяйства. К концу 70-х годов в народном хозяйстве КНР существовала воспроизводственная структура, при которой 33,7% ВНП создавалось сельским хозяйством; 46,3% — промышленностью и строительством и 20% — третичной сферой. Такую структуру промышленно-развитые страны имели в конце XIX — начале XX вв. В производственной структуре КНР проявлялось отставание сельского хозяйства от развития промышленности: среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства за период 1953-1978 гг. составил 3,1%, а валовой продукции промышленности — 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей. 1. Энергетика. Для экономики КНР характерно хроническое отставание энергетики и транспорта. Несмотря на то, что за годы восьмой пятилетки (1991—1995 тт.) общее производство энергоресурсов несколько превысило плановые задания, разрыв между потребностями экономики и темпами роста энергетики ликвидировать не удалось. Из-за нехватки электроэнергии, а КНР в начале 90-х годов простаивало 20% всех производст­венных мощностей. В ходе экономической реформы произошло увеличение ро­ли нецентрализованных источников финансирования, находящихся вне контроля правительства. Распределение инвестиций определялось не народно-хозяйственными приоритетами, а интере­сами ведомств, местной администрации и рыночным спросом. В конце 80-х — начале 90-х годов в КНР предпринимались активные меры по ускорению развития отстающих отраслей. За период 1989—1993 гг. на развитие топливно-энергетического комплекса и всех видов транспорта было направлено 45,3% общего объема государственных вложений в капитальное строительство за эти годы. Одновременно Китай принял и на­чал осуществлять программу развития энергетической базы страны до 2000 г., реализация которой связана прежде всего с атомной энергетикой и разработкой нефтяных месторождений континентального шельфа. Однако работы в этих направлениях являются исключительно капиталоемкими. К освоению нефтяных месторождений были привлечены крупные ТНК. Интерес иностранных компаний к разработке шельфовых месторождений КНР объясняется тем обстоятель­ством, что запасы нефти на шельфе, занимающем площадь бо­лее 1 млрд. кв. км., одни из наиболее крупных в мире. Соглас­но оценкам специалистов, они составляют 15—20 млрд. Разработка данных месторождений дает возможность Китаю смяг­чить энергетическую ситуацию в стране, а также значительно расширить экспорт нефти на мировой рынок. В настоящее время по размеру нефтедобычи Китай занимает 5-е место в мире. В структуре топливно-энергетического баланса КНР стали происходить важные изменения в пользу таких компонентов, как нефть, природный газ, гидроэнергетика. Доля нефти и газа в приходной части энергобаланса в 1993 г. поднялась до 22,1% и 2,9% соответственно, а доля угля сократилась до 67%. В 1993 г. производство угля достигло уровня 1198 млн. т. По добыче угля КНР заняла первое место в мире[3]. 2. Машиностроение. Главная отрасль обрабатывающей про­мышленности — машиностроение. Это одна из наиболее дина­мично развивающихся отраслей (прирост на уровне 10%). При­оритетные направления — радиоэлектроника, часовая про­мышленность, производство предметов потребления длитель­ного пользования, автомобилестроение. На машиностроение приходится 27% валовой промышленной продукции. Китайское машиностроение в настоящее время представле­но широким набором отраслей и видов производства. Отрасль на 4/5 удовлетворяет потребности страны в электрогенераторах и двигателях внутреннего сгорания, на 9/10 — в станках. В КНР налажено производство комплектного оборудо-вания для горнодобывающей промышленности и для углеобогатительных фабрик. Однако в целом ассортимент машиностроительной продукции КНР все еще остается ограниченным по сравнению с промышленно развитыми странами и не достигает мирового уровня. По официальным данным лишь 10% продукции маши­ностроения достигло мировых стандартов (в предыдущее деся­тилетие этот показатель равнялся нулю). Из 50 тыс. видов про­дукции машиностроения 70% находилось на уровне требований 50 - 60-Х годов. Одна из самых динамичных отраслей китайской индустрии — электронная промышленность. К началу 80-х годов Китай рас­полагал отсталой электроникой, обслуживающей в основном военную сферу. В 1993 г. выпуск электронных изделий вырос в 7,8 раз против 1962 г., доля электроники составила 5% (1982 — 2%), что не намного ниже аналогичного показателя для Япо­нии. Такой рост произошел прежде всего за счет увеличения производства бытовой техники: телевизоров, видеомагнитофо­нов, магнитофонов, микроволновых печей и т.д. Китай производит продукцию электроники достаточно ши­рокой номенклатуры, включающей более 20 категорий: прибо­ры управления, электронное оборудование для ракет, самоле­тов; оборудование связи; ЭВМ, включая микрокомпьютеры, цифровые и аналоговые вычислительные машины, периферий­ное оборудование, информационные процессоры и т.д. Финансовые и технические силы, накопленные ведущими фирмами китайской электроники, позволяют им ставить крупномасштабные задачи по выходу на передовой мировой уровень в производстве ряда видов электронной промышленности. 3. Химия. Высокими темпами развивается химическая промышленность. Ее доля в промышленном производстве составляет 11,5%. Заметно увеличилось производство всех главных видов химической продукции, таких, как соляная кислота, кальцинированная и каустическая сода, химические удобрения, пестициды. В то же время развитие промышленности сдерживается узостью сырьевой базы. Добыча серного колчедана не удовлетворяет потребности сернокислого производства, а страна импортирует этот вид химического сырья. Приоритетными отраслями химической промышленности стали резиновая и пластмассовая промышленность. 4. Структура сельского хозяйства. Одна из главных предпосылок успешного индустриального развития состоит в успешном решении проблем в сельском хозяйстве. В настоящее время в аграрном секторе преобладают тенденции на интенсификацию производства. Сокращаются посевные площади под зерновые и культуры. Одновременно увеличиваются площади под выращи­вание технических культур, количество используемой техники, рационализируются условия землепользования. Все это позволило КНР добиться высоких количественных показателей, решить продовольственную проблему и выйти в число аграрно-развитых стран. По выращиванию риса, соевых бобов, хлопка Китай занимает первое место в мире[4]. В то же время соотношение между различными отраслями сельско-хозяйственного комплекса остается нерациональным. Доля растениеводства в сельскохозяйственном производстве составляет 47%, животноводства — 17,4, подсобных промыслов — 29,8. рыбного хозяйства — 3,1, лесного хозяйства — 2,5%. V. Китай в мирохозяйственных связях Один из главных элементов политики реформ в КНР — «открытая» внешнеэкономическая политика, которая рассмат­ривается в качестве важнейшей предпосылки экономического развития страны. Переход к открытой политике в области внешнеэкономических связей привел к существенной коррек­тировке, концепции «опоры на собственные силы», которая в современной трактовке не только не исключает использование передовой зарубежной техники, технологам, опыта управления и организации производства, а также иностранных финансовых средств, а, наоборот, подразумевает активное использование этих факторов в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня народного хозяйства. Выдвинутые задачи решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов. 1. Общая характеристика внешней торговли. Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля. За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл. в 1978 г. до 290 млрд. долл. в 1996г., или в 14,5 раза при опережающем росте экспорта. За данный период времени доля экспорта в ВНП страны возросла с 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли внешних факторов в экономическом развитии КНР. То­варный экспорт дает 75—80% всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире. Зависимость китайской экономики от импорта возросла (с 5% в 1978 г. до 10% в 1996 г.), что свидетельствует о достаточно глу­бокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место в мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 1996 гг. возросла почти в пять раз, но по-прежнему остается довольно низкой и со­ставляет около 3%. Следует отметить, что в 1978 г. она состав­ляла лишь 0,75%. Одна из важнейших задач китайской внешней торговли — приобретение техники и технологии для развития народного хо­зяйства. В этом плане в 90-е годы во внешней торговле про­изошла переориентация от закупок комплектного оборудования к закупкам ключевого оборудования и неовеществленной тех­нологии (патенты, лицензии и т.д.), поскольку в этом случае приобретение техники и технологии дает Китаю возможность на базе реконструируемых предприятий наладить собственное производство современной продукции и в конечном счете вый­ти на более высокий уровень технического развития. В результате существенно возросла зависимость ряда отрас­лей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для авто­мобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей про­мышленности, самолетостроения, черной металлургии. По мере роста импорта машин и оборудования снижалась доля закупок сырья и полуфабрикатов (как продовольственных, так и непродовольственных). В настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко сократил ввоз зерно­вых и полностью прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм хозяйствования в деревне, позволившему значитель­но увеличить сборы сельскохозяйственных культур внутри страны. В то же время сохраняется довольно высокая импорт­ная зависимость по товарам группы сырья и материалов произ­водственного назначения: лес и лесоматериалы, металлы, каучук, целлюлоза, химические товары. Произошли важные сдвиги в товарной структуре экспорта. В нем значительно выросла доля готовой промышленной про­дукции (текстильные товары, продукция электроники, машино­строительной промышленности). Доля готовой продукции со­ставляет 2/3 китайского экспорта. При этом первое место (порядка 50%) заняли промышленные товары народного потребления: хлопчатобумажные ткани, одежда, обувь, игрушки и т.п. Страна занимает первое место в мире по экспорту, хлопча­тобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная про­мышленность служит важнейшим источником инвалютных до­ходов КНР. В то же время текстиль — один из наиболее болез­ненных вопросов в торговых отношениях с промышленно раз­витыми странами. На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабаты­вающие станки, судостроительная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями по­слепродажного обслуживания и пока не выдерживает конку­ренции с другими поставщиками этой продукции, среди кото­рых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес про­дукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превы­шает 0,6%. Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%). В основном на внутрен­ний рынок работает химическая промышленность, — экспорт­ная квота составляет 5%. Нынешний этап развития внешней торговли КНР характе­ризуется преобладанием промышленно развитых стран Запада, на долю которых в 1996 г. приходилось 58% внешнеторгового оборота КНР. Основными торговыми партнерами Китая явля­лись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой япон­ским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической продук­ции, самолетов и электронно-вычислительной техники. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг. Начиная с конца 70-х годов и вплоть до момента воссоединения экономические связи с Гонконгом развивались быстрыми тем­пами, доля этой территории во внешней торговле Китая увеличилась с 14% в 1980 г. до 32% в 1995 г. Гонконг превратился в основную реэкспортную базу китайских товаров на рынки западных стран. Около 35% реэкспортируемых через Гонконг то­варов направлялось в США, страны Западной Европы и Японию[5]. 2. Импорт капитала. Для активизации процесса экономического развития страны важное значение придается привлечению иностранного капитала, общий объем которого за 1979— 1996 гг. превысил 200 млрд. долл., причем только в 1996 г. был привлечен 51 млрд. долл. реально использованных средств. Ки­тай использует различные каналы привлечения средств в форме займов и кредитов, прямых капиталовложений. Кредиты и займы обеспечили значительную часть привле­ченных средств. На них пришлось свыше 70% реализованных инвестиций. Кредиты иностран-ных правительств, кредиты ме­ждународных финансовых организаций предоставляются, как правило, на льготных условиях. На них приходится до 50% об­щего объема кредитов и займов КНР. За счет кредитов иностранных правительств и международ­ных финансовых организаций финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65% которых сосредоточено в отраслях энергетики, транспорта и связи. Часть средств используется также на развитие сырьевой промышленности, мелиорацию, охрану окружающей среды, науку, здравоохранение. Значительная доля кредитов, полученных от международ­ных финансовых организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай вступил в 1980 г. одновременно с вступлением в Международный валютный фонд. Общая сумма кредитов по соглашениям с Банком составила в 1995 г. около 15 млрд. долл. Сотрудничество с ним включало в себя следующие основные программы: развития топливно-энергетического комплекса (около 25% общего объема кредитования), развития науки и образования (около 20%), развития транспорта (около 20.%), развития сельского хозяйства (около 20%), финансирование мелких и средних промышленных предприятий (около 8%), развития банковско-кредитного сектора. Показатели, характеризующие долговое положение КНР, не вызывают опасений. Коэффициент долговой ответственности (отношение внешнего долга и ВНП) не превышает 15% при опасной границе в 20%. Коэффициент устойчивости задолжен­ности (отношение внешнего долга к годовому экспорту) не превышает 80%. Прямые иностранные инвестиции - один из важнейших эле­ментов открытой внешнеэкономической политики. Согласно китайской классификации, под термином «пря­мые иностранные инвестиции» понимаются совместные пред­приятия с участием китайского и иностранного капиталов в паевой (акционерной) и контрактной (договорной) формах, чисто иностранные предприятия, совместные проекты по раз­ведке и разработке природных ресурсов на территории КНР, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации. В первые годы осуществления открытой экономической по­литики иностран-ные инвестиции направлялись в основном в сферу нематериального производст-ва. В последнее время за­метна тенденция активизации иностранных фирм в приоритет­ных отраслях промышленности КНР. В большинстве случаев сотрудничество с компаниями промышленно развитых стран способствует освоению производства принципиально новых для Китая видов промышленной продукции. Предприятия с уча­стием иностранного капитала отличаются более высоким уров­нем производительности труда, организации производства. Особую роль в области открытой внешнеэкономической поли­тики играют приморские районы страны. На них приходится око­ло 80% предприятий с участием иностранного капитала, функцио­нирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности режима для иностранных инвестиций. VI. Перспективы 1999 г. Выступая на сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте 1999 г., пре­мьер КНР подчеркнул, что в экономике страны есть еще неиспользованные резервы, которые предстоит задействовать в текущем году. Он от­метил, что предстоит добиться экономического роста примерно в 7%. а, учитывая необходимость улучшения структуры производства, повышения качества продукции и производительности труда это будет сложной задачей. Намечено увеличить до 495 млн. т, или на 1 % сбор зерновых культур Консолидированный бюджет запланирован по доходам в размере 1080.9 млрд. юаней (рост на 9.7%), по расходам - 1231.2 млрд. (рост на 14%), в том числе бюджет центрального правительства по доходам—588.6 млрд. (рост на 7.3%), по расходам-738.9 млрд. юаней (рост на 14.7%). Дефицит консолидированного бюджета будет определяться дефицитом бюджета центрального правительства. Он составит 150.3 млрд. юаней, то есть на 56.5% больше уровня1998г. Денежная эмиссия достигнет примерно 150 млрд. юаней. Предполагается, что выпуск казначейских облигаций составит как минимум 316.5 млрд. юаней. Два их транша по 50 млрд. юаней - трехлетний и пятилетний - ухе выпущены. Их особенность - размещение среди населения. Условия трехлетнего — 4.72% годовых, на 0.58 п. п. больше ставки по банковскому депозиту на тот же период. Условия пятилетнего - 5.13% годовых против 4.5% годовых по банковскому де­позиту. В результате объем капиталовложений увеличится на 12% и превысит 3 трлн. юаней. Индекс розничных цен повысится на 2%, а ин­декс потребительских цен - на 4%. Для преодоле­ния вялости рынка банки страны приступили к кредитованию потребительского спроса населе­ния на предметы длительного пользования и при­обретение жилья. Уровень безработицы планируется удержать в пределах 3.5%, при этом численность потерявших рабочие места возрастет до 23 млн. человек. В целях расширения экспортного потенциала с января 1999 г. число предприятий, получивших права на внешнеторговые операции, увеличено с 1000 до 6800; снято экспортное квотирование с 24 наименований продукции, введены специальные льготы для экспорта изделий текстильной про­мышленности. Транснациональные корпорации получили право на приобретение национальных предприятий, нерезидентам разрешено создание смешанных китайско-иностранных внешнеторго­вых компаний и т.д. Итоги первых двух месяцев 1999 г. свидетель­ствуют о поступательном ходе экономики. Капи­таловложения в основной капитал (без инвести­ций "коллективного" и частного секторов) воз­росли на 28.3% по сравнению с тем же периодом 1998г. Если исключить влияние сезонных и не­стационарных факторов, то этот рост аналогичен процессам IV кв. истекшего года. Опрос китайских специалистов показал, что, по мнению 9% из них, экономическая ситуация в 1999г. будет "намного лучше, чем в 1998 г."; 69% полагают, что она будет "несколько лучше"; 22% считают, что она будет хуже [6].

Заключение

Опыт экономической реформы в КНР в 90-е годы и политика внешней открытости свидетельствуют, прежде всего, о долгосрочности выбранного курса. Процесс движения китай­ский экономики к рынку будет осуществляться в соответствии с выделенными тремя ключевыми принципами реформы: раз­витие многообразных по формам собственности типов хо­зяйств, развитие социалистической рыночной экономики, и «открытая» внешнеэкономическая политика. Формы осуществления экономической стратегии способствовали вы­движению Китая в число крупнейших экономических держав. Усиление экономических позиций позволит КНР играть ведущую роль в мировой экономике и политике. Список использованной литературы: 1. Родионова И.А. Экономическая география отдельных зарубежных стран. – М.: Московский Лицей, 1997. – 112 с. 2. Родионова И.А. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. – М.: Московский Лицей, 1997. – 158 с. 3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 727с. 4. Цыганов Ю. КНР: Борьба с перегревом экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - №8. – с. 127. 5. Гельбрас В., Кузнецова В. КНР: Противоречивые итоги // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №8. – с. 103.
[1] См. Родионова И.А. Экономическая география отдельных зарубежных стран. М., 1997, с.63-64. [2] См. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 1998. [3] См. таблица2, стр.23 [4] См. даграмма2, стр.22 [5] См. “The Nikkei Weekly”, 18.XI.1996. [6] См. МЭ и МО. М., 1999, №8, стр.108.