Каталог :: Экономическая география

Статья: Северный экономический район

                               Содержание:                               
Введение............................. 3
1.     Общая характеристика размещения производственных сил Северного
экономического района........................       4
2.     Анализ экономико – географического положения Северного экономи-ческого
района..........................   6
3.     Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей
промышленного производства района, их роль в российском производственном
потенциале....................                               15
3.1. Экономико –географическая характеристика топливно – энергитического
комплекса.......................... 16
3.2. Экономико –географическая характеристика черной и цветной
металлургии.........................  17
3.3. Экономико –географическая характеристика машиностроительного
комплекса.......................... 18
3.4. Экономико –географическая характеристика химического и нефтехимического
комплекса..................                                20
3.5. Экономико –географическая характеристика строительного комплекса.........21
3.6. Экономико –географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и
целюлозно-бумажной промышленности.    21
3.7. Экономико –географическая характеристика агропромышленного
комплекса.......................... 23
3.8. Внешнеторговые перевозки.................. 24
4.     Характеристика транспортной системы Северного экономического
района.............................. 26
4.1. Общая характеристика транспортной системы...........          27
4.2. Железнодорожный транспорт..................         28
4.3. Речной транспорт.......................          29
4.4. Морской транспорт.......................          29
4.5. Автомобильный транспорт................... 30
4.6. Трубопроводный транспорт..................         30
Заключение ............................ 31
Список используемой литературы.................. 3
                                 Введение                                 
Хозяйственная система  нашей страны состоит из экономических районов,
представляющих собой территориальные сочетания  производительных  сил -
производственно-территориальные комплексы.  Каждому экономическому району
присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в
соответствии с природными и  экономическими  условиями  районов, его
транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе
исторически  сложился  свой  комплекс  производств,  а проживающее в нем
население выработало определенные трудовые навыки.
Экономическое районирование является основой территориального управления
народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения
материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке
целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит
предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет
первостепенное значение и для организации регионального управления
экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России
получили экономическую самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов
на определенных видах производства, является одним из факторов повышения
производительности общественного труда, рационального и эффективного
размещения производительных сил.
Современный экономический район – это целостная территориальная часть
народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию,
прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан
с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как
единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
     
     
         1. Общая характеристика размещения производственных сил          
                     Северного экономического района.                     
Развитие производственных сил Северного экономического района и в первую
очередь его промышленности традиционно опиралось на использовании ресурсного
потенциала. Промышленность играет ведущую роль, в развитии всего
хозяйственного комплекса района производя более 80% совокупной продукции
концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности
занятых в основных отраслях материального производства.
След производства усугубился отработкой к концу века запасов полезных
ископаемых служащих сырьем для химической промышленности вводом в
эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки
потерей крупных государственных заказов на производство оборонного назначения
в машиностроении.
Ведущими отраслями промышленности определяющую её рыночную специализацию
являются отрасли топливно-энергетического, металлургического,
лесопромышленного, машиностроительного, химического. Природно ресурсный
потенциал района велик и разнообразен. Минеральные ресурсы представлены
запасами каменного угля, нефти, природного газа, гидроэнергетическими
ресурсами. Велики запасы алюминиевого титанового сырья железных руд и цветных
металлов. Основой экономики района  являются крупные местные ресурсы.
Особенность производственных условий и климат данного района необычность
освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года (“полярный
день” и “полярная ночь”). В середине зимы продолжительность полярной ночи  на
широте Северного полярного круга составляет 24 часа.
В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север Русской
равнины, где выделяются обширная Печорская низменность и Тиманския кряж. Реки
района (Печора Мезень Онега Северная Двина) относятся к бассейну Северного
Ледовитого океана. Район очень богат разнообразными полезными ископаемыми.
Добыча гранита мрамора и других строительных материалов началась во времена
строительства Петербурга. Месторождение полезных руд и цветных металлов, а
также ипатито - нефелиновых руд находятся на Кольском полуострове. Толщи
остаточных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем нефтью и
газом (республика Коми и шельф Баренцева моря). Еще район богат бокситами
(Архангельская область), титаном вольфрамом и другими.
Очень важен принцип оздоровления экологической обстановки принятия
эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию. Анализ
отечественного и зарубежных опытов показывает необходимость комплексной
системы решения экологических проблем. Для оздоровления экологической
обстановки достижения эффективности природополльзования требуется
экологические регуляторы:
-         Законодательная  и нормативная база для действия местных
экологических ограничений и экосистемам
-         Ведение системы экологического налогообложения и платежей за
природопользование.
-         Лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов
загрязняющих веществ.
Транспортная система Северного района включает все виды современного
транспорта. Широко используются водные виды транспорта морской и речной.
Перевозки грузов морским транспортом  осуществляется через порты Северо –
Западного бассейна. Велика роль морского транспорта в осуществлении
внешнеторговых связей через Мурманские и Архангельские порты.
Относительно высокий уровень развития производственных сил и многоотраслевая
специализация района предопределяет широкое развитие транспортной системы и
внешних и внутренних экономических связей.
             2. Анализ экономико – географического положения              
                     Северного экономического района.                     
                          Общая характеристика                           
                     Северного экономического района.                     
Северный экономический район  принадлежит  к  районам, развитие которых
происходит в сложных природно-климатических условиях.  Однако по своему
географическому положению,  созданному экономическому потенциалу,  запасам
разведанных природных ресурсов и является важной частью
народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном
разделении труда район выступает с продукцией цветной и  черной металлургии,
топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности,
судостроении, рыбной промышленности.
Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается
на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-
географического положение по отношению к индустриально-развитым районам
страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым
партнерам.
Северный экономический   район   охватывает  обширное пространство европейской
части страны площадью  1500  тыс. км2,  выходящее  к Баренцеву и
Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская,
Мурманская,  Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Карельская
республика и республика Коми.  В нем проживает около 6  млн. чел.
Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью
крупнейших индустриальных баз, центрального европейского экономического
района, Урала, Северо-запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие
крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря,
шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить
круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского
хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских
ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических
и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего
зарубежья – это Норвегия и Финляндия.
Развитие хозяйственного комплекса района сдерживается положением Кольского
полуострова в полярных широтах, экстремальностью природно-климатических
условий, слабой транспортной освоенностью и заселенностью территории, низким
уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, преобладанием
экстенсивных методов освоения и использования полезных ископаемых, большой
долей использования ручного труда. Это ведет к удорожанию хозяйственной
деятельности, что в сочетании с недостаточно рациональными методами, формами
и способами хозяйствования обусловливает дотационный характер экономики.
Отраслями рыночной специализации Северного экономического района являются:
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветная
металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, рыбная
промышленность и машиностроение.
Производственный и технический потенциал района позволяет отнести его к числу
индустриально-развитых регионов. Ведущая отрасль хозяйственного района –
промышленность, которая производит более 4% всей промышленной продукции
России. Район производит 70% фосфатного сырья, более 41% бумаги, более 22%
картона, 24% древесноволокнистых плит, 22% деловой древесины, 15,5% фанеры
страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля. Экономический район – крупный
производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений,
рыбы, а также значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и
лесной промышленности.
Важной особенностью Северного района является  формирование  на  его
территории Тимано-Печорского территориально - производственного комплекса -
крупной  топливно-энергетической базы европейской части страны.
                    Административно – территориальные                     
                                 единицы.                                 
В состав Северного экономического района входят: Республика Карелия и Коми,
Архангельская, Вологодская и Мурманская области и Ненецкий автономный округ.
Численность населения района составляет 6 млн. чел., или 4,1% всего населения
РФ. Плотность населения невелика 5 чел. на 1 км2 при  существенной
дифференциации  между  северными  и  южными районами. Низкая плотность
населения в тундре и Ненецком автономном округе 0,3 чел. на 1 км2.
Самая высока плотность на юге района в Вологодской области, южной части
республики Коми и Архангельской области 9 чел. на 1 км2.
Относительно стабильный характер развития отраслей хозяйства до 1990 г.
определял  высокую долю естественного прироста в увеличении численности
населения района, что связано с активным освоением их природных ресурсов. В
настоящее время механический прирост населения имеет тенденцию к снижению.
Возросла интенсивность оттока рабочей силы за пределы региона, причиной
которого явилось, прежде всего, понижение преимуществ в оплате труда работников
Севера.
Удельный вес городского населения – 80%. Это связано как с особенностями
промышленного развития,  так и с природными  условиями  ведения народного
хозяйства.  В южной части района доля сельского населения значительно выше.
Например, в  расположенной  на юге района Вологодской области, где
возможности развития сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес
сельского населения составляет 39%.
Среди других северных территорий страны район отличается высокой численностью
городских поселений, которых здесь свыше 200 (включая поселки городского
типа). Городское население  концентрируется  главным  образом в крупных
городах и промышленных центрах (Мурманск, Архангельск, Череповец,
Петрозаводск, Северодвинск, Сыктывкар, Воркута, Вологда). Наряду с этим
характерной особенностью расселения является  проживание  почти  половины
населения района в средних и малых поселках городского типа, средняя людность
которых составляет 1,9 тыс. человек.
Неоднороден национальный состав населения  района.  В Мурманской и
Вологодской областях в основном проживают русские,  28%  населения республики
Коми представлено национальностью коми,  в Карельской республике проживает
17% карелов, доля ненцев в Ненецком автономном округе составляет 17%;
небольшой процент в районе составляют саамы и зыряне. В результате миграции
количество коренных народов снижается таблица 1.
Из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и
хозяйствования идет процесс замедления социально-экономического развития
народов Севера. Производство в топливно-энергетическом, лесопромышленном и
металлургическом комплексе падает, что ведет к снижению занятости населения.
Этому способствует также неразвитая социальная инфраструктура и сфера
подготовки кадров, острый жилищный вопрос, слабое развитие промыслов и
производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров
народного потребления, ухудшение экологической обстановки.
                 Характеристика Северного экономического района                 
                             по плотности населения.                             
                                                                       Таблица 1
     

Административно-территориальная

единица

Территория тыс. км2

Численность населения тыс. чел.

В т.ч. население тыс. чел.

В процентах ко всему населению

Плотность населения чел. на 1 км2

город-ское

сельс-кое

город-ское

сельс-кое

12345678
Вологодская обл.145,71333,7909,8423,968,231,59,2
Архангельская обл.410,71446,21076,5369,774,425,63,5
Мурманская обл.144,91034,5948,186,491,68,47,1
Респ. Карелия172,4775,2569,9205,373,526,54,5
Респ. Коми415,91162,9866,7296,274,525,52,8
Ненецкий автономный округ176,745,727,71860,639,40,3

По району в целом

1466,3

5798,2

4398,7

1399,5

75,9

24,1

3,95

Топливно – энергетические и минеральною сырьевые ресурсы. На территории района, и, прежде всего на Кольском полуострове, Полярном Урале и в пределах Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, открыты разнообразные полезные ископаемые. К числу наиболее важных из них в промышленном отношении относятся: каменный уголь Печорского бассейна, запасы природного газа и нефти республики Коми, апатито-нифелиновые, железные, медно-никеливые и редкоземельные руды Кольского полуострова, северо- онежские и вежаю-ворыквинские бокситы, железные руды, мрамор, гранит, поделочные камни и слюда Карелии, кварцевые пески, кирпичные и огнеупорные глины, торф, выявленные в южной части района. Северный экономический район имеет половину всех топливно-энергетических ресурсов европейской части страны. В пределах Тимано-Печорской провинции известно 70 нефтяных, газовых, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений. Нефтегазовые ресурсы сосредоточены в Республике Коми, Архангельской области и в шельфовой зоне Баренцева и Карского морей. Перспективным районом нефтегазодобычи является Ненецкий автономный округ. Средняя нефтегазоносная площадь Северного экономического района составляет 600 тыс. км2. Запасы нефти здесь составляют более 3 млрд. т, а природного газа - 4 трлн. м3. Для того чтобы разрабатывать эти ресурсы, в 1996 году была утверждена Федеральная целевая программа «Шельф», но реализация ее проходит очень медленно. Освоение природных ресурсов шельфовой зоны требует решения сложных научно-технических задач и осуществления широкого технического перевооружения средств морского бурения. На севере-востоке района расположен Печорский угольный бассейн, площадью 100 тыс. км2. Балансовые запасы углей 210 млрд.т. Угли отличаются высоким качеством и теплотворной способностью 4-7,6 тас. ккал. Около ½ запасов приходится на ценные коксующиеся угли. Глубина залегания 170-600 м. Мощность пластов составляет от 0,7 до 1 м. Основная часть запасов и добыча приходятся на Интинское, Воргашорское и Усинское месторождения. Горно-геологические условия добычи сложные вследствие значительной водоносности угленосной толщи и наличия вечной мерзлоты. В районе выявлены запасы горючих сланцев, которые оцениваются в 56 млдр.т. Основные их запасы находятся в пределах республики Коми в месторождениях Сысольского, Ярегского и Ижемского районов. Запасы торфа сосредоточены в республиках Коми, Карелии, Мурманской и Архангельской областях. Основная часть торфа используется в качестве топлива, а также в сельском хозяйстве. Металлорудные полезные ископаемые представлены черными, цветными, редкими и благородными металлами. Балансовые запасы железных руд региона (3,4 млрд.т) составляют около 5% запасов Российской Федерации. Важнейшими месторождениями железной руды являются Оленигорское и Ковдорское (запасы каждого более 0,5 млрд. т), расположенные на Кольском полуострове. В западной Карелии находится крупное Костомукшское месторождение (запасы свыше 1 млрд.т). Среднее содержание железа в рудах 25-32%. Руды хорошо обогащаются, почти не имеют вредных примесей, что позволяет получать высококачественный металл. В Мурманской области имеются месторождения медно-никелевых руд. Руды сравнительно бедны никелем, но содержат также медь, кобальт, селен, благородные металлы. Алюмосодержащее сырьё района представлено бокситами Северо-Онежского, Средне - и Южно-Тиманского, Северо-Уральского бокситных районов, нефелинами Хибинских месторождений и кианитами Мурманской области. В перспективе предполагается организовать разработку крупнобокситного месторождения Средний Тиман республики Коми. Крупнейшие запасы Кианита сосредоточены в массиве Кайвы. Редкометалльное сырье сосредоточено в основном в Кольском регионе. Это месторождения тантала, ниобия, лития, цезия, циркония, стронция. Титаносодержащее сырье выявлено в Мурманской области, Республике Коми. Фосфатное сырье представлено уникальными по масштабу и качеству комплексными апатитонефелиновыми рудами Хибинского месторождения и апатитомагнетитовыми рудами Ковдорского месторождения. Общие запасы апатитосодержащих руд превышают 10 млрд.т. Нематаллорудное сырье представлено крупными запасами высококачественной слюды, полевого шпата, высоко углеродных шкнгитов. Экономический район обеспечен всеми видами минеральных строительных материалов. Во всех областях разведаны месторождения известняков, доломитов, кирпично-черепичных и керамзитовых глин, валуйно-гранитно-песчаных материалов и песков, облицовочных и строительных камней и других строительных материалов. В Архангельской области находится одно из крупнейших месторождений алмазов Ломоносовское. Стоимость промышленных запасов алмазов этого месторождения около 12 млрд. долларов. Затраты на его освоение составляют 750 млн. долларов. Месторождения отличаются сложными гидрогеологическими условиями добычи. В целом минерально-сырьевая база региона характеризуется высокой степенью геолого-географической изученности территории, компактным размещением важнейших видов минерального сырья, дающим возможность многоотраслевой специализации, долговременной обеспеченностью разведанными запасами действующих и проектируемых предприятий. Лесные и водные ресурсы. Для всей территории района характерна высокая влажность воздуха и слабая испаряемость влаги. Этим определяется огромное количество болот, озер, рек. Запасы водных ресурсов составляют 515 км2. Наиболее крупные озера - Ладожское, Онежское, реки - Печора, Северная Двина, Вычегда. Реки различных морских бассейнов соединены системами искусственных каналов: Северо-Двинская система соединяет Белое море с Каспийским, самая северная в мире Беломорско-Балтийская - Белое с Балтийским. Реки, озера и искусственные водохранилища представляют собой дешевые и удобные транспортные пути. По морям бассейна Северного Ледовитого океана, омывающим территорию района, проходят морские транспортные пути внутреннего и международного значения. Густая речная сеть, а в Карелии, система больших и малых озер благоприятствуют развитию лесоразработок, удобной водной транспортировке древесины к пунктам переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской части России, а также на экспорт. В пределах Северного экономического района сосредоточено 40% лесных и водных ресурсов европейской части России. С севера на юг на территории района сменяются четыре почвенно-растительные зоны и подзоны: тундра, лесотундра, хвойная тайга и смешанные леса. Запасы древесины составляют в 6,9 млрд. м3 . При широком распространении хвойных пород (ель и сосна) значительные площади занимают мелколиственные леса. Леса между Печорой и Уральскими горами включены в список природного мирового наследия ЮНЕСКО – первозданные леса республики Коми. К недостаткам использования лесных ресурсов следует отнести значительные потери древесного сырья при заготовке, транспортировке и переработке, низкие темпы восстановления (50-100 лет из-за малого вегетационного периода, не превышающий 70-80 дней), слабое использование лиственной древесины, недостаточно развитую сеть дорог, невысокий уровень развития и внедрения современных технологий для более рационального использования древесины. Земельный фонд района составляет около 230 млн.га. В тундре и лесотундре почвенный горизонт развит слабо. Основные площади заняты лесами и оленьими пастбищами. На долю сельскохозяйственных угодий приходится лишь 2,2%, что свидетельствует о недостаточной сельскохозяйственной освоенности земельного фонда региона. В пределах других почвенно-растительных зон распространены подзолистые, дерново-луговые и болотные почвы. Поймы рек богаты травами, составляющими естественную кормовую базу животноводства. В перспективе приоритетное значение для развития экономики района будут иметь рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Это связано с тем, что добыча и переработка полезных ископаемых оказали неблагоприятное влияние на окружающую среду: горными работами и отвалами нарушались и отчуждались земли, загрязнялись поверхностные и грунтовые воды, атмосфера и почвы. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются предприятия черной и цветной металлургии, а также предприятия горнопромышленного и лесопромышленного комплексов. Особую важность для района имеет проблема рационального использования и охраны лесных и рыбных ресурсов, на базе которых развиваются отрасли специализации, а их запасы в значительной степени исчерпаны. Широкий круг проблем ландшафтно-экологического характера связан с размещением на территории Новой Земли атомного испытательного полигона, а также с предполагаемым освоением нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря и началом эксплуатации месторождений алмазов в Архангельской области. В целях предотвращения нарастания негативных процессов в окружающей среде необходимы реконструкция устаревших и строительство новых очистных сооружений, ускоренное наращивание оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод. Самостоятельное значение имеют развитие и внедрение экологически безвредных способов энергопроизводства, техники и технологии теплоснабжения, а также разработка и внедрение прогрессивных технологий поисков, добычи и комплексной переработки первичного сырья, более полного использования вторичных ресурсов, промышленных отходов. 3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Северного экономического района, их роль в российском производственном потенциале. Главные отрасли экономики Северного экономического района связаны с эксплуатацией природных ресурсов, это лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (занимает 22% от всего промышленного производства), черная металлургия (20%), топливная промышленность (10%) и электроэнергетика (13%). Менее развита легкая и пищевая отрасль, машиностроение и металлообработка. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района, производя более 80% совокупной продукции, концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности. Вместе с тем в последние десятилетия относительно быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Кризисные явления, развивающиеся в хозяйстве автономных республик Северного района в 1990-1993 гг., обусловили падение производства практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили диспропорции в развитии хозяйственного комплекса. Наибольший спад объемов производства в 1991-1993 гг. был характерен для отраслей специализации, входящих в топливно-энергетический (в угольной и нефтяной отраслях) и металлургический комплекс, а также для химической, легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Кризис в этих отраслях в значительной мере был обусловлен резким повышением цен на сырье, энергоносители и транспортных тарифов, высокой степенью износа производственного оборудования, недостатком инвестиций, разрывом хозяйственных связей. Спад производства в отраслях специализации усугубился отработкой запасов полезных ископаемых, служащих сырьем для химической промышленности, медленным освоением и вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки, потерей крупных государственных заказов на продукцию оборонного назначения в машиностроении. Другими немаловажными причинами являются разрыв хозяйственных связей и отсутствие средств у предприятий, в результате чего выросло затоваривание предприятии готовой продукцией из-за падения на нее спроса. 3.1. Экономико – географическая характеристика топливно – энергетического комплекса. Топливная промышленность сосредоточена главным образом в республике Коми и представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями. На фоне острого дефицита топливных ресурсов европейской части страны Северный экономический район выделяется значительным топливно-энергетическим потенциалом и поставляет топливо в другие районы страны. Ведущей базой угольной промышленности является Печорский бассейн. Удорожающие факторы, связанные с расположением бассейна за полярном кругом, обусловливают неблагоприятные технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают его развитие. Однако ресурсный потенциал бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля. Проблема дальнейшего развития угольной промышленности связана с ускорением строительства новых шахт и совершенствованием технического уровня производства. Основным направлением повышения эффективности производства и увеличения объемов добычи угля должны стать освоение новых технологий и оснащение предприятий высокопроизводительной техникой и на этой основе механизация труда. Значительны запасы нефти и газа на континентальной части района, здесь открыто более 20 месторождений нефти и 30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного углеводородного сырья. Ежегодно здесь добывают более 20 млн. т. нефти и около 20 млрд. м3 газа. Ведутся поиски новых месторождений, как на материковой части района, так и на шельфе. Гидроэнергетические ресурсы района обеспечивают (главным образом в Мурманской области и частично в Карельской республике и в республике Коми) благоприятные условия для развития энергетики. Широко используются для строительства гидроузел реки. Достаточное количество воды, наличие свободных земельных площадей, низкая степень заселенности - все это создает предпосылки для размещения электростанций. Здесь можно особо отметить Туломскую ГЭС и Польскую АЭС Мурманской области, Кислогубскую ПЭС и ПЭС пос. Полярные Зори. Энергетика Северного района может также развиваться на основе использования энергии ветра и морских приливов на Кольском полуострове. Большое значение имеет соединение Карельской энергосистемы с Ленинградской и Кольской энергосистемами линиями электропередачи напряжением 330 кВт. Следует сказать, что в комплексе мероприятий, обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит ведущее место как важнейшей предпосылке внедрения самых передовых технических решений сокращения трудоемкости производства и повышения уровня жизни населения. 3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии. Черная металлургия Северного района представлена одной из четырех главных металлургических баз страны, включающей Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь» и его сырьевую базу - Оленегорское и Ковдорское месторождения железной руды. Топливной базой являются коксующиеся угли Печорского бассейна. Завод введен в эксплуатацию в 1955 г. и последовательно наращивает мощности. В 1982 г. введен в действие Костомукшский горно-обогатительный комбинат, построенный совместно с Финляндией. Его продукция - железорудный концентрат и окатыши – будет поставляться на Череповецкий завод и на экспорт. Развита цветная металлургия, особенно медно-никелевая промышленность, представленная объединением "Никель" г. Мончегорск в Мурманской области, использующим сырьевую базу в пределах района и лишь частично перерабатывающим норильское сырье. По масштабам производства оно занимает одно из ведущих мест в стране. В районе расположены также два алюминиевых завода, продукция которых вывозится в другие районы страны. Территория Северного района обладает крупными ресурсами руд, содержащих алюминий, которые рассматриваются как наиболее эффективный источник перспективного развития глиноземного производства. Это Северо-Онежское и Вежаю-Ворыквинское месторождения бокситов и апатит-нефелиновые руды Хибинского массива. В настоящее время частично используются нефелины и североонежские бокситы. В развитии металлургического комплекса наметился ряд негативных тенденций - разрушились сложившиеся хозяйственные связи, сократилось поступление сырья, недостаточны утилизация отходов и попутное извлечение полезных компонентов, медленно ведется техническое перевооружение и реконструкция предприятий, усиливается негативное влияние на окружающую среду, что ведет к повышению загрязнения воздушного, водного бассейнов, земельных ресурсов, уничтожению растительного покрова. В перспективе развитие металлургии связано с совершенствованием методов переработки сырья и утилизации отходов, а также решением экологических проблем. Объемы производства черных металлов в 1997 г. сконцентрированы на Череповецком металлургическом комбинате АО «Север – сталь» приведены в таблице 2 Таблица 2
Наименование продукцииОбъем производства, млн. т.

Чугун

Сталь

Прокат

7,5

8,9

7,6

3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса. Машиностроение представлено рядом крупных специализированных предприятий, обслуживающих потребности народного хозяйства в машинах и оборудовании. К ним относится завод по производству бумагоделательных машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и завод трелевочных тракторов в Петрозаводске, предприятия судостроения и ремонта судов в Мурманске, Архангельске, Котласе. Значительное развитие получили металлообработка и ремонт горной техники, тракторного парка лесозаготовительной промышленности. К основным видам продукции отрасли относятся: техника и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, различные плавсредства, подшипники, измерительные приборы, продукция радиоэлектроники и станкостроения, строительная и дорожная техника; производится ремонт судов. Ведущее место в производстве занимает судостроение, специализирующееся на постройке морских судов и ориентированное на потребности пароходства бассейна Северного Ледовитого океана. Специализация машиностроения еще не в полной мере соответствует региональным потребностям в его продукции. Наряду с тем, что некоторые виды машиностроительной продукции направляются в другие регионы, большое количество аналогичных необходимых региону машин и оборудования, в том числе и для ведущих отраслей, завозятся из европейских районов и с Урала. Особенности развития машиностроения во многом связаны со значительной долей оборонных производств, а также со специализацией многих гражданских предприятий на обслуживающих их функциях. К особенностям машиностроительного комплекса следует отнести и относительно высокую себестоимость изготовления продукции, а также слабую техническую оснащенность действующих предприятий, где довольно высок удельный вес морально и физически устаревшего оборудования. Развитие машиностроительного комплекса района в перспективе связано с переходом на рыночные отношения, осуществлением конверсии, что коренным образом изменит условия формирования спроса на продукцию машиностроения. Приоритет будет принадлежать переориентации машиностроительного комплекса на решение социальных проблем. в частности, особое внимание будет обращено на развитие и укрепление связей машиностроения с непроизводственной сферой, увеличение производства оборудования для легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, сельского хозяйства. Наиболее целесообразным вариантом дополнительной загрузки производственных мощностей машиностроительного комплекса является освоение строительства морских буровых нефтегазодобывающих платформ для Арктического бассейна и для других районов Мирового океана. Производство и поставка на экспорт таких платформ могут дать изготовителю значительные валютные поступления, которые позволят успешно решать задачи социально- экономического развития района. Резервы эффективного развития машиностроения связаны с адаптацией продукции машиностроения на международном рынке. В настоящее время существующая система унификации и стандартизации узлов и деталей не позволяет интегрировать продукцию машиностроения в мировую технологическую систему. Определенную роль в решении этих проблем могут сыграть создание совместных предприятий, а также предоставление самостоятельности предприятиям в вопросах международного сотрудничества. Осуществление данных мероприятий позволит подготовить предприятия машиностроения к переходу на рыночные отношения. 3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса. Химическая промышленность включает крупнейшее в стране предприятие по добычи фосфатных руд - АО "Апатит" в Мурманской области, поставляющее около 70 процентов общероссийской добычи фосфатного сырья, направляемого во многие районы страны, включая Сибирь и Дальний Восток, а также на экспорт. Сырьевая база предприятия в настоящее время интенсивно используется. Достаточно сказать, что с начала эксплуатации Хибинского месторождения выработано 300 млн.т. апатитового концентрата. Отрасль представлена также крупным азотно- туковым комбинатом в Череповце, небольшими предприятиями по производству пластических масс и газоперерабатывающим заводом в Сосногорске. Благоприятными предпосылками для развития химической промышленности, прежде всего производства полимеров, располагает республика Коми на основе полного использования попутного газа, а также конденсата. Снижение эффективности работы химического комплекса в значительной мере обусловливается прогрессирующим ухудшением горно-геологических условий разработки месторождений и качества руды АО «Апатит», некомплексным использованием сырья, устаревшим оборудованием и технологиями, требующими замены. Дальнейшее повышение эффективности производства возможно за счет использования низкокачественного сырья, комплексного использования сырья из отвалов в хранилищах АО «Апатит», внедрения безотходного технологического процесса для переработки апатитонефелиновых руд и т.д. Производство основных видов продукции химического комплекса в 1997 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 3 Таблица 3
Наименование продукцииОбъем производств

Апатитовый концентрат

(Мурманская обл.)

8217

Минеральные удобрения

(Вологодская обл.) в том числе

азотные удобрения

фосфорсодержащие удобрения

2030

362

1668

3.5. Экономико – географическая характеристика строительного комплекса. Северный экономический район обеспечен всеми видами минерально-строительных материалов. Во всех субъектах разведаны месторождения известняков, доломитов, кирпично-черепичных и керамзитовых, гранитно-мраморных материалов и песков, облицовочных и других строительных материалов. 3.6. Экономико – географическая характеристика лесной деревообрабатывающей и целюлозне – бумажной промышленности. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности являются одними из важнейших отраслей хозяйства района. Резервами их дальнейшего развития является вовлечение, а эксплуатацию лесных нетронутых массивов на северо-востоке Архангельской области и в центральной части республики Коми, а также полное использование низкосортной лиственной хвойной древесины. Северный район - основной район целлюлозно-бумажной промышленности страны. На территории района расположен целый ряд крупных предприятий отрасли. Почти половину бумаги производит Карелия, где наиболее крупными центрами целлюлозно-бумажной промышленности являются Сегежа и Кондопога. Наиболее развит лесопромышленный, комплекс также в Архангельской области и республике Коми. Главные предприятия лесопиления размещены в Архангельске, Сыктывкаре, Котласе. Фанерное производство сосредоточено в Сортавале (Карелия). Основные центры мебельной промышленности расположены в крупнейших городах района - Архангельске, Петрозаводске, Вологде, Череповце, Сыктывкаре. Производство на стадии глубокой переработки древесины концентрируется на крупных целлюлозно- бумажных комбинатах в Архангельске и Новодвинске, а также в Кондопоге, Сегеже, Катласе, Сыктывкаре, Соколе. В составе комбинатов развивается гидрилизнодрожжевое производство, в г. Череповце находится спичечная фабрика. Дальнейшее развитие отрасли возможно за счет расширения и реконструкции действующих предприятий и строительства новых комбинатов. Важной задачей является расширение использования лиственной древесины и низкокачественных видов сырья, расширение деревообрабатывающих производств, в том числе использующих древесные отходы. Несмотря на истощение сырьевой базы и исчерпание возможностей экстенсивного роста и в связи с этим замедление темпов развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) и снижение его доли в промышленном производстве, имеются и позитивные тенденции в развитии ЛПК. Так, в результате внедрения ряда технологических новшеств в лесопилении и целлюлозно-бумажном производстве увеличилась доля отраслей по глубокой переработке древесины. В настоящее время существующий уровень производства ЛПК района не обеспечивает потребностей хозяйства района и страны в его продукции, в связи, с чем продолжает увеличиваться дефицит лесопродукции. Это связано с недостаточной активностью работы комплекса, высокой степенью ручного труда, медленным внедрением автоматизации производства, прогрессивной техники и технологии, нерешенностью вопросов охраны природы. Преодоление кризиса в ЛПК и дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса связано с внедрением рыночных отношений, проведением комплекса мероприятий по лесоустройству, коренному техническому перевооружению отрасли и внедрению новых технологических процессов, повышению комплексности использования и воспроизводства лесных ресурсов, ускорению развития отраслей глубокой переработки сырья, в том числе отходов. 3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса. Роль агропромышленного комплекса (АПК) в хозяйстве Северного экономического района невелика. Баланс важнейших видов продовольственной продукции по району складывается с отрицательным сальдо по всем её видам, кроме лова рыбы. Главные центры рыбной промышленности – Мурманск Архангельск. Район отличается не высоким уровнем распаханности территорий. Сельское хозяйство специализируется в основном на животноводстве в частности на молочном и мясном скотоводстве и оленеводстве, свиноводстве и птицеводстве. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 1/5 территории, в том числе пашня не превышает 1% площади района. 95% всех сельскохозяйственных угодий приходится на Вологодскую область и южную часть Архангельской. На остальной территории отрасль представлена преимущественно овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства. На долю животноводства приходится более 2/3 производства валовой сельскохозяйственной продукции района. Основные направления молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. На долю района приходится почти 17% поголовья оленей страны. Оленеводство развито в Ненецком автономном округе Архангельской, Мурманской областях и республике Коми. Основными районами – производителями продукции растениеводства остаются Архангельская, и Вологодская область, где выращивают кормовые и зерновые культуры лен картофель овощи. Валовые обороты основных сельскохозяйственных структур в хозяйствах всех категорий и показатели производства мяса тыс. т. приведены в таблице 4. Таблица 4
Субъекты РФ

Зерно

вые

Льно

волокно

Карто

фель

Овощи

Мясо

(в уб.весе)

Северный район всего

в том числе

279,41,11443,3257,7103,6
1.Республика Карелия4,4-111,718,96,7
2.Республика Коми1,7-207,931,515,4
3.Архангельская область27,8-356,476,323,8
4.Вологодская область245,61,1735,4125,552,7
5.Мурманская область--31,95,65,0
Дальнейшее развитие сельского хозяйства связано с развитием рыночных структур – крестьянских ассоциаций индивидуальных и фермерских хозяйств, что позволит улучшить продовольственное обеспечение населения Северного экономического района. 3.8. Внешнеторговые перевозки. Транспортный комплекс Северного района осуществляет переработку внешнеторговых грузов, объем которых в 1997 г. составлял 11,2 мил. т. из них 9,3 мил. т. экспорт и 1,9 мил.т. импорт. Это связано с наличием на территории района морских торговых портов: Мурманск (Баренцево море) и Архангельск (Белое море) и сухопутных переходов на границе России с Финляндией: Вяртсила и Кивеярж. В общем, объеме экспорта 41% приходится на химические и минеральные удобрения в импорте на руды всякие – 84%. Экспортные поставки формирует главным образом, Северный, а также Северо – западные районы импорт гасится в основном в Северном районе. Основную переработку экспортно-импортных грузов в 1997 г. осуществлял Мурманск – 6,9 мил. т. Порт Архангельск имеет особенность – экспортный поток лесных грузов (до 1 мил. т.) поступает на перевалку в порт рекой (Северная Двина), минуя железную дорогу. В таблице 5 показаны объемы экспорта и импорта по Северному району в целом с распределением по станциям и родам грузов. Таблица5.
ГрузыВсегоРеспублика КарелияАрхангельская обл.Мурманская обл.
АрхангельскМурманск
Экспорт- всего мил.т.9,31,31,90,65,5
В том числе:
Уголь и кокс 0,7-0,1-0,6
Нефтяные 0,7-0,10,30,3
Руды всякие 1,40,8--0,6
Черные металлы0,60,2--0,4
Лесные1,60,30,20,1-
Химические и минеральные удобр.3,8-0,3-3,5
Импорт всего мил.т.1,9-0,40,11,4
В том числе:
Уголь и кокс0,1---0,1
Руды всякие1,6-0,4-1,2
4. Характеристика транспортной системы Северного экономического района 4.1. Общая характеристика транспортной системы. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90% грузооборота. Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны). Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец. Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны. Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн. т. в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района. Важным условием развития производительных сил Северного экономического района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и обратно. Слабое развитие транспорта железных и автомобильных дорог сдерживают развитие Северного экономического района. Поэтому в перспективе есть проект создания Архангельского коридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия. Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства. Размещение транспорта как отрасли материального производства отражает закономерности размещения производительных сил той общественно-экономической формации, потребности которой он обслуживает. Транспорт в своем развитии не только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный фактор процессов общественного воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства. Транспорту принадлежит исключительная роль в формировании экономических районов страны. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами, специализация их на производствах наиболее выгодных в данных условиях. 4.2. Железнодорожный транспорт. Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-западного района и соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс. км, или 4,3% эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная часть Северо-западного района, значительная часть Центрального и небольшая часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-западного района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми и частично Владимирскую и Кировскую. Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга далее Беломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность. Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда - приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-балтийский путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть района тяготения дороги с каналом имени Москвы. Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами; Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме). На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими и сочетают свою работу с Северным морским пароходством. Морские порты района тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного судоходства. 4.3. Речной транспорт. Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд. т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути. 4.4. Морской транспорт. Перевозки грузов морским транспортом осуществляется через порты Северо – Западного бассейна; Мурманск Архангельск, Нарьян-Мар Кандалакша Хатанга, Мезень и Онега. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешне торговых связей через Мурманский и Архангельский порты. В 1997г. в портах Мурманск и Архангельск было переработано 7,6 мил. Т. внешнеторговых перевозок грузов, в то время как производственные мощности Мурманского порта – 90мил.т. в год. Архангельского – 45мил.т. 4.5. Автомобильный транспорт. Северный экономический район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. К крупнейшим автомобильным дорогам относятся; магистрали федерального значения Санкт-Петербург – Петрозаводск - Мурманск, Москва-Ярославль-Вологда - Архангельск, и федеральная дорога - Новая Ладога- Череповец - Вологда. Протяженность автодорог района (с твердым покрытием) составляет5,8% от этого показателя, по России в целом объёмы перевозок осуществленные магистральным транспортом в 1997г. составили 22мил.т. 4.6. Трубопроводный транспорт. . Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда - Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт- Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. Свводом в действие в 80- е годы магистрального газопровода Ухта - Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала возможным часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название «Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области. Заключение Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др. Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально- экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны. Список используемой литературы: 1. Регионалистика: Лапидус Б.М. Пехтерев Ф.С. Терешина Н.П.-2001г. 2. География путей сообщения М: Транспорт Казанский Н.Н. Варламов В.С. Семенов П.Е. 1987г. 3. Экономическая география транспорта – М.: Транспорт Казанский Н.Н. – 1991г. 4. Экономическая география России – М.: ЮНИТИ 2000г. 5. Экономическая география СССР – М.: Высшая школа – 1983г. Данилов А.Д. Кистанов В.В. Ледовских С.И.