Каталог :: Биология

Реферат: Определение группы риска по нек. антропометрическим измерениям уч-ся 10-х классов

                                Оглавление                                
                    1. Титульный лист ......................1                    
2. Оглавление ........................2
3.     Введение.........................3
4.     Главы основной части
Глава I. Измерение роста, окружности грудной клетки, определение
массы тела.......................
Глава II. Определение гармоничности телосложения .......
Глава III. Определение правильной осанки.............
Глава IV. Определение физической нагрузки, факторов риска,  уровня
здоровья и степени адаптации к среде..........
5. Заключение.......................
6. Литература........................
7. Приложение.......................
     

Актуальность темы

Установлено, что в развитии человека существуют определенные критические периоды, в которые соответствующие двигательные или умственные функции развиваются особенно быстро. Так, например, в 10-14 лет интенсивно увеличивается общая выносливость организма за счет роста объема мышечной массы организма и увеличения вентиляционной функции легких. Мышечная сила наиболее интенсивно нарастает от 13 до 16 лет. В период полового созревания происходит интенсивный рост организма, его формирование (Л.П.Анастасова и др., 1997). Организм человека формируется в условиях определенной социальной и природной среды, которые влияют на физиологические изменения. Характер этих изменений определяется тем образом жизни, который ведет человек, теми условиями, в которых он растет и развивается. Это условия быта, питания, обучения и др. (Т.В.Кучер и И.Д.Колпащикова, 1996). Антропометрические измерения позволяют получить объективные данные о важных морфологических параметрах тела – длине, массе, окружности груди и др. Они являются основой соматометрических методов изучения физического развития человека. 1. Ухудшение качества жизни, деградация природной среды, условия обучения в школе и другие факторы оказывают негативное влияние на физическое развитие детей и на их здоровье. (Ф.Ф.Даутов, 1980; С.Д.Лидер. и У.У.Холанд, 1981; Е.А.Криксунов, 1997). С целью разработки мер по улучшению здоровья в раннем возрасте и устранения отрицательных факторов окружающей среды представляется актуальным изучение антропометрических данных учащихся и сравнение их со среднестатистическими для данного возраста. Цель работы Измерение отдельных антропометрических показателей учащихся 10-х классов с целью определения путей устранения факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на физическое развитие и здоровье детей и разработки рекомендаций по улучшению здоровья группы риска. Задачи исследования - определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным; - оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул; - определение правильной осанки; - определение уровня физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде; - выявление группы риска; - определение путей устранения негативных факторов окружающей среды и разработка рекомендаций по улучшению здоровья учащихся. Практическая значимость работы состоит в подготовке информации о некоторых антропометрических показателях учащихся 10-х классов и их соответствии среднестатистическим данным, а также в разработке практических рекомендаций группе риска.

Положения, выносимые на защиту

- рост и масса тела являются индивидуальными показателями и не у всех соответствуют среднестатистическим данным; - многие факторы и условия, отрицательно влияющие на антропометрические показатели, созданы самими учащимися; - значительный процент учащихся имеет неправильную осанку; - большое количество учащихся имеет слабое физическое развитие. Методы исследования Измерение роста, окружности грудной клетки, определение массы тела проводились с помощью соматометрических методов. Оценка показателей физического развития проводилась по формуле расчета гармоничности телосложения. Определение правильной осанки по формуле расчета показателя состояния осанки (соматоскопический метод исследования). Для определения уровня физической нагрузки, факторов риска, отношения к здоровью, уровня здоровья и степени адаптации к среде проводилось тестирование учащихся. Для обработки результатов и формулировки выводов применены аналитический и графический методы исследования. Структура и объем работы Работа состоит из 4-х глав и включает титульный лист, оглавление, введение, основную часть с анализом данных, выводы, список используемой литературы, 9 приложений. Работа изложена на 28 страницах текста, набранного на компьютере, содержит 8 рисунков, 5 таблиц. Указатель литературы включает 14 источников. Глава 1. Измерение роста, окружности грудной клетки, определение массы тела Антропометрия - совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков. В ней различают соматометрические методы – длина и масса тела, диаметры (окружности) грудной клетки, соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата и другие (В.С.Рохлов,В.И.Сивоглазов, 1999; Н.Г. Блинова и др., 2000 ). Данные многих исследований в различных странах мира показывают, что рост, масса тела и другие морфологические показатели играют важную роль в физиологии человека, его здоровье напрямую зависит от этих показателей. Так, низкий рост ряда народов тропических стран – следствие недостатка белка в пище. В тех районах, где нарастает потребление белка, жизнь стала более продолжительной. Избыточная масса тела значительно сокращает среднюю продолжительность жизни. У детей и подростков высокогорья процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Для жителей высокогорья Памира характерен сравнительно низкий уровень основного обмена веществ, который находится в прямой зависимости от функции щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы не только регулируют основной обмен веществ, но и играют важную роль в процессе работы и развития организма ( Т.В.Кучер, И.Ф.Колпащикова, 1996). Таким образом, масса тела, которая находится в прямой зависимости от роста, является одним из основных показателей, быстро реагирующих и изменяющихся под влиянием различных экзогенных и эндогенных факторов. На одном из этапов работы проводилось измерение роста, окружности грудной клетки и определение массы тела. Была вычислена также экскурсия грудной клетки – разница между величинами окружностей на вдохе и на выдохе. Результаты всех измерений приведены в таблице 1 и на рисунках 1, 2, 3, 4. Близки к среднестатистическим показатели веса у 62% учащихся (коридор 4), показатели роста у 58% (коридор 4), окружности груди у 74% (коридор 4). «Коридор» процентных величин характеризует встречаемость показания данного признака в различных половых и возрастных группах (В.С.Рохлов,В.И.Сивоглазов, 1999; Н.Г. Блинова и др., 2000 ). Чем ближе к центру значения «коридоров», тем ближе показатели к среднестатистическим данным (приложение 1).

Рис 1. Показатели роста учащихся 10-х классов в %

Рис. 2. Показатели экскурсии грудной клетки

учащихся 10-х классов в %

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в % В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов. Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76, а для мальчиков - Рост=6*возраст+77. Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см. Глава II. Определение гармоничности телосложения Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле: Окружность груди х 100 Рост При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.

Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2. Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в % В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3. Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997). Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие ( В.П.Похлебин, 1992). Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья. Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью. Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении. Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления. Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных. При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997). При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно- двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям. Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3). На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу: А = ширина плеч*100% величина дуги спины , где А – показатель осанки. Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7. Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными: - 100-110% - нормальная осанка; - менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки; - 90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки. Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки. 36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников. Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001). Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в % Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3. Таблица 3 Результаты тестирования

Тесты

Количество испытуемых в %

«Факторы риска»
Неправильно питаются64
Курят22
Испытывают частые стрессы50
Бывает высокое давление28
Испытывают гиподинамию24
Имеют избыточный вес8
Имеют фактор наследственности58
Имеют: 1-2 фактора риска42
3-4 фактора риска32
5 и более факторов риска26
«Здоровье»
Серьезно относятся к здоровью4
следят за здоровьем16
на пути к здоровью28
не следят за здоровьем52
«Физическая нагрузка»
Отличная24
Хорошая36
Удовлетворительная28
Неудовлетворительная12
Из данной таблицы видно, что более 50% учащихся не следят за своим здоровьем, 64% неправильно питаются, 58% имеют фактор наследственности, довольно много учащихся (22%) курят, более 20% испытывают недостаток движения, 50% постоянно подвергаются стрессам, около 50% имеют 3-5 факторов риска. На одном из этапов исследований учащимся 10 классов и их родителям было предложено определить свой уровень здоровья и степень адаптации к среде по методу украинского ученого В.С. Язловецкого (В.А.Иванченко, 1994). Оценка ведется в условных единицах - баллах или очках – по следующим признакам: 1. Оценка по возрасту. Каждый год до 20-ти лет дает 1 балл. От 20 до 40 баллы не прибавляются. После 40 лет за каждый прожитый год отнимается один балл от 40. Например, для возраста 50 лет дается оценка 30 баллов (40- 10). 2. Оценка по соотношению роста и массы тела. Согласно формуле, должный вес = рост - 100. Если истинный вес превышает должный более чем в 5 кг, то от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если истинный вес меньше должного на 5 - 10 кг, то оценка увеличивается на 5 баллов. 3. Оценка по фактору риска - курению. Некурящие получают дополнительно 30 баллов. 4. Оценка фактического здоровья по пульсу. Если пульс в состоянии покоя ниже 90 уд./мин, то за снижение его на один удар в минуту, например, в результате физических тренировок, оздоровительного бега, к общей сумме всех показателей прибавляется один балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 уд./мин., то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитайте один балл. 5. Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок. Для этого необходимо посчитать пульс в покое и после двухминутного бега в темпе 180 шагов в минуту через четыре минуты отдыха. Если пульс полностью восстановился, к оценке здоровья приплюсовывается 30 баллов. Если пульс выше исходного - значит, восстановление неполное, резервы сердечно - сосудистой системы невелики, и от 30 вычитается избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей сумме (оценке) здоровья. 6. Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма. Если вы регулярно занимаетесь оздоровительным бегом, ходьбой, плаваете в бассейне или ездите на велосипеде, выполняете утреннюю гигиеническую гимнастику, то к общей сумме прибавляется 10 баллов. Если вы ведете малоподвижный образ жизни и не ходите пешком, словом, у вас гиподинамия, то необходимо уменьшить общую сумму на 20 баллов. Необходимо сложить все шесть показателей. Оценку уровня здоровья можно произвести по специальной таблице 4. Анализ данных показывает, что довольно большое количество учащихся 10 классов имеет низкий уровень здоровья и недостаточную адаптацию. Это значит, что они в большей степени, чем другие, подвержены влиянию отрицательных факторов окружающей среды. Таблица 4 Уровень здоровья и степень адаптации к среде

Уровень здоровья и степень адаптации к среде

Количество

баллов

Оптимальный уровень здоровья и адаптации, отличное состояние здоровья101 и более

Хороший уровень здоровья и адаптации, состояние здоровья среднее и хорошее61 – 100

Удовлетворительный уровень здоровья с нарушением механизмов адаптации, состояние здоровья удовлетворительное41 – 60

Неудовлетворительный уровень здоровья с недостаточной адаптацией, практически здоров21 – 40
Неудовлетворительный уровень здоровья со срывом адаптации, предболезнь20 и менее

Такие результаты, по-видимому, связаны с возрастными особенностями данной группы лиц: в подростковом возрасте у организма еще много внутренних резервов. Но, тем не менее, 4% учащихся уже находятся в состоянии предболезни (на рис.8 это обозначено фиолетовым цветом), 12% имеют неудовлетворительный уровень здоровья, 22% - удовлетворительный с нарушением механизмов адаптации. Это объясняется наличием большого количества факторов риска и легкомысленным отношением к здоровью, высокими психическими нагрузками и низким уровнем физическом активности: такой дисбаланс может пагубно сказаться в дальнейшем. В таблице 5 отражены все результаты тестирования. Полученные неутешительные результаты исследований говорят о неблагоприятных условиях, в которых растет и развивается организм учащихся. И многие из этих условий созданы самими подростками. В данной и предыдущих главах недостаточно глубоко рассматриваются вопросы наследственной предрасположенности и не изучались многие факторы окружающей среды в школе и в быту (учебная нагрузка, психологический климат и др.). Они не являлись предметом исследования в данной работе. Однако их необходимо учитывать при изучении физического развития и здоровья учащихся. Рис. 8. Оценка уровня здоровья и степени адаптации к среде учащихся 10–х классов Заключение Выводы На основании антропометрических измерений можно сделать следующие выводы: 2. Выявлена группа риска среди учащихся 10-х классов по несоответствию длины и массы тела, величины окружности груди, экскурсии грудной клетки среднестатистическим данным. 3. Процент учащихся, несоответствующих среднестатистическим показателям, составил: по росту – 42%; по массе тела – 38%; по экскурсии грудной клетки – 50%; по окружности груди – 26%; по состоянию осанки – 78%. 4. Большой процент учащихся с нарушением осанки связан в значительной степени с несоответствием высоты парт росту учащихся. 5. Тестирование учащихся показало, что 40% имеют недостаточную физическую нагрузку, 76% имеют 3-5 факторов риска, 28% уделяют мало внимания своему здоровью, 54% не следят за здоровьем. 6. 22% учащихся имеют недостаточную степень адаптации к среде и удовлетворительный уровень здоровья. 7. Изменение неблагоприятной ситуации в группе риска возможно благодаря изменению их образа жизни, что во многом зависит от самих учащихся. 8. Результаты исследований указывают на то, что необходима пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и проведение ряда мероприятий по улучшению условий их жизни (особенно группы риска). Практические рекомендации 1. Для улучшения здоровья и повышения уровня адаптации необходимо начать комплекс закаливающих процедур: прогулки на свежем воздухе, обливание, посещение сауны (после консультации с врачом), обязательное выполнение утренней зарядки, занятия по индивидуальной программе, в чем может помочь учитель физкультуры. 2. Примерный комплекс упражнений для утренней зарядки, а также примерные программы закаливания приведены в приложении 7 и приложении 8. 3. При обсуждении результатов измерений учащимся следует пояснить, что отличия их данных от приведенных в таблицах совершенно естественны и не всегда говорят об отклонениях в здоровье. Однако, зная средние величины, можно корректировать питание, интенсивность физических нагрузок. Человек может решить, что ему делать: худеть, поправляться, заниматься дыхательными упражнениями или чем-то другим. 4. В школе необходимо открыть группы ЛФК. 5. Объяснить учащимся необходимость формирования правильной осанки. Рекомендовать не поднимать тяжести, правильно сидеть за столом (приложения 2,3), выполнять упражнения для формирования правильной осанки (приложение 9). 6. При легком нарушении осанки ослаблен лишь мышечный аппарат. Правильная поза легко восстанавливается, если предложить испытуемому подтянуть таз вперед и втянуть живот. При лордозе средней тяжести правильная поза достигается с некоторым трудом, а при тяжелой форме ее достичь уже не удается, потому что уже произошли изменения в скелете («Я иду на урок биологии», 2001). 7. Установлено, что растяжение зон роста вызывает их раздражение и усиление интенсивности деления клеток, образующих кость Чем большее растяжение испытывает кость, тем быстрее растет она в длину. Зная это, можно определить, какие физические упражнения могут способствовать ускорению роста. Прыжки любого рода, упражнения на перекладине, занятия волейболом, баскетболом, плаванием ведут к раздражению точек и роста и к его ускорению. Зоны роста располагаются на концах длинных костей и суставных головок. Благодарности Помощь в оформлении работы (рисунки к приложениям 2,3,9) оказали учащиеся 10Г класса Емельяненко Анна, Клименко Вера. Распечатала текст на цветном принтере Павлова Вероника. Список литературы 1. Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М: Просвещение, 1997. 2. Блинова Н.Г. и др. Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Владос, 2000. 3. Даутов Ф.Ф. и др. Заболеваемость детей, проживающих в районах города с различным уровнем загрязненности атмосферного воздуха./Гигиена и санитария, 1980, №11, стр. 3-5/. - Казань: КГУ, 1997. 4. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – С-П.: Комплект, 1994, стр. 10-12, стр. 263-266. 5. Криксунов Е.А. и др. Экология, 9 класс. – М.: Дрофа, 1997. 6. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география, 10-11 класс. – М.: Просвещение, 1996. 7. Лидер С.Д., Холланд У.У. Влияние окружающей среды на заболеваемость и развитие детей./ Медицина окружающей среды. – М.: 1981. 8. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье. – М.: 1987, стр. 14. 9. Морев П.П. День без физкультуры – подарок болезни. – Казань:1993, с. 124. 10. Санитарные правила и нормы. 2.1.2. Школьные учреждения. - М.: Минздрав России, 2001. 11. Похлебин В.П. Уроки здоровья. – М.: Просвещение, 1992. 12. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. - М.: Академия, 1999. 13. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. – М.: Наука, 1991. 14. Я иду на урок биологии \Сборник дидактических материалов\. - М.: Первое сентября, 2001.