Каталог :: Экономическая география

Контрольная: Производство товаров народного потребления

Комплекс по производству товаров народного потребления - важ­ная составная
часть экономики страны, которая должна способство­вать стабилизации
общероссийского потребительского рынка. Это в основном отрасли группы Б,
выпустившие в 1995 г. почти 60% продо­вольственных товаров. Среди
непродовольственных товаров выделя­ются изделия культурно-бытового и
хозяйственного назначения (бо­лее 80%), произведенные в отраслях тяжелой
индустрии и местной про­мышленности. Резкое сокращение выпуска продукции
легкой промы­шленности связано с катастрофическим падением объемов
производ­ства и неспособностью российских предприятий конкурировать с
де­шевыми импортными товарами, заполнившими российский рынок.
Производство товаров народного потребления - одно из узких мест в экономике
России. За последние 5 лет объем промышленного произ­водства потребительских
товаров сократился более чем вдвое, в наи­большей степени это касается
выпуска непродовольственных товаров. Снижение собственного производства
сопровождалось ростом импорт­ных товаров в общем объеме товарных ресурсов
России, доля которых в 1994г. составляла 46%, а в 1995 г. - 49%. Насыщение
рынка товаров народного потребления за счет отечественного производства -
одно из направлений развития российской промышленности.
Структура выпуска товаров народного потребления имеет значи­тельные
региональные различия, связанные с природными, социаль­но-экономическими и
демографическими особенностями отдельных территорий России. В Северном,
Центрально-Черноземном, Северо-кавказском, Дальневосточном районах
наблюдается преобладание про­изводства продуктов питания, в Северо-Западном,
Волго-Вятском, Центральном, Поволжском, Уральском - продукции отраслей
тяжелой промышленности. Однако обобщающие показатели не отражают спе­цифики
развития и размещения отдельных отраслей. Значительное превышение в структуре
производства товаров народного потребления продуктов питания на Дальнем
Востоке не означает наличия там всего комплекса отраслей пищевой
промышленности и свидетельствует о специализации района на выпуске
определенного вида продукции (в данном случае - рыбы), обусловленной
особенностями природно-ре-сурсного потенциала этой территории. Экономические
и природные предпосылки района предполагают строгую направленность развития
каждой отрасли комплекса, приоритет имеют те, которые могут занять устойчивое
место на внутреннем российском рынке.
     Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечиваю­щих
удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других
предметах личного потребления. Выпускается также продукция производственного
назначения (корд, технические ткани), которая ис­пользуется в других отраслях
промышленности. В 1995г. в отрасли дей­ствовало 22 343 предприятия, на которых
работало 1322 тыс чел. Было выпущено продукции на 22 267 млрд руб.
Легкая промышленность наиболее пострадала в результате продол­жающегося
кризиса экономики. Объем производства продукции отрас­ли за последние 5 лет
сократился более чем на 80%. Сказалась нехватка сырья, особенно хлопка,
который в России не произрастает. Ресурсная самообеспеченность отрасли
составляетлишь 25%. Приходится ввозить шерсть, лен, кожевенное сырье,
химические волокна.
Безудержный рост цен на отечественное и импортное сырье ведет к резкому
подорожанию готовой продукции, что делает ее недоступ­ной для подавляющего
большинства покупателей.
Технологическая отсталость, низкая степень обновления основных фондов и
недостаточное развитие собственного машиностроения по выпуску необходимого
оборудования для этих отраслей также негатив­но отразились на положении
легкой промышленности. В результате Россия потеряла рынки сбыта продукции
легкой промышленности не только в странах СНГ, но и внутри страны, так как
продукция не может конкурировать с дешевыми товарами, ввозимыми из Западной
Евро­пы и Юго-Восточной Азии.
Частая остановка предприятий, неполная занятость, рост реаль­ной безработицы
на предприятиях привели к обострению социально-экономической ситуации во
многих малых городах Центральной Рос­сии, где эти предприятия служат
градообразующей основой.
Нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, высокая степень
риска вложения иностранного капитала в отрасль оп­ределили наиболее низкий
рейтинг инвестиционной активности влег-кой промышленности, который равен 0,78
против 1,08 в пищевой, за­нимающей по этому показателю первое место.
Легкая промышленность характеризуется глубокими связями со всеми отраслями
экономики и прежде всего с сельским хозяйством, особенно на стадии первичной
обработки сырья. Кроме сельского хо­зяйства сырьевой базой для легкой
промышленности служит химичес­кая промышленность, поставляющая синтетические
волокна, искус­ственные кожи, красители, а также мясная промышленность,
дающая кожи. Машиностроение обеспечивает отрасль разнообразным
обору­дованием, топливно-энергетическое хозяйство способствует нормаль­ному
функционированию предприятий. В свою очередь, легкая про­мышленность снабжает
все отрасли народного хозяйства продукцией производственного назначения.
Легкая промышленность представлена в каждом экономическом районе, дополняя
производственный профиль территории, хотя есть и исторически сложившиеся
специализированные районы и центры раз­вития легкой промышленности. К ним
относится Цент­ральный район, который дает большую часть текстильной
продукции России, а в его рамках — Ивановская область.
Территориальная организация отрасли сложилась под воздействи­ем ряда
факторов, оказывающих различное влияние на размещение отдельных производств.
     Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработ­ки, что
обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки со­ставляет 1/5 исходного
сырья, шерсти - 1/2), или в отраслях, где высока материалоемкость производства
(льняная промышленность). Размеще­ние кожевенного производства целиком зависит
от мясной промыш­ленности.
     Потребительский фактор оказывает огромное воздействие на раз­мещение
предприятий отрасли. Продукция отрасли потребляется по­всеместно, а массовый
характер производства способствует приближе­нию предприятий отрасли к
населению. Кроме того, многие виды го­товой продукции (трикотаж, обувь)
малотранспортабельны и их пере­возка на дальние расстояния дороже перевозки
исходного сырья.
Значительная трудоемкость выпускаемой продукции требует боль­ших трудовых
ресурсов. В легкой промышленности традиционно при­меняется в основном
женский труд, поэтому правильное сочетание тя­желой индустрии, использующей
преимущественно мужской труд, и отраслей главным образом женского труда
усиливает комплексность развития хозяйства экономических районов.
     Водный фактор учитывают при размещении производства тканей и трикотажа,
где процессы крашения и отделки требуют значительно­го количества воды.
     Топливно-энергетический и транспортный факторы не оказывают значительного
влияния на размещение легкой промышленности.
В зависимости от степени преобладания сырьевого или потреби­тельского фактора
все отрасли легкой промышленности (кроме пер­вичной обработки сырья) делятся
на три группы: с одновременной ориентацией на сырье и потребителя —
шерстя­ная, шелковая, пенькоджутовая, трикотажная; с ориентацией на
потребителя — хлопчатобумажная, обувная, швейная; с ориентацией на сырье —
льняная.
Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых
является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку
сырья, производство всех видов тканей, трико­тажа, текстильной галантереи,
нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья.
В XIX - начале XX вв. производство тканей было наиболее раз­витой отраслью в
России. Отличаясь сравнительно высоким уров­нем концентрации и
комбинирования, текстильная промышлен­ность страны ориентировалась на
импортное сырье и оборудование. Наблюдался разрыв между последовательными
стадиями техноло­гического процесса (прядением, ткачеством и отделкой тканей)
не только в структуре производства, но и в его размещении. Наиболее ярко это
проявилось в хлопчатобумажной отрасли, когда во второй половине XVIII в. в
Центральном районе появилась отделка англий­ского хлопчатобумажного суровья,
в конце XVIII - начале XIX вв. -ткачество английской пряжи, с середины XIX в.
- прядение средне­азиатского хлопка.
Размещалась текстильная промышленность крайне неравномерно. На долю
Центрального и Северо-Западного районов приходилось бо­лее 80% выпуска всей
продукции текстильной промышленности. При­чем в Центральном районе
производство тканей было не только сосре­доточено в крупных городах, но и
рассеяно по так называемым фаб­ричным и кустарным селам.
За прошедшие десятилетия предприятия текстильной промышлен­ности были созданы
в новых районах, главным образом в Сибири. В начале 90-х гг. на долю
восточной зоны России приходилось 6% произ­водства всех видов тканей в
стране.
Реформирование экономической системы и широкое использова­ние рыночных
механизмов в текстильной промышленности вызвало обвальное падение объемов
производства. Выпуск тканей сократился более чем в 4 раза и в 1995 г.
составил 1774 млн кв. м, или 12 кв. м на душу населения. Это сопровождалось
изменениями в структуре выпус­каемых изделий — вновь повысилась доля
хлопчатобумажных тканей и понизилась доля остальных видов тканей.
В настоящее время в связи с распадом СССР перед текстильной про­мышленностью
России остро встал вопрос о сырьевой базе. Зависимость от поставок хлопка-
волокна, натуральных шелковых нитей и шерсти из других государств Содружества
выдвигает на первый план в сырьевом балансе отрасли химические волокна.
Сейчас с примесью химических волокон производится около 20% хлопчатобумажных,
5% льняных, 81% шерстяных и более 97% шелковых тканей, что в определенной
степени снижает напряженность в обеспечении отрасли сырьем.
Ведущая отрасль текстильной промышленности — хлопчатобумаж­ная, дающая
почти 70% всех тканей России, среди которых преоблада­ют ткани бытового
назначения (ситцы, сатины, бельевые и др.). По производству хлопчатобумажных
тканей в 1995 г. Россия занимала чет­вертое место в мире.
Особенностью этой отрасли является полная ориентация на при­возное
натуральное сырье, так как в России в силу специфики природноклиматических
условий хлопчатник не возделывается. Более 80% хлопка-волокна ввозится в
Россию из государств Центральной Азии, свыше 6% - из Азербайджана и примерно
10% - из стран дальнего за­рубежья (Египет, Сирия, Судан и др.).
Среднегодовая мощность по выпуску хлопчатобумажных тканей в 1995 г.
определена в 5 млрд кв. м, а уровень ее использования составил лишь 28%.
Такое катастрофическое положение связано с острой нехват­кой сырья, ростом
цен на него, неспособностью конкурировать с более дешевой продукцией других
стран, неумением реализовать конъюнк­турные особенности российского рынка.
Основное производство по-прежнему сосредоточено в старых рай­онах, оно
ориентируется на трудовые ресурсы и квалификационные на­выки. Центральный и
Северо-Западный районы обеспечивают 85% об­щероссийского выпуска
хлопчатобумажных тканей. Особенно выделя­ются Ивановская (Иванове, Шуя,
Кинешма), Московская (Москва, Но­гинск, Орехово-Зуево), Тверская (Тверь,
Вышний Волочек) и Ярослав­ская (Ярославль) области, а также Санкт-Петербург и
его пригороды.
В новых районах европейской части России большее значение имеют трудовые
ресурсы. Здесь выпускается более 10% хлопчатобумаж­ных тканей: Поволжье
(Камышин), Волго-Вятский район (Чебоксары), Северный Кавказ (Краснодарский
край). Предприятия Западной и Вос­точной Сибири, Дальнего Востока (Барнаул,
Омск, Новосибирск, Томск, Канск) ориентируются на потребителя и дают чуть
более 3% хлопчатобумажных тканей.
Второе место по объему вырабатываемой продукции занимает шел­ковая
промышленность — более 11 % выпуска тканей в стране. В связи с широким
использованием в качестве сырья искусственных и синтети­ческих волокон
зависимость от поставок натурального сырья из Сред­ней Азии, Закавказья,
Молдавии и с Украины, где разводят тутовый шелкопряд, сведена до минимума.
Исторически сложившаяся концентрация производства шелковых тканей в
Центральном районе обусловлена выгодным транспортногеографическим положением,
квалификацией рабочей силы, сосредото­чением населения. Первые шелковые
мануфактуры здесь появились еще в XVI в., а сейчас район дает более 2/5
общероссийского выпуска тканей из шелка. Основные предприятия сосредоточены в
Москве и Московской области (Наро-Фоминск, Павловский Посад, Орехово-Зуево).
Действуют предприятия в Киржаче (Владимирская область), Кораблино (Рязанская
область), Твери, Ярославле.
Значительными объемами производства отличаются также Повол­жье (Балаково),
Урал (Оренбург, Чайковский), Западная (Кемерово) и Восточная (Красноярск)
Сибирь, которые обеспечивают более 2/5 про­изводства шелковых тканей в
России.
     Льняная промышленность — старейшая и исконно русская отрасль текстильного
производства. В структуре выпуска тканей она занимает третье место (7,5% тканей
в России), изготовляя примерно в равном соотношении ткани бытового назначения,
технические и тарные. От­личительной особенностью отрасли является
относительная обеспечен­ность собственной сырьевой базой. Возделывание
льна-долгунца и за­готовки льноволокна сосредоточены в Центральном,
Северо-Западном, Северном и Волго-Вятском районах, где в силу высокой
материалоемкости производства представлен выпуск тканей.
Ведущим районом является Центральный, он дает более 3/4 обще­российского
выпуска льняных тканей. Однако внутри района сложи­лись определенные
диспропорции в размещении посевов льна, кото­рые преобладают на северо-западе
(Тверская, Смоленская области), и производства льняных тканей,
сосредоточенного на северо-востоке (Костромская, Владимирская, Ярославская,
Ивановская области). Крупные центры льняной промышленности района - Кострома,
Нерехта, Смоленск, Вязьма и др.
Льняные ткани выпускаются в Псковской (Псков, Великие Луки), Вологодской
(Вологда) областях, в Алтайском крае (Бийск), а также в Нижнем Новгороде,
Казани, Кирове и Екатеринбурге.
     Шерстяная промышленность выпускает разнообразные изделия: камвольные и
суконные ткани, ковры, платки, пряжу для трикотажа и др. Это одно из старейших
производств, возникшее еще при Петре I. На долю шерстяной промышленности
приходится 4,1% выпуска тка­ней в стране. По общему объему производства
шерстяных тканей Рос­сия занимает седьмое место в мире.
Первичная обработка шерсти, или шерстомойное производство, тя­готеет к сырью,
так как связана со значительными отходами (более 1/2 к первоначальному весу)
и расходом воды. Основные шерстомоечные предприятия действуют в районах
овцеводства - в Западной (Омск) и Восточной (Улан-Удэ) Сибири, Поволжье
(Казань) и др.
Производство шерстяных тканей ориентируется на трудовые ре­сурсы, сырье и
потребителя и размещается более равномерно, чем хлоп­чатобумажная
промышленность. Крупнейшим районом по-прежнему является Центральный, где
сосредоточено 3/5 общероссийского выпус­ка шерстяных тканей. Они производятся
в Москве и Московской об­ласти (Павловский Посад, Ногинск, Монино, Люберцы),
Брянской (Клинцы, Брянск), Ивановской, Тверской и других областях. Среди
прочих районов выделяются Поволжье (Ульяновская и Пензенская об­ласти),
Восточная (Чита, Улан-Удэ, Черногорок) и Западная (Тюмень, Омск) Сибирь,
Центрально-Черноземный район (Рассказово, Моршанск). Незначительное
производство есть и в других районах, исклю­чение составляет Дальний Восток.
     Трикотажная промышленность получила развитие во всех регионах страны с
ориентацией главным образом на районы потребления. В от­личие от других
отраслей текстильной промышленности ее продукци­ей в основном являются готовые
изделия, а также трикотажное полот­но. В качестве сырья помимо натурального все
шире используются хи­мические волокна.
Ведущим районом остается Центральный, где сконцентрирована 1/4 производства
трикотажных изделий, примерно 1/3 продукции дают Северо-Запад, Поволжье и
Урал.
     Швейная промышленность — вторая по объему валовой продукции отрасль
легкой индустрии. Она отличается более свободным характе­ром размещения и
теснее связана с потребителем.
В начале XX в. в России отсутствовало крупное фабричное произ­водство одежды
и основную массу изделий изготовляли ателье-мастер­ские в городе, кустари и
ремесленники на селе. Лишь 3% швейных из­делий изготовлялось в сфере
фабричного производства, в швейном деле господствовали, как сказали бы
сейчас, малые предприятия. Это было связано с необходимостью обеспечить
индивидуальный характер швей­ной продукции. Сейчас эта отрасль представлена в
каждом экономи­ческом районе, вместе с тем она отличается высокой
территориальной концентрацией производства - более 1/4 выпуска швейных
изделий приходится на два района: Центральный и Северо-Западный.
Недоста­точный объем производства в остальных районах обусловлен низким
уровнем развития сырьевой базы и неполным соответствием ассорти­мента
территориальным потребностям и потреблению, что следует учи­тывать в
региональной дифференциации производства.
Швейная промышленность относится к материалоемким отраслям. В структуре
затрат на долю сырья и материалов приходится до 80%. Сырьем служат ткани,
трикотажное полотно, нетканые материалы, ис­кусственная кожа, искусственный и
натуральный мех, плащевые тка­ни, текстильная галантерея. В целом в отрасли
перерабатывается свы­ше 4/5, тканей бытового назначения.
Однако швейная промышленность неоднородна, и изделия, раз­личные по сложности
и трудоемкости изготовления, имеют разный ха­рактер размещения — производство
простейших товаров со стабиль­ной внешней формой (рабочая одежда) широко
распространено повсе­местно, выпуск более сложного и менее стабильного
ассортимента ори­ентируется на крупные городские центры, а выпуск наиболее
сложных изделий, находящихся под влиянием моды, осуществляется в крупней­ших
городах, имеющих дома моделей.
Среди отраслей легкой индустрии кожевенно-обувной и меховой промышленности 
принадлежит третье место. Сюда входит производство натуральных и искусственных
кож, пленочных материалов, дубильных экстрактов, мехов, овчин, обуви, меховых
изделий, кожгалантереи и др. За последние годы объем производства обуви
сократился в 4 раза и в 1995 г. составил 52,5 млн пар, что соответствует по
этому показателю вось­мому месту в мире. Население России обеспечивается обувью
в основном за счет импортных поставок, которые в 1993г. составили 132 млн пар.
Про­дукция меховой промышленности получила экспортное значение, так как ее
ассортимент имеет мало аналогов в мире.
В начале XX в. меховое и обувное производства носили кустарный характер, где
80% технологических операций выполнялись вручную, они превратились в отрасль
фабричного производства лишь в 30-е гг. Внутри отрасли ведущая роль
принадлежит производству обуви, изго­товлению кожи и ее заменителей.
Кожевенное и обувное производство тесно связаны между собой. Кожевенная
промышленность представлена специализированными пред­приятиями, которые
выпускают жесткие, хромовые или юфтевые кожи. Кожевенное сырье есть во всех
районах, однако его качество и ассортимент зависят от специализации районов
животноводства. Использование искусственных кож, пленочных и текстильных
материа­лов значительно расширило сырьевую базу обувной промышленности.
Размещение обувной промышленности ориентировано на потреби­теля, но
подобно ряду других отраслей легкой индустрии эта отрасль более всего развита в
европейской части страны. Наиболее значитель­ным производством обуви отличаются
Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский
(Ростов-на-Дону), Поволжский и Уральский районы, которые обеспечивают 3/4
об­щероссийского выпуска. Производство валяной обуви (4,1 млн пар в 1995 г.)
ориентировано на потребителя и представлено в северных рай­онах страны:
Северо-Западном, Волго-Вятском, Восточно-Сибирском.
     Меховая промышленность включает сырейно-красильное и скорняжнопошивочное
производство, где осуществляются выделка, кра­шение и отделка различных видов
пушнины и мехового сырья и изго­товление из них различных изделий. В царской
России массовая обра­ботка пушномехового сырья носила кустарный и сезонный
характер и размещалась как в районах добычи пушного зверя, так и вблизи рын­ков
меховой торговли, особенно прилегающих к Нижегородской и Ирбитской ярмаркам
(Вятка, Нижний Новгород, Казань, Астрахань). В Москве действовали всемирно
известные фирмы по изготовлению меховых изделий для состоятельных слоев
населения.
Сейчас действуют крупные предприятия, выпускающие пальто, головные уборы,
воротники. Сырьевую базу меховой промышленнос­ти составляют овцеводство,
звероводство, пушной (охотничий) и зве­робойный промыслы. Наибольшую роль
играет клеточное звероводст­во Центрального, Восточно-Сибирского и
Дальневосточного районов, которое обеспечено мясо-рыбными кормами, оно
поставляет шкурки норки, голубого песца, кролика. Для охотничьего промысла на
севере России типична добыча соболя, белки, красной лисицы. Меховую и шубную
овчину, смушку, каракуль дает овцеводство. Выпуск меховых изделий отличается
высоким уровнем территориальной концентрации производства — более 1/2
продукции отрасли приходится на Поволж­ский, Центральный, Волго-Вятский и
Северо-Западный районы.
     В производстве товаров культурно-бытового и хозяйственного назна­чения 
большую роль играют товары длительного пользования: мебель, легковые автомобили,
радиотовары, особенно телевизоры и видеомаг­нитофоны, электротовары
(холодильники, стиральные машины, элек­тропылесосы), ковры и часы, на долю
которых приходится более 3/5 роз­ничного товарооборота культурно-бытовых
товаров.
Расширение товарного предложения изделий длительного пользо­вания связано с
уровнем развития и особенностями размещения про­изводства товаров народного
потребления, конверсией оборонного комплекса. В настоящее время в отраслях
тяжелой индустрии сложил­ся и действует специфический комплекс по
производству товаров дли­тельного пользования, выпуск которых в основном
сосредоточен на предприятиях машиностроения и металлообработки, химической и
лесной промышленности. Он отлича­ется высоким уровнем территориальной
концентрации производства. Если для отраслей легкой и пищевой промышленности,
представлен­ных во всех районах России, характерно более широкое участие в
фор­мировании товарных ресурсов в пределах зон. производства, нерегуляр­ность
выхода на межрайонный рынок, то выпуск товаров длительного пользования
отличается постоянным участием предприятий в обще­российском разделении
труда, влияя на товарное предложение далеко за пределами района выпуска.
За последние годы производство товаров народного потребления сократилось
более чем в 2 раза, что связано с проведением конверсии и перепрофилированием
ряда отраслей ВПК, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, появлением
на потребительском рынке Рос­сии высококачественных импортных изделий.
Основное производство товаров длительного пользования сосре­доточено в
европейской части страны, где Центральный, Поволжский, Уральский и Северо-
Западный районы дают почти 2/3 общероссийско­го выпуска.
Выпуск бытовых холодильников начался в России в предвоенные годы. В 1940
г. их производство составило 3,5 тыс шт., в 1995 г. — 1,8 млн шт., или 46% к
уровню 1990 г. Ведущими районами производст­ва бытовых холодильников, на долю
которых приходится 9/10 общерос­сийского выпуска, являются Центр (Москва),
Поволжье (Саратов), Вос­точная Сибирь (Красноярск) и Урал (Орск).
     Часовая промышленность также переживает глубокий кризис. Объ­ем
производства в отрасли сократился почти на 70%, хотя поточности хода и
надежности изделия не уступают многим мировым образцам. Производство часов
отличается высоким уровнем территориальной концентрации и сосредоточено в пяти
экономических районах: Центр (Москва, Орел, Владимир, Углич), Поволжье (Пенза,
Самара, Чисто­поль, Сердобск), Северо-Запад (Петродворец), Северный Кавказ
(Рос-тов-на-Дону, Владикавказ) и Урал (Челябинск, Златоуст).
В 1995 г. производство телевизоров составило 1 млн шт., или 1/5 к уровню
1990 г. В структуре выпуска более 1/2 занимали переносные, а около 2/5 —
телевизоры цветного изображения. Выпускают телевизоры в семи районах России.
Ведущую роль играет Центральный район — более 40% российского производства
(Москва, Рязань, Александров), Центрально-Черноземный район — 20% (Воронеж) и
Северо-запад— 18% (Санкт-Петербург, Новгород). Телевизоры производятся также в
Волго-Вятском районе (Нижний Новгород, Саранск), Западной и Восточной Сибири
(Новосибирск, Омск, Красноярск), Поволжье (Са­мара).
     Мебельная промышленность имеет более свободный характер раз­мещения и
тесно связана с потребителями. Предприятия отрасли пред­ставлены во всех
экономических районах России, выделяются столич­ные и крупные промышленные
центры. Исторически сложилось так, что преимущественно отрасль развивалась в
малолесных районах ев­ропейской части страны, что было обусловлено
концентрацией здесь потребителей продукции. Способствовало этому и изменение
сырье­вой базы: больше стали использоваться древесностружечные плиты,
по­лимерные материалы с улучшенными декоративно-художественными
характеристиками. Ведущими районами производства мебели остают­ся Центральный,
Северо-Кавказский и Северо-Западный, надолю ко­торых приходится почти  выпуска
продукции отрасли.
Крупнейшим районом является Центральный: более 1/5 выпуска товаров, более
всего (почти 2/5 изделий легкой промышленности и то­варов длительного
пользования (более 1/4). Здесь сосредоточено значи­тельное производство
хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шел­ковых тканей, трикотажа и обуви,
телевизоров, мебели, холодильни­ков и радиоприемников, мотоциклов и других
изделий.
К районам высокой концентрации производства товаров народ­ного потребления
относятся также Урал, где производятся товары дли­тельного пользования —
мотоциклы, стиральные машины, радиопри­емники, холодильники, а также шелковые
ткани; Поволжье - легко­вые автомобили, холодильники, шелковые ткани; Северо-
Запад — те­левизоры, пылесосы, льняные ткани, трикотаж, обувь.
Другие районы европейской части и восточной зоны России, не­смотря на
достаточный уровень развития научно-технической базы и наличие трудовых
ресурсов, не обеспечивают собственных потребнос­тей и вынуждены
ориентироваться на поставку продукции из других районов и из-за рубежа.
В новых условиях российская экономика должна представлять ди­намичный
механизм, приспособленный к колебаниям рынка, сбалан­сированный по
производству средств производства и предметов потреб­ления. Структурная
перестройка российской промышленности наце­лена на развитие производства
товаров группы Б, которая должна составлять не менее 50% в общей доле
промышленности. Это требует огромных инвестиций, устранения диспропорций в
размещении про­изводства товаров народного потребления и улучшения их
ассортиментнокачественной характеристики.
Увеличение производства потребительских товаров связано с вы­водом экономики
страны из глубокого экономического кризиса и про­ведением широкого круга
мероприятий, направленных на развитие предприятий отечественной
промышленности, выпускающих изделия массового спроса. Важнейшие задачи -
укрепление сырьевой базы лег­кой промышленности; обновление морально и
физически устаревше­го оборудования при всемерном развитии собственного
машинострое­ния по выпуску оборудования для этих отраслей, главным образом на
предприятиях ВПК; широкое использование передовых технологий; быстрое
реагирование на изменение конъюнктуры внутреннего рын­ка; выпуск качественной и
конкурентоспособной продукции, соответ­ствующей мировым аналогам; привлечение
российских и иностранных инвестиций при активном проведении протекционистской
политики со стороны государства.