Каталог :: Экономико-математическое моделирование

Контрольная: Экономика природопользования

                  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                  
     Хабаровская Государственная Академия Экономики и Права       

Кафедра __________________________________________

___________________________________________________________________ Контрольная работа по экономике природопользования Вариант № 7 Выполнила студентка факультета «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Ершова Марина Игоревна

Группа 3БУ (в) 1

Домашний адрес: г. Хабаровск, ул. Краснореченская 128-26

Проверил __________________

__________________________ Хабаровск, 2002 г. 1. Источники финансирования природоохранных мероприятий, их краткая характеристика. Основными источниками финансирования природоохранных мероприятий являются: 1 федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, 2 внебюджетные организации, такие как экологические фонды, 3 сами природопользователи. Краткая характеристика этих источников: Бюджет. Ранее средства распределялись по отраслям народного хозяйства, далее – по предприятиям в соответствии с планом финансирования и сметно-финансовыми расчетами. Поскольку прибыли от этих мероприятий, кроме использования вторсырья, государство не получало, то и финансирование осуществлялась по «остаточному» принципу. Однако к преимуществу этого источника финансирования относилась его регулярность. В настоящее время роль этого источника финансирования уменьшилась, так как в условиях вечного дефицита бюджета, в первую очередь страдают статьи на экологические мероприятия. Однако полностью эта роль не утрачена, поскольку государство обладает возможностью значительной и быстрой концентрации различных ресурсов, необходимых для экологических программ. Средства в бюджет поступают с предприятий в виде налогов и плат за пользование ресурсами, выбросы, сбросы, размещение отходов, штрафы за аварийные загрязнения, средства за возмещение экологического ущерба. Вместо планового центрального финансирования, в настоящий момент формируется новый экономический механизм охраны окружающей среды, главной особенностью которого является ориентация экономические методы регулирования. Элементами этого механизма являются: § Платность природопользования; § Плата за загрязнение окружающей среды; § Экологические льготы такие, как кредитирование, налогообложение, материальное поощрение; § Экологические фонды; § Экологическое страхование. Средства, получаемые за счет этого механизма охраны окружающей среды, используются для финансирования природоохранных мероприятий. Экологические фонды. Необходимы для реализации различных природоохранных задач: восполнения потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью, строительство очистных сооружений, материальное обеспечение эколого-просветительского направления и т.д. Создана единая система внебюджетных государственных фондов. Функционируют в основном за счет отчисления с предприятий в виде плат за выбросы, сбросы, размещение отходов, штрафы за аварийные загрязнения, средства за возмещение экологического ущерба, реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и т.д. Большая часть средств идет на реализацию природоохранных мероприятий: § Финансирование и кредитирование программ и научно-технических проектов, направленных на повышение качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности человека; § Мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы; § Экономическое стимулирование рационального природопользования и внедрение экологически чистых технологий; § Содействие в развитии экологического воспитания и образования. Предприятия. Наиболее часто на предприятиях используется «технократический» подход к окружающей среде. И основной задачей стоит краткосрочное получение максимальных прибылей без учета долговременной перспективы. Однако, появляющаяся система экономического механизма охраны окружающей среды во многом способствует заинтересованности предприятия в природосберегающих технологиях. Предприятия осуществляют обязательные отчисления в госбюджет и экологические фонды, а также добровольные в виде спонсорской помощи. Законом РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрена плата за использование природных ресурсов. Плата осуществляется как за нормативное, так и за сверхнормативное использование ресурсов, а также на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Таким образом обеспечивается материальная заинтересованность мероприятия в рациональном использовании недр, земли, руд, топлива и т.д. Предусматривается плата за негативное воздействие, к которому относятся выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, шумовое, тепловое, электромагнитное и др. виды загрязнения. Плата производится как за нормативное, так и за сверхнормативное загрязнение, причем в последнем случае увеличивается в несколько раз. Кроме того, затраты на оплату загрязнения в пределах установленных лимитов включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов – за счет прибыли предприятия. Согласно закону РФ, внесение платы за негативное воздействие не освобождает от выполнения мероприятий по охране окружающей среды. 90% оплаты идет на счет экологических фондов и только 10% в доход местного бюджета. Для заинтересованности предприятия в охране окружающей среды существует льготное налогообложение, субсидирование, льготное кредитирование. Экологические налоги способствуют компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом. Предприятия, занимающиеся природоохранной деятельностью, не облагаются или облагаются меньшими налогами. Как правило, федеральный бюджет получает доходы с предприятий, находящиеся в федеральной собственности, а бюджет субъектов федерации – от своих предприятий. Кроме того, субъект федерации может ввести свои налоги. Субсидии, получаемые предприятиями, призваны тратиться для развития новых безотходных технологий, использования нетрадиционных видов энергии и др. Для предприятий нашим законодательством предусмотрено добровольное и обязательное экологическое страхование. Средства, получаемые от застрахованных предприятий, позволяют проводить природоохранные мероприятия и компенсировать убытки, возможные в случаях техногенных катастроф, аварий и стихийных бедствий. Однако страховая компания может отказать в выплате компенсации за ущерб, если предприятие неоднократно предупреждалось о технических неисправностях, могущий повлечь загрязнение окружающей среды, и не предпринимало попыток к их устранению. Помимо основных источников финансирования средства на охрану окружающей среды поступают: § От частных инвесторов, которые осознают необходимость принимать во внимание экологические аспекты будущих последствий от вложения капитала. Многие вкладывают средства в решение проблем сохранения лесов, снижение объема поступающих в атмосферу газов, вызывающих паровой эффект, сохранение биосферы, § От страховых компаний, пенсионных фондов, роль которых на рынке все увеличивается. Они располагают большими средствами и властью, которую дают эти средства, поэтому должны учитывать угрозу окружающей среде и возможности, которыми они располагают для уменьшения этой угрозы. § За счет целевых банковских кредитов на природоохранные мероприятия. § От иностранных инвесторов. Международные организации такие, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и др. выделяют большие средства на финансирование экологических программ. Могут привлекать кредиторов и инвесторов из частного сектора для создания сбалансированной экономики. Так в 1996 году Россией был получен гранд на сохранение биоразнообразия животного мира, а на Дальнем Востоке функционирует программа по сохранению амурского тигра за счет иностранных капиталовложений. 2. Формирование и использование экологических фондов. Для решения неотложных природоохранных мероприятий по восстановлению потерь в окружающей среде и компенсации вреда, причиненного окружающей среде на территории РФ образуются экологические фонды. Так, ранее наиболее массовой добровольной организацией были общества охраны природы, охотников, рыболовов, дружинников по охране природной среды и т.д. После, в середине 80-х годов в связи с возрастающей социально-политической активностью населения во многих регионах страны начали появляться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды). Среди них Социально-экологический союз, ассоциация «Экология и мир», Экологический фонд, Общественный комитет спасения Волги и многие другие. В 1997 году насчитывалось более 40 общественных организаций. Еще ранее в Западной Европе возникло движение «зеленых», выступающих за сохранение редких видов жизни, против ядерной угрозы и т.д. Среди российских обществ наиболее близки к целям «зеленых» Российское экологическое движение и Экологический фонд России. Фонды создаются исполнительными органами государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт- Петербурга. Вместе с Федеральным экологическим фондом России они образуют единую систему внебюджетных экологических фондов. Средства экологических фондов образуются за счет: § Средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан в виде платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов; § Средств, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафов за экологическое правонарушение. Так по закону РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица обязаны в полной мере возмещать вред, причиненный окружающей среде в результате различных видов хозяйственной деятельности; § Добровольных отчислений и взносов; § Средств за счет дивидендов, процентам по вкладам, банковским депозитам, кредитам; § Доходов от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов. Например, источники фонда в энергетике могут быть: повышение платы за электро- и теплоэнергию сверх объемов, предусмотренных договорами; доходы от применения материальных санкций к потребителям энергии; плата за недоиспользование предприятиями вторичных энергетических ресурсов; отчисления от увеличения налогов на прибыль предприятия, выпускающего и применяющего оборудование с повышенным расходованием топлива и т.д. Основные направления использования средств экологических фондов: § Осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей природной среды и населения; § Разработка и реализация программ и мер по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов; § Проведения научных исследовательских и проектных работ в области охраны окружающей среды, оценки природных ресурсов, совершенствования экономического механизма природопользования, создание безотходных технологий; § Оказание финансовой поддержки по внедрению экологически чистых технологий; § Предоставление кредитов и субсидий предприятиям, осуществляющим строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт объектов природоохранительного назначения; § Участие в создании и совершенствовании автоматизированных систем мониторинга окружающей среды; § Строительство очистительных сооружений и других природоохранных объектов; § Поддержка развития заповедников, национальных парков; § Экономическое стимулирование развития рынка экологических услуг; § Финансирование работ по введению кадастров природных ресурсов; § Разработка эколого-экономической, нормативно-методической, инструктивной документации по организации управления природопользованием; § Осуществление международного сотрудничества; § Выплата компенсаций за нанесенный ущерб здоровью людей; § Развитие экологического воспитания и образования; § Премирование за активную природоохранную деятельность; § Формирование Федерального экологического фонда РФ; § Участие в развитии материально-технической базы местных органов охраны природы. Фонды энергосбережения могут расходоваться на финансирование мероприятий по энергосбережению; предоставления беспроцентных кредитов на строительство и освоение крупного и сложного энергосберегающего оборудования и технологий; освобождение от платежей в бюджет за введение основных фондов по энергосберегающему оборудованию и технологиям; льготное налогообложение предприятий-изготовителей и потребителей энергосберегающих видов продукции; осуществление ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования; финансирование рекламы по энергосбережению. Расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью, запрещается. 3. Использование бюджетных средств и других источников в целях охраны окружающей среды в регионе, на предприятии. Согласно смете расходов целевого бюджетного экологического фонда Хабаровского края на 2002 г. средства, поступающие на его счет, планировалось расходовать на следующие мероприятия: § Разработка и осуществление целевых программ и мероприятий по оздоровлению и охране окружающей среды, обеспечение экологической безопасности населения; § Научно-исследовательские и проектные работы в области охраны окружающей среды, для создания научных основ охраны окружающей среды, разработка научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды и т.д.; § Оценка природных ресурсов; § Осуществление мониторинга окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды для обеспечения государства, физических и юридических лиц в достаточной информации; § Обеспечение государственного экологического контроля для определения исполнения физическими и юридическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды; § Строительство, создание, реконструкция природоохранных объектов; § Ликвидация последствий и проведение превентивных мероприятий по предупреждению аварий и катастроф; § Поощрение коллективов, общественных инспекторов и работников природоохранных органов; § Финансирование специнспекций и государственных природных заповедников; § Совершенствование нормирования механизмов природопользования, оценки и учета природных ресурсов и объектов, организация экспертизы; § Разработка и приобретение эколого-экономической, нормативно- методической, инструктивной документации по организации управления природопользованием; § Экологическое воспитание (просвещение, обучение, профессиональная экологическая подготовка и переподготовка); § Развитие международного сотрудничества и общественных движений; § Развитие материально-технической базы государственных органов охраны окружающей среды для осуществления краевых природоохранных мероприятий и программ; § Средства в размере 10% планировалось отдать на погашение дефицита краевого бюджета. В ходе своей деятельности предприятия так же обязаны выделять средства на охрану окружающей среды. Для примера обратимся к деятельности ЗАО А/С «Амур» при разработке месторождения «Тас-Юрях» в 2002 г. При работе на этом объекте предприятие тратит средства на: § Уплату за вредные выбросы в атмосферу. (При разработке месторождения открытым способом образуется большое количество пыли, также учитываются выбросы выхлопных газов от работающей техники. Все показатели в пределах установленных лимитов.); § Плата за использование недр в пределах установленных лимитов; § Плата за размещение отходов (порода и отработанная руда). Место нахождение отвала за пределами залегания полезных ископаемых, на площадях не пригодных для сельского хозяйства, что позволяют снизить расходы предприятия; § Плата за возможный (определенный соответствующими экспертами) ущерб, причиненный рыбному, охотничьему, лесному хозяйству; § Плата за изъятие водных ресурсов. При разработке данного проекта учитывается изъятие воды только в хозяйственных целях, в технологических процессах вода не используется. Кроме того, разработка месторождения и размещение отходов предусматривается в стороне от имеющихся там водных источников, загрязнение их вредными отходами не предусматривается, поэтому предприятию нет необходимости платить за загрязнение воды; § Использование денежных ресурсов для строения руслоотводных каналов, сооружение водосборника сточных и дождевых вод, сбор поверхностных вод с отвалов в пруды-отстойники, где осуществляется их очистка; § Сооружение пылеулавливающих и пылеочистительных установок, мероприятия по снижению производственного шума; § Экологический мониторинг: наблюдение за потенциальными и действующими источниками воздействия на окружающую среду. Сопровождается проведением дополнительных исследований согласно экологической ситуации; § Контроль источников загрязнения: за выпуском сточных вод, за переработкой, хранением и использованием экологически опасных материалов и веществ, контроль образования и хранения твердых бытовых отходов, наблюдение за эксплуатацией подъездной дороги, контроль за качеством атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод; § После отработки месторождения планируются мероприятия по рекультивации рабочей зоны: восстановление рельефа местности, противоэрозивная и укрепляющая рекультивация, восстановление нарушенных русел водотоков, вывоз и демонтаж инженерного оборудования, создание нового лесного покрова, на месте карьера планируется создать искусственный водоем; § Проведение научных исследований для выявления путей миграции животных и птиц для предотвращения размещения каналов, трубопроводов и др. искусственных сооружений на путях этой миграции; § Просветительные мероприятия, обучение персонала и т.д. Для обеспечения наиболее полного выполнения всех этих мероприятий в экспедиции имеется должность экологического руководителя. Т.о. при условии выполнения всех запланированных мероприятий данная разработка месторождения призвана нанести минимальный ущерб окружающей среде, кроме того, предприятие выделяет средства для компенсации этого ущерба. Библиографический список: 1. Федеральный закон от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001.) / Информационная база Консультант плюс: Версия Проф. 2. Приложение 10 к Закону Хабаровского края от 31.01.2002 г. №9 «Смета доходов и расходов Краевого Целевого Бюджетного Экологического Фонда на 2002 г.» / Информационная база Консультант плюс: Версия Проф. 3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов: Учебник – М.: Аспект Пресс 1998. 4. Гринин А.С. Экологический менеджмент: Учебное пособие/ А.С. Гринин, Н.А. Орехов, С. Шмидхейни. – М.: ГОНИТИ, 2001. 5. Коробкин В.И., Предельский Л.В. Экология. – Ростов-на –Дону: Феникс, 2001. 6. Экономика природопользования российского Дальнего Востока на рубеже веков: Материалы научной конференции, Хабаровск 10-12 декабря 1998г. – Хабаровск: ХГТУ, 1999. 7. Проект строительства горно-обогатительного комплекса «Тас-Юрях». Часть: «Охрана окружающей природной среды. – Хабаровск, 2002 г. Тестовые задания по экономике природопользования. Выполнила студентка факультета «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», группы 3 БУ (в) 1 Ершова Марина Игоревна Проверил:__________________________________________________ 1. б 2. а 3. е 4. б 5. б 6. г 7. д 8. г 9. г 10. б