Каталог :: Биология

Реферат: Нетрадиционные учения о происхождении человека

                        Колледж информационных технологий                        
                                     Реферат                                     
                                    на тему:                                    
                             «Нетрадиционные учения                             
                            о происхождении человека»                            
Выполнила:
Жирова Анастасия
Группа I – 02
Преподаватель:
Кобцева Н.Х.
                               Пятигорск, 2002 г.                               
     
     
                 1.  История представлений о возникновении жизни                 
Многотысячелетняя история Homo sapiens знала не од­ну гипотезу о путях
возникновения жизни и о месте челове­ка в системе живых существ.
В этом вопросе с древности существуют две противо­положные точки зрения, одна
из которых утверждает воз­можность происхождения живого из неживого — теория
абиогенеза; другая — теория биогенеза — отрицает само­произвольное зарождение
жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что
жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направ­лений и
происходила борьба в вопросе о возникновении жиз­ни на всем протяжении
истории науки.
Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строго научную
почву и тем самым обосновать пра­вильность теории абиогенеза. Они дают
возможность наме­тить те факторы, которые привели к превращению неживой
материи в живую, и те пути эволюции веществ, которые мог­ли привести к
возникновению живого.
               2.  Представления древних и средневековых философов               
Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то
время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится
к такому явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (V в. до
н. э.) приписывал деревьям способность нести яйца. Неудивительно поэтому, что
даже такой крупный уче­ный, как Аристотель (IV в. до н. э.), высказывал
аналогич­ные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Незнание спо­собов
размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того,
что для них считалась возмож­ной способность возникновения из мертвых
остатков живых существ или из неорганических веществ. Например, вшам
Аристотель приписывает происхождение из мяса, клопам — из соков тела
животных, а дождевым червям — из ила прудов.
Взгляды на происхождение жизни в средние века следу­ет также расценивать как
следствие невежества, которое по мере накопления положительного знания
уступало место бо­лее правильным представлениям. Однако, поскольку авто­ритет
Аристотеля поддерживался средневековой церковью, идея самопроизвольного
зарождения господствовала в умах длительное время и направляла средневековых
алхимиков на поиски рецепта искусственного превращения неживого вещества в
живую материю. Сюда относятся рецепты при­готовления мышей из пшеницы при
помощи «фермента», исходящего от грязной рубашки; приготовление человека из
гниющих жидкостей человеческого тела — мочи и кро­ви, а также многие другие.
В более позднее время открытие микроскопа расширило представления о строении
организма и показало сложность строения таких, например, существ, как
насекомые, кото­рые до того причислялись к простейшим организмам.
Соот­ветственно этому была взята под сомнение и сама возмож­ность их
зарождения из неживого.
Первые опыты в этом направлении принадлежат италь­янскому ученому Ф. Реди
(середина XVII в.). Он покрыл кисеей, не ограничивающей доступ воздуха, мясо и
показал, что при этом на мясе не появляется личинок мясной мухи, которая обычно
откладывает оплодотворенные яйца на гниющем мясе. Таким образом, и для этих
насекомых ока­зался справедливым принцип «все живоеиз живого». 
Чрезвычайно важны в этом отношении взгляды английско­го ученого В. Гарвея (XVI
в.). Ему принадлежит большая ра­бота по размножению, в которой он провозгласил
принцип «все живоеиз яйца». Правда, и Гарвей отдал дань
пред­ставлениям своей эпохи, допуская возможность самозарож­дения для таких
животных, как насекомые или черви.
С другой стороны, благодаря микроскопу было откры­то существование огромного
числа мельчайших живых су­ществ, организованных еще проще, чем насекомые,
черви и другие из ранее известных животных. К этому следует добавить еще
микроорганизмы, в огромных количествах заселяющие растворы органических
веществ. Все эти об­стоятельства благоприятствовали тому, что идея
самозаро­ждения получила кажущееся подкрепление.
Среди работ этого направления следует отметить первые по времени
экспериментальные исследования ирландского священника Д. Нидгема (1748),
который закупоривал кол­бы, наполненные питательным раствором, и подвергал их
нагреванию на тлеющих углях. Высокая температура, по мнению автора, должна
была убить все зародыши, которые могли бы проникнуть в колбу извне. Тем не
менее спустя несколько дней в колбах в изобилии появлялись микроорга­низмы,
что служило для Нидгема неопровержимым доказа­тельством их зарождения из
неживой материи.
Взгляды и исследования Нидгема нашли широкий от­клик среди ученых того
времени и долго еще служили опо­рой теории самозарождения. Многие ученые
повторяли и модифицировали опыты ирландского священника, но не всегда
получали одинаковые результаты.
                             3.   Работы Л. Пастера                             
Окончательное поражение воззрениям о самозарожде­нии нанесли блестящие
исследования французского микро­биолога Пастера, проведенные в семидесятых
годах прошло­го столетия. Успех этих работ был подготовлен всем
пред­шествующим развитием проблемы.
Пастер придал своим заключениям исключительную убедительность благодаря
прекрасно задуманным и осуще­ствленным им экспериментам. Последние имели
целью не только доказать правильность положений автора, но и вы­явить ошибки
его противников и вскрыть причины отдель­ных неудач его предшественников.
Пастер заполнял баллон питательной средой, а шейке колбы придавал S-образную
форму. Кипячением из баллона выгонялся воздух, который при остывании жидкости
воз­вращался обратно. Микроорганизмы из воздуха при этом оседали на изгибе
шейки, и жидкость в баллоне оставалась стерильной неопределенно долго. Стоило
только отрезать шейку колбы, как через несколько дней в жидкости появля­лись
бактерии. Появления их можно было также добиться, наклоняя баллон и смывая
микроорганизмы, осевшие в из­гибе трубки.
Работы Пастера явились переломным моментом в исто­рии учения о происхождении
жизни. Вопрос о самозарож дении в том виде, в каком он был поставлен,
разрешился в отрицательном смысле, и принцип «все живое — из жи­вого» для
всех известных существ мог по праву считаться справедливым и не знающим ни
одного исключения.
Вопрос о происхождении жизни, однако, не был разре­шен опытами Пастера — он
был только заново поставлен, но на этот раз вполне научно. Тому
способствовали расшире­ние и углубление представлений о жизни, особенно
учение о клетке как основе жизни, и развитие физико-химических наук. После
Пастера в учении о происхождении жизни ни микроорганизмы вообще, ни известные
нам даже наиболее просто устроенные их представители не рассматриваются
больше как источники появления в современных условиях более сложных живых
существ. Вопрос этот переносится на клетку с ее сложным химическим составом и
строением. Проблема получает более конкретную формулировку, ибо ставится
вопрос не только о происхождении простейших клеток, но и о возможности ее
искусственного создания из неорганических веществ.
Наряду с этим вновь появились старые представления о непрерывности и вечности
жизни, также вооруженные новейшими достижениями в области биологии,
астрономии и физики.
Теории вечности жизни в современном виде возникли почти одновременно с
появлением работ Л. Пастера и на первый взгляд являются логическим выводом из
послед­них.
Одной из первых подобных теорий следует признать тео­рию панспермии, в
основной своей форме провозглашенную немецким ученым Г. Рихтером в 1865 г.
Согласно Рихтеру, жизнь на Земле не возникала из неорганических веществ, а
была занесена с других планет. В связи с этим, естественно возникал вопрос о
том, насколько возможно такое перенесе­ние жизни с одной планеты на другую
через огромные про­странства, их разделяющие. Доводы в пользу возможности
такого хода событий черпались в области физики, и неуди­вительно поэтому, что
защитниками этой теории явились в первую очередь представители этой науки,
выдающиеся ученые Г. Гельмгольц, Г. Томсон, С. Аррениус, П. Лазарев.
Вопрос сводился к двум основным пунктам: при помо­щи каких сил может
происходить перенос зародышей жиз­ни с одной планеты на другую и могут ли эти
зародыши сохранять жизнеспособность во время путешествия по кос­мическому
пространству?
Согласно представлениям Томсона и Гельмгольца, спо­ры бактерий и других
микроорганизмов могли быть зане­сены на Землю с метеоритами. Современные же
сторонники теории панспермии полагают, что основная масса орга­нических
веществ, явившихся материалом, из которого возникали живые существа,
доставлена на планету метео­ритами.
Лабораторные исследования вскоре продемонстрирова­ли высокую устойчивость
живых организмов к неблагопри­ятным воздействиям. Например, длительное
выдерживание спор и семян растений в жидком кислороде или азоте удава­лось
без нарушения их жизнеспособности.
Теория панспермии не может, однако, служить для раз­решения вопроса о
происхождении жизни, она лишь пыта­ется объяснить появление жизни на Земле,
но не ее первое возникновение. В этом смысле она только отодвигает про­блему,
не разрешая ее. Развитием подобных представлений можно считать теории
вечности жизни, одна из которых выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880
г. и на­шедшая отклик со стороны академика В. И. Вернадского, автора учения о
биосфере.
По Прейеру, проблемы происхождения жизни вообще нет. Он рассматривает жизнь
как существующую вечно. Более того, он ставит вопрос о происхождении неживого
из живого, ему предшествовавшего во времени. Соответст­венно этому ученый
рассматривал раскаленные массы формировавшегося земного шара как гигантские
живые ор­ганизмы со своим особым обменом веществ. По мере осты­вания Земли
эти массы распадались на части, которые не могли вновь слиться и поэтому
выпадали из жизненно­го круговорота. Они-то и составляли неорганическую при-
Роду.
                4.Материалистические теории  происхождения  жизни                
Проблема происхождения жизни для теорий вечности жизни не существует по той
простой причине, что эти тео­рии стирают различия, существующие между живым и
не­живым. Поскольку эти теории исходят из единства ком­плекса живое
неживое, для них не существует и вопроса о происхождении одного от другого.
Совсем иначе обстоит дело, если принять наличие специфических различий меж­ду
живой и неживой материей — в этом случае сам собой возникает вопрос о
возникновении этих различий. Разре­шение настоящего вопроса, естественно,
неразрывно связа­но с теми представлениями, которые существуют о природе
различий между неживой материей и живыми организ­мами.
Правильная постановка этого вопроса стала возможной лишь после исследований
Л. Пастера и в связи с расшире­нием и углублением самого понятия живого.
Особенное зна­чение в истории проблемы имела теория немецкого ученого Э.
Пфлюгера (1875).
Вопрос о происхождении жизни для Пфлюгера, как и для современных ученых,
сводился к вопросу о происхож­дении белковых веществ и о той внутренней их
организа­ции, которая составляет характерное отличие белков живой
«протоплазмы». Автор соответственно разбирает различия между «живым» и
«мертвым» белком, из которых основное заключается в неустойчивости «живого»
белка, его способ­ности к изменениям в отличие от инертного «мертвого»
бел­ка. Эти свойства «живого» белка во времена Пфлюгера при­писывали наличию
в молекуле белка кислорода. Это воззре­ние в настоящее время оставлено. Из
других представлений о различиях между «живым» и «мертвым» белком ученый
останавливается на содержании в молекуле «живого» белка группы циана, CN, и
соответственно этому он пытается соз­дать представление о происхождении этого
основного для белковой молекулы радикала. В соответствии с этим,
иссле­дователь считает, что цианистые соединения возникли еще в то время,
когда Земля представляла собой расплавленную или раскаленную массу. Именно
при этих температурах
в лаборатории удается получить указанные соединения ис­кусственным путем.
Впоследствии, при охлаждении земной поверхности, соединения циана с водой и с
другими хими­ческими веществами привели к образованию белковых ве­ществ,
наделенных «жизненными» свойствами.
В теории Пфлюгера, в настоящее время устаревшей, цен­ным является
материалистический подход к проблеме про­исхождения жизни и выделение белка
как важнейшей со­ставной части протоплазмы. Происхождение белковых ве­ществ
можно представить себе и иначе. И действительно, вскоре после Пфлюгера
появились другие попытки подойти к разрешению этого вопроса с биохимической
стороны. Одной из таких попыток является теория английского уче­ного Дж.
Эллена (1899).
Первое появление азотистых соединений на Земле, в противоположность Пфлюгеру,
Эллен приурочивает к то­му периоду, когда пары воды вследствие охлаждения
сгу­стились в воду и покрыли поверхность Земли. В воде были растворены соли
металлов, имеющие первостепенное значе­ние для образования и деятельности
белка. В ней же содер­жалось известное количество углекислоты, которая
вступа­ла в соединение с оксидами азота и с аммиаком. Последние могли
образоваться при электрических разрядах, имевших место в воздухе, содержащем
азот.
Уже эти теории, относящиеся к концу прошлого столе­тия, ясно намечают
основное направление, по которому и в настоящее время идет развитие проблемы
возникновения живого.
                                  Библиография:                                  
1.      Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Для средних специальных
заведений. М.: Высшая школа, 1995